Вопрос № 64. факторы, влияющие на формирование текущих затрат торгового предприятия

Процесс управления текущими затратами на фирмах торговли связан с изучением факторов, воздействующих на их формирование. Эти факторы очень многообразны. В ходе управления текущими затратами по реализации товаров — их анализе, планировании резервов и поиске экономии — все факторы принято подразделять на две главные группы:

1) зависящие от деятельности торгового предприятия (внутренние факторы);

2) не зависящие от деятельности торгового предприятия (внешние факторы).

Состав главных из этих факторов.

1. В совокупности факторов, зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:

• Количество товарооборота. Данный фактор оказывает громаднейшее влияние на текущие затраты торгового предприятия, поскольку переменные их виды прямо связаны с трансформацией этого показателя. Рост количества товарооборота ведет к повышению неспециализированной суммы текущих затрат, но уровень издержкоемкости наряду с этим понижается (так как сумма постоянных затрат остается неизменной).

С ростом товарооборота до определенного предела сумма переменных, а соответственно и неспециализированных текущих затрат торгового предприятия растет в большинстве случаев меньшими темпами, т.к. в составе переменных преобладают виды затрат, имеющие дегрессивный темперамент (это связано с реализацией резервов более действенного применения ресурсного потенциала предприятия). Но, начиная с определенного момента, рост количества товарооборота вызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных текущих затрат, в следствии чего скорость увеличения неспециализированной суммы смогут превышать скорость увеличения количества товарооборота, такая обстановка связана с необходимостью вовлечения дополнительного количества ресурсов всех видов на обеспечение прироста реализации товаров, в следствии чего быстро возрастают постоянные затраты, а в составе переменных в этом периоде начинают преобладать виды текущих затрат, имеющие прогрессивный темперамент. Следовательно рост количества товарооборота только до определенных пределов может стать причиной уменьшения уровня затратоемкости на торговом предприятии.

• Состав товарооборота. Разные виды товарооборота имеют различный уровень затратоемкости. Громаднейший уровень текущих затрат приходится на единицу продажи товаров населению, меньший — на единицу мелкооптового товарооборота, еще меньший — на единицу оптового товарооборота, а мельчайший — на единицу торгово-посреднического оборота.

• Групповая структура товарооборота. Разным группам товаров свойствен разный уровень затратоемкости. Так, в продовольственной торговле уровень затратоемкости продажи плодоовощных товаров намного выше, чем спиртных напитков; в непродовольственной торговле уровень затратоемкости продажи галантерейных товаров существенно превышает уровень издеркоемкости продажи мебели; в целом уровень затратоемкости продажи продовольственных товаров более чем в два раза выше, чем подобный показатель по непродовольственным товарам.

• Длительность торгово-операционного цикла. Чем меньше период обращения оборотных активов торгового предприятия, тем соответственно ниже уровень его текущих затрат по хранению товаров, затрат по инкассации дебиторской задолженности, утрат товаров от естественной убыли, удельные затраты по управлению предприятием (административные затраты).

• Уровень производительности труда. Чем выше количество товарооборота, приходящийся на одного работника торгового предприятия, тем соответственно ниже уровень затрат по зарплате и других затрат по содержанию персонала на единицу товарооборота.

• состояние и Состав применяемых внеоборотных активов. Первым делом, это относится к главным средствам торгового предприятия. Чем выше степень их износа, тем больше затрат торговое предприятие несет на их ремонт, тем выше уровень утрат товаров в ходе их хранения. Помимо этого, от состава и объёма главных средств, вторых внеоборотных материальных активов, и нематериальных активов торгового предприятия зависит сумма амортизации, начисляемая в каждом отчетном периоде.

• Обеспеченность собственными оборотными активами. Чем выше данный показатель, тем меньшим количеством заемных денежных средств пользуется торговое предприятие в ходе осуществления товарооборота, а соответственно тем ниже уровень и сумма процентов за кредит.

• Уровень обслуживания клиентов. Чем выше данный показатель, тем в большей количестве торговое предприятия несет текущие затраты по организации дополнительных торговых одолжений, внутримагазинной информации и рекламе и вторым подобным статьям.

2. В совокупности факторов, не зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие;

• Механизм национального регулирования торговой деятельности. Данный фактор первым делом воздействует на уровень налогообложения данной деятельности (по сборам и налогам, относимым на текущие затраты торговых фирм). Значительное влияние он оказывает кроме этого на уро пень текущих затрат через механизм ценообразования, формирования социальных другие формы и выплат этого регулирования.

• Уровень развития отдельных сегментов потребительского рынка. В условиях рынка продавца уровень затратоемкости реализации отдельных групп товаров существенно ниже, чем в условиях рынка клиента. Это связано с различиями в скорости обращения товарных запасов, в уровне затрат на рекламу, в уровне затрат на организацию торгового обслуживания клиентов и т.п.

• состояния конъюнктуры и Уровень развития рынков факторов производства. Влияние этого фактора проявляется в формировании уровня текущих затрат по оплате персонала (зависящих от состояния рынка труда), по содержанию главных нематериальных активов и средств, по формированию малоценных и быстроизнашиваемых предметов.

• Уровень ставок и тарифов за услуги, оказываемые фирмами торговой инфраструктуры. Данный фактор оказывает значительное влияние на размер текущих затрат торгового предприятия, которые связаны с транспортированием товаров, их внешней рекламой, оплатой услуг ЖКХ, охраной и последовательности вторых.

• Учетная ставка нацбанка. Данный фактор прямо воздействует на размер процентов за кредит, завлекаемый торговым предприятием из разных источников для осуществления операционной деятельности. Помимо этого, он оказывает косвенное влияние на цена последовательности операций торгового предприятия по денежной и инвестиционной его деятельности.

• Темпы инфляции в стране. Чем выше данный показатель, тем стремительнее растет сумма текущих затрат по зарплате персонала; обслуживанию заемных денежных средств; оплате одолжений транспортных, ремонтных и других сторонних фирм; отчислениям на социальные мероприятия.

Учет этих факторов разрешает более действенно руководить текущими затратами торгового предприятия.

Эффективность управления текущими затратами с учетом влияния рассмотренных факторов значительно возрастает при внедрении на торговом предприятии совокупности их постоянного мониторинга, и соответствующего управленческого учета. Таковой учет разрешает значительно расширить нужную информацию, применяемую в ходе анализа, контроля и планирования текущих затрат на торговом предприятии. В наше время он должен быть организован на торговом предприятии в разрезе отдельных элементов затрат каждой статьи; в разрезе отдельных групп (подгрупп) товаров, реализуемых на предприятии; в разрезе центров затрат (структурных подразделений предприятия, начальники которых несут ответственность лишь за расходование средств, входящих в состав текущих затрат, к примеру, отдел рекламы, ремонтная работа и т.п.); в разрезе центров ответственности (структурных единиц торгового предприятия, начальники которых отвечают за главные показатели торговой деятельности — количество товарооборота; уровень и сумму доходов, текущих прибыли и затрат; другие показатели).

Вопрос № 65. Затраты торговли: сущность, планирование и анализ

Затраты на реализацию товаров — это затраты по доведению товаров от производства до потребителей, выраженные в финансовой форме. Затраты на реализацию являются публично-нужные затраты труда, снабжающие исполнение торговлей собственных задач и функций.

Затраты на реализацию характеризуются уровнем и суммой. Их уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту. Уровень затрат на реализацию — ответственный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю делают выводы, с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 р. товарооборота, с другой — о доле торговых затрат в розничной цене, с третьей — об эффективности применения материальных, трудовых и денег. Оптимальный уровень затрат соответствует наилучшему методу применения ограниченных ресурсов с целью достижения поставленной цели — обеспечения конкурентоспособности.

Затраты на реализацию товаров условно подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые затраты — это затраты по организации процесса купли-продажи, содержанию административно-управленческого персонала, затраты на отчётность и учёт. Дополнительные затраты обусловлены продолжением процесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразованием производственного ассортимента в торговый.

Затраты бывают явные и неявные. Явные (бухгалтерские) затраты — это затраты, которые связаны с применением привлеченных материальных, денежных и трудовых ресурсов, каковые абсолютно отражаются в бухгалтерском учете и относятся, в соответствии с законодательству, на затратоемкость реализации продукции. Они делятся:

• на материальные затраты;

• затраты на зарплату ;

• отчисления на другие отчисления и социальные нужды;

• амортизация главных фондов;

• другие затраты.

Неявные затраты — это затраты, которые связаны с применением ресурсов, которыми владел самой организации. К неявным расходам возможно отнести платежи, каковые организация имела возможность бы взять при более удачном применении принадлежащих ей ресурсов (издержки потерянных возможностей), обычную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.

Затраты на реализацию в отечественной экономике классифицируются по статьям и видам затрат, отраслям хозяйственной деятельности, товарам.

С позиций управления затратами принципиально важно знать их классификацию на постоянные и переменные — такое деление содействует ответу прироста регулирования прибыли и задачи массы на базе относительного понижения затрат при росте выручки от реализации. Такая классификация разрешает выяснить окупаемость затрат, другими словами запас денежной прочности организации. Выделение постоянных затрат позволяет применять способ маржинального дохода (доход от реализации минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки.

Постоянные затраты не зависят от трансформации количеств деятельности, переменные — изменяются пропорционально росту (понижению) количеств деятельности.

Потоварная классификация связана с различиями в уровнях затрат, вызванных неодинаковой затратоемкостью товаров. В базе потоварной классификации лежит сумма затрат, приходящаяся на 1 тыс. р. товарооборота. Эта классификация очень актуальна при обосновании торговой надбавки на определенные товары и товарные группы.

Анализ затрат на реализацию направлен на обнаружение возможностей увеличения эффективности работы торговой организации за счет более рационального применения трудовых, материальных и денег в ходе осуществления актов организации-продажи и купли товаров торгового обслуживания потребителей. Задачей полного анализа затрат на реализацию есть определение:

• степени и динамики исполнения замысла затрат по отдельным статьям и общему уровню затрат;

• темпа и размера трансформации фактического (ожидаемого) уровня затрат если сравнивать с их плановым уровнем и в динамике;

• величины экономии либо. перерасхода средств (по неспециализированному отдельным статьям и уровню расходов);

• трансформаций размера влияния главных факторов на отклонение фактических затрат от плановых;

• уровня затрат на реализацию отдельных видов товаров;

• различий если сравнивать с затратами соперников.

По результатам анализа составляется объяснительная записка, содержащая конкретные советы по управлению затратами и ликвидации нерациональных текущих затрат в торговле.

Относительная экономия (перерасход) определяется умножением размера трансформации уровня затрат на реализацию на фактический розничный товарооборот и делением произведения на 100.

Показатель затратоотдачи исчисляется отношением товарооборота к сумме затрат на реализацию.

При анализе структуры и состава затрат торговли динамику выполнения и оценку плана по статьям условно-переменных затрат направляться давать по их уровню. Одновременно с этим условно-постоянные затраты изучают в первую очередь по полным данным.

самый сложным этапом анализа затрат в торговле есть количественный расчет воздействующих на их динамику факторов.

Для измерения влияния степени исполнения замысла либо динамики товарооборота на затраты на реализацию делают пересчет базовых затрат на фактический товарооборот. По переменным статьям затрат уверены в том, что с перевыполнением замысла розничного товарооборота пропорционально возрастают их суммы, а уровень остается неизменным — базовым. Пересчитанную базовую сумму условно-переменных затрат определяют умножением фактического количества товарооборота на их базовый уровень и делением взятого произведения на 100.

Пересчитанный базовый уровень условно-постоянных затрат определяют отношением их базовой суммы к фактическому товарообороту и умножением взятого произведения на 100.

Влияние трансформации количества товарооборота на сумму условно-переменных затрат определяется как разность между их пересчитанной и базовой суммами, а на уровень условно-постоянных затрат — как разность между их пересчитанным и базовым уровнями.

Для расчета влияния цен на уровень затрат нужно иметь информацию об индексах цен на товары, индексах транспортных затрат, ставок арендной платы, тарифов на услуги ЖКХ, должностных окладов, тарифных и ставок за пользование банковскими кредитами. После этого уровень затрат по отдельным статьям пересчитывается в тарифы и сопоставимые цены. Отличие между уровнями затрат на реализацию в действующих и сопоставимых стоимостях образовывает влияние ценового фактора.

Главной задачей прогнозируемых расчетов затрат на реализацию товаров на возможность есть определение оптимального уровня затрат, при котором допустимо прибыли объемов и наращивание реализации без высококачественного уменьшения обслуживания клиентов.

Неспециализированное требование к обоснованности прогнозируемых расчетов затрат выражается следующей взаимозависимостью: Ур пост ? Ур ? Уд (без НДС); Уд – УR ? Ур пост ? УР рын.

Существуют следующие методы планирования затрат:

• Прямая калькуляция исходя из целей, возможностей, ресурсов, эффективности их применения, компетентности работников предусматривает подсчет всех затрат, сложившихся либо прогнозируемых организацией.

• Обратная калькуляция предполагает расчет затрат по остаточному принципу исходя из среднеотраслевого уровня затрат, уровня затрат соперников.

• Расчет коэффициентов эластичности переменных затрат по количеству товарооборота (Кэл) производится но формуле:

Кэл = (?Р : Р0) : (?Т : Т0),

где ?Р — изменение переменных затрат в отчетном периоде;

Р0 — переменные затраты в базовом периоде;

?Т — прирост товарооборота в отчетном периоде;

Tо — товарооборот в базовом периоде.

• Оптимизация затрат при больших количествах прибыли, товарооборота, допустимо допустимых трудовых, материальных, денежных ресурсах, нормативном уровне качества обслуживания (оптимизационные модели).

• Способ прогнозирования затрат с применением концепции предельных издержек предусматривает расчет величины трансформации затрат в связи с трансформацией, количества продаж.

• Способ технико-экономических расчетов (прямая калькуляция). Сущность способа пребывает в поэлементном прямом расчете затрат в разрезе номенклатуры статей затрат на реализацию товаров. Общая сумма затрат по организации определяется несложным суммированием. Любой вид затрат рассчитывается в соответствии с их спецификой и содержанием формирования.

Вопрос №66. планирование и Нормирование товарных запасов

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на фирмах торговли товарных запасов. Формирование определенных размеров товарных запасов разрешает торговому предприятию снабжать устойчивость ассортимента продукции, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса клиентов. Все это требует поддержания достаточной широты и оптимального уровня ассортиментных позиций товарных запасов на каждом торговом предприятии.

По собственному назначению товарные запасы, формируемые на торговых фирмах, подразделяются на три группы:

1) запасы текущего хранения — составляют главную массу всех запасов торгового предприятия. Они создаются для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде и должны всегда пополняться.

2) запасы досрочного завоза и сезонного хранения — создаются только на определенных торговых фирмах исходя из изюминок ассортимента реализуемых ими товаров либо изюминок расположения таких фирм. Первым делом, они формируются по таким группам товаров, каковые имеют большой разрыв во времени между их потреблением и производством; создаются на фирмах, размещенных в таких населенных пунктах, к каким не может быть обеспечена регулярная транспортная доступность.

3) запасы целевого назначения — создаются на фирмах торговли для обеспечения определенных целей, не связанных с текущей реализацией товаров.

Создаваемые на фирмах торговли товарные запасы оцениваются рядом показателей — суммой запасов в стоимостном выражении; числом запасов в натуральном выражении; размером товарных запасов в днях оборота.

планирования и Процесс нормирования товарных запасов на торговом предприятии складывается из отдельных этапов.

1. Определение целей формирования товарных запасов.

Запасы товаров на фирмах торговли смогут создаваться с различными целями, главными из которых являются:

а) ритмичности устойчивости осуществления и обеспечение ассортимента торгово-технологического процесса в других пунктах и магазинах продажи для бесперебойной реализации товаров розничным клиентам;

б) накопление товаров сезонного спроса, целевого назначения и сезонного производства;

в) осуществление спекулятивных операций с оптовыми партиями товаров в периоды удачной торговой конъюнктуры на рынке;

г) предотвращение обесценения имеющихся свободных финансовых активов в условиях инфляционной экономики.

2. Анализ размера, оборачиваемости и состава товарных запасов в предплановом периоде. Главной задачей этого анализа есть обнаружение уровня обеспеченности реализации товаров соответствующими товарными запасами в периоде, предшествующем разработке замысла, и оценка эффективности их применения.

На начальном этапе анализа товарных запасов рассматриваются показатели неспециализированной их структуры и суммы на начальную и конечную даты предпланового периода, сопоставляются темпы динамики суммы товарных запасов с темпами динамики количества реализации товаров (в целом и в разрезе отдельных товарных групп).

На последующем этапе анализа изучается уровень обеспеченности реализации товаров соответствующими товарными запасами. Для оценки уровня данной обеспеченности употребляются показатели размера товарных запасов в днях оборота, что анализируется в динамике в разрезе от дельных групп товаров и по предприятию в целом. В ходе этого динамического анализа определяются минимальный, большой и средний уровень товарных запасов в днях в предплановом периоде. На последнем этапе анализа изучается эффективность применения товарных запасов в предплановом периоде, которая характеризуется показателями их оборачиваемости в днях либо числе оборотов.

Оборачиваемость товарных запасов в днях характеризует период, за который на торговом предприятии реализуется средний запас товаров. Расчет этого показателя осуществляется по формулам:

, где Од — период оборачиваемости товарных запасов на предприятии, в днях;

З — средняя сумма товарных запасов в разглядываемом периоде времени (вычисленная по формуле средней хронологической);

РО — однодневная сумма реализации товаров в разглядываемом периоде;

Р — общая сумма реализации товаров в разглядываемом периоде;

Д — количество дней в разглядываемом периоде.

Результаты анализа употребляются в ходе оптимизации товарных запасов в плановом периоде.

3. Разработка нормативов товарных запасов. Процесс разработки нормативов товарных запасов есть главной формой их оптимизации на торговом предприятии. Нормативы товарных запасов разрабатываются в днях оборота лишь по запасам текущего хранения (остальные виды товарных запасов не нормируются).

Нормирование товарных запасов на предприятии возможно осуществлено следующими главными способами:

а) на базе коэффициентов эластичности размеров товарных запасов в днях от количества реализации товаров. Данный способ употребляется в большинстве случаев в тех случаях, в то время, когда размеры товарных запасов в предплановом периоде в целом снабжали бесперебойную реализацию отдельных групп товаров. В обычных условиях торговли рост количества реализации товаров вызывает в большинстве случаев понижение размера товарных запасов в днях оборота. На базе определения коэффициентов эластичности по каждой товарной группе и планируемого прироста реализации товаров на предприятии рассчитываются соответствующие нормы товарных запасов на грядущий период;

б) на базе технико-экономических расчетов. Данный способ разрешает более обоснованно устанавливать нормативы товарных запасов на предприятии. Сущность этого способа пребывает в том, что определение норматива запасов осуществляется по отдельным составным его элементам — рабочему запасу, запасу текущего пополнения, запасу и страховому запасу в пути.

Рабочий запас складывается из запаса товаров в форме представительного ассортиментного комплекта, размещаемого в торговом зале; запаса в размере однодневной реализации; запаса товаров, проходящих подготовку к реализации.

Запас текущего пополнения является половиной средней партии поставки товара, выраженной в днях оборота.

Страховой запас устанавливается с учетом колеблемости спроса на отдельные товары по дням условий и месяца товароснабжения (его ритмичности).

Запас в пути устанавливается в том случае, если завоз товаров от иногородних поставщиков осуществляется на условиях предоплаты. Данный элемент запаса устанавливается по предприятию в целом на базе его размера в предплановом периоде.

в) на базе оптимизационных моделей. Для оптимизации размера текущих товарных запасов громаднейшее распространение взяла Модель экономически обоснованного размера заказа

4. Определение плановой суммы товарных запасов. Плановая сумма товарных запасов текущего хранения определяется на базе вычисленных их нормативов и однодневного количества реализации товаров в плановом периоде. К плановой сумме товарных запасов текущего хранения добавляется сумма запасов досрочного завоза и сезонного хранения, и сумма запасов целевого назначения (в случае, если эти виды запасов предусмотрены к формированию на торговом предприятии в плановом периоде).

Расчет плановой суммы товарных запасов (в целом по предприятию и в разрезе отдельных групп товаров) осуществляется по формуле:

ЗП = (НТХ * РО) + ЗСХ + ЗЦН, где ЗП — плановая сумма товарных запасов на конец планируемого периода; Нтх — норматив запаса товаров текущего хранения в днях оборота;

Ро — однодневный количество реализации товаров в плановом периоде; Зсх — планируемая сумма запаса товаров досрочного завоза и сезонного хранения; Зцн — планируемая сумма запаса товаров целевого назначения.

5. Оценка эффективности созданного замысла товарных запасов. В ходе таковой оценки употребляется та же совокупность показателей, что и при анализе эффективности товарных запасов. Показатели эффективности применения товарных запасов в плановом периоде сопоставляются в ходе оценки с подобными показателями предпланового периода. В совокупность сравниваемых показателей возможно введен кроме этого показатель рентабельности товарных запасов (отношение суммы прибыли от реализации товаров к сумме товарных запасов, выраженное в процентах). При значительном понижении показателей эффективности применения товарных запасов в плановом периоде в расчеты плановой суммы товарных запасов вносятся коррективы (незначительное понижение этих показателей возможно оправдано повышением устойчивости ритмичности и обеспечением ассортимента осуществления торгово-технологического процесса, определяющими рост размера товарных запасов на предприятии).

6. Обеспечение постоянного контроля за состоянием товарных запасов на предприятии. Таковой контроль направлен на недопущение понижения размера товарных запасов ниже нужного их минимума (определяемого нормативом товарного запаса за минусом половины средней партии поступления товаров в днях оборота); соблюдение установленных сроков их хранения; обеспечение в составе запасов всех предусмотренных разновидностей товаров, своевременное размещение заказов на пополнение товарных запасов и вовлечение в товарооборот излишне организованных их видов.

Среди совокупностей контроля за перемещением запасов в государствах с развитой экономикой самоё широкое использование взяла Совокупность ABC. Сущность данной осуществляющей контроль совокупности пребывает в разделении всей совокупности товарных запасов торгового предприятия на три категории исходя из их стоимости, частоты и объёма расходования, отрицательных последствий их нехватки для осуществления товарооборота и т.п.

• S категорию А включают самые дорогостоящие и рентабельные виды товарных запасов с продолжительным циклом заказа, каковые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью денежных последствий, вызываемых их недочётом. Круг конкретных видов товарных запасов, входящих в категорию А, в большинстве случаев ограничен и требует еженедельного контроля.

• В категорию »В включают запасы товаров, имеющих меньшую значимость в обеспечении бесперебойного осуществления товарооборота и формировании конечных результатов денежной деятельности. Запасы товаров данной группы контролируются в большинстве случаев один раз в тридцать дней.

• В категорию С включают запасы всех остальных видов товаров с рентабельностью и низкой стоимостью, не играющих значимой роли в формировании конечных денежных результатов. Количество закупок таких товаров в большинстве случаев небольшой, исходя из этого контроль за их перемещением осуществляется с периодичностью один раз в квартал.

Так, главный контроль товарных запасов по Совокупности ABC концентрируется на самая важной их категории с позиций обеспечения бесперебойности формирования товарооборота и осуществления предприятия конечных денежных результатов.

Определенное распространение в зарубежной практике контроля запасов взяла и Совокупность уровня повторного заказа. Она используется в большинстве случаев специальными фирмами торговли с довольно узким ассортиментом продукции, но с достаточно широким контингентом клиентов.

В базе данной совокупности лежит предварительное установление трех нормативных элементов уровня запаса по определенной товарной позиции:

• средний период выполнения заказа, в днях;

• страховой запас на вероятное нарушение срока поставки товара;

• страховой запас на вероятное превышение среднего уровня спроса клиентов на товар.

На базе суммирования этих трех нормативных элементов определяется уровень повторного заказа. При понижении фактического размера запасов до этого уровня, осуществляется повторный заказ данного товара у поставщиков.

Эта совокупность контроля разрешает минимизировать издержки по хранению товарных запасов на предприятии.

Плановые показатели товарных запасов должны быть доведены до всех структурных единиц и товарных структурных подразделений торгового предприятия.

Как определить постоянные и переменные затраты предприятия


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: