Учение и.канта о государстве и праве

Иммануил Кант (1724 – 1804) – выдающийся мыслитель, представитель германской хорошей философии, доктор наук Кенигсбергского университета. Всю собственную жизнь он провел в одноименном городе, вел очень академичный и регулярный образ судьбы. Значение Канта как мыслителя пребывает в том, что он первым в Германии постарался дать полноценное философское обоснование идеям либерализма с позиций утверждавшегося тогда в публичной судьбе страны класса буржуазии. Политико-правовая концепция Канта (которую он считал самый созданной частью собственного учения) находятся в основном в трудах «Идеи общей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве».

Главные моменты его философского и политико-правового учения таковы:

1) Человек представляет собой независимого индивида (он свободен, потому, что его сознание относится к миру «вещей в себе»), владеющего абсолютной ценностью и совершенным достоинством, и не может быть орудием осуществления любых внешних целей («неспециализированного блага») и замыслов по переустройству общества;

2) Человек выступает как субъект нравственного сознания, возвышающийся над природой, и в собственном поведении обязан руководствоваться требованиями нравственного закона, данного более и не зависящего от конкретных событий;

3) Данный нравственный закон (либо окончательный императив) требует от человека поступать так, дабы его поведение было примером для других людей («максимой, которая бы стала общим законом»), и подчинялось правилу «относиться к человеку в любой момент как к цели, и ни при каких обстоятельствах – как к средству»;

4) Нравственный закон, подкрепляемый практическим разумом, лежит в основании как этики, так и правовых норм (законодательства) – т.е. в разуме человека изначально заложена воля и способность их создавать. Наряду с этим внутренне следование человека требованиям закона имеется «моральность», а внешнее следование – правомерность (легальность);

5) Необходимость в законах связана с тем, что далеко не все индивид применяет данную ему нравственную свободу для воплощения «нравственного закона» (окончательного императива), и творит произвол;

6) Право изначально основано на отношениях людей как свободных существ, равных друг другу: «Другие не смогут обязать кого — или к большему, чем то, к чему он со своей стороны может обязать их»;

7) Назначение права – создать условия для реализации в публичной судьбе моральных свободы и норм индивида, не давая последней перерасти в произвол – для этого оно должно владеть принудительным характером (необходимость обеспечить императивный темперамент права – единственное оправдание существования страны);

8) Государство появляется в следствии публичного контракта, и образующие его индивиды отказываются от безотносительной свободы для получения надёжных правовые обеспечения частичной свободы (т.е. гражданских прав в обмен на исполнение гражданского долга);

9) Целью страны есть не удовлетворение материальных потребностей людей и достижение счастья (они смогут быть достигнуты в естественном состоянии или при деспотическом правлении), а приведение его режима и устройства правления в большое соответствие с нормами права (“Под благом страны направляться осознавать состояние громаднейшей согласованности конституции с правилами права, к чему нас обязывает стремиться разум своим окончательным императивом”);

10) Для сохранения доверия к себе со стороны граждан стране нужно опираться в собственной деятельности на нормы права, (необычный публичный контракт), и не пробовать установить над ними опеку («отеческое правление»). Потому что чрезмерное попечение страны о благе граждан лишает их свободы, ответственности и самостоятельности, разрушает гражданские добродетели и порождает в итоге «величайший насилие» – так, Кант выступает тут в качестве одного из идейных предтеч либеральной идеи «минимального страны»;

11) В рамках страны люди сохраняют правовое равноправие и гражданскую свободу, которая выражается в праве осуждать власть и принимать конституцию, но не владеют правом потребовать ответственности правителя за его действия (т.е. обращение в этом случае идет о народном суверенитете);

12) Право подраздеяется Кантом на естественное (основывается на априорных либо врожденных нравственных правилах), хорошее (источником которого есть воля законодателя), и справедивость – т.е. рвения людей, не подкрепленные законом;

13) Естественное право подразделяется на частное, регулирующее отношение индивидов как собственников, и публичное, регулирующее взаимоотношение граждан с страной;

14) Всякое государство имеет три власти: законодательную (в собственности суверенной «коллективной воле народа»), аккуратную (сосредоточенную в руках главного правителя) и судебную (назначаемую аккуратной). Форма правления наряду с этим не серьёзна, потому, что все дело – в конкретных способах осуществления власти.

Наряду с этим Кант, делая уступку прусской монархии, отрицает право народа обсуждать количество властных полномочий правителя – что, согласно его точке зрения, имеет права, но не обязанности.

Идеи Канта об независимом индивиде, сознательно вступающим в правовые отношения (гражданское общество), и его требование к страны огтказаться от любых форм вмешательства в личную судьбу, кроме обеспечения действия законов – главные моменты современной идеологии либерализма. Вторая его мысль – об обязанности страны строго направляться собственной деятельности нормам права – предвосхищение концепции правового страны. Наряду с этим сам Кант не употреблял еще термина «правовое государство», но применял такие родные по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении национальное устройство», «гражданско-правовое состояние», и т.п. Само понятие «правого страны» было сформулировано пребывавшими под его влиянием германскими юристами 2 — ой половины 19 в. (Р.фон Моль, К.Т.Велькер, Ф.Ю.Шталь, Р.фон Гнейст). Мысль же Канта о «вечном мире», установленном соглашением стран с либерально – правовым строем, сильно повлияла на формирование современной либеральной концепции международного права и интернациональных взаимоотношений.

История политических учений


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: