Социализация. модели социализации.

Социализация (культурный социогенез). Разумеется, что любой человек при обычных условиях «врождается» в уже существующее общество с определенными нормами переживания и поведения. Начиная с рождения, подрастающий ребенок вступает во сотрудничество со своим социальным окружением, в первую очередь с родителями, позднее — с группами и отдельными лицами — в школе, на работе и т.д. В следствии он получает обычные для его окружения ценностные представления, роли и нормы. Именно поэтому опыту переживания и поведения понемногу осваиваются значимые для переживания и формы определённого общества поведения. Данный неспециализированный процесс влияния социокультурных факторов на развитие в смысле врастания в окружающее общество и культуру обрисовывают понятием социализации.

В понятии социализации выделяют две стороны. Первая — это социальное становление человека, т.е. процесс спонтанного врастания его в социальное окружение. Вторая — социальное формирование человека, т.е. процесс целенаправленной адаптации его к существующим сокровищам, нормам, совершенствам. Понятие социализации в первый раз было предложено Ч. Кули в термине «социализированное сознание». В зависимости от того, в какой науке употребляется данный термин, он получает соответствующее значение. Так, психологию интересует в первую очередь развитие личности, социальное развитие разных индивидов и процессы научения, лежащие в их основе. Самый предпочитаемыми темами тут являются: социализация зависимости, агрессивности, полотипового поведения, моральных установок и т.д.

В современной психологии социализация рассматривается как неспециализированное наименование для гипотетического процесса социального научения, что характеризуется обоюдной интеракцией лиц, зависящих друг от друга либо имеющих друг к другу отношение.

Кризисы открыты эмпирическим методом, причем, не попеременно, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. На протяжении критических периодов ребенок за весьма маленький срок изменяется целый в целом, в общих чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся изменений. Для критических периодов свойственны следующие изюминки:

— Границы, отделяющие конец и начало кризиса от смежных периодов, очень неотчетливы. Кризис появляется незаметно, весьма тяжело выяснить момент его окончания и наступления. Резкое ухудшение (кульминация) отмечается в середине кризиса. Сейчас кризис достигает апогея.

— Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Отмечается строптивость, работоспособности и падение успеваемости, возрастание количества распрей с окружающими. Внутренняя судьба ребенка сейчас связана с мучительными переживаниями.

— Негативный темперамент развития. Отмечено, что на протяжении кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько получает, сколько теряет из купленного прежде. Но происхождение нового в развитии обязательно свидетельствует отмирание ветхого. В один момент в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития.

Сензитивные периоды

В отдельные периоды действия ребенок самый чувствителен к определенным действиям, к формированию определенных свойств. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех либо иных базальных потребностей.

Границы сензитивных периодов не бывают правильными: они смогут быть смещены на пара месяцев. И однако, сензитивные периоды очень принципиально важно применять для обучения ребенка – конкретно в данный отрезок времени он самый легко способен освоить новые навыки.

Первичная социализация

Первичная социализация крайне важна для ребёнка, поскольку она есть базой для всего остального процесса социализации. Громаднейшее значение в первичной социализации играется семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его нормах и ценностях. Так, к примеру, в случае, если родители высказывают мнение, имеющее темперамент дискриминации довольно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, обычное, устоявшееся в обществе.

Вторичная социализация

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её базой есть школа, где детям приходится функционировать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В ходе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к громадной. Само собой разумеется, трансформации, происходящие в ходе вторичной социализации, меньше, чем те, каковые происходят в ходе первичной.

Досрочная социализация

Досрочная социализация является репетицией «» будущих социальных взаимоотношений. К примеру, юная пара может жить совместно до брака, дабы иметь представления, какой будет супружеская жизнь.

Ресоциализация

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексови приобретения новых. В этом ходе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, и ощущает необходимость изучать и подвергаться действию сокровищ, радикально отличающихся от сложившихся до этого.Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека

Организационная социализация

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком знаний и навыков, нужные для исполнения собственной организационной роли. Проходя через данный процесс, «новички» определят об истории организации, в которой трудятся, о её сокровищах, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и определят об изюминках работы собственных сотрудников

Групповая социализация

Групповая социализация — это социализация в конкретной социальной группы. Так, ребёнок, проводящий больше времени со собственными сверстниками, а не с родителями, действеннее перенимает нормы поведения, свойственные для группы его ровесников.

Гендерная социализация

Теория о гендерной социализации говорит, что ответственной составной частью социализации есть женщины роли и изучение мужчины. Гендерная социализация — это процесс навыков и усвоения знаний, нужных для конкретного пола. Несложнее говоря, мальчики обучаются быть мальчиками и девочки обучаются быть девочками.

Typ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: