Школа как культурно-образовательное пространство – это 18 глава

Парафилии— половые отклонения.

Паритетный— равный, основанный на принципе равного представительства сторон.

Па(р)тисипативное управление образовательным учреждением(от англ.

participate — принимать участие) — управление, основанное на включении, участии пед. коллектива в процесс выработки, реализации и принятия управленческих ответов. Характерные показатели:привлечение преподавателей, своих родителей, учеников, спонсоров и др. к работе разных органов внутришкольного управления; выборность начальников; наличие коллегиальных органов управления; широкое применение процедуры голосования; подчинение меньшинства практически всем при создании условий свободного волеизъявления меньшинства; открытость и гласность в принятии ответов; доступность всех заинтересованных лиц к информации и управленческой документации и ДР.

Патернализм— покровительство, опека старшего по отношению к младшим.

Паттерн— конфигурация, своеобразная организация частей, составляющих

определенное целое, к-рое нельзя изменить без ее разрушения; совокупность неизменно повторяющихся при определенных условиях реакций индивида в приблизительно постоянной и предсказуемой последовательности.

Педагог-психолог— пед. работник, в задачи к-рого входит обеспечение психологического

развития и здоровья личности детей и подростков, обнаружение условий, затрудняющих становление личности ребенка, психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция , реабилитация и консультирование воспитанников.

Педагог социальный— эксперт по работе с взрослым населением и детьми в

соц.-культурной и семейно-бытовой сферах. В соответствии с тарифно-квалификационной чёртом, включающей его должностные обязанности, соц. педагог (7-14-й разряды):

— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, формированию и соц. защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

— изучает изюминке личности обучающихся (воспитанников, детей), окружающей микросреды, условия судьбы;

— выявляет потребности и интересы, проблемы и трудности, конфликтные обстановки, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и вовремя оказывает им соц. помощь и помощь;

— выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, экспертами разных соц. работ, административных органов и ведомств;

— определяет задачи, формы, способы соц.-пед. работы, методы ответа личных и соц. неприятностей, принимает меры по соц. помощи и защите, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);,

— организует разные виды соц. полезной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие соц. инициатив, реализацию соц. программ и проектов, участвует в их разработке и утверждении;

— содействует установлению добрых, нравственно здоровых взаимоотношений в соц. среде;

— содействует созданию обстановки психол. безопасности и комфорта личности обучающихся (воспитанников, детей), заботится об охране их здоровья и жизни;

— осуществляет работу по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, применению ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из сирот и оставшихся без попечения своих родителей;

— взаимодействует с преподавателями, родителями (лицами, их заменяющими), экспертами соц. работ, домашних и молодежных работ занятости, с благотворительными организациями ит. д. в оказании помощи детям, нуждающимся в попечительстве и опеке, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, и попавшим в экстремальные обстановки.

Педагогика—1. наука, изучающая объективные законы развития конкретно-

исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития публичных становления и отношений детской личности, и опыт настоящей публичной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, условия и особенности организации пед. процесса; 2. совокупностъ теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, обучение и образование; 3. наука о воспитательных отношениях, появляющихся в ходе связи воспитания, обучения и образования с самовоспитанием, самообучением и самообразованием и направленных на развитие человека; 4. наука о сущности, законах и условиях пед. процесса; 5. учебный курс, к-рый преподается в пед. учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам. Функции П.:научно-теоретическая, конструктивно-техническая, прогностическая.

Педагогика Ближневосточной исламской великой цивилизации— базируется на ценностноориентированных началах, проникнутых духом ислама и целерационалъных ориентирах, появившихся под влиянием древнего рационализма. обучение и Воспитание ограничены рамками мусульманской традиции, формируют соответствующие ей стереотипы поведения, переживаний и мышления.

Педагогика валъдорфская — научно-практическое направление, исходящее из того, что ребенку нужно оказать помощь избрать собственный жизненный путь и раскрыть его личные возможности. Создатель — Рудольф Штейнер (1861 — 1925). Он создал способы познания душевного и духовного мира на базе антропософии. Антропософия — мистическое учение о человеке. Цель А. — выработка эмоции единства с духовной базой Вселенной. В соответствии с Штейнеру, при помощи соответствующего воспитания (включающего обучение медитации, музыке, эвритмии — созданному Штейнером и его последователями мастерству телесных перемещений, сопровождающих обращение либо музыку и др.) любой человек способен пробудить спящие в нем «духовные органы познания» и достигнуть «высшего состояния сознания». Его П. охватывает развитие сил познания в целом, свойств к мастерству, эмоций, религиозного переживания и моральных задатков. Употребляется в свободных самоуправляемых вальдорфских школах. В первый раз такая школа была открыта в 1891 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория». Школа с единым 12-летним образовательным процессом для всех детей без разделения но соц. показателю, полу, степени одаренности, принадлежности к определенному вероисповеданию. Цель П. в. — привести ребенка в контакт с миром, раскрыть его свойства и скрытые способности. Все, что принимает ребенок, должно обнаружить воплощение в детской игре и в детском творчестве. Жизнь детей организуется в соответствии с сезонными ритмами, сменами времен года. Ведущее лицо в П. в. — классный преподаватель, к-рый организует учебно-воспитательную работу со собственными получающими образование течение первых восьми лет обучения. Он разрабатывает и ведет все главные общеобразовательные предметы, поддерживает контакты с др. преподавателями, родителями. Школы частные, с частичным национальным субсидированием. На данный момент в мире существует около 500 детских и вальдорфских 1000 школ садов. У нас кроме этого открыты детские и подобные школы сады.

Педагогика высшей школы— педагогика, разрабатывающая воспитания студентов и вопросы обучения институтов.

Педагогика гуманистическая — направление в практике воспитания и современной теории, появившееся в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в Соединенных Штатах как пед. воплощение идей гуманистической психологии. На Западе самые яркие ее представители — К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Главная тенденция этого пед. направления содержится в рвении придать образованию личностно-ориентированный темперамент, преодолеть авторитаризм в обучении и воспитании, сделать процесс освоения обучающимися знаний, навыков и умений репродуктивной и творческой деятельности эмоционально окрашенным. Главные положения П. г.:наличие в школьных программах эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, междисциплинарного подхода, свободы и саморегуляции с эмоцией ответственности; поощрение инициативы обучающихся, выговор на утепленные, открытые отношения между участниками пед. сотрудничества, отсутствие со стороны преподавателя пристрастных угроз и суждений, установление конструктивных межличностных взаимоотношений в классе; структурирование учебного процесса преподавателем и обучающимися на «солидарной базе», к-рая принимается обеими сторонами; ограничение роли преподавателя ролью источника и «консультанта знаний», в любой момент готового придти на помощь; создание для каждого обучающегося настоящей возможности выбора «познавательных альтернатив» и рвение преподавателя поощрять детей к саморегуляции в форме, к-рая определяется их уровнем развития; оценка образовательной программы с позиций большой возможности стимулирования и развития потенциала творческих свойств обучающихся; совместное обсуждение преподавателем и обучающимися неприятностей способов и познавательного прогресса его оценки, отказ от применения отметки как формы давления на обучающихся. Такое построение пед. сотрудничества разрешает применять разные формы учебной работы от эластичных и спонтанных на этапе самоопределения обучающихся и формирования у них познавательных заинтересованностей до достаточно твёрдых, опирающихся на потребности детей и устойчивую мотивацию.

Педагогика Дальневосточной цивилизации — базировалась на конфуцианской традиции, охватывала все стороны жизнедеятельности людей, представляла собой единый комплекс практических приёмов и идей. Ориентировалась на целостное восприятие бытия и человеческого духа, учитывая и применяя все жизненные явления, превращая саму жизнь в средство воспитания, утверждая наряду с этим значимость любого проявления судьбы. Была одной из основных предпосылок жизнеспособности и многовековой устойчивости данной цивилизации, устремленность к-рой к совершенствам прошлого во многом обуславливалась гипертрофированным культом предков, воля и заветы к-рых воплощались в традиции, разрешавшие уподобить череду поколений одному человеку, к-рый беспрерывно обучается.

Педагогика дошкольная — изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогика древнерусская— педагогика, выстроенная на христианских сокровищах, разглядывающая самого человека как венец Божественного творения, чем в один момент возвышала и вечно принижала его. Она ориентировала человека на самосовершенствование и самовоспитание, осознавая под этим не самореализацию человека, а преодоление безнравственности методом смирения, спасение души на базе Веры, Любви и Надежды к Всевышнему. Ветхозаветный идеал, который связан с абсолютной покорностью воле воспитателей и родителей, соответствовал реалиям древнерусского общества, проникнутого духом политического насилия, отсутствием к.-л. обеспечений частной собственности, гражданских прав и свобод. В древнерусской пед. традиции переплетались и сосуществовали любовь и внимание к человеку, забота о нем и четко выраженная авторитарные установки.

Педагогика дородовая — педагогика, изучающая управление разными факторами, воздействующими на внутриутробное развитие психики плода. П. д. появилась на базе признания того факта, что окружающяя среда воздействует на развивающийся плод (пренатальное развитие психики).

Педагогика информационно-кибернетическая — педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации.

Педагогика исправительно-трудовая— педагогика, к-рая занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Педагогика кондуктивная — направление пед. деятельности, предназначенной для работы с детьми-калеками и др. детьми с ограниченными возможностями. Создатель — венгерский ученый А. Пето. Главное внимание уделяется медико-пед. коррекции, направленной на выработку независимости ребёнка и самостоятельной активности. Групповые занятия с 6—7 детьми постоянно проводит один человек — кондуктор, обладающий базисными знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т. д.

Педагогика культуры — новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной совокупности.

Педагогика лечебная— отрасль педагогики, разрабатывающая мед. и учебно-средства и воспитательные приёмы, имеющие целью выправление (личности) и коррекцию характера аномальных и тяжёлых детей. Одним из первых ввел данный термин В. П. Кащенко.

Педагогика личностно-практика — охраны и ориентированная теория личности в ходе ее воспитания от стереотипа одинаковости и развитие его личных особенностей; практика и теория организации пед. процесса на базе своеобразия и уважения уникальности каждого ребенка, отношения к воспитаннику как к субъекту собственного развития, опоры на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития.

Педагогика мыследеятельностная (МД)— разрабатывается в рамках системомыследеятельностного подхода (СМД) и реализуется на локальных пед. площадках. В базе ее лежит представление о коллективной МД, что и есть отправной точкой при задании целей данной педагогики (напр., цели реализации, формирования) и артификации (выращивания, самоформирования) отдельным носителем (источником) мыследеятельности комплекса мыследеятельностных и снабжающих их интеллектуальных функций. Направление разрабатывается Г. П. и П. Г. Щедровицкими.

Педагогика народная — исторически сложившаяся совокупность пед. воспитательного опыта и сведений, сохранившихся в устном народном творчестве, смелом эпосе, своде воспитания и правил поведения, обычаях, обрядах, традициях, детских игрушках и играх. П. н. содержит как идеал воспитания, так и средства и пути его успехи. Отражение П. н. в учебно-воспитательном ходе имеет целью такую его организацию, дабы оно было направлено на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли собственной нации, этноса во всемирной культуре.

Педагогика ненасилия— педагогика, утверждающая принцип ненасилия в сфере воспитания и обучения подрастающего поколения. Ненасилие — идеологический, этический и жизненный принцип, в базе к-рого лежит его ценности жизни и признание человека, отрицание принуждения как метода ответа политических, нравственных, экономических, конфликтов и межличностных проблем. Достигается при помощи свободного и важного выбора, умения выполнять ненасильственные действия, в базе к-рых лежит свойство человека предоставлять свободу др. человеку и самому себе. Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, стоящий на позиции ненасилия — педагог, талантливый не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчивый, уверенный в себе, владеющий хорошей открытостью, преодолевающий личный эгоцентризм, осознающий собственные психол. защиты, терпимый к чужому точке зрения и др. человеку, могущий сдерживать собственную агрессивность и вырабатывать в сознании намерения иного замысла, которые связаны с ненасильственным действием. Владеющий бесплатно расширять границы субъективной свободы, хороший организатор, талантливый согласовывать задачи и цели др. людей со собственными, отдающий приоритет активным формам реагирования, позитивно оценивающий детей, снижающий у них уровень напряженности, тревожности и страхов. Черта создана экспертом по педагогике ненасилия В. А. Ситаровым.

Педагогика необходимости(авторитарная педагогика) — направление в педагогике, разглядывающее средства и пути приобщения растущего человека к должному, познавательной либо нравственной норме. Имеет созданную совокупность с четко сформулированными целями, правилами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения, оценочной шкалой. Позиция ребенка — «предмет воспитания», объект действия. Активность ребенка в учебно- воспитательном ходе — адаптивная активность, активность усвоения должного.

Педагогика неспециализированная— базисная научная дисциплина, изучающая неспециализированные закономерности воспитания человека, разрабатывающая неспециализированные базы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов; изучает и формирует правила, формы и воспитания и методы обучения, являющиеся неспециализированными для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Отрасль пед. знаний, исследующая воспитания и фундаментальные законы обучения. Составными частями П. о. являются: базы педагогики, теория воспитания, теория обучения (дидактика), пед. разработка, управление образовательными совокупностями.

Педагогика школы — педагогика, исследующая содержание, формы и воспитания и методы обучения школьников.

Педагогика педоцентристская— педагогика, в центре к-рой находится ребенок с его личной свободой и особенностями; пед. процесс направлен на развитие природных даров детей, обеспечение естественного роста ребенка, раскрытие заложенных в нем потенций, преподаватели следуют за природой детей. Таковой подход к воспитанию исключает авторитаризм, превращает педагога в ассистента ребенка, организующего среду, в к-рой он формируется. самый ярким и последовательным представителем педоцентристких взоров был Джон Дьюи.

Педагогика постиндустриального (информационного) общества — педагогика, формирующаяся в совсем новых условиях развития и существования информационного общества. В условиях становления постиндустриального общества происходит переход ведущей роли от материально-вещественных элементов производства к духовно-совершенным, от овеществленного труда к живому. «Мерой всех социальных вещей», основопологающим условием воспроизводства и производства публичной целостности становятся обогащение и развитие людской интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил. Отходят на второй план идеи дисциплины, управления, организации, культа эксперта. Акцентируются идеи сосуществования, понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, совместного действия, уважения личности, ее прав. Ставится задача создания для человека условий, содействующих формированию жёстких нравственных ориентиров, способности самостоятельно решать неприятности в динамично развивающемся обществе. В контексте гуманистических установок пед. менталитета современного Запада новое звучание приобретает мысль перехода от «поддерживающего обучения» к «инновационному». Трактовка термина предложена Г. Б. Корнетовым.

Педагогика права— новое направление в современной педагогике, к-рое занимается изучением обучения и вопросов воспитания, выстроенных на принципе: права человека полны, интересы страны относительны.

Педагогика православная — педагогика, разрабатывающая обучения и вопросы воспитания подрастающего поколения в христианских традициях. Идеал П.п. Христос. Воспитание человека в канонах П. п. считается серьёзнее, чем его образование: воспитание готовит душу для жизни вечной; образование необходимо для приспособления ребенка к судьбе временной, к судьбе на земле. Громадное значение имеют в нравственном воспитании ребенка Таинства: крещение, миропомазание, причащение. Цель — воспитание трех основных составляющих человека: сердца, воли и ума. Спаситель заявил, что «от сердца исходят помышления злая». Пробуждаясь в младенце, ум, благодаря безнравственной природы человека, начинает стремиться, с одной стороны, эмансипироваться, и, с др. стороны, тиранически оказывать влияние на волю. Синкретическая гармония сердца, воли и ума в ребенке начинает разрушаться. Воля связана с побуждениями. Для управления волей ребенка нужно овладеть его побуждениями либо позвать их в нем. Из этого воспитание веры, любви и надежды. Воспитание «страха Божия». «Ужас Божий имеется начало всякой премудрости» (Притча 1, 7). Воспитание послушания, борьба с своеволием, капризами и баловством. «Без послушания нереально воспитание. Послушание справедливо именуют «началом воспитания». Послушание д. б. свободным, а не принудительным. Должно быть основано любви, на страхе утратить любимого, страхе огорчить любящего, а не на страхе насилия. Послушание завоевывается действительно разумной любовью к ребенку. Папа Иоанн Кронштадский сказал, что «каприз — это зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу». Фундаментальный принцип П. п. — принцип свободы, из к-рого вытекает основной способ христианского воспитания. Принцип свободы человека перед Всевышним. Верховный акт веры м. б. лишь свободным волеизъявлением человека. Христианство сознает огромную сокровище людской личности. Процесс христианского воспитания не имеет возможности не быть процессом роста, постепенного преображения личности в целом. Данной цели возможно достигнуть лишь тогда, в то время, когда дети будут жить во всей полноте церковной судьбе. Церковь не имеет возможности устраняться от насущных потребностей людей и обязана трудиться в следующих направлениях: созидание полнокровной литургической судьбе в приходе, теснейшая сообщение с их домом и родителями детей, религиозное обучение. задачи и Цели христианского воспитания: 1. оказать помощь детям получить чувство присутствия Всевышнего в нашей жизни; 2. научить их осознавать, что все мы — часть тела Христова и Церкви; 3. помогать гармоническому умственному и духовному формированию их личности; 4. подводить детей по мере их возрастания к благоговейному осознанию непостижимости Божественной тайны, превышающей всякое человеческое разумение; 5. оказать помощь им осознать, что православная вера охватывает жизнь и личность в их совокупности. ошибки и Опасности в деле христианского воспитания: смешение школьного просвещения и религиозного воспитания; проведение занятий в воскресной школе на протяжении литургии и в виде уроков. Основная цель и задача педагога в деле христианского воспитания — оказать помощь ребенку определить Всевышнего, а не только определить о Всевышнем. П. п. разрабатывает и совокупность требований к учителю, к-рый занимается П. образованием и воспитанием: 1. владеть опытом участия в церковной судьбе; 2. обнаружить неспециализированный язык с детьми; 3. владеть нужными свойствами для развития и совершенствования в качестве педагога. «Преподаватель возрастает как личность, в случае, если по-настоящему обожает детей». Призвание к христианскому воспитанию — это особенная задача, особенная ответственность, выполнение особенной харизмы Православия. Семья имеется место больше, чем папа, дети и мать. Она — наследница нравственного и духовного уклада судьбы, ценностей и обычаев, созданных дедами, пращурами и прадедами. Отсутствие любви — это в любой момент извращение настоящей природы семьи. Любовь своих родителей к детям должна быть не эгоистичной и не корыстной. Богоматерь в любой момент только обнимает и придерживает Младенца, но не прижимает его к Себе.

Педагогика предупредительная — педагогика, изучающая пути и способы предупреждения соц. отклонений среди подростков и молодежи.

Педагогика профессионально-технического и среднего особого образования— педагогика, изучающая и разрабатывающая воспитания и вопросы обучения обучающихся ПТУ и средних особых учебных заведений.

Педагогика реабилитационная— комплексная дисциплина, базирующаяся на мед., психол. и дефектологических знаниях, разрабатывающая вопросы пед. действия на больного либо труднообучаемого и подростка и трудновоспитуемого ребёнка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации пед. запущенности. Методом реабилитации, компенсации и коррекции происходит восстановление обычных целей, ресурсов и механизмов развития ребенка.

Педагогика реформаторская — педагогика, выступившая в конце XIX в. против отрыва педагогики от ребенка, против чрезмерного интеллектуализма в обучении, против лишения воспитанника права на самостоятельность, ограничение его деятельности узкими регламентированными рамками.

«Педагогика свободы» — педагогика, направленная на разработку средств, помогающих человеку в саморазвитии: самореализации и самоопределении. Разглядывает ребенка как неповторимую духовную «самость» (см. Воспитание свободное).

Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике в к-ром в середине 70-х гг. XX в. стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. взаимодействия и:отношения Основные положения сотрудничества с воспитанниками, учение добровольно, идеи тяжёлой цели, опоры, свободного выбора, опережения, больших блоков, самоанализа и самооценки, создания большого интеллектульного фона в классе, личностного подхода.

Педагогика социальная— отрасль педагогики, исследующая действие соц. среды на формирование и воспитание личности; разрабатывающая совокупность мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий соц. среды. Структура: социология воспитания, соц.-пед. виктимология; философия, теория, методика и психология соц. воспитания: Предмет П. с. —воспитание человека в социуме; изучение воспитательных способов актуализации и сил общества дорог интеграции возможностей публичных, национальных и частных организаций в целях увеличения культурного уровня народа. Объект П. с. — соц. совокупности национальной, муниципальной, публичной и личной деятельности и воспитательно-образовательного сотрудничества с растущим человеком, помогающие разностороннему становлению личности в ее жизненном пространстве. Термин введен нем. педагогом А. Дистервегом в XIX в. Основоположники П. с. Г. Ноль и Г. Боймер под ее предметом осознавали разработку баз соц. помощи обездоленным детям и профилактики правонарушений несовершеннолетних. Нем. эксперт в области П. с. П. Наторп думал, что она изучает неприятности интеграции (объединения) воспитательных сил общества с целью увеличения культурного уровня народа. У нас ведущими экспертами в области П. с. вычисляют А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого.

Педагогика особая(дефектология, коррекционная педагогика) — наука об закономерностях обучения и особенностях развития и воспитания аномальных детей, имеющих физические либо психологические недочёты; коррекционная педагогика, область научных изучений, пограничная между психологией и медициной. В зависимости от вида недостатков выделяюттакие ее направления:сурдопедагогику — изучает закономерности воспитания и обучения глухих; слабовидящих — детей и тифлопедагогику слепых; олигофренопедагогику — умственно отсталых детей; логопедагогику, разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков. Содержит в себе знания, касающиеся лечения и происхождения разных недостатков, порождающих у ребенка отклонения психологического характера.

Педагогика среды— пед. организация соц. среды, окружающей воспитанника, в то время, когда она выступает объектом целенаправленного влияния общества, страны, их органов и институтов; проявление среды как субъекта воспитания, располагающего каналами и воспитательным потенциалом, методами, способами их практической реализации. Понятие введено С. Т. Шацким.

Педагогика творчества — наука о особенностях и закономерностях формирования творческого и отношения и инновационного мышления к окружающему миру в условиях целенаправленного пед. процесса.

Педагогика эволюционная— педагогика, разрабатывавшая познание обучения как процесса познавательной деятельности, соответствующего естественным законам развития ребенка. Рвение к познанию свойственно ребенку от рождения, но оно проявляется, в случае, если нет принуждения, а «познавательная деятельность возбуждается здоровыми людскими рвениями, природной любознательностью, интересом к предмету изучения». Разрабатывалась отечественным педагогом XIX в. В. П. Вахтеровым.

Педагогика экспериментальная — одно из направлений, появившееся в Западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. самые известными ее представителями были нем. педагоги и психологи В. Лай, Э. Мейман, амер. С. Холл, Э. Торндайк, русский психолог А. Я. Нечаев. Главными способами изучения считались долгое наблюдение за пед. процессом, опыт, изучение детских работ. В центре внимания пребывали вопросы, которые связаны с изучением самого ребенка. П. э. легла в базу педологии, взявшей широкое распространение во время СССР, в 20—30-х годах.

Педагогика эры Просвещения — педагогика, к-рая развивалась на Западе в XVIII в. F данный период наука купила мировоззренческие функции, провозглашался приоритет разума. Ведущей стала мысль о возможности преобразования общества при помощи просвещения народа, воспитания «особенной породы людей», талантливых организовать соц. жизнь на разумных началах. Идеологи Просвещения видели прямую гражданственности развития и зависимость нравственности от искусств и прогресса наук (См. Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций).

Культурно-образовательное пространство школы. Вебинар


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: