Школа как культурно-образовательное пространство – это 6 глава

Детство— возрастной этап развития человека, начальные периоды онтогенеза,

характеризующиеся формированием и интенсивным ростом организма высших психологических функций. Детство есть социокультурным феноменом и носит конкретно-исторический темперамент. Д. охватывает период судьбы от рождения до приблизительно младшего юношеского возраста (18 лет). По интернациональным нормам, закрепленным в Конвенции ООН о правах ребенка: «…ребенком есть каждое человеческое существо до успехи 18-летнего возраста, в случае, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». По возрастной периодизации, принятой в педагогике, детством считается период до 11 лет, к-рый включает: младенчество — до 1 года; раннее детство — до 3 лет; дошкольный возраст — до 7 лет; младший школьный возраст — до 10—11лет.

Дефектология— см. Педагогика особая.

Дефиниция(лат. defmitio) — краткое определение к.-л. понятия, отражающее

значительные показатели предмета либо явления; лингв, толкование слова.

Деформация личности опытная — изменение качеств личности и ее

поведения под влиянием исполнения профессиональной деятельности. Носит как хороший, так и негативный темперамент.

«Выгорание» эксперта — процесс постепенного охлаждения эксперта по отношению к людям, с к-рыми он трудится, к их проблемам и болям, и к собственной профессиональной деятельности, как процесс превращения его в функционера.

«Перегорание» эксперта— черта эксперта, к-рый под действием «выгорания» (как следствие) делается совсем равнодушным, конъюнктурным по отношению к собственной профессиональной деятельности и ее результативности. В этом случае последствия «выгорания» эксперта сказываются не только на работе, но и дома, в отношении к себе, к своим родным.

Децелерация— явление массового торможения в интеллектуальном, психологическом и

физическом развитии детей и подростков благодаря объективных обстоятельств (экология, соц. фрустрация, массовый пьянство населения и др.). Наметилось в РФ в середине 90-х гг. XXв.

Децентрализация управления — передача прав, ответственности и функций по

уровням управления.

Децентрация— один из механизмов развития познавательных процессов личности,

формирования ее совершенствования навыков и моральной зрелости общения; функционирует на базе свойства к восприятию точки зрения др. людей. Главное понятие в теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и свидетельствует процесс преобразования смысла образов, представлений и понятий ребенка с учетом вероятных точек зрения др. людей. Играется большую роль в развитии независимого творческого мышления.

Деятельностный подход(к изучению психики) — 1. принцип изучения психики, в

базу к-рого положена созданная Фихте, Марксом и Гегелем категория предметной деятельности (М.Я. Басов, СЛ. Рубенштейн, А.Н.Леонтьев и др.). 2. теория, разглядывающая психологию как науку о порождении, структуре и функционировании психологического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н.Леонтьев).

Деятельность — форма психологической активности субъекта, направленная на познание

и преобразование самого человека и мира. Осуществляется деятельность по схеме: субъект-объект, где субъект — человек как активное начало, а объект — то, на что направлена активность. Д.складывается из более небольших единиц — действий. Каждому действию соответствует собственная личная цель либо задача. Структурные составляющие Д.— цель, мотив, методы, условия, итог.

Деятельность ведущая— деятельность, в связи с развитием к-рой происходят основные трансформации в психике ребенка и развиваются процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Термин введен отечественным психологом А.Н.Леонтьевым. Д.Б. Эльконин выделил следующие виды Д.в.:конкретно-эмоциональное общение — предметно-манипулятивная деятельность — RPG — учебная деятельность — интимно-личное общение — учебно-опытная деятельность.

Деятельность информационная— совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, распространения и поиска информации.

Деятельность организаторская— практическая деятельность по управлению людьми, согласованию их совместных действий и управлению ими.

Деятельность педагогическая — 1. опытная деятельность, направленная на создание оптимальных условий целостном пед. ходе для воспитания, развития и выбора личности возможностей и саморазвития воспитанника свободного и творческого действия; 2. деятельность по обучению, воспитанию и развитию детей; 3. деятельность по созданию самообразования людей и условий саморазвития. Главная проблемаД. п.:совмещение целей и требований преподавателя с возможностями, целями и желаниями учеников. Структурные элементы:опытное сознание, опытная пед. разработка, пед. техника. Три моделиД. п.:педагогика принуждения (авторитарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества; Д. п. имеет последовательность закономерностей, выработанных и проверенных норм, способов, приемов, форм, воспитания детей и средств обучения. СпецификаД. п.:а) цель задается извне; б) это мета-деятельность, она направлена на организацию деятельности др. людей; в) результаты объективизируются в будущем; г) объект (воспитанник) выступает и в качестве субъекта деятельности.

Деятельность предметная— практические действия человека с
настоящими предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно обусловленному назначению. Д. п. запланирована на усвоение человеком способов потребления предметов материальной и духовной культуры и на развитие свойств, навыков и умений.

Деятельность обучающихся коллективная— такая форма сотрудничества, при к-рой сами обучающиеся являются активными и равноправными участниками успехи неспециализированной познавательной задачи общими усилиями под управлением преподавателя и при условии таковой ее организации, в то время, когда от деятельности одного ученика зависит неспециализированный итог.

Диагноз педагогический — определение объёма и характера трудностей в учебе и в

поведении, свойств обучающихся на базе информации об освоении школьных программ, наблюдения за их деятельностью, изучения ее результатов и др.

Диаграмма(от греч. diagramma — рисунок, чертеж) — разновидность графиков,

применяемая для наглядного отображения сравниваемых размеров. Д.бывают столбчатые, ленточные, линейные, круговые, квадратные, секторные.

Диалектический— характерный диалектике, т. е. процессу развития чего-либо во

всем многообразии его форм и во всей его противоречивости.

Диалог(режим диалога, диалог в настоящем времени) — диалог с (вычислительной)

совокупностью, при к-ром ответ на реплику получается фактически сходу.

Диапазон — количество, сумма знаний, заинтересованностей и т. п.

Диапозитив— экранное учебное пособие, выполненное фотографическим методом на

светочувствительном слое с прозрачной подложкой. Д.изготавливают в виде отдельных кадров (слайды) и в виде рулона фотопленки (диафильм). Д.создают черно-белые и цветные, малоформатные (18×24 и 24×36 мм) и большие (50×50 и 60×90 мм), на стекле либо фотопленке, штриховые и полутоновые. Д.штриховые имеют изображение, выполненное в виде линий, точек и штрихов. Полутоновые Д.имеют изображение с полутонами, выполненными методом растушевки.

Диапроектор — оптико-механический прибор для проецирования на экран

изображений, выполненных на прозрачной подложке. Типы Д.:фильмоскоп, кадропроектор, кодоскоп (графопроектор, оверхед), универсальный диапроектор, звуковой диапроектор.

Диапроекция— демонстрация прозрачных изображений объектов на экран.

Диверсификация(от лат. diversus — различный, facio — делаю) — разнообразие;

разностороннее развитие; расширение активности; выход за рамки главного содержания деятельности; развитие направлений деятельности.

Диверсификация в совокупности образования— 1. реакция на кардинальные

внешние трансформации, выразившаяся в переходе от унитарной к разнообразной совокупности; 2. построение образовательной совокупности как разнопрофильной и многоуровневой. В совокупности образования на развитие Д.воздействуют своеобразные факторы: сформированность научно-педагогической и методической школы данной территории, исторические и культурные традиции, сфера приложения сил выпускников новых видов учебных заведений, «борьба» образовательных учреждений за собственного ученика, профессионализм пед. и управленческих кадров, свойство видеть новое в управляющей совокупности. Д. подвержены в основном три компонента совокупности: сеть образовательных учреждений, структура органов и образовательные программы управления. Д. делает совокупность более эластичной, способной к стремительным структурным трансформациям, формирует благоприятные условия для инновационной активности и стабилизации, снабжает ускорение развития разных типов организации образовательного пространства и инновационных образовательных разработок в учебных заведениях неспециализированного и профобразования.

Дидактика(от греч. didaktikos — приобретающий, относящийся к обучению) — теория

обучения и образования, отрасль педагогики. Предметом Д. есть обучение как воспитания и средство образования, т. е. учения и взаимодействие преподавания в их единстве, снабжающее организованное преподавателем усвоение обучающимися содержания образования. Функции: теоретическая (диагностическая и прогностическая); практическая (нормативная, инструментальная).

Дидактика аудиовизуальная— теория применения звуко- и светотехнических средств в обучении.

Дидактика урока— система правил подготовки, анализа и проведения результатов урока.

Дидактические игры— намерено создаваемые либо приспособленные для целей обучения игры. В первый раз созданы для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начальной школы — О. Декроли. (XIX в. — нач. XX в.). В середине прошлого века Д.и. стали применяться в отечественной пед. практике, сперва лишь в начальных классах, а позднее — и в средних, и в старших. Своеобразным показателем Д.и. есть сочетание условного игрового замысла деятельности обучающихся с ее учебной направленностью. Ограничены во времени, все подчиняется определенным правилам. Примеры Д. и.: диктанты-соревнования, кроссворды, ролевые игры, драматизации, «путешествия» по карте, по времени, по . стране Математики и т. п.

Дидактическая совокупность преподавателя — совокупность дидактических материалов и документов, посредством к-рых преподаватель обучает, развивает и воспитывает детей на внеклассных занятиях и уроках. Включает в себя: стандарт образования, учебную программу, календарные и тематические замыслы, конспекты уроков, замыслы воспитательной работы, пособия, наглядные средства и т. п.

Дидактические правила — руководящие положения, к-рые раскрывают отдельные стороны применения того либо иного принципа обучения. Напр., одним из правил реализации принципа наглядности есть такое: применяйте разные виды наглядности, но не увлекайтесь их чрезмерным числом.

Дидактические правила — главные положения, определяющие содержание, методы и организационные формы учебного процесса в соответствии с его закономерностями и общими целями.

Дидактические свойства— свойства обучать.

Дидактогения— негативное психологическое состояние обучающегося, вызванное

нарушением пед. такта со стороны преподавателя, воспитателя, родителя, тренера и др., и проявляющееся в происхождении угнетенного состояния, страха, фрустрации и др., отрицательно сказывающиеся на межличностных отношениях и деятельности ученика.

Дидаскология— наука об преподаватель. Просуществовала с 1910 г. до 30-х гг. XX в.

Основатель — Т.Г. Маркирьян.

Дидро Дени(1713-1784) — фр. просветитель-материалист XVIII в., создатель

«Энциклопедии наук, ремёсел и искусств», сыгравшей непоследнюю роль в идеологической подготовке буржуазной французской революции. Думал, что познание осуществляется на базе переработки ощущений разумом. Главные взоры на воспитание изложены Д.в книге «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек». Придавая значение воспитанию, он, в отличие от К. Гельвеция, не считал его всемогущим и что оно может сделать все. Воспитание может сделать очень многое, если оно будет учитывать физическую организацию человека и его природные изюминки. Наряду с этим думал, что народ чаще есть носителем талантов, чем представители знати. Являлся приверженцем просвещения широких народа. Выступал против неравенства и сословной школы в образовании. В средних школах нужно давать настоящее образование, ограничив хорошее образование, и обеспечить преподавание в них таких дисциплин, как математика, физика, химия, естествознание, астрономия. Школы д. б. изъяты у духовенства и даны стране. Преподаватель — специалист собственного дела. В 1773 г. по приглашению Екатерины II Д. год жил в Санкт-Петербурге и разработал «Замысел университета для России», к-рый не был реализован из-за собственного крайнего радикализма.

Диморфизм— основное разделение органических особенностей человека на две

как следует различные формы: мужскую и женскую.

Директивный — связанный с рапоряжением, руководящим указанием, установкой

вышестоящего органа.

Директива(от лат. directive — направлять) — распоряжение; руководящее указание

вышестоящего органа подчиненным органам, необходимое для выполнения.

Диск— круг из пластмассы для записи аудио- и видеоинформации. В учебном ходе

используются Д.: 1. с электромеханическим методом записи информации (грампластинки); 2. с магнитным методом записи информации (твёрдые и эластичные флоппи-диски); 3. с оптическим методом записи информации (лазерные). Главным показателем, характеризующим Д., есть продолжительность звучания в минутах (для грампластинок) либо количество информации в байтах (для оптических и магнитных дисков).

Дискретный(лат. discretus) — прерывистый, складывающийся из отдельных частей.

Дискреционный— действующий по собственному усмотрению.

Дискриминация— ограничение в правах, лишение равноправия.

Дистервег Фридрих Вильгельм Адольф(1790-1866) — нем. педагог, «преподаватель

германских преподавателей». Создал и долгое время издавал «Рейнские листки для обучения и воспитания», производил «Педагогические ежегодники». самая известная пед. работа — «Управление к образованию германских преподавателей», в к-рой изложил собственные взоры на принципы обучения и общие задачи и воспитания. Создатель более 20 руководств и учебников по математике, немецкому языку, географии, астрономии и математической географии. Преподавал педагогику, математику, немецкий язык. Возглавлял учительские семинарии, стал главой Всегерманского учительского альянса. Поддерживал единую бессословную школу, был поборником коренного улучшения подготовки преподавателей начальной школы. Вычислял пед. опыт источником развития педагогики. Задачи школы он видел в воспитании добрых людей, сознательных граждан, любящих собственный народ и уважительно относящихся ко всему человечеству: «Человек — мое имя, немец — мое прозвище». Верховная цель воспитания: самодеятельность в служении истине, добру и красоте. Ведущие правила воспитания: природосообразность (следование за естественным развитием человека и учет возрастных и личных изюминок школьника) и культуросообразность (сообщение воспитания с национальной культурой и жизнью общества собственного народа). Основная задача обучения — развитие умственных способностей и сил детей. Формальное образование д.б. связано с материальным, поддерживал настоящее образование в школе и осуждал современные ему хорошие гимназии. В начальной школе главное внимание нужно направлять на формирование навыков, развитие умственных способностей и сил, учить умению самостоятельно трудиться и усваивать учебный материал. Создал дидактику развивающего обучения, к-рую представил в виде 33 правил и законов обучения. Нек-рые из них: обучать природосообразно, обучать соответственно изюминкам детского восприятия, от примера нужно идти к правилам, от несложного к сложному, от легкого к тяжёлому, от известного к малоизвестному, от близкого к далекому и т. п. Д. думал, что «нехороший преподаватель информирует истину, хороший учит ее обнаружить». Довольно много внимания уделял закреплению материала: «Заботься о том, дабы ученики не забывали того, что выучили». Изучаемый материал обязан усваиваться сознательно, одним из показателей есть свойство обучающихся светло и четко изложить сущность дела. Успешное обучение постоянно носит воспитывающий темперамент. воспитания и Успех обучения, согласно точки зрения Д., первым делом определяется личностью преподавателя, к к-рому Д. предъявлял следующие требования: в совершенстве обладать своим предметом и обожать детей и профессию, твердо и неуклонно проводить собственные воспитательные правила, постоянно заниматься самосовершенствованием и заниматься самообразованием, иметь жёсткий темперамент, быть строгим, требовательным и честным, быть подлинным гражданином и иметь гражданское мужество и прогрессивные убеждения, владеть всеми нужными пед. навыками и практическими умениями и др. Пед. идеи Д., его книжки, издаваемые им издания сильно повлияли на развитие народного образования не только Германии, но и др. государств, включая Россию.

Диспропорция — несоразмерность в размещении чего-либо, несоответствие частей,

отсутствие пропорциональности.

Дисциплина(лат. disciplina) — подчинение правилам и установленному порядку,

необходимое для каждого участника совместной деятельности, для каждой организации.

Дисфория— состояние, противоположное эйфории, проявляющееся в пониженном

настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии.

Разделение в образовании и обучении(от лат. differentia — различие,

отличие) — учет личных изюминок в форме, предполагающей группировку обучающихся на основании выделения определенных изюминок, обуславливающих специфику процесса обучения; метод организации учебного процесса на базе учета лично-типологических изюминок личности методом создания групп, классов, образовательных учреждений, образовательных программ, в к-рых различаются цели, содержание, способы, формы и результаты реализации образовательных программ: гимназии, лицеи, математические, музыкальные, художественные, спортивные и т. п. школы, учебные заведения и православные гимназии др. конфессий, школы для детей с отклонениями в умственном развитии, школы для детей с недостаточным развитием определенных функций (слабослышащих, слабовидящих и т. п.), адаптации детей и центры реабилитации с ограниченными возможностями; классы с углубленным изучением отдельных предметов: гуманитарные, математические, биологические и т. п. и профильные классы, классы эластичного состава (учебный предмет, привлекательный для учеников, изучается в составе сборных групп по отдельному расписанию, а остальные предметы — в составе собственного класса); классы коррекции (помощи), классы с ускоренным темпом прохождения программы и т. п.; группы в класса, приобретающие учебные задания различного уровня в зависимости от успеваемости, свойств, неспециализированного развития, собственного выбора и подготовленности учеником нужного и достаточного уровня знаний для себя. Осуществление д. в о. и о. не снижает неспециализированного (базисного) уровня общеобразовательной подготовки обучающихся. Этим отличается от фуркации. Не редкость внешняя — организация спецшкол, открытие классов с углубленным обучением либо коррекционных, факультативов, направлений по выбору и т. п.; внутренняя — в то время, когда в рамках простого класса для каждого обучающегося, учитывая его личные изюминки, определяется самый рациональный темперамент работы на уроке; и элективная — предоставление обучающимся права выбирать последовательность предметов для изучения в дополнение к необходимым учебным дисциплинам(см. Классы компенсирующего обучения, Классы эластичного состава, Классы профильные).

Соглашение трудовой— соглашение между предприятием и трудящимися,

учреждением, организацией, по к-рому трудящийся обязуется делать работу по определенной профессии, квалификации либо должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся зарплату и снабжать условия труда, установленные законодательством о труде, соглашением сторон и коллективным договором.

Добролюбов Николай Александрович(1836-1861) — русский революционер-

демократ, философ-материалист, прогрессивный публицист. Собственные философско-пед. идеи высказал в философских, соц., исторических и др. работах. Особые работы, посвященные вопросам обучения и воспитания: «О значении авторитета в воспитании», «О народном воспитании», «Очерк направления иезуитского ордена, в особенности в приложении к обучению и воспитанию юношества», «Общероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «От дождя да в воду», «Преподаватель обязан являться идеалом …» и др. Осуждал существовавшую обучения и систему воспитания, закрывающую народу дорогу к знанию. Был против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности; осуждал совокупность воспитания, к-рая убивает в детях «внутреннего человека». Задачи воспитания видел в воспитании высокоидейного человека и патриота, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого. Нужно развивать «личную самостоятельность всех духовных и ребёнка сил его натуры». Выступал против ранней специализации и за неспециализированное образование как базы особого образования. Средством поддержания дисциплины вычислял заботливое отношение преподавателя к ученику, пример преподавателя, постоянство и настойчивость в пед. требованиях. Нужно, дабы справедливость требований преподавателя осознавалась самими воспитанниками. Решительно осуждал физические наказания и выступал против непоследовательности Н.И. Пиро-гова в их применении. Громадное значение придавал нравственному облику и убеждениям преподавателя, к-рый д.б. примером для детей, иметь ясные «понятия об мастерстве воспитания и обучения». Большое место в ходе обучения отводил книжкам, к-рые должны создавать у обучающихся верные, научные и разносторонние представления о явлениях общества и природы, не быть излишне упрощенными, написаны несложным, ясным и понятным детям языком. В центре всей воспитательной совокупности стоит ребенок, к-рому нужно не столько передать определенную сумму знаний, но и научить «думать самостоятельно, внушить … любовь к знаниям, сказать … ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем свойствам и полный простор для их развития».

Подтверждение— процесс мышления, включающий в обоснование истинности

одного положения др., истинность к-рого уже доказана; совокупность верных умозаключений, ведущих от подлинных посылок к обосновываемому положению.

Долг опытный педагогический— совокупность нравственных

требований, обусловливающих эффективность педагогической профессиональной деятельности.

Домашняя учебная работа— форма организации учебного процесса;

независимая учебная работа обучающихся, делаемая вне класса без руководства преподавателя, но под его опосредованным влиянием. Виды: по характеру познавательной деятельности:репродуктивная и творческая; по учебным действиям:решение задач и выполнение упражнений, работа с книжкой, наблюдения и испытания, чтение дополнительной литературы, подготовка сообщений и докладов.

Доминанта-1. временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной

совокупности; 2. стойкая идея либо переживание, отвлекающее внутреннее направление внимания от др. субъективных явлений.

Дополнительные образовательные услуги— в основном платные

образовательные услуги за рамками необходимых для усвоения обучающихся образовательных программ и национальных образовательных стандартов (репетиторство, консультирование, преподавание особых дисциплин и др.).

Дорожка(track) — полоса определенной ширины на магнитной либо киноленте, компакт-

диске для записи информации.

Доска— собирательное наименование помещаемых в аудитории досок для временных

записей. Типы: 1. Д.классная — с ровной тёмной либо темно-зеленой поверхностью для письма мелом; 2. Д-магнитная — доска с поверхностью, покрытой страницей железа для прикрепления разных объектов посредством магнита; 3. Д.стеклоэмалевая, железная для письма фломастером; 4. Д.оптическая — кодоскоп. По конструкции Д.,используемые в учебных заведениях, делятся на однощитовые, многопольные, настенные и блокнотные. Многопольные Д.выпускаются в двух модификациях — с раздвижными щитами и распашными створками.

Доцимонология— изучения, касающиеся оценки и проверки знаний обучающихся.

Драйв— сильный стимул, к-рый побуждает организм к действию.

Драматизация— см. Разработка активного обучения.

Дромомания— иногда появляющееся непреодолимое рвение к побегам из

дома, перемене мест, поездкам, бродяжничеству. Может появляться и у в полной мере успешных детей из обычных семей. В условиях конфликтной обстановке уход из дома есть проявлением реакции оппозиции, протеста, а не Д.

Дружба— вид устойчивых, лично-избирательных межличностных взаимоотношений,

характеризующихся обоюдной привязанностью их участников. Дружба предполагает следование ее неписаному «кодексу», утверждающему необходимость согласия, открытость и откровенность друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, обоюдный интерес к переживаниям и делам др., бескорыстие и искренность эмоций.

Духовность—1. саморегуляции и высший уровень развития зрелой личности, на

к-ром главными ориентирами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие сокровища; 2. личная свойство к миро- и самопониманию, ориентированность личности функционировать «для других», поиск ею нравственных абсолютов; 3. с христианской точки зрения — сопряженность человека в собственных высших рвениях с Всевышним.

Душа— понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику

животных и человека; в философско-религиозной традиции и ориентированной на нее психологии. Д. — нематериальное, свободное от тела животворящее и познающее, глубоко личностное начало в человеке, его внутренний мир как неповторимое целое, остающееся довольно равным себе всю жизнь человека.

Дьюи Джон(1859-1952) — амер. философ, психолог и педагог, представитель

субъективно-идеалистической, педагогики и прагматической философии, педоцентризма. Главные работы: «Школы будущего», «образование и Демократия», «Учителя как граждане», «Кризис в образовании» и др. Книга «образование и Демократия» явилась первым капитальным трудом по философии образования. Основное место в пед. ходе отводил деятельности детей, труду. Исключал из образовательного процесса систематическое сообщение детям знаний в определенной последовательности. Проповедовал обучение «методом делания». В таком пед. ходе преподаватель выступает только как консультант, ребенок — как исследователь. В методике Д. громадное место занимают игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Главное кредо Д. и его последователей: «Ребенок — это исходная точка, конец и центр всего. Нужно иметь в виду его развитие, потому что только оно может служить мерилом воспитания».

В 161 школе появилось новое многофункциональное образовательное пространство


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: