20-30 гг, XIX 8. во Франции были временем активного развития политико-правовой мысли социалистического и коммунистического направления. Главными представителями этого периода являются Клод Анри де Сен-Симон(1760-1825), Шарль Фурье(1772-1837), в Англии — Роберт Оуэн(1771-1858). Для теорий социалистов свойственны резкая критика попытки и капиталистического общества создать другие социальные проекты.
Сен-Симон убедился, что революция не ведет ни к чему, не считая анархии и хаоса. Дабы не допустить катаклизмы, нужно преобразовать общество. Оно должно учитывать интересы широких весов, самый обездоленных. Он выделял три стадии развития общества:1)«теологическую», которая содержится в переходе от первобытного идолопоклонства к политеизму; данной стадии соответствует рабовладельческий строй; 2) «метафизическую», основанную на феодальном способе и единобожии ведения хозяйства; 3)«хорошую», при которой веру в Всевышнего заменит научное мировоззрение, обществом будут руководить ученые.
Переход к хорошей стадии Сен-Симон вычисляет неизбежным. Промышленное общество основывается на бурном развитии и всеобщей занятости производительных сил.
Роберт Оуэн отмечал, что индустриализация в европейских государствах разрешит создать новое общество по {принципу коммун. Он осознавал всю утопичности предлагаемых проектов, исходя из этого стремился не воплотить их в судьбу, а оказать влияние на публичное мнение.
Шарль Фурье думал, что в обществе существует фундаментальное противостояние труда и капитала. Исходя из этого общество должно исключить возможность аналогичных противоречий. Фурье видел возможность участия капитала в создании так называемых фаланг (производственно-потребительских объединений). На данной стадии распределение материальных благ в обществе будет происходить по следующему принципу: 4/12 — капиталу, 5/12 — труду, 3/12 — таланту. Конечным результатом развития общества будет уничтожение национальных и правовых университетов, поскольку в совершенном обществе отсутствует необходимость в принуждении и насилии.
Этьен Кабе(1788-1856 гг.) не воображал коммунизма без наличия развитой народовластии. Дорогу к равенству граждан открывает общее избирательное право. Переход к коммунистическому обществу лежит через диктатуру временного правительства. Оно должно быть образовано и одобрено народом.
Французский социалист Луи Блан(1811-1882) вычислял вероятным построение честного страны методом введения общего избирательного права. В этом случае государство станет как бы «банкиром неимущих». Рабочие при помощи справедливо избранной власти преобразуют эксплуататорскую совокупность труда.
Главным идеологом социал-демократов середины XIX в. был Фердинанд Лассаль(1825-1864). Задачу страны он видел конкретно в освобождении человечества. Порочность капиталистического общества Лассаль видел в подчинении страны заинтересованностям буржуазии. Лассаль призывает государство создавать производственные объединения рабочих. Первой ступенью к социалистическому стране, по Лассалю, будет организованная борьба всех сословий за общее избирательное право.
21. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ К. МАРКСА
Карл Маркс(1818-1883)- германский философ, социолог, экономист. Его главные произведения — «К критике гегелевской философии права», «Зкономическо-философские исходники 1844 г.», «Манифест компартии» и др.
В изучении общества Маркс видел необходимость выработки объективной и научной картины социального развития. Данный путь обязан лежать через анализ экономической сферы общества.
Базой марксизма есть учение о соотношении надстройки и базиса. В роли первого выступает экономическая совокупность общества. Это совокупность не зависящих от воли людей производственных взаимоотношений. В ее основе лежит определенная форма собственности на средства производства. Производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил. Надстройкавключает правовые и соответствующие формы и политические институты публичного сознания. Национальные и правовые университеты призваны высказывать интересы и волю экономически господствующего класса. Буржуазные производственные отношения — последняя антагонистическая форма публичного производства. Одна публично-экономическая формация сменяется второй в следствии борьбы классов. Неизменно развивающиеся производительные силы приходят в несоответствие с устаревшей совокупностью производственных взаимоотношений (базисом общества). По окончании социальной революции происходит переворот во всей огромной надстройке.
Маркс воображает историю обществ как историю борьбы одних социальных групп с другими. политическая власть и Государство являются организованную совокупность господства одного класса над вторым методом принуждения и насилия. Дать добро историческую несправедливость обязан сам движение развития общества. Социальные конфликты индустриального общества нереально устранить без ликвидации университета частной собственности. Последняя ликвидируется при помощи классовой борьбы. Ее результатом и кульминацией должно явиться коммунистическое общество. Он считал, что капитализм уже находится в глубоком кризисе. Пролетариат обязательно превратится методом революции из подчиненного класса в господствующий. Он сотрёт с лица земли ветхие производственные отношения. В следствии должно появиться бесклассовое коммунистическое общество. Коммунизм основывается на уничтожении частной собственности и на публичном управлении средствами капитала и производства. Это машинально влечет за собой ликвидацию наемного труда -базы капиталистического общества.
Маркс руководствовался в анализе страны и права их классовой сущностью. Государство имеется итог раскола общества на классы. Последние преследуют антагонистичные экономические интересы. собственность государство — и Само орудие господствующего класса.
В следствии пролетарской революции, вычислял Маркс, класс трудящихся насильственно ниспровергает буржуазию: целый капитал, средства производства оказываются в его руках — тогда производительным силам уже не мешают устаревшие капиталистические производственные отношения, выраженные в университетах страны и права.