Еще одну группу способов психотерапевтической науки образуют способы моделирования. Их направляться отнести к независимому классу способов. Они используются, в то время, когда применение вторых способов затруднено. Их изюминкой есть то, что, с одной стороны, они опираются на определенную данные о том либо другом психологическом явлении, а, иначе, при их применении, в большинстве случаев, не нужно участия испытуемых либо учета настоящей обстановке. Исходя из этого бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных либо субъективных способов.
Модели смогут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т. д. В математическом моделировании применяют математическое выражение либо формулу, в которой отражена связь переменных и отношения между ними, воспроизводящие отношения и элементы в изучаемых явлениях. Техническое моделирование предполагает создание прибора либо устройства, по собственному действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на применении для ответа психотерапевтических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на символике и идеях, используемой в математической логике.
Развитие программного обеспечения и компьютеров для них дало толчок к моделированию психологических явлений на базе законов работы ЭВМ, поскольку оказалось, что мыслительные операции, применяемые людьми, логика их рассуждений при ответе задач близки к операциям и логике, на базе которых трудятся компьютерные программы. Это стало причиной попыткам представить и обрисовать поведение человека по аналогии с работой компьютера. В связи с этими изучениями стали легендарны имена американских ученых Д. Миллера, Ю. Галан-тера, К. Прибрама, и российского психолога Л. М. Веккера.
Кроме указанных способов существуют и другие методики изучения психологических явлений. К примеру, беседа — вариант опроса. От опроса способ беседы отличается большей свободой проведения процедуры. В большинстве случаев, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от особенностей и ситуации испытуемого. Вторым способом есть способ изучения документов, либо анализ деятельности человека. направляться иметь в виду, что самоё эффективное изучение психологических явлений осуществляется при комплексном применении разных способов.
Контрольные вопросы
1. Поведайте об главных структурных элементах подхода Б. Г. Ананьева к изучению человека: индивиде, субъекте деятельности, личности, индивидуальности.
2. Дайте чёрта первичным и вторичным особенностям человека как индивида.
3. Объясните, по какой причине понятие «личность» относится лишь к человеку и не имеет возможности относиться к представителям животного мира.
4. Охарактеризуйте фундаментальные особенности человека как субъекта деятельности.
5. Объясните сущность понятия «индивидуальность».
6. Поведайте о современных науках, изучающих человека как биологический вид.
7. Что вы понимаете об изучениях неприятностей антропогенеза и социогенеза человека?
8. Поведайте о взаимоотношениях человека с природой. Каковы главные идеи, заложенные в биогеохимической теории В. И. Вернадского?
9. Дайте определение психологии как науки.
10 В чем состоят различия между научной и житейской психологией?
11. Что является предметом психологии? Дайте классификацию психологических явлений.
12. Какие конкретно психологические процессы вы понимаете?
13. В чем главное отличие психологических психических процессов и состояний?
14. Назовите фундаментальные особенности личности.
15. Какие конкретно способы психотерапевтических изучений вы понимаете?
16. Что такое тест? Какие конкретно бывают тесты?
Рекомендуемая литература
1. Ананьев Б. Г. Избранные психотерапевтические труды: В 2-х т. / Под ред. Л. А. Бодалеыа, Б. Ф. Ломова. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980.
2.Вацуро Э. Г. Изучение высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе). — М., 1948.
3. Вернадский В. И. Химическое ее биосферы окружения и строение Земли / Отв. ред. А. А. Ярошевский. — 2-е изд. — М.: Наука, 1987.
4. Вернадский В. И. Биосфера: Избранные труды но биогеохимии. — М.. Идея, 1967.
5. Воронин Л. Г. Сравнительная физиология высшей нервной деятельности человека и животных: Избр. труды. — М.: Изд-во МГУ, 1989.
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в неспециализированную психологию: Курс лекций: Учебное пособие для институтов. — М.: ЧеРо, 1997.
7. Келер В. Изучение интеллекта человекоподобных мартышек. — М.: Ком. Акад., 1930.
8.Ладыгина-Котс Н. Н. Развитие психики в ходе эволюции организмов. М., 1958. 9.Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1975.
10. Льюис Д. личность и Социализм / Пер. с англ. — М.: Изд. иностр. лит., 1963.
11. Майоров Ф. П. Материалы по сравнительному изучению высших и низших мартышек.
//Физиологический издание им. И. М. Сеченова. — 1955. — Т. XIX, вып. 4.
12. .Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: ВЗ-х кн. Кн. 1: Неспециализированные базы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос 1998.
13.Психология / Под ред. проф. К. Н. Корнилова, проф. А. А. Смирнова, проф. Б. М. Теп-лова. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1948.
14.Психология: Словарь / Под неспециализированной ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошсвского. — М.: Политиздат, 1990.
15.Рубинштейн СЛ. Базы неспециализированной психологии. — СПб.: Питер, 1999.
16.Семенов Ю. И. Как появилось человечество. — М.: Наука, 1966.
17.Смирнов А. А. Избранные психотерапевтические труды: В 2 т. — М., 1987.
18.Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр.: Вып. 6. — М.: Прогресс, 1978.
19.Шошар П. Биологические факторы прогресса. Человеческий мозг — орган прогресса. // Какое будущее ожидает человечество / Под общ. ред. чл.-корр. АН СССР А. М. Румянцева. — Прага: социализм и Мир, 1964.
Глава 2. Психология в структуре современных наук
Краткое содержание
Представления древних и средневековых философов о душе и сознании. Житейская психология как база донаучных психотерапевтических знаний. Идеалистические и материалистические воззрения древних философов. Полемика о первичности материального и нематериального. Механистический материализм Демокрита. Ощущения как следствие «атомов атомов окружающих и взаимодействия души вещей». Учение о душе Аристотеля. Понятие об «энтелехии». Морально-этические нюансы учения о душе Платона и Сократа. дуализм и Картезианская философия Р. Декарта.
проблема самонаблюдения и Метод интроспекции. Два источника знания в учении Дж. Лок-ка о рефлексии. Интроспективная психология. Сущность интроспективного наблюдения. Первая экспериментальная психотерапевтическая лаборатория Вундта. Современное представление о роли и месте наблюдения и методов самонаблюдения в психологии.
Бихевиоризм как наука о поведении. Главные положения учения Дж. Уотсона о психологии поведения. Представление о поведении человека как о совокупности реакций в воззрениях бихс-виористов. Экспериментальные изучения в рамках бихевиоризма. «Промежуточные переменные» в теории Э. Толмена. Явления инструментальных, либо оперантных, условных реакций в учениях Э. Торндайка и Б. Скиннера. Значение бихевиоризма для развития современной психологии.
Становление отечественной психологии. Развитие психотерапевтической мысли в РФ в XVIII в. Психотерапевтические воззрения М. В.Ломоносова. Развитие отечественной психологии в XIX в. Работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и ее значение для становления русском психологии. Роль трудов И. П. Павлова для развития психотерапевтической мысли в РФ. Вклад А. Ф. Лазурского, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанова в развитие отечественной психологии на рубеже XIX-XX вв. Становление советской психологии. Психотерапевтические школы СЛ. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии. Труды советских психологов в 1930-60-е гг. Современные психотерапевтические школы в РФ.
Связь современных наук и психологии. философия и Психология. Эпистемология. социологии и Взаимопроникновение психологии. Взаимосвязь и психологии и противоречие педагогики. Неспециализированное представление о педологии. Распоряжение ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в совокупности Наркомпроса» (1936 г.) и его последствия для развития психотерапевтической науки в РФ. истории и Взаимосвязь психологии. Исторический способ. место и Роль психологии в развитии технических наук. Сообщение психологии с медицинскими и биологическими науками.
Главные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Неспециализированная психология, ее задачи и предмет. формирование и Становление главных отраслей психологии. Работы С. Л. Рубинштейна, Ф. Гальтона, В. Штерна, У. Макдугалла и Э. Росса. Прикладные отрасли психологии.
2.1. Представления древних и средневековых философов о душе и сознании
Психология, как и каждая вторая наука, прошла определенный путь развития. Узнаваемый психолог финиша XIX — начала XX в. Г. Эббингауз сумел сообщить о психологии весьма коротко и совершенно верно — у психологии огромная предыстория и весьма ко
роткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, что ознаменовался отходом от философии, сближением с появлением и естественными науками собственных экспериментальных способов. Это случилось во второй половине XIX в., но истоки психологии теряются в глубине столетий.
В данной главе мы не будем разглядывать историю психологии. Существует целый учебный курс, посвященный столь непростой и увлекательной проблеме. Отечественная задача содержится в том, дабы продемонстрировать, как изменялось представление человека о психологических явлениях в ходе исторического развития и как вместе с тем изменялся предмет изучений психотерапевтической науки. С данной точки зрения в истории психологии возможно условно выделить четыре этапа. На первой стадии психология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике (рис. 2.1). Разглядим более детально любой из них.
Изюминкой психологии как научной дисциплины есть то, что с проявлениями психики человек сталкивается с того времени, как начал осознавать себя человеком. Но психологические явления долгое время оставались для него непостижимой тайной. К примеру, в народе глубоко укоренилось представление о душе как особенной субстанции, отдельной от тела. Такое мнение сформировалось у людей из-за страха смерти, потому, что еще первобытный человек знал, что животные и люди умирают. Наряду с этим человеческий ум не в состоянии был растолковать, что же происходит с человеком, в то время, когда он умирает. Одновременно с этим уже первобытные люди знали, что в то время, когда человек спит, т. е. не вступает в контакт с внешним миром, то видит сны — непонятные образы несуществующей действительности. Возможно, рвение растолковать смерти и соотношение жизни, сотрудничество тела и некоего малоизвестного неосязаемого мира и стало причиной происхождению верования о том, что человек складывается из двух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. С данной точки зрения смерть и жизнь возможно было растолковать состоянием тела и единства души. До тех пор пока человек жив, его душа находится в теле, а в то время, когда она покидает тело, человек умирает. В то время, когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо второе место. Так, задолго перед тем, как психологические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пробовал растолковать их содержание и происхождение в дешёвой для себя форме.
С того времени прошло довольно много времени, но и по сей день человек не имеет возможности абсолютно растолковать многие психологические явления. К примеру, до организма пор и взаимодействия сих механизмы психики являются нерешенной тайной. Однако за время существования человечества происходило накопление знаний о психологических явлениях. Происходило становление психологии как независимой науки, не смотря на то, что первоначально психотерапевтические знания аккумулировались на бытовом, либо житейском, уровне.
Житейские психотерапевтические сведения, полученные из публичного и личного опыта, образуют донаучные психотерапевтические знания, обусловленные необходимостью осознавать другого человека в ходе совместного труда, совместной жизни, верно реагировать на его действия и поступки. Эти знания возможно помогут ориентировке в поведении окружающих людей. Они смогут быть верными, но в целом они лишены систематичности, глубины, доказательности. В полной мере возможно, что рвение человека разобраться в самом себе привело
к образованию одной из первых наук — философии. Конкретно в рамках данной науки рассматривался вопрос о природе души. Исходя из этого не просто так, что один из центральных вопросов любого философского направления связан с проблемой его духовности и происхождения человека. То есть — что первично: душа, дух, т. е. совершенное, либо тело, материя. Второй, не меньше значимый, вопрос философии — это вопрос о том, возможно ли познать окружающую нас действительность и самого человека.
В зависимости от того, как философы отвечали на эти главные вопросы, их всех возможно отнести к определенным направлениям и философским школам. Принято выделять два главных направления в философии: идеалистическое и мате
риалистическое. Философы-идеалисты полагали, что совершенное первично, а материя вторична. Сперва был дух, а позже материя. Философы-материалисты, напротив, говорили о том, что первична материя, а совершенное вторично. (направляться подчернуть, что такое деление философских направлении характерно для отечественного времени. Первоначально деления на материалистическую и идеалистическую философию не было. Деление осуществлялось на базе принадлежности к той либо другой философской школе, каковые по-различному отвечали на главный вопрос философии. К примеру, пифагорейская школа, милетская школа, философская школа стоиков и др.)
Само наименование изучаемой нами науки переводится как «наука о душе». Исходя из этого первые психотерапевтические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей. Эту точку зрения в основном отражает позиция философов-идеалистов. К примеру, в египетском трактате «Монумент мемфисской теологии» (финиш IV тыс. до н. э.) делается попытка обрисовать механизмы психологического. В соответствии с этому произведению, устроителем всего существующего, мировым архитектором есть всевышний Птах. Что бы люди ни помышляли, ни говорили, их языком и сердцами ведает он. Но уже в те древние времена существовало представление о том, что психологические явления каким-то образом связаны с телом человека. В этом же египетском произведении дается следующая трактовка значения органов эмоций для человека: всевышние «создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, чтобы давали они сообщение сердцу». Одновременно с этим сердцу отводилась роль проводника сознания. Так, наровне с идеалистическими воззрениями на природу души человека существовали и другие — материалистические, каковые у древнегреческих философов купили самоё отчётливое выражение.
объяснение и Изучение души есть первым этапом в становлении психологии. Но ответить на вопрос, что такое душа, выяснилось не так-то легко. Представители идеалистической философии разглядывают психику как что-то первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Они видят в психологической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют или как представления и наши ощущения, или как некое таинственное проявление «безотносительного духа», «всемирный воли», «идеи». Подобные взоры в полной мере объяснимы, потому, что идеализм зародился тогда, в то время, когда люди, фактически не имея никаких представлений о функциях и строении тела, считали, что психологические явления являются деятельностью особенного, духа и — сверхъестественного существа души, что вселяется в человека в момент рождения и покидает его в момент сна и смерти.
Первоначально душа представлялась в виде особенного узкого тела либо существа, живущего в различных органах. С развитием религиозных взоров душа начала пониматься как необычный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, которая связана с «потусторонним миром», где она обитает всегда, покидая человека. На данной базе и появились разные идеалистические совокупности философии, утверждавшие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, а природа, материя — вторичными, производными от духа, идей, сознания. самые яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос. Пифагорейская школа
И
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, что по праву считается основателем психотерапевтической науки. В собственном трактате «О душе» он, интегрировав успехи древней мысли, создал целостную психотерапевтическую совокупность. Согласно его точке зрения, душу нельзя отделить от тела, потому, что она есть его формой, методом его организации. Вместе с тем Аристотель в собственном учении выделил три души: растительную, животную и разумную, либо людскую, имеющую божественное происхождение. Подобное деление он растолковывал степенью развития психологических функций. Низшие функции («питающие») характерны растениям, а высшие — человеку.
Наровне с этим Аристотель разделял органы эмоций на пять разрядов. Не считая органов, передающих отдельные чувственные качества вещей, он выделил «неспециализированное чувствилище», которое разрешает принимать единые для многих объектов свойства (к примеру, величину).
В собственных трудах («Этика», «Риторика», «Метафизика», «История животных») он попытался дать объяснение многим психологическим явлениям. А также он постарался растолковать механизмы поведения человека рвением реализовать внутреннюю активность, сопряженную с эмоцией удовлетворения либо неудовлетворения. Кроме этого Аристотель внес солидной вклад в развитие представлений о памяти и мышлении человека.
проповедовала учение о вечном круговороте душ, о том, что душа прикреплена к телу в порядке наказания. Эта школа была не просто религиозной, а представляла собой религиозно-мистический альянс. В соответствии с воззрениям пифагорейцев, мироздание имеет не вещественную, а арифметически-геометрическую структуру. Во всем существующем — от перемещения небесных тел до грамматики — царит гармония, имеющая числовое выражение. Душе также свойственна гармония — гармония противоположностей тела.
Материалистическое познание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с данной точки зрения психика — вторичное, производное от материи явление. Но первые представители материализма были очень далеки в собственных толкованиях о душе от современных представлений о психике. Так, Гераклит (530-470 гг. до н. э.) за философами милетской школы — Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом — говорит о материальной природе психологических явлений и единстве тела и души. По его учению, все вещи сущность модификации огня. Все существующее, а также телесное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется неспециализированный ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и имеется душа — психея. Душа, в соответствии с Гераклиту, рождается методом испарения из жидкости и, возвращаясь во мокрое состояние, гибнет. Но между состоянием «огненности» и «влажности» имеется множество переходов. К примеру, о пьяном человеке Гераклит говорит, «что он не подмечает, куда идет, потому что психея его мокра». Наоборот, чем душа суше, тем она умнее.
С идеей огня как базой существующего мира мы видимся и в работах другого известного древнегреческого мыслителя Демокрита (460-370 гг. до н. э.), что создал атомистическую модель мира. В соответствии с Демокриту, душа —
это материальное вещество, которое складывается из атомов огня, шарообразных, легких и весьма подвижных. Все душевные явления Демокрит пробовал растолковать физическими а также механическими обстоятельствами. Так, согласно его точке зрения, ощущения человека появляются по причине того, что атомы души приводятся в перемещение атомами воздуха либо атомами, конкретно «истекающими» от предметов. Из сказанного выше направляться, что материализм Демокрита носил простой механистический темперамент.
С значительно более сложными понятиями о душе мы сталкиваемся в воззрениях Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» — первое намерено психотерапевтическое произведение, которое в течение долгого времени оставалось главным управлением по психологии, а сам Аристотель по праву может принимать во внимание основателем психологии. Он отрицал взор на душу как на вещество. Одновременно с этим он не считал вероятным разглядывать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Душа, в соответствии с Аристотелю, — это целесообразно трудящаяся органическая совокупность. Для определения природы души он применял сложную философскую категорию — «энтелехия», «…душа, — писал он, — нужно имеется сущность в смысле формы естественного тела, владеющего в возможности судьбой. Сущность же (как форма) имеется энтелехия; значит, душа имеется энтелехия для того чтобы тела». Познакомившись с изречением Аристотеля, нечайно хочется задать вопрос о том, какой суть положен в понятие «энтелехия». На что Аристотель дает следующий ответ: «Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение». Итак, душа имеется сущность живого тела, так же как зрение — сущность глаза как органа зрения. Следовательно, основная сущность души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма.
Потом понятие «душа» все более сужалось до отражения в основном совершенных, «метафизических» и этических неприятностей существования человека. Базы для того чтобы понимания души, возможно, были заложены в Старой Индии. Так, в текстах Вед (II тыс. до н. э.) обсуждалась неприятность души в первую очередь как этическая. Утверждалось, что с целью достижения блаженства нужно совершенствование личности методом верного поведения. Позднее с этическими проблемами душевного развития мы видимся в религиозных учениях буддизма и джайнизма (VI в. до н. э.). Но самый ярко этические нюансы души в первый раз были раскрыты учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.) — Платоном (427-347 гг. до н. э.). В работах Платона изложен взор на душу как на независимую субстанцию. Согласно его точке зрения, душа существует наровне с телом и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное. тело и Душа находятся в сложных взаимоотношениях. По собственному божественному происхождению душа призвана руководить телом. Но время от времени тело, раздираемое страстями и различными желаниями, берет верх над душою. В этих взорах Платона сильно выражен его идеализм. Из собственного представления о душе Сократ и Платон делают этические выводы. Душа — самое высокое, что имеется в человеке, исходя из этого он обязан заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ судьбы вел человек, его душу ожидает разная будущее: или она будет блуждать вблизи почвы, отягощенная земными элементами, или отлетит от почвы в совершенный мир.
Давайте попытаемся ответить на вопрос: как прав либо не прав Платон? Существует ли тот мир, о котором он писал и сказал? Отвечая на данный вопрос, доктор наук Ю. Б. Гиппенрейтер в собственной книге «Введение в неспециализированную психологию» пишет, что в какой-то степени Платон прав. Данный мир вправду существует. Это мир духовной людской культуры, зафиксированный в ее материальных носителях, в первую очередь в языке, в научных и литературных текстах. Это мир абстрактных понятий, в которых отражены сущности и общие свойства вещей. И наконец, самое основное, это мир людских идеалов и ценностей, это мир людской морали. Так, идеалистические воззрения Платона и Сократа раскрыли другую сторону людской психики — морально-этическую. Исходя из этого с полной уверенностью возможно сказать о том, что идеалистические учения Платона и Сократа не меньше ответственны для современной психотерапевтической науки, чем взоры материалистов. Особенно четко это отмечается в последние десятилетия, в то время, когда духовные нюансы судьбы человека стали интенсивно обсуждаться в психологии в связи с этими понятиями, как зрелость личности, здоровье личности, рост личности и др. Вряд ли современная психология была бы той наукой, какая она имеется на данный момент, если бы не было идеалистических учений древних философов о душе с их этическими следствиями.
Следующий большой этап развития психологии связан с именем французского философа Рене. Декарта (1569-1650). Латинский вариант его имени — Ренатус Картезиус. Декарт считается родоначальником рационалистической философии. В соответствии с его представлениям, знания должны строиться на конкретно очевидных данных, на яркой интуиции. Из нее они должны выводиться способом логического рассуждения. Эта позиция известна в научном мире как «картезианская философия», либо «картезианская интуиция».
Исходя из собственной точки зрения, Декарт думал, что человек с детства впитывает в себя весьма многие заблуждения, принимая на веру идеи и различные утверждения. Исходя из этого чтобы отыскать истину, согласно его точке зрения, сперва нужно все подвергнуть сомнению, среди них и достоверность информации, приобретаемой органами эмоций. В таком отрицании возможно дойти до того, что и Почвы не существует. Что же тогда остается? Остается отечественное сомнение — верный показатель того, что мы мыслим. Из этого и известное выражение, находящиеся в собствености Декарту «Мыслю — значит, существую». Потом, отвечая на вопрос «Что же такое идея?», он говорит, что мышление — это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «принимаем конкретно само собою». В этих суждениях содержится главной постулат психологии второй половины XIX в. — постулат о том, что первое, что обнаруживает человек в самом себе, — это его сознание.
Но в собственных трудах Декарт обосновывал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма — его сотрудничество с другими внешними телами — не испытывает недостаток в душе. Согласно его точке зрения, сотрудничество организма с внешней средой осуществляется при помощи нервной автомобили, складывающейся из мозга как нервных трубок и «центра». Внешние предметы действуют на периферические окончания расположенных в «нервных» трубок, нервных «нитей», последние, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи» устремляются в соответствующие мускулы, каковые в следствии «надуваются». Так, согласно точки зрения Декарта, обстоятельство
поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. Исходя из этого в собственном учении он быстро противопоставляет тело и душу, утверждая, что существуют две свободные друг от друга субстанции — дух и материя.
В истории психологии это учение стало называться «дуализм» (от лат. dua-lis — «двойственный»). С позиций дуалистов, психологическое не есть функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. На земле дуалистических учений в психологии XIX в. стала широко распространена идеалистическая теория так именуемого психофизического параллелизма, утверждающая, что психологическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно. Главными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и У. Джемс.
Приблизительно с этого времени появляется и новое представление о предмете психологии. Свойство думать, ощущать, хотеть нарекли сознанием. Так, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Но сознание еще долго разглядывали раздельно от всех других естественных процессов. Философы по-различному трактовали сознательную судьбу, считая ее проявлением божественного разума либо результатом субъективных ощущений. Но всех философов-идеалистов объединяло неспециализированное убеждение в том, что психологическая судьба — это проявление особенного субъективного мира, познаваемого лишь в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое познание взяло весьма широкое распространение, а подход стал известен называющиеся интроспективной трактовки сознания.
2.2. проблема самонаблюдения и Метод интроспекции
в течении долгого времени способ интроспекции был не просто главным, а единственным способом психологии. Он основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психологии: во-первых, процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но, во-вторых, процессы сознания способны раскрываться (репрезентироваться) субъекту. Из этих утверждений направляться, что процессы сознания конкретного человека смогут быть изучены лишь им самим и никем более.
Идеологом способа интроспекции был философ Дж. Локк (1632-1704), что развил тезис Декарта о ярком постижении мыслей. Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность отечественного собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет собственные внешние эмоции и в следствии приобретает впечатления о внешних вещах, а в базе деятельности ума лежит особенное внутреннее чувство — рефлексия. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает собственную деятельность».