Типизация в литературе

Всегда, в то время, когда речь идет о обычном в литературе и жизни, появляется представление о явлениях повторяющихся, самый распространенных, тех, что в обиходной речи обозначаются для простоты каким?нибудь условным, часто литературным, именем: Плюшкин, Базаров, Кабаниха, Самгин, Нагульнов, Теркин — либо собирательно: маниловщина, обломовщина, глуповцы и т. д. Но задумаемся: так ли уж довольно часто нам видятся в жизни люди, про которых возможно сообщить: «Вылитый Собакевич!» либо: «Точь?в?точь Павка Корчагин!»? Вовсе не довольно часто; пожалуй, кроме того это редкая успех — усмотреть в окружающей действительности типаж, взявший постоянную прописку в истории литературы; обстановку, отраженную в сюжете романа, рассказа либо басни; поступок, ассоциирующийся с тем либо иным персонажем художественного произведения, т. е. типическое в жизни.

Иными словами, появляясь как художественно-эстетическое отражение явлений судьбы, типическое в литературе (и вторых видах мастерства) несводимо обратно к своим настоящим либо возможно вероятным прототипам.

Лирический храбрец «Евгения Онегина» — основное лицо пушкинского романа в стихах — не лишь воплотил в себе неповторимый духовный вид самого поэта, но и явился обобщенным образом представителя целого поколения передовой дворянской интеллигенции 1820?х гг. Базаров соединил в себе портретные, социальные, психотерапевтические, интеллектуальные черты многих людей, виденных И. С. Тургеневым: докторов, естествоиспытателей, писателей — впредь до Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Но в публичное сознание 1860?х гг. (и более позднего времени) он вошел как символическая фигура «нигилиста», демократа-разночинца, «реалиста». Горьковский Павел Власов масштабнее настоящей личности коммуниста Петра Заломова, факты судьбы которого использованы писателем в работе над повестью «Мать», — это обобщенный образ рабочего-революционера времен первой русской революции.

Фантастический главначпупс Победоносиков из пьесы В. В. Маяковского «Баня» по самой сути избранной живописцем гротескно-сатирической типизации не может иметь настоящих прототипов. Но обобщающие возможности этого образа, обличающего «комчванство» и бюрократизм как типические и социально страшные явления советской действительности в 20?е гг., весьма громадны. На это указал в 1922 г. В. И. Ленин, отметив направленное против бюрократизма стих Маяковского «Прозаседавшиеся» как принципиальную политическую успех поэта, талантливо распознавшего новую разновидность очень живучего «типа русской судьбы» — Обломова.

Типизируя явления действительности (не лишь характеры людей, но и события, поступки, процессы и целые события), автор классифицирует разные факты судьбы, сравнивает их, объединяет между собой. При этом живописец сознательно подчеркивает, подчас преувеличивает одни особенности отобранных им явлений, опуская и затушевывая другие, и тем самым делает явления типическими. За счет художественной типизации писателю удается распознать в современной ему публичной жизни и явлениях, исторически удаленных от него, самые существенные, публично значимые черты, выяснить общества развития и закономерности личности, нравственности и культуры, пробраться в глубины людской души. Конкретно свойство типизировать реальность, воображать картину мира в «свернутом», обобщенном виде разрешает мастерству слова, как и некоторым вторым видам мастерства, быть для многих поколений людей «книжкой судьбы» (Н. Г. Чернышевский).

Первые художественно идеальные типы храбрецов, как отметил А. М. Неприятный, показались еще в фольклоре и древнейшей мифологии. Прометей и Геркулес, Микула Селянинович и Святогор, врач Василиса и Фауст Премудрая, Иван?Петрушка и дурак — в каждом из них запечатлен сгусток житейской мудрости и исторического опыта народа. По?собственному были обычны храбрецы древней и средневековой литературы, образы, созданные писателями ренесанса — Дж. Боккаччо и Ф. Рабле, У. Шекспиром и М. просветителями — и Сервантесом — Д. Дефо, Дж. Свифтом, Л. Стерном, Вольтером и Д. Дидро.

Рождение реализма как творческого способа, разрешающего живописцу глубоко постигать объективную действительность мира, стало причиной увеличению роли типического в художественной литературе. По определению Ф. Энгельса, «реализм предполагает кроме правдивости подробностей «правдивое воспроизведение обычных характеров в обычных событиях». И потом: «Характеры… достаточно обычны в тех пределах, в каких они действуют», а события — в той мере, в какой они «их (т. е. характеры) окружают и заставляют функционировать».

Итак, по Энгельсу, своеобразие реалистической типизации проявляется в динамическом сотрудничестве трех тесно связанных между собой элементов: 1) обычных событий, окружающих характеры и заставляющих их функционировать; 2) обычных характеров, действующих под влиянием событий; 3) действий, совершаемых характерами под давлением событий и выявляющих, во?первых, степень типичности как характеров, так и событий, а во?вторых, свойство данных характеров не лишь подчиняться данным событиям, но и частично изменять собственными действиями эти события.

Так, типическое в реалистическом произведении раскрывается не в статике взаимоотношений неизменных обстоятельств и характеров, а в ходе их диалектического саморазвития, т. е. в самом реалистическом сюжете.

Как отважно устремляются любимые толстовские храбрецы — Пьер Андрей и Безухов Болконский, Анна Каренина и Наташа Ростова, Нехлюдов и Левин — навстречу событиям, подчас катастрофическим и гибельным для них! Как решительно вторгаются они собственными действиями в размеренный движение событий, то ускоряя их, то замедляя, то пробуя направить их в желательную для них сторону. А как дерзко соблазняют окружающие события, а вместе с ними и собственную судьбу храбрецы Достоевского — Раскольников, Мышкин, Аркадий Долгорукий, Ставрогин, братья Карамазовы! Думается, еще мало — и эти события, сами по себе непредсказуемые, сломаются, дрогнут, сокрушенные энергией действия, мысли и эмоции неистовых в собственных исканиях личностей. Но нерасторжимы узы, связывающие типичные обстоятельства и типичные характеры в реалистическом повествовании; не заканчивается борьба между ними, и действия характеров в реалистическом сюжете воистину равны противодействию неумолимых событий.

Иное дело — романтическая типизация. Отыщем в памяти хитроумного, ни при каких обстоятельствах не унывающего и преодолевающего каждые трудности д’Артаньяна и загадочного, всемогущего графа Монте?Кристо; добропорядочного и величественного в несчастье и счастье Жана Вальжана либо разочарованного в мире лермонтовского Демона. Все это — необыкновенные характеры в необыкновенных событиях, собственными действиями побеждающие каждые события.

В какой же мере возможно сказать об отражении живописцами-реалистами явлений необыкновенных, неповторимых? Очевидно, в той, как эти явления понимаются как внутренне закономерные, как возможно развивающиеся, т. е. обычные, не обращая внимания на собственную единичность. Так, складывавшийся на пределе 1850?х и 1860?х гг. в России социальный тип революционера-разночинца, демократа шел на смену уходившему с исторической сцены «лишнему» человеку. Единичность нового храбреца русской действительности выделили, любой по?собственному, И. С. Тургенев в Базарове (одинокая, трагически обреченная личность), Н. Г. Чернышевский в Рахметове («особый человек»), Н. А. Некрасов в Грише Добросклонове (которому будущее готовила не считая имени народного защитника «Сибирь и чахотку»). Посмотрев с различных идейно-эстетических точек зрения на один и тот же социальный тип в момент его становления и зарождения, писатели-реалисты пришли к созданию разных художественных типов, любой из которых отражал какую?или закономерность объективного социально-исторического развития русского общества на переломном для него этапе.

Как сделать доклад на литературную тему

Приступая к работе над докладом, изучите материал по данной теме. К примеру, если вы готовите доклад по драматургии А. М. Горького, выясните, какие конкретно пьесы требуется в него включить, перечитайте эти пьесы, по окончании чего ознакомьтесь с научной литературой.

В «Литературной энциклопедии» за статьей о Неприятном направляться перечень книг о нем. В любой громадной монографии, указанной в том месте, легко отыскать ссылки на книги, посвященные анализу нужных вам пьес. Но, везде, где дело касается драматургии, лучше пользоваться «Театральной энциклопедией»: в библиографическом отделе, помещенном в конце статьи о данном писателе, вы отыщете наименование работ о его пьесах.

По окончании того как вы познакомитесь с научными материалами, приступайте к разработке замысла доклада. Если он посвящен исторически большому явлению, к примеру поэтам-декабристам, то сперва охарактеризуйте поэтов в целом, поведайте об исторической обстановке, в которой формировались неспециализированные черты их творчества, после этого перейдите к чёрту отдельных поэтов, продемонстрировав, чем они отличались друг от друга. Подводя итоги, поведайте об их влиянии на русскую общественную мысль и литературу. Но доклад на ту же тему возможно выстроить в противном случае. Начните с высказываний о поэтах-декабристах отечественных современников, выделив тем самым непреходящее значение их творчества. После этого, растолковав, какие конкретно конкретно стихотворения этих поэтов нам самый близки и по какой причине, перейдите к анализу творчества отдельных авторов.

Совершенно верно так же доклад о жизни писателя вовсе не обязательно затевать шаблонно: он появился тогда?то и т. д. Возможно начать рассказ о писателе с какого именно?нибудь броского, запоминающегося эпизода, связанного с ним, а уж позже перейти к изложению его биографии.

Выяснив для себя темперамент построения сообщения, напишите доклад полностью либо составьте его подробный конспект, не переписывая наряду с этим цитат. В тексте доклада сделайте лишь ссылки на их источник. А на протяжении доклада при вас должны быть книги, по которым вы и станете цитировать, либо выписки, сделанные из книг, которых вы не смогли забрать с собой. Не просматривайте заблаговременно написанный текст: так как живое слово в любой момент увлекательнее. Исходя из этого и нужен конспект: он будет той «шпаргалкой», которая напомнит докладчику его же личный текст. Дома вы имеете возможность доклад прорепетировать, дабы проверить, укладываетесь ли вы в отведенное для него время, и убедиться, что текст по конспекту вы произносите с уверенностью, ясно, не путаясь и не сбиваясь. Не опасайтесь увлечься, пара отойти от приготовленного текста — конспект окажет помощь вам не забыть главных положений работы, в случае, если на протяжении изложения её части окажутся переставленными.

В конце доклада непременно укажите, какой литературой вы пользовались.

Отлично, в случае, если доклад будет сопровождаться демонстрацией книг различных изданий, альбомов с репродукциями, кинофрагментов либо диапозитивов, и прослушиванием магнитофонных записей либо пластинок.

Типизация ладоней в хиромантии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: