Предмет, задачи и структура курса
В структуру культуры входят субстанциональные элементы, каковые опредмечиваются в ее нормах и ценностях; функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, разные его стороны и нюансы.
Структура культуры сложна и многогранна. Она включает: совокупность образования, науку, мастерство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. Наряду с этим все ее элементы взаимодействуют между собой, образуя единую совокупность для того чтобы неповторимого явления, как культура.
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни человека и общества.
Под словом «культура» воспринимается полностью всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком, есть частью культуры.
Культура- это многофункциональная совокупность. Кратко охарактеризуем главные функции культуры. Основной функцией феномена культуры есть человеко-творческая либо гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней а также вытекают из нее.
Наиболее значимая функция трансляции социального опыта. Ее часто именуют функцией исторической преемственности, либо информационной. Культура, воображающая собой сложную знаковую совокупность, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эры к эре, от одной страны к второй. Так как не считая культуры, общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Исходя из этого не просто так культуру вычисляют социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на утрату социальной памяти со всеми вытекающими из этого последствиями.
Второй ведущей функцией есть познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее.
Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно получает свойство накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать удобные возможности для его освоения и познания.
Регулятивная функция культуры связана в первую очередь с определением разных сторон, видов публичной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных взаимоотношений культура так или иначе воздействует на поведение людей и регулирует их поступки, действия а также выбор тех либо иных материальных и духовных сокровищ. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные совокупности, как мораль и право.
Семиотическая, либо знаковая функция — наиболее значимая в совокупности культуры. Воображая собой определенную знаковую совокупность, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых совокупностей овладеть достижениями культуры нереально. Так, язык — средство общения людей, литературный язык — наиболее значимое средство овладения национальной культурой. Своеобразные языки необходимы для познания особенного мира музыки, живописи, театра. Естественные науки кроме этого располагают собственными знаковыми совокупностями.
Ценностная либо аксиологическая функция отражает наиболее значимое качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека в полной мере определенные ориентации и ценностные потребности. По их качеству и уровню люди значительно чаще делают выводы о степени культурности того либо иного человека.
Нравственное и интеллектуальное содержание, в большинстве случаев, выступает критерием соответствующей оценки.
Главные способы культурологического знания
В науке формируются и особенные культурологические способы познания, каковые смогут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Они являются комплексом познавательных приемов, процедур и операций, многие из которых формировались в рамках наук, составляющих фундамент культурологии. Но употребляются они выборочно, трансформируясь наряду с этим под задачи культурологического изучения. Отбор способов зависит как от задач и целей изучения, так и от вкусовых пристрастий и позиции исследователя, его принадлежности к той либо другой культурологической школе.
В случае, если проследить историю становления культурологических способов, то возможно подметить, что начальный уровень — эмпирический, основанный на описании и сборе фактического материала в рамках так называемой гуманитарной культурологии. Тут употребляются классические полевые антропологические способы — описание, классификация, включенное наблюдение, интервью, и сравнительно-исторический способ. Гуманитарная культурология включает в себя громадный пласт вненаучного знания, в котором аккумулирован культурный опыт миллионов людей. Это традиции, нравы, обычаи, мифы, утопии, навыки практической деятельности и т. п. Основная задача исследователя, применяющего полевые антропологические способы,— познание изучаемой культуры, внутреннего смысла ее ценностей и явлений. На следующем уровне происходит сопоставление, компаративный, другими словами сравнительный, анализ уже обрисованных культур, обнаружение неспециализированного и особого. Компаративный анализ кроме этого не есть своеобразным для культурологии, он используется и в других сферах научного знания, но для культуролога его сокровище обусловлена возможностью посредством разрешённого метода выявить сущностные характеристики культуры, ее неповторимые черты. Вместе с тем сравнительный анализ разрешает обнаруживать неспециализированные закономерности культурного процесса, каковые исследуются уже посредством таких способов, как структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ, моделирование и др. Культурология, непременно, ориентирована на познание того неспециализированного, что связывает разные формы культурного существования людей. В гуманитарно ориентированных изучениях культура рассматривается как комплекс неповторимых феноменов. В социально ориентированных исследуются в большей мере процессы кризиса той либо другой культуры, ее гибели и распада, формирование новой культуры, разные процессы изменения культурных университетов. Но выделить чисто гуманитарные либо социальные способы тяжело. В большинстве случаев, культуролог должен их сочетать. К примеру, он прослеживает и обрисовывает изменение экономических и социальных взаимоотношений, обусловивших культурную динамику, другими словами обращается к экономической и социологической наукам. Разбирая формирование новых знаковых совокупностей и языков, он обращается к языкознанию и семиотике. Выявляет и обрисовывает представления и новые идеи, овладевающие сознанием представителей той либо другой культуры, либо новые методы обучения, опираясь на педагогики и данные психологии. Наряду с этим в культурологии исследуются такие неприятности, каковые не поставлены и не решены в рамках вторых наук. Сейчас все чаще употребляются способы математического моделирования социокультурной действительности. Основанием для этого есть уровень современного научного знания, разрешающий выделять динамики культуры и определённые закономерности функционирования. Возможности математического моделирования культурных принятия и процессов на данной базе соответствующих ответов на большом растоянии еще не раскрыты, не смотря на то, что очевидны и кое-какие сложности, например, неприятность несводимости масштабной и сложно-структурированной культурной информации к недвусмысленным и правильным математическим формулам. Появляется риск огрубления, упрощения культурной обстановке и неточности в принятии ответа.
Игра как феномен культуры.
Любая культура имеет возможность в том случае, если ее носители и творцы способны к игре, а сама она демонстрирует игровую стихию.
Любой культуре свойствен игровой элемент, являющийся неким внутренним механизмом, развивающим и организующим данную культуру. Культуру возможно разглядывать или как одну своеобразную игру, в которую вовлечены все представители данной культурной традиции, имеющую неповторимый темперамент, или как совокупность разных игр, многие из которых свойственны разным культурам и только кое-какие имеют неповторимый темперамент.
Возможности подвижных и народных игр в реализации социальных функций физической культуры нужно разглядывать в рамках игровой теории культуры.
Игры разрешают моделировать различные нюансы действительности и тем самым облегчают их познание. А умение осознать окружающее, т.е. интеллектуальное самосознание общества — это краеугольный камень культуры.
Игра, являясь несложным и родным человеку методом познания окружающей действительности, должна быть самый естественным и дешёвым путём к овладению теми либо иными знаниями, умениями, навыками.
Игра – одно из самых важных занятий из всех на каковые лишь способен человек, потому что она находится в самом основании людской бытия, с ее помощью человек обретает новые смыслы в жизни и расширяет собственный жизненное пространство. Мир через игру раскрывает человеку собственные тайны, а сам человек в приз за собственный стойкость и мужество обретает новые горизонты, расширяя собственные знания о мире и себе самом
Ценности культуры
Ценности – выражение значимости для человека определенных явлений действительности. Ценности – представления об совершенствах для большинства людей. В сокровищах выражается смысл жизни (разделяемые в обществе убеждения в отношении целей, к каким люди должны стремиться и главных средствах их успехи). Сокровище воздействует на социальную действительность через закрепление в сознании (личном и публичном).
Система ценностей:
— витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние.
— социальные – положение в обществе.
— политические – гражданские свободы, правомерность, гражданский мир.
— моральные – добро, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность и т.д.
— эстетические – красота, идеал, стиль, гармония, самобытность.
значения и Смыслы генерируются людской сознанием и воздействуют на социальную действительность.
Суть – содержание, значение того либо иного предмета, явления.
Нормы культуры
Культура как фактор социальной регуляции включает нормативную совокупность, ценности, смыслы, знания.
Нормативная совокупность культур, предложенная американским социологом У.Г. Самнером (1840-1910) включает виды норм: обычаи, нравы, законы.
Нормы – границы отношения к сокровищам, стандарты, суждения и правила поведения.
Типы норм:
— институциональный – нормы разрешения и нормы запрета, зафиксированные в официальных документах.
— статистический – стихийно складывающиеся обычаи, традиции.
— конвенциальный – показавшийся в следствии публичного соглашения (дружеские, соседские и др.)
— эталонный – образцы для подражания (в мастерстве, религии)
Современная типология норм учитывает привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, церемонии, ритуалы, нравы, запреты-табу, закон и право, аномию, увлечения.
Обычай – коллективная, массовая форма поведения, нравы – очень оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий
Закон – разновидность нравов, норм, правил поведения, оформленных национальным органом и требующих неукоснительного исполнения.
Нормативная совокупность придает стабильность, устойчивость обществу, в нормах находят собственный выражение сокровища.
Ценности – выражение значимости для человека определенных явлений действительности. Ценности – представления об совершенствах для большинства людей. В сокровищах выражается смысл жизни (разделяемые в обществе убеждения в отношении целей, к каким люди должны стремиться и главных средствах их успехи). Сокровище воздействует на социальную действительность через закрепление в сознании (личном и публичном).
Система ценностей:
— витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние.
— социальные – положение в обществе.
— политические – гражданские свободы, правомерность, гражданский мир.
— моральные – добро, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность и т.д.
— эстетические – красота, идеал, стиль, гармония, самобытность.
значения и Смыслы генерируются людской сознанием и воздействуют на социальную действительность.
Суть – содержание, значение того либо иного предмета, явления.
Значение – обозначаемое имя предмета.
30.
Говоря о действии идеи прогресса нужно воображать три наиболее значимых нюанса этого действия: общетеоретический, мобилизующий и идеологический. Мысль прогресса как неспециализированная теория публичного устройства, вносящая порядок и классификацию в осмысление всей сложности социального бытия, выдерживала нескончаемое накапливание все новой и новой информации о жизни человечества. Она кроме этого в значительной мере содействовала познанию, сосредотачивая внимание на серьёзных причинах и общественных взаимосвязях социальных трансформаций. Она делала вероятной такую сферу публичной деятельности, как социальное планирование, базирующееся на том представлении, что все образцы исторического прогресса смогут быть осознаны, обрисованы, экстраполированы, математизированы и смоделированы специалистами и учёными. Мысль прогресса превратилась в замечательнейший стимул политики (равно как и контрполитики), мобилизуя готовность и преданность собственных приверженцев безусловно, впредь до самопожертвования, помогать скорейшему наступлению неотвратимого яркого будущего.
35.
Восточный тип культуры Под восточной культурой понимаются, в первую очередь, две ее разновидности: индийская и китайская культура . Индийская культура — это, в первую очередь, ведическая культура. Она основана на ведической литературе, на древних текстах — Ведах, написанных на санскрите и относящихся ко П тыс. до н.э. Старейший период индийской культуры именуется ведическим. В Ведах находятся первые представления людей о действительности. Веды (от санскритского слова веда — знание) — это знание о мире и человеке, о зле и добре, представление о душе. Тут в первый раз сообщено о законе кармы, т.е. о зависимости судьбы человека от его поступков. В Ведах сообщается знание о совокупностях освобождения человека и достижения совершенства от разнообразные зависимостей. В Ведах же даны и предметные знаки (такие, как круг, свастика — символ бесконечности, иные символы и колесо Будды вечного перемещения). Ведическая литература старейшая в истории . Самая старая из книг — Вед — это Ригведа. Ее гимны предвосхищают Библию. Мир людей, в соответствии с Ведам, был подчинен строгой космической иерархии. Издревле существовало деление на варны (разряды и цвета). Брахманы — мудрецы, толкователи Вед, их символический цвет — белый, святости и цвет благости. Кшатрии — правители и воины, их знак — красный цвет — страстей и власти. Вайшьи — земледельцы, скотоводы, их знак — желтый цвет, трудолюбия и цвет умеренности. Шудры — слуги, цвет тёмный — невежества. Круговорот рождения, смерти и жизни соответствовал природным циклам. В соответствии с Ведам, круговорот рождений, смертей и жизней людей соответствует природным циклам. Мысль вечного круговорота судьбы и мысль о вечном духовном Источнике — фундамент представлений о вечной бессмертной душе. В соответствии с этим представлениям, душа по окончании смерти тела живёт , вселяясь в тело появившегося существа. Но какое тело? Это зависит от многих событий и согласуется с т. н. законом кармы. Он гласит, что сумма хороших и злых поступков человека (т.е. его карма), полученная в прошлых судьбах, определяет форму последующих рождений. Возможно появиться рабом, животным, червяком, придорожным камнем. Обстоятельство всех твоих страданий — в тебе. Эта мысль кармы есть серьёзной, это могучий этический стимул, определяющий дружественное отношение к природе (т.к в каждом природном творении возможно заметить переродившегося человека, возможно — сравнительно не так давно погибшего родственника либо приятеля). Ведические книги информируют способы и методы освобождения от закона кармы. Это нравственная и аскетическая судьба, отшельничество, йога (слово переводится как соединение, сообщение). Йоге придается громадное значение. Она формирует совокупность самоподготовки человека к избавлению и особой духовной жизни от зависимостей. Восточная культура во многом опирается на мифологию. Так, египетская скульптура создаёт религиозно-мистическое чувство. загадочные сфинксы и Величие пирамид внушали идея о ничтожестве человека перед могущественными силами мироздания. Древний Египет необычен культом и культом фараона мертвых, увековеченных в пирамидах и мумиях. Индийская культура не в таковой степени была религиозна, как египетская, она более тяготела к миру живых, потому и уделяла довольно много внимания выработке нравственных требований к человеку, формированию нравственного закона (дхармы) и поискам дорог людской единения. Индийская культура более, чем иные восточные культуры, ориентирована насаморазвитие общества и человека, концентрацию упрочнений по формированию внутренней и внешней культуры. Вмешательство Всевышнего есть только завершением направленной на совершенствование мира деятельности людей. В восточной культуре благоденствие приходит не извне, а готовится всей культурной работой человечества.
Западный тип культуры. Соотносимая с Востоком европейская (западная) культурная традиция являет нам, в первую очередь, необычную последовательность эр (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в следствии провала и на базе критомикенской культуры.
Эта последовательность исторических эр такова:
- хорошая греческая культура;
- эллинистически-римская ступень;
- романо-германская культура христианского средневековья;
- новоевропейская культура.
Три последние ступени возможно разглядывать (на фоне древне-греческой классики) и как необычные вариативные формы вестернизации германцев и традиционной культуры римлян, а после этого — и всей романо-германской Европы. У Гегеля и Тойнби две первые и две вторые эры объединены в независимые цивилизационно-исторические формообразования (древний и западный миры). Для Маркса европейские средневековье и античность, не смотря на то, что и образуют параллель обществам Востока, базирующимся на азиатском методе производства, все же составляют вместе с ними единую докапиталистическую ступень исторического развития, за которой направляться быстро противостоящая ей универсально-капиталистическая эра нового времени.
Так или иначе, но у истоков и в самих основаниях всех культур и обществ европейской (западной) цивилизационной традиции находится что-то невообразимое с обычной Наиболее значимыми изобретениями европейской культуры на языково-знаковом уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой сфере являются философия в указанном выше значении этого понятия и наука как своеобразная форма познавательной деятельности, характерная для последней эры существования западной культурной традиции. Грань между софийной и сциентизированной формами культуры по большому счету (а также в отношении специфики соответствующих мировоззренческих форм) столь велика, что часто выделяют только два больших периода в движении европейской культуры, забранной в ее относительной самостоятельности от социально-экономической и национально-этнической областей проявления цивилизационно-исторической жизни. То есть: от середины I тыс. до н.э. н до XVII в.; период ХVII-XX вв. (для его обозначения употребляются два главных термина: период новоевропейской культуры либо период техногенной цивилизации). С учетом вторых параметров, и, в первую очередь представленности в европейской культуре христианства, эта несложная периодизация усложняется: в большинстве случаев в этом случае говорят (имея в виду первый громадный период) об эрах древней, греческой и римской, культуры, о культуре эры средневековья и о культуре Восстановления (с данной последней эры кое-какие авторы начинают отсчет новоевропейской культуры). В рамках второго громадного периода довольно часто выделяют культуру Просвещения, романтизма и хорошую германскую культурную эру финиша XVIII — начала XIX в. Данный начальный отрезок новоевропейской культуры сходится хронологически с эрой буржуазных и национальных революций на западе. Он есть кроме этого временем утверждения экономическое формации общества (капитализма). Вторая добрая половина XIX — XX в. характеризуются по-различному. Но очевидно, что за эти полтора столетия обстановка в общественных сферах и культуре западной техногенной цивилизации — не обращая внимания на ряд и постоянный поток обновлений социальных и национально-национальных катаклизмов — стабилизируется. В том числе и в отношении все более широкого охвата ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур. В итоге современная западная культура оценивается то в русле шпенглеровской мифологемы Заката Европы, то в оптимистических и в один момент очевидно евроцентристских тонах.
Культура постмодерна
Как уже отмечалось, цивилизационную базу культуры модерна составляли индустриальная экономика, национально-национальный тип интернациональных взаимоотношений, народовластие, индивидуализм, либеральная идеология. Эта модель, продолжительное время считавшаяся универсальной для эволюционного обустройства мира — его модернизации, начинает корректироваться во второй половине этого века под влиянием трансформаций, вызванных внедрением современных IT. Нынешняя стадия цивилизационного процесса характеризуется как постиндустриальное общество (термин введен американским социологом Д. Беллом в 1973 г.). От предшествующей её отличает переориентация экономики от товаропроизводства к сервису (развитие цивилизации одолжений), доминирование наукоемких индустрии, превращение знания, информации в главный продукт производства, глобализация социального и информационного пространства.
Обобщенная версия переживаемых обществом трансформаций содержится в концепции американского футуролога О. Тоффлера. Понятие постиндустриальное общество он заменяет описательной метафорой третья волна цивилизации. Сущность трансформаций, случившихся в разных социальных сферах, оценивается им как поворот к децентрации (как в промышленной и социально-политической, так и в бытовой области) — вместо прошлой концентрации; к многообразию (от услуг и многообразия товаров до культурного плюрализма) — вместо прошлой унификации; к пластичным структурам управления — вместо твёрдым противостояниям; к мягким разработкам, содействующим ответу экологических неприятностей.
Статус культурологии в совокупности современного гуманитарного знания.
О месте и предмете культурологии в совокупности научного знания не сложилось единого мнения. Существует две точки зрения: изоляционистская позиция, в соответствии с которой у культурологии собственный, непохожий на другие науки подход, и интегративистская, в основании которой лежит убеждение, что культурология — синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре. Что касается первой, изоляционистской, точки зрения, то она содержится в редукции (сведении), а после этого и подмене культурологии второй наукой, к примеру, философией культуры, искусствознанием, социологией культуры либо антропологией. Многие книжки, выпущенные в 90-е годы под именем культурологии, являются в действительности книги о всемирный художественной культуре, излагающие историю мастерства с доисторической эпохи до Нового и средневековья времени. Но мировая художественная культура (МХК) — это независимая дисциплина, а будучи включенной в состав культурологии, она выступает лишь одним из ее подразделов. Совершенно верно так же подразделами являются философия культуры, социология и антропология культуры. Ни одна из этих наук в отдельности не может исчерпать предмет культурологии во всем его многообразии.
В Оксфордском словаре указывается на то, что слово «Kulturologie» в первый раз применял германский ученый В. Оствальд в 1913 году. Термин «culturology» первым употребил в 1949 г. американский антрополог Лесли Уайт (1900—1975). Затем термин «культурология» виделся в литературе только пара раз: в 1949, 1956, 1957 гг. В том же словаре культурология трактуется как наука либо учение о культуре1. В авторитетном словаре Вебстера сообщено практически следующее: «Культурология — наука о культуре; более особый суть: некая методика, которая связана с именем американского антрополога Л. Уайта, что разглядывал культуру в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (университеты, технологии и идеологии) — в качестве свободных от культуры факторов (от климата, людской тела, целей и наших желаний)»2. Никаких имен, течений, концепций и научных школ, упоминаемых в разделах о более солидных и устоявшихся дисциплинах, скажем, о социологии либо психологии, ни в этом, ни в другом справочном издании мы не отыщем. Это свидетельствует, по всей видимости, о том, что культурология на Западе как наука не существует. До недавнего времени не было культурологии и в РФ. Выразимся правильнее: в СССР культурологии, владеющей собственным статусом, признанным среди вторых наук, объектом исследования и своим предметом, собственной традициями и историей, не существовало. О ней в полный голос стали говорить лишь в начале 90-х годов. По существу, мы имеем дело с самой юный, не смотря на то, что и деятельно развивающейся отраслью знания.
Изоляционистский подход грешит еще одним недочётом: он сводит культурологию лишь к циклу гуманитарных знаний, игнорируя другую составляющую — социальные науки. Сейчас в отечественной литературе все чаще высказываются в пользу другого,интеграционистского, подхода к культурологии. Его приверженцы знают культурологию как синтетическую область знаний, появившуюся на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Ее фундамент заложили В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Кронер, Э. Трёльч, К. Манхейм, К. Ясперс, Т. Лессинг, Э. Гуссерль и др. Современные последователи интеграционистского взора против сведения культурологии только к философии культуры либо к истории мастерства.
«Существует мнение, что культурология— это лишь теория культуры,а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и в случае, если история культуры исследует в основном прошлое, то культурология — знание о текущей современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, возможностях развития. Но в конечном итоге культурология ориентирована на познание того неспециализированного, что связывает раз-личные формы культурного существования людей… Исторический и теоретический методы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из для того чтобы понимания, культурологию возможно разглядывать как знание о прошедшей и современной культуре, ее структуре и функциях, возможностях развития»3. «Культурология — скорее, некое суммарное обозначение целого комплекса наук, изучающих культурное поведение человеческих общностей и человека на различных стадиях их исторического существования»4. Интеграционистский подход, на отечественный взор, имеет определенные преимущества перед изоляционистским, хотя бы уже по причине того, что, синтезируя различные науки, он способен дать прирост нового знания. Наоборот, изоляционистский подход страшен тем, что под вывеской культурологии будет повторяться то, что в далеком прошлом известно в курсе антропологии, философии культуры либо истории всемирный художественной культуры. Интеграционистский подход, по всей видимости, заложен и в «Национальном образовательном стандарте», где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специализации «Культурология» отнесены теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, мастерство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, старый язык. Культурология не есть монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но в случае, если культурология несводима к антропологии, философии либо искусствоведению, то это вовсе не свидетельствует, что проблематика данных наук не входит в предметное поле культурологии. Наоборот, все они, и не только они, деятельно питают ее собственными способами, теоретическими и эмпирическими достижениями. Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (конкретно они смогут претендовать сейчас первым делом на звание культурологов), разрешает заметить в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование. Полное знание о культуре появляется на пересечении: антропологического, гуманитарного и социологического знаний5. В культурологии выделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и социология культурология (культуры и эмпирическая антропология). Культурология находится еще в стадии становления, поиска методов и своего предмета, ее научный статус до конца не определился6. Она в собственности в один момент области социального знания (этому содействуют антропология и социология культуры) , применяющего количественные способы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря философии и искусствознанию культуры), которое строится на качественных методах и ценностях изучения
.
2. Культурогенез как одно из главных понятий в его концепции и культурологии.
Культура имеется процесс постоянной адаптации человека к изменяющимся условиям его существования методом преобразования этих условий в ходе людской деятельности.
Одним из разделов культурологии, изучающий происхождение культур, есть культурогенез. Это понятие употребляется для развития процессов культуры и анализа устойчивости. Культурогенез является видом социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных их интеграции и форм в существующие культурные совокупности. (В узком смысле под культурогенезом знают процесс становления, происхождения культуры.)
Культурогенез содержится в ходе постоянного самообновления культуры как при помощи обновления и взаимодополнения уже существующих форм культуры, так и через создание новых, отвечающих культурной динамике времени феноменов и направлений. Культурогенез, как процесс порождения новых форм культуры, протекает неизменно, а не только на этапе зарождения культуры.
В генезисе культурных форм возможно выделить три фазы:
а) инициирование, выработка новаций,
б) создание на их базе новых культурных форм,
в) их внедрение в социальную практику, замещение ими ветхих культурных форм либо сосуществование ветхих и новых.