Лекция 10. западная философия xix — xx веков

Замысел:

1. Позитивизм.

2. Феноменология

3. Герменевтика

4. Экзистенциализм.

5. Современные направления философской мысли.

Позитивизм О. Конта

Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — хороший), философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё настоящее, хорошее (хорошее) знание возможно получено только как следствие отдельных особых наук либо их синтетического объединения и что философия как особенная наука, претендующая на независимое изучение действительности, не имеет права на существование.

Позитивизм(фр. positivisme, от лат. positivus — хороший) — направление и философское учение в методологии науки, определяющее единственным источником, настоящего знания эмпирические изучения и отрицающее познавательную сокровище философского изучения.

Создатель позитивизма, введший самый данный термин, французский мыслитель О. Конт.

Разглядывая историю людской познания и умственное развитие отдельного индивида, Конт убедился, что человеческий интеллект проходит три стадии развития. В силу самой природы людской разума, — пишет он, — любая отрасль отечественных познаний неизбежно обязана в собственном перемещении пройти последовательно три разные теоретические состояния: состояние теологическое, либо фиктивное; состояние метафизическое, либо абстрактное, наконец, состояние научное, либо хорошее. Когда-то люди растолковывали явления окружающего мира посредством религии и мифа, после этого человеческий разум возвысился до философского (метафизического) объяснения; на данный момент, в десятнадцатом веке, философское объяснение должно уступить место научному познанию мира. Отсюда вытекает негативное отношение к философии, характерное для позитивизма: философия уже сыграла собственную роль в развитии людской познания и обязана уступить место науке

Программа позитивистов с учетом ее эволюции возможно изложена в следующих пунктах: 1) познание должно быть высвобождено от всякой философской (ценностной) интерпретации; 2) вся классическая, другими словами прошлая философия как метафизическая должна быть заменена или конкретно особыми науками (наука — сама по себе философия), или обобщенным и экономным обзором совокупности знаний, или учением о соотношении между науками, об их языке и т.д.; 3) в философии не может быть деления на идеализм и материализм, потому, что различие между материей и сознанием достаточно условно.

Феноменология

ГуссерльЭдмунд (1859 — 1938) – основатель феноменологии (феномен — явление).

Феноменология – направление в философии в базе которого лежит изучение феноменов, осознаваемых как появляющиеся в сознании смыслы событий и предметов. Гуссерль вычислял ее строго научной.

Цель философии – выстроить науку о науке. Он стремился найти последние самоочевидные логические правила и очистить сознание от эмпирического опыта посредством редукции т.е. сведения высшего к низшему, несложному. В этом Гуссерль видел способ постижения сущности событий. Правда сущности наряду с этим выступают как «значения», не владеющие собственным, самодостаточным статусом существования.

Герменевтика

Герменевтика -истолкование, познание текстов.

Это не только способ гуманитарных наук, но и метод толкования людской бытия по большому счету.

Основателем герменевтики можно считать германского романтика Шлейермахера (1768 — 1834). Он воображал гевменевтику как мастерство понимания чужой индивидуальности. Вильгельм Дильтей(1833-1911) применял ее как способ исторической интерпретации и положил в базу школы истории духа и осознающей психологии (позже использована в осознающей социологии Вебера). Задачу философии он видит в том, чтобы выяснить жизнь исходя из нее самой. Познание родственное интуитивному проникновению в жизни он противопоставил способ объяснения, применимый в науках о природе и доказательный. Познание чужого мира осуществляется методом вживания, сопереживания.

Главную проблему герменевтики он видит в раскрытии сокровища индивидуальности как предмета общезначимого объективного познания.

Гадамер Ганс Георг (1900-2002) — германский философ. Придал герменевтике универсальный суть, перевоплотив проблему понимания в сущность философии.

С позиций герменевтики предметом философии есть мир человека, трактуемый как область людской общения. В данной области протекает повседневная жизнь и создается культура.

Экзистенциализм

Экзистенциализм — философия существования. Достигла расцвета между мировыми войнами. Больше выражена в художественных произведениях писателей (Достоевский, Ж.П. Сартр, А. Камю, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк).

Сьёрен Кьеркегор (1813 — 1855) — датский философ, основатель экзистенциализма.

Неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания собственного «Я», уникальности собственной личности, без нахождения подлинного призвания;

Настоящее существование — выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина собственной судьбы.

Настоящее существование и имеется экзистенция.

В философии главным выразителем идей экзистенциализма есть немец Мартин Хайдеггер(1880-1976). Задача философии заниматься не столько науками, сколько вопросами личного людской бытия.

Существование человека характеризуется озабоченностью, страхом, осознанием приближающегося финиша собственного бытия. Самый принципиально важно для человека ответить на вопросы о смысле судьбы.

Хайдегер думает, что вопрос о смысле бытия несправедливо забыт философами и ставит его во главу угла. Запрещено пробовать осмыслить мир и наряду с этим забывать самого осмысляющего-человека.

Личность остро переживает временность собственного бытия, но ориентация на будущее дает личности настоящее существование, а ограничение настоящим ведет к тому, что мир вещей заслоняет от личности ее конечность. Забота, ужас, вина высказывают духовный опыт личности, ощущающей собственную уникальность, а вместе с тем и смертность.

Он предлагает сосредоточиться на личном начале бытия — личном выборе, ответственности, поиске собственного Я, наряду с этим уделяя внимание связи с внешним миром.

Р.В. Шамин. История философия — лекция № 10 \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: