Культура эпохи нового царства.

Новое царство было временем высшего национального и культурного расцвета Египта. культура эпохи и Вся экономика Нового царства теснейшим образом связана с завоевательной политикой фараонов XVIII-XIX семейств. Египетское государство вело войны в Северной Африке и Азии.Из Сирии и Палестины вывозили медь; из Эфиопии – золото; из Нубии и Ливана – строевой лес. В это время в Египте была наемная (опытная), отлично оснащенная сильный флот и армия.

Египетская культура деятельно взаимодействовала с культурой соседних народов

Архитектура. В храмовых постройках показался очень величественный стиль. Город Фивы делается одним из самых блистательных городов Древнего Востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов и храмы. В течение нескольких столетий строились известные храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (в восточной части Фив), а в Западной части Фив размешались усыпальницы фараонов – Равнина царей. От Луксора к Карнаку вела долгая, практически в 2 км прямая аллея сфинксов. Колонный зал Карнакского храма был настоящим «лесом»: замечательные колоны (лотосообразные, пальмообразные имели высоту более 20 м, а диаметр около пяти метров.) Неспециализированное число колон – 134. Нижние части стен были украшены растительным орнаментом, а потолок расписан изображением золотых звезд на темно-светло синий фоне. колоны и Стены покрыты иероглифами. Карнакский храм – это каменный архив Египта.

Амарнская эра (XV век до н.э. 18 семейство фараонов).

В истории эры Нового царства был короткий период, что, но, произвел переворот в политической, религиозной жизни Египта, а также в египетском мастерстве.

В пятнадцатом веке до н.э. в Египте правила 18-я семейство фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV. При нем была совершена религиозная реформа. Он пробовал утвердить культ одного Всевышнего, т.к. египетское многобожие не содействовало централизации страны. Это первенствовала в истории попытка установить единобожие. Всевышнего солнца Амона-Ра нарекли всевышним Атоном. Он стал всевышним-творцом и изображался в виде солнечного диска с отходящими от него лучами, заканчивающимися ладонями. Культ Атона был несложным. Богослужения совершались под открытым небом.

Аменхотеп IV поменял собственный имя и начал называться Эхнатон и основал новую столицу – г. Ахетатон (Горизонт Атона). на данный момент на этом месте находится деревня Телль-Эль-Амарна, исходя из этого период правления Эхнатона именуют амарнским. При нем были сломаны классические правила в искусстве. В мастерстве показались светские мотивы, жизнелюбие. Показались многоцветные росписи, изображения простых людей. Создавались скульптурные портреты. Всемирно известным стал портрет жены фараона Эхнатона – царицы Нифертити в высоком головном уборе. По окончании смерти фараона Эхнатона был восстановлен культ Амона-Ра. В одном из папирусов 19-й династии Эхнатон был назван мятежным, а имя его предано проклятию. Но амарнский стиль виделся в живописи и скульптуре еще фараона Рамсеса II (14-13 вв. до н.э.).

Одним из самых известных фараонов Древнего Египта был Рамсес II. Он правил 66 лет. Память о нем пережила века. При нем был выстроен храм Рамессеум и в нем статуя самого Рамсеса II 17 м. высотой и весом 110 тон. Она уничтожена. Известным есть заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Фасад храма развернут к Ниду.По обе стороны узкого входа возвышались 4 сидящих статуи фараона 20 метровой высоты. В скалы на глубине 55 метров были прорублены бессчётные помещения (колонный зал, святилище). Храм Абу-Симбел – это чудо архитектуры иодновременно оптическое чудо, четкий инженерный расчет строителей храма. В зале была одна дверь – в святилище – низкое, чёрное помещение. Каждые полгода 19 октября (в сутки рождения Рамсеса II) и 21 февраля (в сутки его восшествия на трон) тут совершалась праздничная церемония. Рамсес II показывался народу. Солнечный луч прорезал полутьму зала и высвечивал фараона – сына всевышнего солнца Ра. Во второй половине 60-ых годов двадцатого века при постройке Асуанской плотины в Египте, храм попал под затопление.

По окончании смерти Рамсеса II отмечается упадок египетской культуры. Некое восстановление мастерства наблюдалось при царях 26-й (Саисской) династии в седьмом веке до н.э. и именуется на данный момент Ренессанс (восстановление).

Закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа. Многие элементы египетской культуры сохранились до наших дней. В 332 г. до н.э. Египет был завоеван А.Македонским.

Сокровища египетской мысли были притягательными для известный греческих ученых-философов, госдеятелей. В Египте побывали древнегреческие мудрецы такие, как Солон, Фалес, Пифагор и др.

архитектура стали и Египетское искусство примером для крито-микенской культуры в Греции. Египетская культура сильно повлияла и на древних римлян. Культ египетской богини-матери Исиды, стал широко распространен в Риме. Египетский скульптурный портрет, живопись, львы, сфинксы были восприняты древним мастерством, а через него европейским.

Культура старой Индии.

Индия занимает часть Азиатского материка и громадный полуостров в южной части Азии – Индостан, омываемый водами Индийского океана и Аравийского моря. С севера с северо-востока Индия отделена от другой части Азии хребтами Гималайских гор. Старейшая в южной Азии цивилизация именуется Индской, т. к. появилась она недалеко от реки Инд в Северо-Западной Индии в 23 в. до н. э. и просуществовала до 18 в. до н. э. Открытие культуры равнины Инд случилось недавно – в 20-е годы XX века британскими археологами. Монументы данной цивилизации отысканы более чем в 200 пунктах Северо-Западной Индии и на территории современного Пакистана.

При раскопках бугра «Мохенджо-Даро» («бугор мертвых») был открыт таинственный город приблизительно III-II тыс. до н. э. Археологов поразили цивилизованность и совершенство устройства города. Прямые улицы шириной до десяти метров., пересекавшиеся под прямым углом и дробившие город на громадные кварталы. Дома строили 2-х этажными, кирпичными. В кварталов улицы были узкими. Дабы повозкам было легче передвигаться, углы домов делали закругленными. В зданиях имелись особые ванные для омовений. Была городская баня с бассейном. Допустимо любовь к чистоте была связана с религиозными воззрениями горожан, и омовения имели ритуальный характер. Под улицами и домами была настоящая совокупность канализации. Были проложены керамические трубы диаметром от 60 см до двух метров.

Следом за Мохенджо-Даро раскопали второй большой город — Харапп. По его заглавию вся археологическая культура той эры была названа хараппской. Отысканные тут керамические сосуды расписаны растительным орнаментом. В отличие от Египта для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура. Скульптура была каменная либо медная, маленьких размеров. Отыскано более двух тысяч печатей. С обратной стороны печати имеется отверстия для шнурка. Печати носили и в качестве талисманов, и кроме этого для подтверждения собственнических прав обладателя. Изображения на печатях довольно часто отражают мифологические сюжеты.

У Индской цивилизации была письменность приблизительно 400 знаков, но она до сих пор не расшифрована. О религии данной цивилизации практически ничего не известно. Храмов тут не отыскано. Много видятся быка богини-и фигурки матери. Это говорит о обычном для той эры культе плодородия и о распространении тотемистических представлений. Существует пара предположений смерти данной цивилизации. Но смерть цивилизации – понятие относительное. Кто-то все равно выжил.

По окончании смерти Индской цивилизации с северо-запада в Индию пробрались индоевропейские племена арии («добропорядочные»). Они были кочевниками-скотоводами. Отличались от коренных обитателей ярким цветом кожи, писали на языке, близком к европейским языкам – санскрите. В следствии ассимиляции с коренным населением создавалась единая культура. Сейчас санскрит считается древнеиндийским языком. Арии принесли с собой собственное священное писание – Веды. Так начался новый период в культуре и истории Старой Индии – «ведийский период» (финиш II – первая добрая половина I тыс. до н. э.)

В I-м тыс. до н. э. культ в ведической религии усложнился. Служители культа (жрецы) назывались брахманами. Появляется новая религия – брахманизм.

В 6 в. до н. э. на территории Индии появляется буддизм, что после этого начал распространяться за пределы Индии и, стал первой мировой религией. Известны три вида статуй Будды: Будда сидящий; Будда стоящий; Будда дремлющий либо умирающий. На данный момент к древним статуям совершается паломничество. Буддизм был господствующей религией в Индии до 2 в. н. э. Во времена господства буддийской религии в Индии кастового строя не было. После этого буддизм вытеснила вторая религия – индуизм. Индуизм – это национальная религия Индии, которая сохраняет собственные ведущие позиции до сих пор. С возникновением индуизма показался кастовый строй, что официально отменен в 1955 году. Строятся индуистские храмы. По форме они напоминают готический стиль архитектуры средневековой Европы. Начала развиваться скульптура. Священные животные в индуизме: слон, корова, мартышка, змея.

расцвета и Подлинного подъёма наука и индийская культура достигла в IV-III вв. до н.э. при династии Маурьев. При них была объединена практически вся территория современного Индостана за исключением крайних областей Южной Индии.

Наука. В это время индийскими учеными была создана десятичная совокупность исчисления, современное начертание цифр (позднее названных арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, арифметическая и геометрическая прогрессии, алгебры и основы тригонометрии. Была развита астрономия. Календарь складывался из 12 месяцев по 30 дней. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Знали о шарообразности почвы и предполагали ее вращение около собственной оси. Знания химии разрешали изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи. Было создано алфавитное письмо из 50-ти знаков. Была развита медицина. Были изобретены шахматы. Образцы народной мудрости содержат индийские сказки, басни.

Увлекательны индийская керамика, драгоценности. Произведениями искусства являются монеты с надписями и изображениями правителей на разных языках. Современная геральдика Индии уходит собственными корнями в глубокую древность. На национальном гербе современной Индии «трехглавый лев». Это изображение известной львиной капители древнеиндийского царя Ашоки (III в. до н. э.).

До сих пор в Западной Индии сохранились пещерные буддийские монастыри, высеченные в горах. Их площадь приблизительно 500 м2. Тут же сохранились и монументы индийской живописи.

В средние века Индия была под мусульманским владычеством. индуизм и Ислам мирно уживались. В исламе не разрещаеться изображать животных, людей и птиц. Для новых правителей началось строительство мавзолеев – усыпальниц. Не обращая внимания на это, индийские ремесленники-мастера, оформляя гробницы, вмешивали в цветочный орнамент птиц, животных.

скульптура и Живопись. Скульптурное и красивое мастерство в Старой Индии достигло таковой высоты, что существовал последовательность особых управлений правильно их создания. Были созданы приемы иконографии, различные у различных религиозных традиций. В частности, выбор цвета зависел от персонажей и сюжета. цари и Боги, к примеру, постоянно изображались белыми.

самый известным монументом древнеиндийской религиозной живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты, которая воображает разнообразные моменты из судьбы Будды, мифологические темы, сцены из повседневной судьбы, и изображения дворцовой тематики. Эти картинки замечательно сохранились потому, что индийцы отлично знали секреты стойких красок и умели готовить продолжительно сохраняющийся грунт.

Была развита миниатюрная живопись. С XV в. в индийской архитектуре начал применяться белый мрамор. Узкая гравировка по мрамору напоминала работу по слоновой кости. Величайшим во всемирной архитектуре есть Тадж Махал – гробница (XVII в.). Это необычный монумент любви, воздвигнутый по велению Шах Джахана для рано погибшей любимой жены Мумтаз.

В отличие от великих цивилизаций Ближнего Востока индийская цивилизация, как и китайская, существовала и развиваться и по окончании окончания периода древности.

22. Культурное наследие Старого Китая

Древнекитайская цивилизация появилась на рубеже III-II тыс. до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ и просуществовала до 220 г. н. э.(крушение империи Хань). Население Китая в глубокой древности было очень пёстрым по собственному этническому составу: китайские племена, манчжуро-тунгузские, тюркские, монгольские, сино-тибетские и др.

До середины I тыс. до н. э. Старый Китай развивался в отрыве от вторых цивилизаций.

В письменных монументах китайской древности присутствует мысль китаецентризма. Кроме того древние китайские страны назывались: «Срединные царства». Китайцы отождествляли собственную страну с «Поднебесной», а китайского императора – властелином всех людей. В этом древние китайцы не были исключением. В Европе, к примеру, греки вычисляли всех, не считая эллинов, варварами.

Традиционно китайские историки говорят об извечном и полном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов.

культуры и Периодизация истории Старого Китая:

1. разложение первобытно-общинного строя и происхождение древнейших государств и классового общества (18-12 вв. до н. э.). Государство Шан-Инь.

2. Старый Китай 11-3 вв. до н. э. Государство Чжоу. С 5 по 3 в. до н. э. была эра «борющихся царств».

3. Первое централизованное государство в Китае – империя Цинь 3 в. до н. э. (221-207 гг. до н.э.)

4. Империя Хань 3в. до н. э. – 3 в. н. э. (207г до н. э. – 220 г. н. э.)

Обитатели Старого Китая создали занимательную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Китайская культура, в отличие от индийской, более прагматична, обращена к сокровищам настоящей жизни. У китайцев на первом месте деньги. Китайцы уверены в том, что в следующей судьбе они будут жить кроме этого богато, как и в данной. Исходя из этого китайцы трудолюбивы, стремятся разбогатеть. Громадна роль традиций, обычаев, церемоний и ритуалов.

1. Среди ранних городов-стран необыкновенное место занимает раскопанный в районе г.Аньяна «Великий город Шан» с водопроводом в аристократическом квартале. Это было ранне-рабовладельческое государство Шан-Инь. Три наиболее значимых успехи свойственны эре Шан-Инь: строительство городов, появление письменности и применение бронзы. Образцы иньской письменности расшифрованы. Они представлены гадательными текстами на панцирях черепах и костях животных. Для письма употреблялись кроме этого древесные планки. Правитель иньцев носил титул «ван». Интерес воображают иньские погребения. Отысканы большие гробницы правителей и их ближайших родственников. В главной погребальной камере площадью 400-500 м2 и глубиной 10 м помещался внешний гроб, в котором был заключен еще один – внутренний. В гробницу клали медные ритуальные сосуды, украшения из яшмы и золота, оружие, музыкальные инструменты и др.

В XI в. до н. э. государство Шан-Инь было завоевано чжоусцами из страны Чжоу (северо-западный Китай). Чжоусцы скоро переняли у иньцев технику медного производства, письменность. В Чжоу был двуединый культ сына Неба и верховного божества Неба.

2. Приблизительно с 6 в. до н. э. появляются древнекитайские мифы. Они подразделяются на пара групп:

1. космогонические мифы (природа появилась из состояния начального хаоса. Хаос дробят на два первоэлемента – ян (мужское начало) и инь (чёрное начало). Из них появились неодушевленные вещи и живые существа.

2. мифы о героях и стихийных бедствиях, спасших от них людей. Два главных бедствия: засуха и наводнение.

3. мифы о старейших храбрецах. Многие храбрецы изображались в виде полулюдей-полуживотных.

4. мифы о первопредках.

Эра Чжоу – «Борющихся царств» считается хорошей в истории культуры Старого Китая. Ускоряется развитие научных знаний. Эта эра считается золотым веком китайской философии. В это время складываются главные философские течения – конфуцианство, даосизм.

3. В III в. до н. э. улучшается царство Цинь. Методом завоеваний и многолетних войн оно подчинило себе все остальные царства и создало единую Циньскую империю. В 221 г. до н. э. император Цинь Шихуанди осуществлял реформы, направленные на объединение и укрепление страны. Во всей стране вводились единые меры веса, длины, единое начертание иероглифов, единая финансовая совокупность с золотыми и бронзовыми монетами. Это содействовало формированию торговых связей. Цинь беспокоился о постройке оборонительных сооружений. Для защиты страны от набегов кочевников – гуннов – он приказал соединить в одно целое все упрочнения, начатые еще в 4 в. до н. э. Так начинает создаваться Великая китайская стенки. Во времена империи Цинь протяженность стенки достигла 700 км. Великая Китайская стенки строилась более 1000 лет. Ее протяженность 4 тыс.км, а с ответвлениями – более 6 тыс. км. На постройку китайской стенки сгонялись земледельцы, рабы и ремесленники. Кое-какие бежали, поднимали восстания. На протяжении восстания был свергнут Цинь Ши вождь и Хуан повстанцев Лю Бан стал правителем. С него начинается семейство Хань (207 г. до н.э.).

4. Во времена империи Хань была развита торговля. Показался Великий шелковый путь, связывающий Китай со многими государствами Запада. Из Китая вывозили шелк, ковры, железо, фарфор, пряности и др. Восстания ослабили рабовладельческий строй в Китае. В 220 г. н. э. империя Хань пала. Китай был расчленен на три царства.

В древности в Китае появилась письменность в виде иероглифов (18 тысяч). Была развита наука. Был изобретен прибор, отмечавший землетрясения. В 28 г. до н. э. китайские астрологи открыли пятна на солнце. Был создан небесный глобус с описанием более 2500 звезд, создана теория о безграничности Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики применяли десятичные дроби, отрицательные числа. Китайцы обучились изготовлять бумагу, а до этого писали на шелке. В медицине был развит способ иглоукалывания.

Изобразительное мастерство Китая относится к старейшим в мире. Керамические сосуды, блюда, амфоры, чаши украшались сложными геометрическими узорами, символами-знаками с изображением животных. В ханьскую эру строились дворцы. Китайская архитектура отличается национальным своеобразием. Крыши строений имеют характерный красивый изгиб. Была развита портретная живопись. В целом, в китайском мастерстве классическими остаются пейзажи: реки и горы, птицы и цветы. Картины и их отдельные подробности, в большинстве случаев, имеют собственное толкование. Так, довольно часто изображаемая на полотнах сосна, символизирует долголетие и стойкость, ива – женственность, скромность, слабость и утонченность, орхидея – благородство и простоту, бамбук – душевную чистоту. Многие императоры поощряли искусства и развитие литературы, приближали ко двору лучших поэтов, учёных и писателей.

Китай – страна старой музыкальной культуры. Уже в 1 в до н. э. В Китае было известно более 80 музыкальных инструментов.

Одним из старейших видов зрелищного мастерства, история которого в Китае насчитывает около двух тысячелетий, была акробатика.

Культура Старого Китая практически без трансформаций просуществовала до XVII века н. э.

Религия. Темперамент самой ранней религиозной совокупности в Китае остается неясным и является предметом споров. Крестьяне обожествляли силы природы. А у высших китайских слоев менталитет был второй. Не было:

— ни культа полубожественных храбрецов;

— ни идеи спасения в загробном мире;

— ни идеи молитвы во имя спасения от грехов.

Не было церковной организации, жрецов, догматов. В некоем смысле возможно заявить, что древнекитайской религии не существовало по большому счету. Эквивалентом отсутствующей официальной религии стали ритуальная церемония и аристократическая этика. Высшим сакральным авторитетом для аристократии было всемогущее, но недоступное Небо. Ритуально-этическая сообщение с Небом осуществлялась императором (ваном).Император был сыном Неба и кроме этого являлся высшим носителем дэ – благодати и добродетели. Небо – верховный судья. Он кроме этого вручает полномочие на управление Поднебесной. Собственную страну Китайцы именовали Поднебесной, а вана — ее владыкой.

В середине I-го тыс. до н. э., в Старом Китае показались даосизм и конфуцианство. Сперва это были философские школы, а во 2 веке н. э. превратились в религию.

Конфуцианство регулирует социальные отношения посредством культа предков. Уважение к своим предкам подразумевает и уважение к существующему социальному порядку. Развита социальная, ритуализированная этика. Она организовала вид классической китайской культуры. Раннее конфуцианство сказало об изначальной доброте людской природы.

В древнекитайской цивилизации был грамотности и культ образованности. Одним из наиболее значимых требований к национальным служащим был большой уровень образования. Для продвижения по работе государственному служащему приходилось сдавать экзамены по произведениям Конфуция (до 20-х гг. ХХ века).

Даосизм сыграл важную роль в эстетизации и поэтизации природы. Лишь на данный момент человечество начало осознавать актуальность экологического мышления, которым проникнута вся даосская философия. Многие правила даосизма создали философскую базу известных китайских единоборств, включая у-шу.

Китайский этнос создал особенный тип культуры, отличающий его от культур вторых народов. Культура Старого Китая заложила фундамент предстоящего культурного развития китайской цивилизации и оказала глубокое влияние на культуру всего дальневосточного региона.

Культура старой Японии

На формирование этнической психологии японского народа повлияло особенное расположение Японии.

Страна восходящего солнца расположена на 4 тысячах островов, омываемых морями и Тихим океаном, из них: 4 больших: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку. Имеет 150 вулканов, из которых 40 действующих. Японию каждый год потрясает около 1,5 тысяч землетрясений, через ее территорию проходит 10-15 тайфунов, убытки от которых часто более большие, чем от землетрясений.

Япония – страна гор, занимающих 80% территории всей страны. Тут нет наиболее значимых собственных природных ресурсов (нефти, газа, металлов). Тут сильная недолговечность и тропическая влажность вещей. Японцы живут на земле, которая всегда движется, угрожает, разрушает. Выручает японцев красота.

Природные условия оказали важное действие на формирование эстетических параметров японского народа. Природа Японии разнообразна и прекрасна, но в ней сочетаются и мягкость, и жесткость.

У японцев четко выраженный тип восточного менталитета. База японского национального характера – развитое чувство гармонии и эстетическое чувство. Конкретно культ красоты оказывает помощь воспитывать такую личность, которая в состоянии преодолевать экстремальные условия географической среды, недостаток природных ресурсов.

Становление психотерапевтического склада японского народа, его религиозного мировоззрения, эстетических совершенств происходило в древности.

Старая японская культура охватывает период IV тыс. до н.э. – I тыс. н.э.В ней выделяют следующие периоды:

IV тыс. до н.э. – 3 в. до н.э. – каменный век. Это культура Дзёмон – культура охотников и собирателей.

3 в. до н.э. – 3 в. н.э.- бронзовый век. Это культура Яёй — аграрная культура.

4-6 вв. н.э. – культура Кофун (курганов) — железный век.

IV тыс. до н.э. – 3 в. до н.э. – каменный век. Это культура Дзёмон – культура охотников и собирателей.Старую японскую культуру изучают по отысканным керамическим изделиям. Исследователи уверены в том, что самые ранние сосуды вылеплялись из глины. Глиняные жгуты накладывались спиралью, получалась форма. Форму перед обжигом обматывали травяной веревкой, которая, выгорая, оставляла след – из этого и наименование дзёмон – «след веревки». Были и каменные фигурки – догу, изображающие богинь плодородия.

Во втором тыс. до н.э. в керамике отмечается «звериный стиль». урны и Горшки с 2-мя, 4-мя, 1-м ушком-ручкой с изображением змей, прочей живности и лягушек ритуально-тотемного характера. Глиняные фигурки этого периода напоминают маски и деревянные фигурки тихоокеанских культур.

В середине I тыс. до н.э. керамика отличной качества декора и техники обжига. Керамические сосуды через чур причудливы по форме и неясно их использование на практике. Появляются и глиняные статуэтки, изображающие людей в богато декорированной одежде, с огромными глазами типа «снежных очков». Кроме того фигурки мартышек изображались с этими же глазами. При раскопках находят довольно много фигурок типа «астронавт»: к примеру, «треугольная» дама с круглой головой либо в треугольном шлеме.

От эры Дзёмон остались кое-какие образцы «каменного творчества: лососевые камни» (на которых нарисована рыба), и картинки на стенах пещер. Подобные «лососевые камни» находят в районе оз. Байкал, в Сибири. Происхождение и байкальских, и японских образцов связано с обычаем жертвоприношения всевышним в надежде на богатый улов рыбы. Исследователи прослеживают сообщение старого японского народа с азиатским материком. Япония неотделима от Евразии. Культура Дзёмона несет отпечатки столкновений разных евразийских, полинезийских, центрально-американских и иных неизвестных влияний.

Культура бронзового века – Яёй ( 3 в. до н.э. – 3 в. н.э.).Сейчас начинается рисосеяние, скотоводство, рыболовство. Появляются изделия из меди, латуни, новые типы глиняных сосудов.Согласно точки зрения большинства исследователей, культура Яёй появилась под влиянием племен Корейского полуострова, каковые мигрировали на Японские острова в следствии «Великого переселения народов» Центральной и Восточной Азии. Предполагают кроме этого, что в данный процесс были вовлечены и какие-то представители южно-китайской культуры. Эта миграция из Китая распространялась на южную Корею и Западную японию, объединив их в единый культурный комплекс.

В эру Яёй создавались медные мечи и копья, медные колокола, зеркала из латуни.Люди Яёй разглядывали медные предметы как драгоценные и применяли их в ритуальных целях. Кроме того мечи и копья имели ритуально-волшебный суть.

вазы и – Керамика, чаши, кувшины, блюда и кубки была изготовлена на гончарном круге и обожжена при большой температуре. Керамика этого периода отличается легкостью, функциональностью и простотой форм, графической ясностью строгих геометрических узоров – полос зубчатых и волнистых линий.

В эру Яёй в японской духовной культуре появляется представление о двух первоначалах мира – инь, ян; о первоэлементах – пламя, вода, дерево, металл, почва. Почитались силы природы. Показались мифы. Мифологическая совокупность стала называться синто (путь всевышних). Спустя довольно много столетий, мифы были систематизированы в летописно-мифологические своды «Кодзики» (712 г.) – записки о делах древности и «Нихонги» (720 г.) — японские хроники. В них довольно много заимствовано из философии и китайской мифологии.

Родоначальниками всего сущего японская мифология вычисляет божественных супругов Идзанати и Идзанами. От них случилась триада великих всевышних: Аматэрасу – богиня солнца, Цукиёми – богиня Луны и Сусаноо – всевышний водной стихии и бури. В мифах рассказывается об устройстве мира, соперничестве всевышних, сошествии на землю одного из потомков ставшего предком всех людей (Ниниги). В мифах нет ни одного описания борьбы человека с силами природы.

Божественным предком японцев считается Ниниги – внук Аматэрасу. Богиня солнца дала собственному внуку: зеркало, яшмовое ожерелье и меч. С незапамятных времен японцы знают, что это три знака японского народа, японской культуры, японской государственности.Они передавались о поколения к поколению как священная эстафета доблести, знания, искусства.

Яшма– это старейший знак идей синто.

Зеркало – высказывает идеи дзэн. Это знак чистоты, самоуглубления.

Клинок – это эстетика самурайства, мастерство меча и смерти.

Синто, дзэн и бусидо – это три глубинных, поныне живущих течения, три измерения японской духовности.

4-6 вв. н.э. – культура Кофун – культура курганов. Это время сооружения гробниц-курганов, достигающих время от времени больших размеров. Курганы представляли собой громадные неестественные острова, окруженные рвами с водой. Их внешние очертания в виде круга либо замочной скважины (земли союза и символ солнца). Это было во время создания первого сильного страны из альянса племен Ямато. Гробница Минтоку (5 в.н.э.) по площади превосходит пирамиду Хеопса. Вблизи, окруженная подковообразным водоемом, она думается созданной самой природой. Останки царей помещались в подземную камеру в бугра в каменном либо керамическом саркофаге. Стенки камер и саркофагов покрывались графическими узорами с космогонической символикой. 4-6 вв. н.э. – время расцвета погребальной пластики — ханифа. Полые в керамические фигурки (от 30 см до 1,5 м. высотой) составляли необычный посмертный эскорт правителя. Это были солдаты, жрецы, слуги, крестьяне, животные, птицы, кони, петухи. При передаче конечностей и тела пропорции не соблюдались. Было высоко развито художественное мышление. С оформлением царских погребений связано стремительное развитие декоративных ремесел.

Оружие, конская сбруя, предметы личного украшения, отысканные при раскопках совсем аналогичны с подобными предметами конных народов Северо-Восточной Азии, населявших Северный Китай и Монголию. В 3-5 вв.н.э. со своей стороны эти племена были частью конгломерата «конной культуры» скифского типа, простиравшейся от Алтайского края на запад, до Венгрии, и на восток. По всей видимости, люди Поздних курганов были носителями очень сильно китаезированной конной культуры. Возможно заявить, что Япония стала крайней восточной границей распространения общеевразийской конной культуры. Начинается ткачество и шелководство, производство оружия, керамики, украшений.

На культуру Японии большое влияние оказал Китай. Японией был усвоен целый художественный язык и мировосприятие Китая. В Японию ввозились произведения китайского мастерства подобно тому, как в Древний Рим ввозились монументы из Греции. Японцы отправляли собственных детей получать образование Китай и Корею.

В китайских и корейских источниках говорится о тесных торговых контактах с Ямато. Собственной письменности у японцев не было. Создана она была при помощи заимствования китайских иероглифов. Лишь просматривали их по-японски. С течением времени сложные иероглифические символы упростились – их уменьшали, а после этого любой знак начал соответствовать не слогу, а звуку.

Уже с IX века влияние китайской культуры начало ослабевать, и китайские формы заполнялись японским содержанием.

Так, в древности происходило становление психотерапевтического склада японского народа, его религиозного мировоззрения, эстетических совершенств. Были заложены традиции и каноны японского средневекового и нового мастерства.

История живописи. Передача 16. Изобразительное искусство Древнего Египта эпохи Нового царства. Ч. 1


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: