Игры на узнавание звука в слове

Продемонстрируй картину (игрушку, предмет)».

Дети рукой показывают на знак перед ними в соответствии с заданным в слове звуком.

2. «Продемонстрируй фонарик (колокольчик, грибок)».Услышав заданный звук, ребёнок поднимает в руке фигурку.

Изобрази».

Дети отвечают заблаговременно обусловленным звукоподражанием: на К — кукушке, на 3 — комару…; имитацией перемещений: Ж — полёт жука, Щ — шипение змеи, рука «ползёт» по столу.

Назови».

Делая задание, ребёнок произносит слово, начинающееся на заданный звук, к примеру Ш — ход.

Отыщи однообразный звук».

Произносится последовательность слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, шнобель— С.

Остановись».

Малыши идут по кругу, имитируют полёт бабочек, перемещение поезда… Обучающий произносит в ритме и одинаковом темпе, с одной и той же интонацией слова с заданным звуком либо без него, додавая «раз, два». Дети останавливаются лишь тогда на счёт «два», в то время, когда услышат изучаемый звук, в другом случае идут . Допустившие неточность парни встают в финиш последовательности.

Выбери верно».

Среди четырёх-пяти картин ребёнок находит те, в заглавиях которых имеется заданный звук.

Звук в конце (в середине, в начале)».

Отбираются картины с определённой позицией звука в заглавии.

Подели на три».

В зависимости от позиции звука в заглавии картины разделяются на три стопки.

Где звук?»

В ряд поставлены три стульчика, перед каждым стоит ребёнок (начало, конец и середина последовательности), Взрослый именует звук и произносит слова, которые содержат данный звук. На стул садится ребёнок, чьё место сходится с позицией звука в слове.

Кто больше?»

Ребёнок может:

а)подобрать слова с заданным звуком по сюжетной картине;

б)назвать окружающие предметы с тем же звуком;

в)отыскать в памяти заглавия любых предметов либо картин с этим звуком.

Разделение оппозиционных звуков

Для более стремительного различения звуков громадное значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении.

В этом случае используются те же упражнения и игры, что и при узнавании отдельного звука в слове. Так как тут игры проводятся в один момент с двумя звуками, то и все знаки удваиваются. Картины либо игрушки в роли знаков ставятся перед детьми на некоем расстоянии друг от друга (дабы эргономичнее было показывать на них рукой), а фигурки ребёнок держит по одной в каждой руке.

Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки

1. «Где звук?»(пример сравнения звуков С—Ш различными методами).

Ребёнок может:

а) продемонстрировать картины, игрушки либо предметы: сумка, шапка;

б) ответить словами: сад, шуба;

в) применять звукоподражания: ссс-ссс— насос, ш-ш-ш — паровоз;

г) имитировать перемещения без звучно либо в сопровождении звуков (насос, паровоз);

д) назвать действия — крик животного, птицы либо звучание предмета:

свистит (свисток) — С, шипит (шина лопнула) — Ш;

е) применять жесты: рука идёт вниз — С (язык вниз, за нижними зубами); рука вверх — Ш (язык поднимается вверх).

Запомни и повтори».

Ребёнок запоминает пять — семь названий картин с родственными звуками и повторяет их в том же порядке, по окончании того как они закрываются экраном либо переворачиваются.

3. «Отыщи, что нужно».На столе десять и более картин. Ребёнок выбирает из них лишь те, в заглавии которых имеется один из родственных звуков.

Подели на два».

Детям предлагается верно назвать и разложить картины на две стопки в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции.

5. «Подели на два и на три».

Ребёнок обязан разложить все картины на две стопки, после этого каждую из них — ещё на три части в соответствии с позицией изучаемого звука в слове.

6. «Телеграф».Дети запоминают четыре слова с оппозиционными звуками, четверо ребят попеременно именуют их по одному, пятый снова начинает с первого слова. К примеру: душ— тук— дуб— тушь— душ…

7. «Что такое, повтори!»

Повторить слова, различающиеся одним звуком, и растолковать, чем они различаются (по звуковому составу и по смыслу: бочки — почки; в первом слове мы слышим звук Б, а во втором — П; бочки — это посуда, в них возможно солить капусту, а почки распускаются весной на деревьях).

8. «Начни с конца».Ребёнок обязан повторить сперва второе, а после этого первое слово: почки — бочки.

9. «Замени звук».К примеру, предлагается слово сайка. Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит оказавшееся слово: зайка (С—3).

10. «Что раньше?»Обучающий произносит два либо одно слово с парными звуками. Ребёнку предлагается выяснить, какой из них слышится раньше. К примеру: Р—Л, красный лак— Р, километр — Л.

11. «Что позже?»Какой из парных звуков слышится позднее? Том — дом — Д.

12. «Назови по порядку».К примеру: сладкий сахар — Л, Р; рыболов— Р, Л.

Начни с конца».

Ребёнок именует второй, а после этого первый из нужных звуков. К примеру: цок — сок — С, Ц.

14. «Закончи слово»(демонстрируются картины). Ш—Ж: у-ши, лу-жа, лы-жи, ме-шок.

Слушай соседа».

Детям раздают по две картины с парными звуками. Обучающий, начиная игру, произносит слово с одним из них и показывает на ребёнка, что обязан назвать слово с другим звуком, следующий вызванный ребёнок снова меняет звук. Названные картинки переворачиваются обратной стороной. Получается цепочка слов с оппозиционными звуками, к примеру К—Г: лук, нога, кот, гусь, рак, вагон и т. д.

16. «Закончи предложение».Игра проводится с картинами и без них: Для ногтей нужен… лак. В реке живёт… рак.

17. «Кто больше?»Дети, глядя на сюжетную картину, подбирают слова с изучаемыми звуками в любом порядке (возможно попеременно). К примеру, «Зима» (С—Ш): снеговик, шарф, санки, шуба, бросает, варежки, снег, большой…

Отыщи в памяти слово».

Слова с заданными звуками дети придумывают уже без картин.

Так, воспитание дифференцированного произношения и фонематического слуха всех звуков направлено на формирование у детей умения принимать разнообразные тонкости звучания, верно слышать и применять акустически и артикуляционно родные звуки в независимой речи — без этих знаний неосуществима подготовка детей к овладению грамотой.

Игры для автоматизации звуков


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: