Памятники античной культуры римского периода. этрусская традиция в архитектуре. город-музей – помпеи.

Фактически говоря, в Перечне объектов Глобального наследия фигурирует более широкая формулировка об «центре Рима», под которой возможно осознавать наслоения, покинутые в материальном виде Вечного города самыми различными эрами. Но все же без сомнений, что в этом «слоеном пироге» самая интересную и неповторимую часть образуют объекты конкретно Древнего Рима.

Древний Рим был таким громадным городом и располагал таким числом архитектурных монументов, что описанию их посвящена воистину огромная литература. Так что нет ни необходимости, ни возможности характеризовать вид Вечного города в какое количество-нибудь полном виде. Тем более, что, как метко увидел еще Стендаль в собственных объемистых «Прогулках по Риму», изданных в 1829 г., «в центре Рима нет ни одного туаза земли, которого не занимали бы последовательно пять-шесть строений, равняется известных». Следовательно, вернее всего вести обращение лишь о том, что сохранилось до наших дней. Представляется, что сделать это оптимальнее по историческим эрам развития города. Так как история Древнего Рима — отрезок времени, охватывающий свыше тысячи лет.

От самого раннего этапа римской истории, царского, до наших дней дошло весьма немногое. В первую очередь это руины крепостной стенки, ограждавшей город в те времена. Она была сооружена из квадратных глыб вулканического камня шестым по счету царем Рима Сервием Туллием и имела длину 11 км. Самый сохранившиеся ее остатки сейчас возможно видеть при подъезде к римскому вокзалу Термини.

От второго, республиканского, этапа, что длился четыре с половиной столетия, сохранилось больше архитектурных монументов. Это в первую очередь руины главного гражданского центра города — Римского Форума (Форо Романо), где происходили все наиболее значимые события политической и экономической судьбе — народные собрания, судебные слушания, церемонии религиозных обрядов. К концу республиканского периода Форум принял уже в полной мере законченный архитектурный вид — с публичными сооружениями, храмами, арками, колоннадами, статуями, священной дорогой (Виз Сакра), и торговыми последовательностями. Но со временем все его сооружения были глубоко под почвой, и это место, где выпасали коров, стали так и именовать — Коровье пастбище (Кампо Ваччино). В XIX в. тут начали раскопки, и сейчас на заповедной территории Форума возможно заметить остатки древних храмов и колоннад.

От эры поздней республики до нас дошел храм Весты, богини покровительницы государства и домашнего очага. Жрицы Весты, девушки-весталки, обязаны были поддерживать в храме вечный пламя. в течении всей «работы», которая длилась как минимум 30 лет, они должны были хранить обет целомудрия (за его нарушение весталок живыми закапывали в почву, а их соблазнителей душили и забивали камнями). Тут же, у подножия Капитолийского бугра, возвышаются мрачные темно-серые руины аркад Табулариума -строения, предназначавшегося для хранения архивов республики.

Потом наступила эра ранней Римской империи, охватившая период I в. до н.э. и I в. н.э., в то время, когда в стране правили семействе Юлиев-Клавдиев, а после этого Флавиев. В современном Риме она представлена несколькими объектами вправду глобального значения.

К их числу относятся так именуемые Императорские форумы. Первый из них начал строить еще Юлии Цезарь, посчитавший, что ветхий Форум Романо стал уже тесен для разросшегося города. Данный форум с храмом Венеры был достроен уже при преемнике Цезаря Августе, что помимо этого воздвиг рядом с ним собственный шикарный форум с храмом всевышнего Марса. О размерах этого храма, которым некогда восхищался еще римский поэт Овидий, и поныне свидетельствуют три коринфских колонны высотою по 18 м. По всей видимости, не просто так появившееся еще в те времена утверждение о том, что «Август принял Рим кирпичным, а покинул мраморным». Позднее рядом с форумом Августа появился форум императора Веспасиана Флавия. А у подножия Палатинского бугра и Сейчас высятся мрачные руины императорских дворцов.

К числу отлично сохранившихся монументов Рима данной эры относится мраморная Триумфальная арка сына Веспасиана Тита на форуме. Она была воздвигнута в честь успешного похода римлян на Иерусалим (им удалось забрать данный город и разграбить его известный храм). На рельефе арки изображены император на триумфальной колеснице, вступающий в Рим, и трофеи, захваченные в иерусалимском храме. В канун Рима прибывающие в данный город смогут заметить огромные аркады акведука Клавдия, одного из десятка доходивших к городу водоводов, «сработанных еще рабами Рима».

Но, пожалуй, самый известный из архитектурных монументов периода ранней империи, один из основных знаков всей римской античности — амфитеатр Флавиев, либо Колизей. Строительство его было начато императором Веспасианом в 75 г. н.э., а закончено его сыном Титом в 80 г. В плане Колизей имел форму эллипса размером 180 на 156 м при высоте 50 м; не просто так его наименование в большинстве случаев создают от латинского «колоссео» -огромный. Выстроенный из коричнево-желтого травертина, кирпича и туфа и вмещавший более 50 тыс. зрителей, он был рекомендован для боев гладиаторов и других массовых зрелищ, каковые, как мы знаем, были неотъемлемым элементом римской цивилизации. По случаю открытия амфитеатра император Тит заявил стодневные игры, на протяжении которых на его арене сражались пара тысяч гладиаторов и было затравлено 5000 зверей! Так и всплывают памяти строчка из стихотворения Лермонтова «Умирающий гладиатор»:

Ликует буйный Рим…празднично гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена…

Не смотря на то, что до нового и новейшего времени от древнего Колизея дошла лишь его часть, но и она оставляет неизгладимое чувство у всех, кто его посещал и посещает. Путешествовавший по Европе Марк Твен назвал его царем всех европейских развалин.

Архитектурный вид Колизея возможно вернуть по достаточно отлично сохранившемуся его южному фасаду. Видно, что он имел четыре яруса (нижний из них предназначался для императорского двора, второй — для участников знатных семей, третий — для несложного народа, а четвертый с древесными скамейками — для дам). Три нижних яруса являются сквозные аркады, значение которых не только декоративное: благодаря им амфитеатр скоро заполнялся и освобождался. В эллипса, под бывшей ареной, раскопаны подвалы для диких животных, приспособления, подававшие на арену воду в дни представлений морских битв (навмахий), служебные помещения. Люди, животные, декорации попадали из этого на сцену при помощи сложной подъёмников коридоров-и системы проходов. В сильную жару либо ливень над всем амфитеатром на особых мачтах натягивали парусиновый тент.

Конструктивные изюминки самого громадного амфитеатра античьости, обширно употреблявшиеся в последующие эры, впечатляют и Сейчас. «Взобравшись на высоту третьего этажа Колизея, — пишет Г.Д. Богемский в книге о городах Италии, — проникаешься восторгом перед мастерством архитекторов древности, могших возводить огромные сооружения столь гармоничными, что они не подавляют собственной тяжестью, не кажутся массивными а также громадными».

От эры поздней империи до нас дошло еще больше архитектурно-исторических монументов Рима. В особенности это относится ко II в., в то время, когда у власти пребывала императорская семейство Антонинов; недаром второе столетие отечественной эры часто именуют золотым веком Древнего Рима. Возможно выделить по крайней мере три очень впечатляющих монумента той эры.

Это известная колонна Траяна и часть базилики — все, что осталось от некогда самого прекрасного из императорских форумов. Колонна Траяна была воздвигнута в честь побед императора, что погиб в Сирии на протяжении похода . Поверхность данной 38-метровой колонны обвивает (24 витка) спиральный рельеф-фриз длиной 300 м, увековечивший покорение Траяном Дакии. На нем возможно заметить сцены судьбы даков, подвиги самого императора и римских легионеров, что фигурирует на рельефе более 80 раз.

Потом, это Пантеон, выстроенный поменявшим Траяна императором Адрианом и сохранившийся лучше вторых древних монументов Рима. Пантеон -удивительно пропорциональный круглый храм, имеющий однообразные (43,5м) диаметр и высоту. Стенки шестиметровой толщины снабжают тот запас прочности, что нужен для поддержания огромного купола, представляющего собой настоящее чудо инженерного мастерства и узкого художественного вкуса. Послуживший прообразом куполов собора Св. Петра в церкви и Риме Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, он кроме того мало превосходит их собственными размерами, превзойденными лишь в XX в. Круглое девятиметровое отверстие в центре купола — «глаз Пантеона» — является единственным источником света для его внутреннего интерьера, где смогут вольно разместиться 2000 человек. В маленьких нишах, расположенных на протяжении стенку храма, находятся гробницы итальянских королей. Но громаднейшее внимание завлекает левая ниша, где покоится прах одного из величайших живописцев Италии — Рафаэля. Пантеон был заявлен папами «храмом всех всевышних», в противном случае говоря, храмом самой божественной идеи, символизирующим покой, гармонию, духовность. Но так как все это и сейчас ценится не меньше, чем два с лишним тысячелетия назад. Возможно, прав был Стендаль, написавший: «Достаточно двух мгновений чтобы проникнуться его красотой».

Наконец, это мавзолей Адриана, выстроенный на правом берегу Тибра для членов и самого императора его семьи. Но начальные функции он делал относительно недолго, будучи сперва перевоплощён в предмостное упрочнение, а в средние века — в неприступный замок, при необходимости являвшийся убежищем для римских пап. Тогда же бывший мавзолей стал называться замка Св. Ангела — по украсившей его статуе ангела с клинком. До самого финиша нового времени сперва папы, а после этого короли применяли его в качестве колонии. Не обращая внимания на бессчётные перестройки, мавзолей Адриана кроме этого во многом сохранил собственный начальный вид огромной цилиндрической башни.

От «золотого века» в Риме осталась и медная конная статуя императора Марка Аврелия, послужившая после этого эталоном для многих европейских монументов. Примечательно, что это единственная сохранившаяся в средние века древнеримская конная статуя. Уверены в том, что от уничтожения христианами ее спасла неточность: статую приняли за изображение христианского императора Константина, а не «язычника» Марка Аврелия.

К поздней Римской империи относится правление семейства Северов (III — IV вв.). Об данной эре в Риме напоминают в первую очередь руины терм и триумфальные арки.

Знакомясь с руинами римских терм, необходимо иметь в виду, что в жизни города они делали одну из центральных функций, будучи не просто банями в прямом назначении, но и чем-то наподобие клубов, занятий и мест развлечения спортом. Примером тому имели возможность помогать самые громадные из римских бань — термы Каракаллы, занимавшие территорию 340 х 330 м. Ядром всего комплекса было основное строение терм, в котором последовательно размешались громадной зал с бассейном, роскошно декорированный основной зал с холодной, горячей и тёплой банями, под полом которого пребывала сложная совокупность водоснабжения, канализации и отопления. По фасаду главного строения размешались помещения для отдыха. А само основное строение пребывало в парке, где кроме этого были размещены две палестры, место для соревнований атлетов, залы и библиотечные залы для занятий музыкой, раздевальни. Термы Каракаллы имели возможность вмещать в один момент более 2000 человек. Сейчас их кирпично-красные руины поднимаются на высоту более тридцати метров. Летом их применяют с целью проведения оперных фестивалей. А А в термах Диоклетиана сейчас находится национальный римский музей.

Из триумфальных арок той эры самый известны две — арка Септимия Севера и арка Константина. Первая из них, высотой 20 м, была выстроена в честь императора, именем которого она названа, и его побед над варварами. Вторая, более поздняя, воздвигнутая в честь победы Константина над Мак-сенцием, имеет три отлично сохранившихся пролета.

В целом можно считать, что с древних времен в Риме сохранилось не так уж мало монументов, в особенности в случае, если учесть долгую и бурную историю Вечного города. Так как в середине I в., при императоре Нероне, в Риме вспыхнул длившийся целую семь дней грандиозный пожар, практически опустошивший город. В V в., на самом закате империи, вандалы 14 дней грабили Рим, подвергнув его ужасному разрушению. Многие древние монументы погибли уже в средние века. К примеру, в раннем средневековье папы римские и знать применяли Колизей как источник стройматериала. В XV в. его по большому счету перевоплотили в настоящую каменоломню: из добытого тут травертина выстроены многие римские палаццо; кроме того железную арматуру выбивали из стенку и опять применяли. Конкретно тогда сложилась узнаваемая поговорка-каламбур: «То, чего не уничтожили варвары (не), уничтожили Барберини» (фамилия нескольких пап и кардиналов).

А в 30-х гг. XX в. Муссолини — из чисто амбициозных побуждений — распорядился проложить через центральную историческую часть города парадную улицу Императорских форумов, стёрши с лица земли наряду с этим многие древние монументы.

Этрусков вычисляют создателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове, к достижениям которой, еще задолго до Римской республики, возможно отнести большие города с превосходной архитектурой, красивые изделия из металла, керамику, живопись и скульптуру, широкую дренажную и ирригационную совокупности, алфавит, а позднее и чеканку монеты. Быть может, этруски были инопланетянами из-за моря; их первые поселения на территории Италии представляли собой процветающие общины, размешавшиеся в центре ее западной части прибрежной полосы, в области, именовавшейся Этрурией (примерно территория совр. Тосканы и Лацио). Древние греки знали этрусков под именем тирренов (либо тирсенов), и часть Средиземного моря между островами и Апеннинским полуостровом Сицилия, Корсика и Сардиния именовалась (и именуется сейчас) Тирренским морем, потому, что в течении нескольких столетий тут господствовали этрусские мореплаватели. Римляне именовали этрусков тусками (из этого совр. Тоскана) либо этрусками, сами же этруски именовали себя расна либо расенна. В эру их наивысшего могущества, ок. 7-5 вв. до н.э., этруски распространили собственный влияние на большую часть Апеннинского полуострова, впредь до подножий Альп на севере и окрестностей Неаполя на юге. Покорился им и Рим. Везде их главенство несло с собой материальное процветание, крупномасштабные достижения и инженерные проекты в сфере архитектуры. В соответствии с традиции, в Этрурии существовала конфедерация двенадцати главных городов-стран, объединенных в религиозный и политический альянс. В их число наверняка входили Цере (совр. Черветери), Тарквинии (совр. Тарквиния), Ветулония, Вейи и Волатерры (совр. Волтерра) — все конкретно на побережье либо недалеко от него, и Перузия (современная Перуджа), Кортона, Вольсинии (совр. Орвьето) и Арретий (совр. Ареццо) во внутренней части страны. К числу вторых серьёзных городов относятся Вульчи, Клузий (совр. Кьюзи), Фалерии, Популония, Руселлы и Фьезоле.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, КУЛЬТУРА и История
Происхождение. Самое раннее упоминание об этрусках мы находим в Гомеровских гимнах (Гимн Дионису, 8), где повествуется о том, как данный всевышний был в один раз захвачен в плен тирренскими пиратами. Гесиод в Теогонии (1016) упоминает славой венчанных тирренцев, а Пиндар (1-я Пифийская ода, 72) говорит о агрессивном кличе тирренов. Кто же были эти известные пираты, разумеется, общеизвестные древнему миру? Со времен Геродота (5 в. до н.э.) неприятность их происхождения занимала умы историков, дилетантов и археологов. Первая теория, отстаивающая лидийское, либо восточное, происхождение этрусков, восходит к Геродоту (I 94). Он пишет, что в правление Атиса в Лидии разразился ожесточённый голод, и добрая половина населения была вынуждена покинуть страну в отыскивании нового и пропитания местожительства. Они отправились в Смирну, выстроили в том месте суда и, миновав многие портовые города Средиземноморья, в итоге осели среди омбриков в Италии. В том месте лидийцы поменяли собственный наименование, назвавшись тирренами в честь собственного предводителя Тиррена, сына царя. Вторая теория кроме этого уходит корнями в древность. Дионисий Галикарнасский, ритор эры Августа, оспаривает Геродота, утверждая (Римские древности, I 30), что этруски были не переселенцами, а местным и самый древним народом, отличавшимся от всех собственных соседей на Апеннинском полуострове как по языку, так и по обычаям. Третья теория, сформулированная Н.Фрере в 18 в., но до сих пор имеющая приверженцев, отстаивает северное происхождение этрусков. В соответствии с ей, этруски, наряду с другими италийскими племенами, пробрались на территорию Италии через альпийские перевалы. Эти археологии, по-видимому, говорят в пользу первой версии происхождения этрусков. Но к рассказу Геродота направляться доходить с осторожностью. Само собой разумеется, лидийские инопланетяне-пираты заселили тирренское побережье не единовременно, но скорее переселялись ко мне несколькими волнами. Приблизительно с середины 8 в. до н.э. культура Вилланова (носители которой появлялись тут ранее) претерпела трансформации под явным восточным влиянием. Но местный элемент был достаточно силен, дабы оказать на процесс формирования нового народа большое действие. Это разрешает примирить сообщения Геродота и Дионисия.
История. Показавшись в Италии, инопланетяне захватили земли к северу от реки Тибр по западному побережью полуострова и основали поселения с каменными стенками, каждое из которых стало свободным городом-страной. Самих этрусков было не так много, но превосходство в военной организации и оружии разрешило им покорить местное население. Покинув пиратство, они наладили торговлю с финикийцами, египтянами и греками и деятельно занимались производством керамики, терракотовых и железных изделий. Под их управлением благодаря действенному применению рабочей силы и формированию дренажных совокупностей тут существенно усовершенствовалось земледелие. В первую очередь 7 в. до н.э. этруски стали расширять собственный политическое влияние в южном направлении: этрусские цари правили Римом, и сфера их влияния простиралась до греческих колоний Кампании. Согласованные действия карфагенян и этрусков сейчас на практике значительно препятствовали греческой колонизации в западном Средиземноморье. Но по окончании 500 до н.э. их влияние начало ослабевать; ок. 474 до н.э. большое поражение нанесли им греки, а чуть позднее они стали ощущать на собственных северных пределах давление галлов. В начале 4 в. до н.э. войны с римлянами и замечательное галльское вторжение на полуостров окончательно подорвали могущество этрусков. Понемногу они были поглощены разраставшимся римским страной и растворились в нем.
Политические и публичные университеты. Политическим и религиозным центром классической конфедерации двенадцати этрусских городов, любой из которых управлялся лукумоном (lucumo), являлось их неспециализированное святилище Вольтумны (Fanum Voltumnae) недалеко от современной Больсены. По-видимому, лукумон каждого города избирался местной аристократией, но неизвестно, кому принадлежала власть в федерации. прерогативы и Царские полномочия иногда оспаривались знатью. К примеру, к концу 6 в. до н.э. этрусская монархия в Риме была свергнута, и на смену ей пришла республика. Национальные структуры не претерпели радикальных трансформаций, помимо этого, что был создан университет каждый год избиравшихся магистратов. Сохранился кроме того титул царя (lucumo), не смотря на то, что и лишившийся прошлого политического содержания и унаследованный второстепенным должностным лицом, выполнявшим жреческие обязанности (rex sacrificulus). Основная слабость этрусского альянса состояла, как и при с греческими городами-странами, в неспособности и отсутствии сплочённости противостоять единым фронтом как римской экспансии на юге, так и галльскому вторжению на севере. Во время политического главенства этрусков в Италии их аристократия обладала множеством рабов, каковые употреблялись в качестве прислуги и на сельскохозяйственных работах. Экономическим стержнем страны являлся средний класс торговцев и ремесленников. Сильны были домашние узы, причем любой клан гордился собственными традициями и ревностно оберегал их. Римский обычай, в соответствии с которым все члены рода приобретали неспециализированное (родовое) имя, вероятнее, восходит к этрусскому обществу. Кроме того во время упадка страны отпрыски этрусских семей гордились собственными родословными. Меценат, советник и друг Августа, имел возможность похвастаться происхождением от этрусских царей: его царственные предки были лукомонами города Арретия. В этрусском обществе дамы вели в полной мере независимую судьбу. Время от времени кроме того родословная велась по женской линии. В отличие от греческой практики и в согласии с более поздними римскими обычаями, молодых девушек и этрусских матрон из аристократии часто возможно было видеть на публичных зрелищах и общественных собраниях. Эмансипированное положение этрусских дам дало предлог греческим моралистам последующих столетий осуждать нравы тирренов.

Археология и ИСКУССТВО
История раскопок. Этруски были ассимилированы римлянами в течении последних 3-х столетий до н.э., но ввиду того, что их мастерство высоко ценилось, этрусские храмы, муниципальные гробницы и стены пережили данный период. Следы этрусской цивилизации были частично погребены под почвой вместе с римскими руинами и в Средние века по большей части не завлекали внимания (но, определенное влияние этрусской живописи обнаруживается у Джотто); но в эру Ренессанса ими снова заинтересовались и кое-какие из них были раскопаны. Среди тех, кто посещал этрусские гробницы, были Джорджо и Микеланджело Вазари. К числу известных статуй, найденных в 16 в., принадлежат известная Химера (1553), Минерва из Ареццо (1554) и т.н. Оратор (Arringatore) — портретная статуя какого-либо должностного лица, отысканная недалеко от Тразименского озера в 1566. В 17 в. число раскопанных объектов увеличилось, а в 18 в. широкое изучение этрусских древностей породило громадный энтузиазм (etruscheria, т.е. этрускомания) среди итальянских ученых, полагавших, что этрусская культура превосходит древнегреческую. На протяжении более либо менее систематических раскопок исследователи 19 в. открыли тысячи богатейших этрусских гробниц, наполненных этрусскими изделиями из металла и греческими вазами, — в Перудже, Тарквинии, Вульчи, Черветери (1836, гробница Реголини-Галасси), Вейях, Кьюзи, Болонье, Ветулонии и во многих вторых местах. В 20 в. особенно знаменательными были открытия храмовых скульптур в Вейях (1916 и 1938) и богатого захоронения в Комаккьо (1922) на Адриатическом побережье. Был достигнут большой прогресс в понимании этрусских древностей, в особенности благодаря упрочнениям Университета этрусских и итальянских изучений во Флоренции и его научному изданию Этрусские изучения (Studi Etruschi), выходящему с 1927.
Географические распределение монументов. Археологическая карта монументов, покинутых этрусками, отражает их историю. Старейшие поселения, датируемые приблизительно с 700 до н.э., найдены в прибрежной территории между островом и Римом Эльба: старая женщина, Черветери, Тарквиния, Вульчи, Статония, Ветулония и Популония. С конца 7 и в течении 6 в. до н.э. этрусская культура распространилась на материковые области от Пизы на
севере и на протяжении Апеннин. Кроме Умбрии, во владения этрусков входили города, каковые носят сейчас заглавия Фьезоле, Ареццо, Кортона, Кьюзи и Перуджа. Их культура пробралась к югу, до современных городов Орвьето, Фалерий и Рима, и, наконец, за Неаполь и в Кампанью. Предметы этрусской культуры были найдены в Веллетри, Пренесте, Конке, Капуе и Помпеях. Болонья, Марцаботто и Поясницы стали центрами этрусской колонизации областей за горной цепью Апеннин. Позднее, в 393 до н.э., в эти земли вторглись галлы. Через торговлю этрусское влияние распространилось и на другие области Италии. С ослаблением власти этрусков под ударами римлян и галлов сократилась и территория распространения их материальной культуры. Но в некоторых городах Тосканы язык и культурные традиции дожили до 1 в. до н.э. В Клузии предметы мастерства, относящиеся к этрусской традиции, производились приблизительно до 100 до н.э.; в Волатеррах — примерно до 80 до н.э., а в Перузии — приблизительно до 40 до н.э. Кое-какие этрусские надписи датируются временем по окончании исчезновения этрусских стран и, быть может, относятся к эре Августа.
Гробницы. Старейшие следы этрусков прослеживаются по их захоронениям, довольно часто размешавшимся на отдельных буграх и, к примеру, в Цере и Тарквиниях, воображавшим собой настоящие города мертвых. Несложный тип гробниц, распространившийся приблизительно с 700 до н.э., — вырубленные в горе углубления. Для их родственников и царей такие могилы, по-видимому, делали более широкими. Таковы гробницы Бернардини и Барберини в Пренесте (ок. 650 до н.э.) с бессчётными украшениями из серебра и золота, котлами и бронзовыми треножниками, и привезенными из Финикии предметами из стекла и слоновой кости. Начиная с 7 в. до н.э. характерным был прием соединения нескольких камер между собой так, что получались целые подземные жилища различных размеров. В них имелись двери, время от времени окна и довольно часто каменные скамейки, на каковые клали погибших. В некоторых городах (Цере, Тарквинии, Ветулония, Популония и Клузий) такие гробницы перекрывали насыпями диаметром до 45 м, возведенными поверх естественных холмов. В других местах (к примеру, в Сан-Джулиано и Норче) склепы вырубали в отвесных скальных обрывах, придавая им вид домов и храмов с плоскими либо покатыми крышами.

Скульптура. На раннем этапе собственной истории этруски импортировали сирийские, финикийские и ассирийские изделия из слоновой кости и металла, и подражали им в собственном производстве. Но весьма не так долго осталось ждать они принялись подражать всему греческому. Не смотря на то, что их мастерство отражает в большинстве случаев греческие стили, в нем ощущаются земной дух и здоровая энергия, не характерные греческому прототипу, более сдержанному и интеллектуальному по собственному характеру. Лучшими этрусскими скульптурами, пожалуй, нужно считать те, что выполнены из металла, в основном из латуни. Солидную часть этих статуй захватили римляне: в соответствии с Плинию Старшему (Естественная история XXXIV 34), в одних Вольсиниях, забранных в 256 до н.э., им досталось 2000 штук. До отечественного времени сохранились немногие. К числу самых превосходных принадлежат выкованный из железного страницы женский бюст из Вульчи (ок. 600 до н.э., Английский музей), обильно украшенная рельефными мифологическими сценами колесница из Монтелеоне (ок. 540 до н.э., музей Метрополитен); Химера из Ареццо (ок. 500 г. до н.э., Археологический музей во Флоренции); статуя мальчика того же времени (в Копенгагене); всевышний войны (ок. 450 до н.э., в Канзас-Сити); статуя солдата из Тудера (ок. 350 до н.э., сейчас в Ватикане); ясная голова жреца (ок. 180 до н.э., Английский музей); голова мальчика (ок. 280 до н.э., Археологический музей во Флоренции). Знак Рима, известная Капитолийская волчица (примерно датируется временем по окончании 500 до н.э., сейчас в Палаццо деи Консерватори в Риме), узнаваемая уже в Средние века, возможно, сделана кроме этого этрусками.

Памятники античной культуры римского периода. этрусская традиция в архитектуре. город-музей – помпеи.
Знак РИМА, известная Капитолийская волчица.

Превосходным достижением мирового мастерства явились рельефы этрусков и терракотовые статуи. Лучшие из них — отысканные около храма Аполлона в Вейях статуи архаической эры, среди которых имеются богинь и изображения богов, замечающих за борьбой Геракла и Аполлона из-за убитой лани (ок. 500 до н.э.). Рельефное изображение оживленной схватки (возможно, с фронтона) было найдено в 1957-1958 в Пиргах, порту Черветери. По стилю оно перекликается с греческими композициями эры ранней классики (480-470 до н.э.). Прекрасная упряжка крылатых коней отыскана недалеко от храма 4 в. до н.э. в Тарквиниях. Занимательны с исторический точки зрения живые сцены с фронтонов храма в Чивита Альба, где запечатлено разграблениегаллами Дель Памятники античной культуры римского периода. этрусская традиция в архитектуре. город-музей – помпеи. ТЕРРАКОТОВАЯ СТАТУЯ АПОЛЛОНА, отысканная около храма в Вейях.

Каменная этрусская скульптура обнаруживает больше местного своеобразия, чем железная. Первые испытания создания скульптур из камня воображают столпообразные фигуры женщин и мужчин из гробницы Пьетрера в Ветулонии. Они подражают греческим статуям середины 7 в. до н.э. Архаические гробницы в Вульчи и Кьюзи украшены фигурой кентавра и разнообразными каменными бюстами. Изображения сражений, празднеств, игр, сцен и похорон женского быта найдены на надгробиях 6 в. до н.э. из Кьюзи и Фьезоле. Видятся и сцены из греческой мифологии, как, к примеру, рельефные изображения на каменных плитах, установленных над входом в гробницы в Тарквиниях. С 4 в до н.э. урны и саркофаги с прахом в большинстве случаев украшали рельефами на темы греческих сцен и легенд загробной судьбе. На крышках многих из них — фигуры полулежащих женщин и мужчин, у которых особой ясностью отличаются лица.
Живопись. Особенно полезна этрусская живопись, потому, что она позволяет делать выводы о не дошедших до нас фресках и греческих картинах. За исключением нескольких фрагментов красивого убранства храмов (Черветери и Фалерии), этрусские фрески сохранились только в гробницах — в Черветери, Вейях, Орвьето и Тарквиниях. В старейшей (ок. 600 до н.э.) гробнице Львов в Черветери имеется изображение божества между двумя львами; в гробнице Кампана в Вейях погибший представлен выезжающим верхом на охоту. С середины 6 в. до н.э. преобладают сцены танцев, возлияний, и крепких и гладиаторских состязаний (Тарквинии), не смотря на то, что имеются и рыбной ловли и изображения охоты (гробница рыбной ловли и Охоты в Тарквиниях). Лучшими монументами этрусской живописи являются танцевальные сцены из гробницы Франчески Джустиниани и гробницы Триклиния. Рисунок тут весьма уверенный, цветовая гамма небогатая (желтый, красный, коричневый, зеленый и светло синий цвета) и неброская, но гармоничная. Фрески двух этих гробниц подражают работам греческих мастеров 5 в. до н.э. Среди немногих расписанных гробниц позднего периода по праву выделяют громадную гробницу Франсуа в Вульчи (4 в. до н.э.). Одна из найденных тут сцен — наступление римлянина Гнея Тарквиния на этруска Целия Вибенну, которому оказывают помощь его брат Элий и второй этруск Мастарна, — возможно, есть этрусской трактовкой римской легенды на ту же тему; другие сцены заимствованы из Гомера. Этрусский загробный мир, с примесью отдельных греческих элементов, представлен в гробнице Орка, гробнице Тифона и гробнице Кардинала в Тарквиниях, где изображены различные устрашающие демоны (Хару, Тухулка). Эти этрусские демоны были, по-видимому, известны римскому поэту Вергилию.

Памятники античной культуры римского периода. этрусская традиция в архитектуре. город-музей – помпеи.
ПОДРОБНОСТИ ФРЕСКИ из этрусской гробницы в Тарквиниях.

Керамика. Этрусская керамика хороша в технологическом отношении, но по большей части носит подражательный темперамент. Тёмные вазы типа буккеро с громадным либо меньшим успехом имитируют медные сосуды (7-5 вв. до н.э.); они довольно часто украшены рельефными фигурами, в большинстве случаев воспроизводящими греческие образцы. Эволюция расписной керамики с некоторым отставанием во времени следует за развитием греческих ваз. Самый необычны вазы с изображением предметов негреческого происхождения, к примеру судов тирренских пиратов либо следующие манере народного творчества. Иными словами, сокровище этрусской керамики пребывает в том, что по ней мы прослеживаем нарастание греческого влияния, в особенности в сфере мифологии. Сами этруски предпочитали греческие вазы, каковые тысячами найдены в этрусских гробницах (ок. 80% известных сейчас греческих ваз происходят из Этрурии и южной Италии. Так, ваза Франсуа (в Археологическом музее Флоренции), прекрасное творение мастера аттического чернофигурного стиля Клития (первая добрая половина 6 в. до н.э.), нашлась в этрусской гробнице около Кьюзи.
Металлообработка. По сообщениям греческих авторов, этрусские медные изделия высоко ценились в Греции. Возможно, этрусское происхождение имеет найденная в некрополе Афин старая чаша с людскими ликами, примерно датируемая началом 7 в. до н.э. Часть этрусского треножника обнаружена акрополе Афин. В конце 7-го, в 6 и 5 вв. до н.э. много этрусских котлов, ведер и кувшинов для вина вывозилось в Центральную Европу, кое-какие из них достигали кроме того Скандинавии. Медная этрусская статуэтка отыскана в Англии. В Тоскане из латуни делались качественные, громадные и весьма эффектные подставки, треножники, котлы, светильники а также троны. Эти предметы составляли кроме этого часть обстановки гробниц, причем многие были украшены рельефными либо объемными изображениями животных и людей. Изготавливали тут и медные колесницы со сценами смелых битв либо фигурами легендарных храбрецов. Гравированный узор активно использовался для украшения медных туалетных бронзовых зеркал и шкатулок, многие из которых были сделаны в латинском городе Пренесте. В качестве мотивов употреблялись как сцены из греческих мифов, так и главные и второстепенные этрусские всевышние. самый известный из гравированных сосудов — циста Фикорони в римском Музее виллы Джулия, на которой изображены подвиги аргонавтов.
драгоценности. Этруски преуспели и в ювелирном деле. Превосходный комплект браслетов, пластин, фибул и ожерелий украшал даму, похороненную в гробнице Реголини-Галасси в Цере: наверное, она была практически покрыта золотом. Техника зерни, в то время, когда маленькими шариками золота, напаянными на тёплую поверхность, изображались животных и фигуры богов, нигде не использовалась столь же искусно, как при украшении дужек некоторых этрусских фибул. Позднее этруски с тщательностью и поразительной изобретательностью изготавливали серьги различной формы.

Памятники античной культуры римского периода. этрусская традиция в архитектуре. город-музей – помпеи.
ЭТРУССКИЕ СЕРЬГИ в форме винограда, отысканные в одной из гробниц в городе Вульчи.

Памятники античной культуры римского периода. этрусская традиция в архитектуре. город-музей – помпеи.
ЭТРУССКОЕ ЗОЛОТОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ

Самые знаменитые древнии города. Помпеи


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: