Устранение зажатости мышц 6 глава

Частица не имеет возможности употребляться с именами прилагательными. Довольно часто она пишется с ними слитно, но однако, произнося ее, четко выделяйте голосом.

¦ Показывайте предметные картины. Растолковывайте, что на них нарисовано, применяя слова-показатели: Тут нарисован утюг. Утюг тёплый. После этого задавайте вопросы, как сообщить про предмет напротив: Утюг тёплый, а как сообщить про него напротив? Отвечайте сами: Утюг не тёплый. В случае, если ребенок додумается употребить слово-антоним (холодный), похвалите его, сообщите, что так назвать утюг также верно, но про него возможно еще сообщить не тёплый.

¦ Именуйте словосочетания: существительное + прилагательное — и предлагайте ребенку сообщить, как будет напротив. Объясните, что необходимо присоединять к слову частицу не. К примеру: Собака злая. А как сообщить про нее напротив, добавив не? Собака не злая.

¦ Поменяйтесь ролями. Сами произносите отрицательные высказывания, каковые ребенку необходимо «перевоплотить» в утвердительные: Кот не пушистый. Нет, кот пушистый. Подчеркивайте голосом частицу не.

Примерный речевой материал: домик громадной (маленькой), девочка дистрофичная (не дистрофичная), башенка высокая (низкая), трава густая (негустая), кустик колючий (не колючий), птичка маленькая (не маленькая), рисунок прекрасный (некрасивый), картина цветная (не цветная), сумка тяжелая (не тяжелая), каша соленая (несоленая), яблоко сладкое (несладкое), суп вкусный (невкусный), дорога долгая (не долгая), ветер сильный (не сильный), вода холодная (не холодная), куртка теплая (не теплая), кофта шерстяная (не шерстяная).

Предлоги

В речи детей предлоги появляются достаточно поздно и употребляются неправильно. Значительно чаще дети пропускают их вовсе. Вырабатывать деятельный словарь предлогов у ребенка необходимо начать в возрасте приблизительно около двух с половиной лет.

Это принципиально важно сделать по двум обстоятельствам:

? Дабы обращение ребенка купила грамотность и завершённость (от того, употребляет ребенок тот либо другой предлог, зависит его свойство усваивать падежные окончания имен существительных, а вместе с ними и прилагательных).

? Применение в речи предлогов (и других «небольших» слов: частицы не, альянсов, местоимений) развивает внимание к языку, усиливает речевой слух. У ребенка формируется свойство выделять из речевого потока эти «небольшие» слова как отдельные речевые единицы, а не как части слов (каковыми являются приставки, окончания и суффиксы). Обучась выделять в речи предлоги, ребенок в будущем будет легче выделять и отдельные звуки, что крайне важно для овладения полноценным произношением. Данный навык ответствен и для обучения грамоте. Так как обычные неточности первоклассника — это слитное написание предлогов, альянсов, местоимений с другими словами. Именно на то, что предлоги — это отдельные маленькие слова, необходимо обращать внимание ребенка.

? Ребенок обязан освоить предлоги: в, на, над, к, под, из, за, около, по.

¦ Объясните, что имеется весьма маленькие слова, такие маленькие, что их сходу возможно и не подметить. Назовите перечисленные предлоги (не считая к и по). После этого заберите небольшую игрушку (к примеру, кубик) и с ее помощью объясните значение этих предлогов. Ложите кубик в стол, под стол, добывайте его из стола и т.п. Комментируйте действия, шепетильно выделяя предлоги голосом. В любой момент просите ребенка повторить, где лежит кубик либо откуда вы его достали. Следите, дабы, он произносил предлог раздельно от идущего за ним слова. Значение предлогов растолковывайте приблизительно так.

Ложите кубик в стол, в шкаф. Рассказываете: Кубик лежит в столе, в шкафу. Слово в обозначает, что кубик запрятан в какой-нибудь второй вещи, в нее. Переспрашивайте: Где лежит кубик? В будущем делайте это в любой момент. Положите кубик на стол, на пол. Растолковывайте: Кубик лежит на столе, на полу. Слово на показывает, что кубик находится на чем-то, на каком-нибудь втором предмете.

Держите кубик над столом, над головой. Рассказываете: Кубик висит над столом, над головой. Слово над обозначает, что кубик поднят над второй вещью и не касается ее.

Прячьте кубик под стол, под ковер. Комментируйте: Кубик лежит под столом, под ковром. Слово под обозначает, что кубик лежит под чем-то, под каким-то предметом.

Положите кубик около кресла, около дивана. Сообщите: Кубик лежит около кресла, около дивана. Слово около значит, что кубик находится около какой-то второй вещи.

Запрячьте кубик за штору, за зеркало. Сообщите: Кубик лежит за шторой, за зеркалом. Слово за показывает, что кубик запрятан за чем-то, за каким- нибудь вторым предметом, так, что его не видно.

Добывайте кубик из коробки, из шкафа. Растолковывайте: Я извлекла кубик из шкафа, из коробки. Слово из обозначает, что я вынула кубик из какой-нибудь вещи, в которой он лежал до этого.

¦ Значение предлогов к и по растолковывайте в противном случае.

Подойдите сперва к столу, позже к окну. Комментируйте собственные действия: Я иду к столу, к окну. Коротенькое слово к обозначает, что я приближаюсь к какой-нибудь вещи, иду к ней. Пускай ребенок повторит ваши действия и сообщит, куда он идет.

Шагайте сперва по полу, позже по ковру. Рассказываете: Я шагаю по полу, по ковру. Слово по обозначает, что я иду по чему-то. Я могу идти еще по траве, по дороге. Пускай ребенок повторит ваши действия. Задавайте вопросы: По чему ты идешь?

¦ Ложите игрушку в различные места: в стол, под стол, держите над столом и т.п. Задавайте вопросы: Где мячик? Ребенок обязан отвечать, внятно выговаривая необходимый предлог, отделяя его от последующего слова.

¦ Задавайте вопросы: Куда мне запрятать мячик? Ребенок обязан подсказывать вам подходящие места.

¦ Играйтесь в такую игру. Запрячьте игрушки в различных местах, дабы ребенок не видел этого. Пускай угадывает, куда вы их положили, употребляя предлоги: Ты положила мяч в шкаф? Ты запрятала мяч за штору? Ты вложила мяч под диван ?

¦ Задавайте вопросы по поводу действий, каковые планируете совершить: Откуда я на данный момент дотянусь одежду? Из шкафа. К чему я на данный момент подойду? (направляясь к дивану). К дивану.

¦ Задавайте вопросы: Где? По чему плавает пароход? По воде. Где? По чему летают птички? По воздуху. Где? По чему ходят люди? По земле. Где? По чему лазают мартышки? По деревьям.

¦ Пускай ребенок образовывает предложения по несложным сюжетным картинам. Задавайте наводящие вопросы: Куда идет мальчик? К чему он идет? Мальчик идет к дому. Где? По чему едет машина? Машина едет по дороге и т. п.

Правила занятий с детьми

? В то время, когда знакомите ребенка с окончаниями множественного числа существительных, выбирайте сперва такие (мужского рода), каковые имеют в единственном числе нулевые окончания (не имеют их вовсе: кот, кубик). Лишь позже предлагайте ребенку существительные с окончаниями (рука, муха).

? При исполнении упражнений на словоизменения не применяйте слов, в которых от трансформации окончания изменяется предшествующий согласный (ухо — уши) либо кроме того полностью перестраивается корень (пёс — псы, ушел — ушла). Это будет путать ребенка. В русском языке употребляется довольно много суффиксов и различных окончаний одного и того же значения. Окончание множественного числа существительных может звучать, как -а либо -я (дома, леса, листья, стулья). Уменьшительные суффиксы также все различные. Не считая суффиксов -ик, -чик, -очк- и -ечк-, употребляются суффиксы -к- (рыба — рыбка, нога — ножка), -ок и -ек (дубок, огонек), -ц- (деревце) и пара вторых.

? Познакомить ребенка со всеми методами словоизменения нереально, он будет осваивать их по мере развития речи. Первое время он будет пробовать применять уже привычные методы трансформации слов не совсем удачно (вместо дома сказать домы, вместо дубок — дубик либо дубчик). Для его возраста это естественно. Такое словоупотребление показывает, что он осознал принцип образования той либо другой грамматической категории и пробует воплотить его в обращение. Хвалите его и с опаской поправляйте: Тут необходимо сообщить дома, необходимо сообщить дубок и т. п.

? В то время, когда употребляете ту либо иную глагольную приставку, по возможности растолковывайте ребенку ее суть. К примеру: Передвинь стул. Передвинь — это значит: переставь его в второе место. Отодвинь стул. Отодвинь — это значит: отставь его от чего-то (от стола). Придвинь стул. Придвинь — это значит: приставь его близко, весьма близко к чему-то (к столу).

? В случае, если ребенок не по назначению употребляет возвратные глаголы (пол помылся, стол протерся), задавайте вопросы: Разве пол может помыть сам себя? Разве стол может протереть сам себя? Ребенок может додуматься ответить: Он помылся тобой. Возразите: Что, забрал меня, как тряпочку, и сам помылся (протерся) ?

? К двум с половиной годам (время от времени — позднее) ребенок обязан начать именовать себя я. Тогда у него полностью сложится словарь личных местоимений и покажется возможность для создания отдельных грамматических категорий (спряжения глаголов). По окончании двух с половиной лет не применяйте по отношению к ребенку «детских» обращений (Ваня отправится гулять? Ваня покушал?). В любой момент обращайтесь к нему, применяя местоимение ты (Ты отправишься гулять? Ты покушал?). В этом случае он стремительнее начнет именовать себя я.

? И предлоги,, и отрицательную частицу произносите внятно и раздельно от последующего слова. В случае, если ребенок будет «проглатывать» их, просите повторить, что он сообщил.

? Ребенок не запомнит все предлоги сходу и не начнет в тот же миг же использовать их в речи. Иногда делайте с ним обрисованные тут упражнения.

? На протяжении прогулки весьма комфортно задавать ребенку вопросы по поводу направления перемещения: Куда? К чему мы идем? И вопрос: Где? По чему мы идем ?

В то время, когда формируете отрицательную частицу не перед глаголами, применяйте лишь форму глаголов третьего лица (Он отправится — он не отправится). Не давайте ребенку заданий на потребление таких глаголов в первом лице (Я не желаю. Я не отправлюсь. Я не поднимусь). Это может поощрить у него реакции негативизма.

Обращение ребенка между тремя и четырьмя годами

При обычном развитии дети, достигшие трех лет, должны сказать грамотно, верно выстроенными, развернутыми предложениями, лочти как взрослые. Их словарь обязан включать в себя разные части речи и быть достаточным, дабы легко и вольно разъясняться на любую бытовую (не выходящую за рамки повседневности) тему.

Обращение посторонних людей трехлетние дети должны осознавать абсолютно (в то время, когда взрослые говорят об известных и дешёвых им вещах). В речи детей смогут видеться нарушения звукопроизношения, каковые, но, не делают ее непонятной. Полноценное произношение всех звуков должно сложиться у ребенка приблизительно к пяти годам.

В то время, когда ребенок начинает сказать позднее положенного времени, обрисованная картина речи может сформироваться у него ближе к четырем годам. Это нестрашно, в случае, если лишь познание речи у него соответствует возрасту и он говорит достаточно ясно (пускай кроме того и не совсем верно). Под понятной речью имеется в виду, что ребенка может осознать любой человек, а не только домашние.

В случае, если обращение ребенка соответствует норме, ее предстоящее развитие может не вызывать особого тревоги. Она своим чередом будет развиваться и дальше. Действительно, к пяти годам может выясниться, что ребенок так и не обучился нормативно выговаривать все звуки языка. на данный момент это простое явление. Недостатки звукопроизношения легко выправляются, необходимо лишь одновременно с обратиться к логопеду (в то время, когда ребенку исполнится пять лет либо мало раньше).

Мы обрисовали обстановку успешного и своевременного развития ребенка, но в возрасте между тремя и четырьмя годами в речи у него смогут показаться особенности, каковые должны вас встревожить.

? По окончании трех лет вы имеете возможность подметить, что речевое развитие прежде отлично сказавшего ребенка приостановилось либо кроме того дает заметный регресс. К примеру, он может прекратить пользоваться фразой, по большому счету отказываться от речевого общения, у него смогут обнаружиться и другие речевые «странности». В этом случае необходимо обратиться к детскому психоневрологу, потому, что подобная картина может свидетельствовать о некоторых психологических нарушениях.

? Необходимо обратить внимание на обращение ребенка, если он говорит неразборчиво. Его речевое развитие в целом может соответствовать возрасту. Он пользуется грамотной фразой, знает довольно много слов, но однако звуки произносит нечленораздельно (а также неряшливо). У для того чтобы ребенка возможно предположить дизартрию. Это речевое нарушение появляется в следствии парезов и параличей (частичных параличей) мышц речевых органов, в результате которых ребенок не хорошо руководит речевым аппаратом. О том, что делать с этими детьми, просматривайте в главе, посвященной дизартрии.

? Между тремя и четырьмя годами у ребенка может сформироваться заикание. Оно выражается в судорожных «запинках» и «застреваниях» на согласных и гласных звуках, и повторении слогов. Заикание может появиться неожиданно либо развиваться понемногу. Особенно склонны к нему дети, в роду у которых имеется соответствующая наследственность. Принципиально важно одновременно с подметить начальные показатели этого расстройства, потому, что его легче всего преодолеть в самый момент формирования (либо чуть позднее). В будущем заикание поддается коррекции весьма не легко (либо не поддается совсем). Просматривайте о заикании в соответствующей главе книги.

? По окончании трех лет у ребенка может выявляться значительная задержка всего речевого развития (алалия). Он не говорит вовсе либо говорит очень слишком мало — произносит отдельные слова, больше напоминающие звукоподражания либо малопонятные обрывки слов. Фразовая обращение отсутствует абсолютно. Нарушено бывает и познание речи (впредь до полного непонимания). Что делать с этими детьми, описывается в последнем разделе книги.

Стимулирование речи при обычном варианте развития

Как бы отлично ни обстояли дела с речью ребенка, нужно все же не пускать ее развитие на «самотек», а бережно направлять его. С нормально развивающимися детьми не обязательно как-то намерено заниматься пополнением словаря, так же как и намеренным формированием грамматической стороны речи. Словарь будет накапливаться сам собой вместе с расширением жизненного опыта. Грамматическая структура кроме этого будет уточняться самостоятельно по мере усложнения фразовой речи. Необходимо лишь одновременно с исправлять появляющиеся у ребенка неточности.

Оказать влияние на обращение отлично развивающегося ребенка возможно в трех направлениях:

? Уточнить речевой слух.

? Подтолкнуть формирование верного произношения звуков.

? Содействовать формированию связной речи.

Речевой слух

Над развитием речевого слуха нужно намерено трудиться, дабы не допустить закрепление в речи ребенка неправильного произношения звуков, а в будущем предотвратить возможность письма нарушений и возникновения чтения.

У ребенка должны сложиться следующие навыки:

? Умение различать между собой гласные звуки: [А], | О], [У], [Ы], |И|, [Э].

? Свойство различать согласные звуки, произносящиеся верно.

? Свойство различать неправильно произносящиеся согласные звуки.

? Умение делать начальный звуковой анализ простых слов и слогов.

Различение гласных звуков

Для этих и последующих занятий пригодится зеркало, в котором ребенок имел возможность бы видеть собственный лицо полностью.

¦ Пускай ребенок пара раз на слух повторит за вами гласные звуки. Именуйте их в различном порядке, четко артикулируя (изображая ртом их произношение).

¦ Произносите звуки, растолковывая и показывая ребенку, как это делается. Пускай он повторяет за вами, замечая собственный произношение в зеркале, а вы пальцами показывайте, как у него открыт рот, как вытянуты губы.

[А] — рот обширно открыт, губы имеют форму громадного круга; [О] — губы вытянуты вперед в виде кружка; [У] — губы вытянуты в узенькую трубочку; [Ы] — рот практически закрыт, губы расширены и оттянуты в стороны, так что видны верхние и нижние зубы; [И] — рот практически закрыт, а губы тоненько вытянуты в стороны, так что чуть видны верхние зубы; [Э] — рот открыт, а губы имеют форму вытянутого в стороны круга.

¦ Произносите вперемешку гласные. В то время, когда ребенок будет слышать звук [А], пускай рукоплещет в ладоши. Звуки произносите медлительно, дабы он успевал среагировать.

¦ Это же упражнение делайте с другими гласными звуками. Ребенок обязан рукоплескать в ладоши на звук [О], [У] и т.д.

¦ Играйтесь в игру «Какой звук я загадала?». Произносите звуки беззвучно, их ртом. Ребенку необходимо предугадать, какой звук вы произносите. Пускай повторяет ваши артикуляции (обширно открывает рот, вытягивает губы в трубочку и т. п.) и пробует вслух сказать звуки, каковые от этого получаются. После этого пускай именует звуки, каковые вы загадали.

Различение согласных звуков, каковые ребенок произносит верно

Дети в любой момент верно произносят согласные звуки: [Б], [Д], [М], [Н], [П], [Т|. В большинстве случаев они полноценно выговаривают звуки: [К], [Г], [X], но иногда их произношение нарушается. [К| и [Г] заменяются на [Т] и (Д); звук [X] может заменяться на [Ф] либо звучать как несложный выдох. Дети

смогут нормативно выговаривать звуки [Ф] и [В], но довольно часто они произносят их одними губами. Верно может произноситься звук [Й]. Произношение же шипящих, свистящих звуков, и звуков [Р] и [Л], в большинстве случаев, в этом возрасте не редкость несформированным. Все согласные звуки либо кое-какие из них ребенок может произносить с маленьким смягчением.

Дабы выяснить, выговаривает ли ребенок тот либо другой звук, предложите ему пара раз повторить данный звук за вами. Пускай кроме этого повторит три-четыре несложных слова, начинающихся с этого звука (следите, дабы звук в словах звучал твердо: ватка, а не Вятка). Звуки выговаривайте внятно, но без нажима.

У ребенка возможно три вида нарушений произношения звуков:

? Звук может пропускаться вовсе, другими словами никак не произноситься. Вместо согласного слышится легко выдох либо призвук гласного звука. К примеру, (В) может напоминать [У] (ваза — уаза)\ [Й] — напоминать что-то среднее между (И) и [Э] (майка — маэика).

? Ребенок может заменять звук на какой-то второй.

? Ребенок может нечетко произносить звук.

В случае, если ребенок верно выговаривает звуки из групп шипящих, свистящих, и [Р] и [Л], непременно включайте их в материал занятий.

Все звуки произносите четко, без призвука гласного звука: [П], а не [ПЭ], [М|, а не [МЭ]. Звук нельзя называть так же, как обозначающую его букву: вместо [М] сказать [ЭМ], вместо [Ф] — [ЭФ].

¦ Сперва разберите с ребенком произношение каждого согласного звука (как вы это делали с гласными). Пользуйтесь зеркалом.

(Б) — губы соприкасаются между собой; [Д] — язык прижимается к зубам верхним и нижним в один момент, ребенок может пощупать его пальцем, легко разомкнув зубы; [М] — губы весьма хорошо соприкасаются между собой; [Н] — язык прижимается к верхним зубам, ребенок может немного открыть рот и взглянуть на собственный язык в зеркало; |П) — произносится губами; [Т| — язык прижимается к верхним и нижним зубам; [К], [Г], [X] — произносятся языком в горле, ребенок может открыть рот и заметить, что его язык находится глубоко во рту; |В| и |Ф| — верхние зубы прикасаются к нижней губе.

¦ Пускай ребенок повторяет за вами согласные звуки, каковые вы произносите вперемешку: [М-Т-Б-В-М-К-Д] и т.д.

¦ Произносите вперемешку согласные звуки. В то время, когда ребенок будет слышать звук [Б], пускай рукоплещет в ладоши. Перед этим пара раз скажите звук [Б].

¦ Это же упражнение делайте с другими согласными звуками.

¦ Выберите несколько непохожих по звучанию звуков, каковые совсем по-различному артикулируются, к примеру: (M-T). Произносите их в произвольном порядке ([М-Т-Т-М-М-Т]), весьма внятно и медлительно.

¦ Сперва пускай ребенок рукоплещет в ладоши, в то время, когда слышит звук [М]. Позже пускай рукоплещет, в то время, когда слышит [Т].

¦ Это же упражнение делайте с другими, далекими по произношению, звуками. К примеру: [Й-Ф], [Н-К], [М-К], [Б-Т], [Т-Х].

¦ Медлительно произносите звуки [Б] и [П] ([Б-Б-П-Б-П-П-П-Б]). В то время, когда ребенок будет слышать звук [Б], пускай рукоплещет в ладоши. Звук [Б] — звонкий, произносите его близко, с голосом, [П] — глухой, произносите его практически шепотом, дабы ребенку было легче уловить отличие между ними.

¦ В будущем пускай ребенок рукоплещет в ладоши, в то время, когда слышит звук (П).

¦ Подобные упражнения делайте со звуками [Т-Д], |Г-К], [В-Ф], каковые кроме этого отличаются друг от друга наличием либо отсутствием голоса.

¦ Подобные задания делайте со звуками, каковые артикулируются похожим образом: |М-Б], [М-П] (произносятся губами), [Н-Д]. [Н-Т] (произносятся передней частью языка, что прислоняется к зубам), |К-Х], [Г-Х] (произносятся задней частью языка).

¦ Произносите пары родных по звучанию согласных, меняя их местами: [Т-Д], [Д-Т], [Д-Т], [Т-Д]. Ребенок обязан повторять за вами. То же самое делайте со звуками [Г-К] и [В-Ф].

¦ Это же упражнение делайте со звуками, родными по артикуляции: [М-Б], [М-П], [Н-Д], [Н-Т], [К-Х), [Г-Х].

Различение согласных звуков, каковые ребенок произносит неправильно

Ребенок в большинстве случаев неправильно выговаривает следующие звуки: свистящие — [С], [3], [Ц]; шипящие — [III], [Ж], [Ч], [Щ]; и звуки — [Р] ¦ [Л]. Главное правило при исполнении заданий с этими звуками такое: ребёнок не должен произносить их сам, он может различать их лишь на в вашем произношении. В случае, если ребенок не выговаривает звуки [К], (T), [X], [В], [Ф] и [И], кроме этого включайте их в приводящиеся тут упражнения.

¦ Пара раз повторите звук [Р]. После этого медлительно произносите звуки, среди которых видится [Р|: [Р-Т-М-С-Р-Р-Ш-Ф). Ребенку необходимо рукоплескать в ладоши на любой звук [Р|. Последовательность не должен включать в себя звуков [Л] и [Й]. Они близки к [Р] по произношению, и довольно часто именно на них звук [Р| и заменяется.

¦ Подобное задание делайте со звуком [Л] (в звуковом последовательности не должно быть согласных [Р] и |Й|).

¦ Подобное упражнение делайте с согласными [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. В последовательности звуков не должно находиться никаких шипящих звуков и других свистящих, помимо этого, над узнаванием которого вы трудитесь. шипящие звуки и Свистящие близки между собой по произношению и довольно часто заменяются друг на друга. К примеру, звуков (С ) ребенок обязан выяснять среди далеких от него по произношению звуков ([М], [Н], [Р], [К], [Л] и т.д.)

¦ Произносите звуковой последовательность из двух согласных, к примеру: [З-Р-Р-З-З-Р-З]. Сперва ребенок рукоплещет в ладоши, в то время, когда услышит [3], позже — [Р].

¦ Это же упражнение делайте с другими согласными. В паре применяйте лишь далекие по звучанию звуки, к примеру: [С-Р], [Ш-Л], [Ж-Й] и т.д.

Звуковой анализ слов и слогов

Для всех упражнений применяйте лишь те согласные звуки, каковые ребенок выговаривает верно. Не применяйте мягких согласных звуков.

¦ Произносите комбинации из двух гласных звуков: АУ, УА, УО и т.п. Пускай ребенок повторяет их за вами.

¦ Скажите звукосочетание: АУ. Тяните в нем (А). Спросите у ребенка, какой звук слышится первым. Повторите пара раз, если он сходу не сообразит.

¦ Это же упражнение делайте с другими сочетаниями гласных звуков.

¦ Произносите закрытые слоги (гласный звук + согласный). К примеру: AM, УМ, ОН, ИТ и т. п. Пускай ребенок повторяет их.

¦ Произносите закрытые слоги и тяните в них первый гласный звук. Ребенку необходимо назвать его. Пускай повторяет слог и слушает, какой звук идет первым.

¦ Произносите открытые слоги (согласный звук + гласный). К примеру: МА, НУ, КО. Ребенку необходимо повторять их и определять, какой гласный слышится на финише. Гласный звук произносите протяжно.

¦ Произносите слова из трех звуков: мак, ток. Тяните гласный звук. Ребенку необходимо выяснить, какой звук тянется в слове. Пускай повторяет слова и слушает, какой звук он произносит протяжно.

¦ Именуйте ребенку открытые слоги (МЫ, НА). Применяйте согласные звуки, каковые возможно тащить: [М], [Н], [X], |Ф], [В|. Ребенок обязан сообщить, какой звук слышится первым.

¦ Подобное упражнение делайте с закрытыми слогами (УФ, ИН). Ребенку необходимо сообщить, какой звук слышен на финише.

¦ Последние два упражнения делайте со звонкими согласными звуками: [Д], |Б], [Г], позже — с глухими: [Т], [П], [К]. Эти звуки нельзя тянуть, исходя из этого произносите их весьма внятно, но не отрывая искусственно от идущего следом гласного.

¦ Произносите слова из трех звуков (бак, мох). Ребенок обязан назвать первый звук в слове. Выделяйте его голосом. Пускай ребенок повторяет за вами слово.

¦ Попеременно придумывайте с ребенком слова, начинающиеся со звуков [А], [О], |У], [И|. Предварительно назовите два-три слова на необходимый звук.

Примерный речевой материал: мак, мох, мах, дом, дым, дуб, кот, ток, бык, тын, движение, бок, хан, шум, волшебник, май, вой, бой, бук, кум, йод, ком, док, куб, кеб, код, фон, пуф, гон, том.

Правила занятий с детьми

? Отнеситесь пристально к упражнениям, вычисленным на показ артикуляции звуков. Ребенок обязан не только обучиться их слышать, но и принимать «на ощупь». Это будет развивать у него кинестетическое (мышечное) чувство, благодаря которому формируется верное произношение звуков.

? Мягкие и жёсткие согласные звуки ([М-М’], [Н-Н’] и т.д.) — это совсем различные звуки языка. Исходя из этого в заданиях, каковые вы предлагаете ребенку, не применяйте мягких звуков. Это будет путать его.

Произношение звуков

на данный момент большая часть детей не смогут самостоятельно и вовремя освоить верное произношение звуков, а при позднем формировании произношения (ближе к школе) у них появляется риск появления весьма распространенных на данный момент дислексий и дисграфий (письма и нарушений чтения). Посредством приведенных тут упражнений вы сможете поставить ребенку произношение некоторых звуков, и дать толчок к предстоящему овладению звуками языка.

Знакомство с органами речи

¦ Разберите с ребенком, как устроен его речевой аппарат. Пускай он разглядывает в зеркале органы речи, каковые отлично видны, остальные возможно ощупывать пальцем. Объясните, что кое-какие звуки ([А], [0|, [У|, [М], |Б|) мы выговариваем посредством губ. Продемонстрируйте, где верхняя губа, где нижняя. Дабы произносить другие звуки, человеку необходимы зубы. К примеру, дабы выговорить звуки [Т) и [Д], необходимо прижать язык к зубам. Дабы сообщить звук [Н], необходимо прислонить язык к верхним зубам. Пускай ребенок продемонстрирует, где у него верхние и нижние зубы. Но самую ключевую роль в произношении играется язык. Одни звуки произносятся его кончиком ([Т], [Д], [Н]), другие — серединой ([Й]). Пускай ребенок пальцем нащупает, где у него середина языка. Имеется звуки ([К], [Г], [X]), произносящиеся задней частью языка (ее кроме того нереально дотянуться пальцем). Во рту, за верхними зубами, имеется шероховатые холмики (альвеолы), к каким прислоняется язык при произнесении звуков [Ш] и [Р]. Пускай ребенок ощупает их пальцем, а после этого поводит по ним языком. Перед этим сами отыщите альвеолы у себя во рту, а позже во рту у ребенка.

¦ Просите ребенка продемонстрировать пальцем, где у него верхняя губа, нижняя; верхние и нижние зубы; его середина и кончик языка; холмики.

Улучшение подвижности речевых органов

Цель этих упражнений — научить ребенка выполнять перемещения, нужные для произнесения звуков. Все упражнения необходимо делать по пять-шесть раз, глядя в зеркало. Предварительно показывайте ребенку перемещения.

¦ Ребенку необходимо поочередно растягивать губы в ухмылку и вытягивать в трубочку. Зубы наряду с этим сомкнуты.

¦ Пускай ребенок, немного открыв рот на ширину, нужную для произнесения звука [Э], добывает кончиком языка до верхних и нижних зубов и ощупывает их.

¦ Совершенно верно так же пускай добывает до альвеол, ощупывает их и затем

¦ опускает кончик языка за нижние зубы. Пускай щелкает языком, «присасывая» его к альвеолам и нёбу.

¦ Необходимо водить языком по альвеолам вперед-назад, произнося серию звуков [Д] ([Д-Д-Д]). В то время, когда упражнение выполняется верно, слышится звук, напоминающий [Р] либо [ДР]. Задание сложное, сходу может не оказаться. Перед исполнением упражнения продемонстрируйте ребенку пальцем (поводив им по альвеолам), как он обязан двигать языком. Сперва возможно шевелить языком беззвучно.

¦ Это же упражнение необходимо делать, легко дуя на язык (не произнося никаких звуков). Будет получаться звук, напоминающий [Ш]. Очень сильно дуть не требуется.

Постановка некоторых звуков

Перед началом занятий выясните, какие конкретно звуки ребенок не выговаривает. Перед тем как ставить звуки, постарайтесь позвать их «по подражанию». Произносите их внятно, показывая ребенку, где у вас находится язык, и просите повторить.

¦ Звук [Ф]. Пускай ребенок поставит верхние зубы на нижнюю губу (возможно легко прикусить ее) и «выдувает» через зубы воздушное пространство. Послышится звук [Ф].

¦ Чтобы оказался звук [В], необходимо подключить голос, сообщить звучно. Продемонстрируйте, как это сделать.

По окончании того как ребенок освоит звуки, необходимо ослабить контакт между нижней губой и зубами (прикасаться к ней не так хорошо).

¦ Звук [К]. Вам пригодится древесный шпатель (либо плоский предмет, он не должен быть скользким). Сначала сообщите ребенку, чем вы станете заниматься. Сообщите, что ему необходимо сказать [ТА-ТА-ТА], а вы сейчас станете продвигать его язык шпателем вглубь рта. Предотвратите, дабы он не мешал вам этого делать, сообщите, что звук будет изменяться, предложите проверить, какой в итоге выйдет звук.

Как Избавиться От Боли В «Пояснице» (МГНОВЕННО!)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: