См. 47. научная этика и псевдонаука.

(Из «Философии науки» Стёпина)

Общенаучная картина мира формирует предварительное видение исследуемого объекта, деятельно участвуя в постановке неприятностей, определяя исходную стратегию изучения. Изучение комплексных, неповторимых развивающихся объектов допустимо лишь в совокупности междисциплинарных сотрудничеств. В этом случае общенаучная картина мира как глобальная исследовательская программа в состоянии «посоветовать», принципы и какие методы смогут быть транслированы из одной науки в другую, как осуществить состыковку знаний, взятых в разных отраслях науки, как включить это знание в культуру на соответствующем этапе функционирования научного знания.

Задавая стратегию изучения саморазвивающихся объектов в рамках конкретных научных дисциплин и снабжая стратегию междисциплинарных изучений, удельный вес которых возрастает в современной науке, общенаучная картина мира берет на себя многие функции, каковые ранее делали особые научные картины мира. Последние же теряют собственную прошлую автономию, трансформируются под влиянием системно-эволюционных идей и включаются в качестве фрагмента в общенаучную картину мира, не претендуя уже на особенный независимый статус. На данной стороне развития современных научных знаний направляться остановиться очень. Тут мы сталкиваемся с принципиально новыми (если сравнивать с предшествующими состояниями науки) тенденциями исторического развития научной картины мира. То, что было идеалом на этапе происхождения дисциплинарно организованной науки, делается действительностью в наше время. На месте слабо состыкующейся мозаики картин исследуемой действительности появляется единая научная картина мира, вбирающая в себя содержание разных дисциплинарных онтологии.

54.#образование и Наука в Средние века. Наука на арабском Востоке. вера и Знание.

Эру Средневековья относят к III в. н. э., а ее завершение к XIV—XV вв. Знания, каковые формируются в эру Средних столетий в Европе, вписаны в совокупность средневекового миросозерцания. Средневековая культура определялась церковно-религиозной идеологией, которая регулятором всех сторон судьбы жителей средневековой Европы. Базой религиозного мировоззрения средневековья являлась схоластика, для которой, характерно рвение к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: настоящее знание – это знание общее. Но владеть им может лишь творец, лишь ему доступно знать, и это знание лишь универсальное. В данной парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному.

Истина выяснялась в полном ведении Божества, так что «христиане должны остерегаться тех, кто философствует сообразно стихиям мира этого, а не сообразно Всевышнему, которым сотворен сам мир», – подчеркивал Августин. Средневековье предложило множество доводов, опровергавших возможность подлинного познания природы вне божественного откровения. Считалось, что науку нужно подчинять мудрости, дешёвой только божественному разуму. В рамках официальной теории средневековья главенствуют истины и вера откровения. Разум теряет роль главного арбитра в вопросах истины, ликвидируется самостоятельность природы. Всевышний, благодаря собственному всемогуществу, может функционировать и вопреки естественному порядку.

Теологическая ориентация средневековья отлично прослеживается в текстуальном анализе идей великих мыслителей того времени. Так, в высказывании Тертуллиана (ок. 160 – по окончании 220) отмечается: «…напрасны потуги философов, причем конкретно тех, каковые направляют неразумную любознательность на предметы природы прежде, чем на ее Повелителя и Творца…». Так как «философы лишь стремятся к истине, в особенности недоступной в этом веке, христиане же обладают ею. Потому что сначала философы уклонились от источника мудрости, т.е. страха Божьего». Пожалуй, в окончательном виде кредо средневековья было сформулировано пером Фомы Аквинского: «…нужно, дабы философские дисциплины, каковые приобретают собственный знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении. Священное учение имеется такая наука, которая зиждется на основоположениях, узнанных другой, высшей наукой; последняя имеется то знание, которым владеет Всевышний, и те, кто удостоен блаженства… Эта наука – теология, к вторым наукам она прибегает как к подчиненным ей служанкам».

В науке господствовал схоластический способ с его нужным компонентом – цитированием авторитетов, что лишало первостепенной значимости задачу по изучению Природы. В средневековье оформился своеобразный и решающий критерий истинности, то есть ссылка на авторитет, которым в контексте средневековой культуры был Всевышний. С течением времени схоластика все более делается догмой. Ее положения считаются непогрешимыми и окончательными. В XIV-XV вв. схоластика, которая пользовалась одной лишь логикой и отрицала опыты, делается очевидным тормозом для развития естественнонаучной мысли в Западной Европе.

Средневековая наука имеет характерные изюминки. Так как познавательная деятельность носит теологически-текстовой темперамент, то анализу подвергаются не вещи и явления, а понятия. В первую очередь, оно выступает как правила, в форме комментария. Второй изюминкой средневековой науки есть тенденция к классификации и систематизации. Конкретно средневековье с его склонностью к классификации наложило собственную печать и на те произведения древней философии и науки, каковые были признаны каноническими в средние века. Компиляторство, как составление из чужих произведений «собственного», – это очень характерная черта средневековой науки.

Формируется твёрдая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Средневековье отказалось от многих идей античности, не вписывающихся в религиозные представления.

В особенном, преимущественном положении пребывала логика, потому что, как справедливо полагал Боэций, «каждый, кто возьмется за изучение природы вещей, не усвоив прежде науки рассуждения, не минует неточностей… Так, размышления о логике заставляют заключить , что данной столь превосходной науке необходимо посвятить все силы ума, дабы укрепиться в умении верно рассуждать: лишь затем сможем мы перейти к точному познанию самих вещей»[9]. Он осознавал логику как рациональную философию, которая является средством и орудием и благодаря которой приобретают знание о природе вещей. Логику как науку о доказательстве в рассуждениях ценил весьма высоко Пьер Абеляр, утверждавший, что наука логики имеет громадное значение для всякого рода вопросов и что первым ключом мудрости есть нередкое вопрошание. В базе логики лежит дедукция Аристотеля, которую истолковывают как процесс нисхождения, что начинается от чего-то самоё общего, фундаментального и .первичного и растекается на все другое. В таковой интерпретации очень узнаваемо эманации и сходство дедукции, предполагающей истечение из лона порождающего черт, сущностей и особенностей более несложного порядка.

Процесс познания сосредоточивалась в двух практически не связанных между собой организациях.

Одной из них были университеты. Первые университеты в Западной Европе показались конкретно в хорошее Средневековье. Так, в конце XII – начале XIII вв. были открыты университеты в Парижский[10] (Франция, 1253), Оксфордский (Англия, 1117), Кембриджский (Англия, 1209), Болонский (Италия, 1088), Саламанкский (Испания, 1218), Прага (Чехия, 1348). В средние века не было отделения высшего образования от среднего, исходя из этого в университетах и существовали младший и старшие факультеты. По окончании изучения латыни в начальной школе поступали в университет на подготовительный факультет. Тут он изучал семь свободных искусств (septem artes liberales), складывавшихся из двух циклов

1) тривиум (trivium—перекресток трех дорог знаний: грамматика, риторика, диалектика);

2) квадривиум (quadrivium—перекресток четырех дорог знания: музыка, математика, геометрия, астрономия).

Лишь по окончании изучения этих двух циклов предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский. Напомним, что в школах, после этого в университетах логика преподавалась по Аристотелю, риторика по Цицерону. Базой изучения геометрии и арифметики были произведения Пифагора и Эвклида, астрономии – Птоломея.

Второй можно считать умело-экспериментальное изучение природы, которое сосредоточилось в мастерских художников, скульпторов, архитекторов, в лабораториях алхимиков и магов. Практика создания предметов мастерства толкала первых и поиск философского камня вторых на путь экспериментирования. Так формировались области знаний, каковые подготавливали возможность рождения науки, не смотря на то, что они воображали сплав умозрительности и неотёсанного наивного эмпиризма. Средневековые ученые, в большинстве случаев, уроженцы арабских университетов, собственный знание именовали натуральной волшебством, осознавая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Волшебство понималась как глубокое знание скрытых законов и сил Вселенной без их нарушения и, следовательно, мирным путем над Природой. Оккультные науки, в пятнадцатом веке переживавшие собственный расцвет – алхимия, астрология, герметизм, каббала – стали замечательной струей, размывающей самое основание средневекового миропонимания. Заявляющий претензии на обладание неким тайным, эзотерическим знанием, и на мастерство управления загадочными силами природы, оккультизм в полной мере отвечал пробудившейся жажде познания людей.

Говоря о восточной средневековой науке, необходимо отметить наиболее значимую роль арабского мира в том, что бесценное наследие древнего мира было усвоено и передано потом Западной Европе. Конкретно арабы явились воспитателями и учителями латинского Запада. Главная книга Птолемея Математическое построение была переведена на арабский язык называющиеся Альмагисте (великое), и после этого возвратилась в Европу как Альмагест, став господствующим трактатом средневековой астрономии в течении четырнадцати столетий. Первые переводы греческих философских и научных трудов на латинский язык были осуществлены не конкретно с греческого, а с их арабских предположений, а случилось это по причине того, что в западной Европе не было никого, талантливого осознать такие тяжёлые книги, как «Физика» либо «Метафизика» Аристотеля либо «Альмагест» Птолемея. Исходя из этого без помощи Фараби, Авиценны либо Аверроэса европейцы ни при каких обстоятельствах к такому пониманию и не пришли бы. Греческое влияние отразилось на стиле произведений арабских авторов, каковые характеризует систематичность изложения материала, полнота, строгость доказательств и формулировок, теоретичность. Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие задач и примеров чисто практического содержания. В таких областях, как математика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, что существенно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными. Ученые Среднего и Ближнего Востока развивали наследие Эллады, стараясь объединить его с новым алгебраическим учением.

Интерес для нас воображает личность Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (780—850), автора нескольких сочинений по математике, каковые в ХП в. были переведены на латынь и четыре столетия проходили службу в Европе учебными пособиями. Через его «Математику» европейцы познакомились с правилами и десятичной системой счисления (методами – от имени ал-Хорезми) исполнения четырех действий над числами, записанными по данной совокупности. Ал-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр и ал-мукабала», целью которой было научить мастерству ответа уравнений, нужных в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т.д. «Ал-джебр» (из этого идет наименование для того чтобы раздела математики, как алгебра) и «ал-мукабала» – приемы вычислений, каковые были известны Хорезми еще из «Математики» позднегреческого математика (Ш в.) Диофанта. Но в Европе об алгебраических приемах определили лишь от ал-Хорезми. Никакой особой алгебраической символики у него кроме того в зачаточном состоянии еще нет. приёмы и Запись уравнений их ответов осуществляются на естественном языке.

Алъ-Фараби (870—950) первым среди арабоязычных философов осмыслил и в известной мере доработал логическое наследие Аристотеля. Мыслитель собрал и упорядочил целый комплекс аристотелевского «Органона» (присоединив к нему «Риторику», до тех пор малоизвестную среди арабоязычных философов), написал комментарии ко всем его книгам и пара собственных работ по ~ вопросам логики. За заслуги в развитии логического знания он взял почетный титул «Второго учителя» («Первым» считался сам Аристотель).

Как и в античном мире, в арабоязычном средневековье было много ученых-энциклопедистов, сделавших большой вклад в разные науки. самоё замечательное в области физики имя – алъ-Хайсам аль-Газен(965—1039) из Басры. Его труд по оптике, изданный на латинском языке в конце XVI в. и оказавший влияние на Кеплера, не только трактовал преломления света и законы отражения, но и давал поразительно правильное для того времени описание строения глаза.

Среднеазиатский ученый аль-Бируни (973—1048), в произведениях которого трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, неспециализированной геологии, минералогии, ботаники, этнографии, хронологии и истории. Так, Бируни установил способ определения географических долгот, близкий к современному, и выяснил длину окружности Почвы. В первый раз на средневековом Востоке великий ученый сделал предположение о возможности обращения Почвы около Солнца. В собственных трудах Бируни привел достаточно правильные математические константы (к примеру, определения удельных весов минералов), выяснил их распространенность (и распространенность руд, металлов, сплавов), детально обрисовал календарные совокупности разных ближневосточных народов. Географические познания Бируни очень показательны для удач данной науки в арабоязычном мире, в котором широкая торговля в государствах Южной Азии, Европы и Африки развивала географическую и этнографическую любознательность. Бируни, живший в Индии и изучавший санскритскую литературу, написал громадной труд об данной стране. направляться также подчернуть, что он первым познакомил индийских ученых с достижениями древнегреческой астрономии и математики, переведя кое-какие из трудов древних ученых на санскрит.

К самые ярким представителям ближневосточного средневековья возможно отнести Омара Хайяма (1048—1131), великого значительного философа и иранского учёного, прекрасного поэта, автора широко известных четверостиший (рубай). В качестве ученого Хайям больше всего сделал в математике. В алгебре он систематически изложил ответ уравнений до третьей степени включительно, написал «Комментарии» к «Началам» Евклида. Велики успехи Хайяма в области астрономии: вместо лунного календаря, принесенного арабами, он возвратился к солнечному календарю, что был принят в Средней Азии и Иране до арабского завоевания, и усовершенствовал его.

АбуАли ибн Сына (Авиценна) (980—1037) – философ, математик, астролог, доктор, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и воображает определенный познавательный интерес сейчас. На базе идей Аристотеля он создал необычную классификацию наук.

Ибн-Рушд (1126—1198) – философ, естествоиспытатель, добившийся громадных удач в области алхимии, создатель медицинских трудов, комментатор Аристотеля, являлся приверженцем космического детерминизма и единого интеллекта. Он считал, что деятельный интеллект, существуя вне и независимо от личностей, имеется вечный коллективный разум рода человеческого, что не появляется, не уничтожается и заключает в себе неспециализированные истины в необходимой для всех форме. Он имеется субстанция действительно духовной судьбы, и познавательная деятельность индивидуума образует только частное проявление ее. Разумное познание человека имеется, следовательно, безличная и сверхличная функция: это временная причастность индивидуума к вечному разуму. Последняя имеется та неспециализированная сущность, которая реализуется в высших проявлениях личной деятельности.

В течение всего Средневековья медлительно развивавшаяся наука Исламского мира служила как бы холодильником открытий. Тут высшие успехи Эллады ждали наглых и умелых продолжателей и пользователей. Наоборот, застывшая ученость имперского Китая стала в ту пору холодильником интеллигенции. Лишь в восемнадцатом веке, в то время, когда новые наглые европейцы прорвались в Китай, они позвали в том месте пробуждение великих природных сил. К XX веку китайские ученые снова вошли в число передовых умов человечества: это выразилось и в нобелевских премиях, и в математических открытиях.

Возможно со всей основательностью сделать вывод, что ни один географический регион, ни один конкретный народ не имеет возможности полностью вычислять себя «чудотворцем», породившим необычное детище – современную науку. По собственному содержанию наука глубоко наднациональна и может впитать открытия любых народов.

55.#Наука ренесанса формирование системы и опытное знание образования

Познание природы в эпоху ренесанса. Первая научная революция.

Начиная с XVI в., вера в божественное сотворение мира, мысль геоцентризма, телеология подвергаются критике и сомнению. В эпоху ренесанса пали многие религиозные запреты, что содействовало кроме этого и восстановлению наук: наровне с наблюдениями, в базу науки вошёл опыт, приведший к достоверности исследований и резкому увеличению эффективности — первой научной революции. В эпоху ренесанса начинается отождествление понятий «исследование природы» и «познание истины». Средством постижения истины делается технический опыт. Громадный подъём испытали оптика, механика, математика и др. Естествознание оказывается перед необходимостью решать практические задачи.

Была совершена главная мыслительная работа, подготовившая происхождение хорошего естествознания. Это произошло благодаря мировоззренческой революции, которая стала причиной трансформации отношения человека к миру, природе, познанию природы.

Главные сокровища ренесанса – сам человек и природа. Человек – это в первую очередь не божественное, а природное существо, он – «дитя природы», а природа – «колыбель человека».

Природа делается объектом эстетического удовольствия и предметом научно-рационального познания.

Продолжительное время знания о биологических явлениях из неспециализированной совокупности знаний о природе не выделялись в независимую отрасль. Отражением этого основной ориентации эры – ориентации на человека – было стремительное развитие биологического познания. В истории биологии конкретно эра позднего Восстановления (XVI век) – это период зарождения научной биологии, период перелома в методах познания живого.

В XV-XVI вв. потребности медицины обусловили появление разнообразные травников, «аптекарских садов». В шестнадцатом веке появляются первые кунсткамеры и зоологические музеи, при дворах монархов – зоопарки. В данный же период изобретен микроскоп (А. ван Левенгук).

В эру раннего Средневековья в Европе господствовала библейская картина мира. После этого она сменилась геоцентрической совокупностью Птолемея.

Первой в истории научной революцией явилось создание Н. Коперником гелиоцентрической совокупности мира. Эта теория:

• подорвала ядро (геоцентрическую совокупность) и основания ветхой (первой) научной картины мира;

• стала базой революционного становления нового научного мировоззрения и новой (второй) механистической картины мира;

• явилась одной из наиболее значимых предпосылок революции в физике (ньютонианской революции) и создания первой естественнонаучной фундаментальной теории – классической механики;

• выяснила разработку новой, научной методологии познания природы.

В XIV—XV столетиях были совершены путешествие Марко Поло в открытие и Китай Америки. По окончании совершения первых кругосветных путешествий стала очевидной правота Джордано Бруно и Николая Коперника о взаимоположении Солнца и Земли. Однако совокупность Коперника не была официально признана впредь до середины XVIII в., и являлась научным инструментом избранного кружка научных новаторов: Галилея, Кеплера, Ньютона и некоторых вторых.

К середине XVII в. гелиоцентрическая теория совсем победила геоцентризм. Появилась необходимость физически обосновать эту теорию, и в середине XVII в. астрономическая революция закономерно перерастает в физическую.

Особенности обучения в эпоху ренесанса

Новая страница в педагогической культуре раскрывается в эру позднего Средневековья (XIV — начало XVII вв.). С восстановлением наук, искусств (расцвет живописи Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана), Великими географическими открытиями (1492 г. — открытие Америки; 1498 г. — открытие морского пути в Индию и т.д.) появляется тенденция к переосмыслению места человека на Земле. Эпоха ренесанса — это эра культа человека. Педагогическая практика этого периода ставила перед собой цель формирование активной личности, стремящейся к преобразованию окружающей действительности. Изменяющиеся публично-педагогические ориентиры повлекли за собой деятельный процесс переориентации совокупности образования на гуманистические правила.

К XIV в. образование в государствах Западной Европы начинается как независимая отрасль, а в его содержании происходит смена ценностных ориентиров. В случае, если в прошлые исторические периоды употреблялся ограниченный круг семи наук, то в эпоху ренесанса грамматика делается базой нарождающихся независимых наук — литературы, истории и логики. В обучении возрастает роль родного языка, поднимается престиж древних авторов, а вместе с тем забытого греческого языка. Циклу естественных наук придается громадное значение, геометрия изучается вместе с географией, астрономия — с механикой.

Расширение содержания образования в влияние и эпоху Возрождения этого процесса на последующие периоды развития педагогики представлены в таблице 3.

Происходившие трансформации со своей стороны потребовали активизации, самостоятельности, апеллирования и творчества учеников не к их памяти по большей части, а к логическому мышлению, воображению. Французский писатель-гуманист Мишель де Монтень (1533 —1592) писал: «Знать на память — не означает знать». В связи с

растущим разнообразием наук, усложнением способов преподавания показалась настоятельная потребность в преподавателях-предметниках, либо «школьных мастерах», к примеру, письма, счета и т.д. Характерной чертой педагогики данного периода есть четкая иерархия совокупности образования: низшая ступень представлена элементарной (низшей) школой; учебные заведения повышенного неспециализированного образования — муниципальными (латинскими) школами, коллежами и гимназиями, колледжами; верховная ступень — университетами, академией и кружками.

Новшеством в совокупность образования стали академии и кружки, каковые раньше, чем другие учреждения, применяли гуманистический принцип в образовании. Активное участие в их работе принимали большие ученые — доктора наук университетов, госдеятели, священники, мыслители-гуманисты, студенты. Главное содержание живых бесед, общения, переписки — реализация и изучение в наше время хорошего наследия мыслителей прошлых столетий. Как и в университетах эры Средневековья, тут особенное внимание уделяли древнегреческой философии, филологии, праву и этике.

Новой по сущности и своей форме делается домашняя школа-Самая узнаваемая из данного типа школ — «Дом эйфории» Витто-рино (Рамбольдини) да Фельтре (1373-1446), основанный в 1423 г, в Италии. Уважительное отношение к ребенку, учет его

личных заинтересованностей, потребностей, склонностей — главные ориентиры в построении образовательного процесса. Для реализации принципа гуманистической педагогики В. да Фельтре применял наглядность в обучении, диалог, яркое наблюдение детей в природе, походы, игры, на занятиях царила воздух эйфории процесса познания. Кроме хороших языков в школе изучали новые науки: математику, геометрию, астрономию, естественную историю. Громадное значение придавалось физическому и духовному воспитанию как мальчиков, так и девочек. По утверждению историков педагогики, домашние школы ренесанса явились прообразом будущих хороших гимназий.

Одним из наиболее значимых событий того времени стало открытие коллежей нового типа. Тут в первый раз происходит разделение обучающихся по уровню подготовки на 7 последовательных классов («малые школы»), где используется фронтальный способ обучения. Эту новую организацию учебного времени нарекли парижской моделью коллежа, которую потом унаследуют иезуитские коллежи.

Ни для кого не секрет, что деятельность иезуитов была подчинена сохранению господства католической церкви. С целью этого они проводили активную работу по воспитанию юношества. Иезуитским орденом были основаны личные средние школы, выяснялось влияние на университеты.

В собственной педагогической совокупности иезуиты основывались на элементах схоластической педагогики с ее установкой на заучивание, и применяли новые формы организации учебного процесса, такие, как межклассное и внутриклассное состязания, театрализованные представления, конкурсы, школьное самоуправление, совокупность наказаний и поощрений. Методика обучения была строго продумана и нацелена в основном на основательность знаний, нежели на количество. С целью этого любой урок начинался с повторения прошлого, что содействовало лучшему усвоению предмета. Обучающиеся делились на группы, во главе которых стоял декурион — ассистент преподавателя. В этих группах осуществлялись обоюдное обучение, проверка и повторение знаний. Бесплатность, массовость и общедоступность обучения делали просветительскую деятельность всеохватывающей. С целью достижения поставленной цели иезуитской совокупности образования требовались намерено подготовленные преподаватели, коими становились выпускники иезуитских колледжей. Подготовке преподавателей орден уделял огромное внимание, смотря за их опытным и духовным ростом.

Базу содержания образования в иезуитских школах составляло изучение гуманитарных наук: грамматики, философии, риторики, латинского языка, при сохранении основательного религиозного и физического воспитания. деятельность и Организация учебных заведений регламентировалась Уставом 1599 г. В нем в разделе «Совокупность знаний» четко прописывалось расписание занятий на 7 дней, месяц, год для учеников младшего и старшего отделений. Подробные указания определяли распорядок каждого урока, каждого дня, потому, что все учебные заведения носили закрытый темперамент (интернат).

В целом образовательная деятельность иезуитского ордена являла собой полное подчинение личности обучающихся требованиям католической церкви, уводя от совершенств гуманистической педагогики ренесанса.

Столичное государство сознательно отвергало предложения западных государств в оказании просветительской помощи, чтобы хранить Православную русскую веру и подлинную культуру. Педагогика Православия царила в эти времена на русской почва. Средоточени-ем книжной образованности и культуры стали монастыри. При монастырях (Троицко-Сергиевском, Кирилло-Белозерском и др.) священники, старцы обучали подрастающее поколение иконному письму, мелодике церковного песнопения, молитве, книжному рукоделию и чтению, давая нравственные наставления.

Объективная социально-экономическая необходимость подводила русских царей к пониманию необходимости освоения всемирный и европейской культуры, к изучению греко-латинского наследия. Сейчас юго-запад Руси подвергался влиянию католической церкви. Дабы сократить ее влияние, братства создают собственные училища с типографиями для издания православной литературы. С данной же целью митрополит Петр Могила основывает в 1631 г. Киево-Могилянскую коллегию, потом — академию. В ней было 8 классов, делившихся на 3 отделения: младшее (4 года обучения), где изучали славянский, греческий, латинский, польский языки, катехизис, математику, пение; среднее (2 года обучения), где осваивали пиитику, риторику; старшее, где изучали богословие и философию. Академия явилась первым отечественным высшим учебным заведением и сохраняла собственный статус до открытия Харьковского университета в 1804 г., а после этого преобразовалась в чисто духовную академию.

Велик был вклад Киево-Могилянской академии в развитие совокупности образования в Столичном стране. Последовательность блистательных госдеятелей взяли в ней образование и явились основоположниками нового типа учебного заведения — греко-латинской школы при Андреевском, Чудовом монастырях (вторая добрая половина XVII в.), школы для промышленного учения при Спасском монастыре, училища словесных греческого языка и наук Ф.М.Ртищева и Славяно-греко-латинской академии (1687). Как и организация братских школ на Украине, так и создание новых школ в Москве преследовали цель хранить Православие от западных реформаторских перемещений, не допуская иноверцев и ересей. Кроме «семи свободных искусств» изучались древние языки, славянский, германский и французский. Способы обучения были схоластическими, т. е. читался текст с комментарием учителя на греческом либо латинском языке, а обучающиеся должны были выучить, запомнить его, время от времени проводились споры. С открытием университетов в Санкт-Петербурге (1725) и Москве (1755) Столичная Славяно-греко-латинская академия, потеряв значение высшего учебного заведения, преобразуется в духовную академию.

Итак, новый тип учебных заведений Киевской Руси, первые высшие отечественные учебные заведения вобрали в себя многие черты братских украинских и белорусских школ. Великий чешский педагог Я.А. Коменский в собственный произведение «Законы благоустроенных школ» (50-е гг. XVII в.) включил правила устава Львовской школы (1586). Это еще раз подтверждает их опыта влияние и ценность школ на распространение образования в отечественном стране и за его пределами.

Так, возможно утверждать, что средневековая педагогика — эксплицитное наследие, традиция, воздействующая на развитие педагогической теории и практики последующих столетий. В данном контексте самым убедительным доказательством есть педагогическое наследие Я.А.Коменского (1592—1670), что в противовес схоластическому средневековому обучению предлагает совокупность классического образования.

Этика науки Сюжет 1 Читает профессор В Ш Сабиров


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: