Культура как общественное явление

КУЛЬТУРА КАК ПУБЛИЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ

И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

Замысел

1. сущность и Понятие культуры.

2. Морфология культуры.

3. Исторические типы культуры.

Культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура есть своеобразным методом бытия человека, имеет собственные пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, деятельность и сознание человека, равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, знаки и символы.

Функции культуры: познавательная (гносеологическая); регулятивная (нормативная); адаптивная; знаковая (сигнификативная) ;информационная; коммуникативная; интегративная; социализации и инкультурации; эстетическая; креативная; релаксационно-компенсаторная; ценностная (аксиологическая)

В современной литературе сокровище понимается:

1) как предмет, имеющий какую-либо пользу и удовлетворяющий ту либо иную потребность человека;

2) как идеал (представление о желаемом);

3) как значимость чего-либо для индивида либо социальной группы.

Различают сокровище: витальные (жизнь, здоровье); социальные (комфортная работа, соц. благополучие); политические (свобода, правопорядок); нравственные (добро, честь); эстетические (красота); религиозные (всевышний); семейно-родственные (взаимоотношения).

Сейчас принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого в полной мере правомерно, в первую очередь, выделять мировую и национальную культуру.

1. Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур разных народов, населяющих отечественную планету.

2. Национальная культурав собственную очередь выступает синтезом культур разных социальных групп и слоёв соответствующего общества (т.е. субэтносов, к примеру, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее оригинальность и известная неповторимость проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, производства и традиции труда) деятельности и сферах жизни.

В материальную культуру входят:

1) культура материального производства и труда;

2) культура быта;

3) культура топоса, другими словами места жительства (жилище, дома, деревни, города);

4) культура отношения к собственному телу;

5) физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:

1) познавательную (интеллектуальную) культуру;

2) нравственную;

3) художественную;

4) правовую;

5) педагогическую;

6) религиозную.

По влиянию и содержанию культуру дробят на прогрессивную и реакционную. Такое деление в полной мере правомерно, потому что вытекает из соответствующего ее действия на общество и человека. Культура как человекоинформирующее явление может воспитывать личность не только нравственную, но и распутную

Субстанциональные блок образовывает «тело» культуры, ее субстанциональную базу. Он включает сокровище культуры – ее произведения, и нормы культуры, ее требования к каждому участнику общества. Ко мне относятся нормы права, морали и религии, нормы общения людей и повседневного поведения (нормы этикета).

Функциональный блокраскрывает процесс перемещения культуры. В этом замысле субстанциональный итог этого процесса. В функциональный блок входят традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), снабжающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства главенствовали ; но с возникновением опытной культуры появляются и особые университеты, предназначенные для ее производства, потребления и сохранения (к примеру, библиотеки, театры, музеи и т.п.).

Исторические типы культуры:

1) первобытная культура. Наиболее значимые черты первобытной культуры синкретизм – недиффиренцированность, неразделенность ее форм, появляющаяся благодаря их не сильный развития (к примеру, и мораль и обычай и право и этикет, существуют сейчас как единое целое). Первобытная культура бесписьменна, следствием этого являются весьма медленные темпы накопления информации и соответственно культурного и социального развития. На закате первобытной культуры у людей начинается мифологическое мировосприятие, человек переносит на окружающий мир свойства, каковые подмечает в самом себе, предметы представляются ему одушевленными наделенными волей, эмоциями и сознанием. Мифы складываются в целостную картину мира, единообразно растолковывающую и природные и социальные явления.

2) восточная культура. У восточных культур имеется последовательность неспециализированных линия: восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира, уходе во внутреннюю духовную жизнь. Для Востока характерно пассивное подчинение человека общей жизненной силе природы. Подлинное знание в восточной культуре мыслится как невыразимое словами, восточная культура ценит серьёзное погружение в себя, молчание. Для восточного общества характерна повышенная сокровище традиции, исходя из этого прогресс не есть в том месте самоцелью, его сокровище не рассматривается как само собой разумеющееся. нерушимость и Строгость классических социальных регуляторов.

3) древняя культура. Древняя культура владела письменностью, исходя из этого миф престает быть единственным средством сохранения информации. К мифу начинают относиться более вольно, он делается землёй для развития мастерства литературы, философии. Они становятся главными сферами развития греческой культуры. Продолжение и развитием греческой культуры была культура Древнего Рима, новым в ней было особенное внимание к вопросам политики и права. Философия страны и права зародилась так же в Греции, но в мелких городах-странах не было необходимости в развитой юриспруденции, а Рим скоро превратился в огромную державу. Римская культура заложила фундамент всего европейского правосознания.

4) средневековая культура. Отличительной чертой средневековой культуры были иррационализм и мистика, каковые сочетались с низким уровнем образованности населения. Благодаря этого средневековый человек руководствовался в жизни не столько логичными рассуждениями, сколько догматическими установлениями. Средневековой культуре весьма характерен символизм, тайный символический суть придавался многим словам и вещам, аскетизм, провиденциализм, предопределение, влияние церкви на все стороны судьбы общества.

5) культура Восстановления. Самый развернутая концепция Восстановления подразумевала обновление духовной судьбы, восстановление того что образовывает своеобразие человека, причем ветхая цивилизация делается инструментом для того чтобы обновления. Характерной чертой философской мысли эр Восстановления был гуманизм, серьёзной отличительной чертой которого есть не то, что они обратились к древнему наследию, в противном случае, что они стремились поместить идеи прошлого в определенный исторический контекст.

Культура Нового времени

Свойственны дух капитализма, новая этика мирского призвания, интерес к миру, развитие торговли, индустрии, большой авторитет знания.

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Замысел

1. характерные черты и Основные этапы первобытной культуры.

2. Духовная культура первобытного общества.

3. Художественная культура первобытного общества.

Стадия архантропа (1,5 млн лет назад) заложила фундамент публичной судьбе людей в виде коллективной совместной охоты. К архантропам относились питекантропы, синантропы, другие подвиды и гейдельбергский человек.

Стадия палеоантропа (500 тыс. лет назад) характеризуется господством неандертальца, что применял орудия труда. Данный вид приматов имел громадной мозг, подвижную руку, устойчивое прямохождение. Но строение мозга неандертальца характеризовалось наличием последовательности примитивных показателей, а подвижность руки была ограничена, что ослабляло возможности изготовления орудий труда. Исходя из этого неандертальцы не сумели перейти к культурному образу судьбы.

Фактически происхождение людской культуры случилось на стадии неоантропа (100 тыс. лет назад) – кроманьонца, человека разумного, целенаправленно изготавливающего орудия труда.

В исторической науке существует два пути изучения первобытной культуры:

1) п.к. разделяется по социальному показателю на пара эр: первобытное человеческое стадо, родовой строй (матриархат, патриархат) и высшую народовластие;

2) вся история п.к. разделяется на эры в соответствии с материалами, из которых изготавливались оружия и орудия труда. По этому показателю выделяются следующие исторические эры:

  • каменный век, со своей стороны подразделяющийся на древнекаменный (палеолит) – 12 тыс. лет назад, среднекаменный (мезолит) – 9 тыс. лет назад, новокаменный (неолит) – 6 тыс. лет назад;
  • век бронзы – 3 тыс. лет до н.э.;
  • век железа – 1 тыс. лет до н.э.

Миф возможно разглядывать как метод людской бытия и мирощущения, основанный на смысловом породнении людей с миром, при котором человек принимает изначальные особенности вещей и явления природы как одушевлённые существа.

Одной из самых ранних форм религии был тотемизм – представление, что все члены рода происходят от определенного животного – тотема. Время от времени тотемом считалось растение либо какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связаны со своим тотемом.

Вера в существование разнообразные духовных существ взяла собственное выражение в том, что предметы, владеющие душой, стали рассматриваться как одушевлённые, как фетиши,служащие местом нахождения духов. Разные формы почитания неестественных либо природных предметов стали называться фетишизма – формы первобытной религии, в то время, когда почитались неодушевлённые предметы, наделённые силами и сверхъестественными свойствами.

Культ природы, суеверный ужас человека перед грозной природой приводили к желанию как-то умилостивить ее. Человек начал поклоняться солнцу, почва, воде огню. Всю природу человек в собственном воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений именуется анимизмом.

Ещё одной формой первобытной религии была волшебство либо колдовство. Это была вера в то, что человек якобы может влиять на природу разными «заклинаниями» и чудодейственными приёмами.

Ответственной первобытной идеей есть табу– окончательный запрет каких-нибудь действий.

Самое простое из мегалитических сооружений –менгир, громадный, грубо обработанный камень, вертикально установленный на поверхности почвы.

Более сложное мегалитическое сооружение – дольмен: два вертикальных камня, на которых покоится третий, лежащий горизонтально.

Самым сложным и таинственным из всех типов мегалитических сооружений можно считать кромлех. Учёные считаюм, что это святилище, служащее местом ритуальных торжеств и жертвоприношений, которые связаны с захоронением мёртвых. В случае, если эти предположения честны, то выходит, что кромлех – первое в мире многофункциональное сооружение, да ещё какое – и собор, и зал для собраний, и стадион, а также обсерватория в одно да и то же время.

Наиболее значимые функции первобытного мастерства:

1. Коммуникативно-мемориальная функция. Картинки, составляющие связное повествование о каком-либо событии либо которые содержат частное сообщение.

2. Познавательная функция. Для первобытного человека грань между реальностью и условностью отсутствовала. Познавать в первобытном мышлении означало воспроизводить последовательность создания чего-либо.

3. Магико-религиозная функция. В базе волшебства лежит принцип аналогии – вера человека в получение власти над предметом через овладение его образом. Первыми волшебными изображениями были отпечатки рук на стенах пещер. Прослеживается сообщение с тотемизмом (тотем – священное животное, считавшееся прародителем племени).

4. Эстетическая функция. В первобытном мастерстве уже имеются отличающие конкретно мастерство средства художественного изображения мира, создающие особенную художественную действительность. Это ритм, симметрия, верные формы. В палеолитическом мастерстве уже возможно выделить разнообразие стилей.

КУЛЬТУРА СТАРОЙ ГРЕЦИИ

Замысел

1.Периоды исторического и культурного развития Старой Греции. Характерные изюминки мастерства.

2. религия и Мифология в Греции.

3. Древнегреческие праздничные дни.

4. Древнегреческая архитектура.

5. Древнегреческая скульптура.

6. Живопись, орнамент и вазопись в Греции

7. театр и Литература в Греции.

8. научные достижения и Обучение древних греков.

понятия и Ключевые слова: Кносский дворец, космологичность,антропоцентризм, состязательность, агон, курос, кора, мастерство светотени, Гомер, дидактическая поэзия (Гесиод «Дни» и «Труды»), лирическая поэзия (Сапфо), Эзоп, Софокл.

Историю Старой Греции принято дробить на пять периодов, каковые являются одновременно и культурными эрами:

– эгейский либо крито-микенский (III – II тыс. до н. э.),

– гомеровский (XI–X вв. до н. э.),

–архаический (VIII–VI вв. до н. э.),

– хороший (V–IV вв. до н. э.),

– эллинистический (вторая добрая половина IV – середина I в. до н. э.).

Первую, крито-микенскую, эру в противном случае именуют периодом старейших цивилизаций. В литературе употребляются оба заглавия. Речь заходит о двух самых ранних в Греции цивилизациях – минойской и микенской (ахейской, эгейской).

Религия древней Греции имеет две главные чёрта: политеизм (многобожие); антропоморфизм .

Древняя культура вырастает на базе пантеизма древнегреческой религии, что появляется как следствие чувственного понимания космоса: совершенные всевышние являются лишь обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной.

Древнегреческие праздничные дни:Олимпийские игры (борьба, состязания бегунов на разные расстояния, метание копья, молота, диска, плаванье, кулачный бой, бег в полном оружии, состязание колесниц, подъем тяжестей, панкратий (комбинация борьбы и бокса);Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону; Истмейские игры в честь всевышнего Посейдона; Немейские игры, прославляющие Зевса; праздник в честь богиня Афины;Дионисии (в честь всевышнего Диониса); праздник духовного общения лучших блестящих талантов и умов.

Архитектура

Самым несложным и самым ранним типом храма был дистиль, либо «храм в антах». Состоит он из святилища – целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого является лоджией с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенками, каковые и именуются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (исходя из этого храм именовался «дистилем», т. е. «двуколонный»).

Второй, кроме этого довольно несложный тип храма – простиль. Он сходен с актовым, различие только в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип – амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах строения.

Четвертым типом храмов есть периптер. Это чаще всего видящийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. В большинстве случаев на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2? + 1, где ? – количество колонн на переднем фасаде. Время от времени на боковых фасадах размещался несколько, а два последовательности колонн. Таковой тип храма именуется диптер. Существовал в Греции еще один вид храма – круглый периптер, где святилище – целла – имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

Кроме храмов греческие мастера возводили много других архитектурных сооружений публичного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны).

Жилые дома довольно часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. В верхнем помещении, при наличии двух этажей, размешался гинекей – женская часть дома. Главное помещение – андрон – предназначалось для трапез и пиров.

Во время эллинизма основной темой архитектуры делается градостроительство. Сейчас разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В историческом центре города размешались публичные здания – народное собрание, горсовет, базилика (судебно-административное строение), гимназии, школы, храмы. Главная городская площадь получает темперамент рыночной (агора). И улицы и площадь окаймлялись портиками, создающими тень. По контуру города опоясывались оборонительными стенками.

Скульптура

Скульптура отличается идеалистичностью и совершенством форм. В качестве материалов применяли мрамор, латунь, дерево либо использовали смешанную технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали узкими золотыми пластинами, руки и лицо делали на слоновой кости.

Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), небольшая пластика, круглая скульптура.

РЕНЕССАНСНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Замысел

Раннее Восстановление

Итальянское Восстановление дробят на четыре этапа:

Проторенессанс(Предвозрождение) – вторая добрая половина XIII — XIV века;

Раннее Восстановление – XV век;

Высокое Восстановление – финиш XV — первая треть XVI в;

Позднее Восстановление – финиш XVI века.

Проторенессансявился подготовкой Восстановления. Начало новой эры связано с именем Джотто ди Бондоне, которого живописцы Восстановления вычисляли реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности.

Одвременно с этим зарождается национальная литература на итальянском языке (Данте, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо). Главным содержанием литературных произведений делается описание земного настоящего мира, человека с его страстями и переживаниями.

Художникиэтого времени открывают законы линейной возможности.

Совершенствуется строительная техника,архитекторы Восстановления проектируют строения и довольно часто сами реализовывают постройку, часто они являются и скульпторами, декораторами, художниками.

В музыке улучшается тенденция к изображению разнообразия мира, причем мысль разнообразия сочетается со рвением к соразмерности и гармонии всех элементов целого. Происходит переосмысление социального статуса музыки — появляется демократическая публика, обширно распространяется любительское музицирование. Возрастает роль светских жанров, появляется интерес к танцевальному мастерству.

Архитектура Индии

Индуистские храмы (мандиры) являются каменные столпообразные сооружения, покрытые узкой резьбой по камню. Храм в большинстве случаев посвящают одному из воплощений всевышнего, конкретно ему приходят поклоняться. Существует и храмы посвященные нескольким всевышним сходу.

К буддийской архитектуре относятся выстроенные в горах буддийские храмы с бессчётными изваяниями Будды в образе человека. В буддийских храмах находятся «ступы», в которых, предполагается, когда-то хранились останки усопших. Стенки буддийских храмов украшены фресками с изображением сцен из судьбы Будды.

С тех лет, в то время, когда Индия попала под влияние исламских завоевателей, на ее территории было выстроено множество прекрасныхмечетей. Самой известной достопримечательностью Индии, есть мечеть Тадж-Махал, которая выполнена из белого мрамора, украшена узкой резьбой и установлена на огромном постаменте, исходя из этого напоминает белое воздушное облако.

Индийские орнаменты

Основной отличительной чертой орнамента считается его витиеватость, склонность к применению округлых, извилистых линий. Изображения животных, птиц, растений поражают собственной натуралистичностью при полном отсутствии какой-либо стилизации. Все поле орнаментального рисунка хорошо заполнено.

Индийские миниатюры

Самые ранние образцы миниатюр, каковые дошли до отечественных времен, относятся к XII веку. Миниатюры владели такими чертями, как яркость, тонкость выполнения рисунка, нарядность, праздничность. Неповторимым жанром в искусстве Индии были раг – миниатюры на темы музыкальных произведений. Это необычное зрительное отображение комбинации нот, которое есть базой песни.

Индийский танец

Танец занимает серьёзное место в жизни индусов, подразделяется на восемь регистров, высказывающих любовь, героизм, умиротворение, комизм, пафос, ужас и страх, отвращение и гнев, чудодейство.

КУЛЬТУРА КИТАЯ

ЗАМЫСЕЛ

1.Неспециализированная черта

2. Главные этапы истории развития китайской цивилизации:

  • архаический Китай;
  • старый Китай;
  • классический Китай.

Главные этапы развития китайской цивилизации:

1. Архаический Китай (от раннего палеолита до происхождения государственности);

2. Старый Китай, что объединяет период ранних стран (эры Шан-Инь (16 – 11 вв. до н.э.) и Чжоу (11 – 3 вв. до н.э.)) и период ранних империй (эры Цинь и Хань (3 в. до н.э. – 3в. н.э.));

3. Классический Китай(3 в. – 1912 г.) – классический в том смысле, что все традиции, каковые создавали базы социально-политического строя и духовные базы китайского имперского общества, проявились полностью;

4. Современный Китай(с 1912 г.).

АРХАИЧЕСКИЙ КИТАЙ

Неолитическая эра(нижняя временная граница датируется 6 – сер. 5 тыс. до н.э.) представлена керамическими изделиями, каковые достаточно обширно варьируются по функциям (хозяйственная, столовая, погребальная утварь) и внешним чертям.

Выделяются две главные разновидности изделий: окрашенная и неокрашенная керамика, которая не только воображает не только старый пример художественного творчества Китая и содержит в себе начало всех будущих жанров и видов национального декоративно-прикладного мастерства(живопись(роспись по керамике с применением красок и кисточки), скульптура и мелкая пластика(посуда для вина в виде фигурок животных, выполненных в реалистической манере)), но и разрешает вернуть многие черты хозяйственно-культурного образа прокитайцев (оседлый образ судьбы, земледелие, рыболовство, охота).

Совершенно верно установлен факт зарождения в культуре Луашань (3 тыс. до н.э.) процедуры и гончарного круга гадания, которая стала со временем одной из самые влиятельных религиозных практик Китая, и начала формирования культа предков– самого популярного и авторитетного из религиозных культов Китая.

Т.о, имеется основания утверждать, что неолитическая эра есть начальным этапом основания китайской цивилизации и её культурных традиций.

СТАРЫЙ КИТАЙ

(эры Шан-Инь (16 – 11 вв. до н.э.) и Чжоу (11 – 3вв. до н.э.)) и период ранних империй (эры Цинь и Хань (3 в. до н.э. – 3в. н.э.))

достижениями и Важнейшими находками, каковые учёные относят к периоду шань-иньской эры (16 – 11 вв. до н.э.), являются:

  • происхождение архитектурной модели города-страны;
  • надписи на гадальных костях.Иньские надписи на гадальных костях позволяют выяснить культурную специфику китайской письменности, которую возможно обозначить как мемориально-бюрократическую,это значит такую, которая находится в генетическом родстве с местной государственностью и официальной религиозно-ритуальной традицией. В один момент разумеется, что письменность наделялась тут начальной функцией медиатора, выступая посредником между высшими силами и миром людей;
  • происхождение иероглифической письменности;
  • утверждение и изобретение бронзолитейного производства;
  • формирование баз социально-экономического и политического упорядочения местной государственности;

Так, иньская эра выступает начальным периодом формирования национальной государственности и её духовных баз.

Чжоуская эра(наименование племени чжоу (чжоусцы)) подразделяется на два главных периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11в. – 771 г до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу (771 г. до н.э. – 256 г. до н.э.).

Не обращая внимания на обстановку административно-территориальной раздробленности страны, во всех отдельных регионах и царствах Китая имели место неспециализированные социально-экономические и культурные процессы, каковые носили новаторский темперамент:

  • в 8 – 7 вв. появление металлических предметов труда, использования и поливного земледелия тягловых животных стало причиной необходимости проведения реформ, направленных на стимулирование частной собственности и ограничение прав ветхой аристократии;
  • в 5 – 3 вв. до н.э. отмечается стремительный рост имущественной разделении населения страны, появление имущественной знати и появление административно-бюрократического аппарата, что пополнялся людьми, не пребывавшими в родном родстве с аристократическими кланами;
  • к 4 в. до н.э. китайцы освоили стали выплавки и технологию чугуна, уже умели приобретать и применять природный газ и нефтепродукты;
  • 8 – 7 вв. до н.э. устойчиво приобретают хождение финансовые символы (монеты);
  • 7 – 3 вв. до н.э. появилось 565 новых городов, при неспециализированной численности населения 20 млн. человек;
  • формирование национальной философской мысли и выделение независимых философских школ и направлений, включая даосизм и конфуцианство;
  • утверждение национальной письменной культуры, которая сопровождалась происхождением книги, созданием первых письменных поэтических монументов и образцов художественной прозы;

Т.о., данный период есть главным этапом в истории развития китайской культуры.

В 3 в. до н.э. по окончании продолжительных войн небольшие царства объединились в одну замечательную империю, сначала которой стала семейство Цинь, а после этого Хань.

Циньский властитель стал первым императором. Цинь Шихуанди (259-210 гг до н.э.) завершил объединение Китая. Во время его правления были созданы и совершены глобальные хозяйственно-экономические и политические реформаторские акции, созданы великие произведения из искусства и области культуры:

  • создана структуры управления и законодательная база, каковые снабжали функционирование императорской центральной власти;
  • унифицированы совокупности мер и весов, письменности, финансовой совокупности, строительство сети казённых дорогобщей длиной в 8000 км;
  • показалась в художественной культуре ода-фу (стих в прозе);
  • выстроена Великая китайская стенки
  • создан большой архитектурный комплекс – подземный некрополь императора, частью которого есть подземная глиняная армия императора, так называемая «глиняная армия Цинь Шихуанди»;
  • Великий шёлковый путь;
  • Великий китайский канал.

Наиболее значимым сообществом ханьской эры можно считать создание отдельного социального сословия– ши («чиновничества либо служащая интеллигенция»). Начиная с ханьского периода и в течении всей следующей истории Китая, ши являлись главными носителями классической образованности и хранителями национальных духовных сокровищ.

В целом ханьская эра выступает последним этапом национальной древности и временем окончательного основания базовых баз имперской государственности, включая её социально-духовные основы и политические структуры.

КЛАССИЧЕСКИЙ КИТАЙ

(3 в. – 1912 г.; эра Шести династый, эра Тан и Сун, Цин и эпоха Мин)

самые важными достижениями этого периода были:

  • становление китайско-будийской традиции (самые большие комплексы этого времени – пещерные монастыри Юньган, Лунмэнь, Цяньфадун);
  • переход от неизвестной к авторской лирике;
  • осмысление формальных баз национального стиха. Ведущие жанровые разновидности поэзии Китая: песни-юэфу; стихи-ши;
  • становление традиций художественной прозы;
  • разработка учения о сущности и функция художественного творчества;
  • формирование классической светской живописи и её жанровых разновидностей(“предметы и люди”; “птицы и цветы”; «растения и насекомые”; “потоки и горы”; нарядный портрет);
  • происхождение нескольких школ пейзажа, мастерство пейзажного сада;
  • медицины и развитие алхимии, ботаники;
  • потребление китайцами чая в качестве повседневного напитка;
  • утверждение ставших универсальными для национальной художественной культуры эстетических правил – так именуемого «идеала утончённой простоты»;
  • интенсивное развитие основание и городов полноправной муниципальный культуры;
  • введение совокупности национальных экзаменов на чиновничий чин;
  • происхождение книжного дела, организация широкой сети издательств, книжных магазинов, библиотек;
  • утверждение собственного театра и драмы;
  • развитие декоративно-прикладного мастерства (резьба по дереву, кости, камню, изготовление изысканных лаков, эмалей, производство керамики и, само собой разумеется, фарфора).

МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ:

u китайцами изобретены компас, мачты, пушки, порох, бумага, шёлк;

u успехи в математике: десятичные дроби, безлюдная позиция для обозначения нуля;

u механические часы;

u велики успехи в медицине (массаж, иглоукалывание, прижигание, учение о жизненной энергии «ци», лечебная гимнастика “ушу”);

u влияние на искусство Европы 18-19вв. (шанурази – оформление интерьера в китайском стиле);

u археологические открытия, каковые стали сенсацией («глиняная подземная армия Цинь Шихуана, маски и бронзовые скульптуры (2 тыс. до н.э., государство Шан).

Культура народов Месоамерики

ЗАМЫСЕЛ

1. Культура ольмеков.

2. Культура майя.

3. Культура ацтеков.

4. Культура инков.

1. Культура ольмеков.самая раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки, территория проживания которых включала большую часть Мексики. Созданная ими цивилизация достигла собственного расцвета по окончании 1200 г. до н. э. Сан-Лоренцо считается главным поселением ольмеков. Наровне с ним существовало два вторых центра: Теночтитлани Портеро Нуэво.

Ольмекская цивилизация была по характеру теократией: земледельцы содержали своим трудом правителей, поставляя им часть продукции и делая разные общественные работы. Вместо они приобретали гарантию, что совершаемые жрецами ритуалы окажут помощь обеспечить им личную безопасность. Для этого ольмекские жрецы создали необычную религию, иконографию и мифологию, в центре которой пребывало пара всевышних.

П. Йоралемон выделяет три традиции, характерные для ольмекской религиозной совокупности: шаманизм; земледельческие культы; культ правителя.

К культурным достижениям ольмеков направляться отнести замечательно развитую архитектуру. Город Ла-Вента был выстроен по четкому замыслу и ориентирован по сторонам света. В историческом центре города стояла Громадная Пирамида высотой около 33 м, которая являлась сторожевой башней. В городе действовал водопровод, что был сделан из поставленных вертикально базальтовых плит, хорошо примыкавших друг к другу.

самые известными монументами материальной культуры ольмеков являются огромные каменные головы, отысканные в Сан-Лоренсо, JIa-Венте и Трес-Сапотесе. Из-за линия лица их именуют головами негроидного либо африканского типа.

Ольмеки изобрели правильный солнечный календарь. Он был весьма сложным по структуре и складывался из нескольких самостоятельно вращающихся колес, каковые отсчитывали взаимосвязанные циклы времени.

2. Культура майя.Историю культуры народа майя принято дробить на три периода:

1) с древности и до 317 г. – время происхождения городов-стран, примитивного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др.;

2) старое царство, либо хороший период (317-987 гг. н. э.) – время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тикаль) и одновременного загадочного финала из них населения в начале X в.;

3) новое царство, либо постклассический период (987г.-16в.) – время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, появления новых стилей в искусстве и жизни, смешения культур и т. д.

Создание громадных по размерам ритуальных центров есть отличительной изюминкой культуры майя. Назначение центров было в том, дабы проводить громадные религиозные праздничные дни, на протяжении которых ко мне стекались громадные веса людей, принимавших участие в религиозных церемониях.

Подобно многим древним цивилизациям духовную базу культуры майя составляла религия. В их представлениях мир являлся сложным образованием, наполненным разными священными силами. Известны десятки имен всевышних, каковые в зависимости от их функций смогут быть поделены на группы: всевышние плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т. д.

Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 подземных миров 9 и небес, каждым из них управлял какой-то всевышний. Небо поддерживали четыре божества и у каждого был собственный цвет. Число четыре у майя имело особенное волшебное значение. Возможно, конкретно этим разъясняется существование у майя четырех столиц-городов Копан, Калакмул, Тикаль, Паленке.

Время у майя было как бы материальным и существовало в трех разных измерениях. Для человека всевышние создали время на поверхности почвы. Это был простой годичный календарь с 365 днями. Причём год делился на 18 месяцев, в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней считались майя «несчастливыми». Этот календарь именовался солнечным либо земледельческим. Существовал и второй временной цикл – религиозный (астрологический). Он был связан с деятельностью и жизнью всевышних. Год для того чтобы цикла продолжался 260 дней и был поделён на 20 недель по 13 дней в каждой. Третьим временным циклом было время Главного всевышнего, всевышнего Творца. Все перечисленные выше времена соприкасались между собой в один момент раз в 52 года.

Культура и образование – как социальное явление. Урок 34


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: