Ворог пальма салю гало| зака| ла||к жел 8 глава

На первых порах ученикам предлагается обрисовать один предмет. После этого им предлагаются два родственных предмета. Ученики сперва обрисовывают любой из них, а позже выполняют сравнительный анализ этих предметов.

При работе с первым рассказом логопед оказывает помощь детям вопросами. В будущем лишь задаёт вопросы, о чем нужно поведать сперва, о чем позже и т. д. При затруднении либо неточностях в окончаниях прилагательных оказывает помощь детям вопросами: какой? какая? какие конкретно?

I. Прослушайте рассказ. Разглядите картины. Ответьте на вопросы. Перескажите рассказ.

Стр.90

Оборудование: контурное изображение собаки; раскрашенные изображения ушей, туловища, хвоста данной собаки; абсолютно раскрашенное изображение данной же собаки.

Собака Кнопка.

Это собака, ее кличут Кнопка. Она рыженькая с белой грудкой. Шерсть у нее пушистая и лохматая. Ушки у нее долгие, висячие и также лохматые. Хвостик у Кнопки мелкий и пушистый.

Вопросы:

Как кличут собаку? Какие конкретно у нее ушки?

Какого именно она цвета? Какой у нее хвостик?

Какая у нее шерсть?

2. Прослушайте рассказ. Разглядите картины. Поведайте, какая кошка.

Оборудование: контурное изображение кошки и раскрашенные изображения ее ушей, туловища, лапок и хвоста; раскрашенное изображение данной же кошки.

Кошка Цыганка.

Эту кошку кличут Цыганка. Она вся тёмная, а грудка у нее беленькая, как передничек. Шерстка у нее ровная, мягкая. Лапки у Цыганки тёмные с беленькими носочками. Ушки остренькие, одно тёмное, а второе беленькое. Хвост долгий и целый тёмный.

3. Прослушайте рассказ. Разглядите картины. Поведайте, какая березка.

Оборудование: контурное изображение березки и раскрашенные изображения ее ствола, ветки, листочка; раскрашенное изображение березки.

Березка.

Около отечественного дома растет березка. Ствол у нее стройный, кора на нем ровная, белая, с тёмными пятнами. Веточки узкие, эластичные, опущены вниз. Листочки у березки круглые, с зубчиками по краям, блестящие и клейкие. Березку именуют стройной, белоствольной, кудрявой красавицей.

4. Прослушайте рассказ. Разглядите картину. Нарисуйте божью коровку,

поведайте, какая она.

Оборудование: раскрашенное изображение божьей коровки.

Методические советы. Логопед ставит на фланелеграф картину с изображением божьей коровки и просматривает детям рассказ, показывая на обрисовываемые части. После этого картина убирается, и дети по памяти рисуют божью коровку, по окончании чего обрисовывают ее, опираясь на прослушанный свою картинку и рассказ.

Стр.91

Увлекательный жучок.

По листику полз увлекательный жучок. Он был мелкий и круглый, как горошина. Головка у жучка маленькая, черненькая, из нее торчат два долгих усика, похожих на щеточки. Спинка покрыта твёрдым панцирем. Он красный, в тёмных пятнышках, а посередине узенькая черненькая полосочка. Раздвинулся панцирь, и из-под него показались желтоватые прозрачные крылышки. Расправил жучок крылышки и улетел. Это была божья коровка.

Слово для объяснения: панцирь.

5. Разглядите картину. Поведайте, какая белочка, какой зайчик. Сравните

зайчика и белочку.

Оборудование: раскрашенные картины с изображением зайчика и белочки.

Методические советы. Логопед ставит на фланелеграф картину с изображением белочки и требует учеников обрисовать ее. После этого выставляется картина с изображением зайчика, ученики обрисовывают зайчика. Затем логопед просматривает начало рассказа: «Подружились зайчик и белочка. Довольно часто они игрались совместно на лесной поляне…» Ученики продолжают рассказ, сравнивая зайчика и белочку: «Белочка была рыженькая, а зайчик серенький. Ушки у белочки маленькие, остренькие, е кисточками на финишах. А у зайчика ушки долгие, чуткие, с черненькими кончиками…» и т. д. Логопед оказывает помощь детям, указкой показывая на части зайчика и тела белочки: на туловище, ушки, лапки, хвостики.

6. Прослушайте рассказ. К каждому предложению нарисуйте картины. Перескажите рассказ.

Методические советы. Сперва логопед просматривает рассказ полностью, после этого просматривает его по предложениям, при затруднении оказывает помощь детям вопросами: «Про что первое предложение?» (Про облака и небо) «Значит, что нужно нарисовать?» (облака и Небо.) Дети делают картинки к каждому предложению. Логопед не должен потребовать от детей подробных картинок. Картинки смогут быть самыми примитивными, кроме того на уровне пиктограмм. Принципиально важно, дабы у ребенка появился определенный образ, который связан с прослушанным предложением. Логопед кроме этого не должен давать пример рисунка, он может лишь словами оказать помощь затрудняющимся детям.

Зима.

Зимний период небо закрыто тучами. Солнце показывается редко, скрывается за тучами. Довольно часто метут метели. Кругом лежат высокие сугробы.

Весна.

. Небо весной чистое и прозрачное. Пригревает нежное солнышко. Приятно веет теплый ветерок. Сугробы темнеют и тают. Журчат радостные звонкие ручейки.

Слово для объяснения: веет.

Лето.

Летом небо ясное и высокое. Солнышко жарко припекает. Идут утепленные грибные дожди. Почва покрыта цветным ковром.

Стр.92

Осень.

В осеннюю пору небо затянуто тучами. Солнышко делается холоднее и показывается реже. Дуют пронизывающие ветры. Довольно часто идут моросящие дожди. На земле сухие листья и грязь.

Слова для объяснения: пронизывающие, моросящие.

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера

Логопед просматривает рассказ по частям. Прочтя часть, задаёт вопросы, о ком либо о чем говорится в данной части. По окончании ответа детей выставляет на фланелеграф предметную картину и требует обрисовать названный предмет. После этого читается следующая часть рассказа и проводится такая же работа. По окончании чтения всех описания и частей рассказа действующих лиц (либо предметов) ученики повторяют, о чем либо о ком они говорили сперва, о чем либо о ком после этого и т. д. За этим логопед убирает предметные картины и выставляет одну сюжетную картину, на которой изображены все действующие лица (либо предметы), просматривает рассказ полностью. Ученики пересказывают текст по цепочке (по частям либо полностью).

1. Послушайте рассказ. Разглядите картины. Перескажите рассказ.

Список картин: собака, щенки, конура; сюжетная картина, изображающая ту же собаку со щенками, сидящую у конуры.

Собака Белка.

Колхозный сад сторожит собака Белка. Она рыжая, с белыми пятнами. Ушки у Белки остренькие, торчком. Хвост пушистый. Глаза у Белки громадные и хорошие, но зубы острые.

У Белки имеется мелкие щенки. Один щенок похож на маму. Он также рыженький, с белыми беленьким и пятнами хвостиком. А второй щенок целый рыжий.

щенки и Белка живут в конуре. Конура громадная и теплая. Всем комфортно.

2. Задание то же.

Картина: кошка с котятами сидит около коробки.

Методические советы. Логопед выставляет сюжетную картину и просматривает рассказ полностью. Затем уточняет, о чем дети будут говорить сперва, о чем позже, чем закончат рассказ. После этого ученики пересказывают рассказ абсолютно. При затруднении логопед может строить работу подобно предыдущей.

Кошка Мурка.

У бабушки живет кошка, ее кличут Мурка. Мурка тёмная, лишь лапки и грудка беленькие. Шерстка у Мурки мягкая, пушистая, лаза у нее желтые, как огоньки.

‘ стр.93

У Мурки пять котят. Три котенка совсем тёмные, а два — пестрые, тёмные, с белыми пятнами. Глазки у всех голубенькие. Котята пушистые, как комочки.

Мурка и котята дремлют в коробке. Коробка громадная и эргономичная. Всем в ней тепло.

3. Разглядите картину. Составьте по ней рассказ. Поразмыслите, о ком станете сказать сначала, о ком — по окончании. Придумайте наименование рассказа.

Картина: утка с утятами на берегу пруда.

Методические советы. Цель этого задания — проверить, как дети усвоили понятие о том, что рассказ по сюжетной картине обязан строиться в определенной последовательности, исходя из этого логопед не дает пример рассказа для пересказывания. Ученики составляют независимый рассказ, применяя полученные ранее навыки. Один из учеников говорит составленный им рассказ, остальные додают. После этого рассказ пересказывается с учетом сделанных дополнений.

Приблизительный пример рассказа учеников.

Это утка Кряка. Клюв у нее желтый, лопаткой. Лапки также желтые, с перепоночками. Глазки у нее, как бусинки.

У утки пять утят. Утята желтенькие и пушистые, как комочки. Два утенка купаются, а остальные ищут червячков.

Последовательные пересказы с опорой на последовательность действий и серию картинок

Для работы над данным видом пересказов логопеду потребуются серии сюжетных картин.

Логопед ставит на фланелеграф серию сюжетных картин и предлагает ученикам разглядеть их. После этого просматривает рассказ. Дети слушают его и смотрят на картины. По окончании чтения логопед просматривает текст по предложениям и требует детей повторить слова, обозначающие воздействие. В то время, когда ученики выделят все слова, обозначающие воздействие, логопед требует повторить подряд эти слова, опираясь на сюжетные картины. Затем, опираясь на эти выделенные слова, как на замысел, ученики пересказывают текст абсолютно.

1. Послушайте рассказ. Назовите в каждом предложении слова, обозначающие

воздействие. Перескажите рассказ по картинам и названным словам, обозначающим

воздействие.

Оборудование: серия сюжетных картин: 1) вдалеке идет отец, девочка бежит ему навстречу; 2) девочка спотыкается о пенек; 3) девочка упала и плачет; 4) отец подбегает к девочке; 5) отец успокаивает девочку.

Маша заметила папу; Она побежала ему навстречу. Маша не увидела пенек и споткнулась. Она упала и очень сильно ушибла коленку. Маше больно, она плачет. Отец подбежал к Маше и успокоил ее.

2. Задание то же.

Стр.94

Оборудование: серия сюжетных картин: 1) в постели лежит мальчик, рядом на тумбочке звонит будильник, мальчик просыпается; 2) мальчик застилает постель; 3) мальчик умывается; 4) мальчик надевает школьную форму; 5) мальчик завтракает; 6) мальчик с портфелем выходит из дома.

Утром зазвонил будильник. Витя проснулся. Он скоро поднялся и бережно застелил собственную постель. Позже Витя отправился в ванную, почистил зубы и умылся. После этого Витя сел завтракать. По окончании завтрака он забрал портфель и отправился в школу.

3. Задание то же.

Оборудование: серия сюжетных картин: 1) девочка вскапывает клумбу; 2) девочка сажает рассаду гладиолусов; 3) девочка пропалывает клумбу; 4) на клумбе выросли гладиолусы.

Галины гладиолусы.

Галя разводит гладиолусы. Она вскопала грядку и посадила рассаду цветов. Все лето она поливала цветы, выпалывала сорную траву. В августе распустились пышные цветы.

4. Задание то же.

Оборудование: серия сюжетных картин: 1) мальчик идет в школу; 2) под деревом он отыскал птенца; 3) мальчик влез на дерево и кладет птенца в гнездо.

Рано утром Алеша шел в школу. Под ветхой березой он заметил мелкого птенчика. Птенчик выпал из гнезда и звучно пищал. Алеша с опаской забрал птенчика, залез на березу и положил птенчика обратно в гнездо. Позже Алеша спустился вниз и побежал в школу.

Работа над слого-звуковым составом слова

Приступая к коррекции фонематических нарушений, логопед начинает работу с формирования у детей умения верно дробить слова на слоги, делать слоговой анализ, определять их последовательность и количество слогов в слове.

Эту работу направляться поделить на два этапа: подготовительная работа и главная. В подготовительный период уточняем представление учеников о звуках, методе их образования, делении на согласные и гласные. направляться учесть, что работа ведется лишь с гласными звуками (а, о, у, ы, э, и), гласные буквы (я, ё, ю, е) на данном этапе в работу не включаются. Главный период начинается с выделения гласного, деления слов на уточнения и слоги понимания учениками слогообразующей роли гласных. После этого работа ведется над слоговым составом слова, по окончании чего переходим к практическому усвоению детьми понятия об ударении.

Научив детей дробить слова на слоги и выделять звуковую базу слова, т. е. гласные звуки, переходим к гласным буквам (я, ё, ю, е), т. е. к гласным второго последовательности.

Стр.95

По окончании того как у детей прочно сформируется понятие о гласных первого и второго последовательности, учим их различать на слух жёсткие и мягкие согласные и обозначать их мягкость на письме сперва гласной второго последовательности, а после этого буквой мягкий символ.

Завершается первый год коррекционной работы звуко-синтезом слова и буквенным анализом.

Чтобы обратить внимание детей на звук, целесообразно начать с того, что окажет помощь им понять место звука в речи, то есть с построения цепочки: обращение — предположение — слово — звук.

Логопед просматривает детям рассказ «Мак».

Бабушка посадила мак. В то время, когда мак зацвел, огород стал прекрасным, нарядным. красные маки завлекали насекомых. Над их лепестками порхали многоцветные бабочки, жужжали пчелы.

Но вот лепестки мака стали опадать, и вместо нарядной шапочки показался зеленый кувшинчик. Это плод мака. Кувшинчик заметно увеличивался, округлился и превратился в «погремушку». В «погремушки» были семена мака. В то время, когда семена созрели, бабушка собрала их и испекла вкусный калач с маком.

После этого логопед предлагает ученикам ответить на вопросы:

Что вы прослушали? (Рассказ.)

Про что данный рассказ? (Про мак.)

Что вы определили о маке? (Как мак растет и зреет.)

Из чего состоит рассказ? (Из предложений.)

Логопед предлагает детям отыскать в памяти и повторить первое предложение, сообщить, из чего состоит это предложение, и назвать третье слово.

По окончании того как дети назовут слово мак, логопед повторяет его, протягивая любой звук, давая возможность ученикам услышать звуковой состав слова, и задаёт вопросы, из чего состоит слово. (Из звуков.)

После этого, произнося отдельные звуки логопед вместе с детьми выясняет, что звук сам по себе ничего не означает, и лишь соединившись совместно, звуки образуют понятное всем слово.

В то время, когда дети сделают вывод о том, что слово складывается из звуков, возможно перейти к уточнению метода их образования. Целесообразно для зрительного контроля раздать ученикам личные зеркала. По указанию логопеда ученики произносят разные звуки и замечают их артикуляцию. Узнается, что в образовании звуков участвуют челюсти, губы, язык, зубы, голос и воздушная струя. Тут же логопед обращает внимание учеников на то, что при произнесении одних звуков воздушное пространство проходит вольно и легко, нет никакой преграды, а при произнесении вторых звуков мешают или губы, или зубы. Подобно обращается внимание детей на участие голоса в звонких согласных и произнесении глухих. После этого нужно совершить пара упражнений на кинестетическое различение согласных и гласных звуков без участия зрительного анализатора.

Стр.96

Примерные виды упражнений

1. Поднимите красный кружок, в случае, если услышите гласный звук.

Методические советы. Логопед произносит вперемешку согласные и гласные звуки, четко произнося гласные.

2. Из последовательности букв выберите гласные и назовите их. Сообщите, по какой причине названный

звук гласный.

Методические советы. Логопед ставит на доску сперва буквы, из которых две согласные и одна гласная. По окончании ответов детей количество согласных и гласных букв понемногу возрастает. Подводя итог логопед ставит десять-одиннадцать букв, среди которых все шесть гласные.

3. Поднимите светло синий кружок, в случае, если услышите согласный звук. Сообщите, что

мешает прохождению воздуха.

Методические советы. Логопед произносит вперемешку согласные и гласные звуки, выделяя голосом согласные.

4. Из последовательности букв выберите согласные, назовите их. Сообщите, по какой причине названный

жук согласный.

Методические советы. Логопед показывает вперемешку карточки с согласными и гласными буквами и смотрит за тем, дабы дети верно произносили согласные звуки (т. е. [б], а не [бэ]).

5. Отыщите карточки с буквами по заданию логопеда. Положите их на парту.

Под гласные буквы положите красные кружки, под согласные—светло синий. Назовите

гласные, позже согласные. *

Оборудование: кассы букв у каждого ребенка, набор различных и светло синий кружков.

6. Игра «согласные и Гласные».

Методические советы. Логопед подбирает буквы, каковые дети сейчас усвоили, раздает их поровну так, дабы у каждого ребенка были согласные и гласные. На фланелеграфе стоят два кружка — красный и светло синий. Логопед предлагает ученикам поочередно выйти к доске, назвать букву, выяснить, гласная она либо согласная, и поставить под соответствующий кружок. Побеждает тот, кто верно поставит все буквы.

7. Прослушайте последовательность звуков. Назовите лишь гласные, позже лишь согласные

звуки.

Методические советы. Логопед именует подряд шесть звуков (три гласных и три согласных вперемешку), предлагает детям запомнить и назвать лишь гласные. После этого последовательность звуков повторяется, дети запоминают и именуют лишь согласные. Подобно даются три-четыре последовательности звуков.

8. Запишите буквы в две строки: в первую строке гласные буквы, во вторую —

согласные. Прочтите гласные буквы. Прочтите согласные буквы.

Стр.97

По окончании того как ученики обучатся различать согласные и гласные звуки, логопед переносит их внимание лишь на гласные звуки, опираясь на слуховое и зрительное восприятие. Продолжая работу по подготовке детей к анализу слова, нужно научить их слышать и именовать гласные звуки во многих других звуков, в слогах и в словах. В это время над доской обязана пребывать таблица прописных гласных букв (а, о, у, ы, э, и).

4 Заказ 873

Образцовые виды заданий

1. Поднимите красный кружок, в случае, если услышите гласный звук.

Методические советы. Логопед именует вперемешку гласные

и согласные звуки. Услышав, гласный, дети поднимают красный кружок.

2. Прослушайте слоги. Назовите гласный звук.

Методические советы. Логопед выделяет голосом гласный звук.

ам, ум, ым, им, ом, эм, оп, уп, ап, ип, эп, ып ма, му, мы, ми, мо, мэ, по, пу, па, пи, пэ, пы мам, тал, лок, лум, тил, вым, сим

3. Прослушайте имена. Назовите гласный звук в начале слова. Напишите соответствующую букву. Какие конкретно еще имена начинаются с данной буквы?

Методические советы. Логопед напоминает детям, что имена людей пишутся с громадной буквы.

Аня, Оля, Уля, Ира, Эля

4. Прослушайте слова. Назовите звук, что слышите в начале слова. Запишите

его буквой.

осень, астры, уши, имя, это, ужин, армия, эхо, улица

5. Разглядите картины. Назовите их. Назовите гласный в начале слова. Запишите его буквой.

Список картин: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, астра.

6. Прослушайте слова. Назовите гласный звук. Запишите его буквой.

лак, суп, пыль, рожь, луч, бык, сон, сам, конь, сук

7. Разглядите и назовите картины Назовите гласный звук в слове. Запишите его.

Список картин: жук, дым, рак, сыр, дом, мак, лук, кот.

8. Прослушайте слова. Запишите гласные буквы.

Методические советы. По окончании исполнения работы логопед

требует одного из учеников прочесть все написанные буквы. Остальные ученики контролируют собственную работу.

крот, крик, слух, град, плыл, клык, кран, стук, слон; куст, лист, мост, винт, полк, бант, танк

По окончании того как дети обучатся выделять гласный звук в слове, возможно перейти к работе над слоговой структурой слова.

Логопед говорит по слогам слово, к примеру луна, протяжно

произнося гласные звуки, и предлагает детям назвать гласные,

каковые они услышали, и выяснить их количество. После этого логопед

напоминает детям, что количество гласных постоянно соответствует

количеству слогов в слове. По окончании чего предлагает детям поделить

слово на каждый слог и слоги обозначить коротенькой черточкой

(луна ).

Представляется целесообразным обозначать слоги конкретно маленькими черточками, потому, что в момент графического изображения

Стр.98

слога ребенок имеет возможность проговорить данный слог и почувствовать слоговой состав данного слова не только на слух, но и кинестетически, в то время как принятые сейчас схемы обозначения слогового

состава (___1___) не разрешают этого ощутить.

В будущем ученики тренируются в делении слов на слоги, графически изображают слоговой состав слова, выделяют гласные и вписывают их в схему над соответствующим слогом. Логопед всегда требует от учеников в момент графического изображения слога его проговаривать.

Образцовые виды заданий

1. Прослушайте слова. Назовите гласные. Посчитайте их количество. Выясните

количество слогов.

луна, мука, жуки, куры, сода, жало, ноты, мыло; мир, сом, зал, мышь, сад, лом, лук, рысь

2. Прослушайте слова. Скажите их по слогам. Начертите слоговые схемы.

Методические советы. Логопед именует слово. Дети дробят

его на слоги. Логопед чертит слоговую графическую схему на доске, проговаривая

любой слог. Ученики делают то же в тетради(и т. д.).

Слова отделяются друг от друга запятой.

кошка, рыбка, ручка, карта, душно, рожки, пушка, мышка

3. Прослушайте слова. Назовите гласные. Выясните количество слогов. Начертите слоговые схемы слов, надпишите гласные.

Пример: у

куст, мост, брат, штык, крот, блин, кран, ствол

4. Прослушайте слова. Назовите гласные. Выясните количество слогов. Начертите слоговые схемы слова, надпишите гласные над соответствующим слогом.

круги, марка, дырка, ножка, брошка, глазки, ушки, ложка

5. Разглядите и назовите картины. Скажите слова по слогам, выделите

голосом гласные звуки. Начертите слоговые схемы слова, надпишите гласные над

соответствующим слогом.

Примерный список картин: жуки, рыба, рука, бусы, куры, муха, ноты; крыша, круги, блины, брови, краны, ручка, вилка.

6. Прослушайте слова. Назовите гласные. Выясните количество слогов. Начертите слоговые схемы слова, надпишите гласные.

Методические советы. Логопед произносит слова так, как они пишутся.

лошади, рукава, бумага, рулоны, молоко, лимоны, города, рыбаки, рубашка, заноза

7. Прослушайте слова. Поднимите соответствующую схему.

Оборудование: наборы из двух карточек с графическими изображениями двух- и трехсложного слова у каждого ребенка.

Стр.99

Методические советы. В случае, если при исполнении задания ученик ошибается, логопед может предложить ему повторить слово по слогам, выделить гласные и выяснить количество слогов, позже еще раз подобрать нужную схему.

рыба, рыбаки, куры, курица, мыла, вымыла, лила, вылила, роза, розовый

8. Разглядите и назовите картины. Выделите гласные в их заглавии. Выясните количество слогов. Продемонстрируйте схему этого слова.

Оборудование: карточки со схемами одно-, двух- и трехсложных слов у каждого ученика, картины: кот, мыло, лук, капуста, машина, розы, банка, зубы, бык, корова, лошади, шапка.

Методические советы. Логопед показывает вперемешку по одной картине. Ученики именуют их и делают задание.

9. Разглядите и назовите картины. В их заглавии выделите голосом гласные.

Выясните количество слогов. Начертите схемы слов, надпишите гласные.

Примерный список картин: дом, луна, малыши, рука, бант, рубаха, утка, капуста, ложка, крот.

Методические советы. Все картины выставлены на фланелеграфе вперемешку. Ученики делают работу самостоятельно, произнося слова тихо. Логопед смотрит за правильностью исполнения работы.

10. Подберите картины к соответствующим схемам.

Оборудование: карточки со схемами одно-, двух- и трехсложных слов для демонстрации на доске; картины: волк, санки, халат, машина, кубики, тапки, нога, куст, мост, лимоны.

Методические советы. На фланелеграфе стоят схемы одно-, двух- и трехсложных слов. Логопед раздает детям картины. Ученики поочередно выходят к доске, именуют собственную картину, именуют гласные в слове, определяют/ количество слогов и ставят картину под соответствующую схему.

По окончании того как дети обучатся дробить слова на слоги, направляться начать работу над синтезом слова и слоговым анализом. Работу возможно начать с того, что логопед ставит на фланелеграф две картины, изображающие сумку и машину, и произносит их заглавия деформированно: касум, шинама. После этого задаёт вопросы учеников, ясно ли им то, что он сказал. (Нет.) Посте этого произносит слова верно и говорит, что в первом случае слово не получилось, в силу того, что слоги в нем находились не по порядку, а во втором случае любой слог поднялся на собственный место.

Образцовые виды заданий

1. Разглядите и назовите картину. Составьте слово из слогов.

Оборудование: картины, на которых изображены рыба, рама, рука, маки, луна, коза, лужа, зубы, ноги; слоги, из которых возможно составить заглавия этих картин.

Методические советы. Логопед показывает одну картину, требует назвать ее по слогам, позже назвать первый слог, второй слог и составить

Стр.100

слово из слогов разрезной азбуки. Один из учеников трудится у доски, остальные за партами.

2. Прочтите слоги. Составьте из них слова.

па, ла ки, жу па, лам ка, точ

зы, ко си, гу ты, мое ка, дос

3. Разглядите и назовите картины. Прочтите слоги. Закончите слова,

добавив недостающие слоги.

Примерный список картин: 1-я несколько: рамы, дубы, шары, шуба, лиса, коза; 2-я несколько: крыша, шкафы, грибы, шапки, мыши, круги, столы и т. п.

Методические советы. Логопед ставит на фланелеграф картины первой группы и пишет под ними первый слог; к примеру, ра… . Ученики додают второй слог (ма) и произносят слово полностью (рама). Под картинами второй группы логопед пишет второй слог: …ша.

4. Закончите слова, добавив слог сок. Назовите оказавшиеся слова.

ку… но… голо… коло…

бру… ви… поя… воло…

5. Разглядите и назовите картины. Прочтите слоги под картинами. Составьте из слогов слова. Прочтите эти слова.

Примерный список картин: машина, галоши, сухари, лимоны, сапоги, кубики.

Методические советы. Под выставленными картинами стоят «разбивку слоги, из которых складываются заглавия картин. Ученики просматривают слоги под первой картиной, составляют из них слово и прочитывают его. И т. д.

6. К данному слогу подберите слоги из скобок так, дабы оказались слова.

Запишите оказавшиеся слова.

но… (ра, ги, чи, жи) гу… (ба, бы, си, док)

бу… (сы, тон, ран, кет) му… (ха, сор, хи, ка)

7. Игра «Будь внимателен».

Оборудование: слоговая таблица.

Методические советы. На слоговой таблице стоят слоги, из которых возможно составить различные двухсложные слова. Логопед показывает указкой поочередно на два слога, ученики слитно произносят их и говорят, оказалось слово либо нет, к примеру: бусы (слово оказалось), буно (слово не получилось).

8. Засуньте пропущенные слоги, назовите оказавшиеся слова. Спишите слова

первого столбика по слогам.

Методические советы. При затруднении логопед пишет под столбиком пропущенные слоги.

мы-ша-… ра-…-та …-ши-на

са-по-… е-…-та …-жа-ма

га-ло-… мо-…-зы …-ро-жок

ко-жу-… ру-…-ха …-пус-та

9. Измените, слово так, дабы оказался один слог. Спишите слова первого

столбика парами. Выделите гласные.

Стр.101

Пример: сыры — сыр.

сыры—… садик—…

соки — … носик — …

маки — … домик — …

сомы—… супик—…

10. Измените слово так, дабы оказалось два слога. Назовите гласные.

Начертите схему, впишите в нее гласные.

Методические советы. Логопед произносит слова и побуждает детей от каждого односложного слова образовывать две формы двухсложных слов, к примеру: мост — мосты, мостик; крот — кроты, кротик и т. д. Один из учеников, верно образовавший двухсложное слово, чертит его схему с гласными буквами на доске, остальные ученики делают работу в тетрадях.

мост, крот, кран, куст, глаз, стол

11. Прослушайте слово. Назовите гласные количество и звуки слогов. Измените

слово так, дабы в нем стало два слога. Начертите слоговые схемы обоих

слов, впишите в схемы гласные.

Методические советы. По окончании того как ученики назовут

гласные (домики — о, и, и), количество слогов (три гласных, значит три слога)

и образуют слово из двух слогов (домик), логопед предлагает одному ученику на

доске, а остальным в тетрадях начертить схему этого слова и вписать в нее гласные

После этого требует отыскать в памяти, от какого именно слова дети образовали слово домик

(от слова «домики»), и начертить его схему, вписывая гласные

рядом с уже начерченной схемой двухсложного слова. Подобно ведется работа со всеми словами.

домики, листики, слоники, ножики, бантики

12. Из данных слогов составьте слова. Прочтите их. Запишите по слогам

первые пять слов, выделите гласные.

Оборудование: слоги, из которых возможно составить слова сухари, курица, лимоны, малина, сорока, катушка, букашка; картины, изображающие эти предметы.

Методические советы. Логопед ставит на фланелеграф вперемешку слоги первого слова. При затруднении он может оказать помощь детям, продемонстрировав соответствующую картину.

Words at War: Eighty-Three Days: The Survival Of Seaman Izzi / Paris Underground / Shortcut to Tokyo


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: