«с покон веков в судьбу для меня как для писателя, — говорит Леонид Максимович Леонов,— была гражданская война и революция». Ему исполнилось восемнадцать лет, в то время, когда победила революция. Совсем молодым человеком в гражданскую войну Л. Леонов ушел на фронт. Первые рассказы писателя, напечатанные в начале 20-х гг., сразу же принесли ему литературную известность.
Тяжёлый и смелый путь советского народа раскрывается нам в книгах Л. Леонова, Живая жизнь не утрачивает в них драматизма и сложности. В собственном первом романе «Барсуки» автор продемонстрировал, какое тяжелое наследство оставил нам ветхий мир. Чувство собственности разъедает душу Семена Рахлеева, крестьянина-труженика, толкает его на борьбу с Советской властью.
Но правда новой жизни непобедима, и ее светом озарены леоновские произведения. Об энтузиазме строителей, преобразующих глухой край, говорит автор в романе «Соть». А в романе «Скутаревский» мы видим, как при новом строе начался творческий взлет ветхого русского ученого. Читаем роман «Дорога на океан», и нас влечет летящая мечта об океане-коммунизме, к которому народ обязан проложить дорогу.
В годы ВОВ со страстной силой звучало слово писателя-патриота — пьеса «Нашествие» — о великом бешенстве народа, выручающего Отчизну от поработителей, публицистические статьи, повесть «Взятие Великошумска».
Война закончилась. Чаяния народа — отстоять и укрепить мир — становятся основной думой писателя. Он выступает с публицистическими статьями, разоблачающими неприятелей мира, кличущими «защищать отечественное будущее» — детей, их веру «в правду, в людскую величие и в мужественную честность их отцов».
Раздумьем о отечественной стране, ее людях проникнут роман Л. Леонова «Русский лес», удостоенный Ленинской премии.
В этом романе все в борьбе. Много лет продолжается «распря» между большим ученым Вихровым, отстаивающим лесные достатки от тщетного истребления, и доктором наук Грацианским, карьеристом и демагогом. Ярко живут в романе юные советские люди. Такова жизнь Поли Вихровой. Ее поведение на допросе у фашистского офицера заставляет отыскать в памяти бесстрашие Зои Космодемьянской. Слова Поли, каковые она бросает в лицо собственному мучителю: «…тебе стоя, стоя следовало бы со мною говорить!» — говорят о ее несокрушимой нравственной силе.
Деятельность любимых храбрецов Леонова— это порыв в будущее, влекущий вторых. Такой же порыв в будущее — все его творчество. Недаром автор совместно со своим храбрецом Куриловым («Дорога на океан») обожает путешествовать на океан — в коммунистическое будущее. И книги Леонида Максимовича Леонова влекут читателей вперед, в будущее — как паруса, наполненные ветром океана.