Типология характеров, в большинстве случаев, строится насуществовании определенных типических линия. Типическими именуются проявления и черты характера, каковые являются неспециализированными и показательными для некоей группы людей. Соответственно под типом характера направляться осознавать выражение в личном характере линия, неспециализированных для некоей группы людей.
направляться также подчернуть, что все типологии людских характеров, в большинстве случаев, исходят из последовательности неспециализированных идей.
1. Темперамент человека формируется в онтогенезе довольно рано и в течении другой жизни проявляет себя как более либо менее устойчивое личностное образование.
2. Сочетания личностных линия, каковые входят в темперамент человека, не являются случайными.
3. Большинство людей в соответствии со собственными главными чертами характера возможно поделена на типовые группы.
Большое влияние на изучения характера оказала физиогномика (от греч. рпухгк — природа, §потоп — опытный) — учение о связи между внешним его принадлежностью и обликом человека к определенному типу личности. Основная мысль данного учения строится на предположении о том, что по внешним показателям смогут быть установлены психотерапевтические характеристики человека, принадлежащего к тому либо иному типу. самая известной стала физиогномическая совокупность И. К. Лафатера, вычислявшего главным методом познания людской характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т. д.
В качестве отдельного направления характерологии возможно выделить подход, основанный на определении личных изюминок человека по его положению и позе тела. Согласно точки зрения некоторых психологов, в позе человека раскрывается его темперамент: как он стоит, как идет, как сидит а также в какой позе засыпает.
не меньше известную и богатую историю, чем физиогномика, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. cheir — рука и manteia — гадание, пророчество) — это совокупность предсказания его характера судьбы и чёрт человека по кожному рельефу ладоней. Научная психология отвергает хиромантию, но изучение пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к происхождению новой отрасли знания — дерматоглифики. Причем происхождение данного направление было предопределено научными поисками. Так, в ходе изучений было найдено, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на третьем-четвертом месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного комплекта своих родителей либо хромосомными отклонениями плода. Исходя из этого пальцевые узоры направляться разглядывать скорее как анатомическую либо физиологическую изюминку организма, а дерматоглифика возможно поставлена в один последовательность с конституциональным направлением характерологии, броским представителем которого есть Э. Кречмер.
Кречмер выделил и обрисовал четыре чаще всего видящихся типа строения тела, либо конституции, человека. В соответствии с типом телосложения он выделил три главных типа темперамента. Не смотря на то, что у Кречмера не было научно обоснованных доказательств высказанной им идеи, практический опыт говорит о том, что определенная связь между телосложением и типом характера существует, к примеру у людей с определенным типом строения тела отмечаются акцентуации соответствующих черт характера.
Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом.
Согласно точки зрения Леонгарда, акцентуации личности в первую очередь проявляются в общении с другими людьми. Исходя из этого, оценивая стили общения, возможно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:
1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов,мимики, пантомимики. Таковой человек довольно часто спонтанно отклоняется от начальной темы беседы. У него появляются эпизодические конфликты с людьми из-за слишком мало важного отношения к своим служебным и домашним обязанностям. Люди аналогичного типа часто сами бывают инициаторами распрей, но огорчаются, в случае, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из хороших линия, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они владеют и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к безнравственным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточносерьезным отношением к своим обязанностям. Они тяжело переносят условия твёрдой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, главное пессимистическое настроение. Такие люди являются в большинстве случаев домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ судьбы. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным эмоцией справедливости. Имеется у них и отталкивающие черты. Это пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
3. Циклоидный тип. Ему характерны достаточно нередкие периодические смены настроения, в следствии чего так же довольно часто изменяется манера общения с людьми. Во время повышенного настроения такие люди являются общительными, а во время подавленного — замкнутыми. На протяжении душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а во время спада — как люди с дистимной акцентуацией.
4. Возбудимый тип. Данному типу свойственна низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Часто такие люди зануд-липы и безрадостны, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа довольно часто добросовестные, аккуратные, обожают животных и мелких детей. Но в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, не хорошо осуществляют контроль собственный поведение.
5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудли-вость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах таковой человек в большинстве случаев выступает инициатором, активной стороной. Он пытается добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе; очень чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, странен, мстителен; время от времени чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к родным и к подчиненным на работе.
6. Педантичный тип. Человек с акцентуацией для того чтобы типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На работе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим довольно много формальных требований. Вместе с тем он с охотой уступает лидерство вторым людям. Время от времени он изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и содействующие происхождению распрей — формализм, зануд-ливость, брюзжание.
7. Тревожный тип.Людям с акцентуацией данного типа характерны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играясь в них по большей части пассивную роль, в конфликтных обстановках ищут опоры и поддержки. Часто располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, повиновением. Благодаря собственной беззащитности кроме этого часто являются «козлами отпущения», мишенями для шуток.
8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они знают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играясь в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, повиновение. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.
9. Демонстративный тип. Данный тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, рвением к лидерству, жаждой похвалы и власти. Таковой человек демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Люди с акцентуацией для того чтобы типа злят окружающих высокими притязаниями и самоуверенностью, систематически сами провоцируют конфликты, но наряду с этим деятельно защищаются. Они владеют следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, свойством увлечь вторых, неординарностью поступков и мышления. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.
10. Экзальтированный тип. Ему характерны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди довольно часто спорят, но не доводят дело до открытых распрей. В конфликтных обстановках они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем лица данной типологической группы привязаны и внимательны к близким и друзьям. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, вкус, проявляют искренность и яркость эмоций. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
11. Экстравертированный тип. Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, друзей, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и в большинстве случаев играются в них пассивную роль. В общении с приятелями, на работе и в семье они довольно часто уступают лидерство вторым, предпочитают подчиняться и пребывать в тени. Они располагают такими привлекательными чертами, как готовность пристально выслушать другого, сделать то, о чем просят, повиновение. Отталкивающие изюминки:подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении слухов и сплетен.
12. Интровертированный тип. Его, в отличие от прошлого, характеризует низкая контактность, замкнутость, оторванность от действительности, склонность к философствованию. Такие люди обожают одиночество; вступают в конфликты с окружающими лишь при попытках дерзкого вмешательства в их личную судьбу. Они довольно часто являются эмоционально холодных идеалистов, довольно слабо привязанных к людям. Владеют такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие жёстких убеждений, принципиальность. Имеется у них и отталкивающие черты. Это — упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание собственных идей. Такие люди на все имеют собственную точку зрения, которая может оказаться ошибочной, быстро различаться от мнения вторых людей, и однако они продолжают ее отстаивать, вопреки всему.
Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, значительно чаще наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую внес предложение Личко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Дети этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие около события .они постоянно вносят довольно много шума, обожают неспокойные компании сверстников. При хороших неспециализированных свойствах они выявляют неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, обучаются неровно. Настроение у них в любой момент хорошее, немного поднятое. Со педагогами — и взрослыми родителями — у них часто появляются конфликты. Такие дети имеют довольно много разнообразных увлечений, но эти увлечения, в большинстве случаев, поверхностны и скоро проходят. Дети гипертимпого типа довольно часто переоценивают собственные способности, бывают через чур самоуверенными, стремятся продемонстрировать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих чувство.
2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной склонностью и раздражительностью к безразличию. Дети с акцентуацией характера данного типа предпочитают пребывать дома одни, вместо того дабы где-то посещать со сверстниками. Они не легко переживают кроме того незначительные проблемы, на замечания реагируют очень раздражительно. Настроение у них иногда изменяется от немного поднятого до подавленного (из этого наименование данного типа). Периоды перепада настроений составляют приблизительно две-три семь дней.
3. Лабильный тип. Данный тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, причем довольно часто оно непредсказуемо. Предлоги для неожиданного трансформации настроения могут быть самыми ничтожными, к примеру кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взор. Все они способны погрузиться в мрачное расположение и уныние духа при отсутствии каких-либо неудач и серьёзных неприятностей. Поведение этих подростков сильно зависит от сиюминутного настроения. будущее и Настоящее соответственно настроению может восприниматься то в ярких, то в мрачных тонах. Такие дети, пребывав в подавленном настроении, очень нуждаются в поддержке и помощи со стороны тех, кто может исправить их настроение, способен отвлечь, приободрить. Они отлично знают и ощущают отношение к ним окружающих людей.
4. Астеноневротический тип. Данный тип характеризуется повышенной капризностью и мнительностью, раздражительностью и утомляемостью. Особенно довольно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.
5. Сензитивный тип. Ему характерна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает либо пугает. Эти дети не обожают громадных компаний, подвижных игр. Они в большинстве случаев застенчивы и робки при посторонних людях и потому довольно часто воспринимаются окружающими как замкнутые.
Открыты и общительны они бывают лишь с теми, кто им отлично знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и выявляют громадную привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков смогут появляться трудности адаптации к кругу сверстников, и «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков достаточно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недочёты в собственных свойствах они довольно часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти дети разборчивы в нахождении для себя приятелей и друзей, выявляют громадную привязанность в дружбе, обожают друзей, каковые старше их по возрасту.
6. Психастенический тип. Такие дети характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к рассуждениям и размышлениям, к самоанализу и оценкам поведения вторых людей. Но часто они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — с поспешностью действий, предпринимаемых именно в те моменты, в то время, когда требуется осмотрительность и осторожность.
7. Шизоидный тип. самая существенная черта этого типа — замкнутость. Эти дети не весьма тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, пребывать в компании взрослых. Они часто демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, не хорошо знают состояния вторых людей, их переживания, не могут сочувствовать. Их внутренний мир часто наполнен разными фантазиями, какими-либо особыми увлечениями. Во внешних проявлениях собственных эмоций они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, в первую очередь для собственных сверстников, каковые их, в большинстве случаев, не весьма обожают.
8. Эпилептоидный тип. Эти дети довольно часто плачут, изводят окружающих, в особенности в раннем детстве. Такие дети, как отмечает Личко, обожают мучить животных, дразнить младших, издеваться над беззащитными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их обычные черты — жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они руководят, такие дети устанавливают собственные твёрдые, практически террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится по большей части на необязательной покорности вторых детей либо на страхе. В условиях твёрдого дисциплинарного режима они чувствуют себя часто на высоте, стараются угождать руководству, получать определенных преимуществ перед сверстниками, взять власть, установить собственный диктат над окружающими.
9. Истероидный тип. Основная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа часто выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, в то время, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, в то время, когда вторым уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью делается рвение привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в собственный адрес похвалы и восторги. Для этих подростков свойственны претензии на необыкновенное положение среди сверстников, и, дабы повлиять на окружающих, привлечь к себе их внимание, они довольно часто выступают в группах в роли заводил и зачинщиков. К тому же, будучи неспособными стать настоящими организаторами и лидерами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они довольно часто и скоро терпят фиаско.
10. Неустойчивый тип. Его время от времени неверно характеризуют как тип слабовольного, плывущего по течению человека. Дети данного типа выявляют тягу и повышенную склонность к развлечениям, причем без разбора, и к праздности и безделью. У них отсутствуют какие-либо важные, а также опытные, интересы, они практически совсем не думают о собственном будущем.
11. Конформный тип. Дети данного типа демонстрируют конъюнктурное, а довольно часто легко бездумное подчинение любым авторитетам, практически всем в группе. Они в большинстве случаев склонны к консерватизму и морализаторству, а их основное жизненное кредо — «быть как все». Это тип приспособленца, что для собственных собственных заинтересованностей готов предать товарища, покинуть его в тяжёлую 60 секунд, но, что бы он ни совершил, он постоянно найдёт «моральное» оправдание собственному поступку, причем часто кроме того не одно.
Существуют и другие классификации типов характера. К примеру, широко известна типология характера, выстроенная на базе отношения человека к судьбе, нравственным ценностям и обществу. Ее создатель — Э. Фромм, что назвал данную классификацию социальной типологией характеров. «Социальный темперамент, — пишет Фромм, — содержит… выборку линия, значительное ядро структуры характера большинства участников группы, которое сложилось в следствии способа жизни и основного опыта, неспециализированного для данной группы» . Согласно точки зрения автора данной концепции, социальный темперамент определяет мышление, действия и эмоции индивидов. группы людей и Различные классы, существующие в обществе, владеют своим социальным характером. На его базе развиваются и покупают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Но эти идеи сами по себе пассивны и смогут стать настоящими силами только тогда, в то время, когда отвечают особенным людским потребностям.
Обобщив эти наблюдений за поведением разных людей и соотнеся их с практикой работы в клинике, Э. Фромм вывел следующие главные типы социальныххарактеров.
1. Мазохист-садист. Это тип человека, что склонен видеть обстоятельства собственных неудач и жизненных успехов, и обстоятельства замечаемых социальных событий не в складывающихся событиях, а в людях. Стремясь устранить эти обстоятельства, он направляет собственную агрессию на человека, что представляется ему обстоятельством неудачи. В случае, если речь заходит о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; в случае, если в качестве обстоятельства выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Таковой человек довольно много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону». Собственными настойчивыми действиями, притязаниями и непомерными требованиями он время от времени доводит себя и окружающих до состояния изнеможения. Таковой человек особенно страшен для окружающих, в то время, когда он приобретает над ними власть: он начинает их терроризировать, исходя наряду с этим из «благих намерений».
Согласно точки зрения Фромма, у людей этого типа наровне с мазохистскими склонностями практически в любое время присутствуют и садистские тенденции. Они проявляются в рвении ставить людей в зависимость от себя, покупать над ними полную и бесконечную власть, эксплуатировать их, причинять им страдание и боль, наслаждаться тем, как они страдают. Таковой тип человека был назван Фроммом авторитарной личностью. Подобные личностные особенности были свойственны многим известным в истории жестоким правителям; Фромм включил в их число Гитлера, Сталина и ряд других известных исторических лиц.
2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной активным стремлением и агрессивностью к устранению, уничтожению объекта, привёдшего к фрустрации, крушение надежд у данного человека. «Разрушительность, — пишет Фромм, — это средство спасения от невыносимого эмоции бессилия». К разрушительности как к средству разрешения собственных жизненных неприятностей в большинстве случаев обращаются люди, каковые испытывают бессилия и чувство тревоги, ограничены в реализации собственных интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды громадных социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве главной силы, разрушающей старое, среди них и культуру.
3. «Конформист-автомат». Таковой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он безоговорочно подчиняется событиям, обществу любого типа, требованиям социальной группы, скоро усваивая способ поведения и тот тип мышления, что характерен практически всем людей в данной обстановке. У для того чтобы человека очень редко нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он практически утрачивает собственное «Я», собственную индивидуальность и привык испытывать конкретно те эмоции, какие конкретно от него ожидаются в определенных обстановках. Таковой человек в любой момент готов подчиниться любой повой власти, при необходимости скоро и без неприятностей меняет собственные убеждения, не особенно вспоминая над моральной стороной аналогичного поведения. Это тип сознательного либо бессознательного приспособленца.
Широкое распространение взяла классификация характеров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К Юнгом. Как вы не забывайте, экстраверсия—интроверсия рассматривается современной психологией как проявление темперамента. Первый тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, чтовизвестном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстравертам характерны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов свойственны фиксация заинтересованностей личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Допустимо кроме этого деление на конформный и независимый, главный и подчиняющийся, нормативный и анархический и другие типы.
В современной науке среди господствующих взоров навзаимоотношения темперамента и характера возможно выделить четыре главных подхода:
Во-первых, часто имеет место отождествление темперамента и характера. Примером тому может служить концепция Э. Кречмера, что связал тип телосложения с темпераментом и с изюминками поведения. ‘
Во-вторых, в некоторых психотерапевтических концепциях возможно найти противопоставление темперамента и характера. Причем значительно чаще в данных концепциях подчеркивается антагонизм темперамента и характера.
В-третьих, изучая психотерапевтические концепции, мы можем встретиться с мнениями разных исследователей о том, что темперамент есть элементом характера, его ядром, неизменной частью. К примеру, таковой точки зрения придерживался С. Л. Рубинштейн.
И наконец, в-четвертых, кое-какие авторы разглядывают темперамент в качестве природной базы характера. К их числу относятся Л. С. Выготский и Б. Г. Ананьев.
Существование данных подходов обусловлено биосоциальной природой человека. С одной стороны, неоспоримым есть то, что темперамент формируется по окончании рождения человека, в ходе его сотрудничества с социальной средой. Но, иначе, никто не будет отрицать того, что физиологические изюминки организма все же накладывают отпечаток на личность.
В отечественной психологии сложилось мнение о том, что характер и темперамент весьма близки, потому, что особенности темперамента в той либо другой форме отражаются на характере человека. Это связано с тем, что фундаментальные особенности темперамента складываются существенно раньше, чем завершается формирование характера. Исходя из этого большая часть известных исследователей разделяет точку зрения, что темперамент начинается на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность пли неуравновешенность поведения, легкость либо трудность вхождения в новую обстановку, подвижность либо инертность реакции и т. д. Вместе с тем нужно отдавать себе отчет в том, что темперамент не предопределяет темперамент человека. У людей с однообразными особенностями темперамента возможно совсем разный темперамент. Особенности темперамента смогут только содействовать илипротиводействовать формированию тех либо иных черт характера.
направляться подчернуть, что все существующие концепции типов характера владеют одним очень значительным недочётом. Дело в том, что любой человек личен и не всегда возможно отнесен к определенному типу. Часто у одного и того же человека выясняются достаточно развитыми самые различные черты характера. Исходя из этого появляется вопрос, на что до сих пор нет удовлетворительного ответа: что делать с теми людьми, каковые не вписываются в классификацию и не смогут быть отнесены конкретно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа образовывает достаточно большую часть — до половины всех людей.
Существующие научные неприятности являются основанием для поиска новых прогнозирования проблем поступков и решений описания человека. Часто для этого применяют успехи разных наук, и обращают внимание на новые факты. Одной из таких паук есть графология, которая разглядывает почерк как разновидность ясных перемещений, отражающих психотерапевтические особенности пишущего. Графологические сведения, накапливаемые столетиями, устанавливали связь между двумя последовательностями фактов — характером и особенностями почерка. Не приводит к, что любой человек владеет необычным почерком. Данный факт разрешает идентифицировать человека и, следовательно, дает основания для рассмотрения вопроса о зависимости почерка от характера.
На данный момент нет однозначных данных, подтверждающих либо опровергающих сообщение характера и почерка. Самый точно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических особенностей высшей нервной деятельности. Иначе, еще Н. А. Бернштейн отмечал, что больше всего механику перемещения живого организма отличает от перемещения автомобили «избыточность степени свободы». Одно да и то же воздействие возможно совершить множеством способов, исходя из этого в каждом действии возможно выделить то, что возможно связано с личностным смыслом этого действия, а следовательно, и с психофизиологическими изюминками конкретного человека.
Темперамент — это многогранное явление, и в полной мере возможно, что в скором будущем покажутся новые, научно обоснованные способы его изучения.
Формирование характера
Как было отмечено выше, темперамент есть прижизненным образованием. Это указывает, что он формируется по окончании рождения человека. первые характера признаки и Истоки человека его проявления направляться искать в начале судьбы.
Главную роль в развитии и формировании характера ребенка играется его общение с окружающими его людьми. В характерных для него формах и поступках поведения ребенок в первую очередь подражает своим родным. При помощи прямого научения через эмоциональное подкрепление и подражание он усваивает формы поведения взрослых.
Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, в то время, когда дети довольно много и деятельно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В это время они открыты для действий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и вовсем. Взрослые люди сейчас пользуются бесконечным доверием ребенка, имеют возможность влиять на него словом, действием и поступком, что формирует благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.
Очень ответственны для становления характера ребенка стиль общения взрослых между собой, и метод обращения взрослых с самим ребенком. Первым делом это относится к обращению своих родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют отец и мать в отношении ребенка, спустя десятилетия делается методом обращения его со собственными детьми, в то время, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.
Раньше вторых в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, и противоположные им качества — эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются информацию о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам судьбы и определяется тем, как мать обращается с ребенком.
Те свойства характера, каковые самый ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — складываются пара позднее, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и дешёвых им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная потребностям и возрасту ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются по большей части такие черты, каковые всегда получают помощь (хорошее подкрепление).
В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому содействует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, и преподавателей. В случае, если то, что ребенок как личность купил дома, приобретает в школе помощь, то соответствующие черты характера у него закрепляются и значительно чаще сохраняются в течение всей предстоящей жизни. В случае, если же снова приобретаемый опыт общения со учителями и сверстниками не подтверждает как верные те формы поведения, каковые ребенок купил дома, то начинает! ч постепенная ломка характера, которая в большинстве случаев сопровождается выраженными ш [утренними и внешними конфликтами. Происходящая наряду с этим перестройка характера не всегда ведет к хорошему результату. Значительно чаще имеет место частичное изменение компромисс и чёрт характера в это же время, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.
В подростковом возрасте деятельно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней молодости формируются базисные нравственные, мировоззренческие базы личности. К окончанию школы темперамент человека можно считать по большей части сложившимся, да и то, что происходит с ним в будущем, редко делает темперамент человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
направляться подчернуть, что темперамент не есть застывшим образованием, а формируется и трансформируется в течении всего жизненного пути человека. Темперамент не есть фатально предопределенным. Не смотря на то, что он и обусловлен объективными событиями жизненного пути человека, сами эти события изменяются под влиянием поступков человека. Исходя из этого по окончании окончания учебного заведения темперамент человека формируется либо видоизменяться. На данном этапе человек сам есть творцом собственного характера, потому, что темперамент складывается в зависимости от мировоззрения, привычек и убеждений нравственного поведения, каковые производит у себя человек, от дел и поступков, каковые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Данный процесс в современной психотерапевтической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически взглянуть на себя, заметить собственные недочёты. Это разрешит ему выяснить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он желал избавиться либо, напротив, каковые желал бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, исходя из этого большая часть людей пытается отыскать себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят; «В случае, если имеется ученик, преподаватель найдется». В этом высказывании заложен глубочайший суть. Никакой преподаватель не в состоянии научить того, кто не желает обучаться. Тот, кто желает обучаться, постоянно найдёт, на кого ему равняться.
Пример для подражания не обязательно должен быть настоящим. Это возможно киногерой либо храбрец литературного произведения, отличающийся исключительной твёрдостью и глубокой принципиальностью характера, храбрец войны, передовой ученый и т. д. Также, особенное значение в формировании характера в собственности публичной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, содействует формированию организованности, выдержки, эмоции долга.
самоё эффективным средством формирования характера есть труд. Сильными характерами владеют люди, ставящие перед собой громадные задачи в работе, упорно получающие их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за исполнением намеченного. Исходя из этого мы вправе утверждать, что темперамент, как и другие черты личности, формируется в деятельности.