Сравнение на слух поставленного звука с другими звуками речи.

По мере закрепления произношения вводятся упражнения, включающие 2-3 задания и, следовательно, требующие распределения внимания ребенка. После этого вводятся упражнения, которые связаны с развитием словаря и грамматически верной речи. На последней стадии обучения включаются особые упражнения, направленные на развитие ясности речи.

Особенности совокупности обучения грамоте детей с ФФНР

(по Г. А. Каше)

Обучение грамоте в группе для детей с ФФНР протекает в условиях, отличающихся от условий массовой школы. Отметим их.

1. Обучение грамоте проводится на материале звуков, верно произносимых детьми.

2. Определяется соответствие между изучаемыми формами и звуками фонемного анализа.

3. Выделяется долгий период подготовки детей к обучению грамоте, содержание которого специфично.

4. Проводится тщательная отработка усваиваемого детьми материала на каждом этапе обучения.

С учетом изюминок развития речи детей данной категории процесс овладения письмом и чтением не только растянут во времени, но и предполагает использование и иное расположение материала особенных методических приемов.

Первый периодподготовительный (продолжается 8 недель).

Его цель — воспитать готовность к анализу слов несложной слоговой структуры типа СГС; СГСГ (С — согласный, Г — гласный).

Главной единицей обучения в это время есть звук, выделенный из состава слова. Упражнения в синтезе и звуковом анализе проводятся на звуках, имеющихся у ребенка.

Создана последовательность овладения детьми различными формами звукового анализа:

умение выделять начальный гласный звук из состава слов;

анализ последовательности складывающегося из 2 — 3 гласных звуков;

синтез и анализ обратного слога типа ГС;

выделение гласного из положения по окончании согласного;

умение выделять последний звук (из слов типа СГС) и первый согласный из слов;

упражнения в синтезе и анализе прямых слогов типа СГ;

применение фишек для моделировании схем по синтезу и звуковому анализу (красный цвет — гласный звук; тёмный — жёсткий согласный; светло синий — мягкий согласный) по окончании овладения умением и чётким произношением звуков определять слоги в слове;

применение разрезной азбуки;

чтение обратных слогов;

воспитание навыка чтения прямых слогов.

К концу этого периода дети оказываются подготовленными к чтению и анализу слов типа СГСГ. Дети овладевают такими понятиями, как звук, слово, слог, гласный и согласный, жёсткий и мягкий согласный, предложение.

Второй периодбукварный (ноябрь — февраль).

На начальной стадии букварного периода единицей изучения делается слово.

Дети обучаются дробить слова на слоги. Употребляются схемы слов, где долгой полосой обозначают слово, маленькой — слог.

Следующая ступень обучения — овладение звукослоговым синтезом и анализом слов типа: СГСГ, СГС. В схеме уже обозначаются все звуки. Подчеркивается роль гласного звука в образовании слога. По мере знакомства с буквами ими заменяются фишки, обозначающие звуки. Но устные упражнения в составлении схем и анализе слов постоянно предваряют упражнения с буквами.

Знакомство с буквами, обозначающими родные по артикуляции либо звуковым показателям звуки, по возможности, изучаются поэтапно. К примеру, в то время, когда дети знакомятся с буквой б, некое время в учебный материал не включаются слова с буквой п. На последних этапах букварного периода обучения вводятся слова более сложного слогового состава. Устный звукослоговой анализ новых слов предварительно отрабатывается на занятиях по произношению. На занятиях по грамоте осуществляется чтение слов типа СГССГ (кошка), формируется навык анализа, осваивается моделирование слов. Ключевую роль для понимания читаемого и для перехода от слогового к слитному чтению играется работа над ударением, которая проводится в течение всего букварного периода.

Третий периодзаключительный (март — июнь), это время употребляется для закрепления всех взятых навыков и знаний.

К сожалению, нет особых букварей для дошкольников, где бы материал был находится в последовательности, данной программой, применение же издаваемых для Азбуки и «массовой» школы «Букваря» нереально из-за другой совокупности обучения грамоте. К ним возможно прибегнуть только для ознакомления детей с речевым материалом во время организованного чтения.

Распределение материала по периодам

В первом периоде обучения фронтальные занятия по произношению проводятся 5 раз в неделю, а фронтальные занятия по грамоте не проводятся.

Список звуков, изучаемых на занятиях по произношению: [у], [а], [и], [у]-[а], [а]-[у]-[и], [п]-[п’], [э], [т], [п]-[т], [к], [к’], [м], [м’], [л’], [а]-[у]-[и]-[э], [о], [х]-[х’], [к], [х], [i], [л’]-Ш, [ы], [ы]-[и], [с].

Содержание обучения. Разделение звуков на слух: [у] — от всех гласных, [а] — от всех гласных, [и] — от всех гласных, [э] — от всех гласных; [п]-[п’], [т]-[д]-[к], [к]-[г]-[х], [к]-[к’], [м]-[н]-[п],

[м]-[м’], [л’]-[л], [л’]-[м’]-[н’], [о]-[а]-[у]-[э], [х]-[г]-[к], [х]-[х’], [л’]-[1], [ы]-[и], [с]-[с’]-[з]-[ш]-[ц]-[щ].

Подготовка к звукослоговому анализу: выделение начального гласного; анализ последовательности звуков: [а], [у], [и], [у], [и], [а], [у]; анализ слога типа [ап]; выделение начального и конечного согласного; выделение гласного из положения по окончании согласного; анализ прямого слога типа [ма], [ми]; анализ слов типа бык; деление слов на слоги; построение схем слов.

Чтение: чтение слогов типа [ап], [ма], [ми]; чтение слов типа сом, кит; выкладывание слов из слогов разрезной азбуки.

Список букв, с которыми дети познакомятся: а, у, о, ы, и, п, т, м, к, с. Дети обучаются просматривать эти буквы, просматривать слоги с этими буквами.

Письмо: обучаются писать печатными буквами.

В течение второго периода обучения фронтальные занятия по произношению проводятся 3 раза в неделю, занятия по грамоте — 2 раза в неделю.

Список звуков, изучаемых на занятиях: [с], [с’], [с]-[с’], [з], [з]-[з’], [с]-[с’НзНз’], [б], [б]-[б’], [п]-[п’], [т’], [д’], [д], [д]-[т], [дНд’Ь М-[т’], [г], [г]-[г’], [г]-[г’]-[к]-[к’], [ш], [с]-[ш], [л], [л]-[л’], [ж], [ж]-[ш], [ж]-[з], [р], [р]-[р’], [р]-[л], [с]-[з]-[ш], [ж], [р]-[р’Нл], [л’].

Содержание обучения. Разделение звуков на слух: [с]-[з]-[ц]-[ш], [с]-[с’], [с]-[с’]-[з’]-[т’]-[щ], [з]-[с]-[ш], [з]-[з’], [з’Ыс’Нд’], [б]-[п]-[б’], [т’Нс’Ыд’Ыт’], [д’]-[т’]-[г’], [д]-[т]-[г], [г]-[к]-[д], [щ]-[с]-[ж]-[щ], [л]-[р], [л]-[л’], [ж]-[з]-[ш], [р]-[р’]-[л].

Анализ звукового состава слова: слоговой и звукослоговой анализ слов типа: суп, косы; анализ слов типа: батон, бумага, стул, волк, красный, страна; выкладывание слов в звукослоговых схемах.

Список букв: н, я, з, х, б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, й.

Чтение слогов типа [ма], [ни]; слов типа Нина, Нота, Таня, батон, плот, котенок, елка, дает, светло синий; подбор слов к буквенным схемам.

Орфографические правила: написание ши, жи.

Письмо слов и слогов.

В течение третьего периода обучения занятия по произношению проводятся 1-2 раза в неделю; занятия по грамоте -3 раза в неделю.

Список звуков: [с], [з], [ш], [ж], [л], [л’], [р], [р’], [ч], [ч]-[т’], [ц], [ц]-[с], [ч]-[с’]-[т’]-[ц]-[с], [щ], [щ]-[ч], [щ]-[ч]-[т’], [ц]-[с]-[с’].

Содержание обучения. Разделение звуков на слух: [ч]-[т’]-[щ]; [ц]-[с]-[т’]; [щ]-[ш]-[с’].

Анализ звукового состава слова: анализ слов различного звуко-сло-гового состава, произнесение которых не расходится с написанием.

Список букв: ъ, ч, ю, ц, ф, щ, ь (разделительный), ъ (разделительный).

Чтение слов типа письмо, хорь, клюв, делают, выпиваю, платье, съел, подъехал, и слов различного звукослогового состава; упражнение с разрезной азбукой; чтение текстов (послоговое).

Правила орфографии: написание ча, чу, ща, щу. Письмо предложений и слов.

воспитания детей и Программа обучения с ФФНР

в подготовительной группе детского сада

(авторы — Т. Б. Филичева, Т. Б. Туманова, 1999)

В сетку часов воспитателя внесены трансформации с учетом «воспитания и Программы обучения в детском саду».

Организация коррекционной работы. Каждый день в утренние часы проводятся 2 фронтальных занятия (одно — занятие логопеда, второе — занятие воспитателя): 1-е занятие с 9.00 до 9.30; 2-е занятие с 9.40 до 10.10.

По окончании 10.10 логопед проводит личные занятия, остальные дети с воспитателем идут на прогулку.

Вечером воспитатель каждый день (с 15.00 до 15.30) проводит подгрупповые и личные занятия по заданию логопеда, а с 16.30 до 17.00 проходят занятия воспитателя в соответствии с специально разработанной сетке.

В течение первого периода обучения (сентябрь — 1 -я семь дней ноября) фронтальные занятия логопеда проводятся 3 раза в неделю, личные и подгрупповые — каждый день.

Фронтальные занятия по формированию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю.

Вечерние личные занятия воспитателя по заданию логопеда предусмотрены каждый день во всех периодах обучения.

Содержание фронтальных логопедических занятий

1. Произношение: закрепление произношения звуков: [у], [а], [и], [э], [п], [п’], [т], [к], [к’], [л’], [о], [х], [х’], [й], [ы], [с].

2. Развитие фонематического восприятия:

1) различение на слух согласных и всех гласных звуков [т]-[д]-М, М-[г]-[х]-[т], [л’]-[л]-[]]-[р’]-[р], [с]-[з]-[ц]-[т’]-[ш]-[щ];

2) разделение верно произносимых звуков: [к]-[х], [л’]-0Иы]-[и].

3. Лексико-грамматическая работа: усвоение двухи трехсложных слов; усвоение грамматических форм слова: изменение числа существительных, согласование существительных единственного и множественного числа с глаголами, потребление личных окончаний глаголов единственного и множественного числа, изменение и употребление притяжательных местоимений; составление несложных распространенных предложений по картине, по демонстрации действий, по вопросам.

4. Работа по формированию связной речи. Объединение нескольких предложений в маленькие рассказы, заучивание текстов наизусть.

5. Подготовка к анализу звукового состава слова:

выделение первого ударного гласного звука в слове (Алик, утка, Оля), синтез и анализ последовательности гласных ([ау], [ауи]);

выделение последнего согласного в слове (мак);

синтез и анализ обратного слога типа [ап];

синтез и анализ прямого слога типа [са];

выделение гласного из положения по окончании согласного под ударением (кот);

полный синтез слова и звуковой анализ (мак).

Содержание фронтальных занятий воспитателя по формированию лек-сико-грамматических категорий и связной речи планируется с учетом понедельных лексических и грамматических тем (во всех периодах).

В течение второго периода обучения (2-я добрая половина ноября — 1-я добрая половина февраля) фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю, личные и подгрупповые — каждый день.

Фронтальные занятия по формированию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю; по формированию графических навыков и подготовке к письму — 1 раз в неделю.

Содержание фронтальных логопедических занятий

1. Произношение: [с], [С], [з], [з’], [ц], [т’], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], |р’].

2. Формирование фонематического восприятия:

1) различение на слух звуков: [с]-[с’], [з]-[з’], [з]-[з’], [с]-[с’], [ж], [ц]-[т]-[с], [б]-[б’], [п]-[п’], [т’Нд’], [дНд’НтЫт’НгЫт’], [г]-[г’], [кНк’НдНд’], [ш]-[с]-[ж]-[щ], [л]-[л’]-[р]-[р’], [ж]-[з]-[ш], [р]-[р’]-[л]-[л’].

2) разделение верно произносимых звуков: [с]-[с’], [з]-[з’], [с]-[ц], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к], [с]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ш]-[ж]-[з], [р]-[л], [р]-[р’Ыл]-[л’].

3. Формирование слоговой структуры слов: преодоление затруднений в усвоении и произношении трехи четырехсложных слов разной структуры листопад.

4. Лексико-грамматическая работа: потребление существительных в разных падежах; согласование прилагательных с существительными в роде, числе; сопоставление и сравнение личных окончаний глаголов 1-го и

3-го лица настоящего и прошедшего времени;

согласование числительных с существительными;

усвоение некоторых способов словообразования;

составление предложения по вопросам, по демонстрации действия, по опорным словам, распространение предложений.

5. Развитие связной речи:

умение с опорой на вопросы составить рассказ по картине, по серии картин;

заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, чистоговорок и скороговорок.

6. синтез и Анализ звукового состава слова: деление слов на слоги;

построение схем одно-, двуи трехсложных слов;

звукослоговой построение и анализ схем односложных слов типа суп, двусложных слов типа зубы;

звукослоговой анализ односложных слов со стечением согласных в начале слова типа стол, двусложных слов типа мышка;

преобразование слов методом замены либо добавления звуков (сто — стол);

7. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с буквами а, у, м, ш; составление схемы из букв.

8. Развитие графических навыков. Содержание соответствует замыслу воспитателя.

В течение третьего периода обучения (2 добрая половина февраля — май) фронтальные занятия логопеда по произношению проводятся 2 раза в неделю, по формированию речи — 2 раза в неделю, по грамоте — 1 раз в неделю.

Фронтальные занятия по формированию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю, по формированию графических навыков — 1 раз в неделю.

Содержание фронтальных логопедических занятий

1. Произношение: закрепление произношения звуков [ч], [щ] и всех ранее пройденных.

2. Развитие фонематического восприятия:

1) различение на слух: [ч]-[т’]-[с’]-[щ], [щ]-[ч]-[с’]-[ш];

2) разделение верно произносимых звуков: [ч]-[т’]-М-[С], [щ]-[ш], [щ]-[С].

3. Работа над слоговой структурой слова: потребление в речи слов сложной слоговой структуры типа электричество, часовщик в связи с закреплением верного произношения всех звуков речи.

4. Развитие связной речи:

составление рассказа с опорой на вопросы, на картину, серию картин и т. п.;

закрепление навыков фонетически и грамматически верной, ясной речи в монологе и диалоге.

5. Обучение грамоте: деление слов на звуки и слоги;

членение предложений на слова, определение порядка слов в предложении;

составление схем слов для слогозвукового анализа; знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к, х, т, и;

47воспитание навыка слитного осознанного, послогового чтения слов, предложений, текстов, с четким и верным произнесением каждого звука;

складывание из букв разрезной азбуки слов, несложных предложений;

развитие умения преобразовывать слова (суп — сук — сок).

Содержание фронтальных занятий воспитателя

Подготовка к обучению письму:

«печатание» слов и букв;

написание слов — раздельное друг от друга;

постановка точки в конце предложения;

потребление большой буквы в собственных именах и в начале предложения.

Логопед, планируя фронтальные занятия, показывает воспитателю:

какую лексику, в соответствии с календарному замыслу, нужно закрепить, актуализировать;

какой языковой материал необходимо применять на занятиях по формированию речи и в логопедических играх по закреплению отработанных грамматических категорий;

какой лексический материал возможно брать для дифференциации и закрепления звуков в речи;

какая работа обязана планироваться воспитателем по закреплению навыков звукослогового навыков и анализа чтения.

Работа по формированию графических навыков

В подготовительной группе ФФНР в сетке часов воспитателя выделяется особое время для подготовки детей к письму -1 занятие в неделю во втором и третьем периоде.

В ходе формирования графических навыков у детей необходимо развивать: память и произвольное внимание, пространственные ориентировки. Ответ этих задач нереально без определенного уровня развития умения и зрительного восприятия координировать перемещения руки.

Воспитатель учит детей:

верно сидеть, держать карандаш в руках, располагать тетрадь;

ориентироваться на листе бумаги (определять части страницы верх, низ, правая и левая стороны и размещение на нем рисунка -справа, слева, над, под);

со всеми совместно затевать и завершать работу, ставить задачу верно изобразить фигуру, удерживать задачу в памяти и осуществлять контроль процесс ее решения;

писать карандашом несложные элементы — вертикальные, горизонтальные, наклонные палочки, палочки с закруглением вверху и внизу, палочки с петлей, круги и овалы;

воспроизводить по памяти зрительно воспринятые картинки, фигуры, выкладывая их из палочек либо рисуя цветными карандашами;

пристально слушать обращение воспитателя, развивая посредством слуховых диктантов умение выкладывать фигуры по окончании их однократного словесного описания;

делать графические упражнения, снабжая переход от несложных задач к более сложным: рисовать по точкам, писать прямые палочки, штриховать фигуры прямыми, вертикальными и горизонтальными линиями, маленькими линиями, точками; писать наклонные линии, обводить и штриховать фигуры косыми линиями, писать палочки с закруглением внизу и вверху, писать палочки и овалы с петлей.

В каждое занятие воспитатель включает: письмо тех либо иных элементов; зрительный либо слуховой диктант; зарисовку каемочки либо обводку узоров, включенных в слуховой либо зрительный диктант, с последующей их штриховкой.

Письмо элементов За 30 занятий дети усваивают 6 главных видов элементов: 5 видов палочек (прямая, наклонная, с закруглением внизу, вверху, с двумя закруглениями). Первые 3 занятия не включают дополнительных заданий. По окончании усвоения элемента вводится письмо группы элементов с усложнением. Элементы группируются так, дабы из них имела возможность оказаться цветная каемочка.

Зрительные и слуховые диктанты. За время обучения проводится 20 зрительных и 5 слуховых диктантов. Для зрительных диктантов употребляются выкладывание фигур из многоцветных палочек, в частности фигур , зарисовки по точкам, обводка со штриховкой. На слуховых диктантах выкладывание фигур кроме этого сочетается с зарисовкой, штриховкой и обводкой. Речевая инструкция должна быть понятной и несложной.

Зарисовка каемочки Воспитатель предлагает сгруппировать написанные элементы так, дабы оказалась фигура, которую после этого заштриховывают либо закрашивают.

Так, раннее обнаружение детей с ФФНР и проведение с ними коррекционной работы содействуют преодолению фонети-ко-фонематического недоразвития речи, ответ данной задачи допустимо лишь в условиях воспитателя и сотрудничества логопеда.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. — М, 1972.

Азаров Ю.П. Домашняя педагогика. — СПб., 1985.

Алтухова Н.Г. Обучитесь слышать звуки. — СПб., 1999. уАмбрукайте И.А. Базы дефектологии для своих родителей аномальных детей // Дефектология. — 1981. — № 5.

Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1996.

Антонов В.В. О роли контакта с матерью в психологическом развитии ребенка // психиатрия и Невропатология. — 1975. — № 10. / АркинА.А. Родителям о воспитании. — М., 1957.

Асатиани Н.М. Заикание / Под ред. Н.А.Власовой, К.П.Беккера. — М, 1983.

Бабенкова Р.Д., Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М, 1981.

Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения. — М., 1992.

Бахтина Л.А. Формы участия семьи в работе по устранению недочётов речи у обучающихся общеобразовательных школ//Дефектология. — 1984. — № 6.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. — М., 1998.

/Бодалев А.А., Столин В.В. О задачах в области научного психотерапевтического обеспечения работы семьи//формирование и Семья личности. — М., 1981.

БожовичЛ.И. ее формирование и Личность в детском возрасте. — М, 1968.

БуланинЛ.Л. Фонетика современного русского. — М., 1970.

Варга А.Я., Хохотов В.А. Коррекция родителей и взаимоотношений детей // Вестник МГУ. Психология. — 1986. — № 4.

Баренцева Н.С, Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 1997. . Венгер А.Л. Родители просят совета. — М., 1981.

Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. -М., 1989.

Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. -М., 1959.

Выготский Л. С. речь и Мышление // Собр. соч.: В 6 т. — Том 2. — М., 1960.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1926.

Гаркуша Ю.Ф. Совокупность коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 1992.

ГрищенкоЛ.А. Дети, не оправдывающие ожиданий. — Свердловск, 1991.

Гузеев Г.Г. Неспециализированная психодинамическая модель поведения семьи в ходе консультирования: Современные исслед. по пробл. учеб. и труд, деятельности аномальных детей / Под ред. И. Т. др и Власенко. — М., 1990.

Джемс М., Джонгвард Д. Рожденные побеждать. — М., 1993.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для родителей и учителя. — М., 1987.

ЕфименковаЛ.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.

Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление неспециализированного недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.

Жутикова Н.В. Психотерапевтические уроки обыденной жизни. Беседы психолога: Книга для родителей и учителей. — М., 1990.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недочётами речи. — М., 1985.

Каше Г.А., Филичева Т.Е. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978.

Ковалев А.Г. Психология личности.-Л., 1963.

Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). — М., 1998.

Ландгмейер И., Матейчик 3. Психотерапевтическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1985.

Левина Р.Е. Заикание у детей: Преодоление заикания у детей / Под ред. Р. Е.Левиной.-М., 1975.

Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). — М., 1951. у Лесгафт П.Ф. Домашнее воспитание ребенка него значение. — М., 1991. ‘ V Лисина ММ. Общение с взрослыми у детей первых семи лет судьбе: Неприятности неспециализированной, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978.

Лисина М.И. Неприятности онтогенеза общения. — М., 1986. •Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М., 1998.

V Маркова Т.А. Влияние семейного воспитания и семьи на формирование личности ребенка-дошкольника: Базы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца и Т. А. Марковой. — М., 1980.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. -М., 1997.

Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. — М., 1976.

Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и в зданиях ребенка: Возрастные изюминки психологического развития детей. — М., 1982.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М., 1991.

Мухамедрахимов Р.Ж. младенца взаимодействия и Формы матери // Вопросы психологии. — 1994. — № 6.

Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, неприятности. — М., 1995.

практики логопедии и Основы теории / Под ред. Р. Е.Левиной. — М., 1968.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. теория и История психологии: В 2 т. Ростов н/Д., 1996.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997.

Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Изучение психологического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении: Возрастные изюминки психологического развития детей. — М., 1982.

обучения и Программа воспитания в детском саду. — М., 1987.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. — М., 1967.

Селиверстов В.И. Заикание у детей: Пособие для логопедов. — М., 1994.

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.

Семаго М.М. Социально-психотерапевтические неприятности семьи ребенка-калеки с детства. — М., 1992.

Семья в психотерапевтической консультации: проблемы и Опыт психотерапевтического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1989.

формирование и Семья личности / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1981.

воспитание и Семья детей: Методические советы учителям и родителям школы . -Л., 1981.

Спиваковская А.С Обоснование психотерапевтической коррекции неадекватных родительских позиций // формирование и Семья личности. — М., 1981.

Ткаченко Т.А. В случае, если ребенок не хорошо говорит. — СПб., 1997.

193Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие навыков и фонематического восприятия звукового анализа. — СПб., 1998.

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., 1991.

Усанова О.Н., Слинько О.А. Опыт формирования коллектива обучающихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1987.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Обучайся сказать верно. — М, 1993.

Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. -М, 1993.

Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. воспитания детей и Программа обучения с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая несколько детского сада). -М., 1993.

Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с неспециализированным недоразвитием речи в условиях особого детского сада. — М, 1991.

Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. обучение и Воспитание. — М., 1999.

Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с неспециализированным недоразвитием речи. обучение и Воспитание. — М, 1999.

Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в особом детском саду. — М., 1987.

Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Базы логопедии. — М., 1989.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей верного произношения. — М, 1989.

Хвашцев М.Е. Логопедия. — М., 1958.

Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. — М., 1965.

Швайко ГС. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1983.

ШипицынаЛ.М. Кое-какие особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с неспециализированным недоразвитием речи //Дефектология. -1993.-№4. ^Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Домашняя психотерапия. — Л., 1990.

ЭльконинД.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М, 1958.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ О ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ РАЗВИТИЯ ОТ 24.03.1995 № 42/19-15

Внастоящее время совокупность дошкольного образования переживает переходный период: от применения унифицированной образовательной программы — к работе с детьми по вариативным программам в контексте методики развивающего образования.

Первой программой, созданной по заказу Министерства образования Российской Федерации и рекомендованной к применению, явилась программа «Радуга». «Радуга» прошла широкую экспериментальную апробацию. В издательстве «Просвещение» опубликованы три книги, отражающие содержание программы «Радуга» («руководство и Программа для воспитателей первой младшей группы детского сада», «руководство и Программа для воспитателей второй младшей группы детского сада», «руководство и Программа для воспитателей средней группы детского сада»). В скором будущем выйдут в свет книги для работы с детьми шестого и седьмого года судьбы. Гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ» взяли следующие программы: «Развитие», «Одаренный ребенок», «Золотой ключик»; учебно-методический набор по музыкально-эстетическому формированию дошкольников, включающий программы «Гармония», «Синтез» и «Играем в оркестре по слуху».

Названные программы отражают идеологию педагогики развития. Они являются средством развития познавательной мотивации и свойств личности ребенка, его образа мира и снабжают в ходе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми становление общечеловеческих базиса и ценностей личностной культуры в дошкольном детстве. Эти программы выстроены с учетом лучших традиций практики совокупности дошкольного образования России, и достижений психотерапевтической науки о самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности.

Министерством образования РФ систематически будет публиковаться указатель образовательных программ для работы с детьми дошкольного возраста с краткими аннотациями и соответствующими реквизитами.

РЕКВИЗИТЫ ПРОГРАММ, Которых рекомендуют МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ К Применению В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Радуга» Создана сотрудниками лаборатории дошкольного

воспитания НИИ неспециализированного образования под управлением Т. Н. Дороновой. Заявки на приобретение возможно направлять в издательство «Просвещение» (Москва, ул. Марьиной рощи, 41)

«Развитие», Созданы коллективом научных сотрудников Дет-

«Одаренный ребенок» ского центра Л. А. Венгера РАО (конт. тел. 131-00-93)

«Золотой ключик» Создана коллективом психологов и педагогов,

под управлением Г. Г. Кравцова (конт. тел. 207-21-38)

«Гармония», Созданы коллективом психологов и педагогов,

«Синтез», музыковедов под управлением врача психологиче-

«Играем в оркестре ских наук К. В. Тарасовой (конт. тел. 187-02-22) по слуху»

Зам. министра А. Г. Асмолов

О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ИГРУШКАМ и ИГРАМ В наше время

Методическое письмо МО РФ от 17.05.95 № 61/19-12 (Извлечение)

Приложение 3

Тест на Самый Острый Слух в Мире


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: