Л. и. мечников о культуре и природе

Экологический кризис XX в. убедительно доказал необходимость бережного, доброго и гармоничного отношения к окружающей природной среде. Вместо прошлых представлений о подчинении и господстве, власти и насилии над природой все большее значение покупают понятия сотрудничества, обоюдной зависимости, поддержания баланса и разумного равновесия между природой и человеком.

«Натура» не противопоставляется культуре как естественное — неестественному, они пребывают в органичной и обоюдной связи.

Таковой поворот в публичном сознании поменял отношение к природе, выдвинул на первый замысел неприятности преодоления технической «вседозволенности», персональной ответственности, сохранения красоты первозданных ландшафтов.

Люди почувствовали, что природные ресурсы ограниченны и их расхищение и бездумное расходование смогут привести человечество к обнищанию и вырождению.

Эта новая обстановка, столь обострившаяся в XX в., назревала уже в предшествующие столетия. Так называемый «географический фактор», что вычисляли неизменным и потому не воздействующим на ход истории, заявил о собственном значении. Ученые были вынуждены обратиться к тем мыслителям, каковые и прежде в собственных теориях отстаивали значение природной среды в цивилизации и развитии культуры.

Французский философ Ш. Монтескье (1689-1755) в работе «О духе законов» развивал идеи о влиянии географических, климатических условий на нравы и быт людей. Британский историк Г. Бокль (1821-1862) в двухтомном труде «История цивилизации в Англии» особенное значение придавал ландшафту, либо «неспециализированному виду природы».

Потом идеи о природной среды и роли Космоса взяли развитие в трудах русских ученых: В. И. Вернадского (1863-1945), А. Л. Чижевского (1897-1964), К. Э. Циолковского (1857-1935).

Но это направление в публичной мысли приводило к критическому отношению, обвинение в географическом детерминизме, игно-

рировании роли социальных факторов, обоснованиигеополитики и территориальных претензий государств.

Идеологические иполитические факторы содействовали тому, что многие труды ученых были преданы стали и забвению библиографической уникальностью. К их числу возможно отнести труды русского ученого Л. И. Мечникова (1838-1888).

Сейчас настало иное время, и мы должны воспользоваться теми открытиями, каковые поменяют утилитарный и прагматический взор на культуры и отношения природы.

деятельность и Жизнь

Лев Ильич Мечников появился 30 мая 1838 г. в Петербурге в семье помещика. Его брат Илья Ильич Мечников (1845-1916) был «известным биологом, доктором наук Петербургского университета, почетным академиком Петербургской академии наук. За открытия в иммунологии и области бактериологии он был удостоен Нобелевской премии (1908). Ему принадлежат общеизвестные труды «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма». С 1888 г. он

жил в Париже и трудился в Пастеровском университете. Его именем названа поликлиника в Петербурге (и сейчас действующая). Но обращение отправится не о нем, а о его старшем брате Л. И. Мечникове, жизнь и судьба которого сложилась совсем в противном случае.

По собственному характеру, заинтересованностям, увлечениям, образу судьбы, вкладу в науку он во многом отличался от младшего брата.

Лев Мечников много раз поступал в разные учебные заведения, но по различным событиям их не заканчивал.

Обстоятельством тому были нездоровье, разочарование в будущей профессии, увлечение политикой. Он был воспитанником Училища правоведения в Санкт-Петербурге, один семестр обучался на медицинском факультете Харьковского университета; три семестра проучился на факультете восточных языков на арабо-персидско-турецко-татарском отделении Петербургского университета; посещал классы Академии художеств.

Но все эти занятия не завлекали его на долгое время, он их начинал и скоро бросал. Таково было начало его студенческой жизни. Все это

приводило к тревоге его своих родителей, и, наконец, по их настоянию он удачно сдал экзамены на физико-математическийфакультет Петербургского университета, окончил его очень удачно а также взял право на представление диссертации. Но к данной работе он не приступал. В то время ему исполнилось 22 года, и многоебыло еще в первых рядах.

Л. Мечников был очень деятельным, энергичным, увлекающимся человеком. Его притягивала романтика дальних государств, участие в освободительной борьбе в Италии, живое обсуждение политических неприятностей. Так он стал гарибальдийцем, принимал участие в сражениях, был ранен. В Италии сблизился с русскими эмигрантами: А. И. Герценом и М. А. Бакуниным. Общение с ними, политические споры о будущем России сильно повлияли на его мировоззрение.

В это время он делается участником Сиенского комитета за объединение Италии, пишет статьи для «Колокола», издаваемого Герценом, знакомится с Александром Дюма — редактором газеты «Независимость».

В конце 1864 г. переезжает с семьей в Женеву. Начинается «швейцарский» период его деятельности.

Л. Мечникова завлекали личность и политические позиции М. А. Бакунина, фаворита русского анархизма. На стороне Бакунина он принимает участие в Гаагском конгрессе Интернационала, публикует политические статьи, делает попытку возвратиться в Россию, но испытывает настоящие опасения по поводу ссылки и возможного преследования.

В Швейцарии жизнь была тяжёлой, денег не хватало. Он принимает приглашение переехать в Японию. Изучив японский язык, приобретает работу на русском отделении Токийской школы зарубежных языков.

Так, с 1874 г. начался еще один, «японский», период его жизни.

Он увлекся новой для него страной, довольно много просматривал, путешествовал, делал зарисовки. В следствии в 1881 г. в Женеве вышла книга Л. И. Мечникова «Япония», в которой не только текст, но и картинки, фотографии выполнены автором. Нахождение в Япониибыло непродолжительным, и он снова возвращается в Европу.

Л. Мечников делается участником Этнографического общества в Париже, участником Географического общества в Женеве, доктором наук, имеющим право преподавать русский, географию, историю, мате-

матику. Возобновляются прошлые знакомства с П. А. Кропоткиным, С. М. Кравчинским, Г. В. Плехановым, В. И. Засулич.

Узнаваемый французский географ Элизе Реклю предлагает ему должность секретаря издания «люди и Земля. Общая география». Это было многотомное издание по истории и географии культуры государств Европы, России, Востока.

Разумеется, эти занятия, и дружеские отношения с Э. Реклю оказали влияние на научные интересы Л. Мечникова.

С 1884 г. он был доктором наук сравнительной географии и статистики Невшательской академии, просматривал лекции с демонстрацией диапозитивов. Конкретно тогда у него появилась мысль написания книги «великие и Цивилизация исторические реки». Она была написана на французском языке на базе курса лекций, прочтённых в Невшательской академии в Швейцарии. Но книга осталась незаконченной, , II в ее завершении участвовал его приятель, географ Э. Реклю.

Л. И. Мечников написал более 400 научных статей, повестей, острой публицистики. Он погиб в Кларане 30 июня 1888 г., ему было всего 50 лет.

Три стадии исторической эволюции культуры

Книга «великие и Цивилизация исторические реки» была в первый раз опубликована по окончании смерти Л. И. Мечникова в 1889 г. и позвала много как хороших, так и отрицательных откликов. О ней писали германский ученый, представитель школы диффузионизма Ф. Ратцель, русские философы В. Соловьев и Г. В. Плеханов.

В русском переводе она сперва вышла в 1897 г. в журнальном варианте, отдельным изданием, но с цензурными купюрами — в 1899 г., и абсолютно — в 1924 г. Но в РФ скоро попала в опалу за методологические позиции, не совпадавшие с марксистским пониманием истории. Автора обвиняли в географическом детерминизме, а в политическом замысле — в анархизме. Этого хватало, дабы предать его имя забвению. Только в 1995 г. данный труд был переиздан в РФ.

Книга отразила идеи эволюционизма, столь популярные в России и Европе того времени. Обсуждались возможности прогресса в истории, взяла распространение концепция культурного диффузионизма и роли культурных контактов. Создатель был знаком с работами Г. Спенсера, Ш. Монтескье, О. Конта, этнографов А. Бастиана, Т. Вайца, Ш. Летурно, Ю. Липперта, Ф. Ратцеля. Ссылки на их труды имеются в тексте книги. Это говорит о теоретической эрудиции Л. И. Мечникова.

В базу книги положены тексты лекций, что наложило отпечаток на стиль и язык изложения. Она логически последовательна, имеет четкое деление на 11 глав, сохраняет интонацию диалога с читателем. По воспоминаниям современников, Л. Мечников писал достаточно скоро, практически в любое время набело, умел сосредоточиться в любой обстановке, владел красивой памятью и практически энциклопедическими знаниями, умело применял индивидуальные впечатления.

Возможно выделить следующие главные теоретические неприятности.

1. Обсуждение идеи прогресса в истории цивилизации, выделение трех культуры эволюции главы и периодов (общества 1,2).

2. Влияние природной среды на развития и процесс становления мировых человеческих рас и цивилизаций. Географический синтез истории, человеческие расы, среда (главы 3-5).

3. Обоснование закона трех фазисов исторического развития мировых цивилизаций и выделение речной, морской, океанической эр (главы 6-7: великие области и исторические периоды речных цивилизаций).

4. Описание речных цивилизаций Египта, Месопотамии и Ассиро-Вавилонии, Китая и Индии (главы 8-11).

Разглядим их более детально.

В первую очередь направляться выяснить понятие цивилизации, которое Л. Мечников применяет в собственном труде. Он ссылается на книгу французского ученого П. Мужоля «Статика цивилизации» и разделяет точку зрения последнего. Понятие цивилизации включает в себя:

• совокупность всех изобретений и открытий, сделанных человеком;

• сумму технических приёмов и идей, находящихся в обращении;

• степень совершенства науки, искусства и промышленной техники;

• состояние домашнего и социального строя и всех существующих учреждений.

В целом это достаточно сложное и емкое понятие состояния личной и публичной судьбе, взятые в совокупности.

В представленном определении при всей широте охваченных социальных явлений оно помогает для Л. Мечникова обоснованием идеи прогресса:

Людская история, лишенная идеи прогресса, воображает только тщетную смену событий, отлив и вечный прилив случайных явлений, каковые не укладываются в рамки неспециализированного мировоззрения1.

1 -Мечников Л. И. великие и Цивилизация исторические реки. М., 1995. С. 232.

Но обоснование параметров прогресса — задача не только сложная, но и вызывающая много споров и дискуссий.

самый простым критерием можно считать усовершенствование техники. Вправду, история техники наглядно подтверждает эту идею. Существенно тяжелее найти критерий публичного развития.

Л. Мечников думает, что несомненным доказательством прогресса в истории есть постоянная эволюция социальной связи между людьми, нарастание общечеловеческой солидарности.

Существуют разные виды необязательной ассоциации людей, кооперации их совместных усилий для ответа крайне важных задач.

Высшим типом объединения являются альянсы на базе свободы, взаимного договора и самосознания. Они воображают более прогрессивную общность в отличие от тех, каковые объединяются под влиянием принуждения, насилия либо власти. Данный критерий соответствовал политическим воззрениям Л. Мечникова как анархиста. Любой народ владеет всеми перечисленными показателями цивилизации. Любой народ владеет орудиями труда, техническими изобретениями, применяет пламя, имеет язык, подчиняется социальной организации и семейному строю, пользуется средствами сообщения и транспорта. В этом смысле любой народ цивилизован:

Все это скромное культурное «имущество» есть наследием многих поколений, оно образовывает сумму купленных благ; народ, владеющий этими благами, уже имеет собственную историю, действительно, неписаную, а следовательно, в праве на причисление себя к семье цивилизованных народов1.

Само собой разумеется, между этими крайними звеньями в общей цепи эволюции существует большая расстояние. Но наряду с этим обнаруживается влияние субъективных симпатий и оценок.

Л. Мечников определяет три стадии исторической эволюции народов2:

1. Низший период характеризуется преобладанием подневольных альянсов, основанных на устрашении и принуждении, которые связаны с внешней силой.

2. Переходный период отличается преобладанием подчиненных группировок и союзов, объединенных между собой благодаря соци-

1 Мечников Л. И. великие и Цивилизация исторические реки. С. 233.

2 В том месте же. С. 259.

альной разделения, разделению труда, доводимого до все большей и большей специализации.

3. Верховный период, основанный на преобладании свободных групп и союзов, появляющихся в следствии свободного контракта и объединяющих отдельных людей в силу общности заинтересованностей, сознательного стремления и личных наклонностей к солидарности. Данный период лишь начинается и в собственности будущему. В его основе три принципа: свободы — уничтожение всякого принуждения; равенства — ликвидация несправедливых привилегий и делений; братства — солидарной согласованности личных сил, заменяющих разъединение и борьбу, ведущих к жизненной борьбе.

История мировых цивилизаций может проиллюстрировать любой из трех актов данной кровавого шествия и величественной драмы человечества по пути прогресса.

В первом периоде пребывали четыре великие культуры — египетская, ассирийская, индийская и китайская. Эти культуры характеризовались обожествлением угнетателей и беспримерным развитием деспотизма. Социальный строй развил принцип власти до неслыханных размеров. Власть полного повелителя: бюрократическая в стране фараонов, ожесточённая и военная — в Месопотамии, мрачно-величавая и жреческая — в Индии, патриархальная и шепетильно уравновешенная — в Китае, «эта власть была основной базой этих древних цивилизаций, среди которых с трудом возможно подметить зачатки позднейшей социальной разделении, утопающие в волнах рабства», — отмечает Л. Мечников1.

В Старом Египте ни один человек не имел прав больше, чем его наделял каприз фараона. В брахманской Индии произвол жрецов и верховного повелителя ограничен невозможностью для властителя сделать человека низшей касты участником касты высшей.

Начало второго периода в истории мировых цивилизаций знаменуется возникновением финикийцев. Отныне начинается постепенный упадок восточных деспотий и формируются базы федеративно-республиканского строя. В эту эру господствующим причиной политической истории делается олигархия. самая чистая форма хорошей народовластии — афинская республика, и и более поздняя — народная флорентийская коммуна — были разновидностью олигархии. На данных правилах господствующей формы

1 В том месте же. С. 262.

9 Зак. 1050

власти и угнетения над человеком строились все страны. К ним относятся: рабство — для олигархий и древних деспотий, крепостничество — для феодальных стран Средних столетий, совокупность наемного труда за плату — для новейшего времени.

Во всех этих формах сохраняются в той либо другой степени власть над человеком, вознаграждения и возможность принуждения, ограничения прав и свобод.

Третий период начинается с принятия известной «Декларации прав гражданина и человека», документа Великой французской революции 1789 г. Но прошедшее столетие, отмечает Л. Мечников, не смогло совсем ввести эти правила в отечественные социальные учреждения, а без этого неосуществим предстоящий прогресс.

Роль водного пространства

1 Следующий раздел в культурологической концепции Л. Мечникова связан с обоснованием роли географической среды в истории цивилизаций. Эта область изучений начала развиваться недавно. Среди самые известных в данной сфере ученых Л. Мечников отмечает К. Риттера, А. Гумбольдта, А. Гюйо, Н. Миклухо-Маклая, Ж. Мишле, Г. Бокля, Ф. Ратцеля. Определяя собственную позицию, Л. Мечников выделяет, что он далек от географического фатализма, в котором часто упрекает теорию о влиянии среды.

«По моему точке зрения, — пишет он, — характер и причину возникновения первобытных учреждений и их последующей эволюции направляться искать не в самой среде, а в соотношении между способностью и средой населяющих данную среду людей к солидарности и кооперации»1.

Он выделяет пара направлений анализа географического фактора в истории: астрономические, физико-географические, ант-рополого-расовые, и влияние растительного и животного мира на историю цивилизации. Уделяя должное внимание анализу каждого из них, он особенно быстро относится к расовым теориям, считая их роль в объяснении истоков цивилизации мало обоснованными и ошибочными.

Зарождение людской общества и начало цивилизации уходят корнями в глубину тысячелетий. Ученые до сих пор высказывают разные догадки довольно первичного очага цивилизации, послужившего фундаментом глобальной истории людской рода.

Мечников Л. И. великие и Цивилизация исторические реки. С. 262.

Л. Мечникову, само собой, не были известны последующие находки и теоретические концепции, но он и не претендует на окончательное суждение. Помимо этого, он в полной мере справедливо отмечает возможность существования более древних, чем уже узнаваемые, цивилизаций, монументы которых провалились сквозь землю в силу негативных событий, таких как непрочность стройматериалов, изменение климатических и иных географических условий, разрушавших поселение, отсутствие традиций строить какие-либо величественные постройки. Исходя из этого вопрос о «первоначалах» цивилизации остается открытым.

не меньше остро обсуждается и вторая неприятность — о множестве очагов цивилизации:

«Зажглись ли светочи цивилизации в одном месте, в одном неспециализированном очаге, либо же разные культуры и появлялись и зародились независимо и раздельно друг от друга?

А вдруг было пара начальных цивилизаций, то как хронологически последовательно они появлялись, существовали ли между ними культурные связи и контакты? Говоря по большому счету, вопрос о происхождении цивилизации на Земле один из самых чёрных», — заключает Л. Мечников1.

Он предлагает как одну из вероятных догадок собственную теорию о зарождении цивилизации. Оставив в стороне вопрос о происхождении цивилизации, Л. Мечников разделяет историю на три последовательных периода, либо три фазиса развития цивилизации, каковые протекали в собственной географической среде.

Неспециализированным объединяющим показателем таковой классификации мировых цивилизаций есть водное пространство. Вода как энергии и символ жизни, плодородия и движения, богатства и благополучия, торговых путей и контактов делается центральной категорией.

Л. Мечников именует исторические реки «великими воспитателями человечества», потому что они отличались не только мощностью количества собственных вод, содействующих выживанию, но в большинстве случаев тем, что река-кормилица заставляла население объединять свои силы в общей работе, учила солидарности, осуждала эгоизм и леность отдельного человека либо маленькой группы, внушала чувство глубокого уважения к объекту неспециализированной заботы. С нею были связаны легенды и мифы, обряды и обычаи, ее населяли тёмные силы и различные божества, открывающие собственные тайны лишь избранным. Река

В том месте же. С. 326.

была воплощением исторического прошлого ис ней связывалась надежда на будущее. Вся история разделяется на три периода: речной, морской и океанический1.

I. Древние века, речной период.Цивилизации, появившиеся на берегах великих исторических рек: Египет в равнине Нила; ассиро-вавилонская цивилизация на берегах Тигра иЕвфрата, двух жизненных артерий Месопотамской равнины; индийская, либо ведийская, культура в бассейнах Ганга и Инда; китайская цивилизация в равнинах рек янцзы и Хуанхэ.

В периоде речных цивилизаций различаются две эры:

1) эра изолированных народов, завершающаяся к XVIII в. до и. э.;

2) эра начальных интернациональных сближений и сношений народов, начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Ва-вилонии изаканчивающаяся вступлением на историческую арену пунических (финикийских) федераций около 800 г. до н. э.

II. Средние века, средиземноморскийпериод. Он охватывает 25 столетий, начиная с основания Карфагена до Карла Великого, и подразделяется на две эры:

1) эра Средиземного моря, в которую появились и развились культуры Финикии, Карфагена, Греции иРима впредь до Константина Великого;

2) эра морская, охватывающая целый период Средних столетий, начиная со времени основания Византии (Константинополя), в то время, когда в орбиту цивилизации втягивается Черное море, а после этого Балтийское.

III. Новое время, либо период океанический.Он характерен сначала для западноевропейских государств на побережье Атлантики. Делится на две эры:

1) атлантическая эра — от открытия Америки до момента «золотой лихорадки» в Калифорнии и на Аляске, широкого развития британского влияния в Австралии, русской открытия берегов и колонизации Амура для европейцев портов Китая иЯпонии;

2) глобальная эра, только зарождающаяся Сейчас.

Такова схема развития цивилизаций, созданная Л. Мечниковым. Ее отличают широта географического, территориального и исторического диапазона, логическая стройность, оригинальность. Ко-

Мечпиков Л. И. великие и Цивилизация исторические реки. С. 337-338.

нечно, вероятны и другие подходы, и Л. Мечников их не только не исключает, но кроме того и подталкивает к поиску другой периодизации. Но сам как ученый отдает предпочтение данному способу анализа, и это в полной мере оправданно.

К сожалению, неспециализированный план не был полностью закончен, рукопись осталась незаконченной. Ее весьма осторожно подготовил к печати узнаваемый географ Элизе Реклю, друг Л. Мечникова.

Достаточно детально в книге освещена история четырех речных цивилизаций.

Египет является оазисом в равнине Нила, могучей реки протяженностью более 6 тыс. км, глубина ее среди фарватера 5— 12 м. Берега Нила очень красивы, островки и плавучие острова, как будто бы букеты папируса, поднимаются из волн и время от времени перегораживают реку. Протекая по равнине с маленьким уклоном, Нил разветвляется на множество рукавов. В собственном истоке река питается тропическими дождями и исходя из этого достаточно могуча, дабы не затеряться в сыпучих песках и болотистых зарослях. Плодородная земля Египта создается периодическими разливами, намывающими ил.

Физико-географические изюминки среды потребовали от жителей совместной и весьма четкой организации. Было нужно поддерживать в реке постоянное русло, при помощи ирригационных каналов распределять ил на широкие пространства, устраивать поперечные плотины для задержания воды, усиливать берега плотинами и защищать поселения от наводнений, облегчать регулярный спад воды, предотвращая образование болот, изобретать устройства для поливов. Современные феллахи до сих пор пользуются особенными приспособлениями — шадуфами — для переноса воды на поля.

Во главе всей организации стояла семейство фараонов, которая совместно со многочисленными чиновниками и жрецами руководила судьбой страны. Резиденция фараонов, Мемфис, носила кроме этого наименование «жилище божества», от которого благодаря древнегреческим писателям и показалось слово «Египет» (Aegiptos). Два определяющих начала — способность и среда населения к организованной совместной работе — являются главными в развитии цивилизации. Эволюция египетской культуры в течении четырех тысячелетий дала миру монументы пирамидального зодчества, фрески и великолепные скульптуры, летописи на папирусе, символику чисел, мастерство орнамента, ремесла и религиозные воззрения.

Второй очаг цивилизации появился в Междуречье. Месопотамию именуют «Страной двух рек», расположенной в равнине

Евфрата и Тигра, на востоке и севере ассиро-вавилонской равнины, отделенной цепью гор от прикавказской плоскогорий и области Ирана.

У данной старой цивилизации имеется пара названий: «Месопотамия», «Ассиро-Вавилония», «Халдея». Довольно часто ими пользуются, не устанавливая особенных различий. Но в Библии их расположение определяется более совершенно верно. Халдеей именуют южную часть области от Вавилона, а Ассирией, либо «Сирией двух рек», — северную часть страны, где главным городом была Ниневия.

В этих местах теплый климат, плодородные земли, тут сажали виноградники и делали вино; хлебные злаки, произраставшие в диком состоянии, потом были использованы в хозяйстве; настоящие леса образовывали персиковые, абрикосовые, гранатовые, фиговые деревья; плодоносили миндаль, апельсины, вишня, груша. Их изображения возможно встретить на древних миниатюрах и фре-‘ сках. Эта страна была отчизной многих видов животных, прирученных человеком. Часто ее именовали Эдемом, либо земным Эдемом.

Область Вавилона была пара другой. Тут Евфрат и Тигр не только сближались между собой, но и смешивали собственные воды при помощи бессчётных рукавов и каналов, холмистая местность сменялась равнинной, низменной впредь до Персидского залива. Конкретно тут проходила граница библейской страны Халдеи. Ассирия начинается за этими пределами.

Вся эта область была населена народами и многочисленными племенами, упоминаемыми в других источниках и Библии.

На севере Месопотамии найдены развалины дворцов царей Салманасара и Сеннахерима, в Халдее — многоэтажные обсерватории, в которых астрономы вычисляли периоды разлива рек и предвещали будущее. В соответствии с библейскому преданию, конкретно в Нижней Халдее случилось «сотворение мира». самый известным центром халдейской цивилизации был Вавилон.

К сожалению, стройматериалы, которыми пользовались в древности, не были достаточно прочны, дабы выдержать опробование временем, как это случилось в Египте. Но найденные археологами реликты говорят о большом уровне цивилизации. На глиняных цилиндрах известной библиотеки Сарданапала (либо Аш-шурбанапала) в Ниневии удалось отыскать образцы клинообразной письменности. Древним астрономам Халдеи были известны десятичное счисление, зодиакальный его деление и круг на 360°, измерение пространства, представления о солнечном и лунном годах, предсказание разливов наводнений и вычисление рек.

В Нижней Халдее пребывало особенное государство, именуемое в Библии Элам. В отличие от мирной земледельческой цивилизации Нижней Халдеи Эламская страна (второе наименование — Сузиана) была очень агрессивной, известной грабежами, разрушениями и набегами. Разные глиняные таблички содержат сообщения о кровавых расправах, а барельефы, отысканные в Месопотамии, воображают сцены ожесточённых пыток, распятия на кресте, сжигания в печи и других мучений, наводивших страх и ужас. История Элама и соседних с ним государств еще слишком мало известна, дабы делать выводы о ней лишь по фактам завоеваний и жестокости. Но эта кровавая оргия научила населения украины соединять собственные силы в борьбе с угнетателями.

«Среди всех неевропейских цивилизаций лишь одна старая халдейская культура под владычеством македонцев и селсвкидов пережила средиземноморский период цивилизации, с тем дабы вступить в лице Арабского халифата в великий океанический период истории», — заключает Л. Мечников1.

В равнинах Ганга и Инда расположена таинственная и загадочная старая цивилизация — Индия. Она внесла в мировую культуру старейшие ведийские гимны, эпические поэмы «Рамаяна» и «Ма-хабхарата», законы Ману — правила мудрости и социальной справедливости, кастовое устройство общества, буддийскую религию. Л. Мечников сравнивает Индию со дремлющей красавицей, подчиняющейся собственной судьбе с безразличием и пассивностью, как будто бы загипнотизированная.

В священных гимнах Ригведы говорится о высокой культуре древних индусов. Они были привычны с ремёслами и земледелием, среди них было много кузнецов, каменщиков, горшечников, ювелиров и ткачей, известных своим мастерством. Они были богаты и горды, умели делать колесницы, вооружаться стрелами и мечами. В старо-индусском домашнем праве супруга главы дома всегда была равноправной, мужчина и женщина совместно имели возможность делать священные обязанности, а семья основывалась на любви.

В течение продолжительных столетий арийцы Пенджаба поклонялись лишь Агни — всевышнему домашнего очага и Соме — опьяняющему напитку, а в гимнах Ригведы прославляется Любовь как источник мудрости. Цивилизация Индии была результатом коллективных упрочнений многих народов и племён, обитавших в равнинах Ганга и Инда. Необходи-

1 Мечников Л. И. великие и Цивилизация исторические реки. С. 405.

мость сотрудничества усиливалась негативными природными условиями: циклонами и губительными ветрами, засухами и проливными дождями, свирепыми животными и ядовитыми испарениями.

«Пожалуй, — пишет Л. Мечников, — ни в одной стране человек не чувствует себя так во власти природы, как в Индии. Никакая вторая страна не в состоянии дать такое ясное понятие, что смерть и жизнь, добро и зло — это два цветка на одном и том же стебле»1.

Китай, либо Небесная империя, принадлежит к числу великих речных очагов цивилизации на берегах янцзы и Хуанхэ. Философские совокупности Конфуция и Лао-цзы, фарфор и иероглифическое письмо, чай и шелк, рыболовство и земледелие, «десять тысяч церемоний», регламентирующих публичную и личную судьбу, мысль божественного происхождения власти — таковы только кое-какие черты данной культуры. Эпитет «папа народа», используемый к императору, упо-. добляет устройство страны громадной семье, где глава мудро заботится о подчиненных, их здоровье и благополучии.

Лабиринт каналов, множество дамб и плотин, плодородный желтозем содействовали формированию высокой культуры земледелия. Но содержание всех водных сооружений потребовало домашней и общинной солидарности, трудолюбия и дисциплины.

Завершая краткий обзор культурных изюминок четырех великих речных цивилизаций, Л. Мечников отмечает, что он далек от утверждения идеи «речного фатализма», но изучение истории цивилизации убеждает в том, что коллективный труд и солидарность являются залогом успешного развития человечества.

Мечников Л. И. великие и Цивилизация исторические реки. С. 422.

Глава 9

Беседы с философом. Е.Д. Смирнова. Природа логического знания.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: