Содержание и форма

форма и Содержание — неразрывно связанные приятель с втором понятия, говорящие о том, что сообщено в художественном произведении (содержание) и как это сообщено (форма).

Кроме того самое простое чувство либо идея нужно должны быть выражены (в первую очередь в слове).

Восклицание («ай», «ох» и т. п.) уже говорит о каком?то переживании — эмоции, которое доходит до нас через слово (в данном случае — междометие), по нему мы уже в состоянии делать выводы о содержании этого эмоции: боли, эйфории, удивления и т. п.

В дневнегреческой мифологии правосудие изображалось в виде дамы (богини Фемиды) с завязанными глазами, с клинком в одной руке и весами в второй. Это означало, что правосудие беспристрастно, не взирает на лица, строго наказывает виновных, но совершенно верно взвешивает все их поступки, не ошибается.

Повязка, клинок, весы — это в данном случае форма, высказывающая значительные черты содержания, конкретно раскрывающая сущность правосудия.

Чем сложнее содержание, тем богаче, разностороннее должна быть форма, его высказывающая. И напротив, по форме мы судим о многообразии содержания, в данном случае о беспристрастности, точности и строгости Фемиды.

В мастерстве, которое пытается к тому, дабы дать представление о жизни во всей её конкретности и многообразии, формы и соотношение содержания получает особое значение.

Ф. М. Достоевский передает слова В. Г. Белинского (сообщённые при их первой встрече), характеризующие эту важность формы в мастерстве: «Вы, живописцы, одной чертою, разом, в образе выставляете самую сущность, дабы ощупать было рукою, дабы самому нерассуждающему читателю стало внезапно все, все ясно! Вот тайна художественности, вот правда в мастерстве» (Ф. М. Достоевский. Письма).

Идейно-тематическая сущность произведения искусства делается для нас в первую очередь (скажем, в романе) ощутимой благодаря взаимоотношению действующих лиц. Эти взаимоотношения обнаруживаются в событиях, т. е. в сюжете. В зависимости от характера событий обращение действующих лиц получает личную окраску (в связи, само собой разумеется, с их собственными особенностями).

Так, содержание выражается через все стороны произведения (характеры, сюжет, язык), оно как бы переходит в форму. И напротив, принимая обращение персонажей, замечая их поступки, мы начинаем глубже воображать себе и тему, и идею произведения, тут форма как бы переходит в содержание.

Разбирая произведение, мы должны стремиться к такому его пониманию, которое продемонстрирует нам содержание и форму в их взаимоотношениях, в их взаимопереходах (в отечественном примере: попытаться уловить сущность правосудия через конкретные приметы воплощающего его вида Фемиды и в один момент осознать эти приметы как значительные показатели правосудия).

Ясно, что формы и взаимоотношение содержания свойственно всем областям идеологии, но в мастерстве оно выступает по?собственному — в образе, говоря словами В. Г. Белинского, выставляющем самую сущность художественного произведения.

Поучительны слова А. П. Чехова, сообщившего, с каким трудом достигает автор таковой полноты и формы единства и внутреннего содержания: «Нужно рассказ писать 5–6 дней и думать о нем все время, пока пишешь… Нужно, дабы любая фраза пролежала в мозгу два дня и обмаслилась… рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечеркнуты на протяжении и поперек, потерты и покрыты латками, в собственную очередь перечеркнутыми…»

Тут светло продемонстрировано, в какой мере тяжёл данный поиск писателем высказывающего (т. е. формы) для полноты раскрытия высказываемого (т. е. содержания) и в какой мере высказываемое раскрывается только через многосторонность и богатство высказывающего, обретающего благодаря ему конкретность и определённость.

Как трудиться над конспектом

Перед тем как начать конспект, пристально прочтите текст конспектируемого произведения, разработайте замысел, выделив в каждого отрывка основную идея и коротко её сформулировав; получаются как бы распространенные заглавия отрывков. Потом изложите любой пункт замысла подробнее, перевоплотите «заголовки» отрывка в тезис, т. е. в развернутое положение, еще не подтвержденное фактическим материалом конспектируемого произведения. В то время, когда вы расширите тезис, т. е. подтвердите его фактами и соображениями, каковые приводит создатель, у вас и окажется конспект. Вы имеете возможность включить в него цитаты (непременно с указанием страниц, откуда они забраны), имеете возможность создать текст, стилистически близкий к конспектируемому, имеете возможность сжато изложить конспектируемый текст — все это правомерно. Принципиально важно лишь, дабы вы не злоупотребляли цитированием и не увлекались подробным пересказом. База конспекта — тезис.

Формы конспекта разны. Вы имеете возможность, к примеру, разработать замысел текста, расчленив конспект пунктами этого замысла как подзаголовками. Рекомендуется вписывать цитаты в конспект вторым цветом, самые важные места подчеркивать либо выделять громадными буквами. Полезно показывать в конспекте страницы произведения: это облегчит вам работу с книгой.

Перед конспектом необходимо выписать полное наименование конспектируемого произведения; если оно помещено в сборнике — то наименование сборника, в котором оно напечатано, и год и место издания. В тетради с конспектом должны быть широкие поля для ваших заметок.

Особенный вид конспектирования — запись за лектором. Учителя в школе обыкновенно оказывают помощь своим слушателям, время от времени легко диктуя положения, каковые нужно записать. Но уже в школе нужно приучиться вольно конспектировать устную обращение. Не стремитесь к дословной записи. Выделяйте основную идея и смотрите за её развитием. После этого сравните собственную запись с записями товарищей. Результатом неспециализированной работы явится полноценный и правильный конспект лекции.

Лекция 1.2 | Форма и/или содержание | Сергей Федоров | Лекториум


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: