Программа изучения эмоциональной сферы маленьких детей методом наблюдения

Эта программа приведена в книге: Корнилова К. Н. Методика изучения ребенка раннего возраста. — М.: Гос издат, 1922. — С. 48-55. Дается с сокращениями, поскольку в ней последовательность пунктов не имеет отношения к эмоциональной сфере.

1. Наблюдения над проявлением у неудовольствия и ребёнка удовольствия. Понаблюдайте, в каких формах проявляется неудовольствие и удовольствие у новорожденных детей. Отметьте, в то время, когда появляется у ребенка первая ухмылка как выражение наслаждения, и первое нахмуривание бровей как выражение неудовольствия. Имеется указания, что ребенок начинает радоваться в конце первого месяца судьбы, а нахмуривать брови — на второй семь дней собственной жизни. Так ли это?

2. Проявление инстинктивного страха. Заберите новорожденного ребенка, поднимите его на руках вверх и после этого скоро опустите вниз. Говорят, что ребенок целый сожмется от страха падения, не смотря на то, что он ни при каких обстоятельствах еще не падал и не испытывал боли при падении. Удостоверьтесь в надежности, так ли это?

3. Наблюдения над боязнью детей темноты, грозы и диких животных. Понаблюдайте, как реагируют дети, которым не привит искусственно ужас взрослыми, на восприятие указанных объектов. Имеется указания, что детям характерен инстинктивный ужас перед этими объектами, а иначе, имеются наблюдения, что дети, по крайней мере до двухлетнего возраста, не испытывают никакого страха ни перед темнотой, ни перед дикими зверями, ни перед грозой, и, следовательно, ужас данный есть не врожденным, а привитым. Удостоверьтесь в надежности сами это положение.

61 в Приложение

4. Наблюдения над разными проявлениями страха у детей. Понаблюдайте, в каких формах обнаруживается чувство страха у детей. Имеется указания, что в пределах первого года, начиная со второго месяца судьбы, дети выявляют ужас перед людьми, одетыми в тёмное платье либо имеюшими черный цвет волос, бороды, глаз и т. п. Кроме этого дети опасаются протяжных звуков, прикосновения к меху, механически движущихся игрушек и т. п. Отметьте, как эти формы страха варьируют с возрастом ребенка, и удостоверьтесь в надежности, верно ли, что дети опасаются больше звуковых, нежели зрительных восприятий?

5. Проявление бешенства. Понаблюдайте над выражением личика новорожденного в моменты его плача и по большому счету выражения неудовольствия. Обратите внимание на появляющиеся сейчас странные морщинки около глаз; имеется сведения, что это есть выражением бешенства ребенка, что было отмечено уже на восьмом дне судьбы. Проделайте кроме этого таковой опыт: заберите у ребенка во втором полугодии его жизни привычную и ставшую для него привычной погремушку, мячик, куколку и замените их вторыми игрушками. Понаблюдайте, как на это будет реагировать ребенок. Имеется указания, что он в таких случаях начинает злиться. Удостоверьтесь в надежности это.

6. ревности и Проявление зависти. Удостоверьтесь в надежности, может ли грудной ребенок во втором полугодии его жизни испытывать ревности и чувство зависти, в то время, когда он видит у груди собственной матери либо на коленях у нее другого ребенка. Имеется указания, что кроме того трехмесячные дети не остаются без участия к подобного рода факту. Так ли это?

7. Проявление самолюбия. Понаблюдайте, в то время, когда дети начинают болезненно реагировать на оскорбительное к ним отношение. Имеется указания, что грудные дети в первые месяцы их судьбы реагируют усиленным плачем на неотёсанный, неприветливый тон матери, а дети в начале второго года оскорбляются, в случае, если приобретают легкий шлепок, что им не имеет возможности причинить никакой физической боли. Понаблюдайте, с какого возраста и в каких формах дети начинают в первый раз реагировать на одобрение и похвалу вторых. Имеется сведения, что к похвале дети бывают равнодушны в конце первого года судьбы. Удостоверьтесь в надежности это.

8. Чувство застенчивости. Понаблюдайте, в то время, когда у ребенка в первый раз проявляется застенчивость. Существует мнение, что первым проявлением застенчивости есть прятание годовалым ребенком собственного радующегося лица на груди матери, в случае, если на ребенка наблюдает посторонний человек. Имеется кроме этого наблюдения, что дети, начавшие в первый раз ходить либо произносить какое-нибудь слово, стесняются это делать в присутствии вторых. Удостоверьтесь в надежности это.

9. Чувство стыда. Понаблюдайте, в то время, когда начинает проявляться и в каких формах обнаруживается чувство стыда у детей. Существует мнение, что стыд есть прирожденным. Понаблюдайте, как реагирует ребенок, в то время, когда он провинится и его бранят. Правильно ли, что первые стадии развития стыда очень схожи с половой сферой, как на это показывают кое-какие авторы? Понаблюдайте, в то время, когда ребенок начинает стыдиться собственной наготы и в то время, когда для удовлетворения собственных естественных потребностей он начинает уединяться от посторонних свидетелей. Имеется указания, что дети стыдятся указанных проявлений только на шестом году собственной жизни. Правильно ли это?

10. Чувство любви. Понаблюдайте, в то время, когда у детей начинает проявляться и в каких формах обнаруживается чувство любви. есть ли первая ухмылка проявлением это-

Приложение 619

го эмоции? Имеется указания, что в первом полугодии собственной жизни дети уже высказывают собственную любовь ухмылкой, протягиванием рученок, поцелуями.

11. Чувство симпатии. Понаблюдайте, в то время, когда у детей начинается сострадания и проявление сочувствия к вторым людям. Имеются сведения, что полугодовалые дети уже способны высказывать собственный сочувствие плачем, в то время, когда видят, что бьют их няню либо мать. А на втором году словно бы бы у детей возможно видеть внешние выражения сострадания кроме того при рассматривании ими картин, изображающих страдание. Правильно ли это?

12. Проявления альтруизма. Понаблюдайте, в то время, когда дети выявляют отказ от своих эгоистических побуждений во имя пользы вторых. Имеются указания, что в полной мере сознательное и активное проявление альтруизма отмечается у детей со второй половины 3-го года, в то время, когда ребенок, к примеру, дарит собственную игрушку второму, не имеющему игрушек ребенку. Удостоверьтесь в надежности, так ли это?

13. Моральное чувство. Понаблюдайте, в то время, когда в первый раз ребенок переживает чувство морального стыда, угрызения и раскаяния совести за совершение того, что делать «некомфортно», «запрещено», «нереально» либо же, напротив, в то время, когда ребенок переживает чувство морального удовлетворения при совершении того, что «необходимо» и «должно». Имеются сведения, что уже с 3-го года дети смогут весьма глубоко волноваться оба указанных тонуса морального эмоции. Удостоверьтесь в надежности, так ли это?

A simple way to break a bad habit | Judson Brewer


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: