Сущность и специфика философского знания

специфика и Сущность философского знания

Философия (с греч. «любовь к мудрости») – это теоритический тип мировоззрения, что является учением об неспециализированных правилах бытия, познания и мира и отношений человека. Пифагор в первый раз применял слово «философ» — тот кто обожает мудрость и пытается к ней. Мудрость – знание о самом значительном, первоосновном. Древнегреческие философы думали, что это знание о общих базах, определяющих существование всего того, что имеется.

Философия включает в себя такие разные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, к примеру, «Существует ли Всевышний?», «Допустимо ли объективное познание?», «Что делает тот либо другой поступок верным либо неправильным?» Фундаментальным способом философии есть построение умозаключений, оценивающих те либо иные доводы, касающиеся аналогичных вопросов. В это же время, единой методологии и точных границ философии не существует. Споры идут и по поводу того, что вычислять философией, и само определение философии различно в бессчётных философских школах.

Главная специфика философского знаниязаключается в его двойственности, поскольку оно:

• имеет довольно много неспециализированного с научным знанием — предмет, способы, логико-понятийный аппарат;

• но не есть научным знанием в чистом виде.

Основное отличие философии от всех иных наук содержится в том, что философияявляется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета изучения любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не следует над ним.

Неприятность генезиса философии

Необходимо подчернуть, что генезис философии есть проблемой для самой философии, развиваясь, она всегда сталкивается с проблемой собственного происхождения, потому что, лишь решив ее, философия сможет полностью понять собственную сущность.

Существуют три основополагающие теории происхождения философии: мифогенная, гносеогенная и та, которую, по ее характеру, возможно назвать концепцией качественного скачка. Каждая из этих точек зрения, в случае, если признать лишь ее единственно верной, ограничена. Философия, ее категориальный аппарат во многом наследует мифологемы и философское мировоззрение во многом вырастает из мифа, в особенности у таких ранних философов, как Ферекид, Эмпедокл и, кроме того, Платон. К тому же, философское мировоззрение радикально противоречит мифической картине мира. Исходя из этого нельзя говорить, что сущность философии вытекает из мифа: она так же из него вытекает, как от него отталкивается в собственном становлении. Миф у Ферекида а также у Гомера уже не тот миф, которому непременно поклоняются и которому непременно верят, — это уже рефлектированный миф, с которого снят ореол святости.

В случае, если же говорить о происхождении философии из науки, то, как уже узнано, это нереально. К тому же, нереально, возможно, и развитие философии без науки, как и без мифа. Исходя из этого, отвечая на вопрос, происходит ли философия из мифа либо из накопления научного знания, нереально дать односложный ответ да либо нет, тут отношения более сложные и замысловатые. светло одно: без них бы философия не появилась, и с ними она кроме этого имела возможность бы не появиться. Так, мы имеем примеры в иных культурах, в то время, когда существовала развитая мифология и был достаточный уровень научного знания, но философия так и не состоялась (Египет, Вавилон и др. культуры). Получается, что миф и наука являются нужными, но недостаточными предпосылками происхождения философии. Не достаточно еще чего-то, что делает философию конкретно философией и что нереально отыскать ни в науке, ни в мифе.

Третья концепция генезиса философии, концепция качественного скачка, подчеркивает конкретно эту специфику философского знания как его сущностное отличие от иных типов знания. Поясним: эта концепция не отрицает важность для науки философии и становления мифа, и развития социальных, экономических, политических и иных связей. Вправду, без совокупности всех этих нужных предпосылок философия никак бы не имела возможности показаться, но целый данный список предпосылок, сколь бы долгим и объемным он ни был, не может машинально породить философию. Сейчас, как казалось бы, всех этих предпосылок куда больше, а также новых мифов создается больше, чем было ветхих у древних греков, но Старая Греция породила такую плеяду уникальных философов, которых в двадцатом веке возможно пересчитать по пальцам одной руки.

Концепция качественного скачка увлекательна, уникальна а также нова тем, что останавливает внимание именно на внутреннем существе философского знания, которое несводимо ни к каким предпосылкам, которое ниоткуда нереально вывести, когда из самой философии. Философия породила саму себя в акте самопознания и духовного познания, она — совсем суверенная, независимая область знания, знания предвечного, потому что его неспособна постичь ни мифология, ни наука, ни религия. Философия появляется сходу и как бы внезапно, порвав все путы мифологического, научного, поэтического, эпического и какого именно угодно иного вида знания. Но не смотря на то, что философия появляется внезапно и сходу, она не сходу и не внезапно приходит к собственному самосознанию, она не сходу обнаруживает себя в собственной первозданной чистоте. В истории древней философии она как бы идет от себя к себе, выражаясь терминологией Гегеля, от в-себе-бытия к для-себя-бытию.

Главные философские направления

Одновременно и направлениями в философии,и философскими методамиявляются:

• материализм; • идеализм; • эмпиризм; • рационализм.

При материалистическом способе реальность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — имеется проявление материи. (Материалистическо-диалектический способ господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной русском.)

Сущность идеалистического философского способа — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический способ особенно обширно распространен в Соединенных Штатах и последовательности государств Западной Европы (к примеру, Германии).

Эмпиризм — направление и метод в познании, в соответствии с которому в базе познавательного процесса, знания лежит опыт, приобретаемый в основном в следствии чувственного познания. (Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте ичувственных ощущениях.)

Рационализм — направление и философский метод в философии, в силу которого подлинное, полностью точное знание возможно достигнуто лишь посредством разума (другими словами выведено из самого разума) без ощущений и влияния опыта. (Все возможно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)

учение и Жизнь Сократа

В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и смелой личности сохранилось и в последующие времена. Образ Сократа-мыслителя был положен в базу многих искусства и произведений литературы.

Сократ появился в месяц Фаргелион (май — июнь по современному календарю), в год архонта Апсефиона, на четвертом году 77-й Олимпиады (469г. до н.э.) в семье каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты. Фаргелии были праздником Артемиды и рождения Аполлона. По афинской культовой традиции в Фаргелии город занимался привлекательным очищением. Рождение в таковой сутки считалось событием символическим и знаменательным, и новорожденный в Афинах, конечно, попадал под покровительство высокочтимого светозарного Аполлона, всевышнего муз, гармонии и искусств.

О жизни Сократа возможно заявить, что она в решающей мере явилась его собственным творением. По словам Сократа, ему с детства сопутствовал внутренний голос — некоторый демон, ангел-хранитель, удерживавший его от совершения определенных поступков. Обращение в этом случае практически идет о внутреннем обосновании поведения. Сократ признавался, что постоянно следовал предостережениям собственного демона и по большому счету забрал за жёсткое правило функционировать в соответствии с глубоко продуманным убеждением.

Это рвение постоянно оставаться самим собой самый разумеется сказалось в выборе философом жизненного пути. Сократ осознавал, что собственной деятельностью, направленной против господствовавших предрассудков и мнений, он обрекает себя на преследования со стороны страны, а, возможно, и на смерть.

В домашних делах ему не везло, он был женат два раза и от последней жены имел троих детей. Он вел праздный образ судьбы, обожал посмеяться, выпить, подшутить. Жил в бедности, все его имущество оценивалось в 5 мин, на такую сумму в те времена не было возможности приобрести приличную лошадь либо раба. Исходя из этого он ходил в ветхом рваном хитоне и практически в любое время босиком. Сократ отвергал излишества и роскошь в одежде, пище, обстановке и т.д

В настоящих нравственных отношениях существуют, по Сократу, противоречивость и ограниченность моральных оценок. Это следствие невежества людей, их нежелание познать сущность. Значительное же в морали – это неизменные и вечные добродетели, основной из которых есть мудрость. Она разрешает постичь цель судьбе и образовывает деятельность, соответствующую божественному предначертанию. Источник блага – Всевышний.

Сократ полагал, что смысл жизни человека, высшее благо – в достижении счастья. Этика обязана оказать помощь человеку выстроить жизнь в соответствии с целью этого. Счастье – это содержание – разумного, добродетельного бытия, т.е. лишь моральный человек возможно радостным (либо разумным, что, по сути, также самое). Тут эвдемонистическая установка Сократа корректируется убеждением в самоценности морали: не мораль подчинена естественному рвению к счастью, а, наоборот, счастье зависит от моральности (добродетельности) человека. Соответственно этому конкретизируется задача этики оказать помощь человеку стать моральным. Сократ стоит на позициях рационализма.

Знание – база добродетельности (любая конкретная добродетель имеется определенный вид знания), незнание – источник безнравственности, т.е. истина и добро совпадают. Т. е. моральные сокровища лишь тогда имеют регулятивное значение, в то время, когда осознанны человеком как подлинные. Исходя из этого столь постоянное внимание он обращает на нравственное воспитание, которое неразрывно с самовоспитанием, причем процесс нравственного совершенствования продолжается всю сознательную судьбу: «Лучше всех живет, я думаю, тот, кто больше всех заботится о том, дабы делаться как возможно лучше, а приятнее всех – кто больше всех сознает, что он делается лучше. До сих пор это было моим уделом».

Комплекс идей известного греческого мыслителя явился основанием для появления устойчивых традиций последующей этической рефлексии. Вместе с тем разнообразие идей отсутствие их твёрдого однозначного оформления давали возможность поливариативной интерпретации, что проявилось уже в позициях ближайших учеников Сократа. Двое из них являются основателями так называемых сократических школ – киренской и кинической. В собственных отыскивании истины киники и киренаики отправляются от учения Сократа о счастье. Общей для них есть кроме этого исходная индивидуалистическая ориентация, но выводы, к каким они приходят, значительно разны.

Диалектика Гегеля

В философии Гегеля значительную роль играется понятие диалектики. Диалектика, в соответствии с Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, что вносит в содержание науки необходимость и имманентную связь…», способ изучения, противоположный метафизике.

Особое значение в диалектическом способе Гегеля имели три принципа развития, осознаваемые им как перемещение понятий, то есть: переход количества в уровень качества, несоответствие как отрицание отрицания и источник развития. В этих трех правилах, не смотря на то, что и в идеалистической форме, Гегель вскрыл общие законы развития. В первый раз в истории философии Гегель учил, что источником развития являются несоответствия, свойственные явлениям. Идея Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.

В диалектике Гегеля возможно выделить следующие три главных элемента:

1.Попытка обойти Кантово опровержение рационализма:

Кант опроверг рационализм, сказав, что тот обязательно ведет к несоответствиям. Но данный довод черпает собственную силу из закона несоответствия: он опровергает лишь совокупности, признающие данный закон, другими словами пробующие избавиться от противоречий. Данный довод не воображает угрозы для диалектической совокупности Гегеля, которая готова примириться с несоответствиями.

2.Описание развития разума в терминах диалектики:

Гегель, видевший в диалектике подлинное описание мышления и действительного процесса рассуждения, вычислял своим долгом поменять логику, с тем дабы сделать диалектику ответственной — если не ответственной — частью логической теории. Для этого ему нужно было отбросить «закон несоответствия», что являлся серьёзным препятствием для диалектики.

3.Философия тождества

На основании действительности тождества и философии разума утверждается, что потому, что идеи противоречат друг другу, кроме этого и факты смогут противоречить один второму, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря несоответствиям, — и исходя из этого от закона несоответствия нужно отказаться.

Мысль практики

Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру. Она имеет публичный темперамент, является основой общения между людьми, предпосылкой разных форм общежития.

*Практика есть источником теории, выступает в роли клиента тех либо иных разработок. Вещи, не имеющие практического значения, разрабатываются очень редко.
* Практика есть критерием истинности теории.
* Практика — цель любой теории.

Диалектический материализм.

В базу Энгельса и диалектического материализма Маркса была положена диалектика Гегеля, но на совсем иных, материалистических (а не идеалистических) правилах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Возможно выделить следующие главные положения диалектического материализма:

-главный вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

-сознание понимается не как независимая сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

-материя находится в развитии и постоянном движении;

-Всевышнего нет, Он есть совершенным образом, плодом людской фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Всевышний не оказывает никакого влияния на окружающую реальность;

-материя вечна и нескончаема, иногда принимает новые формы собственного существования;

-серьёзным причиной развития есть практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

-развитие происходит по законам борьбы – противоположностей и диалектики единства, перехода количества в уровень качества, отрицания отрицания.

Концепция отчуждения

Концепция отчуждения изложена Марксом в Экономическо-Капиталь и 1844 философские рукописи года. Философ был уверен, что отчуждение преодолевается не в области мышления, а в сфере практической деятельности. Он выделял такие формы отчуждения:
* Отчуждение условий труда от самого труда.
* Отчуждение результатов труда.
* Отчуждение социальных университетов от человека.
* Отчуждение идеологии от судьбы.
Все эти формы отчуждения разрешают конкретизировать сущность отчуждения следующим образом: превращение людской деятельности и её результатов в независимую, непонятную для человека действительность.

Материалистическое познание истории
Оно образовывает, по выражению В.И.Ленина, краеугольный камень философии марксизма. Для классиков марксизма философия ни при каких обстоятельствах не являлась занятием сугубо отвлечённым: они желали применять её чтобы лучше осознать жизнь и, исходя из этого понимания, преобразовать в соответствии с коммунистическими совершенствами. Исходя из этого нужной и ответственной составляющей философии марксизма являются социально-философские и философско-исторические идеи.
Диалектико-материалистическое познание истории возможно представить через такие основополагающие его тезисы:
* Общество имеется не итог произвола правителей либо божественного вмешательства, а есть продуктом деятельности людей.
* Общество исторично, оно начинается во времени. Движет обществом не законодательная, политическая либо идеологическая работа, а деятельность людей по производству нужных для себя благ.
* В совокупности разветвленных видов людской деятельности имеется основополагающая, производственно-материальная деятельность. Люди первым делом создают материальные условия судьбы, а уже позже пишут стихи, занимаются политикой и т.п.
Методы материального производства, характерные для народов и различных времён, не произвольны, а обычны и смогут быть объединены в конечное число способов, исторически сменяющих друг друга. Основание для для того чтобы заключения Маркс купил через внимательное изучение всемирный истории, реконструкцию существующего исторического материала в интересующей его возможности.
Всего типов метода производства Энгельс и Маркс насчитали пять:
* Первобытнообщинный.
* Рабовладельческий.
* Феодальный.
* Капиталистический.
* Коммунистический.

Развитие материального производства, переход от одного его метода к второму осуществляется за счет разногласия между главными составляющими в материального производства: производственными отношениями и производительными силами.
Около метода материального производства складывается целая совокупность взаимоотношений, которую Энгельс и Маркс назвали публично-экономической формацией. Этих формаций столько же, сколько и способов материального производства. Каждая формация имеет два уровня: базис — другими словами, первичные и определяющие отношения и надстройку — вторичные, зависимые структуры общества. Базис охватывает производственные отношения, а надстройка — это совокупность идеологических отношений и институтов.
Людская история, как направляться из сказанного выше, это не чехарда спонтанно появляющихся и исчезающих народов, событий, храбрецов, а совокупность публично-экономических формаций, последовательно сменяющих друг друга в следствии качественных трансформаций в методе материального производства.
Не обращая внимания на объективный темперамент людской истории, она есть все же людской историей, и исходя из этого сами люди деятельно ее делают. Это относится и к так называемым великим личностям, и к деятельности субъектов истории: классов и социальных слоев. Исходя из этого положение о классовой борьбе как движущей силе истории кроме этого входит в материалистическое познание истории.

Этап

Главные идеи первой формы позитизизма:

1.отказ от поиска сущности вещей и установка на описание явлений (феноменализм)

2.из принципа индуктивизма вытекает сознательно принимаемый запрет на поиск абсолютов.

3.идеализм в понимании общества и природы, сведение сложных процессов развития к дифференциации и простому сочетанию интеграции

4.отрицательно отношение к социальным революциям, и ориентация на способы социальной инженерии.

Идеологическое кредо первой формы позитивизма – порядок и прогресс.

Огюст Конт

Милль Дж.С.

Этап

Вторая стадия позитивизма – так именуемого эмпириокритицизм связан с именами Э.Маха, австрийского физика и швейцарского философа и философа Р. Авенариуса (1843-1896). Отличие данной стадии от предшествующей – главная задача ф-направляться не в построении безграничной совокупности научного знания, а в разработке теории научного знания. Основоположники “второго позитивизма” Опыт – это данность мира познающему субъекту, зафиксированная в его сознании посредством утверждения, высказываний.

Этап

Третий этапэволюции позитивизма – неопозитивизм, либо логический позитивизм. Логический позитивизм провозгласил главной собственной задачей борьбу с метафизикой, традиционно осознавая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой с идеализмом и материализмом. Теоретическим источником его послужило настоящее развитие физики, логики, математики, языкознания. Наука сводится к фиксации, а после этого упорядочению фактов в рамках условно принятой совокупности языка. При таких условиях задачи науки ограничивается описание ее языка. Исходными предпосылками всякого познания логический позитивизм вычислял события и факты. Одной из изюминок данного течения есть то, что он принципиально отождествил объект с теорией объектов. Второй принципиальной изюминкой было отождествление (а правильнее, замена) понятия “объективный и” научный “факт ”.

Итак, философия по неопозитивизму — лишь аналитическая деятельность по отысканию предложений и смысла понятий конкретных наук.
Формальная логика, по неопозитизизму, есть способом хорошей философии.
Наряду с этим, согласно точки зрения логических позитивистов, хорошая философия обязана разбирать лишь предложения познания — и результаты понятия конкретных наук. Согласно их точке зрения, процесс познания подлежит рассмотрению лишь в психологии, а соединение воедино познания и аспектов знания не имеет смысла.

Основателем позитивизма стал Огюст Конт.В 1817—1822 гг. он был секретарём известного французского социалиста-утописта А. Сен-Симона, многие идеи которого он воспринял и развил.

Следуя феноменализму Д.Юма, Конт отрицал научное значение понятие причинности. Подлинная наука должна быть основана на опыте, но в опыте мы замечаем только их следование и повторяемость явлений приятель за втором во времени, из которых нереально вывести с логической необходимостью причинную сообщение. Благодаря этого любой вопрос о причине чего-либо, а также философские и теологические вопросы о причине, лишен смысла, неверно поставлен. По Конту, ни наука, ни философия не смогут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а лишь о том, «как» они происходят. Соответственно, наука, по Конту, познаёт не сущности, а лишь феномены. Позитивизм (от лат. positivus – хороший) именно и свидетельствует, что наука принимает к сведенью лишь положительно установленные факты, не примысливая к ним какое-либо трансцендентальное бытие («вещь в себе»). В соответствии с развитыми параметрами научности Конт выдвинул программу очищения наук. Человеческое знание о мире обширно и разнообразно.

Конт подразделяет его на два главных класса: знание хорошее (хорошее) и знание спекулятивное (умозрительное). Основанием разделения знания на хорошее и спекулятивное есть опыт. Хорошее — это то знание, которое получено на базе опыта, другими словами результат индуктивного обобщения данных опыта, или знание, которое было получено теоретическим методом, к примеру математика, но возможно установлено умелым методом. К хорошим наукам относятся физика, математика, биология и другие правильные и естественные науки.

Конт создавал собственную хорошую философию в ситуации, в то время, когда наука понималась большинством ученых как прикладная логика: научные трактаты того времени ссылались на самые разные философские учения, каковые принимались в качестве авторитетов. Одвременно с этим Гегель, в собственных произведениях пробовал растолковать все природные явления с позиции логики развития Безотносительной идеи. С позиций Гегеля, наука — это прикладное учение об Безотносительной идее, и, следовательно, философ, как чистый логик может вывести из теоретических правил все эмпирическое естествознание. Конечно, что наряду с этим, Гегель всегда вступал в самые важные несоответствия с прогрессирующим естествознанием.
Конт потребовал изгнать всю метафизику из хорошей науки, которая основывается на опыте. Хорошее знание в полной мере полноценно и самодостаточно — оно имеет в самом себе критерии собственной истинности. Исходя из этого Конт провозглашает призыв избавляться от метафизических спекуляций: любая наука — сама себе философия.

Большое место в совокупности Конта занимает классификация наук, иерархию которых Конт строил по степени уменьшения их абстрактности либо степени повышения сложности. Выстраивая такую совокупность он приходит к выводу о необходимости создать конкретную, умелую науку об обществе. Эту науку Конт в первый раз именует социологией, другими словами учением об обществе. Конкретно Конт собственной теоретической деятельностью заложил фундамент современной экспериментальной социологии.
За Сен-Симоном направляться развил идею т. н. трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отдельного индивида), определяющих, в конечном счёте, всё развитие общества. На первой, теологической стадии все явления разъясняются на базе религиозных представлений; вторая, метафизическая стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, обстоятельствами; задача данной стадии — критическая, разрушительная, она подготовляет последнюю — хорошую, либо научную, стадию, на которой появляется наука об обществе, содействующая его рациональной организации.

специфика и Сущность философского знания

Философия (с греч. «любовь к мудрости») – это теоритический тип мировоззрения, что является учением об неспециализированных правилах бытия, познания и мира и отношений человека. Пифагор в первый раз применял слово «философ» — тот кто обожает мудрость и пытается к ней. Мудрость – знание о самом значительном, первоосновном. Древнегреческие философы думали, что это знание о общих базах, определяющих существование всего того, что имеется.

Философия включает в себя такие разные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, к примеру, «Существует ли Всевышний?», «Допустимо ли объективное познание?», «Что делает тот либо другой поступок верным либо неправильным?» Фундаментальным способом философии есть построение умозаключений, оценивающих те либо иные доводы, касающиеся аналогичных вопросов. В это же время, единой методологии и точных границ философии не существует. Споры идут и по поводу того, что вычислять философией, и само определение философии различно в бессчётных философских школах.

Главная специфика философского знаниязаключается в его двойственности, поскольку оно:

• имеет довольно много неспециализированного с научным знанием — предмет, способы, логико-понятийный аппарат;

• но не есть научным знанием в чистом виде.

Основное отличие философии от всех иных наук содержится в том, что философияявляется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета изучения любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не следует над ним.

Неприятность генезиса философии

Необходимо подчернуть, что генезис философии есть проблемой для самой философии, развиваясь, она всегда сталкивается с проблемой собственного происхождения, потому что, лишь решив ее, философия сможет полностью понять собственную сущность.

Существуют три основополагающие теории происхождения философии: мифогенная, гносеогенная и та, которую, по ее характеру, возможно назвать концепцией качественного скачка. Каждая из этих точек зрения, в случае, если признать лишь ее единственно верной, ограничена. Философия, ее категориальный аппарат во многом наследует мифологемы и философское мировоззрение во многом вырастает из мифа, в особенности у таких ранних философов, как Ферекид, Эмпедокл и, кроме того, Платон. К тому же, философское мировоззрение радикально противоречит мифической картине мира. Исходя из этого нельзя говорить, что сущность философии вытекает из мифа: она так же из него вытекает, как от него отталкивается в собственном становлении. Миф у Ферекида а также у Гомера уже не тот миф, которому непременно поклоняются и которому непременно верят, — это уже рефлектированный миф, с которого снят ореол святости.

В случае, если же говорить о происхождении философии из науки, то, как уже узнано, это нереально. К тому же, нереально, возможно, и развитие философии без науки, как и без мифа. Исходя из этого, отвечая на вопрос, происходит ли философия из мифа либо из накопления научного знания, нереально дать односложный ответ да либо нет, тут отношения более сложные и замысловатые. светло одно: без них бы философия не появилась, и с ними она кроме этого имела возможность бы не появиться. Так, мы имеем примеры в иных культурах, в то время, когда существовала развитая мифология и был достаточный уровень научного знания, но философия так и не состоялась (Египет, Вавилон и др. культуры). Получается, что миф и наука являются нужными, но недостаточными предпосылками происхождения философии. Не достаточно еще чего-то, что делает философию конкретно философией и что нереально отыскать ни в науке, ни в мифе.

Третья концепция генезиса философии, концепция качественного скачка, подчеркивает конкретно эту специфику философского знания как его сущностное отличие от иных типов знания. Поясним: эта концепция не отрицает важность для науки философии и становления мифа, и развития социальных, экономических, политических и иных связей. Вправду, без совокупности всех этих нужных предпосылок философия никак бы не имела возможности показаться, но целый данный список предпосылок, сколь бы долгим и объемным он ни был, не может машинально породить философию. Сейчас, как казалось бы, всех этих предпосылок куда больше, а также новых мифов создается больше, чем было ветхих у древних греков, но Старая Греция породила такую плеяду уникальных философов, которых в двадцатом веке возможно пересчитать по пальцам одной руки.

Концепция качественного скачка занимательна, уникальна а также нова тем, что останавливает внимание именно на внутреннем существе философского знания, которое несводимо ни к каким предпосылкам, которое ниоткуда нереально вывести, когда из самой философии. Философия породила саму себя в акте самопознания и духовного познания, она — совсем суверенная, независимая область знания, знания предвечного, потому что его неспособна постичь ни мифология, ни наука, ни религия. Философия появляется сходу и как бы внезапно, порвав все путы мифологического, научного, поэтического, эпического и какого именно угодно иного вида знания. Но не смотря на то, что философия появляется внезапно и сходу, она не сходу и не внезапно приходит к собственному самосознанию, она не сходу обнаруживает себя в собственной первозданной чистоте. В истории древней философии она как бы идет от себя к себе, выражаясь терминологией Гегеля, от в-себе-бытия к для-себя-бытию.

3.1 Онтология в структуре философского знания — Философия для бакалавров


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: