Сведения о речи
Как в целом устроена обращение
Обращение — сверхсложный процесс, в котором возможно выделить два тесно взаимодействующих механизма: внутреннюю обращение и внешнюю.
Внутренняя обращение (познание речи)
Познание речи формируется благодаря речевому слуху. Это свойство различать звуки речи между собой, с ее помощью ребенок начинает выяснять слова и отличать их друг от друга. Речевой слух вырабатывается в течение первого года судьбы.
Внешняя обращение (либо личная обращение ребенка)
Она начинается на базе внутренней речи. Ребенок пробует воспроизводить слова и звуки языка, каковые слышит со стороны. Его речевой слух оценивает итог, и в случае, если подражание выяснилось неудачным, ребенок ищет новые, более правильные, методы произнесения. Так он понемногу обучается сказать.
Внешняя обращение имеет две стороны — произносительную и смысловую.
Произносительная сторона речи (произношение)
Произношение — это воспроизведение вслух разных единиц речи: звуков, слов и слогов. Оно осуществляется благодаря сотрудничеству трех компонентов:
? Речевое дыхание (речевой выдох). Дабы появилось полноценное произношение, к органам речи (языку, губам, зубам) обязана поступить сфокусированная струя воздуха. При верно настроенном речевом выдохе воздушное пространство полностью попадает в рот (без частичной утечки в шнобель). Для полноценного произношения необходимо, дабы воздушная струя направлялась прямо к выходу из ротовой полости, как бы «нацеливаясь» в самые зубы.
? Голос. Он создается благодаря вибрации голосовых складок, каковые находятся в гортани. В следствии их работы получается «звучная» обращение.
? Артикуляция. Это определенные перемещения языка речи (и органов губ), благодаря которым произносятся звуки.
Смысловая сторона речи
При обычном ее развитии у ребенка должны быть равномерно организованы все ее компоненты:
? Словарный запас. Словарь ребенка обязан содержать не только существительные, прилагательные и глаголы, но и предлоги, местоимения, наречия, числительные, альянсы.
? Грамматический строй речи. Ребенку необходимо мочь верно изменять и образовывать слова посредством окончаний, суффиксов и приставок.
? Фразовая обращение. Ребенок обязан строить полноценные развернутые предложения (применяя предлоги) без пропусков нужных участников предложения.
? Структура (рисунок) слова. При произнесении слов ребенок обязан выполнять в них верную последовательность звуков и слогов.
И произносительная и смысловая стороны речи формируются у ребенка понемногу. При обычном варианте развития они должны сложиться в главных собственных чертах к трем годам судьбы.
Этапы развития речи
В становлении речи все дети проходят одинаковые стадии, но личные изюминки каждого ребенка накладывают собственный отпечаток на картину его речевого развития и смогут приводить к. Эти отклонения значительно чаще касаются того возраста, в котором у него появляются те либо иные речевые возможности. Время от времени эти отклонения не выходят за пределы нормы, а время от времени формирование речи у ребенка запаздывает, и тогда говорят о задержке у него речевого развития.
Активное формирование речи у детей начинается фактически с самого рождения (имеется мнение, что оно закладывается еще во внутриутробном периоде). Сперва появляется познание речи, после этого начинается и личная, внешняя обращение.
Познание речи складывается на базе речевого слуха. Уже на первом месяце судьбы ребенок отличает людскую обращение от вторых звуков. В три месяца он определит голос матери, различает интонации. Приблизительно к пяти месяцам он осознаёт кое-какие слова и самые частые обращения (Будем кушать. Дай ручку). По окончании шести — семи месяцев познание речи начинается бурно, но зависит от природных свойств ребенка, и от речевой обстановки, в которой он находится.
Личная обращение появляется у ребенка кроме этого сразу после рождения. Первое проявление речи — это крик, позже появляются гласные звуки.
На втором месяце ребенок начинает смеяться. В три месяца появляется гуление (протяжное повторение гласных звуков, и гласных в сочетании с согласными А-А, А-ГУ и т. п.), после этого появляется лепет (произнесение более сложных сочетаний звуков, а также повторение слогов БА-БА, ПА-ПА, МА -МА).
Но все эти начальные испытания произнесения не являются еще результатом преднамеренного подражания звукам речи, а производятся ребенком бессознательно, инстинктивно.
Формирование же собственной осмысленной речи, как это ни может показаться необычным, начинается с жеста. Первыми появляются жест и указательный жест, благодаря которому ребенок тянется к предмету. Практически эти жесты изображают действия и являются необычными аналогами глаголов (взглянуть на либо сделай что-то с этим предметом и дай). После этого к жестам присоединяются слова, но они ни при каких обстоятельствах до конца не вытесняют жестикуляцию. Жест как бы включается во внутреннюю смысловую структуру слова, «сворачивается», время от времени впредь до «внутренней» жестикуляции, чуть заметной на глаз. У взрослого человека жестовая обращение постоянно сопровождает простую, а время от времени пара ее предваряет (как бы «запускает» ее). Так что ключевая роль жеста в речи сохраняется окончательно.
Приблизительно по окончании шести месяцев ребенок начинает сознательно имитировать звуки речи, произносить напоминающие слова цепочки звуков. К концу первого года у него появляются первые простые слова (дай, мама, баба), и усеченные формы более сложных слов.
По окончании года в речевом развитии детей появляется уже через чур много своеобразия и индивидуальных особенностей, так что как-то типизировать его становится весьма проблематично. В целом к полугора годам у ребенка обязана показаться несложная фраза (воздействие + предмет). Слова в этих фразах смогут произноситься не абсолютно, смогут пропускаться члены предложения.
К двум годам ребенок обязан произносить предложение из трех — четырех слов. Ему пора затевать оформлять собственную обращение грамматически (до тех пор пока еще далеко не всегда, очевидно), другими словами использовать окончания (к примеру, множественного числа, среди них и неправильно: кукла — куклов), пора применять кое-какие суффиксы (к примеру, уменьшительный), приставки (пришла, ушла). В этом возрасте конкретно уровень развития фразовой речи, а не достаток словарного запаса определяет, как удобна речевая обстановка ребенка.
По окончании двух лет нормально развивающийся ребенок уже отлично осознаёт обращение, верно делает дешёвые руководства. К трем годам у него обязана сформироваться сложная (из нескольких слов), полноценная, грамотно оформленная фраза с применением предлогов, прилагательных, наречий, местоимений, другими словами практически всех языковых средств. Для этого возраста считается нормой неправильное произнесение отдельных звуков: значительно чаще [Р], (Л)шипящих и свистящих.
Прошу вас, обратите внимание: тут и в будущем тексте, в то время, когда буква обозначает звук речи, она берется в квадратные скобки. В случае, если буква обозначает
мягкий согласный звук, вверху и справа от нее ставится запятая ([Р’] — РЬ, [Л’] — ЛЬ).
Так, к трем годам становление речи ребенка по большей части и в принципе завершается, и ее предстоящее развитие содержится в усложнении и постепенном совершенствовании уже сложившихся языковых форм.
развитие ребёнка и Речевая среда
Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения, оказывает громадное влияние на формирование его речи. Речевую среду мы будем осознавать расширенно — не просто как факт достаточного либо недостаточного общения взрослых с ребенком, а как совокупность всех событий, каковые благотворно либо отрицательно сказываются на развитии его речи.
? Для развития речи крайне важно общение ребенка с другими людьми, • сразу после рождения — с участниками семьи, в будущем — с детьми. Ребенок обязан играться с ними в подвижные игры (а также ролевые), это формирует у него необходимость выразиться, соответственно, стимулирует к речевым высказываниям.
? Со стороны взрослых общение с детьми не должно быть поверхностным («на ходу»). Обращаясь к ребенку, необходимо сказать медлительно и внятно, дабы ребенок имел возможность различать в потоке речи отдельные звуки. Нужно, дабы на протяжении речи ваше лицо пребывало на одном уровне с лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда он видит, как вы рассказываете, как двигается ваш рот, — это оказывает помощь ему осваивать произношение звуков.
? Принципиально важно, дабы ребенка с рождения окружала относительная тишина, в особенности в те моменты, в то время, когда вы общаетесь с ним. Посторонние звуки отвлекают его, мешают сосредоточиться на речи, вслушиваться в нее, разбирать, осознавать. Так как внимание ребенка до тех пор пока еще полностью не организовано.
? Чем позднее ребенок определит, что такое телевизор, — тем лучше. Экранная обращение не только не содействует речевому формированию, но и замедляет его. Дело в том, что темп данной речи ускорен, она слишком мало совершенно верно интонирована, к тому же не обращена конкретно к ребенку и не требует от него никакой словесной реакции. Помимо этого, просмотр телевизора тренирует у детей негативный тип внимания, то есть — непроизвольное (вынужденное) внимание, тогда как для освоения речи, как и для всякого другого обучения, требуется внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на объект).
Ученые распознали и другие факты отрицательного действия телевизора не только на психику, но и на физиологию детей (советую прочесть книгу германского автора Райнера Пацлафа «Застывший взор»).
? Так же отрицательно, как и телевизор, воздействует на развитие речи неизменно звучащая музыка, в особенности песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не содействует формированию у ребенка умения и речевого слуха отграничивать и отличать одни речевые единицы от вторых. Это правило не распространяется на мелодичную музыку без слов (которая обязана звучать тихо), и на детские песни и колыбельные перед сном, каковые ребенку необходимо слушать дозированно. Колыбельные оптимальнее петь самим.
? Найти у монитора компьютера годовалого ребенка, пожалуй, нереально, но трехлетний ребенок, играющий в компьютерную игру, на данный момент бывает. Компьютерные игры (кроме того развивающего характера) очень неполезны для детей. В этом возрасте дети должны иметь дело с настоящими трехмерными предметами, каковые возможно пощупать пальцами, разглядеть со всех сторон, разобрать на составные части (попросту — сломать).
Активное «ручное» манипулирование с предметами положительно воздействует на мышления детей и развитие речи. С «живыми» игрушками возможно сказать, осуществлять каждые действия, придумывать игры. Компьютерные же программы (кроме того речевого характера) мешают формированию творческого воображения и не содействуют формированию речи. Обращение может формироваться лишь в ходе общения с настоящим, живым собеседником либо же с настоящей игрушкой, которая при «неиспорченном» воображении в полной мере способна заменить ребенку настоящего собеседника.
? У ребенка должно быть некое количество игрушек, соответствующих его возрасту. Но их не должно быть через чур много — это вызывает у ребенка стремительное пресыщение, а пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему новому. Наличие же интереса к новому, любознательность являются серьёзной предпосылкой полноценного речевого развития, как и развития по большому счету.
Ранние показатели нарушений развития речи
По мере овладения языком у ребенка смогут выявляться нарушения речевого развития. Практически все они (не считая недостатков произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет), причем нужно подметить показатели этих нарушений как возможно раньше.
Один из первых показателей нарушенного речевого развития — отсутствие гуления и лепета либо через чур позднее их появление. Столь же ответственный показатель — отсутствие реакции на обращение окружающих, даже в том случае, если у ребенка имеется гуление и лепет (удостоверьтесь в надежности его физический слух — он может быть уменьшен).
В случае, если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, это говорит о задержке у него речевого развития. О том же говорит и отсутствие по окончании двух лет фразы, даже в том случае, если ребенок и произносит кое-какие слова. Возраст трех лет считается критическим. В случае, если к этому времени ребенок не овладел фразовой речью, возможно сказать о значительном нарушении его речевого развития, то есть — об неспециализированном недоразвитии речи. В этом случае нужна консультация логопеда (особенно в случае, если ребенок по большому счету не говорит), так как имеется возможность, что обращение у него и дальше развиваться не будет либо будет развиваться со значительным опозданием.
Не считая неспециализированного недоразвития речи, видятся частные ее нарушения. В возрасте трех лет на фоне бурного развития речи у ребенка может показаться заикание, это особенно возможно при наличии в семье соответствующей наследственности. В случае, если такое случится, ребенка необходимо безотлагательно продемонстрировать логопеду, специализирующемуся на этом речевом недостатке, поскольку заикание легче всего преодолевается в начале собственного происхождения.
Видится и такое нарушение, как детский аутизм. Оно касается не только речи, но и развития ребенка в целом. Аутизм проявляется в том, что прежде нормально развивавшийся ребенок внезапно отказывается от речевого общения, делается необщительным, замкнутым, предпочитает одиночество. Он может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, не сходу подмечая, что вы его окликаете. Он, присутствуя, как бы отсутствует. При подозрении на аутизм необходимо проконсультироваться у психолога и детского психоневролога.
У ребенка возможно нарушена подвижность речевых мышц. Голос у для того чтобы ребенка возможно с носовым оттенком. Допустимо повышенное слюноотделение, вялая мимика либо, напротив, напряженное выражение лица, повышенный тонус рук и мышц ног, запаздывание развития всех двигательных навыков. Вероятнее, в будущем у для того чтобы ребенка будет формироваться дизартрия. В следствии этого нарушения ребенок не имеет возможности обучиться нормативному произношению звуков из-за неспособности руководить мышцами органов речи. Этому мешают параличи и парезы речевых мышц, и гиперкинезы (непроизвольные подергивания в мышцах). Ребенка требуется проконсультировать у логопеда и детского психоневролога.
Детей с мышечными нарушениями, повышенным внутричерепным давлением, родовыми и послеродовыми травмами черепа нужно продемонстрировать доктору-остеопату. Это достаточно новая медицинская специализация. Информацию о докторах-остеопатах возможно отыскать в сети: в «Регистре остеопатов России», «Едином национальном регистре остеопатов», а также в «Ассоциации остеопатов России».
В то время, когда ребенок отстает в речевом развитии и вы подмечаете, что он плохо ориентируется в повседневной обстановке, его нужно проконсультировать у эксперта-дефектолога, дабы узнать, нет ли у него задержки умственного развития.
По большому счету же необходимо иметь в виду, что темп развития детей весьма личен, исходя из этого в раннем возрасте окончательные заключения, в большинстве случаев, не ставятся (за исключением тех случаев, в то время, когда у детей выявляются четко выраженная патологии).
Обращение ребенка от рождения до года
В это время родителям не редкость тяжело выяснить, как верно начинается обращение ребенка, тем более что у детей видятся отклонения от обычного варианта развития. С детьми этого возраста к тому же весьма сложно как-то целенаправленно взаимодействовать. Так что, занимаясь с детьми, оптимальнее , образно говоря, «следовать» за их речевым развитием и стимулировать и поощрять уже формирующиеся речевые возможности.
Слуховое внимание, понимание и восприятие речи
восприятие и Слуховое внимание
внимание и Слуховое восприятие складываются у ребенка с самого рождения. Но в первоначальный месяц его жизни намерено оказывать влияние на их развитие тяжело, исходя из этого с ребенком необходимо легко побольше говорить. Старайтесь говорить ему о том, что вы с ним делаете (кормите, переодеваете и т. п.).
На втором месяце у ребенка формируется зрительное восприятие и появляется возможность приступить к целенаправленному формированию слухового внимания. Это следует сделать, когда ребенок начнет следить взором за движущимися предметами и проявлять интерес к висящим над его кроватью игрушкам. Ваша задача — научить его произвольно (преднамеренно) обращать внимание на звуки, осмысленно реагировать на них. Для занятий применяйте звучащие игрушки.
Развитие слухового внимания
¦ Перемещайте звучащую игрушку так, дабы она оставалась в поле зрения ребенка. Он обязан смотреть за ней взором.
¦ Поднимитесь в поле зрения ребенка, но не в том месте, куда направлен его взор, и извлеките из игрушки звук. Ребенок обязан развернуть голову и взглянуть на вас.
¦ Становитесь в различных местах помещения и окликайте ребенка по имени, дабы он переводил на вас взор.
¦ Окликая ребенка, отходите от него дальше, приближайтесь, дабы он обучался различать на слух удаленность звука и соотносить звук с расположением его источника.
¦ Чуть позднее приступайте к формированию у ребенка слухового восприятия, другими словами умения отличать звуки друг от друга. Применяйте звучащие игрушки.
Развитие слухового восприятия
¦ Пара раз продемонстрируйте ребенку, как звучат две различные игрушки. Нужно применять игрушки, звуки из которых возможно извлекать незаметно для глаз ребенка, в противном случае он будет реагировать не на звук, а на ваши действия с игрушкой. По окончании того как вы продемонстрируете ребенку, как звучат игрушки, заберите их в руки и разведите подальше в стороны. Поочередно извлекайте из игрушек звук — ребенок обязан выяснять игрушку и наблюдать на нее.
¦ Для данной же цели возможно применять человеческие голоса. Ребенку необходимо выяснять, кто его окликнул, и наблюдать на него.
В то время, когда ребенок станет свободнее двигаться и брать в руки игрушки, усложните задания.
¦ Извлекайте звук из привычной ребенку игрушки, дабы он не видел ее, а после этого показывайте сходу две игрушки и просите забрать ту, которая звучала. Повторяйте упражнение многократно, пока ребенок не сообразит, что от него требуется.
В то время, когда у ребенка покажутся гуление и лепет, перейдите к более сложным упражнениям.
¦ Повторите за ребенком то, что он случайно сказал (к примеру, БА- БА-БА), сообщите: А сейчас ты сообщи: БА-БА-БА, продемонстрируйте, как это сделать, — для этого нажимайте пальцами ему на губы (произнося БА- БА-БА, нажимайте на губы себе). В случае, если ребенок не осознаёт, что он обязан сказать, повторяйте другие получающиеся у него звукосочетания.
¦ В то время, когда он обучится повторять за вами то, что прежде сказал сам, предлагайте ему новые сочетания звуков: губные звуки (произносящиеся губами) в сочетании с гласными — МУ-МУ, ПЫ-ПЫ, МА-МА, БО-БО и т. п.
¦ Произносите звуки, дабы ребенок видел, как вы артикулируете. Сперва гласные: [А], |И], [О], [У], [Э], [Ы), позже звонкие согласные, метод произношения которых отлично заметен со стороны: [М], |Б], [В], [Д], [Н] (произнося два последних звука, легко высовывайте язык между зубами). Ребенку необходимо повторять за вами. Имеете возможность пальцами придавать нужную форму его органам речи: открывать рот, вытягивать губы в ухмылку, выставлять вперед трубочкой, сжимать губы, щупать пальцем его язык и т. п. Вероятнее, звуки будут получаться смягченными — это естественно.
Правила общения с детьми
? Говорите с ребёнком низким голосом. Это связано с тем, что дети склонны к формированию зажатого голоса, намного более большого, чем их естественный. Обращение у детей начинается с крика — с интенсивного выражения чувства. Эмоциональное напряжение всегда приводит к мышц: плеч, речевых органов и гортани. От этого голос у ребенка увеличивается.
? В то время, когда он начинает лепетать, а позже сказать, привычка к нарушенному извлечению голоса значительно чаще сохраняется. Обращение высоким голосом дополнительно усиливает напряжения речевых мышц, а это мешает формированию верного произношения и может вызвать заикание. Исходя из этого ребенок с раннего детства обязан подражать вашему низкому голосу. Следите лишь, дабы данный голос не получался у вас неестественным и задушенным.
? Говорите с ребенком тихо и негромко. Громкие звуки отрицательно воздействуют на детей.
? В то время, когда вы общаетесь с ребенком, около не должно быть посторонних источников звуков. Это будет отвлекать его, мешать слышать вас. Так как он еще не может фокусировать внимание на конкретных звуках, он лишь этому обучается.
? В то время, когда рассказываете с ребенком, он обязан видеть ваше лицо, дабы иметь возможность копировать вашу артикуляцию.
? Рассказываете с ребенком лишь о том, что вы сейчас с ним делаете, либо о том, что его окружает и что возможно легко ему продемонстрировать.
? Рассказываете медлительно, по большей части применяйте предложения из двух слов либо кроме того легко односложно именуйте действия и предметы.
? Знакомьте ребенка с заглавиями действий (не только — предметов),так как конкретно около глагола потом образуется фраза.
? Первым делом ребенок начинает различать в речи интонации, исходя из этого говорите ясно.
Познание речи
При обычном развитии приблизительно в шесть месяцев ребенок начинает осознавать обращение — реагирует на собственный имя, осознаёт довольно часто повторяющиеся просьбы, заглавия некоторых предметов. Когда вы увидите это, необходимо приступить к особому формированию у него понимания речи.
Развитие понимания речи
¦ Положите перед ребенком две-три игрушки, задавайте вопросы: Где Ляля? Где мяч ?
¦ Задавайте вопросы по поводу привычных действий: Кушать будем ? Гулять будем? — и сами отвечайте, деятельно кивая головой: Будем! В будущем получайте, дабы в ответ на ваш вопрос ребенок сам кивал головой.
¦ В случае, если ребенок тянется к предмету, задавайте вопросы: Тебе дать Лялю ? Нет ? (намерено именуя не ту игрушку, которую он желает). Наряду с этим отрицательно качайте головой. Получайте, дабы в будущем ребенок качал головой сам.
¦ В то время, когда ребенок освоит утвердительный и отрицательный жесты, задавайте вопросы: Это Ляля? — показывая попеременно то на куклу, то на мяч. Он обязан отвечать соответствующими перемещениями головы.
¦ Совершайте действия и простые движения: ходите либо делайте вид, что кушаете. Задавайте вопросы: Я иду? Я кушаю? Ребенку необходимо отвечать утвердительным либо отрицательным жестом.
¦ Формирование понимания обобщенного значения слов. Попросите ребенка продемонстрировать, где у него рука, позже — где у вас рука, где у куклы. Пускай продемонстрирует пальчик, позже второй пальчик, после этого пускай продемонстрирует, где у вас пальчик, и т. п.
¦ Попросите ребенка потянуться к вам, сопровождая это приглашающим жестом: Иди ко мне! Если он не осознаёт просьбы, сами прижмите его к себе либо возьмите на руки. В будущем ему необходимо реагировать лишь на слова: Иди ко мне.
¦ Просите его наблюдать вверх, вниз, вперед, назад, располагая в соответствующем месте игрушку: Взгляни наверх, вниз и т. п. В будущем показывайте необходимое направление рукой, позже ребенок обязан реагировать лишь на слова.
В случае, если в течение первого года судьбы у ребенка не сформировалось никакого понимания речи, не торопитесь нервничать, подождите, пока ему исполнится полтора-два года. В случае, если обстановка не улучшится, проконсультируйте его у логопеда, специализирующегося на алалии. При отсутствии таковой возможности занимайтесь самостоятельно, как это обрисовано в последнем разделе книги. готовься к тому, что ребенок будет продвигаться медлительно, либо кроме того к тому, что первое время продвижения вовсе не будет. Он еще мелок, дабы осознавать суть заданий, он через чур скоро утомляется. У него не организованы восприятие, внимание, память и другие психологические функции, нужные для настоящего систематического обучения. Они формируются ближе к трем годам. В случае, если алалия не осложнена понижением интеллекта, она (время от времени медлительно) постоянно выправляется.
Правила общения с детьми
? В общении с ребенком обширно применяйте жестовую обращение — так ему легче осознавать суть ваших высказываний.
? Старайтесь дополнять слова жестами, каковые отлично выявляют их суть (громадной — обширно расставленные руки, мелкий — сближенные, позади — указательный жест назад и т. п.).
? Не применяйте неестественную, намерено придуманную жестикуляцию, а лишь такую, благодаря которой вы сами полностью естественным образом дополнили бы высказывание. К примеру, если вы рассказываете ребенку: Ложись! — пояснить значение этого слова возможно, откинувшись назад и запрокинув голову, как словно бы вы вправду планируете лечь.
? Довольно часто родители недооценивают степень понимания речи собственными детьми. В то время, когда вы что-то рассказываете при ребенке, постоянно помните, что он может осознать вас, причем неправильно. Собственными высказываниями вы нечайно имеете возможность вызвать у него нежелательные формы поведения, поскольку он далеко не всегда в состоянии верно осознать ваше отношение к тому, о чем вы рассказываете.
? К примеру, таковой случай. Мама говорит при семимесячном ребенке приятельнице: Он у меня таковой настырный, таковой своевольный, в любой момент собственного получает! Наряду с этим интонация у нее немного поднятая — так как она говорит о собственном ребенке. Мальчик слушает весьма пристально, а позже как хрястнет ей кулаком по коленке, дескать: Знай отечественных! Вероятнее, он приблизительно додумался, о каких его качествах говорит мама, и наряду с этим совсем совершенно верно «осознал», что она от них легко в восхищении.
жестикуляция и Двигательные навыки
Мы не будем разглядывать двигательную сферу ребенка саму по себе, а лишь в ее отношении к речи. С речью же она связана уже тем, что на чисто физическом уровне есть необычной разновидностью перемещения и строится по тем же законам, по которым строится всякое перемещение по большому счету (соответственно при несоблюдении этих законов любое перемещение, среди них и речевое, нарушается).
Как обращение связана с перемещением
? Любое перемещение имеет цель, непременно к чему-то направлено. Обращение кроме этого имеет собственную направленность, то есть — к собеседнику. Направленность речевого перемещения к собеседнику осуществляется благодаря верной речевой позе.
? Всякое перемещение ни при каких обстоятельствах не осуществляется изолированно (как это может показаться на первый взгляд) лишь отдельной какой-нибудь частью тела (рукой либо головой), а в любой момент — практически всем телом. Совершенно верно так же должно быть целостно и речевое перемещение. В производстве речи принимают участие не только мускулы органов речи, но и другие мускулы тела.
? Обращение постоянно сопровождается жестикуляцией.
Направленность к собеседнику и речевая поза
Обращение в любой момент направлена к собеседнику. Обращаясь к кому-либо, мы исходим из совсем определенной речевой позы: мы наблюдаем на собеседника, наклоняемся к нему, адресуем ему собственные жесты, соразмеряем с его расположением громкость и полетность отечественной речи. Мы как бы нацеливаем собственную обращение в определенную точку пространства, которая находится между ним и нами (в зависимости от обстановки общения — или ближе к нему, или ближе к нам).
При верной речевой позе подбородок немного поднят и пара выдвинут вперед, глаза наблюдают прямо (а не исподлобья), мы вольно всем корпусом разворачиваемся к собеседнику, если он переместился в пространстве. Именно поэтому отечественная обращение течет легко и вольно.
В то время, когда обращение теряет собственную направленность, ее произносительный механизм нарушается. В случае, если ребенок не имеет возможности направить собственную обращение к собеседнику (это появляется из-за разных психотерапевтических неприятностей), она как бы «зажимается» у него во рту, он не имеет возможности ее вольно изо рта «выпустить». Это происходит из-за напряжений мышц плечевого пояса, речевых органов и шеи. В следствии искажения и «зажатости» речевой позы у ребенка смогут формироваться такие нарушения, как недостатки произношения, нарушения голоса и заикание.
Детей, каковые не смогут верно направить собственную обращение, легко подметить.
? Одни из них — в целом некоординированны, хаотично двигаются, создают чувство «развинченности», у них не организована направленность не только речевых, но и всех других действий. Такие дети еле осваивают разные двигательные навыки.
? Другие дети выглядят «зажатыми» и малоподвижными. Они бывают от рождения робкими и замкнутыми, у них рано смогут оказаться реакции отказа от общения. Они отворачиваются от людей, кроме того отлично друзей, прячут лицо маме в плечо, отшатываются, в то время, когда к ним обращаются. Кроме того во взрослом возрасте у них смогут сберигаться трудности, касающиеся телесных контактов с людьми, им бывает сложно дотронуться до человека и просто обратиться к нему.
Показатели неправильной речевой позы
? Через чур напряжённая манера и прямая держаться, про таких детей говорят: «словно бы шпагу проглотил».
? немного поднятые, напряженные плечи.
? Напряженная, «задвинутая» назад шея. Глаза наряду с этим округляются и застывают.
? Голова с напряжением опущена вниз, время от времени до образования «второго подбородка». Наряду с этим ребенок наблюдает исподлобья.
? Голова возможно втянута в плечи.
? щеки и Напряжённые губы и по большому счету вся мимическая мускулатура, от чего появляется избыточная лицевая мимика. Ребенок «выпучивает» глаза, обширно открывает рот (к примеру, в то время, когда смеется), «до ушей» радуется. Излишняя мимика формирует чувство «дурашливости» в ребенке, как будто бы он специально кривляется.
Не обязательно, дабы обрисованные показатели находились у ребенка все, совместно забранные, помимо этого, они смогут выявляться понемногу, по мере его взросления.