Т.К.В.Дешикачар – Сердце йоги
Совершенствование личной практики
www.e-puzzle.ru
The Heart of Yoga
Developing a Personal Practice by Т. К. V. Desikachar
INNER TRADITIONS INTERNATIONAL
Rochester, Vermont
Т. К. В. Дешикачар
СЕРДЦЕ ЙОГИ
Совершенствование личной практики
«СОФИЯ»
Киев Москва Петербург
УДК 294.527 ББК 75.6
Т.К.В. Дешикачар. СЕРДЦЕ ЙОГИ.
Д37 Совершенствование личной практики.
Пер. с англ. — К.: «София»; М.: ИД «София», 2003. — 272 с.
Шри Тирумалаи Кришнамачарья, проживший более 100 лет, был одним из величайших йогов нового времени. Элементы его учения стали известны в мире благодаря деятельности Б. К. С. Айенгара, Паттабхи Джойса и Индры Дэви, каковые в юности обучались у Кришнамачарьи. Его сын Т. К. В. Дешикачар занимался с отцом всю собственную жизнь, и на данный момент он преподает йогу Кришнамачарьи. Способ Дешикачара основан на фундаментальном учении Кришнамачарьи, в соответствии с которому с целью достижения большого исцеляющего результата нужно всегда адаптировать практику йоги к изменяющимся потребностям личности.
В книге «Сердце йоги» Дешикачар предлагает нам квинтэссенцию совокупности собственного отца в сочетании со своим собственным практическим подходом, что он именует «программа для позвоночника на всех уровнях: физическом, ментальном и духовном». Это первый текст по йоге, очерчивающий в соответствии с многовековыми правилами йоги последовательность постепенной разработки целостной практики.
Дешикачар говорит обо всех элементах йоги — главных и компенсирующих позах, осознанном дыхании, философии и медитации — и показывает, как изучающий йогу может разработать замысел занятий, соответствующий собственному общему состоянию организма, возрасту, стилю жизни и роду деятельности.
Кришнамачарья придавал огромнейшее значение «Иога-сутрам» Патанд- жали, каковые полностью вошли в эту книгу в переводе ^Дешикачара и с его комментариями. Настоящее издание содержит кроме этого «Йоганджалисару» — тридцать два стиха Кришнамачарьи, каковые передают сущность его учения и делают «Сердце йоги» вехой в цепи передачи йоги мастеров древности современному миру.
Т. К. В. Дешикачар, инженер-строитель по образованию, жил со своим отцом и обучался у него до конца жизни Кришнамачарьи, другими словами, до 1989 года. Он посвятил собственную жизнь обучению йоге; его ученики — люди самого уровня способностей и разного происхождения. на данный момент он преподает в Мадрасе в школе, основанной в память об его отце, а также в Европе, США, Новой Зеландии и Австралии.
ISBN 5-9550-0127-1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Благословение 7
Предисловие 9
Введение 11
Жизнь и йога Шри Т. Кришнамачарьи 12
Часть I Практика йоги 31
1 Йога: сущность и определение 33
2 Базы практики йоги 37
действие и Восприятие 37
Ответвления авидьи 38
изменения и Постоянство 40
3 Правила практики асан 44
Начать оттуда, где мы находимся 45
Объединить движение и дыхание 46
Полнота дыхания 49
Дыхание — разум тела 50
4 Тщательное планирование практики йоги 53
Компенсирующие позы 54
Организация занятия 55
Примеры компенсирующих поз 59
Дыхание 66
Отдых 68
5 Варианты асан 74
Как варьировать практику асан 75
Изменение сферы внимания 79
Уважать хорошие асаны 80
6 Пранаяма 83
Пранаяма: дыхательные упражнения йоги 84
Виды праны 87
Агни — пламя судьбы : 88
Практические нюансы пранаямы 89
Техники пранаямы 90
Постепенность в практике пранаямы 93
Соотношение элементов дыхательного цикла 95
Концентрация внимания в пранаяме 97
Еще кое-что о пранаяме 99
7 Бандхи 103
Техника бандх 103
Бандхи и асаны 104
Бандхи и пранаяма 106
Часть II Познание йоги 109
8 Что омрачает сердце? но
Ни один поступок не остается без последствий 113
Духкха появляется из авидьи 115
Духкху порождают гуны 116
9 Действия оставляют следы 119
Духкха: удел ищущих 119
Пуруша видит при помощи ума 120
10 Мир существует, дабы его видеть и открывать 124
11 Жизнь в мире 128
Яма и нияма: поведение по отношению к себе и вторым 128
Яма 129
Развитие ямы 131
Нияма 132
Еще кое-что о яме и нияме 133
Нияма 129
12 Мир существует для отечественного освобождения 138
Пратьяхара 138
Дхарана 140
Дхьяна 140
Самадхи 141
Саньяма 142
Кайвалья 142
Еще кое-что о пратьяхаре, дхаране, дхьяне и самадхи 143
13 Свойства ума 152
14 Девять препятствий на пути йоги 156
Препятствия 156
Преодоление препятствий 158
Ишварапранидхана 160
Ишвара и звук «Ом» 158
Еще кое-что об Ишваре 158
15 Многообразие дорог йоги 167
Джняна-йога 167
Бхакти-йога 167
Мантра-йога 168
Раджа-йога 168
Карма-йога 169
Крийя-йога 169
Хатха-йога, кундалини-йога и тантра-йога 169
Еще кое-что о кундалини 172
О
Часть III «Иога-сутры» Патанджали 175
Введение 177
Управление по чтению санскрита 179
1 Самадхипада 180
2 Садханапада 194
3 Вибхутипада 212
4 Кайвальяпада 231
Часть IV Иоганджалисара 244
Приложение 1 253
Приложение 2 256
Глоссарий 261
Благословение
!Эта книга, написанная Т. К. В. Дешикачаром, — бесценный источник информации по практике и теории йоги. Она равняется нужна как ученикам, так и учителям. Шри Дешикачар, что сам есть красивым преподавателем, продолжает йогическую традицию собственного отца Шри Кришнамачарьи, одного из лучших преподавателей йоги собственного времени. Я считаю великой успехом, что Шри Кришнамачарья принял меня в ученицы (особенно в случае, если учесть, что я была не только единственной иностранкой, но и единственной дамой).
Пускай всем будущим поколениям приверженцев йоги эта книга послужит источником и руководством воодушевления.
С благословением, любовью и светом искренне
Индра Дэви
Я посвящаю «Сердце йоги» Дж. Кришнамурти, что научил меня, как быть хорошим учеником йоги.
Я признательна за предоставленную мне возможность написать о таком выдающемся преподаватель йоги, как Шри Дешикачар, и я с огромным наслаждением пишу эти строки, подчеркивающие значение учения Шри Дешикачара.
Дешикачар легко превосходный человек! Он притягивает людей, и быть рядом с ним — огромное наслаждение. Одним из свойственных ему качеств есть необычайная простота. Он ни при каких обстоятельствах не притворяется. Сейчас весьма приятно встретить человека, что так много знает, и наряду с этим столь скромен. Смирение, из которого рождается простота, — полезнейшее уровень качества, и Дешикачар есть одним из тех, в чьей жизни оно показано полностью.
Годы, израсходованные на приобретение в университете инженерной профессии, не стали для Дешикачара помехой. Наоборот, в то время, когда я в один раз задала вопрос, что больше всего помогло ему в работе, которой он на данный момент занимается, он ответил: «Мое техническое образование». По-видимому, учеба в университете содействовала формированию его живого ума, что в будущем дало ему возможность излагать собственный учение светло и совершенно верно. Обращение Дешикачара (как и его жизнь) несложна и естественна. Его слова доходчивы и убедительны. Он подходит к вам легкой походкой, и его восхитительная ухмылка показывает, что его сердце открыто.
в один раз я взяла бесценный презент, в то время, когда он пел для меня и моих друзей. Чистые звуки текли ласково и мощно, повинуясь ритму, что задавал его красивый голос. Чарующая воздух, создаваемая вибрациями этих звуков, наполнила помещение и еще долго оставалась в ней по окончании его ухода.
Дешикачар оказывает помощь нам понять, что в практике йоги весьма громадную роль играется дыхание, из которого рождаются все позы, каждое перемещение. Сбалансированный альянс физического упражнения и дыхания привносит в умы и наши тела порядок и гармонию.
Способ, которым Дешикачар передает это особое (йогическое) знание, также необыкновенен. Он с огромным уважением относится к предмету изучения и к человеку, которому передает собственный знание. Он не подталкивает вас, но весьма мягко ведет к двери, которая в итоге нежданно раскрывается, приглашая войти вовнутрь.
Ванда Скаравелли Флоренция, Италия
Введение
Жизнь и йога Шри Т. Кришнамачарьи
Беседа с Т.К.В. Дешикачаром[1]
Тирумалаи Кришнамачарья появился 18 ноября 1888 года в одной из сёл княжества Майсур[2] в Южной Индии. Его род ведет собственный происхождение от известного южноиндийского святого IX века Натхамуни — автора трактата «Йога- рахасья» и основоположника традиции[3] вишнуитских гуру. Кришнамачарья взял йоги и первые уроки санскрита от собственного отца, а в 12 лет был дан получать образование Брахма- тантра-паракала-матх — одну из известнейших и самые уважаемых брахманских школ в Майсуре. В один момент с изучением ведийских ритуалов и текстов он посещал Майсурский Королевский Колледж. В то время, когда Кришнамачарье исполнилось 18 лет, он отправился в Бенарес, дабы изучать в университете санскрит, грамматику и логику. По возвращении в Майсур он прошел основательную подготовку по философии веданты под управлением Шри Кришны Брахматантры Свами, директора Пара- кала-матха. Затем он снова отправился на север, дабы изучить санкхъю — старую философскую совокупность Индии, лежащую в базе йоги. В 1916 году он отправился в Гималаи и в том месте, у подножия горы Кайласа, встретил собственного учителя Шри Рамамохана Брахмачари — ученого йога, жившего со своей семьей недалеко от озера Манасаровар в Тибете.
Кришнамачарья совершил со своим преподавателем более семи лет. Шри Рамамохан Брахмачари сильно повлиял на предстоящий жизненный путь собственного ученика, поставив перед ним великую задачу распространения послания использования и йоги целительских свойств для помощи больным. В следствии Шри Кришнамачарья отказался от научной карьеры; он возвратился на юг и взялся за изучение классической индийской медицинской совокупности аюрведа и философской совокупности ньяя — ведийской школы логики, известной собственными повышенным вниманием и методами рассуждения к точным средствам познания. В первой половине 20-ых годов двадцатого века Кришнамачарья снова приехал в Майсур, где прогрессивный местный раджа (что стал одним из его самых преданных учеников) предоставил ему возможность открыть школу йоги. Во время с 1933 по 1955 год Кришнамачарья занимался преподаванием йоги и написал собственную первую книгу «Иога-макаранда» («Тайны йоги»).
К этому времени слава об преподаватель распространилась по всей Южной Индии и за ее пределами. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века у Кришнамачарьи показались первые западные ученики, среди которых была Индра Дэви. У известного преподавателя взял первые уроки йоги и Б. К. С. Айенгар, потом женившийся на его свояченице. В 1939 —1940 годах Кришнамачарью посетила несколько французских докторов, хотевших удостовериться, что умелый йог вправду может самостоятельно останавливать работу сердца. Для Шри Кришнамачарьи данный изумлявший людей опыт был достаточно неинтересной демонстрацией. Он дал согласие только по причине того, что вычислял своим долгом добиться признания йоги в скептически настроенных научных кругах.
Скоро внимание Кришнамачарьи сконцентрировалось на лечении способами аюрведы и йоги, и это стало ответственным направлением его деятельности. Его известность все возрастала, и в первой половине 50-ых годов XX века его позвали в Мадрас, дабы
лечить известного политика, страдавшего от сердечных приступов. В следствии, Кришнамачарья с семьей поселился в Мадрасе.
В Мадрас приезжали не только ученики-индийцы, но и европейцы, которых со временем становилось все больше. Среди разыскавших Кришнамачарью одним из первых был Герард Блиц, что потом принес его учение в Европу, и Жан Клейн, преподаватель адвайты.
Во второй половине 70-ых годов XX века Т. К. В. Дешикачар, сын и один из ближайших учеников Кришнамачарьи, основал Кришнамачарья-йогамандир — учреждение, в котором йога употребляется для лечения больных и преподается иностранцам и индийцам. Кришнамачарья учил и воодушевлял окружавших его людей до 1989 года, покинув преподавание лишь за шесть недель до смерти.
Вопрос: Вы одновременно и сын, и ученик Шри Кришнамачарьи, и должно быть, входите в число самых родных к нему людей и понимаете его лучше вторых. Не могли бы Вы поведать нам о Кришнамачарье как об ученом-санскритологе, целителе и йоге?
— Для моего отца изучение санскрита было предопределено первым делом домашней традицией. Он принадлежал к классу людей, предки которых в древности были известными советниками, а также при правителях. Возможно заявить, что они были кем-то наподобие премьер-министров. Но в те времена премьер не был политическим деятелем в отечественном современном понимании. Он был скорее советчиком, растолковывавшим правителю, что отлично, а что не хорошо. Для этого ему, конечно, приходилось изучать древние тексты, написанные на санскрите. Исходя из этого в те времена для человека из той среды, в которой вырос мой папа, знание санскрита являлось нормой. Санскрит был языком этих кругов, как Сейчас британский стал языком технической интеллигенции.
Приобретая классическое образование, человек его круга должен был овладеть санскритом в степени, достаточной для изучения и чтения хороших текстов, обрисовывающих разные разделы Вед. Йога — лишь один из этих разделов, но именно она вызывала у моего отца особенный интерес, потому, что его семья была исторически связана с йогой: одним из предков был известный йог Натхамуни. Интерес к
йоге красной нитью проходит через всю историю отечественной семьи, и мой папа традицию. Его первым преподавателем был его личный папа.
Интерес отца к йоге еще больше углубился, в то время, когда он начал обучаться у великих мастеров Северной Индии и в то время, когда он отыскал собственного личного гуру — Рамамохана Брахмачари, жившего в Гималаях, недалеко от озера Манасаровар. Кришнамачарья прожил с ним^почти 8 лет. Рамамохан Брахмачари разъяснил ему «Иога-сутры» и научил помогать при помощи йоги больным. Очень многое из того, что воспринимается как неповторимые успехи моего отца, было получено им от собственного учителя.
Для носителя домашней традиции, аналогичной отечественной, было бы конечно стать большим ученым-санскритологом, знатоком ведийской религии и литературы. Но преподаватель сообщил: «Ты обязан распространять послание йоги», — и Кришнамачарья решил стать преподавателем йоги. Он отказался от бессчётных предложений занять профессорскую кафедру по санскриту, логике, другим дисциплинам и веданте. Мой папа абсолютно погружался во все, чему его учили, и в итоге стал гуру. Это было непросто, ему было нужно пережить тяжелую внутреннюю борьбу, но он одержал победу.
Еще важно, что через интерес к религии, в особенности к собственной домашней вишнуитской традиции, Кришнамачарья вышел на учения великих йогов Южной Индии. Этих людей именуют алъварами, что свидетельствует «те, кто пришли править нами». Альвары направляют мысли вторых людей и считаются воплощениями Всевышнего. Могуществом они владели с самого младенчества. Не все из них принадлежали к брахманским семьям; кое-какие появились в семьях несложных крестьян. Они пришли в мир, уже имея сверхъестественные свойства. Шри Кришнамачарья изучил работы этих мастеров, написанные на отечественном родном тамильском языке, и раскрыл южноиндийское познание смысла йоги. Так, он объединил великое учение Севера, полученное от его учителя в Гималаях, и великое учение Юга, пришедшее от тамильских мастеров-альваров.
В: Непременно ли было в то время для человека, желающего следовать по такому пути, как Ваш папа, отправляться в Гималаи и жить в том месте вместе с преподавателем?
— Нет. Это было личное ответ Кришнамачарьи. Он решил определить все о ведийских даршанах (школах индийской мысли) по причине того, что его учителя не принимали некоторых из его взоров. Еще посещая лекции по санкхье и мимансе в Майсуре, он дал клятву, что отправится в лучшие университеты Индии и определит все, что возможно определить о разных школах индийской философии. В то время лучшим местом для аналогичных изучений был Каши (сейчас данный город именуют Варанаси либо очень плохо), и папа отправился в том направлении. Ему посчастливилось быть допущенным к обучению, в силу того, что учителя в Каши признали его выдающиеся свойства. Конкретно в Бенаресе Кришнамачарья встретил учителя по имени Ганганатх, что дал совет ему отправиться к великому йогу на Север. Так Кришнамачарья попал в Тибет. Это не было необходимым требованием, скорее напротив — случилось что-то неординарное.
В: Поведайте нам о Кришна- мачарье как о целителе.
— Для большинства людей йога имеется чисто духовная дисциплина, но
разумеется, что мой папа понимал ее более обширно. В одной из его биографий описывается, как он беспокоился о больных людях еще в годы ученичества. Папа и сам говорил, как в один раз его попросили посетить британского губернатора, больного диабетом. Папа помог ему, а после этого возвратился на Север, к горе Кайласа, дабы продолжить учебу.
Истоки его целительских свойств вероятнее кроются в той среде, в которой он вырос. Первые советы по лечению других болезней и диабета он, возможно, получил от отца. В «Иога-рахасье» также возможно отыскать довольно много высказываний об применении йоги для лечения заболеваний. Заболевание есть препятствием на пути к духовному просветлению, исходя из этого с ней необходимо что-то делать. В йоге используется довольно много разных способов лечения: время от времени нужна мантра, в других случаях нужно поменять диету; иногда употребляются асаны, а некоторым людям оказывает помощь пранаяма. Быть может, Кришнамачарья слышал обо всем этом с детства и желал определить больше. Он светло осознавал, что чтобы отлично разобраться в медицине, нужно изучить аюрведу. Исходя из этого он отправился в Бенгалию, где жил узнаваемый преподаватель Кришна Кумар, и поселился с ним, дабы обучаться аюрведе. Познав учение Натхамуни об улучшении здоровья посредством йоги, мой папа практически собственными пальцами начал чувствовать сущность аюрведы. Он обучился приобретать наиболее значимую данные о состоянии человека, исходя из его пульса. Это знание папа получил от мастеров и из древних текстов. Кто бы ни приходил к нему, он постоянно проверял пульс. Ставить диагноз по пульсу — первое, чему он научил меня. Советы Кришнамачарьи по достижению физического, умственного и духовного здоровья основывались на пульсовой диагностике, йогической системе и аюрведе оздоровления Натхамуни. Исходя из этого не страно, что время от времени он вправду совершал чудеса.
В: В чем уникальность йоги Кришнамачарьи?
— Уникальность йоги моего отца в строго учёте неповторимости и индивидуальном подходе каждой личности. В случае, если мы глубокоуважаем индивидуальность каждого человека, это естественным образом ведет к тому, что мы принимаем за отправной момент нынешнее состояние данного человека. Точка отсчета не в том месте, где необходимо преподавателю, а в том месте, где необходимо ученику. Это требует разнообразия способов. Нет единого подхода, приемлемого для всех. В случае, если взглянуть на современное преподавание йоги, довольно часто создается чувство, словно бы существует одно ответ всех неприятностей и одно лекарство от всех заболеваний. Но йога оказывает действие в первую очередь на ум, а ум у всех различный. Помимо этого, у всех.людей различные условия судьбы, различная культурная среда. Папа постоянно выбирал то, что вычислял нужным и нужным в данном конкретном случае: время от времени асаны, время от времени молитвы, а иногда он кроме того рекомендовал прекратить ту либо иную йогическую практику, и это оказывало исцеляющее воздействие. Я могу поведать довольно много историй, демонстрирующих необходимость личного подхода в йоге. Это не свидетельствует, что я могу преподавать лишь частные уроки, но я обязан создавать на уроках такую воздух, дабы любой ученик имел возможность отыскать собственный личный путь к йоге. Я обязан осознавать, что сейчас любой из моих учеников уже не тот, что день назад, и уж совсем не тот, что семь дней назад, — кроме того если он задает похожие вопросы. Это самая серьёзная мысль, переданная мне отцом, и данный принцип в корне отличается от того, как на данный момент учат в большинстве мест.
Сущность учения моего отца содержится в следующем: не человек обязан перекраивать себя под йогу, а йогические практики должны подбираться так, дабы они доходили человеку. Я кроме того готов сказать, что именно это отличает отношение моего отца к обучению от везде распространенного на данный момент подхода, предполагающего наличие определенной отлично организованной структуры, в которую вы должны вписаться. В йоге Кришнамачарьи нет организации, и любой человек обязан отыскать собственную структуру.
Это подразумевает, что прогресс на пути йоги у различных людей выражается по- различному. Мы не должны сдерживать данный прогресс, ставя перед ним определенную задачу. Помощь, которую йога оказывает личности, основана не столько на информации, сколько на трансформации. Это две совсем различные вещи. К примеру, информация — это то, что содержится в книге, а изменение — это то, что происходит, в то время, когда я растолковываю каждую тему из данной книги лично, учитывая особенности каждого человека. Папа обнаружил особенный подход к каждому ученику, и я нигде больше не встречал для того чтобы многообразия способов обучения. Кто и кого обязан учить? В то время, когда? Чему? Это серьёзные вопросы, каковые должны задаваться в начале практики. Но в базе всего лежит самый главный вопрос: как возможно применять энергию дыхания? Тут мы сталкиваемся с неповторимым явлением. Ни в одной второй школе дыханию не придается для того чтобы громадного значения, как у нас. Отечественная работа доказала, что дыхание — это, в случае, если возможно так выразиться, чудодейственное лекарство.
В: Наровне с дыхательными практиками, Вы, как и ваш папа, используете разные звуки и мантры. Мантра — атрибут индийской традиции. Можем ли мы, западные люди, применять данный нюанс йоги Кришнамачарьи?
— направляться верно осознавать слово мантра. Это не индуистский знак, а что-то значительно более универсальное — что-то, разрешающее людской сознанию увеличиться на более большой замысел. Звук владеет огромной силой, и голос оказывает потрясающее действие. Достаточно отыскать в памяти об ораторах, покоряющих аудиторию одной только манерой сказать. Индийская традиция обучилась применять это свойство звука. Мы пользуемся санскритскими словами, но и ваш язык совершенно верно так же складывается из звуков.
Мы, индийцы, используем мантры по причине того, что, благодаря религиозной традиции, для многих они наполнены глубоким смыслом. Но я ни при каких обстоятельствах не стану советовать мантру всем подряд. Мы постоянно можем трудиться в рамках традиции конкретного человека. Универсальная же истина содержится в том, что звук оказывает на нас сильнейшее действие. И это снова и снова подтверждается результатами отечественной работы.
В: Не могли бы Вы что-нибудь поведать о концепции разумного построения йогической практики, концепции виньяса-крама?
— В первую очередь, я обязан задать вопрос: что означает «разумное»? Вы, возможно, понимаете, что стойка на голове содействует приливу крови к мозгу. Допустим, кто-то думает, что у него недостаточное кровоснабжение мозга, совершает вывод, что лучшая асана для него — стойка на голове. Но давайте сперва проанализируем обстановку. Возможно ли заявить, что все мы страдаем от недостаточного кровоснабжения головы лишь по причине того, что ходим головой вверх? Представьте человека, что так одержим данной идеей, что начинает делать стойку на голове ежедневно, с утра пораньше, и это главная, а возможно, кроме того единственная асана, которую он практикует. Опыт, полученный при работе с различными людьми, научил нас, что у таких практикующих в итоге начинаются значительные неприятности с шеей. Это ведет к неестественному напряжению в данной области и ухудшению
кровообращения мускулатуры всего шейного отдела; другими словами они достигают результата, прямо противоположного тому, к которому стремились.
Разумный подход к практике йоги свидетельствует, что прежде, чем приступить к исполнению той либо другой асаны, вы должны светло воображать ее разные нюансы и знать, как направляться готовиться, дабы уменьшить нежелательные эффекты либо избежать их. К примеру, в случае, если речь заходит о стойке на голове, вы должны задать вопрос себя: готова ли к этому моя шея? Могу ли я дышать вольно на протяжении исполнения данной асаны? Достаточно ли сильна моя поясницы, дабы удерживать вес моих ног? Разумно доходить к практике свидетельствует знать все вероятные последствия того, что
вы планируете делать, будь то асана либо пранаяма, и надлежащим образом готовиться к ним. На небо не попасть, подпрыгивая. Разумный подход свидетельствует последовательное, ход за шагом, приближение к цели. Если вы желаете отправиться за границу, первое, что вам нужно, — это паспорт. После этого вам необходимо оформить визы в те страны, каковые вы планируете посетить, и т.д. Дабы совершить такое путешествие, слишком мало одного лишь вашего жажды. Той же модели подчиняется и вся совокупность обучения.
В:Какое место в практике йоги Ваш папа отводил асанам?
— Мой папа ни при каких обстоятельствах не наблюдал на йогу легко как на совокупность физических упражнений. Йога была для него в первую очередь учением о достижении чего-то высшего. Это высшее начало он именовал Всевышним. Другими словами йога означала для него деятельность, ведущую к Всевышнему, и целью было воссоединение с Всевышним. Чтобы направляться этим методом, требуется многое: сильная воля, способность и вера всегда трудиться. Заболевание мешает продвигаться по этому пути, поскольку отвлекает внимание: вместо того, дабы посвятить все собственные мысли Всевышнему, человек начинает думать лишь о собственных телесных страданиях. Те этапы практики, на которых осуществляется работа с физическим телом, — это не другой путь, а ступени, снабжающие возможность пройти целый путь до конца. На этом пути тело не ставят во главу угла, но им и не пренебрегают. Для одного человека йога вероятно значит восстановление здоровья посредством асан. Второму она может оказать помощь готовиться к смертной казни, и тут уже, само собой разумеется, необходимы не асаны, а другие способы, разрешающие достигнуть душевного умиротворения, очиститься от осуждения и чувства вины. В этом случае я, возможно, буду учить человека молитве. Ребенку занимательны и нужны физические нагрузки, но для чего учить восьмилетнего ребенка находиться на голове либо сидеть в позе лотоса?
Йога — это практика, нацеленная первым делом на то, дабы сделать человека умнее, расширить его свойство попадать в сущность вещей. В случае, если этому оказывают помощь асаны — замечательно! В случае, если нет, нужно подбирать другие средства. Целью постоянно является бхакти, либо, как сказал мой папа, приближение к высшей мудрости, другими словами к Всевышнему.
В: В ходе обучения Шри Кришнамачарья постоянно ссылался на древние тексты. Чуть ли он хоть раз растолковал что-то без применения цитат из писаний древних мудрецов. Возможно ли заявить, что какая-то книга занимала в его учении центральное место?
— Серьёзнее всего для моего отца всегда были «Иога-сутры» Патанджали. Само собой разумеется, другие тексты также нужны, но «Иога- сутры», без сомнений, имели для него главное значение.
Еще один очень важный текст —
«Иога-рахасья» Натхамуни. Данный текст содержит множество практических советов
и уделяет значительное внимание вопросам адаптации йоги к индивидууму. В том месте дается, например, довольно много подробной информации о дыхании на протяжении исполнения асан. В «Иога-рахасье» имеется много сведений, которых нет в «Йога-сутрах». Помимо этого, Натхамуни уделяет огромное внимание бхакти — преданности Всевышнему. Еще одна великая книга по йоге — Бхагавад-гита. Она акцентирует внимание на том, что путь к высшей силе не дает нам права пренебрегать собственными мирскими обязанностями либо отказываться от них. И в этом уникальность Бхагавад-гиты. Она учит, что духовный поиск не должен уводить нас от настоящей судьбы. Бхагавад-гита имеет огромное значение для каждого, кто признает авторитет Вед. Она понятным языком растолковывает многие вещи, о которых говорится в Упанишадах, и (что достаточно нежданно) содержит полезные советы по таким вопросам, как питание и дыхательные техники. В аналогичных подробностях Бхагавад-гита правильнее и намного понятнее, чем «Иога-сутры». Довольно много нужной информации содержит кроме этого «Хатхайога-прадипика». Но однако главным текстом все же остаются «Иога-сутры» Патанджали. Чтобы выяснить «Иога- сутры», их изучению необходимо посвятить всю жизнь. какое количество бы вы их ни перечитывали, вы любой раз находите что-то новое. Я восемь раз разбирал этот текст с моим отцом и пологаю, что он изучал его всю жизнь. Любой раз, в то время, когда мы совместно просматривали «Иога-сутры», он сказал что-то новое. Его последний комментарий, написанный в 1984—1986 годах, содержит мысли, каковые он ни при каких обстоятельствах не высказывал прежде. В первой половине 60-ых годов XX века я вместе с ним изучал текст о набхичакре*, но страно, сколько новой информации о людской теле находилось в его более позднем комментарии к тому же самому тексту!
О чем бы ни говорилось в «Йога-сутрах» — о теле^о дыхании либо об уме, — это в любой момент откровение. Если не считать труда Натхамуни «Йога-рахасья», что приводит больше подробностей совершает упор на теме бхакти, базой учения Кришнамачарьи можно считать «Иога-сутры».
В: У Кришнамачарьи была семья и шестеро детей. Что вы имеете возможность сообщить о его супружеской жизни?
— Мой папа был весьма заботливым человеком. Он желал, дабы все мы занимались йогой и знали все, что знал он. Наряду с этим он обнаружил время заботиться о отечественных потребностях. Я не забываю, как он водил нас в кино, в то время, когда мне было восемь лет. Но мы, дети, были все же значительно ближе к матери. В то время, когда нам что-то было необходимо, мы в большинстве случаев обращались к ней.