Арам хачатурян (р. 1903)

«Хачатурян имеет необыкновенные заслуги перед музыкальной культурой армянского народа… и всего СССР. Он первый среди отечественных композиторов сумел раскрыть многообразные возможности… музыки Советского Востока… Музыка Хачатуряна владеет неоценимым качеством — своим личным почерком: вы определите ее автора, прослушав первые пара тактов произведения», — так писал Д. Д. Шостакович.

И действительно, при первых же звуках поэтического «Вальса» к «Маскараду» Лермонтова, либо «Танца с саблями» из балета «Гаянэ», либо столь любимого всеми фортепьянного и скрипичного концерта сообщишь — это музыка Хачатуряна. Сходу почувствуешь сочный колорит восточных мелодий, стремительность танцевальных ритмов и особенную красочность оркестра.

В музыке Хачатуряна имеется еще одна необычная черта — импровизационность. Импровизировать — это значит придумывать неожиданно, без предварительной подготовки. Хачатурян с детства определил это мастерство от народных певцов. Народные певцы Грузии и Армении — их кличут ашугами — в совершенстве обладают мастерством импровизации. «Импровизация оказывает помощь взлету моей фантазии, но я постоянно помню, — говорит композитор, — что фантазию необходимо обуздывать строгой формой. В произведении должен быть план, мысль».

Хачатурян не только пишет музыку. Он занят кипучей, разнообразной деятельностью: педагогической, артистической, публичной, литературной. В 1939 г. Арама Ильича выбирают депутатом Парламента Армении. Много лет он трудится в самодеятельных кружках на фабриках. Все делает страстно, с любовью, горячо отзываясь на все запросы музыкальной судьбе, с доброжелательностью и особой добротой к людям и к делу. Это человек, до страсти влюбленный в судьбу. И удивляешься, как он довольно много успевает.

Музыкальный путь композитора начался необычно. В юные годы Хачатурян не обучался музыке, лишь слушал народные песни и сам пел. Дом Хачатурянов полон музыкой. Папа его, мастер переплетного дела в Тбилиси, славился и своим мастерством, и мастерством пения под сопровождение народных инструментов — сазы, кеманчи либо тары. Обожала петь и его мать. Все услышанное в юные годы позднее вплеталось в музыку композитора. Хачатурян говорил: «Мать довольно часто напевала грустную мелодию армянской песни… Я положил эту мелодию в базу первой темы медленной части собственной Второй симфонии… Как бы позже ни изменялись мои музыкальные вкусы, начальная база, которую я воспринял с детских лет от живого общения с народом, оставалась естественной землёй для моего творчества».

Настоящие занятия музыкой начались, в то время, когда Хачатуряну исполнилось 19 лет. Он приезжает в Москву и поступает в техникум им. Гнесиных, в класс виолончельной игры. Талант парня завлекает внимание выдающихся педагогов. В классе композитора М. Ф. Гнесина А. И. Хачатурян начинает изучать музыкальных классиков и приступает к важным музыкальным произведениям. Усердный труд ведет его к намеченной цели. М. Ф. Гнесин как-то шутливо увидел: «Кто подражает кому-нибудь, а Хачатурян — самому себе». Так личный «почерк» проявился в музыке композитора с первых же шагов.

По окончании профтехучилища — учение в Столичной консерватории. Начальником Хачатуряна тут был знаменитый коммунистический композитор Н. Я. Мясковский (1881 — 1950). В консерватории Хачатурян пишет пара симфонических и камерных произведений. Созданные им тогда песни и походные марши пользовались громадной любовью у советских солдат. В 1934 г. в Столичной консерватории на «золотой доске» окончивших было высечено и имя Арама Хачатуряна.

Первая симфония композитора — его дипломная работа по окончании окончания консерватории — признана выдающимся произведением. В трех частях симфонии песенным лирическим темам противопоставлены увлекающие веселием — танцевальные. Средняя часть симфонии названа «Ноктюрном»; в ней — музыкальная картина горного пейзажа Армении: у различных древесных духовых инструментов слышится прекрасная народного характера мелодия; такую услышишь у горных пастухов. Третья часть — в весьма стремительном темпе, она будет похожим национальный грузинский танец «лезгинку».

За Первой симфонией в 1936 г. появляется блестящий по виртуозности фортепьянный концерт с оркестром. Увлекательно-броский по национальному характеру музыки и одновременно с этим близкий хорошим фортепьянным концертам Чайковского, фортепьянный концерт Хачатуряна широко известен: его обожают в Советском Альянсе и за границей.

Первый балет молодого композитора о жизни армянского колхоза — «Счастье» (1939) — поставлен Ереванским оперным театром. В симфонических концертах Арама Хачатуряна часто возможно услышать сюиты из музыки этого балета.

Не считая камерных и симфонических произведений, композитор еще в начале 30-х гг. пишет музыку к фильмам («Пепо», «Зангезур» и «Сад») и ко многим драматическим пьесам. любовью и Широкой известностью пользуется песня Хачатуряна «Море Балтийское» к пьесе советского драматурга Н. Ф. Погодина «Кремлевские куранты». Уже в этих ранних произведениях выявляется творческий вид композитора.

В сочной по краскам оркестровке Хачатуряна мы в любой момент слышим звучания, родные национальным народным инструментам. Необычные танцевальные ритмы, неожиданно нарушающие плавное течение песенных мелодий, придают музыке стремительность, напряженность.

Концерт для скрипки с оркестром (1940) по характеру музыки близок к фортепьянному концерту композитора.

Он посвящен одному из лучших скрипачей современности Д. Ф. Ойстраху (р. 1908). Поэтической простотой дышит тут музыка. В первой части энергичные мелодии сменяются пленительно томными. Во второй («Ноктюрн»)— свободная, чисто хачатуряновская импровизационность. Искрящийся жизненной силой финал написан с блеском. Перед слушателями как будто бы проносится радостное празднество, на котором звучат мелодии песен и вихрем летящих плясовых напевов.

Второй балет — «Гаянэ» (1942), по словам композитора, посвящен «мужественным образам советских людей, их самоотверженной борьбе за любимую Отчизну».

Довольно много патриотических песен, прославляющих народных героев и Родину, написано композитором в годы ВОВ.

В 1944 г. Арам Ильич Хачатурян написал музыку гимна Армянской Советской Социалистической Республики.

С 1950 г. Хачатурян преподает в Столичной консерватории и Музыкально-педагогическом университете им. Гнесиных. Арам Ильич радуется, в то время, когда ему удается оказать помощь молодому композитору «отыскать себя», показать «собственный музыкальный темперамент».

В те же годы Хачатурян в первый раз выступает и как дирижер, довольно много трудится он над дирижерской техникой и достигает большого мастерства. Выполняет он лишь собственную музыку; концерты Хачатуряна проходят с громадным успехом в Советском Альянсе и во многих государствах за границей.

Летом 1948 г. с особенным беспокойством Хачатурян принимается за создание музыки к документальному фильму «Владимир Ильич Ленин». «Я отыскал в памяти собственное чувство бесконечного горя в морозные дни 1924 г., в то время, когда медлительно шел по озаренным кострами улицам Москвы… Неоднократно вспоминая охваченный глубокой скорбью народ, я думал о том, что обязан выразить эти эмоции в музыке». Скоро была написана и «Ода памяти Ленина», волнующая возвышенностью музыки и глубиною печали.

«Мужественный и смелый образ Спартака в далеком прошлом завлекал мое внимание и вдохновил меня написать балет», — говорит композитор. В 1954 г. он трудится над ним вместе с писателем Н. Волковым.

В балете Хачатуряна «Спартак» (удостоен Ленинской премии в 1959 г.) ужасная музыка сопровождает эпизоды народных бедствий, страданий храбрецов. В сценах празднеств иные настроения — другая музыка. Самые разные картины судьбы древнего Рима проходят перед зрителем: победное шествие римских армий, рынок рабов, бой гладиаторов на арене цирка, восстание рабов, начавшееся в мрачном подземелье колонии. Смелый мотив характеризует Спартака; страсть и нежность чувствуются в поэтичной теме любви Спартака и Фригии. В балете довольно много мелодий восточного характера.

А. И. Хачатурян находится в расцвете творческих сил и трудится над новыми произведениями.

Арам Хачатурян. Вальс / Война и мир, 1966. Clip. Custom


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: