Способы формирования сознания — способы воспитания, направленные на формирование верных понятий, оценок, суждений, мировоззрения в ходе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности. Главные способы:рассказ, беседа, лекция, пример, спор, конференция, анализ обстановки. Условия эффективности:опора на персональный опыт воспитанников, на практическую коллективную деятельность; создание эмоционального подкрепления, активизация восприятия, учет коллектива воспитанности и уровня детей, незаконченность формулировок, понятий, суждений (см. Эффект Зейгарник, Убеждение).
Анализ воспитывающих обстановок— см. Способ воспитывающей обстановке.
Беседа— вопросно-ответный способ привлечения обучающихся к дискуссии, выработке и анализу поступков нравственных оценок.
Спор — спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки верных установок и суждений; метод обучения борьбе против понятий и ошибочных представлений, умению вести полемику, защищать собственные взоры, убеждать в них др. людей. Д.не требует определенных и решений.
Конференция(пед.) — способ коллективного дискуссии книг, пьес, фильмов с целью выделения нравственных формирования и норм определенного к ним отношения, но может рассматриваться и как форма организации воспитательного процесса, т. к. на К.смогут употребляться самые средства и различные методы, впредь до компьютерных.
Лекция— последовательное изложение совокупности нравственных идей, их иллюстрирования и доказательства.
Пример— способ формирования сознания личности, заключающийся в том, дабы на конкретных убедительных примерах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить пример готовой деятельности и программы поведения. Выстроен на склонности детей к подражанию: «Примеры пристают либо не пристают не по причине того, что хороши либо нехороши, а по причине того, что они соответствуют либо не соответствуют каким-то внутренним потребностям человека, изюминкам жизненной обстановке, в к-рой он находится» (И.С. Кон).
Рассказ— маленькое по количеству связное изложение (в повествовательной либо описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию либо анализ тех либо иных поступков и нравственных понятий.
Способы коммуникации ненаправленные— способы соц. педагогики,
используемые в работе с дезадаптированными, пед. подростками и запущенными детьми, заключающиеся в применении метафор, историй, чудесных сказок, пословиц, поговорок, смешных рассказов и т. п. с целью уточнения смысла их путей и проблем выхода из них.
Способы обучения— совокупность последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя
и обучающихся, снабжающих усвоение содержания образования, развитие их способностей и умственных сил, овладение средствами самообучения и самообразования. М. о. характеризуются тремя показателями:обозначают цель обучения, метод усвоения, темперамент сотрудничества субъектов обучения.
Способы самоконтроля и контроля в обучении— способы получения информации обучающимися и учителем о результативности процесса обучения. Задачи:установление готовности к усвоению и восприятию новых знаний, получение информации о характере независимой работы в ходе обучения, обнаружение ошибок и причин затруднений, определение эффективности организации, средств и методов обучения, обнаружение степени правильности, количества, глубины знаний, умений навыков, обнаружение уровня развития психологических новообразований. Функции:контрольная, обучающая, воспитывающая. Виды:текущий, тематический, периодический, последний. Требования:объективность, всесторонность, систематичность, гласность, индивидуализация, разделение, учет специфики учебного предмета. Способы:устные — личный, фронтальный и уплотненный опросы; письменные — письменные работы, диктанты, изложения, произведения, рефераты и т. п.; практические (лабораторные) — практические работы, испытания; графические — графики, схемы, таблицы; программированные — безмашинные, машинные; наблюдение; самоконтроль. Формы контроля:экзамен, зачет, коллоквиум. Формы учета:оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Опрос уплотненный (комбинированный)— к доске для ответа вызываются пара учеников: двое—трое подготавливаются к ответу, применяя доску; часть вызванных отвечают по карточкам письменно, сидя за первыми столами; один—двое отвечают конкретно преподавателю либо друг другу, слушая и оценивая один другого либо задавая друг другу вопросы, а оценивают учитель и класс; ученики, сидящие на местах, задают дополнительные вопросы, формулируют оценочные суждения. Преимущество: за маленький временной отрезок опрашивается много учеников, оставшаяся часть обучающихся вовлекается в оценку и активное слушание.
Опрос фронтальный— опрос, цель к-рого за непродолжительное время узнать степень усвоения прошлого материала и готовность к восприятию нового у всего класса. Обучающиеся опрашиваются с места, требуются краткие и четкие ответы по существу задаваемых вопросов.
осуществления и Методы организации учебно-познавательной деятельности— несколько способов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, выделенная Ю.К. Бабанским и включающая в себя все существующие по др. классификациям способы обучения в виде подгрупп.
По источнику восприятия и информации:словесные способы — рассказ, лекция, беседа (эвристическая, катехизическая, сократическая, герменевтическая), конференция, дискуссия, объяснение. Наглядные способы: способ иллюстрации, способ демонстрации. Практические способы: упражнения, лабораторные испытания, трудовые задания.
Дискуссия— групповое обсуждение к.-л. вопроса либо круга вопросов, с целью отыскать верное ответ. Д.,направляемая преподавателем, развивает у обучающихся независимое, логическое, теоретическое мышление, речевые навыки, умение аргументировать и отстаивать собственное познание вопроса, умение принимать контраргументы и др. Д.требует тщательной подготовки, как учителя, так и обучающихся, увлекательной формы проведения, создания условий, дающих возможность для высказывания разных мнений.
Объяснение— I. словесный способ обучения: пояснение, анализ, истолкование и доказательство разных положений излагаемого материала; 2. совокупность приемов, помогающих установить достоверность суждения довольно неясного, нераскрытого явления либо имеющих целью дать более ясное представление о том либо другом известном явлении.
Демонстрация— способ обучающего сотрудничества педагога с детьми на базе показа настоящих событий судьбы, явлений природы, научных и производственных процессов, аппаратов и действия приборов в целях обращения внимания обучаемых на значительные чертей изучаемых предметов, процессов и явлений.
Лабораторный опыт— способ обучающего сотрудничества преподавателя и обучающихся на базе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных результатов и процессов, взятых ранее наукой.
По логике мышления:индуктивные способы обучения: логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к неспециализированному; дедуктивные способы обучения: логика раскрытия содержания изучаемой темы от общего к частному.
По степени активности познавательной деятельности обучающихся:репродуктивные способы: активное восприятие, воспроизведение и запоминание (репродукция) информируемой учебной информации словесными, практическими либо приёмами и наглядными методами; проблемно-поисковые способы обучения: усвоение знаний, выработка навыков и умений осуществляются в ходе частично-поисковой либо исследовательской деятельности обучаемых. Реализуется через словесные, наглядные и практические способы обучения, трактованные в ключе разрешения и постановки проблемной обстановке.
По руководства и степени самостоятельности—независимая работа, делаемая учениками по заданию преподавателя и при его ярком (на уроке, на самоподготовке в группе продленного дня) либо опосредованном управлении, и независимая работа, делаемая по собственной инициативе ученика (выход на уровень самообразования).
мотивации учения и Методы стимулирования — несколько способов,
направленная на закрепление и формирование хорошего отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации способов обучения, предложенной Ю.К. Бабанским, и включающая в себя две подгруппы:
мотивации интереса и Методы стимулирования к учению—
создание эмоциональных, нравственных переживаний, обстановок новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; драматизации и театрализации; дискуссии, анализ жизненных обстановок; создание обстановки успеха в учении.
ответственности стимулирования и Методы долга— разъяснение личностной и публичной значимости учения; требования, наказания и поощрения.
Способы педагогического изучения— совокупность приёмов и способов познания объективных закономерностей обучения, развития и воспитания.
Анализ документов— один из способов изучения в педагогике, заключающийся в оценке результатов деятельности в сфере образования на базе анализа замыслов назначения и различного характера, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, аккредитации и лицензирования и т. п.
Изучение продуктов творчества — один из проективных способов изучения личности, заключающийся в диагностике ее психологических изюминок методом изучения результатов заблаговременно стандартизированной творческой деятельности человека. Примеры М.и.п.т.: тест на рисование фигуры человека (вариант Гуденау и Маховера), тест рисования дерева (Кох), тест рисования дома, придуманного гипотетического животного и т. д. Способ психол., но весьма обширно употребляется в пед. изучениях и в ходе изучения воспитанников преподавателем либо воспитателем.
Способ близнецов — способ сравнительного изучения психол. развития и особенностей детей с однообразной (гомозиготные близнецы) и разной (гетерозиготные) наследственностью. М. б. употребляется для научного решения вопроса о генотипической либо средовой обусловленности психол. особенностей и свойств поведения человека.
Способ Роршаха— один из самый распространенных проективных способов изучения личности, заключающийся в обнаружении ее психологических изюминок на базе анализа интерпретации испытуемым картин с абстрактными изображениями — пятнами разной конфигурации и цвета (так называемыми пятнами Роршаха), имеющими определенный суть диагностики скрытых установок, побуждений, особенностей характера. М.Р. возможно применен для обнаружения лиц с патопсихическими отклонениями и для более глубокого изучения психологических изюминок обычной личности.
Моделирование(в пед.) — построение копий, моделей пед. материалов, процессов и явлений; наглядно-образная черта изучаемых явлений и процессов посредством схем, чертежей, кратких словесных черт, описаний. Употребляется для схематического изображения исследуемых пед. совокупностей. Под «моделью» наряду с этим понимается совокупность объектов либо знаков, воспроизводящая нек-рые значительные особенности оригинала, талантливая замещать его так, что ее изучение дает новую данные об этом объекте.
Наблюдение — общенаучный способ изучения, к-рый в пед. изучениях предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию в ходе яркого восприятия специфики протекания тех либо иных пед. явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, приобретаемых результатов. Н. м. б.: целым и выборочным; включенным и несложным; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации замечаемых событий по заблаговременно отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях) и т. д.
Обобщение свободных черт — способ изучения, выстроенный на обобщении допустимо большего числа сведений об изучаемом индивиде, приобретаемых от допустимо большего числа лиц, замечающих за ним в допустимо большем числе видов его деятельности, в к-рых проявляются его разные свойства; составление чёрта личности либо события разными специалистами независимо друг от друга.
Опрос — способ сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной совокупности вопросов, используемых в соц., психол., пед. и др. изучениях. Методики О.: анкетирование, беседа, интервьюирование (см. Анкета).
Беседа— один из способов изучения, к-рый предполагает получение информации о предмете изучения на базе вербальной (словесной) коммуникации в вопросно-ответной форме как от исследуемой личности, участников изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае Б. выступает как элемент способа обобщения свободных черт.
Интервью(от лат. interview — беседа, встреча) — метод по
лучения соц.-психол. информации посредством устного опроса. Различают два вида И.:свободные (не регламентированные формой и темой беседы) и стандартизованные (по форме родные к анкете с закрытыми вопросами). Границы между этими видами И. подвижны и зависят от сложности неприятности, этапа и цели изучения. Степень свободы участников И. определяется формой и наличием вопросов, складывающейся эмоциональной воздухом; уровень приобретаемой информации — сложностью и богатством ответов.
Проективные способы— способы, направленные на изучение личности, в базе к-рых лежит принцип психол. проекции. Эти способы выстроены в большинстве случаев на интерпретации ответов личности на снаружи нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность вероятных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. По этим реакциям исследователь пробует осознать глубинную сущность, психологические изюминки личности, напр., специфику мотивации либо совокупность личностных смыслов и т. д. Способы обеспечиваются совокупностью проективных методик (именуемых кроме этого проективными тестами, среди которых различают: ассоциативные (тест Роршаха и др.); тест завершения неоконченных предложений; экспрессивные (психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного) и др.).
Работа опытнаякак способ изучения — делается способом изучения, если она поставлена на базе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной догадкой, преобразует реальность, формирует новые явления, сопровождается выводами и глубоким анализом (М.Н. Скаткин).
Ранжирование — размещение собранных на протяжении пед. изучения данных в определенной последовательности (убывания либо нарастания зафиксированных показателей), определение места (рейтинга) в этом последовательности изучаемых объектов.
Рейтинг(от англ. rating — оценка, порядок, классификация) — субъективная оценка к.-л. явления по заданной шкале. Посредством Р.осуществляется первичная классификация объектов по степени выраженности неспециализированного для них свойства (экспертные оценки).Помогает для построения многообразных шкал оценок. Приобретаемые наряду с этим эти в большинстве случаев имеют темперамент порядковых шкал. Сейчас начинает употребляться как оценки и метод контроля в учебно-воспитательном ходе.
Рейтинг-шкалирование(от англ. scoling — определение масштаба) — способ построения шкалы для измерения взаимоотношений между изучаемыми объектами на базе экспертных оценок (рейтингов).
Социометрия— метод изучения структуры межличностных взаимоотношений людей на базе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социометрическому критерию, а его результаты принимают вид социометрической матрицы либо социограммы. Применение этого способа преподавателем в ходе формирования детского коллектива разрешает ему обнаружить более продуктивные методы действия как на целый коллектив, либо малые группы, так и на отдельных его участников.
Социометрический статус— положение человека в совокупности внутригрупповых межличностных взаимоотношений, определенное при помощи социометрического теста.
Социометрический тест— распространеннное наименование стандартизованной социометрической методики, предназначенной для обнаружения, наглядно-индексного представления и графического изображения межличностных взаимоотношений в малой группе. Результаты для того чтобы теста являются неоценимыми для преподавателя в понимании процессов формирования внутриколлективных взаимоотношений в детских группах.
Терминологический способ— оперирование базисными и периферийными понятиями неприятности, анализ пед. явлений через анализ закрепленных в языке теории педагогики понятий.
Тестирование— один из способов изучения личности, заключающийся в диагностике (психопрогностике) личности, ее психологических состояний, функций на базе исполнения к.-л. стандартизованного задания с заблаговременно валидностью и определённой надёжностью. Тест (от англ. test — опробование, проверка) — стандартизованный способ изучения, предназначенный для правильных количественных и определенных качественных оценок лично-психол. поведения и особенностей человека методом сравнения этих оценок с нек-рыми, заблаговременно заданными стандартами — нормами теста.
Тест обученности— совокупность заданий, сориентированных на обнаружение уровня усвоения определенных качеств содержания обучения. Складывается из задания на деятельность данного эталона и уровня.
Опыт(от лат. experimentum — проба, опыт) — общенаучный способ изучения, к-рый содержится в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, в некотором роде преобразующего обстановку для планомерного изучения объекта в ходе естественного либо неестественного, но, заблаговременно запланированного его функционирования и развития. Э. предполагает возможность повторения изучения как с довольно неизменными, так и с поменянными условиями. Виды: естественный, лабораторный, преобразующий, формирующий и др.
Опыт естественный— опыт, осуществляемый в естественных условиях деятельности человека и выстроенный так, что испытуемый не подозревает, что подвергается изучению. Способ создан А. Ф. Лазурским.
Опыт лабораторный— осуществляется в неестественных условиях, в большинстве случаев с применением особой аппаратуры, со строгим контролем всех воздействующих факторов.
Опыт педагогический— научно поставленный опыт в области учебной либо воспитательной работы в условиях, созданных и контролируемых учителем, с целью поиска новых, более действенных способов ответа пед. неприятности; исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в пед. явлениях, к-рая предполагает: умелое моделирование пед. условий и явления его протекания; активное действие исследователя на пед. явление; измерение отклика, результатов пед. взаимодействия и воздействия; неоднократную воспроизводимость пед. процессов и явлений. Этапы Э. п.:теоретический — постановка неприятности, определение цели, предмета и объекта изучения, его гипотез и задач; методический — разработка его плана и методики исследования, программы, способов обработки взятых результатов; фактически Э. — проведение серии опытов (создание экспериментальных обстановок, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация взятых фактов, формулирование практических рекомендаций и выводов.
Опыт формирующий— способ прослеживания влияния вносимых трансформаций в изучаемом пед. ходе. Э.ф. разрешает не только регистрировать выявляемые факты, но и через создание особых обстановок раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции, становления личности, определять возможность оптимизации этого процесса.
Способы управления— совокупность средств и способов целенаправленного
действия субъекта управления на объект управления с целью достижения поставленных целей. По мотивации и характеру воздействия:способы материальной мотивации, способы соц. мотивации, способы властной мотивации. По количеству участников:единоличные, коллегиальные, коллективные. По содержанию управленческой деятельности:нормативные, организационно-административные — организационно-стабилизирующие, распорядительные, стимулирующего действия; пед. способы, соц.-психол., экономические, психол.
Механизм самореализующегося пророчества— база взаимоотношений,
складывающихся между поведением и ожиданиями. Ожидания личностью реализации пророчества (гадания, предсказания, проклятия и т. п.) во многом определяют темперамент ее действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.
Механизмы психотерапевтического действия— психол. методы действия на
бессознательную и сознательную сферы личности с целью усиления эффективности применяемых пед. способов. К ним относят: внушение, заражение, убеждение и подражание.
Внушение(суггестия) — соц.-психологический процесс действия на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности либо группы людей часто кроме, а время от времени и против, их воли, механизм к-рого базируется на понижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию, с отсутствием активного целенаправленного понимания его, развернутого оценки и логического анализа в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. В. возможно прямым (императивным) и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, взятым в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии, в естественном сне, в постгипнотическом состоянии. В педагогике отдельные авторы разглядывают В. как независимый способ воспитания. Но вернее сказать о психол. эффекте В. при применении разнообразных способов действия на личность.
Внушаемость — степень чувствительности к внушению, определяемая субъективной и возрастной готовностью подвергнуться и подчиниться внушаемому действию. На повышенной внушаемости в детском возрасте строится эффективность воспитательного действия на них.
Зар(а)яжение(в соц. психологии) — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида др. на психофизиологическом уровне контакта кроме фактически смыслового действия либо дополнительно к нему.
Подражание— вид научения, происходящего в следствии буквального копирования поведения объекта, являющегося примером для П. На П. основано применение примера как воспитания и метода обучения.
Убеждение — интеллектуально-эмоциональное действие на сознание, эмоции, волю воспитанников, основанное на логике, на доказательствах, с целью выработки у них нравственных критериев и собственных взглядов. В отличие от внушения У. основано на осмысленном принятии человеком к.-л. сведений либо идей, на их оценке и анализе. Наряду с этим заключение м. б сделано как самостоятельно, так и за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. В большинстве случаев, У. требует громадных затрат времени и применения разнообразных ораторских приёмов и сведений, в то время как внушение может происходить фактически мгновенно. У. считается главным методом в научной полемике и все применяемые воспитателем приёмы и методы воспитания должны владеть убеждающим эффектом.
Механистический взор на человека— познание человека в концепции
механического мировоззрения, появившегося в середине XVII в. нового представления о природе и обществе, связанного с мануфактурным производством и растущим публичным разделением труда. Одной из самые последовательных в механическом понимании сущости человека выступила пед. концепция Джона Локка (1632—1704).
Процессор— центральная и главная часть вычислительной совокупности,
микросхема, делающая все вычисления, обработку информации, управляющая сотрудничеством устройств в компьютера и его периферийной совокупности. Трудится со скоростью в пара сотен млн операций в секунду.
Микрофильм— собирательное наименование фотопленок с микрозаписью текстов и
изображений, уменьшенных в 10—100 раз.
Мимика(от греч. mimikos — подражательный) — внешнее выражение психологических
состояний, первым делом эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных перемещений лицевых мышц, выражений глаз и др. Часто М. учителя действует на обучающихся значительно посильнее, чем слова. Дети «просматривают» лицо преподавателя, угадывая его настроение, отношение, исходя из этого он обязан мочь показывать лишь то, что относится к делу.
Минимальная мозговая дисфункция— нарушение функции ЦНС благодаря
микроповреждений подкорковых структур и коры головного мозга. Появляется в большинстве случаев в следствии кислородного голодания плода во внутриутробном периоде и в ходе родов. самоё частое проявление М.м.д.:гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенное™), выражающийся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. В большинстве случаев проходит к 11-12 годам, но в подростковом возрасте вероятны ухудшения. Дети с этими нарушениями требуют дозировки нагрузок, смены видов деятельности.
Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке,
находящее выражение в совокупности идеалов и ценностей личности, соц. группы, общества, обусловленные этими взорами главные жизненные позиции людей, их убеждения, совершенства, деятельности и принципы познания, ценностные ориентации. В базе М. лежит миропонимание, т. е. совокупность определенных знаний о мире.
Мнемоника, мнемотехника(от греч. mnemonika — мастерство запоминания) —
совокупность приемов, снабжающих запоминание при помощи создания неестественных ассоциаций.
Модем(модулятор-демодулятор) — техническое устройство, преобразующее
передаваемые ЭВМ посредством аналого-цифрового преобразователя электрические сигналы в телефонную сеть.
Модели воспитания— философские концепции воспитания, определяющие
особенности и принципы организации воспитания, и сформировавшиеся на их базе образцы воспитательной практики. Идеалистическая модель воспитания — воспитание как создание для воспитуемых таковой среды, благодаря к-рой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы развития полноценной личности (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И. Песталоцци и др.). Прагматическая модель воспитания — обучение воспитанников ответу настоящих жизненных неприятностей и достижению успеха в жизни, передача знаний, лишь нужных в жизни, практикоориентированных, направленность воспитания на личное саморазвитие воспитанника (М. Монтень, Г. Спенсер, Дж. Дьюи и др.). Социетарная модель воспитания основана на определенной совокупности сокровищ, свойственной данной социальной группе либо обществу. Все иные сокровища будут считаться фальшивыми. Напр.: религиозная, коммунистическая модель, националистическая и т. п. Гуманистическая модель воспитания организуется на базе сотрудничества, учета личностных и личных изюминок воспитанника, принятия его таким, какой он имеется, создания воздуха доверия, защиты и поддержки (Э. Фромм, К. Ясперс, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Технократическая модель воспитания основана на твёрдом управлении и контроле за воспитанником, технологичной организации воспитательного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата, в первую очередь, в поведении в разных социальных обстановках. Воспитание понимается как формирование совокупности поведения воспитуемого посредством созданной совокупности подкреплений (Б. Скиннер и др.).