Народная песня

Песня — самый любимый из всех видов народного творчества. значение песни и Вся красота раскрываются в сочетании музыки (мастерства звука) и поэзии (мастерства слова). Любая песня имеет мелодию (напев), в которую положена частичка эмоции, раскрывающегося во всей песне. Мелодия поется на слова, сложенные стихами.

Разнообразные эмоции, каковые люди поверяли песне, выражались в ней по-различному. Чувство эйфории порождало мелодии яркие, ликующие. Выполняли их часто в стремительном перемещении, с пляской. Безнадёжное горе, тоска передавались значительно чаще протяжными, медленными напевами.

В словах песен выражались, само собой разумеется, те же самые эмоции. Исходя из этого не только по мелодии, но и по форме стихов возможно выяснить темперамент песни. К примеру, в случае, если строфа заканчивается припевными словами либо восклицаниями («люли, люди», «люшеньки, люди», «ой, калина, ой, малина» и т. п.) — это точно песня хороводная, плясовая либо свадебная. В этих же песнях в большинстве случаев повторяются целые строки либо их части:

Виноград в саду цветет,
Виноград в саду цветет,
А ягодка, а ягодка поспевает,
А ягодка, а ягодка поспевает.

Так поется в известной величальной свадебной песне, где жениха сравнивают с виноградом, а невесту — с ягодкой.

В песенной мелодии небольшие ее части повторяются в том же порядке, что и слова:

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.

Дальше два раза повторяются слова припева: «Люди, люли стояла», — также на одну музыкальную мелодическую фразу.

Хороводные, плясовые песни пела молодежь но праздникам и в свободное от работы время, в то время, когда желала повеселиться. В хороводе значительно чаще ходили кругом, взявшись за руки, а в середине отдельные участники разыгрывали, воображали в лицах то, о чем пелось в песне.

Песня помогала человеку в его борьбе с природой, в труде. Крестьянские работы в большинстве случаев изображал целый хоровод, своим перемещением напоминая о трудовом ходе. «Заплетися, плетень, заплетися!» — поется в песне, и хороводная цепь заплетается, перевивается. В второй песне — «Я основушку сную» цепочка играющих собственными переходами подражала перемещению нитки в челноке при домашнем тканье холста. Вторая фигура этого хоровода изображала свертывание полотна либо наматывание клубка ниток: цепь закручивалась около одного человека.

повторения и Припевы мы отыщем и в песнях самых древних. Их пели предки славяне, в то время, когда ожидали весну, обрабатывали собственные поля, собирали урожай. Песни эти именуют календарными, либо сезонными, в силу того, что когда-то каждую из них пели в определенное время года. Летом на протяжении жатвы в поле жницы соревновались между собой, кто скорее закончит работу, и в собственных песнях восхваляли усердных, смеялись над ленивыми:

Иваново поле,
Иваново поле
Задремало, стоя!
Жнеи ветхие,
Жнеи ветхие,
Серпы лубяные!

слова песни и Сам напев пропеваются как бы скороговоркой, а припевы тут особые, они похожи на то, как мы аукаемся в лесу: певицы тянут на высокой ноте «гу-у», как бы перекликаясь между собой.

с покон веков люди объединялись, в то время, когда приходилось поднимать либо передвигать громадные тяжести. В большинстве случаев кто-нибудь руководил: «Раз-два, забрали! Раз-два, еще раз». Из таких ритмических возгласов понемногу развились коротенькие припевки, их интонации объединились в более широкие мелодии. Особенно ясно пели бурлаки и грузчики про собственный тяжелый труд:

Матушка Волга
Широка и долга:
Она укачала, она уваляла,
Отечественной силы, силушки не стало!

Песни исторического содержания, и песни лирические не были связаны ни с определенным временем года, ни с праздниками. Их пели по настроению. В большинстве собственном напевы этих песен широкие, сложные, значительно более развитые, чем у песен вторых жанров, потому их именуют в народе протяжными, либо проголосными. Конкретно в этих песнях самый полно отражаются эмоции русского человека, его думы о жизни, воспоминания о великих событиях истории. Среди исторических песен серьёзное место занимают бунтарские песни, сложенные во времена крестьянских Пугачева и восстаний Разина («Ты взойди, солнце красное», «Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка»).

В грустных рекрутских песнях отразилась неприятная будущее воина, уходившего из дому практически на всегда, его скорбь при разлуке с родными, горе жены и матери при расставании с ним. В известной песне «Горы Воробьевские» поется о смерти солдата на чужбине.

Солдатские, матросские и казацкие песни бывали и протяжные, и маршевые, каковые пелись «под ногу». Среди воинов складывались песни о победах русских солдат над неприятелями, прославлявшие подвиги известных Кутузова и полководцев Суворова. В рабочих песнях пели о несправедливостях хозяев: «Я с хозяином расчелся, ничего мне не было нужно».

Из песен лирических особой любовью пользовались «Лучина, моя лучинушка» (о тяжелой женской доле), «Ой да ты, калинушка» (о тоске молодого солдата по родному дому), «Надоели ночи, надоскучили» (о девушке, загрустившей по милому).

Для протяжных песен характерно особенное «распевание» стиха: в нем, не считая восклицаний и повторений (ой, эх, ой-да, ах и др.), часто распеваются по частям слова. К примеру, несложный стих «Вы горы мои, Воробьевские» поется так:

Уж вы горы, вы мои,
Горы Воробье… Воробьевские.

Вслушайтесь в напев, и вы заметите, что каждый перерыв и каждое повторение слова высказывает настроение поющего, эмоции, положенные в песню, сочетается с мелодией. Сообщение мелодии протяжных песен со словами весьма сложна. Кое-какие слоги поются не на один-два звука, как в большинстве случаев, а на целые развитые попевки.

Вспомните известную песню: «Вниз по матушке по Волге»:

Вни-и-из по ма-а-а-ту-шке-е-е по Вол-ге,
По Во-о-о-о-о-о-лге…

Тут любая гласная повторена столько раз, на какое количество звуков она распевается.

Протяжные песни поются ив одиночку, и хором. В большинстве случаев начинает песню запевала. Он же ведет основную партию. Это значительно чаще средний голос, хоровые голоса присоединяются к нему, как бы опевая, обвивая его «сверху» и «снизу». Все эти голоса независимы, они выполняют один главный напев песни, но вольно изменяют, варьируют его.

Любой певец чутко смотрит за тем, дабы его голос отлично, красиво согласовывался с остальными. Петь хором в русском народе именуют «петь на подголоски». Хоровое пение — это самый характерный показатель русского народного песенного мастерства.

В XVIII — XIX вв. в городе создают собственную, независимую песню ремесленники, фабричные рабочие, воины, матросы, и демократическая интеллигенция. В муниципальный хоровой песне громадную роль, чем в крестьянской, играются аккорды (одновременное звучание последовательности звуков). В ее основе лежат три голоса: два верхних ведут мелодию, бас является опорой. Многие песни сочинялись на стихи любимых русских поэтов М. В. Ломоносова, И. И. Дмитриева и других.

Русская опытная музыка с самых собственных истоков была тесно связана с народным творчеством. В первых русских операх финиша XVIII в. звучали настоящие народные песни, вводились целые сцены, отражавшие обычаи и народный быт (см. ст. «Русская музыка XVIII в.»).

В XIX в. особенно улучшается влияние народной песни на музыку композиторов. М. И. Глинка, а за ним и другие русские композиторы не только заимствовали настоящие напевы, но и постигли самый музыкальный язык народа, органически сплавляя и перерабатывая в собственной музыке мелодические попевки, инструментальные наигрыши и ритмы.

Во всей музыке не найдется ни одного большого произведения, где бы не были введены народные ритмы и мелодические обороты. Всякое мастерство раскрывает быт, историю, темперамент какого-нибудь народа. Исходя из этого музыка любой страны, опирающаяся на родную песню, получает собственный, особенный темперамент. Русской, германской, французской, британской музыке характерны те же особенности, что и их народным песням.

Многие песни русских композиторов пользовались и пользуются любовью народа (песня «Близко города Славянска» из оперы А. Н. Верстовского «Аскольдова могила», песня А. Е. Варламова «На протяжении по улице метелица метет» и др.). Одновременно с этим особенно полюбившиеся стихи поэтов народ сам превращал в песни, распеваемые везде наровне со древними («Не осенний небольшой дождичек» А. А. Дельвига, «Ермак» К. Ф. Рылеева, «Узник» А. С. Пушкина, «Бородино» М. Ю. Лермонтова, «Коробейники» Н. А. Некрасова, «Хуторок» А. В. Кольцова). Так пополняет народ сокровищницу национальной музыкальной культуры.

Довольно много превосходных песен породило революционное перемещение XIX в. Самые ранние были созданы декабристами К. Ф. Рылеевым, А. А. Бестужевым на народные мелодии («Уж как шел кузнец» и др.). Они полны настроений протеста. В других песнях первой половины XIX в. нарисован образ борца за свободу, томящегося в заключении («Не слышно шуму муниципального» — стихи Ф. Н. Глинки, «Узник» А. C. Пушкина). Позднее его сменяет образ революционера-разночинца, сосланного на каторгу либо погибшего в колонии («Замучен тяжелой неволей», «Ночь черна, лови 60 секунд», «Колодники»). Песни говорили о тяжелой доле народа («Укажи мне такую обитель» — стихи Н. А. Некрасова, «Довольно много песен слыхал я в родной стороне»), призывали к борьбе с самодержавием, с угнетателями («Смело, приятели, не теряйте бодрость в неравном бою»).

Рабочие песни 90-х гг, и боевые маршевые песни революции 1905 г. дышат энергией и бодростью. Их интонации проникнуты уверенностью в близкой победе. На забастовках, демонстрациях, рабочих маевках звучат «Варшавянка», «Беснуйтесь, тираны», «Смело, товарищи, в ногу».

Великая Октябрьская социалистическая революция обширно отразилась в песенном творчестве народа. Новые песни рождались в огне гражданской войны, в битвах с неприятелями рабочего класса («Смело мы в бой отправимся»). Сначала новая судьба отражалась народом лишь в текстах частушек, после этого в 20-х гг. начинают складываться и песни. Весёлая мелодия колхозной песни «За горою у колодца», сложенной воронежскими песенницами, впитала в себя и современные музыкальные интонации, и элементы древних хороводных песен. Первые советские народные песни довольно часто появлялись на базе страданий и напевов «частушек» (т. е. частушек лирического характера). Таково происхождение воронежской песни «Мы про новую деревню песню звонко запоем».

Прежде имена народных авторов забывались, не было человека, кто знал, кем была сочинена песня, и сама песня в итоге становилась произведением коллективным.

Но Сейчас народ окружает создателей песен почётом и любовью, он гордится именами воронежской частушечницы М. Мордасовой, уральской песенницы Е. Клюшниковой равно как и превосходными композиторами И. О. Дунаевским, В. Г. Захаровым, В. П. Соловьевым-Седым, советскими поэтами-песенниками М. В. Исаковским, В. И. Лебедевым-Кумачом, М. Матусовским и многими вторыми.

Лучшие песни, созданные у нас участниками колхозной и рабочей самодеятельности, и массовые песни советских композиторов поются народом, звучат в концертах, передаются по радио. Их выполняют превосходные ансамбли нашей страны — хор им. Пятницкого, Воронежский и Уральский хоры и другие. Народное музыкальное творчество — одно из превосходных достояний советской культуры»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: