Простейшие комбинаторные задачи

Тема 4: Элементы комбинаторики

В то время, когда кончается игра в три кости,

То проигравший опять их берет.

И мечет их один в унылой злобе;

Другого провожает целый народ…

Данте «Божественная комедия»

Введение

Представителям самых разных профессий приходится решать задачи, в которых рассматриваются те либо иные комбинации, составленные из букв, цифр и иных объектов. Главе цеха нужно распределить пара видов работ между имеющимися станками, агроному – разместить посевы сельскохозяйственных культур на нескольких полях, заведующему учебной частью школы – составить расписание уроков, ученому-химику – разглядеть вероятные связи между молекулами и атомами, лингвисту – учесть разные варианты значений букв незнакомого языка и т.д. Область математики, в которой изучаются вопросы о том, сколько разных комбинаций, подчиненных тем либо иным условиям, возможно составить из заданных объектов, именуется комбинаторикой.

Комбинаторика как наука появилась в шестнадцатом веке. В жизни тогдашнего общества громадное место занимали азартные игры. В карты и кости выигрывались и проигрывались бриллианты и золото, имения и дворцы, дорогие украшения и породистые кони. Обширно были распространены всевозможные лотереи. Ясно, что первоначально комбинаторные задачи касались по большей части азартных игр – вопросов, какое количество методами возможно выкинуть данное число очков, бросая две либо три кости, либо какое количество методами возможно взять двух королей в данной карточной игре. Эти и другие неприятности азартных игр явились движущейся силой в развитии комбинаторики и развивавшейся в один момент с ней теории возможностей.

Одним из первых занялся подсчетом числа разных комбинаций при игре в кости итальянский математик Н. Тарталья. Он составил таблицу, показывающую, какое количество методами смогут выпасть r костей. Но наряду с этим не учитывалось, что одинаковая сумма очков возможно взята различными методами (к примеру, 1 + 3 + 4 = 4 + 2 + 2).

Исследование вопросов комбинаторики предприняли в семнадцатом веке французские ученые Б. Паскаль и П. Ферма. Исходным пунктом их изучений также были неприятности азартных игр. Особенно громадную роль сыграла тут задача о разделе ставки, которую внес предложение Паскалю его приятель шевалье де Мере, страстный игрок. Неприятность пребывала в следующем: «матч» в орлянку ведется до шести побеждённых партий; он был прерван, в то время, когда один игрок победил 5 партий, а второй – 4; как поделить ставку? Было очевидным, что раздел в отношении 5:4 несправедлив. Применив способы комбинаторики, Паскаль решил задачу в общем случае, в то время, когда одному игроку остается до выигрыша r партий, а второму s партий. Второе ответ дал Ферма.

Предстоящее развитие комбинаторики связано с именами Я. Бернулли, Г. Лейбница и Л. Эйлера. Но и у них главную роль игрались приложения к разным играм (лото, солитер и др.). За последние годы комбинаторика переживает период бурного развития, связанного с неспециализированным увеличением интереса к проблемам дискретной математики. Комбинаторные способы употребляются при ответе транспортных задач, в частности задач по составлению расписаний; для составления замыслов производства и и реализации продукции. Установлены связи между задачами и комбинаторикой линейного программирования, статистики и т.д. Комбинаторика употребляется для декодирования и составления шифров и для ответа вторых неприятностей теории информации.

Несложные комбинаторные задачи

Знакомство с новыми понятиями начнем с двух несложных задач.

Пример 1. какое количество четных двузначных чисел возможно составить из цифр 0, 1, 2, 4, 5, 9?

Ответ. Составим таблицу: слева от первого столбца поместим первые цифры искомых чисел, а выше первой строки – вторые цифры этих чисел. Так как в двузначном числе на первом месте может находиться каждая цифра, не считая 0, то строчки будут отмечены цифрами 1, 2, 4, 5, 9. Значит, в отечественной таблице будет пять строчков. На втором месте в искомом числе обязана находиться четная цифра, значит, столбцы будут отмечены цифрами 0, 2, 4. Всего в таблице будет три столбца.

Клетки таблицы заполняются следующим образом: первая цифра числа равна метке строчка, а вторая цифра – метке столбца, исходя из этого каждое из интересующих нас чисел попадет в определенную клетку таблицы. По столбцам и строкам мы перечислили все вероятные варианты, значит, искомых чисел будет столько же, сколько клеток в таблице, т. е. 5 • 3 = 15.

Ответ: 15.

Тут был осуществлен полный перебор всех вероятных вариантов, либо, как в большинстве случаев говорят в таких случаях, всех вероятных комбинаций. Исходя из этого подобные задачи именуют комбинаторными.

Пример 2. На ланч Вова может выбрать плюшку, бутерброд, пряник либо кекс, а запить их он может кофе, соком либо кефиром. Из какое количество вариантов завтрака Вова может выбирать?

Ответ. Соберем все варианты в таковой таблице:

В ней три строки и четыре столбца, они образуют 12 клеток. Так как выбор напитка и еды происходит независимо, то в каждой клетке будет находиться один из вероятных вариантов завтрака и, напротив, любой вариант завтрака будет записан в одной из клеток. Значит, всего вариантов столько же, сколько клеток в таблице.

Плюшка Бутерброд Пряник Кекс
Кофе Кофе, плюшка Кофе, бутерброд Кофе, пряник Кофе, кекс
Сок Сок, плюшка Сок, бутерброд Сок, пряник Сок, кекс
Кефир Кефир, плюшка Кефир, бутерброд Кефир, пряник Кефир, пряник

Ответ: 12.

Мы видим, что, не смотря на то, что примеры 1 и 2 весьма различные, их решения совсем однообразные. Основаны они на неспециализированном правиле умножения.

Комбинаторика 1. Вводный урок


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: