Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Содержание работы

Задание 1. Дать краткую чёрта многоклеточному организму.

Задание 2. Познакомиться и перенести из учебно-методического пособия схему «Таксономия многоклеточных животных» (рис. 8).

Задание 3. Разглядеть и зарисовать из учебно-методического пособия последовательные стадии развития яйца (рис. 9).

Независимая РАБОТА

ТЕМА 6. Тип губки
Тип кишечнополостные

Содержание работы

Задание 1. Разглядеть внешний вид губки-бодяги. Отметить отверстия каналов (рис. 12).

Задание 2. Разглядеть при помощи бинокулярной лупы фиксированный препарат гидры (продольный разрез) и обозначить главные составные части ее строения (рис. 13).

Задание 3. Пользуясь малым повышением микроскопа, разглядеть поперечный срез тела гидры. Обратить внимание на то, что стена тела гидры складывается из двух слоев клеток: наружного (эктодермы) и внутреннего, выстилающего полость кишечника (энтодермы), между которыми имеется узкая опорная пластинка — мезоглея. В рис. 14 внести нужные пояснения.

Рис. 12

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Рис. 13
Рис. 14

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Независимая работа

1. Дайте краткую чёрта губкам, приведите их классификацию.

2. Дайте краткую чёрта кишечнополостным, приведите их классификацию

ТЕМА 7. Тип плоские черви
Класс ресничные черви
Класс сосальщики _____

Содержание работы

Задание 1. Разглядеть на фиксированном препарате строение молочной планарии.

Задание 2. Разглядеть под бинокулярной лупой внутреннее строение печеночного сосальщика. Обозначить главные органы строения (рис. 15).

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным Задание 3. Под бинокулярной лупой разглядеть внутреннее строение ланцетовидного сосальщика. Обозначить главные органы строения (рис. 16).

Рис. 15

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Рис. 16

Независимая работа

Дайте краткую чёрта сосальщикам. Нарисуйте схему цикла развития печеночного сосальщика и дайте пояснения.

ТЕМА 8. Тип плоские черви
Класс ленточные черви

Содержание работы

Задание 1. Разглядеть под бинокулярной микроскопом и лупой головку свиного цепня, незрелый и зрелый членики бычьего цепня. Обратить внимание на количество и форму боковых ветвлений матки.

Задание 2. Разглядеть препараты разных типов финн цепней.

I

Задание 3. На рис. 17 и 18 обозначить главные составные части вооруженного и невооруженного цепней, лентеца широкого и эхинококка.

Рис. 17

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Рис. 18

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Независимая работа

Приведите главные морфологические показатели цепней и лентецов. Нарисуйте цикл развития свиного цепня, дайте пояснения.

ТЕМА 9. Тип круглые черви
Класс нематоды

Содержание работы

Задание 1. Разглядеть на тотальном препарате наружный вид самца и самки свиной аскариды, отметить показатели полового диморфизма: различия в размере, наличие у самца загнутого финиша.

Задание 2. Обозначить внутреннее строение самки аскариды, представленной на рис. 19.

Задание 3. Пользуясь малым повышением микроскопа, изучить поперечный срез тела аскариды. На рис. 20 отметить размещения отдельных органов.

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным Задание 4. Разглядеть при малом повышении микроскопа препарат свинины, содержащий личинки трихинелл. Среди волокон мяса разглядеть капсулы со спирально свернутыми личинками. Их вид представлен на рис. 21.

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным
Рис. 21

Независимая работа

Дайте краткую чёрта круглым червям, приведите их классификацию. Нарисуйте схему цикла развития свиной аскариды и сделайте краткое пояснение

ТЕМА 10. Тип кольчатые черви

Класс малощетинковые черви

Содержание работы

Задание 1. Изучить наружный вид дождевого червя, обратить внимание на форму тела, сегментацию, наличие пояска, размещение ротового, анального и полового отверстий.

Задание 2. При помощи лупы разглядеть внутреннее строение дождевого червя, предварительно вскрытого продольным разрезом по пояснице. Отметить наличие перегородок между сегментами кожно-мускульного мешка, вторичной полости тела, глотки, пищевода, желудка, кишечника, семенных мешков.

Задание 3. Разглядеть под микроскопом либо посредством лупы поперечный срез тела дождевого червя. Обратить внимание на строение покровов тела, наличие двух слоев мускульных волокон, спинного, брюшного и кольцевых кровеносных сосудов, брюшной нервной цепочки.

Задание 4. Познакомиться с внешним видом многощетинкового червя-нереиса, обратить внимание на наличие головного отдела тела с щупальцами и глазами, сегментации и параподий.

Задание 5. Изучить внешний вид медицинской пиявки, разглядеть мокрый препарат ее внутреннего строения (обратить внимание на громадный по количеству кишечник с боковыми карманами).

Задание 6. На рис. 22 и 23 обозначить органы строения и основные системы дождевого червя.

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным
Рис. 22

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Независимая работа

Дайте краткую чёрта кольчатым червям, приведите их классификацию.

ТЕМА 11. Тип членистоногие
Подтип жабернодышащие
Класс ракообразные

Содержание работы

Задание 1. Разглядеть внешний вид речного рака, отметить самые характерные черты членистоногих животных: расчленение тела на сегменты, членистое строение конечностей, хитиновый покров. В один момент разглядеть характерные черты речного рака: деление тела на брюшко и головогрудь, наличие пяти пар ходильных ног, первая пара которых именуется клешнями, наличие двух пар антенн, одной пары сложных фасеточных глаз, и жабр, прикрытых краями головогрудного щита.

Задание 2. Произвести вскрытие рака. Для этого ножницами вскрыть головогрудной щит двумя разрезами, идущими по бокам тела от заднего края щита к межглазному промежутку. После этого с опаской удалить пинцетом спинную часть щита. У вскрытого рака разглядеть сердце, желудок, кишечник, печень, половые органы. Вынуть желудок, вскрыть его стены и разглядеть в хитиновые зубчики. Отыскать лежащие у основания антенн выделительные органы — «зеленые железы».

Задание 3. На рис. 24 обозначить и раскрасить органы расчлененного рака.

Рис. 24

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Независимая РАБОТА

Дайте краткую чёрта типу членистоногих и классу ракообразных, приведите их классификацию. Зарисуйте циклопа и дафнию как представителей низших ракообразных.

ТЕМА 12. Тип членистоногие

Подтип хелицеровые

Класс паукообразные

Содержание работы

Задание 1. Разглядеть внешний вид паука-крестовика либо тарантула, отметить деление тела на брюшко и головогрудь, наличие четырех пар ног, паутинных бородавок.

Задание 2. При изучении скорпиона обратить внимание на членистость брюшка, педипальпы, имеющие вид клешней, жало на финише брюшка и четыре пары ног.

Задание 3. Разглядеть пастбищного (иксодового) клеща, обратить внимание на слияние всех брюшка и члеников головогруди в единое тело — туловище, наличие четырех пар ног. Изучить при помощи лупы ротовые органы.

Задание 4. Разглядеть чесоточного клеща.

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным Задание 5. На рис. 25 обозначить и раскрасить системы и органы паука-крестовика.

14 15
Рис. 25

Независимая работа

Дайте краткую чёрта паукообразным, приведите их классификацию.

ТЕМА 13. Тип членистоногие
Подтип трахейнодышащие
Класс насекомые

Содержание работы

Задание 1. Разглядеть внешний вид расчлененного майского жука, отметить деление тела на голову, брюшко и грудь, наличие трех пар ног, двух пар крыльев (передние перевоплощены в надкрылья), одной пары усиков, сложных глаз.

Задание 2. Разглядеть строение ножки насекомого (медоносной пчелы). Обозначьте на рис. 26 тазик, вертлуг, бедро, голень, коготки и лапку.

Задание 3. Изучить микропрепараты (при малом повышении микроскопа либо под лупой): ротовых органов грызущего типа таракана (отметить верхнюю губу, верхние парные челюсти — жвалы), несколько нижних челюстей с щупиками, нижнюю губу с щупиками; грызуще-сосущих ротовых органов медоносной пчелы; колюще-сосущих органов комара.

Задание 4. На рис. 26 и 27 отметить различными цветами размещение внутренних систем и органов медоносной таракана и пчелы.

Рис. 26

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Рис. 27

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Независимая работа

Дайте краткую чёрта подтипу хелицеровых и классу многоножек, приведите их классификацию.

ТЕМА 14. Систематика насекомых

Содержание работы

Задание 1. Записать главные показатели основных отрядов и подклассов насекомых.

1. Подкласс первичнобескрылые

2. Подкласс крылатые

А. Насекомые с неполным превращением:

а) отряд прямокрылые

б) отряд стрекозы

в) отряд равнокрылые

г) отряд полужесткокрылые

д) Отряд вши

Б. Насекомые с полным превращением:

а) отряд чешуекрылые

б) отряд жесткокрылые

в) отряд блохи

г) отряд перепончатокрылые

д) отряд двукрылые

ТЕМА 15. Тип моллюски
Тип иглокожие

Содержание работы

Задание 1. Разглядеть внешний вид двустворчатого моллюска беззубки, отметить две створки раковины, соединяющую их связку, кольца роста на створках, отверстия сифонов.

Задание 2. Введя в щель между створками раковины лезвие скальпеля, перерезать с одной стороны тела моллюска мускулы, закрывающие раковину, и удалить одну из створок. У обнаженного моллюска разглядеть узкую складку покровов — мантию, выстилающую внутреннюю поверхность раковины; расположенную между телом и мантией мантийную полость; пластинки жабр; тело и ногу моллюска. Отметить наличие двух сифонов. Отыскать ротовое отверстие, окруженное двумя парами щупалец. Сделать продольный разрез ноги и отыскать желудок, печень, петли средней гонады и кишки.

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным Задание 3. Вскрыть моллюска со спинной стороны, обнажив сердце и проходящую через него кишку. Обозначить и раскрасить системы и различные органы двустворчатого моллюска, представленного на рис. 28.

Задание 4. Разглядеть препарат виноградной улитки, отметить спирально завитую раковину, голову и ногу животного (рис. 29). Разглядеть слизня.

Задание 5. Разглядеть тотальный препарат осьминога как представителя головоногих моллюсков.

Задание 6. Разглядеть внешний вид морской звезды, морского ежа, голотурии и морской лилии.

9 10
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным
Рис. 29

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Рис. 32
Рис. 34
Рис. 33

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Независимая работа

Дайте краткую чёрта моллюскам и иглокожим, приведите их классификацию.

ТЕМА 16. Тип хордовые
Подтип личиночнохордовые
Подтип бесчерепные

Содержание работы

Задание 1. Разглядеть тотальный препарат ланцетника, что разрешает видеть главные черты организации хордовых животных. Посредством лупы отыскать спинной и хвостовой плавники, окруженное щупальцами ротовое отверстие, и анальное отверстие. Пользуясь прозрачностью препарата, разглядеть хорду, нервную трубку, мускульные сегменты, глотку с жаберными щелями, кишечник, печеночный вырост, гонады. Обозначить на рис. 30 системы и органы ланцетника.

Задание 2. Разглядеть поперечный разрез тела ланцетника. Указать и раскрасить на рис. 31 хорду, спинную нервную трубку, глотку, половые железы, мышечные сегменты, печеночный вырост.

Рис. 35

Задание 3. Разглядеть внешний вид асцидии. На рис. 33 отметить тело животного, его подошву, ротовой и клоакальный сифоны.

Рис. 37
Рис. 36
12 13

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Независимая работа

Дайте краткую чёрта хордовым животным, приведите их классификацию.

ТЕМА 17. Тип хордовые
Подтип позвоночные
Класс круглоротые

Содержание работы

Задание 1. Изучить внешний вид миноги как представителя класса круглоротых. На рис. 33 обозначить размещение непарных плавников, наличие ротовой присоски с роговыми зубами, непарной ноздри, глаз и последовательности жаберных щелей.

Рис. 38

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Независимая РАБОТА

Приведите главные черты организации позвоночных животных и их классификацию.

ТЕМА 18. Тип хордовые
Подтип позвоночные
Класс хрящевые рыбы
Класс костные рыбы

Содержание работы

Задание 1. Разглядеть внешний вид хрящевой рыбы (акулы). На рис. 34 отметить главные наружные органы.

Задание 2. Произвести вскрытие костной рыбы. Для этого ножницами сделать два разреза: первый — от анального отверстия до колтычка, второй — от анального плавника вверх по боковой стенке полости тела, соединив с первым разрезом в области колтычка. Удалить боковую стенку полости тела. На вскрытой так рыбе отыскать и разглядеть пищевод, желудок, кишечник, печень, половые железы, плавательный пузырь, почки, сердце. На рис. 35 обозначить системы и различные органы.

Задание 3. Извлечь и изучить строение одной из жабр.

Задание 4. Разглядеть и зарисовать строение чешуи рыбы, выяснить по ней возраст рыбы.

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Рис. 39
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Рис. 40
12 5

Независимая работа

1. Дайте краткую чёрта хрящевым рыбам, приведите их классификацию.

2. Дайте краткую чёрта костным рыбам, приведите их классификацию.

ТЕМА 19. Тип хордовые
Подтип позвоночные
Класс земноводные

Содержание работы

Задание 1. Разглядеть внешний вид лягушки, отметить слизистые покровы, наличие двух пар конечностей, двух глаз с столетиями, барабанной перепонки уха. Разглядеть заднюю ногу лягушки как пример пятипалой конечности позвоночных. Раскрыв рот лягушки, осмотреть долгий и широкий, прикрепленный передним финишем к нижней челюсти язык.

Задание 2. Вскрыть усыпленную лягушку методом разреза брюшной стены от рта по средней линии брюха и груди до клоакального отверстия. Укрепить лягушку брюхом кверху в ванночке (воткнув булавки в лапы) и растянуть края разреза в стороны, приколов их ко дну ванночки булавками. У вскрытого животного отыскать пищевод, желудок, узкую и толстую кишку, клоаку, печень, селезенку, мешковидные легкие, почки, половые органы. Вскрыть околосердечную сумку и разглядеть трехкамерное сердце.

Задание 3. На рис. 36 обозначить и раскрасить системы лягушки и основные органы.

Задание 4. Ознакомиться с внешним строением хвостатых земноводных: саламандры, тритона, личинки и протея амбистомы — аксолотля.

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Рис. 41

Независимая РАБОТА

Дайте краткую чёрта классу земноводные, приведите их классификацию.

ТЕМА 20. Тип хордовые
Подтип позвоночные
Класс пресмыкающиеся

Содержание работы

Задание 1. Разглядеть внешний вид ящерицы. Обратить внимание на сухую, покрытую чешуйками кожу, строение конечностей, наличие клоаки.

Задание 2. Вскрыть полость ящерицы методом продольного разреза брюшной стены от анального отверстия до рта. Укрепить вскрытое животное брюхом вверх на восковом дне ванночки и при помощи булавок растянуть края брюшной стены в стороны. Отыскать и разглядеть следующие внутренние органы: пищевод, желудок, поджелудочную железу, печень, селезенку, легкие, сердце, почки, половые железы.

Задание 3, На рис. 37 обозначить и раскрасить системы ящерицы и основные органы.

Рис. 42

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Независимая работа

Дайте краткую чёрта классу Пресмыкающиеся, приведите их классификацию.

ТЕМА 21. Тип хордовые
Подтип позвоночные
Класс птицы

Содержание работы

Задание 1. Изучить внешний вид птицы. Особенное внимание выделить показателям, снабжающим приспособления птиц к полету, таким как обтекаемая форма тела, превращение передних конечностей в крылья, наличие перьевого покрова, хвостовое оперение в качестве руля перемещения в воздухе, особенности строения задних конечностей.

Задание 2. Разглядеть строение пера (рулевого либо махового). Обратить внимание на разделение пера на стержень, опахало и очин. Разглядеть разные типы перьев.

Задание 3. Произвести вскрытие птицы и разглядеть ее внутренние органы. Вскрытие проводить при помощи анатомических ножниц, проводя разрезы по бокам тела так, дабы удалить грудину с грудными мышцами. У вскрытой птицы выделить и разглядеть следующие органы: пищевод, зоб, железистый и мускульный желудок, узкие и толстые кишки, слепые отростки, клоаку, печень, поджелудочную железу. Из дыхательных органов — трахею, бронхи, верхнюю и нижнюю гортань, легкие, воздухоносные мешки. Разглядеть строение сердца, почек, мочеточников, семенников либо яичников, яйцеводов либо семяпроводов.

Задание 4. На рис. 38 обозначить и раскрасить системы и органы птицы, а на рис. 39 — строение яйца.

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Рис. 43

9 8 7 5

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Рис. 44

Независимая работа

Дайте краткую чёрта классу Птицы, приведите их классификацию.

ТЕМА 22. Тип хордовые
Подтип позвоночные
Класс млекопитающие

Содержание работы

Задание 1. Разглядеть внешний вид млекопитающего. Отметить деление тела на голову, шею, туловище, конечности и хвост. Изучить строение волосяного покрова, его деление на волоски остевые, пуховые и ощущающие (вибриссы). Обратить внимание на наличие у самок молочных желез и отметить наличие ушных раковин.

Задание 2. Разглядеть внутренние органы вскрытого млекопитающего. Обратить внимание на разделение полости тела диафрагмой на грудной и брюшной отделы.

Задание 3. На рис. 45 обозначить и раскрасить системы и органы млекопитающего.

Тема 5. особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным

Рис. 45

Независимая работа

Дайте краткую чёрта классу, отрядам. Приведите их классификацию.

От творения до восстановления. Вальтер Файт (лекция с дополнениями)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: