Литературный энциклопедический словарь 10 глава

К оглавлению

==40 АCCO

Из этого назв. этого лит. течения —“напостовство”. Уже в заявлении “От редакции” проявились сектантско-пролеткультовские установки издания (определяющие и лицо МАПП): оно содержало нападки на -—“стародумов”, к-рые якобы “остановились перед гранитным монументом буржуазно-дворянской литературы”. “На должности” в развязном тоне писал о М. Неприятном и В. В. Маяковском, всю совр. лит-ру оценивал в духе пошлого социологизма. “На должности” потребовал установления господства пролет, писателей адм. методом, при помощи передачи им органов печати, вытеснения “попутчиков ”’из изданий и сб-ков, не смотря на то, что пролет, лит-ра в то время была еще не сильный·, а среди “попутчиков” были большие мастера худож. слова. В резком тоне “На должности” вел полемику с критиком А. К. Воронским, гл. ред. первого сов. толстого журн. “Красная новь^, печатавшим “попутчиков”.

С июня 1924 выходил лит.-худож. и обществ.-политич. журн. МАПП “Октябрь” (ответств. ред. Родов, в редколлегии Л. Л. Авербах, Безыменский, Лелевич, Либединский, Соколов, Тарасов-Родионов; с 1925 — орган ВАПП, в редколлегии Ф. В. Гладков; в 1926— 1929 направляться. ред. А. С. Серафимович, с 1931 — Ф. И. Панферов).

6—11 янв. 1925 в Москве состоялась 1-я Всесоюзная конференция пролет, писателей с участием представителей др. городов, областей и нек-рых нац. республик. Сектантские установки конференции нашли отражение в резолюции по докладу И. В. Вардина “литература и Идеологический фронт”: “…преобладающим типом попутчика есть автор, что… искажает революцию…”. Платформа группы “Октябрь” была принята в качестве платформы Всесоюзной ассоциации пролет, писателей (“Октябрь”, 1925, № 1). В правление ВАПП (Общероссийской и Всесоюзной ассоциации) были избраны Д. Бедный, Вардин, Лелевич, Родов и др. Установки крайних напостовцев противоречили линии партии в лит-ре (резолюция 13-го парт. съезда “О печати”). Это осознавал Д. А. Фурманов, к-рый, став в 1924 одним из секретарей МАПП, начал борьбу с “родовщиной”. В докладе “О родовщине” на фракции МАПП в мае 1925 Фурманов осудил деятельность “На должности”, высказав положения, родные сформулированным в резолюции ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 “О политике партии в области художественной литературы”. Резолюция призывала к “тактичному и бережному отношению” к “попутчикам”, созданию условий для “…допустимо более стремительного их перехода на сторону коммунистической идеологии”; по отношению к пролет, писателям предлагалось, “…всячески помогая их росту и всемерно поддерживая их и их организации… давать предупреждение всеми средствами проявление комчванства среди них как самого губительного явления”. Выделив, что “гегемонии пролетарских писателей еще нет”, что “историческое право на… господство” они должны “получить”, резолюция высказалась за “…свободное соревнование разных течений и группировок…” в области литературы (“О советской печати и партийной”. Сб. документов, 1954, с. 345, 346, см. кроме этого Распоряжения Компартии по вопросам советской литературы).

На земле разл. отношения к резолюции ЦК в управлении ВАПП случился раскол — несколько Вардина, Лелевича, Родова осталась на левосектантских позициях, образовав т. н. левое меньшинство ВАПП (к данной группе примыкали Безыменский, А. А. Бек, Г. Е. Горбачев, Л. П. Тоом; несколько производила альманахи “Удар”, М., 1927, “Удар за ударом”, М.—Л., 1930). Большая часть ВАПП во главе с Авербахом (позднее генсек орг-ции), Б. Волиным, В. М. Киршоном, Либединским, Фурмановым приняло установки резолюции ЦК. Скоро к ним присоединились А. А. Фадеев (был переведен в 1926 по парт. линии на работу в ВАПП), А. П. Селивановский, В. В. Ермилов, В. А. Сутырин и др. Новый издание “марксистской критики”

С сер. 20-х гг. отдельные краевые, гор., респ. АПП производят собств. издания —“Лава” (Ростов-на-Дону, орган Сев.-Кавк. семь дней, под ред. Фадеева, Киршона, В. П. Ставского, 1925—26), —

=30 апр. — 8 мая 1928 в Москве состоялся 1-й Всесоюзный съезд пролет, писателей, осуществивший перестройку орг-ции: все ее нац. отряды объединились в ВОАПП — Всесоюзное объединение ассоциаций пролет, писателей с головным отрядом — Росс. ассоциацией — РАПП. На съезде выступили Авербах, А. В. Луначарский (о критике), Серафимович, Фадеев (доклад “Столбовая дорога пролетарской литературы”), Либединский (“О художественной платформе”), Ермилов, Сутырин (“национальный вопрос и Пролетарская литература”), и представители республиканских АПП: С. Рустам (Азербайджан), Б. Буачидзе (Грузия), И. Ле, И. Микитенко (Украина) и др.

Отвергнув вульгаризаторскую позицию группы “Октябрь”, ВАПП начала дискуссию о худож. платформе (“Творческие дороги пролетарской литературы”, сб. 1—2, 1928—29; сб. “Борьба за способ”, 1931). Выдвинутая вапповцами концепция “живого человека” либо “психологизма”, обусловленная рвением преодолеть схематизм раннего пролет, творчества, в выступлениях Ермилова, Либединского взяла одностороннее толкование — как подсознания и борьба сознания, изображение раздвоенности личности. Лозунг “срывания всех и всяческих масок” был механически скопирован рапповцами со слов В. И. Ленина о Л. Н. Толстом и неправомерно прилагался к сов. лит-ре. Из этого — призывы обучаться у “психотерапевтических реалистов” 19 в. (гл. обр. у Толстого) и отрицание романтизма (обращение Фадеева “Долой Шиллера!” на пленуме РАПП в 1929). Теория “диалектикоматериалистического” творч. способа, сформулированная Авербахом, неправомерно отождествляла филос. и худож. способы познания, порождала вульгаризаторские представления о творч. ходе (для успешного творчества достаточно якобы овладеть передовым мировоззрением), псевдофилос. схоластику в критике.

В 1930 в РАПП развернулась борьба с группой “Литфронт”, критиковавшей лозунг “живого человека” с позиций его несоответствия периоду реконструкции (предлогом послужило появление романа Либединского “Рождение храбреца”, написанного в духе рапповского “психологизма”). Добившись роспуска “Литфронта”, управление РАПП отказалось от нек-рых положений собственной “художественной платформы”, но не смогло выработать новой программы. Ошибочными были лозунги “одемьянивание поэзии” (1930), “союзник либо неприятель” (1931), третировавший больших мастеров худож. слова (А. Н. Толстого, И. Г. Эренбурга и др.), и “призыв ударников в литературу”. С 1931 выходил новый издание лит. критики и теории “РАПП”, отразивший усиление тенденций пошлого социологизма, наклеивания политич. ярлыков; одновременно с этим писатели-рапповцы не создают значит, произв., покушав. социалистич. реконструкции, — их опережают “попутчики” (Л. М. Леонов, М. С. Шагинян и др.). В 1931 с критикой РАПП много раз выступала “Правда”. По существу, РАПП на критику не отвечала. В пост. ЦК ВКП(б) “О перестройке литературно-художественных организаций” от 23 апреля 1932 отмечалась закономерность существования особенных пролет, лит. орг-ций, в то время, когда “…налицо было еще

большое влияние чуждых элементов…” (“О советской печати и партийной”, с. 431), и нецелесообразность сохранения их в новых условиях. В 1932 ВОАПП и РАПП были распущены. В 1934 был создан Альянс писателей СССР.

? ?черки истории рус. сов. журналистики, 1917—1932, M., 1966; Шешуков С., Неистовые ревнители. Из истории лит. борьбы 20-х гг., М., 1970; А к и м о в В., В спорах о худож. способе, Л., 1979.

Л. К. Швецова. АССОЦИАЦИЯ АФРИКИ СТРАН и ПИСАТЕЛЕЙ АЗИИ, междунар. лит. орг-ция. Объединяет орг-ции 78 Африки и стран Азии. Генсек и технич. секретариат находятся в Гаване. Создана на 3-й Африки писателей и конференции Азии в Бейруте (1967). С 1968 ассоциация изд. жури. “Логос”, с 1967 каждый год присуждает одноим. лит. премию. Базы писательского перемещения двух континентов заложены на 1-й встрече писателей государств Азии в Дели (1956), а после этого на 1-й конференции Африки стран и писателей Азии в Ташкенте (1958). На ташкентской конференции была принята декларация, наметившая антиколон, и антиимпериалистич. программу, и создано Постоянное бюро. 2-я конференция прошла в Каире (1962), 4-я — в Дели (1970), 5-я-? Алма-Ате (1975), 6-я — в Луанде (1979), 7-я — в Ташкенте (1983). По уставу ассоциации между конференциями созываются 2 сессии Выполнит, совета; сессии Постоянного бюро планируют каждые полгода. В состав Выполнит, совета входят 37 государств. Ассоциация содействует консолидации прогрес. лит. Африки и сил Азии, их солидарности в борьбе за нац. независимость, социальный прогресс и народовластие.

? ?едоренкоН.,В русле интернационализма, “Ин. лит-ра”, 1977, № 3. Н. Т. федоренко.

\АСТЕЙЗМ (греч. asteismos — остроумие, шутка, букв.— столичность), разновидность иронии как тропа: похвала (в большинстве случаев — самому себе) в форме порицания (“я, человек несложной”). В широком смысле слова — любая красивая шутка. Ср. антифраз.

М. Л. Гаспаров.

АСТРОНИМ (от греч. astron — звезда и onyma — имя), разновидность псевдонима, замена фамилии автора звездочками. Их расположение и количество бывало разным; напр., Е. А. Баратынский ставил то одну, то две, три либо четыре звездочки рядом; время от времени их располагают ромбом, треугольником.

В. Г. Дмитриев.

АСТРОФЙЗМ, отсутствие строфич. строения в стихотв. произведении. См. в ст. Строфика. АТЕЛЛАНА (лат. Atellana, от Atella — назв. старого города недалеко от Неаполя), жанр др.-рим. нар. комедии; показалась в Риме в 3 в. до н. э. на окском яз. Первоначально импровизировалась; в нач. 1 в. до н. э. А. взяла стихотв. обработку на лат. яз. (сохранились только фрагменты). А. — комич. маленькие сценки из быта простонародья, часто с политич. выпадами; актеры выступали в масках (4 постоянные маски: юный дурак Макк, ветхий дурак Папп, обжора и хвастун Буккон, умный шарлатан Доссенн). Потом А. была вытеснена со сцены, мимом, м. л. Гаспаров. “АТЕНЕЙ” (от греч. Athenaion — храм Афины, богини мудрости, иск-в и ремесел), 1)рус. науч.-лит. издание. Изд. в Москве в 1828—30 проф. М. Г. Павловым, выходил раз в 14 дней. С позиций классицизма выступал против романтизма в лит-ре. Печатались стихи Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского, повести Н. В. Станкевича, произв. А. А. Шаховского, М. Н. Загоскина. 2) Рус. еженед. (в 1859 выходил раз в 2 семь дней) издание критики, совр. истории и лит-ры. Изд. в 1858—59 в Москве под ред. Е. Ф. Корша. В числе авторов — И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков, И. С. Тургенев, Н. Г. Чернышевский. 3) Историколит. временник, изд. в Ленинграде в 1924—26 под ред. Б. Л. Модзалевского и др. Печатал работы Б. В. Томашевского, Б. М. Эйхенбаума, Ю. Н. Тынянова, Ю. Г. Оксмана, Н. К. Пиксанова, покушав. А. С. Пушкину, А. С. Грибоедову, М. Ю. Лермонтову, Ф. М. Достоевскому и др. (кн. 1—2, 1924), и декабристам (кн. 3, 1926).

АCCO — АTEH

==41

АТРИБУЦИЯ (лат. attributio — приписывание), установление автора худож. произв. либо времени и места его создания (наровне с термином “А.” употребляется и термин эвристика). А. — одна из осн. и старейших неприятностей текстологии. Весьма серьёзна при изучении, напр., др.-рус. лит-ры, произведения к-рой впредь до 17 в. были в большей части неизвестными. В совр. науке А. осуществляется в след. направлениях: поиски документально-фактич. доказательств (автографы писателей, их переписка, мемуары современников, архивные материалы и т. п.); раскрытие идейно-образного содержания текста (конкретное сопоставление идей неизвестного произведения и несомненно принадлежащих предполагаемому автору текстов); анализ стиля и языка произведения. Доказательную А. может дать лишь комплексное применение всех этих элементов.

• Вопросы текстологии. Сб. ст., в. 2, M., 1960; О правилах определения авторства в связи с неспециализированными проблемами истории и теории лит-ры. (Тезисы сообщений и докладов), Л., 1960.

?. ?. Прохоров.

АТТИКЙЗМ, лит. направление в др.-греч. и частично в др.-рим. риторике. Развилось во 2 в. до н. э. как реакция на азианизм, культивировало “подражание классикам” — соблюдение языковых норм аттич. прозаиков 5 в. до н. э., строгость и простоту стиля. В области стиля А. уступил азианизму, но в области языка победил: имитация языка аттич. прозы многовековой давности осталась идеалом всего позднеантич. грсч. красноречия. М. Л. Гаспаров. АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ, драматич. жанр в Др. Греции, ведущий собственный назв. от Аттики — области, центром к-рой были Афины. Уже антич. лит. критика различала в А. к. три разновидности — старую, среднюю и новую; это деление принято и в совр. науке. Хронологич. границами старой А. к. помогают 486 (первая пост. комедии в составе празднества Великих Дионисий) — 404 до н. э. (поражение Афин в Пелопоннесской войне); среднюю целесообразно датировать от 404 до 336 либо 323 до н. э. (начало походов Александра Македонского либо по год его смерти); потом начинается период новой А. к., расцвет к-рой приходится на последнюю четв. 4 — первые десятилетия 3 вв. до н. э. Характерные показатели старой А. к. — четко выраженная обществ, направленность, политич. сатира, гротескно-фантастич. сюжет и соответствующая ему совокупность образов (комедии Аристофана, Кратина, Евполида). В средней А. к. на первый замысел выдвигалась мифол. травестия и стереотипные маски солдата, парасита, гетеры, повара; новая А. к. сосредоточивает внимание на бытовых и домашних отношениях, обширно применяя опознания совращения и мотивы девушки подкинутых детей (Менандр, Филемон, Дифил). См. кроме этого Греческая старая литература.

ft Я ? ? ? В. Н., У истоков европ. комедии, М., 1979.

В. Н. Ярхо.

ауто, ауту (исп. и португ. auto), одноактное драматич. представление религ.-аллегорич. содержания в Португалии и Испании (2-я пол. 13—18 вв.). Сначала исполнявшееся 3—4 любителями, А. в 16—17 вв., обогатившись элементами нар. фарса, превратилось в пышное зрелище, близкое мистерии. Тексты А. писали Ж. Висенте (Португалия), Лопе Ф. де Вега Карпьо и Тирсо де Молина (Испания). Классич. форму А. придал исп. драматург П. Кальдерон де ла Барка, создатель ок. 80 А.

АФГАНИСТАНА ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов, населяющих Демократич. Республику Афганистан. В течение столетий А. л. развивалась на языках дари и пушту, носителями к-рых являются пуштуны и таджики. Культурные традиции белуджей, нуристанцев, туркмен, узбеков и др. народов, населяющих терр. страны, развития и проблемы формирования их письм. лит. языков до Апрельской революции 1978 игнорировались.

==42 АТРИ — АФГА

Пуштунская лит-ра со времени происхождения опиралась на богатое фольклорное наследие пуштунов. Сведения о лит-ре на яз. пушту до 16 в. отрывочны и противоречивы. Согласно мнению ученых, самое раннее произв. пуштунской поэзии, сохранившееся через неск. промежуточных звеньев в поздней записи, относится к 8 в. н. э. Истоки лит. традиции на яз. дари восходят к классич. персидско-тадж. поэзии 10—14 вв., ставшей единым достоянием совр. лит-р Ирана, Афганистана и Таджикистана.

Формирование в Афганистане двуязычной лит-ры на местной базе происходит с нач. 16 в. Сейчас заметно усилились процессы этнич. консолидации народов, говорящих на языках дари и пушту, укрепились экономич. и культурные связи между ними. В лит-ре активно применяются, взаимно обогащая друг друга, темы и общие сюжеты, воспроизводятся конкретные события истории страны, выражаются образными средствами взоры определенных социальных кругов. В 16 в. А. л. делается орудием в борьбе враждующих между собой обществ, группировок. Это особенно остро проявилось во время подъема антифеод. перемещения рошанийцев (кон. 16 — нач. 17 вв.), выступивших с призывами к имущественному и духовному равенству всех людей. Основатель перемещения Баязид Ансари и его последователи внесли собственный филос. учение в лит-ру. Этому учению, оказавшему глубокое действие на демократизацию А. л., представители господств, класса смогли противопоставить только абстрактные рассуждения о незыблемости феод. порядков и идеологич. устоев.

Расцвет поэтич. жанров в А. л. относится к 17— 18 вв. Лучшие стихи, созданные в светской феод. среде (Хаттак Хушхальхан, Абдулхамид, Ахмад-шах Дуррани), живут в стране и поныне. Но в целом в лит-ре господствовала феод.-аристократич. тенденция с характерными чертами — идеализацией господств. вершины, отходом от социальных неприятностей, погружением в мир амурных переживаний. Героич. высвободит. борьба афг. народа с англ. колонизаторами в течении 2-й пол. 19 в. отыскала отражение в нар. поэзии: циклы историч. поэм, стихов и песен патриотич. содержания (творчество Hyp Сахиба, Нуруддина).

Базы совр, А. л. были заложены в нач. 20 в. “младоафганцами”, представителями бурж.-реформистских, просветит, кругов (М. Тарзи). Но только по окончании восстановления независимости страны в 1919 лит-ра понемногу обретала обществ, звучание. Идеи патриотизма, служения народу становятся лейтмотивом творчества мн. писателей (Г. М. Афган, Салих Мухаммед), не смотря на то, что сохранявшиеся феод.-монархич. устои, и наслоения прошлых тенденций оказывали влияние на лит-ру. Прогрессивные для собственного времени бурж.-националистич. воззрения, идейно питавшие лит-ру в нач. 20 в., позднее часто перерастали в шовинистич. формы (тезис об “исключительности” афганцев и т. п.).

Передовые писатели, в т. ч. участники перемещения “Пробудившаяся молодежь” (2-я пол. 40-х гг. 20 в.), выступили за проведение насущных социальноэкономич. и культурных преобразований (цикл стихов в прозе А. Бенава, повести и рассказы Н. М. Тараки). Раскрывая драматич. картины резких социальных контрастов, лит-ра создала устойчивый традиц. образ смиренной и часто слабохарактерной жертвы произвола. И не смотря на то, что симпатии авторов были неизменно на стороне угнетенных людей труда, в большинстве случаев произведения на эту тему отличались настроением полной безысходности, собственного рода фатализмом и часто заканчивались трагич. смертью храбрецов (творчество К. Хадима и Г.-П. Ульфата).

Новый этап в развитии А. л. связан с Апрельской революцией 1978. В первый раз в истории происходит настоящее восстановление лит. традиций мн. населений украины. Все больше произв. на узб., туркм., белуджском и др. языках, остававшихся ранее бесписьменными, появляются в печати, в учебных пособиях, радиопередачах. Изменяются классовая сущность и осн. содержание

лит-ры, призванной принимать участие в строительных работах нового общества. Расширилась писательская среда, в первую очередь за счет студенческой и рабочей молодежи, и рядовой науч.-технич. интеллигенции, доступ к-рым в лит-ру был ранее закрыт. Ведущей для писателей страны делается тема Апрельской революции и защиты ее завоеваний. Храбрецы произв. — рабочие, крестьяне, трудовая интеллигенция. Вместо традиц. “мушаире” — состязаний поэтов в иск-ве создания красивых стихов — революц. поэзия стала неотъемлемой участницей нар. манифестаций и митингов, где перед широкой аудиторией звучат стихи, любимые народом. Особенно популярно в стране имя поэта С. Лайка, в творчестве к-рого воплотились лучшие черты революц. поэзии нового Афганистана, и А. Хабиба.

Пр-во Демократич. Республики Афганистан всемерно содействует становлению нац. лит. языков и формированию многонац. лит-ры, служащей заинтересованностям трудовых слоев. В целях творч. объединения писателей страны в Кабуле в 1980 создан СП Афганистана.

Лит. периодика: лит.-худож. журн.

Изд.: Заргуна. Сб. афг. рассказов, М., 1961; Малоизвестный богатырь. Рассказы афг. писателей, М., 1961; Стихи поэтов Афганистана, М., 1962; встреч и Песни разлук. Нар. поэзия пушту, М., 1968; Афг. легенды и сказки, М., 1972; Афг. классич. поэзия, М., 1975.

? ?ерасимова А., Гире Г., Лит-ра Афганистана, М., 1963. Г. ф. Гире.

АФОРИЗМ (от греч. aphorismos — определение, краткое изречение), обобщенная идея, выраженная в лаконичной, художественно заостренной форме (в большинстве случаев посредством антитезы, преувеличения, параллелизма и пр.). В фольклоре к А. относятся пословицы и поговорки, в лит-ре — гномы либо сентенции (А. анонимно), апоф(т)егмы (А., приписанные определенному лицу), хрии (А. определенного лица в определ. событиях); А. морального содержания именуется кроме этого максима. А. довольно часто извлекались из лит. произв. (антич. и ср.-век. сб-ки), но бытовали и как самостоят, жанр (Ф. де Ларошфуко, Б. Паскаль, Ж. де Лабрюйер, Л. де К. Вовенарг, Г. К. Лихтенберг, И. В. Гёте и др.; пародические — у Козьмы Пруткова). См. кроме этого Афористика. м.л. Гаспаров. АФОРЙСТИКА, вид словесного иск-ва, отражающий жизненный опыт в виде кратких по форме и обобщающих по смыслу высказываний-суждений. Афоризмы отличаются от т. н. крылатых слов собственной логикосинтаксич. самостоятельностью и законченностью (ср. евангельское “Се Человек” и “человек — мера всех вещей…” Протагора); от пословиц—собственной принадлежностью к письменной лит-ре, в связи с чем их суть есть более отвлеченно-нравственным, чем житейски-практическим, и чужд конкретно-веществ. образности (ср. “Легко не выловишь и рыбку из пруда” и “Легко не может быть чистой и весёлой жизни” А. П. Чехова).

В отличие от др. видов худож. словесности А. выявляет неспециализированное и типическое в конечном итоге вне связи с особым и личным и исходя из этого опирается не на изображение либо выражение, а на суждение, трудится не с образом, ас мыслью. Вместе с тем суждение в А. отличается от логич. силлогизма либо науч. тезиса (типа “в случае, если Кай — человек, а все люди смертны, то Кай смертей” либо “почва вращается около солнца”), потому, что основано не на аналитич. самоочевидности и не на систематич. доказательствах, а на целостном духовном опыте, истина к-рого возможно лишь пережита, но не доказана (“В счастье живет спокойный, отказавшийся от поражения и победы” — “Дхаммапада”; “Перед тем как приказывать, обучись повиноваться” — Солон; “В ревности больше себялюбия, чем любви” ?. де Ларошфуко; “Эйфории оплодотворяют. Скорби рождают” — У. Блейк). Появляясь на пересечении морального и эстетического, А. может тяготеть или к поучит, однозначности, что особенно характерно для “прикладной” А., извлеченной из состава догматич. совокупностей и метафизич. трактатов (заповедь,

совет, назидание), или к парадоксальной многозначности, вбирающей противоречивость и превращаемость жизненных явлений и раскрывающей относительность всех моральных и логич. разграничений.

Исходя в большинстве случаев из противоположных либо тождеств. понятий, А. соответственно сближает либо разъединяет их, чем достигается необычный катарсис — очищение ума от предвзятости, односторонности. Содержат. база А. — вся людская судьба в ее выводе и конечном итоге, а не отд. наблюдение либо переживание, исходя из этого суждения в А. не входят в конкретные (эпич. либо лирич.) образы событий либо настроений, но покупают самодовлеющий, сверхэмпирич. и сверхэмоц. суть, вольный от ситуативных и контекстуальных ограничений. А. как самостоят, вид словесного творчества направляться отличать от высказываний, извлеченных из определ. лит. контекста, в особенности принадлежащих не автору, а персонажу; к А., в большинстве случаев, причисляются изречения, имеющие прямой и общий суть (а не характеризующие индивидуальность данного действующего лица) и совместимые сцелостным мировоззрением писателя (ср. в пьесе М. Горького “На дне” слова Сатина “Человек… это звучит гордо” и Пепла “Честь-совесть богатым нужна”); неприятность вычленения афоризма из текста всегда есть дискуссионной, потому, что связана с абсолютизацией конкретного, замыканием открытого и подвижного.

В А. выделяются сентенции и максимы, к-рые различаются собственной теоретич. и практич. направленностью, требуют согласия либо выполнения, содержат вывод либо предписание (ср. “Статую красит вид, а человека — деяния его” Пифагора и “Чего не нужно делать, того не делай кроме того в мыслях” Эпиктета). Выделяются кроме этого (гл. обр. в антич. А.) гномы — поучения, в большинстве случаев стихотворные и неизвестные, но время от времени изрекаемые конкретно от имени собственного сочинителя (“Вот Фокилида слова: что за польза от знатного рода / Тем, у кого ни в словах обаяния нет, ни в совете?” — Фокилид), и хрии, передающие изречения мудреца в контексте биогр. либо анекдотич. повествования о нем (“В то время, когда он [Диоген] грелся на солнце в Крании, Александр [Македонский], остановившись над ним, сообщил: „Проси у меня, чего желаешь; Диоген отвечал: „Не заслоняй мне солнца”). (Жанровая разделение А. понятийно и терминологически не упорядочена.)

Речевой строй А. возможно близок определению (дефиниции) (“Счастье — это наслаждение без раскаяния”, Л. Н. Толстой) либо призыву (лозунгу) (“Решись—и ты свободен!”, Г. Лонгфелло). А. тяготеет к структурной замкнутости, упорядоченности: ритмической (др.-греч. ямбич. моностих либо элегический дистих, санскритская шлока, перс. бейт), синтаксической (параллелизм, инверсия), логической (антитезис и тезис) и т. д.

А. появляется как дидактич. жанр (см. Дидактическая литература), формулирующий правила житейского поведения, в соответствии с’ к-рым человек выходит из естеств. состояния и приобщается к культуре, делается “разумным”,

В антич. эру А. делается на работу многочисл. филос. направлений, довольно часто преследуя не чисто мыслит., а характерологич. цели, создавая конкретный образ мудреца либо на данный момент. типа мышления (хрия, гном); порождаемая антич. рационализмом, любовью

АФОР — АФОР

==43

ко классификациям и всяческим типологиям, А. в первый раз выходит за эзотерич. рамки и делается мудростью для всех, распространяется в виде популярных сб-ков (изречения Менандра, Публилия Сира, антология Стобея).

В средние века в Зап. Европе и в РФ распространяются сб-ки переводных афоризмов [см. Апоф(т)егмы, Патерик, ^Пчела^], в к-рых канонизируется мудрость старого мира; А. близка сознанию ср.-век. человека, потому, что несет в себе тот же полный, вневременной суть, что и знаки, эмблемы (см. Эмблематика), аллегории. Эра высоких творческих достижений А. — 17—18 вв. во Франции (“Размышления, либо максимы и Моральные сентенции” Ф. де Ларошфуко; “Мысли” Б. Паскаля; “Характеры” Ж. де Лабрюйера; “Максимы” Л. де К. Вовенарга; “Максимы и мысли” Н. Шамфора) и Германии (“Афоризмы” Г. К. Лихтенберга; “размышления и Максимы” И. В. Гёте). В А. этого времени отражается влияние поэтики классицизма с его культом общего рассудка и завершенной формы; эстетич. сокровищем наделяется только универсальное, верное, подчиненное норме, закону. У романтиков — бр. Ф. и А. Шлегелей, Новалиса, частично И. Г. Гамана, У. Блейка и др. — А. принимает форму фрагмента, спонтанной лирич. рефлексии, в к-рой понятия связаны ассоциативно и несут утверждение не столько о предмете, сколько о субъекте высказывания.

Деловая литература. Что читать менеджеру? Энциклопедический словарь Управление организацией.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: