ИППУ как учебная и научная дисциплина
История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин; в ее задачи входит изучение на конкретном историческом материале закономерностей развития политико-правовой идеологии, ознакомление с историей и содержанием самые значительных и влиятельных теоретических концепций страны и права прошлых эр.
В предмет истории политических и правовых учений включаются лишь учения, которые содержат ответы неспециализированных неприятностей теории страны и права. Созданные разными мыслителями формы и концепции их изложения (теоретический трактат, философское произведение, политический памфлет, проект конституции и т. п.) разнообразны, но концепциям свойственно что-то общее: они высказывают отношение определенных социальных групп к праву и государству (программная, оценочная часть учения), строятся на характерной данной эре идейно-теоретической базе (методологический стержень учения), содержат решения главных неприятностей теории страны и права (теоретическое содержание учения).
Исходя из этого политико-правовая теория включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую либо иную (к примеру, религиозную) базу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные ответы вопросов о происхождении страны и права, закономерностях их развития, о форме, принципах устройства и социальном назначении страны, об фундаментальных правилах права, его соотношении с страной, личностью, обществом и др.; 3) программные положения — оценки существующего страны и права, задачи и политические цели.
Изучение истории политических и правовых учений актуально, потому, что имеется последовательность неприятностей, относящихся к стране, праву, политике, каковые обсуждались в предшествующие эры, и была выработана совокупность аргументов в пользу того либо иного решения этих неприятностей. Знания о разных вариантах ответа этих неприятностей и об обоснованиях этих ответов — нужная часть современного политического и правового сознания.
Сейчас возросло значение истории политических и правовых учений как школы другого мышления, дающей возможность сопоставлять разные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах.
Соотношение истории политических и правовых учений с другими юридическими и философскими науками, равно как и связи исторических и теоретических качеств в самой данной дисциплины, четко отражают то принципиальное событие, что предмет разглядываемой дисциплины – это не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, то есть их история. Выяснение смысла данной историчности значимо для чёрта как предмета данной дисциплины, так и ее методологии.
Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено в конечном итоге той тесной внутренней связью политических и правовых соответствующих понятий и явлений, которая особенно четко видна со своеобразных предметно-методологических позиций юридической науки в целом, являющейся правоведения и единый комплекс государствоведения. Политические учения прошлого представлены в предмете не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических изучений неприятностей страны как особенного учреждения и политического явления в широком контексте вторых политических явлений, институтов и отношений, во взаимодействии и взаимосвязи с ними, т. е. так, как проблематика теории государственности исследовалась представителями разных направлений и школ в настоящей истории политических учений.
Учение Цицерона о праве и государстве
Марк Туллий Цицерон (106–43 до н. э.) был известный идеологом римской аристократии во время республики. Известный оратор изложил собственный политико-правовое учение в диалогах «О стране» и «О законах», а кое-какие нюансы национально-правовой проблематики затрагиваются им в сочинениях по этике («Об обязанностях») и бессчётных речах.
В правовой и политический обиход Цицерон вводит понятие гражданина как субъекта права, понятие страны как правового общения, определение страны как дела народного (res publicum), вещи народной, достояния народа. Цицерон вычисляет народ не толпой, а сообществом, грамотным на базе согласия всех в понимании права и неспециализированного интереса, а в стране видит правовой альянс, правовое общение, в первый раз в истории озвучивая идею правового страны, страны, основанного на справедливости, а не силе.
Государство он именует республикой и вычисляет достоянием всего народа, осознавая народ как «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах о праве и общностью заинтересованностей». Подлинная цель республики содержится в том, дабы «люди вольно обладали собственной собственностью и дабы они не подвергались опасности».
Говоря о происхождении страны, Цицерон исходил из совмещения теорий Аристотеля (постепенное вырастание из селения и семьи) и Эпикура (договорная теория), утверждая, что: государство появляется естественным методом, но закрепляется контрактом. Он подчеркивал, что одной из наиболее значимых задач страны есть охрана собственности.
В случае, если государство правовое, то в его основе лежит право, все гражданские сословия в верном стране соединяются на условии согласия, верное государство прочно защищает правовое равенство собственных граждан. Но Цицерон вычислял социальное неравенство в полной мере честным, а рабство оправдывал природой.
Рабство, по Цицерону, справедливо по причине того, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, в то время, когда делается разумно; другими словами, в то время, когда у недобросовестных людей заберут возможность выполнять бесправия, то угнетенные окажутся в лучшем положении, в это же время как они, не будучи угнетены, были в нехорошем. Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над не сильный для их же пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, каковые он пытается подкрепить мыслями о соотношении разных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит не сильный и порочными частями души (страстями, бешенством и т. п.).