Игры со звуками, буквами и словами 16 глава

Чтобы нарядней стала
Вся почва около:
Данный перелесок
И заречный луг!»
Бегают парни
По тропе гурьбой.
И цветет подснежник —
Ласковый, светло синий!

Ю. Капотов

ПОДАРКИ ВЕСНЫ

— Что, Весна, ты принесла?
И ответила Весна:

— Принесла я вам, ребятки,
Лейки, грабли и лопатки,
Первые подснежники,
Желтые скворечники.
Принесла я вам грачей,

И скворцов, и зябликов.
И несет любой ручей
Целый флот корабликов.

И еще я принесла
Довольно много света и тепла,
салки и Прыгалки,
Новые считалки.
Все парни удивились:
Как-то сходу показались
Почки клейкие в лесу,
Травка на опушке
И у Маши на носу
Первые веснушки.

Г. Сапгир

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Тает снежок, ожил лужок.
Сутки прибывает.
В то время, когда это не редкость?

(Весной)

Я раскрываю почки в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Перемещения полна. Кличут меня … (весна).

Е. Карганова

В случае, если снег везде тает,
Сутки делается дольше,
В случае, если все зазеленело
И в полях звенит ручей,

В случае, если солнце бросче светит,

В случае, если птицам не до сна,

В случае, если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла … (весна).

ЛЕТО

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ лето июнь июль август солнце небо тепло жара зной погода шторм зонт ливневой дождь гроза молния гром раскат град радуга свежесть зелень цветение цветок запах шелест роса капля туман нива колос урожай гриб сенокос сено вилы грабли стог птицы гнездо птенцы пение рыбалка рыболов ловля удочка блесна спиннинг леска крючок поплавок наживка отдых костер поход пикник жажда палатка море загар купание купальник сарафан шорты сандалии панамка босоножки имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ жаркий знойный погожий солнечный засушливый прекрасный грозовой лучистый лазурный редкий нередкий пыльный летний
грибной небесный ГЛАГОЛ греть греметь грохотать цвести благоухать расти колоситься созревать собирать жать косить сушить сгребать вить высиживать выводить пасти отдыхать купаться загорать плавать нырять рыбачить наслаждаться наслаждаться искупаться намокнуть сходить поймать ПРИЧАСТИЕ обжигающий палящий моросящий плывущий скошенный благоухающий цветущий загоревший отдохнувший собирающий НАРЕЧИЕ летом по-летнему свежо жарко тепло душно сухо прохладно дождливо сыро пыльно легко босиком

Психогимнастика

¦ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Продемонстрируйте, как вы греетесь на солнышке. Выразите со-
блаженства и стояние покоя. Голова легко запрокинута
назад, все тело расслаблено, руки подняты, ладони рас-
крыты.

Вспомните, что вы делаете в летние дни. Изобразите,
как вы купаетесь, играетесь в игры, гуляете в лесу, соби-
раете ягоды.

¦ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.

Каким вы себе воображаете Лето? Лето приносит
тепло и радость всему живому, дарит цветы лугам, пло-
ды деревьям, урожай людям. Представьте, что вы — Ле- то. Продемонстрируйте, как Лето раздает собственные подарки.

Изобразите животных, резвящихся на полянке: миш-
ку, лису, зайку, белку. Изобразите жителей луга: куз-
нечика, стрекозу, лягушку, пчелу, шмеля и др.

Стреко-стреко-стрекоза, изумрудные глаза,

На цветочке посиди и скорее к нам лети.

Ой, беда, беда, беда!

Нас ужалила пчела.

Шмель жужжал, жужжал, жужжал,

Внезапно упал и упал.

Он на спинке лежит, ноженьками шевелит.
Вот зелененький кузнечик, прыгает ловко-ловко.
С опаской прыгай, дорогой, в том месте лягушкина головка.

Изобразите землянику, которая просится к детям в кор-
зинку; колышущуюся рожь; трепещущие на ветру листья.

Выразите мимикой состояние сорванного цветка, ко-
торому весьма больно. Продемонстрируйте, как вам жалко сорван-
ный цветок. Наклонитесь над цветком, налюбуйтесь им.
Мы пришли к цветам «не для того, чтобы рвать либо сре-
зать, а чтобы заметить хорошие их лица и хорошее лицо им
продемонстрировать». (С. Вургун)

Развитие небольшой моторики.
Координация речи с перемещением

Делайте движения и действия пальчиками в соответствии
со смыслом текстов стихотворений.

ГРОЗА

Закапали капли.

(Стучим двумя пальцами каждой руки по столу.)
Идет ливень.

(Стучим четырьмя пальцами.)
Он сильно льет!
(Стучим посильнее.)
Отправился град.

(Косточками пальцев выбиваем дробь.)

Блещет молния.

(Рисуем указательным пальцем в воздухе молнию
и произносим звук ш.)
Гремит гром!

(Барабаним кулаками либо хлопаем в ладоши.)

Все скоро удирают к себе.

(Скоро передвигаем пальчиками по столу.)

Утром ярко засветило солнце.

(Рисуем обеими руками в воздухе круг.)

По О. Асписовой

ПОРОСЯТА

Пять поросят идут купаться к морю,

Пять поросят резвятся на просторе.

Один из них устал,

«Отправлюсь к себе»,— сообщил,

И вот вам итог —

Четыре поросенка идут купаться к морю,

Четыре поросенка резвятся на просторе.

Один из них устал,

«Отправлюсь к себе»,— сообщил,

И вот вам итог… И т. д.

О. Жукова

Формирование
лексико-грамматического строя речи

¦ СИНОНИМЫ

Назовите слова, родные по значению,— «слова-друзья».

жара — зной, жар, пекло

тишина — безмолвие, затишье, тишь

жаркий — тёплый, палящий, знойный, раскаленный

¦ АНТОНИМЫ

Придумайте слова, противоположные по значению,— «сло-
ва-неприятели».

гром — тишина

дождливый — солнечный

погожий — ненастный
жаркий — холодный
облачный — безоблачный
прохладный — знойный

ветреный — негромкий
летний — зимний
ясный — пасмурный
засушливое — дождливое

¦ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

Ответьте на вопросы.

В то время, когда и где вы имеете возможность заметить молнию? (В небе во
время грозы.) обувь и Какую одежду возможно застегнуть на
молнию? (Куртку, сапоги, ботинки.) Что еще именуют
молнией? (Молнией именуют весточку, которую весьма
скоро приобретает тот человек, кому она направлена.)

Как выяснить — холодная либо тёплая вода, мороз-
но на улице либо тепло, высокая либо обычная темпе-
ратура на протяжении заболевания? (Нужно измерить температуру
воздуха, воды, тела.)

¦ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите слова-«родственники». Какая неспециализированная
часть имеется в родственных словах?

колос, колосок, колосочек, колосится
ветер, ветерок, ветрище, ветреный

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Какое новое слово возможно составить из двух? Объясните зна-
чение этих слов.

сено косит — сенокосилка
сено сушит — сеносушилка
сено косят — сенокос
зерно сушит — зерносушилка
гром отводит — громоотвод
различные цветы — многоцветный

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

ясный — яснее — самый ясный

жаркий — жарче — самый жаркий

небольшой — мельче — самый небольшой (небольшой)

редкий — реже — самый редкий (редчайший)

негромкий — тише — самый негромкий (негромкий)

Ответьте на вопросы.

В то время, когда не редкость прохладнее — в солнечную либо пасмур-
ную погоду? В то время, когда бывают самые жаркие дни — летом либо
весной? В то время, когда солнце светит бросче — летом либо в осеннюю пору?

¦ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ Посредством ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

греть — пригреть, согреть, отогреть, подогреть
купаться — выкупаться, искупаться
косить — скосить, выкосить

Игры со звуками, буквами и словами 16 глава

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

¦ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один — довольно много».

один колос — колосья — довольно много колосьев
один цветок — цветы — довольно много цветов

один костер — костры — довольно много костров
одна палатка — палатки — довольно много палаток
одна молния — молнии — довольно много молний

¦ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки со словами роса, жара, ливень, лето.

Са-са-са, ночью выпала (роса).
Ру-ру-ру, съешь мороженое в (жару)!
Дю-дю-дю, радуемся мы (дождю).
Дем-дем-дем, мы намокли под (дождем).
Лете-лете-лете, будем вспоминать о (лете).

Скажите коротенькие слова — предлоги.

Летом отечественная семья отправилась отдыхать … морю. Мы
продолжительно ехали … машине. … дороге остановились у реки.
До тех пор пока отец ставил палатку, мы с сестрой собирали хво-
рост … костра. … костре мама готовила суп. По окончании обеда
отец залил костер водой, дабы не было пожара. Позже
мы сели в машину и продолжили отечественную поездку. … море
была весьма теплая вода. Все мы довольно часто и подолгу плеска-
лись в море. Всем нам понравился отдых … моря! (К, на,
по, для, на, в, у.)

¦ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О каких предметах, относящихся к лету, мы можем
сообщить мой, твой, отечественный? (Зонт, купальник, сарафан.)

О каких предметах, нужных для рыбалки и отдыха,
возможно сообщить моя, твоя, отечественная? (Палатка, удочка, на-
живка, леска.)

Как верно сообщить — поле, лето, сено мое либо мои?
(Мое лето, поле, сено.)

О каких предметах, относящихся к лету, возможно ска-
зать мои, твои, отечественные! (Цветы, травы, луга.)

¦ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫ-
МИ И ПРИЧАСТИЯМИ

Ответьте на вопросы.

О чем возможно сообщить слово летний? (Отдых, сутки,
вечер, ливень.) Летняя? (Пора, ночь, жара, погода, одеж-
да, обувь, трава, пыль, гроза.) Летнее? (Солнце, время,
платье.) Летние? (Месяцы, дни, дожди, каникулы, ботинки.)

Подберите слову несколько.

моросящий скошенный загоревшая цветущая благоухающие отдохнувшие гвоздика девочка ливень луг дети цветы

Имя прилагательное

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ и РОДАМ

Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие конкретно?

лето (какое?) (жаркое, теплое, прохладное, сырое, дож-
дливое, засушливое, сухое, маленькое, долгое, долгож-
данное, северное, прекрасное)

погода (какая?) (жаркая, знойная, теплая, прохладная,
безветренная, ясная, негромкая)

солнце (какое?) (броское, жаркое, горячее, лучистое, зо-
лотое)

облака (какие конкретно?) (кучевые, перистые, дождевые, грозо-
вые, слоистые)

небо (какое?) (прозрачное, ясное, чистое, лазурное, го-
лубое, облачное)

сутки (какой?) (летний, жаркий, знойный, теплый, сол-
нечный, безветренный, погожий, дождливый, броский, яс-
ный, пасмурный)

ливень (какой?) (небольшой, редкий, теплый, летний, гриб-
ной, проливной, продолжительный, затяжной)

ветер (какой?) (теплый, свежий, нежный, легкий)
воздушное пространство (какой?) (тёплый, знойный, раскаленный, пыль-
ный, загрязненный)

Глагол

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
греть греет, -ют грел будет греть
грохотать грохочет, -ут грохотал будет грохотать
цвести цветет, -ут цвел будет цвести
косить косит, -ят косил будет косить
рыбачить рыбачит, -ат рыбачил будет рыбачить

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

Неизвестная форма Прошедшее время Будущее время
загореть загорел загорит, -ят
отдохнуть отдохнул отдохнет, -ут
искупаться искупался искупается, -ются
поймать поймал поймает, -ют
скосить скосил скосит, -ят

Ответьте на вопросы.

Что делает Миша на речке? (Миша ловит рыбу.)
Что делал Миша на речке? (Миша ловил рыбу.)

Что делают рыбаки? (Рыбаки ловят рыбу.)
Что будет делать мама с рыбой? (Мама будет чистить
рыбу.)

Что сделает мама с рыбой? (Мама сварит уху из рыбы.)

Загадайте желание.

Я желаю, дабы лето…

Я желаю, дабы летом…

Я желаю ежедневно плавать…

Цепочка слов. Что сперва, что позже?

складывать, сгребать, сушить, косить

¦ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Рассказываете и делайте.

Что я делаю? (Я загораю, купаюсь, плыву.)
Что мы делаем? (Мы загораем, купаемся, плывем.)
Спросите у приятеля. (Ты загораешь, купаешься, плы-
вешь?)

Сообщите обо мне, что я делаю. (Вы загораете, купае-
тесь, плывете.)

Что он(-а) делает? (Он(-а) загорает, купается, плы-
вет.)

Что они делают? (Они загорают, купаются, плывут.)

¦ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Отечественные просьбы, пожелания, предложения и советы.

Не рвите цветы! Наслаждайтесь цветами! Наслаждайтесь
летней красотой!

Накосите сена корове.

Загорайте с опаской! Не сожгите пояснице!

Не ходите в знойный сутки без головного убора!

Не заплывайте через чур на большом растоянии от берега!

Не ходите без своих родителей на водоем!

Игры со звуками, словами и буквами

(Задания выполняются с применением наглядного материала.)

Назовите первый звук в словах жара, радуга, туман, гроза, молния. Как именуются эти звуки? (Согласные жёсткие звуки.)

Какой последний звук слышится в словах июль, июнь, ливневой дождь, свежесть, зелень? Как именуются эти звуки? (Согласные мягкие звуки.)

Какие конкретно гласные звуки слышатся в середине слов зной, град, гриб, пыль?

Назовите пять слов, относящихся к лету, в которых первый звук р. (Рыбалка, рыболов, раскат, радуга, роса.)

Назовите пять слов, относящихся к лету, в которых имеется звук ж. (Урожай, свежесть, дождик, жара, жажда.)

Назовите семь слов, в которых слышится первый звук к. (Купание, костер, купальник, коса, колос, капля, крючок.)

Какого именно звука не достаточно в словах …епло (т’), …дочка (у), …уман (т), …елень (з’), …адуга (p)?

Засуньте пропущенные гласные буквы в слова л…т… (е, о), р…с… (о, а), и…нь (ю), гр…з… (о, а).

Засуньте пропущенные согласные буквы в слова г…ом (р), теп…о (л), ав…уст (г), рыба…ка (л).

Составьте слова из «рассыпанных» звуков: р, а, ж, а (жара); л’, о, т, э (лето); з, а, р, о, г (гроза). Выясните количество согласных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки в словах гриб, шорты, туман. Назовите гласные звуки каждого слова.

Замените в словах горе, жар, цапля, роса один звук (одну букву). Какое новое слово окажется? (Море, пар, капля, коса.) Добавьте в слово пар звук к, а в слово роза звук г. Какие конкретно новые слова окажутся? (Парк, гроза.)

Какого именно слога не достаточно в словах солн… (це), …вень (ли), …за (гро)?

Предугадайте слова по перепутанным слогам: ло-теп (тепло), тер-ве (ветер), дых-от (отдых).

«Слово в слове». Составьте новые слова из слов: ры балка (рыба, балка, лак, бал), удочка (дочка, чудо), гро за (роза), сенокос (сено, шнобель), зелень (лень), цветение (цвет, тени), жара (жар), роса (оса), дымка (дым).

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с применением наглядного материала.)

¦ Восприятия и РАЗВИТИЕ Ощущения

Поведайте о характерных запахах лета.

Сравните на ощупь природные материалы — песок, глину, камень, торф. Из чего оптимальнее лепить пирожки, строить замки?

Послушайте звуки лета: птичьи голоса, шум листвы, звон дождевых капель и др.

Какими красками либо карандашами возможно нарисовать лето?

Нарисуйте град различного размера, большие и небольшие капельки дождя.

Назовите цветущие растения красных, желтых и светло синий оттенков.

Часть какой фигуры напоминает радуга?

Что не редкость с растением сперва, а что — позже? (Растет, цветет, созревает и плодоносит.)

¦ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Игра «Не редкость — не бывает». Сделайте хлопок в ладоши, в случае, если такое явление отмечается летом.

Гремит гром. Блещет молния. Падает снег. Цветут сады. Растут грибы. Птицы вьют гнезда. Опадают листья. Головастики преобразовываются в лягушек. Медведь впадает в спячку. Белка меняет рыжую шерстку на серую.

Игра «Я — не я».

Я обожаю землянику. Я обожаю жареные грибы. Я обожаю имеется траву. Я обожаю бегать по траве босиком. Я летом бегаю в валенках. Я обожаю купаться в шубе. Я собираю грибы на тротуаре. Я встретился с медведем.

¦ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Цепочка слов. Кто больше назовет слов, каковые подходят к данному слову?

лето (листва, грибы, цветы, плоды, яблоко, земляника и т. д.)

река (пляж, загорать, купаться, нырять, отдых, рыбалка, водный велосипед, яхта и т. д.)

рыбалка (удочка, спиннинг, лодка, берег, рыба, рыбак) сенокос (коса, сено, косарь, луг, копна, корова, коза)

Послушайте, запомните и повторите слова. Какое слово провалилось сквозь землю из последовательности?

Роса, град, зной, свежесть, жара, прохлада. Град, зной, свежесть, жара, прохлада.

Кто стремительнее отыщет картины? Выберите грибы, ягоды и цветы из последовательности вторых картин.

¦ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

ПОИСК НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ РАЗЛИЧИЙ и ПРИЗНАКОВ

Какой неспециализированный показатель у предметов? В чем их различие?

Солнце, лимон, подсолнух и цыплёнок. (Они желтого цвета.)

Молния, солнце и огонь. (Они смогут сжигать все живое.)

¦ УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ ПО СОВОКУПНОСТИ Событий

Установите связь между предметами.

Дерево — листва, платье — девочка. (Девочка наряжается в платье, а дерево — листвой.)

Кузнечик, мяч, заводной зайка, мальчик. (Они прыгают.)

Исключите лишнее слово.

растение (бегает, цветет, растет, плодоносит, созревает) стрекоза (летает, порхает, прыгает, кружится, садится) град (молния, снежинка, радуга) цветы (плоды, листья, пень, дерево)

Игра «Не редкость — не бывает».

На лугу пасется медведь. Косари косят траву. В лесу запели лисы. Проскакал коричневый зайчик. В лесу созрела земляника. Запасливая белочка насушила клюквы. На елке выросли груши. На лугу расцвели грибы.

¦ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Представьте, что в лесу выросла земляника величиной с арбуз. Что будем с ней делать?

Вообразите, что огромная Стрекоза приглашает нас в путешествие. Куда бы вы желали отправиться?

Представьте, что Солнечный лучик кличет вас в гости к Солнцу. Что вы ему ответите?

«Голоса Природы». Придумайте диалоги.

О чем говорят между собой Колокольчик и Земляника?

О чем рассказала Белочка Ежонку в летний сутки? Что имели возможность бы сообщить Птицы Кукушке, выяснив, что она не высиживает собственных Птенцов?

Сочините чистоговорки-«страшилки» и чистоговорки-«сме-шинки».

Ок-ок-ок, ок-ок-ок, прыгнул зайчик в (кузовок). Бы-бы-бы, бы-бы-бы, убежали все (грибы). Су-су-су, су-су-су, зебру видели в (лесу). Ор-ор-ор, ор-ор-ор, на нас напал (мухомор).

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Лето». Составьте мини-диалоги.

По окончании какого именно времени года наступает лето? Назовите летние месяцы. Как выяснить, что наступило лето? Что летом дольше —сутки либо ночь? По какой причине летом ночь меньше дня? В то время, когда не редкость сутки летнего солнцестояния? (22 июня.)

Какая погода не редкость летом? Какая температура окружающей среды не редкость летом? При какой температуре воздуха возможно ходить в легкой одежде? Что такое тень? Какие конкретно облака значительно чаще бывают в летние дни? (Кучевые, перистые, слоистые.) По какой причине утром и ночью не редкость прохладнее, чем днем?

По какой причине запрещено продолжительно пребывать на жаре? (Возможно взять тепловой либо солнечный удар.) Как возможно от этого уберечься? (Необходимо закрывать голову панамкой либо кепкой.) Что может произойти, в случае, если продолжительно пребывать под палящими лучами солнца? (Возможно взять ожог кожи.) Какую помощь необходимо оказать пострадавшему от солнечного ожога? (Необходимо увести его в прохладное помещение либо в тень, покрасневшие участки кожи смазать кислым молоком либо простоквашей. Возможно положить на обожженный участок мокрое полотенце, намоченное в прохладной воде.)

Какие конкретно природные явления возможно замечать летом? Как возможно додуматься о приближении грозы? Что не редкость на протяжении грозы? Что страшнее — молния либо гром? По какой причине нельзя прятаться в грозу под высокими деревьями и пребывать рядом с железными предметами? Что может послужить обстоятельством пожара в грозу — гром либо молния? Что такое град? Для чего он воображает громадную опасность? Какой ливень именуют ливневым дождем? Что возможно замечать в небе по окончании грозы и дождя? Возможно ли посидеть на радуге? По какой причине запрещено по ней пробежать? Что собой воображает радуга? (Радуга — это многоцветная дуга, которая появляется на небе пос ле дождя. Она складывается из небольших дождевых капелек, в которых преломляются солнечные лучи.) Из каких цветов состоит радуга? Бывают ли летом бури и ураганы? Какой вред природе и людям они наносят? Что такое туман и роса? (туман и Роса — небольшие водя ные капельки, каковые образуются при охлаждении воздуха. Эти явления бывают по утрам.)

Что делают птицы летом? (Они вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов.) По какой причине люди именуют птиц собственными приятелями? (Птицы защищают огороды и сады от негативных насекомых.) Какие конкретно насекомые досаждают животным и людям летом?

По какой причине листья растений летом зеленые? (Зеленый цвет страницам придает особенное вещество — хлорофилл. Хлорофилл образуется лишь в яркое время дня. Ночью он разрушается, а с наступлением дня восстанавливается.) Что летом происходит с растениями? (Они цветут, растут и плодоносят.) Что им необходимо для роста? (Свет, тепло и влага.)

Что такое засуха? Какую угрозу для человека и растений она воображает? Как возможно оказать помощь растениям выжить в засушливое лето? Какую работу делают люди в огородах, садах и в поле? Какие конкретно овощи созревают летом? Какие конкретно фрукты вызревают в летние месяцы? Какие конкретно зерновые культуры убирают летом? По какой причине так говорят: «Летний сутки год кормит»?

За что вы любите лето? Где вы предпочитаете отдыхать в летнюю пору? Какие конкретно правила осторожности нужно выполнять, отдыхая на водоемах? По какой причине так говорят: «Не зная броду, не суйся в воду»? Что может произойти с теми, кто пренебрегает правилами осторожности на воде?

Какие конкретно подарки летнего леса человек применяет в пищу? Понимаете ли вы, что не все ягоды и грибы съедобны? Какие конкретно грибы и ядовитые ягоды, растущие в ваших лесах, вы понимаете? Как направляться вести себя в лесу?

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Поведайте,
о чем идет обращение в стихотворениях.

РАДОСТНОЕ ЛЕТО

Лето, лето к нам пришло!

Стало сухо и тепло.

По дорожке прямиком

Ходят ножки босиком!

Кружат пчелы,

Вьются птицы.

А Маринка радуется.

Увидала петуха:

— Вот так чудо! Ха-ха-ха!

Необычный петух:

Сверху перья, снизу — пух!

Увидала поросенка,
Радуется девчонка:
Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,

Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый?
А Барбос, рыжий пес,
Рассмешил ее до слез:
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом!
Умный хвостик вьется,
В зубы не дается.
Пес уныло ковыляет,
В силу того, что он устал.
Хвостик радостно виляет:
«Не дотянулся! Не дотянулся!»
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло,
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком!

В. Берестов

В НОЧНОМ

Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается,

То табун коней в ночное
По лугам мчится.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то веселье и радость,
То-то детям воля!

Я. Суриков

НАСТУПИЛО ЛЕТО
Июнь

В лес июньский посмотри-ка:
Поспевает земляника,
Любая полянка —
Скатерть-самобранка.

Июль

Колокольчики! Ромашки!
Незабудки! Васильки!
Босиком и без рубахи
Ходим мы, плетем венки.

Август

Приходит август с урожаем

Ко всем, но лишь не к лентяям.

Кто проспит, тот возвратится

С безлюдными руками.

А кто рано проснется,

Тот — с боровиками.

Б. Берестов

— Ножки, ножки, где вы были?

— За грибами в лес ходили.

— А вы, ручки, не скучали?

— Мы грибочки собирали.

— А вы, глазки, помогали?

— Мы искали да наблюдали —
Все пенечки осмотрели.—

Вот Ванюшка с грибком,
С подосиновиком!

В. Лебедев-Кумач

ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?

Отчего так много света?
Отчего внезапно так тепло?
Оттого, что это лето
На все лето к нам пришло.
Оттого и ежедневно

Все дольше, что ни сутки,

Ну а ночи,

НочЬ от ночи,

Все меньше и меньше…

И. Мазнин

ЛЕТНЯЯ ПЕСЕНКА

Снова смеется лето
В открытое окно,
И солнышка, и света
Полным, полным-полно!

Снова майки и трусы
Лежат на берегу.
И нежатся лужайки
В ромашковом снегу!

Т. Белозеров

ЛЕТО

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни посмотришь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
броские цветы,

Золотом облиты
Чёрные страницы.
Спит лес: тишина —
Лист не шелестит,
Лишь жаворонок
В воздухе звенит.

И. Суриков

Ливень

Ливень идет,

Ливень идет…

Кроме того дождик устает.

В почву отдохнуть уйдет…

Стало тихо-тихо,
А из дождика растет
Земляника.

О. Вациетис

Ливень

Как из облака из гремучей
Льется ливень косой, колючий!
На крапиву, на малину,
К нам на ягоды в корзину,
Травы, чмокая, жует,
Ни на ход не отстает!
Спешит с нами до калитки!
Он промочит нас до нитки!

Г. Лагздынь

СЕНОКОС

Сенокос, сенокос!
Растревожил стрекоз,
Вьются приятель за втором
Над зеленым лугом.
Сенокос, сенокос!
какое количество грабель,
какое количество кос!

Вся деревня на лугу.
Я всех выше — на стогу!
Сенокос, сенокос!
Для коров, коз и овец
Запасаются корма…
Хорошей будет им зима!

Г. Ладонщиков

ГРИБОК

Мы в лесок отправимся.
Мы грибок отыщем
В шапочке нарядной,
Светло-шоколадной.

Ты не прячь, не прячь, грибок,
Под листок собственный бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин.

О. Высотская

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я (лето).

Е. Карганова

Бежал по тропке луговой —
Кивали маки головой;
Бежал по речке светло синий —
Речка сделалась рябой.

(Ветер)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем — не отыщем.

(Роса)

Над тобою, нужно мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес —
Прохудился и провалился сквозь землю.

(Дождевая туча)

Живут брат и сестра:
Одну каждый видит,
Да не слышит,
Другого каждый слышит,
Да не видит.

(гром и Молния)

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!..
В них ни въехать, ни войти…

(Радуга)

На дворе переполох —
Белый падает горох
Прямо на голову — ох!
Он сбивает с яблонь цвет
И полям приносит вред.

Уроки русского Звуки и буквы


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: