Литературный энциклопедический словарь 120 глава

? ?исатели Тувы. [Биобиблиографич. справочник], Кызыл, 1970. И. Евлахова.

ТУНИССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра тунис. народа. Начинается на араб. яз. (с 1950-х гг.— частично на франц. яз.). Письменность и лит-ра существовали в Тунисе еще в 1-м тыс. до н.э. на пуническом (финикийском) языке; во время рим. господства нек-рые деятели всемирный лит-ры (Апулей, Августин Блаженный и др.) были уроженцами Сев. Африки.

Ср.-век. Т. л., в к-рой представлены все жанры классич. араб. лит-ры (см. Арабская литература), была связующим звеном между культурами мусульм. Востока и мусульм. Сев. Испании и Африки. Черты самобытности показались в ней в 10—11 вв. в творчестве поэтов-панегиристов Ибн Хани аль-Андалуси и Али ат-Туниси, прозаиков и поэтов гедонич. направления Ибрахима аль-Хусри, Ибрахима ар-Ракика, Абд аль-Азиза ат-Тарифи, филологов и поэтов Ибн Рашика, Ибн Шарафа аль-Кайравани, труды к-рых вошли в число осн. ср.-век. араб. поэтик. С 13 в. Тунис стал осн. хранителем андалусских лит. традиций. В 12—14 вв. на фоне упадка классич. араб. поэзии преобладали прозаич. жанры, гл. обр. религ. и филос. дидактики, которые связаны с наследием Абу-ль-Ала аль-Маарри. На 2-ю пол. 14 в. приходится творчество магрибинского мыслителя Ибн Хальдуна и шейха ан-Нафзауи. В 15 в. появились богатая житийная лит-ра суфийского толка (см. Суфийская литература) и лит-ра по истории городов, оказавшие влияние на формирование прозы Туниса 20 в. В 18 в. отмечается нек-рое оживление придворной панегирич. поэзии, существовавшей до кон. 19 в.

С 15—16 вв. начинается нар. лит-ра на тунис. диалекте араб. языка, в к-рой преобладают стихотв. жанры и поныне сильны традиции др.-араб. бедуинской поэзии; влияние андалусской поэзии (с 15 в.) сказалось только в песенном фольклоре Сев. Туниса. В 19—20 вв. в творчестве муниципальных нар. поэтов (Л. Нажжар, А. аль-Баргуси и др.) звучат мотивы нац.-высвободит, борьбы.

Базы совр. Т. л. были заложены во 2-й пол. 19 в. Идеологами преодоления социально-политич. и культурной отсталости Туниса были М. Кабаду и Хайраддин ат-Туниси, соч. к-рого “Наипрямейший путь к познанию состояний стран” опирается как на социологич. учение Ибн Хальдуна, так и на наследие франц. Просвещения. Новые идейные запросы и худож. вкусы, формированию к-рых содействовало развитие светского образования и прессы, показались в творчестве прозаиков, трудившихся в неклассич. жанрах — историч. описания и биографии путешествий (М. Байрам, М. Снуси), филос. повести (С. Свиси).

К 1920—30-м гг. относится новаторское творчество поэта А. аш-Шабби, принесшего в араб. поэзию совершенства романтизма, новеллиста А. ад-Дуажи, в произв. к-рого, лирически раскрывающих мир простых людей, видно зарождение реалистич. стиля, и провозвестника социалистич. идей в Тунисе публициста Т. аль-Хаддада. В обстановке обществ.-политич. подъема 2-й пол. 30-х гг. и становления демократич. культуры было создано самоё известное произв. Т. л. сер. 20 в.— филос. пьеса М. аль-Месади “Плотина”, в к-рой символич. осмысление борьбы за нац. социальный прогресс и освобождение опирается на раннесуфийские концепции мистич. пути, что привело автора к идеям, родным франц. экзистенциализму.

В отличие от лит-р Алжира и Марокко, в Т. л. франкоязычная проза, давшая в 50-х гг. первые образцы совр. тунис. романа (А. Мемми, “Соляной столп” и “Агарь”), не взяла громадного развития. Становление нац. романа связано с именами Б. Храйефа (“Банкротство”, “Барг аль-Лил”, “Гроздь фиников”), идеализирующего нац. простонародный быт и прошлое, и М. Ларуси аль-Мутви (“Неприятная ягода тут”), обращающегося к тематике нац.-высвободит.

ТРУБ — ТУНИ

==447

борьбы. В 1960-х гг. в Т. л. вступила плеяда писателей прогрес. ориентации, пишущих на двух языках: как драматурги и прозаики — по-арабски, как поэты — по-французски (М. аль-Фарси, С. Гермади и др.). В их поэзии очень сильно влияние франц. поэзии и символизма франц. Сопротивления, в прозе и драматургии ставятся неприятности социально-политич. и культурного развития Туниса, осмысляемые как неприятности •“третьего мира”. В кон. 60-х — 70-е гг. выступили юные драматурги и прозаики, группировавшиеся около Клуба новеллы (осн. в 1966) и журн. “Аль-Кысас” (с 1966): И. Медани, М. С. Джабри, М. ат-Тунси, X. Наср и др.; их произв. отличают интенсивные идейные и стилевые искания, широкие заимствования как из традиц. арабской, так и из совр. европ. культуры. В 1970 основан СП Туниса.

Лит. периодика: жури.

Изд.: Поэзия Африки, М., 1973, с. 544—51.

Лит.’. Пантучек С., Тунисская лит-ра, М.. 1969; ? ? ?жоги на C.B., Лит-ра Марокко а Туниса, М., 1968; ее же, Магриб. Франкоязычные писатели 60—70-х гг., М., 1980; Лит-ры Африки, М., 1979, с. 109—23. М. С. Киктев.

ТУРЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра тур. народа. Начинается на тур. яз. Старейшие произв. тур. фольклора сохраняют доисламские мифы о происхождении человека и сотворении мира (напр., монументы героич. эпоса — цикл ^Огуз-иаме^). Послеисламской формой огузского эпоса явился цикл, который связан с именем деде Коркуда (см. •“Китаби деде Коркуд”·). Более позднему фольклору (с 13 в.) принадлежат легендарные сказания. Особенной славой пользуется цикл дастанов о Кёр-оглы (см. ^Кер-оглы,*·). Значит. место занимают семь дней. рассказы хикяе, произв. т. н. лубочнай лит-ры, сказки, басни, анекдоты (в т. ч. о Ходже Насреддине). Нар. поэзия представлена песенными жанрами (тюркю, мани, кошма, ташлама).

Турки, относительно поздно приобщившиеся к исламу, восприняли кроме этого и мусульм. культуру. В гос-ве Сельджукидов Рума (11—14 вв.) араб. язык был языком науки и религии, а персидский — языком придворной поэзии. Первые совершенно верно датированные произв. письм. лит-ры, созданной в М. Азии на тур. яз., относятся к сер. 13 в. Произв. ранней тюркоязычной, либо т. н. староанатолийской, лит-ры (сер. 13— сер. 15 вв.) носили суфийский темперамент (см. Суфийская литература). Появление тур. стихов привело к борьбе двух совокупностей стихосложения: силлабич. и силлабо-тонич., характерной тюркской устной нар. поэзии, и арабо-перс. метрич. совокупности аруз, господствовавшей после этого в тур. поэзии шесть столетий. Вместе с арузом тюрки заимствовали и др. араб. и перс. поэтич. формы: месневи, касыда, газель.

Т. л. развивалась под сильным влиянием суфизма. известный представитель суфийской поэзии в М. Азии — персоязычный поэт 13 в. Джалаледдин Руми (выходец из Ср. Азии) создавал собственные стихи и на тур. яз.; его традиции продолжил и расширил его сын Султан Велед, стихи к-рого явились первой совершенно верно датированной (1301) попыткой записи и создания стихов на тур. яз. Суфийские стихи создавал и странствующий дервиш Юнус Эмре. Первое значит, произв. на тур. яз.— поэма-месневи “Книга скитальца” суфия Ашик-паши.

На рубеже 14—15 вв. в тур. поэзии появляются романтич. месневи, собственного рода рыцарские романы в стихах, преим. на сюжеты из “Пятерицы” Низами Гянджеви: “Искендер-наме” Ахмеди, “Хосров и Ширин” Юсуфа Синана Шейхи и др. (см. Хамсе).

В сер. 15 в. наступает т. н. классич. период развития тур. поэзии, длившийся до нач. 17 в. Язык произведений был насыщен арабо-перс. лексикой. Бурно развивалась придворная поэзия. Поэты, к-рым не получалось отыскать покровителя при дворе, с большим трудом

==448 ТУРЕ

добывали средства к существованию. Таким был Хамди Челеби, создатель первой “Пятерицы” на тур. яз. Наибольшие поэты стремились в рамках поэтич. традиций ср.-век. лит-ры Бл. Востока отразить совр. им жизнь: Ахмет-паша, Неджати, Махмуд Бакы, поэтесса Михри Хатун.

17 век в истории Т. л. именуют веком сатиры: наметившийся упадок Турции, состояние экономич., политич. и социальной жизни страны предопределили и темперамент лит-ры. Пороки общества, насилие и гнёт осуждали в собственных сатирич. произв. поэты, к-рых довольно часто ожидала крутая расправа власть имущих (напр., сатирик Омер Нефи был задушен). В месневи Юсуфа Наби “Хайрие” содержится критика духовенства, судей и пашей. Для читателей из народа писал поэт Аллаэддин Сабит. Новое направление в лит-ре, противостоящее панегирич. поэзии, оказало влияние кроме того на творчество обычного представителя придворной поэзии Ахмета Недима, создавшего новую форму шаркы в подражание тур. нар. песням.

В 18 в. оживает суфийская поэзия, в особенности в творчестве Шейха Галиба (поэма “любовь и Красота”). В нач. 19 в. тур. поэзия пребывала в застойном положении. Лит-ра, взявшая развитие по окончании танзиматских реформ (с 1839 до нач. 70-х гг. 19 в.) и традиционно именуемая лит-рой Танзимата, получает просветит, темперамент. Обостряется интерес к социальной проблематике: в центре мн. произв.— общества и проблемы личности, народа и личности. В духе просветит, идей трактуются женская и антиклерикальная темы. С кон. 50-х — нач. 60-х гг. появляются переводы произв. франц. писателей, а также произведения Ж. Ж. Руссо, Вольтера, Ламартина, Мольера (Ахмет Вефик-паша). Ключевую роль получает публицистика. Появляются и выступают на 1-й замысел новые для Т. л. жанры драматургии и худож. прозы. Лит-ра этого времени осуждала деспотические феод.-мусульм. традиции. Наибольшие представители лит-ры Просвещения: Ибрахим Шинаси, поэт, пропагандист франц. лит-ры, создавший первую в Т. л. уникальную авт. Комедию “Женитьба поэта”, собиратель тур. фольклора; Намык Кемаль, создатель патриотич. и социально-бытовых пьес, и первого нравоучит. и первого историч. романов; Шемсеттин Сами, прозаик, лексикограф и драматург; Ахмет Мидхат, основоположник жанра новеллы. Эти писатели реформировали тур. лит. язык, приближая его к народному. Во 2-й пол. 19 в. выступили новаторы, решившиеся подвергнуть поэзию предстоящей перестройке. Абдулхак Хамид Тархан и Реджаизаде Экрем искали в поэзии новые ритмы, новые ответа лирич. тем, обращались к внутр. миру лирич. храбреца.

В кон. 70-х и в 80-х гг. 19 в. в связи с наступившей обществ, реакцией начались преследования прогрес. деятелей (Намык Кемаль, напр., погиб в ссылке). Была установлена ожесточённая цензура. У последовательности писателей показались мистич. и упаднические настроения. Разочарование в жизни, салонная замкнутость свойственны группе писателей, которые связаны с журн. “Серветифюнун” (1891—1901), к-рый сыграл громадную роль в лит. жизни страны. Далекие от народа, эти писатели однако не принимали деспотич. уклада султанской Турции. Уже в ранних стихах Тевфика Фикрета, находившегося во главе издания, появляется тема сочувствия страданиям простых людей. С нач. 20 в. поэзия Фикрета получает сильно выраженную гражд. направленность. Одновременно с этим поэт был храбрым новатором, обогатил тур. поэзию, преобразовал аруз, приблизив его к нормам тур. яз. Наибольший прозаик “Сервети-фюнун” Халид Зия Ушаклыгиль — основоположник тур. реалистич. новеллы и романа европ. типа. Хюсейн Рахми Гюрпынар, Ушаклыгиль, Мехмет Рауф в собственных произв. разрабатывали новые темы: критика .социальной действительности, тема мелкого человека.

По окончании младотур. революции (1908) обостряется борьба разл. худож. направлений и течений, но определяющая тенденция — предстоящее утверждение реализма как ведущего направления в нац. Т. л. Ее главным жанром делается жанр реалистич. социальной новеллы. Рефик Халид Наказывай, Ака Гюндюз, Омер Сейфеддин в первый раз в Т. л. обратились к изображению провинц. деревни и жизни. Сатирич. новеллистика Сейфеддина оказала сильное влияние на развитие тур. реалистич. прозы последующих десятилетий. Но в его творчестве проскальзывали иногда националистич. настроения; под влияние националистич. идей временно попадали и др. писатели, напр. Халиде Эдип Адывар (роман “Новый Туран”).

Сложные явления происходят в поэзии. Под влиянием европ. символизма распространяются декадентские мотивы, приобретавшие отражение в творчестве больших мастеров стиха — Яхья Кемаля Беятлы, Ахмета Хашима; им в собственности заслуга реформирования традиц. классич. размеров и форм. самоё значительным было творчество поэтов “хеджеджистов” (Фарук Нафиз Чамлыбель и др.), обратившихся к слоговому размеру хедже, характерному нар. поэзии, к-рый еще в кон. 19 в. применял поэт Мехмет Эмин Юрдакул (сб. “Стихи по-турецки”). Но в годы 1-й всемирный войны 1914—18 стихи его купили шовинистич. содержание.

По окончании 1-й всемирный войны, в то время, когда Турция была оккупирована иностр. армиями, в лит. жизни страны наступил спад. С началом нац.-высвободит, перемещения в Анатолии происходит оживление лит. жизни. Тема нац.-высвободит, войны взяла широкий отклик в лит-ре по окончании установления республики (1923): романы “Огненная рубаха” и “Убейте блудницу” Адывар, рассказы “О национально-освободительной борьбе” и роман “Содом и Гоморра” Якуба Кадри Караосманоглу, роман “пьеса и” Зелёная ночь “Катастрофа одной ночи” Решала Нури Гюнтекина. Но гл. роль в высвободит, перемещении Адывар и Караосманоглу отводили храбрецам-одиночкам (разглядывая народ как жертву), проповедовали идею “особенного пути развития” страны, считая, что нац. единение людей якобы может самостоятельно по себе стереть классовые различия — достаточно только поднять культурный уровень народа, совершить культурную революцию в деревне. Критика шла по большей части по линии осуждения реакц. традиций.

Вторая несколько писателей исходила из неизбежности классовой разделении, выступала против произвола гос. госслужащих, взяточничества, безработицы, нищеты, высказывала неудовлетворенность бурж. реформами. Писатели-демократы Сабахаттин Али, Садри Эртем, Решад Энис Айген, Суад Дервиш, Сайг фаик, с именами к-рых связано развитие критич. реализма как ведущего способа Т. л. 30-х гг., обратились к постановке новых, публично значимых тем. Среди них крестьянская неприятность делается центральной в эти и последующие годы. Роман Садри Эртема “В то время, когда останавливаются прялки” первенствовал в Т. л. реалистическим социально-историч. романом; в нем отражена классовая борьба крестьян. В произв. писателей 30-х гг. отражены кроме этого темы, которые связаны с судьбой различных слоев провинц. города, женская тема, будущее интеллигента в обществе. Тридцатые годы — годы развития тур. новеллистики. Особенное место в Т. л. занимает творчество Сабахаттина Али.

С 30-х гг. в тур. драматургии деятельно разрабатывается тема взаимоотношения личности и бурж. общества (“Всеми забытый” Назыма Хикмета Рана и др.).

Основоположник революц. поэзии — Назым Хикмет Ран. Новая новый размер и метрика стиха, ораторская интонация, необыкновенная рифмовка, метафоры и неожиданные образы, а сюжеты — и главное темы, считавшиеся до того “непоэтичными”, сделали его признанным главой нового поэтич. направления.

Незадолго до 2-й всемирный войны 1939—45 в Турции все заметнее делается влияние идеологии нацизма. В стране активизируются всевозможные пантюркист^ ские общества. публицисты и Передовые писатели

29 ЛЭС

призывают к борьбе против нацизма. С антифаш. романом “Сатана в нас” выступил Сабахаттин Али. Вместе с тем для произв. мн. писателей становятся характерными настроения пессимизма, тема ухода от судьбы.

И все же в 40-х гг. делается новая храбрая попытка обновить тур. поэзию, вынудить признать в первую очередь ее обществ, назначение. Несколько поэтов т. н. “Треножника” (Орхан Вели Канык, Мелих Джевдет Андай и Октай Рифат Хорозджу) выступает с лит. “Манифестом трех” (кн. “Необычное”), где предлагает сделать храбрецом поэзии рабочего, ремесленника; отказаться от размера и рифмы, к-рые, согласно их точке зрения, ограничивают идея; писать общедоступным языком деревни и города о ежедневных проблемах человека. Призыв к “очеловечиванию” поэзии был подхвачен практически всеми представителями тур. поэзии 40—50-х гг. Новшества, привнесенные поэтами “Треножника”,— наровне с революцией, осуществленной в тур. поэзии Назымом Хикметом,— выяснили направление и характер развития Т. л. в послевоен. период.

“Записки сельского преподавателя” (1948) Махмуда Макала и выход его книги “Отечественная деревня” дали толчок предстоящему освоению т. н. крестьянской темы. Показался новый лит. персонаж — интеллигент, уехавший в деревню оказать помощь крестьянам в борьбе с помещиками, кулаками, духовенством: романы “Жестянка” Яшара Кемаля, “Чёрный мир” Орхана Ханчерлиоглу, “Месть змей” Факира Байкурта, рассказы Дурсуна Акчама и др. Жизнь рабочего класса в первый раз находит отражение в произв. Орхана Кемаля (рассказы, роман “Джамиле”). Тема нац.-высвободит. борьбы взяла самоё яркое воплощение в эпопее Назыма Хикмета “Дастан об освободительной борьбе”, написанной в колонии в 1941—46. Данной теме посвящены и романы Кемаля Тахира 50—60-х гг., и дилогия Самима Коджагёза, в к-рых продемонстрирован борющийся Стамбул.

Активизация демократич. перемещения с нач. 60-х гг. создала благоприятные условия для развития драматургии (пьесы Четина Алтана, Рефика Эрдурана, Азиза Несина). Заметным явлением в Т. л. стали злободневные пьесы Халдуна Танера “Спаситель отчизны—Сказ” и “Шабан об Али из Кешана”—первая тур. пьеса, написанная в духе театра Б. Брехта и в один момент в традициях народного театра карагёз.

В поэзии 60—70-х гг. Фазыл Хюсню Дагларджа, Бехчет Неджатигиль, Рифат Ылгаз, Зия Осман Саба, Бедри Рахми Эюбоглу и др. продолжают демократич. традиции. Поэты течения “Второе новое”, к-рое показалось еще в 50-х гг. (в отличие от “Первого нового”— школы Орхана Вели ‘Каныка), поднялись на путь формалистич. экспериментаторства. Это направление возглавил Ильхан Бери. Сходные явления наблюдаются и в прозе, где последовательность писателей под влиянием разл. модернист, течений призывает к “мастерству без цели”, к поэзии “стороннего наблюдателя”. Зарождается “литература отчаяния” — как следствие десятилетнего нахождения у власти демократич. партии (1950—60), завершившегося гос. переворотом. События мрачного десятилетия становятся темой мн. романов, среди к-рых выделяется “Наедине с самим собой” Ведата Тюркали. События 12 марта 1971, в то время, когда в стране была установлена реакц. диктатура армейских, нашли отображение в произв. прогрес. писателей (Эрдал Оз, роман “Ты ранен”; Коджагёз, “Спор”). Писатели молодого поколения (Оз, Йылдыз Бекир, Эрол Той и др.) в Т. л. 60—70-х гг. развивают линию критич. реализма, ставят перед лит-рой главные неприятности политич. и экономич. жизни страны, пишут о нелегкой доле тур. рабочих. Новое осмысление приобретает кроме этого тема крестьянина, бывшая гл. темой в лит-ре 40-х гг.: романы Яшара Кемаля, Коджагёза и др. Безработица, религ. фанатизм, невежество воспринимаются как социальное бедствие всей нации (романы Кемаля

ТУРЕ

==449

Бйльбашара, Д. Акчама, Гюнея Йылмаза, Оз’ялчинера и др.). Произв. Азиза Несина в остросатирич. замысле изображают обществ, условия, искажающие природу человека.

Тур. лит-ведение имеет давешние традиции (тазкире). В 19 в. и особенно в 20 в. тур. лит.-критич. идея начинается, продолжая нац. традиции и испытывая влияние европ. лит-ведения.

В 1970 в Турции создан Альянс деятелей иск-в.

Лит. периодика: издания

Изд.: Рассказы тур. писателей, М., 1954; Typ. поэзия отечественных дней, М., 1958; Отечественная улица. [Рассказы], М., 1962; Амурные письма. [Рассказы], М., 1966; Плата за молчание. [Рассказы], Л., 1974; Хлеб в первую очередь. (Рассказы], М., 1976; Совр. тур, пьеса, М., 1977; Из ветхой тур. поэзии, М., 1978; Из тур. поэзии XX в., М., 1979.

• Смирнов В. Д., Очерк истории тур. лит-ры, СПБ, 1891; Крымский А. Е., История Турции и ее лит-ры, т. 1—2, 1910—16; Гордлевский В. А., Очерки по новой османской лит-ре. Пере ходная пора османской лит-ры, в его кн.: Избр. соч., т. 2, М., 1961; Гарбузова В. С., Поэты ср.-век. Турции, Л., 1963; е е ж е, Поэты Турции XIX в., Л., 1970; ее же, Поэты Турции первой четверти XX в., Л., 1975; АлькаеваЛ., Б а б а е в А., Тур. лит-ра. Краткий очерк, М., 1967; К я миле в X., У истоков совр. тур. лит-ры, М., 1967; Айэенштейн H.A., Из истории тур. реализма, М., 1968; Маштакова Е. И., Из истории сатиры и юмора в тур. лит-ре (XIV—XVII вв.), М., 1972; Алькаева Л. О., Из истории тур. романа. 20—50-е гг. XX в., М., 1975; Утургаури С., Тур. проза 60—70-х гг., М., 1982.

Л. Л. Бабаев, В. С. Гарбузова, И. Р. Сонина.

ТУРКМЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литра туркм. народа, сложившегося из старейших ираноязычных и чужих тюркоязычных племен, гл. обр. огузов. В ней выделяются две струи: иранская и тюркская. Этим обусловлено да и то, что древние и фольклор монументы лит-ры (как на фарси, так и на тюрк. языках) являются неспециализированными для туркмен и др. тюркоязычных и Иран. народов. Начинается на туркм. яз.

Фольклор. Богатый сказочный эпос туркмен, в к-ром представлены сказки о животных, волшебнофантастические, бытовые, сохранил индо-иран. и тюрк. начала. Из эпич. жанров нар. творчества самый развитым в худож. отношении есть дастан. Осн. масса туркм. дастанов обнаруживает элементы лит. обработки. Туркм. дастаны делятся на смелые и романтические. Героич. эпос имеет только тюркскую (огузскую) тематику. Старейший монумент героич. эпоса — 12 сказаний, слагавшихся с 9 по 15 вв. и собранных в 16 в. малоизвестным составителем в кн. “Китаби деде Коркуд”·. Романтич. дастан “Шасенем-Гарып”, героич. дастаны “Юсуп Ахмет”, “Саятлы-Хемра” тематически восходят к сказаниям “Китаби…”. Сюжетными элементами связан с “Китаби…” и эпос

Литература 11—1-й пол. 18 вв. Туркмены были участниками воен. походов СельджуКидов. Из их среды вышли мн. философы и известные поэты представители ранней сельджукской поэзии в М. Азии, писавшие на перс. яз. (Челеби Хусамеддин, 14 в., и др.). Поэтами были и султаны Сельджукиды Джалалиддин Мелик-шах (13 в.) и его сын Санджар, писавшие в жанрах, характерных для персоязычной лит-ры (газели, касыды, и др.). И позднее при дворах Тимуридов (1370—1507) и Моголов в Индии (1526—1858) писали на фарси туркмены по происхождению Хилали Чагатаи, Байрамхан Ханханан (писавший и по-тюркски) и его сын Рахимхан, Мирза Бархудар Туркман. До сер. 18 в. в Т. л. преобладала дидактич. поэзия, отразившая только исламско-суфийскую догматику. Такая позиция соответствовала уровню социально-политич. развития общества и была для собственного времени прогрессивной. Язык данной лит-ры, среднеазиатско-тюркский

К оглавлению

==450 ТУРК

(чагатаи), был далек от разг. туркм. языка. На нем писал, например, поэт Азади, чьи соч. близки к назидат. поэзии Иран. средневековья. Назидательность оставалась характерной чертой лит-ры и в позднейшие периоды.

пол 2-и Литература. 18 — н а ч. 20 вв. Новые социальные условия, усиление политич. активности туркмен, вступивших в противоборство с чужеземными захватчиками, стали причиной происхождению гражд. патриотич. поэзии. Показались полемич. стихи, эпистолярная форма — переписка поэтов на разл. темы, впредь до научных и бытовых. Но эта лит-ра не отличалась особенными худож. преимуществами. Более зрелый темперамент носит полемика между поэтами Махтумкули и Дурды-шахиром, поэтич. переписка учеников и последователей Махтумкули — Сеиди и Зелили, цикл стихов Мискинклыча, покушав. его приятелю-поэту. Традиция поэтич. переписки в Т. л. сохранилась до наших дней (напр., переписка между поэтами Ата Салихом и Дурды Клычем). Поэты 18 в. приблизили язык поэзии к разг. языку весов, сделав собственные произв. дешёвыми для всего общества, обширно применяли нар. формы стиха. Основоположником нового направления в Т. л. был Махтумкули. Его творчество разнообразно: патриотич., дидактич., любовно-лирич., сатирич., религ., филос. стихи, стихи о природе, элегии и оды. Махтумкули первым в Т. л. применял форму “гошгы” (см. Гошма). Наровне с этим он писал кроме этого в метре аруза, в традициях книжной поэзии Востока. В произв. Сеиди и Зелили стали заметнее социально-политич. мотивы (кроме того в таких жанрах, как пейзажная лирика), с особенной силой раздалась тема отчизны, продолжительно остававшаяся ведущей. Значит. вклад в развитие Т. л. внесли поэты Андалиб, Ша бенде, Шейдай, Магрупи, Гайиби.

Туркм. поэты 19 в. по большей части писали лирич, стихи. В дастане “Зохре и Тахир” поэт Молланепес применял бытовавший в Ср. Азии сказочный сюжет. известный представителями лит-ры 19 в. были К. Абдысетдар, Кятиби, Мятаджи, Досмамед, К. Молланепес. Недовольство нар. весов, вызванное разрухой и угнетением — следствием нескончаемых войн, раздалось в социальных сатирах поэта-мятежника Кемине. Присоединение Туркмении к Российской Федерации стало причиной относительной стабилизации положения, но не улучшило условий судьбы туркм. трудящихся. Выразителями нар. протеста против социальной несправедливости явились последователи Кемине — поэты Байрам Шахир, Кёрмолла, Молламурт, Дурды Клыч и др. В сатирич. стихах, написанных в традициях нар. поэзии, они высмеивали власть имущих. По окончании Окт. революции они стали сторониками Сов. власти и.своим творчеством содействовали построению нового общества.

Советская Т. л. В 1924 начала выходить газ. “Туркменская искра”, ставшая трибуной новой лит-ры. В произв. туркм. писателей обнаружили отражение все значит, события в жизни Туркмении; разрабатывались темы, связанные со постройкой социализма (стихи Молламурта, Байрам Шахира). Наровне со старшим поколением в лит-ре начинала трудиться творч. молодежь: Ата Салих, Б. Кербабаев, А. Аламышев, Шалы Кекилов.

Худож. проза, понемногу освобождавшаяся от фольклорных условностей, зародилась в Т. л. только в 20-х гг. (Я. Насырли). С первыми рассказами на совр. темы выступили во 2-й пол. 20-х гг. Кербабаев, в 1-й пол. 30-х гг.— А. Дурдыев и др. Храбрецами лит-ры стали люди труда. Детищем революции в Т. л. явилась и драматургия: с первыми пьесами на туркм. яз. выступили А. Каушутов и Кербабаев.

Реалистич. творч. способ, к-рому следовали туркм. писатели 20-х гг., во многом еще сочетался с традиц. условностью, подражанием фольклорно-эпич. произв. прошлого. В 1929—32 были созданы стихи Молламурта, Дурдыева, Амана Кекилова, Ч. Аширова, Ш. Кекилова. В 30-х гг. осн. темой стало колх. строительство: пьесы X. Чарыева, Т. Эсеновой, Дурдыева. В кон. 30-х гг. показались историко-революц. роман “Из кровавых когтей” X. Дерьяева, “Артык и Айна” (отрывок из романа “Решающий ход”) Кербабаева, поэмы

А. Кекилова и О. Тачназарова. Совершенствовался .жанр маленького рассказа (Н. Сарыханов). Расширилась тематика драматургии, развивавшейся вместе с нац. театром. Показались пьесы Каушутова, Дурдыева, К. Бурунова, Эсеновой на историко-революц. и историч. темы, пьесы социально-бытовые и лирические. В 1934 был создан СП Туркмении.

С самого начала Великой Отечеств, войны 1941—45 ведущей темой лит-ры стала война, подвиг сов. солдат: стихи Ата Салиха, поэмы Ш. Кекилова, Насырли, П. Нурбердыева, повесть “Курбан Дурды” Кербабаева, стихи К. Курбансахатова, К. Сейтлиева, А. Алиева, рассказ “Будущее” Сарыханова, произв. Б. Солтанниязова, X. Исмаилова, К. Ишанова, А. Ниязова и др. Убедительно и правдиво показывала Т. л. жизнь тыла, трудовые подвиги тех, кто снабжал удачи бойцов на фронте: роман “Мехри и Вепа” Каушутова, поэма “Женщина в белом халате” Д. Халдурды и др.

Восстановление мирной судьбе, взаимоотношения людей в ходе социалистич. строительства, интернациональная солидарность и дружба народов — осн. темы послевоен. Т. л. В лит-ру пришли новые силы: А. Атаджанов, М. Сеидов, К. Курбаннепесов, А. Хаидов, Ш. Борджаков, К. Эзизов и др. Деятельно разрабатывалась историко-революц. тематика: поэма “Финиш кровавого водораздела” Аширова, романы “Решающий ход” и “Чудесным образом рожденный” Кербабаева. Послевоен. период отмечен предстоящим развитием драматургии (пьесы Г. Мухтарова).

В Т. л. 60—70-х гг. показались большие прозаич. произв. Б. Худайназарова, К. Кулиева, Атаджанова, Б. Сейтакова, Дерьяева. Предстоящее развитие взяли жанры рассказа и повести (Т. Джумагельдиев, Т. Курбанов, А. Таганов, Н. Джумаев, К. Тангрыкулиев и др.). Действующими лицами романов и повестей, поэм и стихов на совр. темы (роман в стихах А. Кекилова “Любовь”) стали инженеры и рабочие, сел. интеллигенция.

Лит. периодика: газ.

Изд.: Антология туркм. поэзии, М., 1949; Радуга. Избр. произв. классиков туркм. лит-ры, Аш., 1982.

• Самойлович ?.?., ?черки по истории турки, лит-ры, в сб.; Туркмения, т. 1, Л., 1929; Сосонкин И. Л., Из истории эстетич. мысли в Туркменистане, Аш., 1969; Кор-Оглы X., Туркм. лит-ра, М., 1972; Очерк истории туркм. сов. лит-ры, М., 1980; Алиева С. У., Совр. туркм. проза, М., 1981. X. Г. Короглы.

“ТУТЙ-НАМЕ” (“Книга попугая”), перс.-тадж. лит. монумент 14 в.; поучительно сказочная книга в прозе, написанная Зияуддином Нахшаби в Индии. В ее основе лежит инд. обрамленная повесть в стихах и прозе “Шукасаптати” (“Семьдесят рассказов попугая”), первая обработка к-рой относится еще к 11 в. “Т.-н.” складывается из введения и отд. сказок. Существуют разл. обработки “Т.-н.” (на яз. фарси, урду, тюркских языках).

Энциклопедия Брокгауза — замечательный справочный материал для изучающего Библию


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: