Понятие о психическом дизонтогенезе.

Говоря об изюминках изучения нарушений психики в детском возрасте и о своеобразных задачах, решаемых в данной области, еще раз нужно выделить, что в центре внимания патопсихолога в большинстве случаев стоит вопрос о психотерапевтической квалификации главных психологических расстройств, их выраженности и структуры. Как отмечает В. В. Лебединский, в данной части изучения задачи детского патопсихолога фактически такие же, что и патопсихолога, изучающего взрослых больных. Но в отношении детского возраста патопсихологическая оценка психологических нарушений не может быть полноценной, если она не учитывает кроме этого и отклонений от стадии возрастного развития, на которой находится больной ребенок. Иначе говоря к изучению нарушений детской психики нужно доходить с позиций психологического дизонтогенеза, позванного больным процессом либо его последствиями.
Понятие «дизонтогенеза», вернее «дизонтогении», было в первый раз введено в обиход клиницистами (Швальбе, 1927) в связи с запросами новой независимой отрасли психиатрии — детской психиатрии. Детские психиатры, говоря о неправомерности отождествления психологических болезней детского и взрослого возраста, стали все больше значения придавать роли возраста, и симптомам, обусловленным аномальным развитием в условиях заболевания. Под дизонтогенезом (дизонтогениями) принято осознавать разные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, в основном ранний, ограниченный теми сроками развития, в то время, когда морфологические совокупности организма еще не достигли зрелости /8/.
Одним из главных компонентов постнатального дизонтогенеза есть психологический дизонтогенез, что В. В. Ковалев определяет как нарушение психологического развития в детском и подростковом возрасте в следствии функций созревания и расстройства структур головного мозга.
Психологический дизонтогенез возможно обусловлен как патогенными биологическими факторами (генетическими, экзогенно-органическими и др.), так и более либо менее длительно действующими негативными микросоциально-психотерапевтическими средовыми действиями. В самые неблагоприятных случаях дизонтогенез возможно позван сочетанием биологических и социально-средовых факторов.
Традиционно клиницисты выделяют два главных типа психологического дизонтогенеза: ретардацию и асинхронию. В. В. Ковалев в дополнение выделяет третий тип дизонтогенеза, что возможно очень условно обозначен как регрессивный.
Под ретардацией знают запаздывание либо приостановку психологического развития. Ретардация возможно неспециализированной (тотальной) и личной (парциальной).В первом случае говорят о запаздывании либо приостановке всего психологического и личностного развития в целом. В последнем — о запаздывании либо приостановке развития отдельных психологических функций, компонентов психики, отдельных особенностей личности (либо психомоторики, либо речи, либо произвольных форм регуляции и т. п.).
Асинхрония определяется как искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психологическое развитие. Она характеризуется выраженным опережением развития одних свойств личности и психических функций и большим отставанием сроков и темпа созревания вторых свойств и функций, что делается базой дисгармонической психики и структуры личности в целом /8/.
Третий тип психологического дизонтогенеза, выделенный В. В. Ковалевым, связан с механизмами фиксации и высвобождения более ранних онтогенетических форм жадно-психологического реагирования. Сущность данного типа образовывает временный возврат к незрелым формам жадно-психологического реагирования.
Дизонтогенетический подход предъявляет особенные требования к способам изучения нарушений психики. Количественное шкалирование уровня психологического развития посредством тестов как правило дает в основном негативную оценку отклонений развития, не отражая внутренней структуры соотношения недостатка с сохранным фондом развития, и исходя из этого слишком мало информативно в плане прогноза и психолого-педагогических действий. Поэтому своеобразной задачей детской патопсихологии есть определение качественного характера нарушения психологического развития ребенка.
В ответе данной задачи патопсихология тесно взаимодействует с двумя вторыми отраслями знаний: с детской специальной психологией и психиатрией. Как уже отмечалось, конкретно в детской психиатрии, начиная с 20-х гг. прошлого века, сложился онтогенетический подход к анализу психологических болезней в детском возрасте. Конкретно психиатры ввели в обиход понятие дизонтогении, выяснили патогенетические механизмы и этиологические факторы, главные клинические формы проявления дизонтогенеза (Швальбе, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев и др.).
В особой психологии (являющейся составной частью и теоретической базой дефектологии, особой педагогики) громадное внимание уделяется изучению закономерностей психологического развития аномальных детей. Солидный вклад в изучение аномалий развития, обнаружение закономерностей психологического развития детей со стойким психофизическим недостатком внес Л. С. Выготский, что обосновал положение о том, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же главным закономерностям, каковые характерные для психологического развития всех детей. Он кроме этого выделил своеобразные закономерности психологического развития, характерные для аномальных детей. Л. С. Выготским была выдвинута мысль о сложной структуре аномального развития ребенка. В соответствии с данной идее нарушение психологического развития аномальных детей носит системный темперамент, т. е. наличие психологического либо физического недостатка ведет к целому последовательности отклонений, в следствии чего появляется сложная целостная картина атипичного развития. В сложной структуре недостатка Л. С. Выготский выделял первичный (биологически обусловленный) вторичный дефект и дефект, появляющийся опосредованно в ходе аномального социального развития.
Л. С. Выготский первым обосновал необходимость структурно-динамического изучения аномального развития психики, необходимость анализа патопсихологических механизмов психологического дизонтогенеза. Он считал, что психотерапевтическое изучение аномального ребенка непременно должно проходить путь от изучения отдельных признаков дизонтогенеза к изучению его синдромов и потом — к типу дизонтогенеза. Лишь таковой подход разрешит осуществлять дифференцированную коррекцию и дифференцированную диагностику нарушений развития.

Людмила Енькова: Проблемы классификации дизонтогенеза | Вилла Папирусов


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: