(1) Обсценная лексика — сегмент бранной лексики языка, включающий пошлые, неотёсанные и неотёсанные бранные выражения, довольно часто высказывающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную и значительно чаще неприятную обстановку.
(2) Одной из ее разновидностей в русском языке есть мат. (3) Кроме этого в отечественной речи присутствуют и другие обсценные слова, каковые не являются матерными, их менее табуируют, но общество их также относит к классу «неприличных». (4) В далеком прошлом установлено, что русский мат имеет древние славянские и индоевропейские корни. (5) Исследователь Б. А. Успенский писал: «Матерщина имела четко выраженную культовую функцию еще в славянском язычестве и обширно употреблялась в разнообразные обрядах, так или иначе связанных с плодородием. (6) Матерщина — нужный компонент обрядов для того чтобы рода и носит ритуальный характер».
(7) Твёрдый запрет на публичное потребление обсценной лексики постоянно поддерживался православной церковью, школой и т.д. (8) Не обращая внимания на распространённость нецензурных выражений во всех слоях отечественного общества на всех этапах истории, табу на применение ненормативной лексики в печатном виде существовало в любой момент. (9) Из этого, разумеется, и происходит само наименование — «нецензурная брань». (10) Табу пара ослабло сейчас в связи с ослаблением и демократизацией общества национального контроля за печатной сферой. (11) Снятие запрета на освещение определённых тем стало причиной расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. (12) Сейчас жаргон и мат, к сожалению, практически вошли в моду, став одним из средств вызывающего большие сомнения пиара некоторых слоев общества.
А28. Прочтите текст и выясните, какие конкретно из приведённых ниже утверждений соответствуют его содержанию:
1. Матерщина носит ритуальный характер.
2. Все обсценные слова являются матерными.
3. Запрет на применение ненормативной лексики существовал в любой момент.
4. Православная церковь традиционно запрещала публичное потребление ненормативной лексики.
5. жаргон и Мат ни при каких обстоятельствах не войдут в моду.
А29. Укажите, какие конкретно из приведённых ниже черт соответствуют данному тексту:
1. Научный стиль речи;
2. Публицистический стиль речи;
3. Тип речи – повествование;
4. Тип речи – описание с элементами рассуждения;
5. Задача речи – поведать широкому кругу читателей про обсценную лексику и о ее значении в русском языке.
А30. Укажите языковые средства, благодаря которым связаны предложения 1 и 2:
1. местоимение
2. альянс
3. однообразный порядок слов
4. синонимическая замена
5. лексический повтор
Часть В
В1. Определите значение слова, выделенного в 5-м предложении, и запишите цифру (к примеру, 4), соответствующую этому значению, в область ответов:
1. связанный с почитанием чего-то либо кого-либо;
2. относящийся к фольклору;
3. относящийся к культуре;
4. связанный с церковной работой;
5. связанный с волшебством.
В2. Выясните падеж выделенного в 8-м предложении существительного. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже (к примеру, родительный).
В3. Отыщите в предложении 5-6 глагол несовершенного вида, переходный, 2-го спряжения.Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблен в тексте.
В4. Выясните, какой частью речи есть слово, выделенное в 4-м предложении. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
В5. Отыщите в тексте (среди предложений 3 — 6) сложное предложение, одна из частей которого есть безличной. Номер предложения запишите в область ответов цифрой (К примеру: 6).
В6 Отыщите в данном ниже предложении слово, в котором допущена орфографическая неточность, и, исправив неточность, запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в предложении.
При таких условиях абитуриенту направляться прийти к заведующему отделением профилактики. Врач допишет новую профессию в справку и рядом, в подтверждение доставерности трансформаций, поставит собственную печать!
В7.Выясните лексическое значение слов и установите соответствие между столбцами таблицы:
В8. Выясните морфемный состав слов и установите соответствие между столбцами таблицы:
А. распрямив Б. скрипучий В. собеседник Г. подмастерье | 1. корень+суффикс+окончание 2. приставка+корень+окончание 3. приставка+корень+суффикс+суффикс 4. приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание 5. приставка+корень+суффикс+окончание |
В9. Выясните типы сказуемых в предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы:
А.Читатель начинает сравнивать. | 1.Простое глагольное |
Б. Человек может сознательно радоваться произведениям мастерства. | 2.Составное глагольное |
В.Поэт указал на иное, подлинное и глубокое мироощущение. | 3.Составное именное |
Г.Подражать собственному начальнику вовсе не зазорно. |
В10. Выясните виды придаточных частей в сложноподчиненных предложениях и установите соответствие между столбцами таблицы:
А.Посоветуйте, какое сейчас число. | 1.Придаточная уступки |
Б. Не смотря на то, что он весьма старался угодить Татьяне, у него все равно ничего не получалось. | 2. Придаточная определительная |
В.В данный сутки приснился сон, что напугал меня до полусмерти. | 3. Придаточная изъяснительная |
Г.Она имела возможность заниматься самой грязной работой, только бы не сидеть сложа руки. | 4. Придаточная цели |
5. Придаточная следствия 6.Придаточная времени |