Игры на развитие слоговой структуры слова

1) Игра «Переставь слоги либо звуки»

Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы либо слоги в одном слове для образования другого, увеличить словарный запас.

Описание. 1 вариант. Взрослый именует ребенку слова и предлагает поменять в них местами буквы либо слоги, а после этого повторить новое слово.

По мере тренировки возможно играться с детской группой, в то время, когда слово с переставленными звуками либо слогами загадывают водящему, а он обязан его отгадать: лок — кол, мод — дом, зако — коза, бары -рыба.

2 вариант. Взрослый показывает сперва на несложных примерах, что кое-какие слова смогут преобразовываться в другие, в случае, если переставить в них буквы (рос — сон, тело — лето, луг — шум, лес — сел) либо слоги (ложа — жало, лыко — колы, насос — сосна). Понемногу по мере тренировки слова возможно усложнить и расширить в них количество букв.

Банка — кабан.Мышка — камыш.Волос — слово.Баян — баня.Марка — рамка.Капал — палка.Насос — сосна.

Колос — сокол.Вобла — обвал.Вилка — валнк.Майка — кайма.

2) Игра «Прохлопай слово»

Задача: закрепить у детей умение дробить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги посредством хлопков.

Описание. Взрослый произносит слово, а ребенок Обязан отхлопать любой слог. По окончании отхлопывания ребенок обязан сообщить, сколько слогов он насчитал.

В данной игре детям возможно предлагать слова со стечением согласных звуков, наряду с этим нужно растолковать ребенку, что при стечении согласных деление слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первоначальный, а второй — во второй слог. К примеру, кош-ка, от-крыть, мед-ведь и т. д.

3) Игра «Придумай слово с определенным числом слогов»

Задача: тренировать детей в составлении слов с определенным числом слогов.

Описание. Взрослый отхлопывает либо отстукивает определенное количество слогов, а ребенок обязан придумать подходящие к ним слова по картинам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки возможно предлагать детям самим придумывать слова без применения картин либо выбрать водящим кого-нибудь из детей.

4) Игра «Назови заданный слог в слове»

Задача: научить детей выделять и именовать определенный слог в слове.

Описание. Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и требует ребенка назвать в нем первый, после этого второй слог, к примеру, ра-ма, во-да; потом ему предлагается следующее слово и т. д.

По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными либо закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, к примеру, мед-ведь.

5) Игра «Напротив»

Задача: тренировать детей в преобразовании слогов методом замены жёсткого звука в слоге на мягкий либо, напротив, мягкого на жёсткий.

Оборудование: последовательности слогов для преобразования.

Описание. Взрослый показывает ребенку, как перевоплотить жёсткий слог в мягкий (либо, напротив, мягкий в жёсткий), в случае, если заменить в нем гласный звук. К примеру, светло синий — пи, мо — мё, бэ — бе, ла — ля, ну — ню, сё — со, ке — кэ, дю — ду, вя — ва.

После этого ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, дабы они содержали звуки, каковые ребенок произносит верно.

6) Игра «Выложи слог, что услышишь»

Задача: развить навыки чтения и фонематического анализа, небольшую моторику детей.

Оборудование: счетные палочки, спички либо фасоль.

Описание. Взрослый четко и медлительно произносит слоги, которые содержат звуки, каковые ребенок может сказать верно, и предлагает ему выложить буквы соответствующие звукам из палочек, спичек либо фасоли.

7) Игра «Повтори за мной слоги, выделяя ударение»

Задача: научить детей повторять за взрослым слоги с заданным ударением.

Описание. Взрослый произносит последовательность слогов, подчеркивая ударение, а ребенок прослушивает и старайся повторить, выполняя размещение ударного слога. На начальной стадии предлагается последовательность из двух, а после этого трех слогов: са’ — са; са – са’; ла’ — ла – ла’; ла – ла — ла’

8) Игра «Отыщи ударный слог в слове»

Задача: научить детей определять на слух ударные слоги в словах.

Описание. Взрослый произносит слово по слогам, подчеркивая ударный слог, а ребенок обязан услышать и повторить его. На начальной стадии предлагаются слова из двух, после этого трех и более слогов.

К примеру, паук — ударный слог -ук; ёжик — ё-; зайчик — зай-; телефон -фон; осень — о-; малина -ли- и т. д.

9) Игра «Распутай слова»

Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять слоги в одном слове для образования другого, увеличить словарный запас.

Оборудование: предметные картины на каждое из слов.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картины и именует слова, в которых переставлены слоги, а ребенок обязан отыскать соответствующую картину и назвать слово верно. К примеру, ба-со-ка — собака, по-са-ги — сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт — самолет, сын-ко-ка — косынка, бё-ре-нок — ребёнок, ра-ба-бан — барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.

10) Игра «Какой новый слог показался в слове?»

Задача: тренировать сообразительность, речевой слух детей.

Описание. Взрослый именует пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом: ребенок обязан выяснить, какой слог показался либо изменился во втором слове.

К примеру: рука — ру-баш-ка; корка — кор-зин-ка; розы — мо-розы; мушка — кор-мушка; ребенок — же-ребенок.

11) Игра «Перевоплоти одно слово в второе»

Задача: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, умение превращать одно слово в второе посредством перестановки звуков либо слогов.

Описание. Игра предназначена для детей, имеющих начальные навыки чтения. Взрослый предлагает ребенку назвать слово по картине и прочесть слово около нее. В то время, когда он увидит, что написано не то, что нарисовано на картине, взрослый показывает, как перевоплотить заданное слово в необходимое: переставить слоги местами, заменить один звук на другой, добавить недостающий звук. К примеру, баран — банан, бетон — батон, кулак — + а (акула), ребенок -+ же- (жеребенок).

Логопед Т.А. Ткаченко. Коррекция нарушений слоговой структуры.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: