Основателями легизма были Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (288 – 233 гг. до н.э.). В эру императора Цинь-Ши-Хуан-ди (III в. до н.э.) Легизм стал официальной идеологией. Главный вопрос легизма (как и конфуцианства): как руководить обществом? Легисты поддерживали то, дабы руководить обществом путём национального насилия, опирающегося на законы. Другими словами Легизм – философия сильной власти. ( к примеру, в средневековом Китае 200 видов правонарушений карались смертной казнью, 300 – кастрацией, 1 000 – клеймлением (в их числе групповое пьянство)).
Главные положения легизма:
§ человек владеет изначально не добрый природой;
§ движущей силой людских поступков являются индивидуальные эгоистические интересы;
§ в большинстве случаев, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
§ дабы избежать всеобщей вражды и произвола, нужно национальное вмешательство в публичные отношения;
§ государство (в лице армии, госслужащих) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко наказывать провинившихся;
§ главным стимулом правомерного поведения большинства людей есть ужас перед наказанием;
§ главным разграничением правомерного и применения наказания и неправомерного поведения должны являться законы;
§ законы должны быть однообразны для всех, а наказание должно использоваться и к простолюдинам, и к высшим госслужащим (независимо от звания), если они совершить правонарушение;
§ национальный аппарат обязан формироваться из специалистов (другими словами чиновничьи должности должны даваться кандидатам, владеющим деловыми качествами и необходимыми знаниями, а не передаваться по наследству);
§ государство – основной регулирующий механизм общества и, следовательно, в праве вмешиваться в публичные отношения, экономику, личную судьбу граждан.
И конфуцианство и легизм в политической истории Китая, сыграли большую роль в развитии китайской государственности. Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого обязан держаться на ожесточённых наказаниях, сознательном оглуплении и абсолютном повиновении народа. («В то время, когда народ довольно много знает им тяжело руководить»).
термины и Основные понятия:
Ахимса — (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип джайнизма и буддизма, отказ от намеренного и случайного убиения живых существ.
Брахман -одно из центральных понятий религии индуизма и индийской философии, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в базе всего существующего. Имело разные толкования: от полноты всевозможных определений до лишенности какой-либо определяемости, от тождества с отдельным божеством до отрицания возможности тождества с чем-либо конкретным.
Дао- (китайское, букв. — путь), одна из главных категорий китайской философии. В конфуцианстве — путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме — закономерность сущего, его порождающее и организующее начало.
Дэ — в китайской философии даосизма понятие, обозначающее внешнее проявление космического начала дао.
Карма — (санскрит — деяние), одно из главных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии. В широком смысле — общая сумма идеальных всяким живым существом их последствий и поступков, определяющая темперамент его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле — влияние идеальных действий на темперамент последующего существования и настоящего.
Нирвана — (санскр. — угасание), центральное понятие джайнизма и буддизма, означающее высшее состояние, цель людских стремлений. В буддизме — психотерапевтическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия жажд, самодостаточности и совершенной удовлетворённости, безотносительной отрешенности от внешнего мира.
Сансара- (санскр.), одно из главных понятий религиозной философии и индийской религии, перевоплощение души либо личности в цепи новых рождений (в образе человека, всевышнего, животного); осуществляется по закону кармы.
Контроль знаний
I. Вопросы для самопроверки:
1. Назовите главные заповеди буддизма.
2. Что такое нирвана?
3. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»?
4. Какие конкретно правила лежат в базе философии конфуцианства?
5. Какими правилами советовал руководствоваться Конфуций?
6. Что знают под древнекитайской категорией «дао»?
7. В чём сущность учения дао?
II. задачи и Упражнения
1. Будда объявлял в каждом городе, куда бы ни пришёл:- Прошу вас, не задавайте одиннадцать вопросов. Эти вопросы включают в себя все наиболее значимые понятия: Всевышний, душа, смерть, жизнь, истина и т.д.В то время, когда его задавали вопросы: По какой причине?, он отвечал:- По причине того, что на них не смогут быть даны ответы. Не то, дабы я не знал ответы на них, но, во-первых, это нереально выразить словами, во-вторых, познание этих вещей не содействуют святости судьбы и не ведёт к просветлению, а в-третьих, эти вопросы создают верования, каковые мешают вам принимать Подлинную действительность. Задавайте вопросы о бешенстве и о том, как выйти за его пределы. Спросите о жадности, о привязанности, о трансформации. Спросите о том, как отбросить ум и достигнуть состояния медитации…А как вычисляете вы? Должны ли эти вопросы оставаться без ответов, либо всё-таки человечеству необходимо на все вечные вопросы отыскать исчерпывающие ответы? Ответ обоснуйте.2. Лао-Цзы учил: Желаешь быть жёстким, сохраняй твердость посредством мягкости; желаешь быть сильным, береги силу посредством слабости. Кто собирает мягкое, станет жёстким. Кто собирает не сильный, станет сильным. Замечай за тем, что планирует, дабы выяснить, что прийдет: счастье либо беда. Мягкое и не сильный — спутники судьбы. Жёсткое и сильное — спутники смерти. Приведите примеры, каковые смогут проиллюстрировать это высказывание.3. Лао-Цзы сказал, что в случае, если отбросить учёность – не будет и печали. В Библии написано: «Кто умножает познания, умножает скорбь».
Возможно, нужно меньше знать, дабы меньше печалиться? Либо мудрецы желали этим заявить, что одних лишь знаний человеку мало, необходимо что-то ещё?