Учения о государстве и праве в период воцарения князей московских

Татаромонгольское феодальная раздробленность и иго-центральные сюжеты летописных писаний («Повести о разорении Рязани Батыем», «Задонщины» и др.). В них осуждается сепаратизм князей. В «Задонщине» проводится мысль первенства Столичного княжества. Ее создатель призывает князей объединяться под началом конкретно этого княжества.

Снаружи- и внутриполитические удачи Ивана III нашли собственный отражение в «Повести о Флорентийском соборе», «Послании о Мономаховом венце», «Сказании о князьях Владимирских». Они должны были идеологически оформить уже настоящее политическое первенство Москвы. В них реализуется мысль о преемственности власти между римскими московскими князьями и императорами. Эти идеи развились в известной концепции «Москва — Третий Рим» (начало XVI в., псковский монах Филофей). филофей воображает исторический процесс как смену трех стран. Их столицами есть символический Рим. Первый Рим погряз в разврате и ереси, пал под ударами дикарей. Второй Рим (Константинополь), обратившийся к католицизму, захвачен турками в 1453 г. хранительницей и Единственным оплотом подлинной христианской веры, православия, стала Москва. Такая идеологическая установка отражала усиливающееся влияние православной церкви. Претензии духовной власти на вмешательство в мирские дела выразилось в происхождении оппозиции в самой церкви. Две противоположные группировки взяли наименование иосифлян (идеолог — игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий) и нестяжателей (основной идео-рог — монах Нил Сорский). Нестяжатели выступали против накопления церковью чрезмерных материальных благ. Они призывали ее заботиться о духовном, а не о мирском состоянии. Они считали, что священникам направляться жить тем, что приносит им их личный труд. Нестяжатели проводили некоторого ограничения и идею царской власти. Они призывали правителя советоваться со собственными приближенными — боярами и князьями.

Власть царя, по Болоцкому, распространяется частично и на власть духовную. Царь оберегает и хранит ее имущество и церковь, оберегает ее от еретиков.

Идеологические теории при Иване IV Суровом покупают светский темперамент. Главное содержание идеологического наследия содержится в челобитных письмах царю Ивана Пересветова и в переписке Ивана IVс князем Курбским.

Андрей Курбский вычисляет обычным национальный порядок, основанный на участии в управлении боярского совета. Царю подобает быть главой, а советников собственных обожать. Правитель обязан делиться собственными царскими думами не только с одними великородными и правдивыми советниками. Князь Курбский допускает и народное участие в управлении.

Иван Грозный обвиняет бояр в присвоении и похищении власти правителя. Он возражает против всего политического образа мысли боярства. Самодержавие — не только обычный, но и исконный факт отечественной истории.

Письма Пересветова являются резким политическим памфлетом, направленным против бояр, в котором он восхваляется рядовое военно-служилое дворянство. Пересветов очень плохо оценивает совокупность наместничества.

33. ФОРМИРОВАНИЕ АБСОЛЮТИЗМА В РФ И ЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ XVII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ.

Начало XVII в. взяло в истории наименование Смутного времени. Для этого периода свойственны политическая неразбериха, ухудшение социальных противоречий. Это проявилось в восстании под предводительством Ивана Болотникова.

Восстание Ивана Болотниковав 1606-1609 гг было направлено против засилья бояр и боярского царя Василия Шуйского. Восстание проходило под лозунгами уничтожения присваивания и бояр их земли и имущества. Наряду с этим присоединившимся к восставшим было обещано передать в собственность забранное у знати.

Восстание под предводительством Стеньки Разина проходило в 1670-1671 гг. и имело похожую программу. Разин призывал к уничтожению всей структуры и бояр управления страной. Сами же восставшие создавали собственные власти по примеру казачьего самоуправления

В конце XVII — начале XVIII вз. в РФ оформляется полная монархия. Реформы Петра I частично ликвидировали устаревшие феодальные университеты. Дворянство делается привилегированным сословием. Оно деятельно включается и в политическую жизнь страны.

Громадное значение для развития учений о политике и праве имела европеизация всех сфер судьбы русского общества. Многие из мыслителей финиша XVII — начала XVIII вв. выступали с апологией абсолютизма ,Это были ученики и ближайшие сподвижники самого [Петра. В собственных концепциях они с радостью применяли

теорию естественную права. В их числе был и священник Феофан Прокопович (1631-1736). Ему в собственности заслуга насущности реформ и теоретического обоснования сущности Петра I.

Он требует от священников подчинения царю. Высоко оценивает Прокопович разделение труда. Касаясь власти монарха, Прокопович говорит, что правитель важен только перед Всевышним, милостью которого он правит. Власть монарха имеется итог соглашения между ним и народом. Наряду с этим последний вверяет ему безотносительную единоличную власть.

Прокопович отвергает демократическую и аристократическую формы правления. Он считает, что лишь монархия отвечает потребностям страны. Он сравнивает избирательную и наследственную монархии. В данной связи он обосновывает правомерность указа Петра I самому назначить наследника престола.

Безотносительная власть монарха свидетельствует его единоличное право без всяких ограничений устанавливать нормы и обычаи во всех сферах судьбы.

Василий Никитич Татищев(1686-1750) кроме этого выступает как приверженец теории естественного права. Естественным для человека состоянием есть воля. Но при таковой свободе он все же должен ограничивать себя. Такие ограничения он дробит на три вида

1 )по природе (власть своих родителей); 2) согласно соглашению (отношения найма между слугой и хозяином); 3)по принуждению (рабство либо невольничество).

Первые две узды имеют отношение к сущности и происхождению страны. Власть монарха подобна родительской. «Общенародия либо республики» основаны на контракте. Контракт рассматривается Татищевым как база всякого страны, среди них и монархического. Формы правления зависят от последовательности объективных условий: расположения, состояния населения и размера территории.

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Образование и рост Московского княжества.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: