Адам мицкевич (1798-1855)

Продолжительнее ста лет прошло со дня смерти великого польского поэта Мицкевича, но не потеряли собственной силы, прелести и глубины его стихи. Мицкевича мы именуем не только в последовательности блестящих мастеров слова, но и в последовательности борцов за свободу и счастье народа.

Адам Мицкевич именовал отчизну Литвой, но трудовой народ, среди которого он жил в юношеские годы и детские, был белорусским.

Литва вместе с белорусскими почвами входила в состав исторической Польши, которая в конце XVIII в. была поделена между Австрией, Россией и Пруссией. Литва по этому разделу отошла к Российской Федерации.

Появился Мицкевич 24 декабря 1798 г. на хуторе Заосье, около города Новогрудка, находящегося сейчас на территории Белорусской ССР.

Папа поэта, Николай Мицкевич, был юристом при Новогрудском суде. Он происходил из небольшой шляхты, польской по быту и языку.

С восторгом слушал мальчик народные сказки, песни, легенды, и они навеки запечатлелись в его душе.

В то время политика национального угнетения, проводимая царским правительством в Польше, приводила к возмущению всех передовых людей. Мицкевич рос в воздухе надежд на возрождение и освобождение Польши.

Будучи студентом, он стал идейным вдохновителем патриотических студенческих обществ в Виленском университете. Мицкевич поддерживал тесные связи с этими обществами и позднее, учительствуя в Ковно. По окончании долгого следствия поэта оторвали от отчизны и послали в Россию.

Уже в первой книге стихов, главную часть которой составляют «Баллады и романсы» (1823), Мицкевич выступает как самобытный романтик.

Через туман и тьму спешат в этих балладах тёмные наездники, во мраке ночи бряцают мечи и кольчуги, гудят невидимые колокола, звучат загадочные голоса. Все это вымысел, но он согрет любовью к человеку, к правде, к обиженным и униженным («Рыбка»), напоен неприязнью к неправде и злу, к тиранам и угнетателям («Засада», в переводе Пушкина — «Воевода»); все это поэзия, увлекающая нас яркостью образов, меткостью эпитетов, прекрасной музыкой слова.

Полные любви к родине и народу стихи поэта рождали у современников чувство патриотизма.

легенды и Народные поверья явились базой и громадной драматической поэмы Мицкевича «Дзяды», над которой он трудился в это время.

Рвением к свободе, эмоцией тёплой любви к отчизне проникнуты многие произведения Мицкевича. Известной «Одой молодости», которую возможно назвать манифестом свободолюбивого молодого поколения, поэт обращается к сверстникам и своим товарищам:

Ну, руку в руку! Шар земной
Мы цепью обовьем живой!
Направим к одному все мысли и жажды…
(Перевод Н. Семенова.)

В поэме «Гражина» (1823) поэт говорит о давешней борьбе литовцев с германскими рыцарями-захватчиками и о патриотическом подвиге литовки Гражины. Она пожертвовала собственной судьбой чтобы спасти отчизну.

Мицкевич обожал русский народ. Он сблизился с передовыми людьми России — Жуковским, Вяземским, Иваном Козловым, подружился с Пушкиным, Бестужевым и Рылеевым-Марлинским. Мицкевич был принят в круг декабристов.

В РФ Мицкевич создал одно из самых выдающихся собственных произведений — поэму «Конрад Валленрод».

В поэме изображена одна из самые кровавых страниц истории Литвы — борьба с германскими рыцарями-захватчиками. Центральный храбрец поэмы — Конрад посвятил себя самоотверженному служению отчизне.

Поэма завоевала громадную популярность среди передовых читателей и привела к враждебному отношению царских госслужащих.

С 1829 г. начинается неспокойная, скитальческая судьба поэта за рубежом.

За много лет эмиграции поэт жил в Италии и Германии, во Швейцарии и Франции, виделся с самыми выдающимися людьми собственного времени: с польским композитором Шопеном, французской писательницей Жорж Санд, русскими писателями Герценом и Гоголем, датским скульптором Торвальдсеном, германскими романтиками Шлегелем и Тиком, русским живописцем Брюлловым.

В 1830—1831 гг. в Польше вспыхнуло восстание против русского царизма. Мицкевич рвался к месту событий. Но в то время, когда он желал перейти границу, восстание было уже подавлено.

В Дрездене Мицкевич пишет третью часть начатой в Ковно драматической поэмы «Дзяды». Наименование произведению дал древний народный обряд празднования памяти погибших.

Самое яркое, самое спокойное, самое реалистическое его произведение — поэма «Пан Тадеуш, либо Последний наезд на Литве» (1832-1834).

Храбрец поэмы Тадеуш, став обладателем солидного числа крепостных, решает отпустить их на волю с почвой, «право на которую они добывали кровавым трудом, плодами которой они всех кормят и обогащают».

В данной части поэмы особенно светло видно, что время создания «Пана Тадеуша» было для Мицкевича временем тёплой политической деятельности, революционный темперамент которой выяснил идейную направленность поэмы.

О поэме возможно заявить, что она есть такой же энциклопедией судьбы ветхой Литвы, как «Евгений Онегин» — энциклопедия судьбы России, современной Пушкину.

Мицкевич стоит в последовательности таких поэтов-революционеров, как Байрон, Гейне, Петефи, Шевченко. Говоря о Мицкевиче-поэте, нельзя обойти молчанием его публично-политическую деятельность.

Мицкевич лихорадочно трудился во имя собственных идей как гражданин, как публицист, то просматривая в Париже курс лекций по славянским литературам, то организуя в Италии польские легионы для совместного с итальянцами восстания против Австрии, то редактируя издаваемую на французском языке газету «Трибуна народов», то завязывая отношения с Герценом. Эта политическая деятельность привела поэта в 1855 г. в Константинополь, где он и погиб от неожиданной заболевания.

Мицкевич был сложной натурой. Он довольно много обожал, довольно много страдал, довольно много ненавидел, неоднократно ошибался… Но вся жизнь его была самоотверженным служением народу — трудовому народу. А поэзия его вошла в золотой фонд всемирный культуры.

Адам Мицкевич (1798-1855)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: