Ференц лист (1811—1886)

пианист и Венгерский композитор Ференц Лист появился в маленькой деревушке Деборьян в семье смотрителя графской овчарни Адама Страницы. Уже в раннем детстве он под управлением отца, гениального музыканта-самоучки, скоро овладел мастерством фортепьянной игры. Девяти лет он выступил в публичном концерте, приведя к всеобщему восторгу. Мальчика отвезли в Вену к композитору и пианисту Карлу Черни, чьи этюды известны всем, кто обучался играть на фортепьяно. Черни, пораженный свойствами юного Страницы, с любовью и особенным вниманием занимался с ним. Скоро о мелком пианисте заговорила вся Вена. в один раз он игрался в присутствии Бетховена, и очень способный композитор поцеловал мальчика, как бы предвещая ему великое будущее.

В 1823 г. Адам Лист приехал с сыном в Париж, сохраняя надежду, что тут удастся завершить его образование в известной консерватории. Но юному Странице как чужестранцу было отказано в приеме. Двенадцатилетний мальчик, горько переживавший крушение собственных надежд, дал себе слово — если он станет знаменитым музыкантом, то будет учить безвозмездно всех, кто к нему обратится. И Лист постоянно оставался верен собственной клятве. В последующие годы судьбы в Париже ему было нужно весьма тяжело, в особенности по окончании смерти отца (1827). Лист пытается пополнить собственный скудное образование: так как в юные годы его учили лишь чтению, счёту и письму. Сейчас он овладел несколькими языками, довольно много просматривал, превосходно знал литературу, мастерство, историю. Настойчиво трудясь, он стал одним из образованнейших людей собственного времени. Лист совершенствует и собственный мастерство, с жадностью изучает произведения композиторов-классиков.

В начале 30-х гг. Париж, а после этого и вся Европа были покорены игрой молодого Страницы. С каждым новым выступлением он игрался все лучше и лучше. Его концертные поездки проходили с неслыханным успехом и принесли ему славу первого пианиста мира. Но он не успокаивался на достигнутом и продолжал настойчиво трудиться.

Лист как будто бы не знал трудностей в игре на фортепьяно, шутя справлялся с тем, что для других исполнителей казалось непреодолимым. Выступая новатором в мастерстве игры на фортепьяно, он перевоплотил рояль в мелкий оркестр, обогатив его множеством новых ясных средств.

Лист доказал, что рояль может передать певучесть людской голоса и блеск скрипичных пассажей, мощь валторн, труб и очень многое, очень многое второе. Под его пальцами в первый раз зазвучали в концертном зале фортепьянные переложения тяжёлых оркестровых произведений, таких, к примеру, как симфонии Людвига ван Бетховена.

Игра Страницы поражала не только новизной приёмов и техническим совершенством — она была полна нежности и могучей силы, глубокого раздумья и страсти, она вдохновенно раскрывала содержание великих произведений искусства. Все, кто слышал листовскую фортепьянную игру, отмечали ее поэтичность и несравненную ясность.

В 30-е и 40-е гг. Лист объездил с концертами всю Европу. И не смотря на то, что он написал к тому времени последовательность отличных произведений, для публики Лист оставался в первую очередь пианистом. Тем посильнее были поражены любители музыки, определив в 1847 г., что Лист отказался от концертных поездок и решил посвятить себя композиторской деятельности. Поселился он в германском городе Веймаре, где некогда жили Гёте и Шиллер (см. ст. об этих поэтах).

До конца жизни Лист отдавал все силы композиторской, дирижерской и педагогической работе и практически не выступал как пианист. Приезжавшие из всех государств юные пианисты обнаружили в нем не только учителя и великого музыканта, но и приятеля, честно радовавшегося их удачам.

Превосходные фортепьянные произведения Страницы входят в репертуар каждого музыканта. Среди них узнаваемые «Венгерские рапсодии» — блестящие и увлекательные фантазии на темы народных танцев и песен, и «Испанская рапсодия», ослепительная в собственной виртуозности, захватывающая бурной жизнерадостностью. Только увлекательны бессчётные концертные этюды Страницы, рисующие броские музыкальные картины — то фантастический хоровод гномов, то снежную метель, то шорохи леса. К лучшим созданиям Страницы принадлежат три группы пьес, объединенных заглавием «Годы странствий»: это зарисовки впечатлений от природы и Италии и искусства Швейцарии. Тут имеется картина грозы, бушующей в горах; поэтичное музыкальное воплощение сонетов Петрарки (см. ст. «Франческо Петрарка»); прекрасная, брызжущая радостью сцена народного праздника (тарантелла «Неаполь и Венеция»). Среди более больших произведений выделяются «Пляска смерти» для фортепьяно с оркестром — фантастические вариации на тему средневековой мелодии «Сутки бешенства», фортепьянные концерты и его известная соната. Лист сделал бессчётные переложения для фортепьяно песен Франца Шуберта, органных произведений Иоганна Себастьяна Баха, увертюр, симфоний, сцен из опер Шарля Гуно, Джузеппе Верди, Рихарда Вагнера.

Лист был горячим защитником программной музыки: он считал, что произведение искусства возможно вдохновлено каким-либо броским образом — поэтическим, красивым, историческим и т. п. И потому так картинны, так многокрасочны листовские рапсодии и этюды, потому в его фортепьянном наследии мы находим «Сонату-фантазию «По окончании чтения Данте», «Задумчивость», навеянную статуей Микеланджело, и «Обручение», написанное под впечатлением картины Рафаэля.

Программна и оркестровая музыка Страницы: его симфонии «Фауст» и «Данте», симфонические поэмы, написанные в большинстве случаев на литературные темы, — «Тассо», «Мазепа». Симфонические «Прелюды» Страницы рисуют надежды, страсти, тревоги, мечтания и борьбу человека. Они захватывают мощью листовской фантазии, яркой образностью, блеском оркестрового письма.

В музыке Страницы слышатся последствия песен различных народов, мелодий разных эр, оживают образы литературных и исторических храбрецов. В собственных вдохновенных переложениях он дал произведениям многих композиторов вторую жизнь — новое, необычное истолкование. Все это говорит об огромной культуре исполнителя — и Листа композитора, о его необъятном музыкальном и творческом кругозоре, о неугасимом рвении донести до широких весов слушателей все сокровища хорошей музыки.

Тёплый патриот Венгрии, Лист довольно часто обращался в собственном творчестве к отражению ее природы, характера и жизни народа. Ему в собственности прекрасная обработка любимой песни борцов за национальную независимость «Ракоци-марш», симфоническая поэма «Венгрия», «Смелый марш в венгерском стиле» и написанные для фортепьяно «Венгерские исторические портреты». Всей собственной многообразной деятельностью Лист сыграл неоценимую роль в развитии музыкальной судьбе и искусства родной страны и прославил ее во всем мире. Основанная им в 1875 г. Будапештская музыкальная академия носит сейчас его имя.

Лист был громадным и искренним ценителем русской музыки. Он трижды посетил Россию в 40-х гг. XIX в.

Лист переписывался и виделся с А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи, М. А. Балакиревым, А. Н. Серовым. Восхищенный музыкой М. И. Глинки, он переложил для фортепьяно «Марш Черномора» из оперы «Людмила и Руслан». Страстный поклонник творчества композиторов «Могучей кучки», Лист много сделал для распространения их музыки за пределами России.

В Столичной консерватории на почетном месте висит портрет превосходного венгерского композитора Ференца Страницы, написанный живописцем Репиным (см. ст. «И. Е. Репин»). Музыка его пользуется огромной широкой популярностью и любовью у советского народа.

Ференц Лист (1811–1886) — Венгерская рапсодия No 2: переложение для цимбал и фортепиано


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: