Подземная шахта украшена леопардовыми шкурами, что говорит о связи с определенными этапами путешествия фараона в загробный мир. Леопардовая шкура — это символическое одеяние жреца «шема» на протяжении церемонии отверзания уст. В такие же одежды из леопардовых шкур облачались всевышние, проводившие фараона через подземный мир Дуат — эта символика призвана выделить связь между ракетой и путешествием фараона в подземной шахте.
По свидетельству Текстов пирамид, в собственном путешествии к вечной судьбе в загробном мире фараон уподоблялся всевышним. Ра, Сет, Осирис, другие боги и Гор — все попадали на небо тем же методом. Но древние египтяне верили, что в данной же Небесной Ладье великие всевышние в первый раз спустились на Землю. В городе Ан (Гелиополе), старейшем культовом центре Египта, всевышний Птах выстроил особое сооружение — в случае, если возможно так выразиться, необычный Смитсоновский университет, — где любой обитатель Египта имел возможность заметить настоящую космическую капсулу и поклониться ей.
Священный объект — бенбен — был установлен в Хет-бенбен, либо Доме Бенбена. Иероглиф, употреблявшийся для написания заглавия храма, показывает на то, что он был похож на огромные фермы стартовой площадки с установленной в них ракетой (рис. 28).
Древние египтяне верили, что бенбен — это некоторый объект, прилетевший на Землю с Небесного Диска. Это были Небесные палаты, в которых на землю спустился великий всевышний Ра; само слово «бен» (практически, «то, что вытекает») передавало двойной суть — «сиять» и «взмывать в небо».
Надпись на стеле фараона Пи-Анхи (в интерпретации Бругша, «Dictionnaire de geographique de l’Ancienne Egypte») говорит следующее:
Фараон Пи-Анхи взошел на ступени у громадного окна, дабы лицезреть всевышнего Ра в бенбена. Фараон сам отодвинул засов и открыл две створки ворот. После этого он заметил собственного отца Ра в величественном святилище Хет-бенбена. Он заметил Маад, барку Ра; он заметил Сектет, барку Атона.
Из древних текстов нам как мы знаем, что это святилище защищали и обслуживали две группы всевышних. Во-первых, это «Те, кто снаружи Хет-бенбена», — не обращая внимания на наименование, они имели доступ в святилище, потому, что в их обязанность входило принимать подарки паломников и относить их вовнутрь храма. Вторая несколько всевышних состояла преимущественно из стражников, каковые защищали не только сам бенбен, но и «все тайные вещи Ра в Хет-бенбене». Совершенно верно так же, как современные туристы приходят в Смитсоновский университет, дабы взглянуть на побывавшие в космосе аппараты а также потрогать их, египтяне совершали паломничество в Гелиополь, дабы поклониться бенбену — быть может, с не меньшим религиозным рвением, чем мусульмане, каждый год приезжающие в Мекку, дабы помолиться у Каабы (тёмного камня, что считается копией Небесной палаты Всевышнего).
В самой святыни был фонтан либо источник, воды которого были известны собственными целебными особенностями — особенно в плане мужской способности и силы к деторождению. Само слово «бен» и обозначавший его
иероглиф со временем вправду купили дополнительные оттенки значения, которые связаны с мужской силой и плодовитостью. Помимо этого, данной святыне приписывали свойство к омоложению людей, что послужило базой для легенды о птице бенну, которую греки, посещавшие Египет, именовали Фениксом. В соответствии с данной легенде птица Феникс — это орел с золотым оперением и красным; раз в 500 лет, в то время, когда приближается время его смерти, он прилетает в Гелиополь и прекрасным образом оживает из собственного пепла (либо из пепла отца).
Гелиополь и его целебные воды были известны впредь до эры христианства. Местные предания утверждают, что в то время, когда Иосиф и Мария с младенцем Иисусом бежали в Египет, они останавливались у этого священного источника.
Египетские историки говорят, что святыня в Гелиополе пара раз разрушалась иноземными захватчиками. До настоящих дней от нее не сохранилось кроме того руин. Сам бенбен также провалился сквозь землю. Но на египетских монументах он изображался в виде конусообразной кабины, в которой размешался всевышний. Археологи кроме того нашли каменную масштабную модель бенбена, на которой светло виден открытый люк и приглашающий жест всевышнего (рис. 29). Подлинная форма Небесной палаты, по всей видимости, совершенно верно передана на известном рисунке из гробницы вельможи (рис. 27). Современные командные модули — капсулы с космонавтами, расположенные в верхней части ракеты при старте и возвращающиеся на землю (рис. 30), — весьма похожи на бенбен, что, вне всякого сомнения, результат сходства в их функциях и назначении.
Возможно, в отсутствие самого бенбена от святыни в Гелиополе сохранились какие-то другие материальные артефакты, а не только масштабные модели и рисунки? Выше мы уже отмечали, что, по свидетельству египетских текстов, в храме были выставлены (либо пребывали на хранении) и другие загадочные предметы, принадлежавшие Ра. В Книге Мертвых, в разделе, относящемся к храму в Гелиополе, были изображены девять предметов, имеющих отношение к иероглифу «шем». В полной мере быть может, что в святилище вправду хранились еще девять объектов, как-то связанных с полетами в космос либо являющихся частями космического корабля.
Археологи кроме этого нашли предмет, что в полной мере возможно копией одного их этих объектов поклонения. Необычный предмет округлой формы со вырезами и сложными обводами (рис. 31а) не дает спокойствия ученым с момента его открытия во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Весьма серьёзное событие — данный предмет был отыскан вместе с другими «необыкновенными бронзовыми изделиями» в гробнице наследного царевича Сабу, сына фараона Первой Династии Аджиба. Так, данный необычный предмет попал в гробницу примерно в 3100 году до нэ. Нельзя исключать, что он бывает еще старше.
Говоря об археологических находках на севере Саккары (строго на юг от пирамид в Гизе), Уолтер Б. Эмери («Great Tombs of the First Dynasty») обрисовывает данный предмет как «похожий на чашу сосуд из кристаллического сланца» и отмечает, что «до сих пор не предложено ни одного правдоподобного объяснения его необычной формы». Этот предмет был вырезан из цельного куска кристаллического сланца — весьма хрупкой породы, легко расслаивающейся на узкие пластинки неправильной формы. При любой попытке применения сланца в утилитарных целях он тут же расколется на части. Так, эта горная порода была выбрана по причине того, что разрешала легко вырезать необыкновенные формы — другими словами в то время, когда требовалось запечатлеть внешний вид объекта, а не применять его. Это событие привело вторых ученых — таких, как Сирил Олдред («Egypt to the End of the Old Kingdom»), — к выводу, что каменный объект, «быть может, есть копией с железного оригинала».
Но какой металл мог быть использован в четвертом тысячелетии до нэ для его изготовления? Какими идеальными разработками обработки и выплавки металлов должны были владеть мастера, дабы выполнить столь узкую и непростую работу? И основное — для чего?
Технический чертеж неповторимого объекта (рис. 31б) не оказывает помощь пролить свет на его происхождение либо назначение. Очевидно, что круглый предмет диаметром около двадцати четырех дюймов и большой толщиной менее четырех дюймов надевался на ось и должен был вращаться на ней. Три отверстия необыкновенной формы смогут свидетельствовать о том, что на протяжении работы он вращался в какой-то жидкости.
По окончании 1936 года больше не делалось попыток разгадать тайну этого артефакта. Однако вероятное назначение этого предмета открылось нам во второй половине 70-ых годов XX века, по окончании прочтения статьи в научном издании о революционной конструкции маховика, что был создан в Калифорнии экспертами, участвовавшими в осуществлении космической программы СЩА. Маховик, насаженный на ось либо вал механизма, употреблялся в индустрии менее двух столетий и служил для стабилизации скорости вращения, и для накопления энергии в целях последующего однократного высвобождения — как в штамповочных прессах (а сейчас и в авиации).
Маховики, в большинстве случаев, изготавливались с тяжелым ободом, потому, что энергия лучше накапливается во внешней части колеса. Но в 70-х годах инженеры корпорации «Lockheed» придумали другую конструкцию — с легким ободом, которая, согласно их точке зрения, лучше доходила для экономии энергии в тяжелых грузовых локомотивах и для аккумулирования энергии в троллейбусах. Изучения продолжили эксперты «Airesearch Manufacturing Company»; созданная ими — но так и не внедренная в производство — модель представляла собой маховик, заключенный в герметичном корпусе, заполненном маслом. Сам факт, что их необыкновенный маховик (рис. 32) был весьма похож на 5000-летний предмет из египетской гробницы, не меньше необычен, чем то, что идеальный предмет из 3100 года до нэ выглядит совершенно верно так же, как разработка инженеров космической отрасли во второй половине 70-ых годов двадцатого века отечественной эры.
Где же искать железный оригинал этого старого маховика? Куда провалились сквозь землю другие предметы, предположительно хранившиеся в святыне Гелиополя? Где, в итоге, сам бенбен? Подобно многим вторым артефактам, существование которых документально подтверждается древними источниками, они провалились сквозь землю. Быть может, они погибли в следствии природных трагедий либо войн, а быть может, они все еще лежат в в далеком прошлом забытых тайниках. Возможно, они возвратились на небо либо остаются среди нас и неузнанные сохраняются в запасниках музеев. Либо — как предполагает легенда о птице Феникс, связывающая Гелиополь с Аравийским полуостровом — они запрятаны в замурованной полости в Каабы в Мекке?
Однако у нас имеется все основания предполагать, что уничтожение, исчезновение либо изъятие всех священных предметов из храма в Гелиополе имели место в так именуемом Первом переходном периоде в истории Египта. Сейчас единство страны было нарушено, и воцарилась полная анархия. Нам как мы знаем, что в эти смутные годы были уничтожены святыни Гелиополя; быть может, конкретно тогда Ра покинул собственный храм и превратился в Амона — «тайного всевышнего».
В то время, когда в эру правления Одиннадцатой Династии в Египте был восстановлен порядок, новой столицей страны стали Фивы, а главным божеством — Амон. Фараон Ментухотеп (Неб-Непет-Ра) выстроил недалеко от Фив громадный храм Ра, верхняя часть которого представляла собой «пирамиду» и была предназначена для увековечения Небесных палат Ра (рис. 33).
По окончании 2000 года до нэ на египетском троне воцарилась Двенадцатая Семейство. Единство страны было восстановлено, и снова открылся доступ в Гелиополь. Первый фараон данной династии Аменемхет І сразу же приступил к восстановлению храмов и святынь Гелиополя. Но нам неизвестно, смог ли он отыскать уникальные артефакты, хранившиеся в том месте, либо было нужно установить их каменные копии. Его сын Сенурсет (Кефер-Ка-Ра) — греческие историки именовали его Сесострис либо Sesonchusis— приказал воздвигнуть перед храмом две огромные гранитные колонны (более шестидесяти шести футов высотой). Их вершины представляли собой масштабные копии Небесной палаты Ра — пирамиды, облицованной золотом либо белой медью (сплав меди, никеля и цинка). Один из этих гранитных обелисков до сих пор стоит на том самом месте, где его воздвигли около 4000 лет назад; второй был уничтожен в XII веке отечественной эры.
Греки именовали эти колонны «обелисками», другими словами «заостренными». Египетское наименование колонн — Лучи Всевышних. Большая часть таких колонн были установлены — в любой момент парами у ворот, ведущих в храм (рис. 34), — при Восемнадцатой и Девятнадцатой Семействах (кое-какие из них на данный момент перевезены в Нью-Йорк, Лондон, Рим и Париж). Фараоны утверждали, что они устанавливают колонны, дабы «взять (от всевышних) дар вечной судьбе». Дело в том, что обелиски представляли собой каменные копии того, что собственными глазами видели (и к чему целенаправленно стремились) первые фараоны в Дуате в недрах священной Горы, — космические ракеты всевышних (рис. 35).
Современные надгробия, на которых увековечено имя усопшего, являются уменьшенными копиями древних обелисков — эта традиция уходит корнями в ту эру, в то время, когда всевышние и их космические суда были не мифом, а безотносительной действительностью.
Египтяне именовали этих небесных существ НТР — это слово на всех языках древних населений украины Востока означало «Тот, кто замечает». Для записи слова «нетер» употреблялся иероглиф подобно всем иероглифическим значкам, он, по всей видимости, воображал собой схематичное изображение настоящего объекта. Ученые выдвигали разные догадки относительно того, что же это мог быть за объект — от секиры на долгой ручке до флага. Громаднейшее распространение взяла версия Маргарет А. Мюррей («The Splendor That Was Egypt»). Показав, что керамика более раннего, додинастического периода довольно часто украшалась картинками лодок с шестами, на которых развевались два вымпела (рис. 36), она сделала вывод, что «шест с двумя вымпелами превратился в иероглифический символ для обозначения всевышнего».
У этих древних картинок имеется одна увлекательная изюминка: на них изображены лодки, приплывшие из далеких государств. В случае, если на таких картинках находились люди, то это были гребцы, которыми руководил человек большого роста, легко узнаваемый по шлему с двумя рогами (рис. 36) — символу его принадлежности к «нетер».
Так, египетские пиктограммы сначала подтверждали, что всевышние пришли в Египет извне. Об этом же свидетельствуют мифы о происхождении Египта: всевышний Птах пришел на эти земли с юга, понял, что они затоплены водой, и организовал грандиозные работы по осушению земель, сделав их пригодными для обитания. Одно из мест на карте Древнего Египта кроме того называлось Та-Нетер — «Место/почва всевышних». Это место воображало собой узкую полосу почвы на южной оконечности Красного моря (современное наименование Баб-эль-Мандеб), к которой причаливали суда с вымпелом НТР и рогатыми всевышними.
Египтяне именовали Красное море морем УР. Выражение «Та-Ур» обозначало «чужие почвы на востоке». Анри Гутье, составивший словарь «Dictionnaire des Noms Geo-graphiques», в который вошли все географические заглавия, видящиеся в текстах и египетских надписях, показывал, что иероглиф для обозначения Та-Ур воображал собой «знак, говорящий о связи с навигацией… данный знак означал: «направляться плыть на лодке, держась левой стороны». Посмотрев на карту древних земель, мы заметим, что, развернув от Египта налево и миновав Баб-эль-Мандебский пролив, мореплаватель проходит на протяжении берегов Аравийского полуострова и попадает в Персидский залив.
Существуют и другие ключи. Та-Ур в буквальном переводе свидетельствует «почва Ур», а наименование Ур нам известно. Это отчизна иудейского патриарха Авраама. Он был потомком Сима, старшего сына Ноя (храбреца мифа о Глобальном потопе), а его папа Фарра жил в халдейском городе называющиеся Ур. «И забрал Фарра Аврама, сына собственного, и Лота, сына Аранова, внука собственного, и Сару, невестку собственную, жену Аврама, сына собственного, и вышел с ними из Ура Халдейского, дабы идти в почву Ханаанскую».
В то время, когда в начале девятнадцатого века лингвисты и археологи стали изучать письменные документы и историю Древнего Египта, упоминание о городе Ур виделось лишь в Ветхом Завете. Но Халдея была широко известна — этим именем греки именовали Вавилон, старое месопотамское царство.
Греческий историк Геродот, посетивший Египет и Вавилон в V веке до нэ, нашёл довольно много неспециализированного в обычаях халдеев и египтян. Обрисовывая святилище всевышнего Бела в городе Вавилоне (светло синий именовал его Юпитером) и огромную ступенчатую башню, он писал о том, что самой высокой башней в городе считается просторный храм, в которого находится богато украшенное ложе необыкновенных размеров, а рядом с ним золотой стол. Тут нет ни одной статуи, а на ночь в храме остается только одна местная жительница — как утверждают халдеи, жрецы этого храма, она избрана самим всевышним. Они кроме этого говорят, что всевышний лично приходит в храм и спит на ложе. Эта история напоминает египетскую легенду из города Фивы, где в храме Юпитера (Амона) также ночует одна из дам.
Чем больше ученые девятнадцатого столетия выясняли о Египте, сравнивая формирующуюся историческую картину с трудами греческих и римских историков, тем очевиднее становились два факта. Во-первых, великая египетская цивилизация была не одиноким цветком, распустившимся среди культурной пустыни, а являлась составной частью неспециализированной культуры древних времен. Во-вторых, библейские истории о царствах и дальних странах, об укрепленных торговых путях и городах, о мирных соглашениях и войнах, о миграции и переселении народов — все они были не только правдивыми, но и правильными.
Хетты, о которых в течении многих сотен лет было известно лишь по упоминаниям в Библии, в египетских текстах предстают могущественными неприятелями фараонов. Об полностью малоизвестной странице истории — решающем сражении между ордами и египетской армией пришедших из Малой Азии хеттов, которое случилось у города Кадеш на севере Ханаана, — мы определили не только из древних текстов, но и из картинок, сохранившихся на стенах храмов. В данной странице был и персональный нюанс — в конечном счете фараон забрал в жены дочь царя хеттов, дабы скрепить этим браком мирный соглашение.
По мере расширения археологических работ в Египте, и распространения их на другие библейские почвы филистимляне, «люди моря», финикийцы, хурриты, амориты — царства и народы, привычные европейцам только по Ветхому Завету, — стали превращаться из мифа в историческую действительность. Величайшим из всех открытий, по-видимому, стало подтверждение существования таких древних империй, как Ассирия и Вавилон. Но где искать их другие остатки и грандиозные храмы прежнего величия? Куда провалились сквозь землю монументы их письменности?
Путешественники, изучившие междуречье — широкую равнину между реками Евфрат и Тигр, — информировали только о бессчётных буграх, каковые на древнееврейском и арабском языках носили однообразное наименование «тель». В отсутствие камня кроме того самые грандиозные сооружения Месопотамии строились из глиняных кирпичей; войны, силы природы и время перевоплотили их в груды почвы. Вместо монументальных построек на данной территории иногда обнаруживались небольшие артефакты, среди которых попадались глиняные таблички, испещренные клинообразными значками. Еще во второй половине 80-ых годов семнадцатого века путешественник по имени Энгельберт Кампфер посетил Персеполь — старую столицу персидских царей, с которыми сражался Александр Македонский. С монументов старого города он скопировал выполненные клинописью надписи, напоминавшие ту, что присутствует на царской печати Дария (рис. 37). Но Кампфер думал, что это легко декоративный узор. По окончании того как исследователи наконец осознали, что это не что иное, как надписи, никто не имел возможности сообщить, на каком языке они написаны, не говоря уже о том, дабы расшифровать их.
С клинописью повторилась та же история, что и с египетскими иероглифами: ключом к ее расшифровке стала надпись на трех языках. Она была вырезана на горе в труднодоступной горной стране, которую в Персии именовали Бехистан. В 1835 году майор английской армии Генри Роулисон скопировал надпись, сумел выяснить, на каких языках она была сделана, а после этого и прочесть ее. Стало известно, что надпись была вырезана на горе на трех языках: староперсидском, эламском и аккадском. Аккадский язык есть прародителем всей семитской группы языков, и знание древнееврейского помогло ученым прочесть и осознать вавилонян и записи ассирийцев.
Вдохновленный этими открытиями, появившийся в Париже британец по имени Генри Остин Лэйард в первой половине 40-ых годов XIX века прибыл в Мосул, город, в котором пересекались караванные дороги северо-восточного Ирака (в то время страна входила в состав Оттоманской империи). В том месте он нанес визит Уильяму Ф. Эйнсуорту, книга которого «Researchers in Assyria, Babylonia and Chaldea» (1838) — вместе с предшествовавшими небольшими открытиями и статьями Клаудио Дж Рича («Memoir on the Ruins of Babylon») — не только дала пищу воображению Лэйарда, но и разрешила приобрести денежную помощь от Английского музея и Королевского географического общества. Отлично привычный и с Библией, и с произведениями греческих историков, Лэйард не забывал о сообщении одного из полководцев Александра Великого, в котором говорилось о руинах и пирамидах старого города — другими словами города, что считался древним еще во времена Александра!
Приятели из местных жителей продемонстрировали Лэйарду бессчётные бугры, наряду с этим утверждая, что они скрывают останки древних городов. Беспокойство исследователя еще больше усилилось, в то время, когда он добрался до места называющиеся Бирс-Нимруд. «Я в первый раз заметил громадный конический бугор Нимруда, четко выделявшийся на фоне чистого вечернего неба, — писал он в собственной книге «Автобиография». — Это сильнейшее чувство останется со мной на всегда». Не об этом ли месте с погребенной пирамидой информировал полководец Александра? Помимо этого, это место ассоциировалось с библейским Нимродом, что «был сильный зверолов пред Господом» и основал столицы и царства на территории Месопотамии (Книга Бытия, 10):
Царство его сначала составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в почве Сеннаар.
Из этот почвы вышел Ассур, и выстроил Ниневию, Рерсовофир, Калах.
И Ресен между Ниневию и между Калахом; это город великий.
При содействии майора Роулисона, что к тому времени занял пост английского консула в Багдаде, Лэйард в 1845 году возвратился в Мосул, дабы начать раскопки в дорогом его сердцу Нимруде. Но, что бы он ни отыскал — а он вправду сделал ответственные открытия, — честь стать первым современным археологом Месопотамии выпала не ему. За два года до экспедиции Лэйарда французский консул в Мосуле Поль-Эмиль Ботта (с которым Лэйард виделся и подружился) предпринял раскопки на одном из холмов в окрестностях Мосула, на другой стороне реки Тигр. Местные обитатели именовали это место Хорсабад, а в отысканных при раскопках глиняных табличках с клинописью город именовался Дур-Шаррукином. Это была старая столица библейского Саргона, царя Ассирии. Над огромным городом с храмами и дворцами возвышалась семиступенчатая пирамида, которая именовалась зиккуратом (рис. 38).
Под впечатлением находок Ботты Лэйард ускорил начало раскопок на выбранном бугре — он был уверен, что обязан откопать Ниневию, упоминавшуюся в Библии столицу Ассирии. Скоро стало известно, что на этом месте размешалась ассирийская крепость Калху (библейский Калах), но найденные при раскопках сокровища стоили затраченных упрочнений. Среди них был обелиск царя Салманасара II, где в перечне его данников находился «Ииуй, сын Омры, царь Израиля» (рис. 39).
Находки в Ассирии подтверждали достоверность сведений, приведенных в Ветхом Завете.
Воодушевленный своим открытием, Лэйард во второй половине 40-ых годов девятнадцатого века приступил к раскопкам бугра, расположенного прямо наоборот Мосула, на восточном берегу реки Тигр. Это место, каковые местные обитатели именовали Куюнджик, выяснилось Ниневией — столицей, основанной царем Сеннахиримом, войско которого было стёрто с лица земли ангелом Господним на протяжении осады Иерусалима (IV Книга Царств, 18). Потом Ниневия являлась столицей царям Эсархаддону и Ашурбанипалу. Бесценные произведения искусства, отысканные при раскопках Ниневии и перевезенные в Английский музей, до сих пор являются самой впечатляющей частью ассирийского раздела экспозиции.
По мере того как росли масштабы археологических раскопок — к «гонке» подключились группы исследователей из других государств, — понемногу пребывали все упомянутые в Библии ассирийские и вавилонские города. Музеи всей земли наполнялись древними сокровищами, но самой серьёзной находкой были простые глиняные таблички — достаточно мелкие, дабы умещаться в руке писца, — на которых ассирийцы, другие народы и вавилоняне запада Азии записывали торговые договора, дворцовые обычаи, сведения о свадьбах либо наследстве, законы, перечни географических названий, математические формулы, медицинские рецепты, деяния правителей, другими словами фактически все нюансы судьбы высокоразвитого цивилизованного общества. Эпические поэмы, мифы творения, пословицы, философские трактаты, амурные песни — все это составляющие огромного литературного наследия. Не были обойдены вниманием и дела небесные — таблички содержат перечни созвездий и звёзд, описание планет, астрономические таблицы, и перечни всевышних, их родственные связи, атрибуты, функции и обязанности Во главе пантеона находились двенадцать великих всевышних, либо Земли и богов Неба, с которыми ассоциировались двенадцать месяцев, двенадцать созвездий Зодиака и двенадцать небесных тел, составляющих отечественную Солнечную совокупность.
Время от времени в самих записях указывалось, что язык, на котором они написаны, происходит от аккадского. Это и другие свидетельства подтверждают библейский рассказ о том, что предшественником Ассирии и Вавилона (показавшихся на исторической сцене примерно в 1900 году до нэ) было царство называющиеся Аккад. Оно было основано Шаррукином — «честный правитель», — которого мы именуем Саргоном, приблизительно в 2400 году до нэ. При раскопках были отысканы пара записей времен его правления, в которых он хвастался, что по милости покровительствовавшего ему всевышнего Энлиля подвластные ему почвы раскинулись на пространстве от Персидского залива до Средиземного моря. Он именовал себя «Царь Аккада, Царь Киша» и утверждал, что победил Уруку, уничтожив его стенки, и одержал победу над обитателями Ура.
Многие ученые отождествляют Саргона I с библейским Нимродом, потому, что строки Священного Писания идеально подходят к нему и его столице городу Кишу (либо библейскому Хушу-Кушу), что был основан раньше Аккада.
Хуш родил кроме этого Нимрода:
этот начал быть силен на земле.
Он…
Царство его сначала составляли:
Вавилон, Эрех, Аккад
и Халне, в почве Сеннаар.
Бывший в свое время столицей царства город Аккад археологи нашли к югу от Вавилона, а старый город Киш был отыскан к юго-востоку от Аккада. Чем дальше археологи продвигались по равнине между двух рек в юго-восточном направлении, тем старше становился возраст находок. В местечке называющиеся Варка был обнаружен город Урук, победой над которым похвалялся Саргон — библейский Эрех. С его открытием исследователи шагнули из третьего в четвертое тысячелетие до нэ. Тут нашли первую расписную керамику, обожженную в печи, и самые древние свидетельства применения гончарного круга. К тому же периоду относятся вымощенные известняковыми плитами улицы города, каковые сейчас являются самыми ветхими из известных нам каменных сооружений. В Уруке археологи нашли кроме этого первый зиккурат — огромную рукотворную гору, на вершине которой размешались два храма, красный и белый. Тут же были отысканы и первые монументы письменности (рис. 40), и первые цилиндрические печати (рис. 41), оставлявшие четкий рисунок на пластинках сырой глины.
Исследователи нашли и город Ур — отчизну Авраама. Он размешался значительно южнее, в том месте, где в древности раскрывался берег Персидского залива. Это был большой торговый и религиозный центр, столица бессчётных царских семейств. При таких условиях, не имела возможности ли южная, более старая часть Месопотамии стать библейской «почвой Сеннаар», в которой происходили события, обрисованные в мифе о Вавилонской башне?
Одна из величайших находок в Месопотамии — это библиотека царя Ашурбанипала в Ниневии, содержавшая более 25 тысяч глиняных табличек, распределенных по разделам. Ашурбанипал был высокообразованным человеком и собирал в собственной библиотеке все, что попадало к нему в руки. Помимо этого, он приказал своим писцам копировать и переводить тексты, дотянуться каковые было нереально. Многие таблички снабжены пометками древних писцов о том, что это копии «древних текстов». Группа из 23 табличек оканчивалась необычной фразой: «23 таблица; язык шумера не изменился». В другом тексте содержится таинственное утверждение самого Ашурбанипала о том, что всевышние открыли ему письма и секреты чтения и что он кроме того может прочесть таблицы на шумерском языке и осознать таинственные слова вырезанных на камне текстов, сохранившихся с «старых» времен.