Социальная ф., ее предмет и проблемы. эволюция представлений об обществе в истории ф..

Объектомизучениясоциальной философииявляетсяобщество.

Общество (социум) — продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности многочисленных и малых групп людей, объединенных отношениями и различными связями, интересами и потребностями.

Социальная философия – особенная философская наука, которая изучает предельные основания общества как целостного явления.

общество и — Основная проблема человек

Становление социальной философии как довольно независимой философской дисциплины пришлось на эпоху ренесанса и Нового времени и было связано с постижением сущности власти и ее связей с судьбой простых людей в трудах Н. Макиавелли; с теорией естественного права Т. Гоббса, Дж. Локкаи Б. Спинозы; изучением государства соотношения и проблемы социума, природы и общества Дж. Локком и Ш. Монтескье.
Заметный вклад в формирование социальной философии Нового времени внесла германская хорошая философия, в особенности в изучении предельных оснований бытия человека (И. Кант), права, морали и нравственности (Г. Гегель). Серьёзный вклад в развитие современной социальной философии внесла концепция материалистического понимания истории К. Маркса.

Разглядим, как развивалась современная Ф.. В Греции во Аристотеля и времена Платона было полисное устройство – альянс небольших стран. В том месте начала появляются борьба соц. сил. Платон думал, что совершенное общество должно складываться из 3 сословий: 1.низшее (ремесленники, земледельцы); 2.солдаты; 3.управляющие (философы и мудрецы). Сословия комплектуются в связи с преимущественным складом души (три части души). У правителей господствует разум. У солдат – эмоциональная составляющая души. Платон думал, что корень соц. неурядиц в обществе – это личная собственность на средства производства. Аристотель разглядывал вопрос о том, что лежит в базе общества. Он считал, что в его основе лежит соц. природа человека, поскольку человек – это общ. политич. животное.

Аристотель думал, что наилучшей формой власти явл. монархия, аристократия, полития. Монархия может превратится в тоталитаризм, в то время, когда монарх заботится лишь о собственных заинтересованностях. Аристократия может преобразовываться в ампархию. Полития также может преобразовываться в некое «некрасивое» управление. В средние века выработалась концепция о церкви. Церковь – это град небесный на Земле (по Августину), а град земной образуют люди, кот. на первое место ставят плотские наслаждения. В новое время формируется представление, растолковывающее существование общества естественными обстоятельствами. Мыслители нового времени – М.Макиавелли, Спиноза. В концепциях общества имеется различия. Одни философы думали, что люди раньше боролись между собой и, дабы не стереть с лица земли друг друга, они объединились в общество. Гос. университеты – это итог общ. соглашения между людьми. Появились и другие концепции: общество понимается как определ. живой организм, в кот. правительство делает функции разума. У Гегеля эта закономерность связана с развитием мирового разума. Возрастает степень свободы людей. На базе этих концепций сформировалась марксовская концепция развития социума. У Маркса общество начинается посредством опр. опытен. предпосылок: труд. деятельность; общ. бытие явл. первичным по отнош. к публичному сознанию. Общ. бытие – процесс судьбы общества, ядром этого явл. производственные отношения, кот. складываются между людьми в ходе производства. Совокупность произ. взаимоотношений образовывает эконом. базу общества. Метод производства – это неразрывное единство произв. сил и произв. взаимоотношений. Маркс выделяет эконом. и производ. отношения, как главные.. Маркс вычислял, капитализм – последнее антогонистическая форма устройства общества, кот. обязана сменится коммунизмом

Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»).

Для К.Маркса своеобразным показателем понятия «общество» было понятие «публичные отношения». Это означало, что какой-либо индивид делается личностью, а некая группа – социальным классом не благодаря своим биологическим особенностям – качеству крови либо форме бороды, полу и т.п., а в соответствии с теми отношениями, каковые устанавливаются между ним (ними) и другими индивидами.

К. Марксом была создана концепция материалистического понимания истории, сущность которой образовывает положение определяющей роли метода производства, публичного бытия по отношению к публичному сознанию. Следовательно, связывают людей в «социальный организм» не какая-либо неспециализированная мысль либо Всевышний, а производственные отношения и производительные силы , метаморфозы которых и составляют базу публично-экономических формацийкак этапов всемирный истории. Эти системные факторы зависят, со своей стороны, от последовательности природно-климатических условий, средств общения, языка, культуры и т.д. Но определяющим есть публичное бытие, эта необычная «социальная материя», которая предстает перед взглядом простого человека как «настоящий процесс» его жизни.

Материалистическое познание истории подчеркивает объективный темперамент многих процессов, происходящих в обществе, акцентирует внимание на роли принципа детерминизмав его изучении. В соответствии с данному принципу в историческом материализме Маркса, из определенной формы материального производства «…вытекает, во-первых, определенная структура общества; во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их национальный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и вторым» (К. Маркс).

В материалистическом понимании истории обращается внимание на то событие, что публичные(социальные) законы, в отличие от законов природы реализуются лишь в совместной сознательной деятельности людей; что эти законы более сложны по механизму проявления и имеют вероятностный темперамент, действуя как «законы-тенденции». В деятельностного подхода к истории внимание акцентируется на: в базе публичной их деятельности и связи людей лежит публичное бытие, материальные, первым делом, производственно-экономические публичные взаимоотношений, каковые при всей их материальности (т. е. независимости и первичности от сознания) не являются, но, вещественными.

Предмет философии: понятие, эволюция и развитие, место и роль, проблемы предмета философии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: