Игры со звуками, буквами и словами 11 глава

Поднялось с краю улицы

В долгом сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где автомобили движутся,

Где сошлись пути,

Оказывает помощь улицу людям перейти.

(Светофор)

Три глаза моргают, три глаза мигают.
Улицу нам перейти оказывают помощь.

(Светофор)

ТРАНСПОРТ

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ пассажирский транспорт такси автобус троллейбус трамвай велосипед мотоцикл мотороллер электричка поезд метро эскалатор электропоезд водный транспорт лодка яхта катер каноэ каяк шлюпка катамаран ялик баркас шхуна парусник баржа пароход теплоход танкер корабль паром ледокол бриг подлодка воздушный транспорт дельтаплан аэроплан дирижабль вертолет самолет авиалайнер ракета лайнер особый транспорт «скорая помощь» пожарная машина милицейская машина грузовой транспорт грузовик самосвал автофургон прицеп части автомобили двигатель мотор капот колесо камера шина кабина крыло салон сиденье окно стекло дворники дверь ручка корпус
педаль руль фара бампер кузов багажник бак штанги (троллейбус) дуга (трамвай) борт якорь палуба шнобель корма мостик штурвал рубка кубрик каюта дне камбуз мачта иллюминатор люк трап трюм весло парус винт пропеллер хвост шасси фюзеляж цистерна профессии водитель шофер кондуктор автослесарь инструктор автогонщик заправщик железнодорожник проводник контролер машинист матрос моряк капитан навигатор боцман лоцман кок механик радист рулевой пилот летчик бортрадист начальник стюардесса стюард астронавт парашютист кассир горюче-смазочные материалы керосин бензин солярка масло другие слова путь дорога шоссе автострада автомагистраль стоянка остановка автовокзал гараж парк река озеро море океан причал порт пристань вокзал станция рельсы шпалы перрон зал ожидания платформа небо воздушное пространство космос аэропорт аэропорт космодром метро въезд съезд наезд выезд приезд отъезд рейс вылет полет прилет взлет посадка перевозка отправление прибытие плавание встреча расставание парковка столкновение
пробоина трагедия опасность безопасность осторожность скорость поворот разворот груз багаж назначение управление регулировка заправка ремонт путник пешеход пассажир билет ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ публичный пассажирский легковой наземный подземный дорожный водный подводный океанический морской речной ядерный парусный воздушный реактивный сверхзвуковой космический ЖД почтово-грузовой грузовой научный муниципальный автобусный трамвайный троллебусный смазочный железный гужевой быстрый удобный быстроходный страшный храбрый ловкий отважный зоркий внимательный ГЛАГОЛ ехать спешить плыть грести руководить водить лететь входить садиться испытывать крутить ремонтировать подниматься спускаться перевозить пришвартоваться поднять войти опустить пристегнуться приземлиться причалить остановить заправить залить ПРИЧАСТИЕ уезжающий приезжающий подъезжающий взлетающий летящий прибывший плывущий причаливший уплывший вошедший отправляющий опоздавший НАРЕЧИЕ скоро негромко не так долго осталось ждать медлительно в том направлении ко мне в том месте тут поодаль вблизи вдалеке на большом растоянии близко мимо навстречу зорко смело

Психогимнастика

¦ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Изобразите внимательного вежливых пасса и шофёра-
жиров; пилота капитана и ответственного корабля воз-
душного судна; действия водителя автобуса, велосипеди-
ста и мотоциклиста; храбрых и трудолюбивых моряков.
Моряки бросают якорь, вытягивают сети с рыбой, под-
нимают паруса, тянут канат, спускают на воду шлюпку
и гребут к берегу.

¦ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Изобразите автобус, переполненный людьми; корабль,
попавший в шторм; сломанную машину; летящий само-
лет. (Имитация езды на велосипеде, мотоцикле, самока-
те, машине и автобусе.)

«Предугадайте, что я делаю». Один ребенок показывает ка-
кое-либо воздействие, к примеру «заливает» в бак бензин, «при-
кручивает» колесо, «заводит» машину, «крутит руль» и т.
д., а другие — угадывают, а после этого повторяют его действия.

Исполнение перемещений в соответствии со смыслом тек-
ста стихотворения.

К нам бегут автобусы
С хорошими глазами
И двери перед нами
Распахивают сами.
А мы

Уже с работы,
А мы

Уже устали…
Хорошие автобусы,
Как они определили?..
Троллейбус приглашает:
«Ш-ш-шу,
прошшу ко мне,

Ко мне прошшушшу!»
И подошли трамваи
С хорошими глазами,
И завели трамваи
Хорошими голосами:
«Блям, блям,
К нам! К нам!»
Прошу вас, входите
И размешайтесь.
Лишь не кричите!
Лишь не толкайтесь!

Э. Мошковская

Развитие небольшой моторики.
Координация речи с перемещением

Делайте движения и действия руками и пальчиками в со-
ответствии со смыслом текстов стихотворений.

Произносим слова и поочередно загибаем пальчики.

Садись-ка, пальчик, в вертолет,
С тобой отправимся в полет.
Сядем с этим мы в такси,
Он рад к себе нас отвезти.
С тобой отправимся мы в трамвае,
Тихо песни напевая.
С этим пальчиком в ракете
Полетим к второй планете.
Ну а с этим малышком
В зоопарк отправимся пешком.

Е. Еголаева

Правая рука изображает самолет: громадной мизинец и
палец оттопырены — это крылья.

САМОЛЕТ

Летит самолет высоко-высоко!
Ему на посадку зайти непросто,
Летчик за кругом делает круг…
Ему товарищ и самолёт, и приятель.
На взлетную полосу сел самолет,
Вперед побежал — и закончен полет.
Двери открылись, под трапом почва,
И пассажиров встречают приятели.

Перевод с германского О. Асписовой

Формирование
лексико-грамматического строя речи

¦ синонимы

Запомните родные по значению слова — «слова-друзья».

перевозка — перевоз, переезд, переправа, транспортировка

багаж — упакованные вещи

передвигаться — переезжать, перемещаться в второе
место

¦ АНТОНИМЫ

Назовите слова, противоположные по значению,— «слова-
неприятели».

прилет — вылет
приезд — отъезд
отправление — прибытие
перемещение — остановка
грузовой — легковой
персональный — публичный
наземный — подземный
уезжать — приезжать

взлетать — садиться
отплыть — приплыть
подъехать — отъехать
заходить — выходить
нагружать — разгружать
тут — в том месте
в том направлении — ко мне

¦ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

Ответьте на вопросы.

Какие конкретно бывают автомобили? (Автомобили бывают разнообразные: швей-
ные, стиральные, электрические. Автомобилями именуют
транспортного средства, на них возможно перемещаться из
одного места в второе.)

Понимаете ли вы, что свидетельствует слово парк? (Парк — место
ремонта и стоянки различных автомобилей: троллейбусов, автобу-
сов, машин. Парком именуют громадной сад либо
рощу с аллеями, где отдыхают люди.)

Что свидетельствует слово остановка? (Остановка автобуса,
автомобили, сердца; паузу.)

О чем и о ком возможно сообщить спешит! (Спешит поезд,
самолет, машина; мальчик, лыжник с горки.)

¦ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите «слова-родственники». Какая неспециализированная
часть имеется в родственных словах?

езда, наездник, ездовой, проезжий, ездить
почва, подземелье, подземка, земной, наземный, под-
земный

дорога, дорожный, распутье, придорожный, желез-
нодорожный

воздушное пространство, воздушный, безвоздушное

вода, водник, подводник, водяной, водный, подводный

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

¦ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ и СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

Сообщите нежно.

самолет — самолетик
машина — машинка
корабль — кораблик

лодка — лодочка
катер — катерок
колесо — колесико

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

стремительный — стремительнее — самый стремительный
медленный — медленнее — самый медленный
удобный — удобнее — самый комфор-
табельный

храбрый — храбрее — самый храбрый

Ответьте на вопросы.

О каком виде транспорта возможно сообщить самый быст-
рый?

На чем стремительнее попадешь в необходимое место — на вело-
сипеде либо мотоцикле?

Что быстроходнее — парусная лодка либо катер?
Что движется медленнее — поезд либо трамвай?

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Составьте новое слово из двух.

лед колет — ледокол
сам катит — самокат
сам летает — самолет

бензин возит — бензовоз

везде ходит — вездеход

на земле — наземный

под почвой — подземный

железная дорога — ЖД

скоро ходит — быстроходный

легкие крылья — легкокрылый

бензин, колонка — бензоколонка

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

¦ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один — довольно много».

один автобус — автобусы — довольно много автобусов
один трамвай — трамваи — довольно много трамваев
один корабль — суда — довольно много судов
одна машина — автомобили — довольно много автомобилей
одна яхта — яхты — довольно много яхт

одна электричка — электрички — довольно много электричек
одно колесо — колеса — довольно много колес

Дополните предложения.

Серебристый (самолет) летит по небу.
Удобный (теплоход) плывет по океану.
Школьный (автобус) везет детей в цирк.
Грузовой (автомобиль) перевозит мебель.

Ответьте на вопросы.

Без чего не бывает самолет? (Без крыльев, шасси, ка-
бины и т. д.)

Без каких частей не отправится автобус? (Без колес, мото-
ра и др.)

¦ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки со словом самолет.

Лет-лет-лет, готов к взлету (самолет).
Лета-лета-лета, на большом растоянии до (самолета).
Лету-лету-лету, подвезли нас к (самолету).
Лет-лет-лет, зайдем по трапу в (самолет).
Летом-летом-летом, внизу почва под (самолетом).
Лете-лете-лете, летать нестрашно в (самолете).

Сочините чистоговорки со словами трамвай, велосипед, па-
роход, полет, гараж, вокзал. Сообщите, чем руководят люди этих
профессий.

Машинист — поездом, водитель — грузовиком, маши-
ной; вагоновожатый— трамваем, шофер — троллей-
бусом, автобусом; капитан — кораблем, летчик — само-
летом, астронавт — ракетой, космическим кораблем;
таксист — такси.

Скажите коротенькие слова — предлоги.

… улицам города ходят автобусы, троллейбусы, автомобили
и трамваи. Пассажиры садятся … автобус на остановке.
троллейбусы и Трамваи не смогут ездить … электрическо-
го тока. Не переходи улицу … стоящим автобусом. Будь
примерным пешеходом, переходи улицу … подземный
переход! Машина может неожиданно выехать … угла дома.
Не подходите близко … проезжей части! … колес маши-
ны вылетают брызги. (По, в, без, перед, через, из-за, к,
из-под.)

¦ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О каких предметах, относящихся к транспорту, мож-
но сообщить мой, твой, отечественный? (Автобус, троллейбус, само-
лет.)

О каких предметах, относящихся к водному транспор-
ту, возможно сообщить моя, твоя, отечественная? (Лодка, шлюпка,
баржа.)

Подберите слова, относящиеся к транспорту, о кото-
рых возможно сообщить мое, твое, отечественное. (Метро, каноэ, сиде-
нье, колесо, такси.)

О чем возможно сообщить мои, твои, отечественные? (Автомобили, лод-
ки, катера.)

¦ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
Причастиями и ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

Сосчитайте, сколько колес у автомобили. какое количество окон в авто-
бусе? какое количество дверей в трамвае? Исключите лишнее слово.

быстрый (самолет, поезд, велосипед)
морской (транспорт, порт, причал, авиалайнер)
грузовая (машина, баржа, ракета, станция)
быстроходное (такси, судно, шоссе)

Сообщите по-второму.

Самолет взлетает. (Взлетающий самолет.)
Лодка плывет. (Плывущая лодка.)
Машина подъезжает. (Подъезжающая машина.)
Пассажир поднимается по трапу. (Поднимающийся по
трапу пассажир.)

Имя прилагательное

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ и РОДАМ

Подберите слову несколько.

автомобиль (новый, ветхий, небольшой, эргономичный, слу-
жебный)

поезд (пассажирский, товарный, быстрый, долгий, зе-
леный)

машина (легковая, грузовая, новая, пожарная, сани-
тарная, попутная)

Глагол

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
ехать едет, -ут ехал будет ехать
плыть плывет, -ут плыл будет плыть
руководить руководит, -ют руководил будет руководить
водить водит, -ят водил будет водить
лететь летит, -ят летел будет лететь

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

Неизвестная форма Прошедшее время Будущее время
взлететь пристегнуться взлетел пристегнулся взлетит, -ят пристегнется, -утся
приземлиться приземлился приземлится, -ятся
причалить причалил причалит, -ят
пришвартоваться пришвартовался пришвартуется, -ются

Ответьте на вопросы.

Что делает самолет? (Летит, поднимается, приземля-
ется, разгоняется, тормозит.)

Что делает машина? (Едет, останавливается, перево-
зит, спешит.)

Что делает шофер автобуса? (Руководит, заводит,
тормозит.)

Что сделал шофер автобуса? (Сел, завел, притормо-
зил, перевез, остановился.)

Что делают лодки? (Плывут, плавают, причаливают,
пришвартовываются.)

Что сделала машина? (Тронулась с места, останови-
лась, сломалась.)

Дополните предложения. Выберите верно слова.

В автобус возможно (зайти, сесть).

На машине возможно (отправиться, прокатиться, путешество- вать).

На вокзале возможно (подождать, встретить, проводить).

¦ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Рассказываете и делайте.

Что я делаю? (Я лечу, еду, плыву.)
Что мы делаем? (Мы летим, едем, плывем.)
Спросите у приятеля. (Ты летишь, едешь, плывешь?)
Сообщите обо мне, что я делаю. (Вы летите, едете, плы-
вете.)

Сообщите, что делает Оля либо Коля. (Он(-а) летит, едет,
плывет.)

Что они делают? (Они летят, едут, плывут.)

¦ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Придумайте пожелания, предложения и советы для пешехо-
дов и пассажиров.

Входите в заднюю дверь автобуса, а выходите — в
переднюю.

Не садитесь на места, предназначенные для инвалидов и
детей!

Уступайте место дамам!

Помните пристегивать ремни безопасности!

Заблаговременно приезжайте на вокзал! Не опаздывайте на
поезд!

Глубокоуважаемые пассажиры, помните оплачивать проезд!

¦ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

Исключите лишнее слово.

Самолет летит (высоко, низко, негромко).

Подлодка плавает (глубоко, скоро, мелко).

Корабль показывается (вдалеке, вдалеке, вблизи).

Игры со звуками, словами и буквами

(Задания выполняются с применением наглядного материала.)

Назовите первый звук в словах самолет, катамаран, баркас, катер, лодка. Как именуются эти звуки? (Согласные жёсткие звуки.)

Какой последний звук слышится в словах электричка, метро, такси? Как именуются звуки а, и, о? (Гласные звуки.)

Предугадайте заглавия автомобилей по первому и последнему звуку. В слове первый звук а, последний — с. Что это? (Автобус.) В слове первый звук т, последний — й. (Трамвай.)

В заглавиях какого именно транспорта имеется звук р? (Трамвай, троллейбус, электровоз, метро, автофургон, корабль, катер, вертолет, парусник.)

Назовите четыре слова — заглавия транспорта, в которых имеется звук л. (Велосипед, мотоцикл, теплоход, лодка.)

Какого именно звука не достаточно в словах …етро (м’), …ина (ш), …вери (д), …абина (к)?

Засуньте пропущенные гласные буквы в слова п…езд, метр…, лед…кол.

Засуньте пропущенные согласные буквы в слова …палы, …ельсы, …ричал, …оздух, …осмос.

Составьте слово из «рассыпанных» звуков: п, т, о, л (плот); и, т, а, с’, к (такси). Выясните количество согласных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки в словах порт, парк. Назовите гласные звуки каждого слова.

Замените одну букву в словах ложка, торт, плот. Какие конкретно новые слова окажутся? (Лодка, порт, флот.)

Какого именно слога не достаточно в словах са..лет (мо), ра…та (ке), ве…сипед (ло), ко…са (ле), мо…цикл (то), до…га (ро)?

Предугадайте слова по перепутанным слогам: биль-то-мо-авто (автомобиль), терка (катер), си-так (такси), ши-ма-на (машина), лей-бус-трол (троллейбус), езд-по (поезд).

«Слово в слове». Отыщите коротенькие слова в следующих словах: самолет (сам, дескать), корабль (кора, раб), троллейбусы (лей, бусы), салон (сало), теплоход (тепло, движение), пароход (пар, движение), электричка (три, лак), поезда (езда), сиденье (сутки).

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с применением наглядного материала.)

¦ Восприятия и РАЗВИТИЕ Ощущения

Игра «Что в мешочке?». Определите на ощупь, какая игрушечная машинка в руке.

Закройте глаза и выясните, к какой части машинки прикоснулись пальчики.

Назовите цвет различных автомобилей. Сгруппируйте машины по цвету. (Красная машина, красный автобус, красный троллейбус и т. д.)

Нарисуйте автомобили и сконструируйте из подробностей конструктора «Лего». Из каких фигур возможно нарисовать либо собрать машину? Составьте автомобили из фигур . Вырежьте из бумаги различные автомобили и наклейте их. Назовите наружные и внутренние части автомобилей, соответствующие фигурам (кругу, прямоугольнику, квадрату).

Назовите самые громадные автомобили, относящиеся к наземному, ЖД, водному, воздушному и грузовому транспорту.

Обыгрывание обстановки «Поездка на машине». Создается игровая обстановка: «строятся» дома, дорога, мост, гараж и т. д. Ребенок комментирует местонахождение автомобили: «Машина выехала из гаража», «Машина едет по дороге», «Машина проезжает по мосту». Применяйте в речи слова выше, ниже, дальше, ближе, в том направлении, ко мне и другие наречия, обозначающие пространственные отношения.

Поставьте троллейбус за такси, расположите автобус между мотоциклом и трамваем, автомобиль между автобусом и троллейбусом, самолет выше вертолета, а самосвал за грузовиком. (Исполнение заданий с игрушечными машинками либо картинами.)

Кто стремительнее доберется до нужного места — велосипедист, мотоциклист либо автолюбитель? На чем стремительнее возможно обогнуть земной шар — на воздушном шаре, вертолете, реактивном самолете либо сверхзвуковом самолете? Какой водный транспорт самый стремительный? какое количество дней потребуется космическому кораблю, дабы долететь до Луны? (Четверо дней.)

Чем была машина прежде? Во что она превратится по окончании времени?

Работа с картинами.

¦ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Игра «Кто внимательный?». Педагог произносит заглавия предметов и различных автомобилей. Дети должны хлопнуть в ладошки, в случае, если услышат заглавия автомобилей.

Игра «Вода, дорога, воздушное пространство». Подобрать соответствующий вид транспорта к заданным словам, к примеру к слову дорога назвать автобус, к слову вода — лодка, к слову воздушное пространство — ракета.

Игра «Едем, плаваем, летаем». Именуются различные виды транспорта, к примеру поезд, мотороллер, самолет, лодка, а дети подбирают одно из слов, обозначающих перемещение.

¦ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Кто знает, пускай продолжает.

Я знаю таковой водный транспорт: лодка, яхта… Воздушный транспорт: самолет, вертолет… Наземный транспорт: автобус, троллейбус…

Назовите одним словом. Определите наименование машины по названным частям.

Шнобель, крылья, хвост, шасси, фюзеляж, иллюминаторы, кабина, сиденья и ремни — это (самолет).

Корпус, штанги, двери, кабина, колеса, мотор — это (троллейбус).

Руль, колеса, спицы, педали, рама, багажник — это (велосипед).

Игра «Телефон». Дети шепотом передают друг другу 4—5 слов — названий автомобилей. (Такси, автобус, самосвал, трамвай, троллейбус.)

Послушайте, запомните и повторите заглавия автомобилей: самосвал, грузовик, такси, автобус, троллейбус. (Для запоминания детям дается 5—6 слов, после этого их количество возрастает до десяти.)

Пары слов. Подберите соответствующую машину.

водитель шофер пилот машинист велосипедист мотоциклист поезд, электричка велосипед автобус, грузовик, самосвал такси мотоцикл самолет

Игра «Кто стремительнее?». Выберите предметы указанной группы из 10—12 картин (к примеру, одному ребенку выбрать водный транспорт, а второму — дорожный).

Игра «Кто внимательный?». Разложите предложенные картины по видам транспорта: водный, воздушный, грузовой, пассажирский и др.

¦ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Назовите одним словом.

Самолет, корабль, автобус, такси, поезд — это (транспорт).

Поиск неспециализированных различий и признаков. Ответьте на вопросы.

Какие конкретно похожие части имеется в самолете и корабле? (Кор-пус, иллюминаторы и мотор.)

Какие конкретно части велосипеда похожи на очки? (Колеса.) Какая часть велосипеда напоминает рога быка? (Руль.) В чем сходство между тарелкой, подсолнухом и иллю-минатором? (Они имеют круглую форму.)

Какой предмет лишний?

Такси, лошадь, автобус, троллейбус. (Лошадь, поскольку она животное, а не машина.)

Лодка, катер, велосипед, теплоход. (Велосипед, поскольку он не есть водным транспортом.)

Трамвай, электропоезд, автобус, поезд. (Автобус, поскольку он ездит по дороге, а все остальные машины — по рельсам.)

Самолет, дирижабль, вертолет, ракета. (Дирижабль, поскольку для его полета не нужно горючее. Дирижабль надувается газом.)

Ответьте на вопросы.

Что не есть частью автобуса? (Колеса, руль, кабина, окна, пропеллер.)

Что неспециализированного между стрекозой, вертолетом, самолётом и ракетой? (Они летают.) Чем они отличаются? (Стрекоза — насекомое, а самолет, вертолёт и ракета — летающие автомобили.)

В чем сходство между парашютом и спасательным кругом? (Смогут спасти жизнь человеку.) гусеницей и Поездом? (Они зеленого цвета, долгие и двигаются.) Трамваем, троллейбусом, электропоездом и электричкой метро? (Для их перемещения нужен электрический ток.) Автобусом, грузовиком, легковым автомобилем и мотоциклом? (Эти автомобили ездят по дороге и имеют резиновые шины.) мотоциклом и Велосипедом? (У них имеется два либо три колеса.) Катером, плотом, парусной лодкой и теплоходом? (Они плавают по воде.)

¦ УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ ПО СИТУАЦИОННЫМ И АССОЦИАТИВНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

Отыщите словам несколько.

вода дорога рельсы небо океан озеро самолет автобус такси поезд трамвай водный велосипед корабль

«Не редкость — не бывает».

Поезд спешит по морю.

Под почвой едет электричка.

Машина руководит водителем.

Лошадь тянет поезд.

Лодка плывет по реке.

в первых рядах электровоза бегут вагоны.

Придумайте собственные предложения.

¦ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Придумайте диалоги между Пассажиром и Автобусом. Дорогой и Самосвалом, Мотоциклом и Велосипедом.

Сочините чистоговорки-небылицы и чистоговорки-«страшилки».

Вай-вай-вай, в небе видел я (трамвай).

Лет-лет-лет, бежит за нами (самолет).

Лет-лет-лет, садись скорее в (вертолет).

Вал-вал-вал, груз везет отечественный (самосвал).

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Транспорт». Составьте мини-диалоги.

Что такое транспорт? Для чего люди изобрели автомобили? Какие конкретно автомобили относятся к транспорту? Какие конкретно существуют виды транспорта? (Наземный, подземный, воздушный, водный.) Где возможно заметить различные виды транспорта?

Какой транспорт относится к наземному транспорту? (К наземному транспорту относится пассажирский, грузовой, ЖД, машины и легковой транспорт особого назначения.) Что относится к подземному транспорту? По какой причине он так именуется? Что относится к воздушному транспорту? Что относится к водному транспорту? Что относится к ЖД транспорту? Без чего не отправятся вагоны поезда? В чем отличие тепловоза от паровоза? Какие конкретно автомобили относятся к грузовому транспорту?

На чем люди ездили, в то время, когда не было автомобилей? Чем отличается транспорт прошлого от современных автомобилей? (Сравнение современного транспорта с транспортом прошлых лет.)

Какой транспорт возможно встретить в городе? Как именуют людей, пользующихся публичным транспортом? Чем похожи автобус, троллейбус и трамвай? Чем они отличаются? Без чего не отправятся трамвай и троллейбус? (Без электрического тока.) Что еще нужно, чтобы ехал трамвай? (Рельсы.)

Какой самый стремительный вид транспорта? (Самолет.) На чем стремительнее возможно добраться в второй город — на самолете либо на машине? Где пассажиры ожидают собственный рейс? (В аэропорту.) Нужна ли вертолету взлетная полоса? Где может приземлиться вертолет? (Он может совершить посадку в горах, на поляне, на льдине, на маленькой площадке в городе.) На какие конкретно расстояния летают самолеты? По какой причине вертолеты не смогут летать на дальние расстояния? Для чего люди летают в космос?

Как именуется прибытия кораблей и место отправления? (Порт, пирс, причал, пристань.) Где производится разгрузка судов? (В доках.)

По какой причине нельзя плавать по океану на весельной лодке либо в каноэ? Что воображает опасность морскому транспорту? (Штормы, ураганы, цунами.)

Как именуется место парковки автобусов? (Автопарк.) Где смогут сесть пассажиры в автобус? (На остановке.)

Откуда отправляются автобусы в второй город? (От автовокзала.)

По какой причине автомобили назвали грузовыми? Какой груз они смогут перевозить? Где возможно заметить самосвалы? По какой причине их так назвали? Для чего необходимы автомобили особого назначения? Возможно ли обойтись без них?

Без чего не отправится машина, не полетит самолет и не поплывет корабль? (Без топлива, двигателя и т. д.) Для чего на шинах делают узоры?

Как именуются профессии людей, трудящихся на транспорте? Кто руководит самолетом? Автобусом? Поездом? Какими должны быть люди этих профессий?

Как возможно назвать одним словом людей, идущих по улице? (Пешеходы.) Кого возможно назвать примерным пешеходом? (Примерный пешеход тот, кто постоянно соблюдает правила уличного перемещения.) Что необходимо сообщить, в случае, если нечаянно задел прохожего? Как обратиться к прохожему, дабы о чем-либо определить? Как определить дорогу в магазин? Как ты поступишь, в случае, если заблудишься в городе?

По какой причине нельзя выходить на проезжую часть, ожидая автобус либо троллейбус? Кто обязан первым зайти в публичный транспорт — бабушка, девочка либо мальчик с папой? Что необходимо сделать, в случае, если в автобус вошел пожилой человек? По какой причине приятели должны уступать место дамам?

Какой самый экологически чистый вид транспорта? (гужевой транспорт и Велосипед.) По какой причине велосипедная езда нужна для здоровья? Где должны ездить дети на велосипедах?

Имеется ли у вас личная машина? Как нужно поступить, в случае, если чужой человек попросит ключи от вашей автомобили? Какой совет ты дашь папе, в случае, если заметишь человека у сломанной автомобили?

Что может произойти, в случае, если в громадном городе остановится целый транспорт? Отлично это либо не хорошо, в то время, когда в городе довольно много транспорта? Что необходимо сделать, дабы автомобили не загрязняли внешнюю среду? Каким вы себе воображаете транспорт будущего?

Игра в слова 3 буквы прикольные интересные конкурсы на день рождения взрослых дома


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: