Каждый год рабочий мир тратит миллиарды на опытное развитие – обучение, дополнительное образование, планирование карьеры и все другое. И не обращая внимания на то, что опытное совершенствование отправится на пользу фактически любому работнику, не каждому работнику подойдёт любой из типов учебной программы. Заберём, к примеру, стратегическое планирование либо любую другую деятельность, требующую заглядывать в будущее на средние либо долгие сроки. Подобные занятия идеально подойдут интуитивным логикам, тогда как сенсорные рационалы найдут громадную производительность труда, в случае, если их избавить от аналогичных задач. Другими словами представители разных типов смогут абсолютно выкладываться и профессионально расти в разных видах деятельности. Образно говоря, если вы постараетесь засунуть круглый предмет в квадратное отверстие, тем самым вы обрекаете себя на неудачу. На работе же такая неудача может обернуться тем, что положение сотрудника в организации будет понемногу ухудшаться. Так, кроме того лучшие намерения менеджера смогут подорвать его преданность и мотивацию работника делу.
Будучи сами экспертами по опытной подготовке (мы научили десятки тысяч людей применению Индикатора типов Майерс-Бриггс), мы располагаем ярким опытом в данной области и в особенности применительно к сенсорно-логико-рациональному деловому миру. Своим успехом мы обязаны как минимум двум факторам: мы всегда поддерживали обратную сообщение со своей аудиторией и всегда обновляли порядок проведения обучающих семинаров. По окончании пятнадцати лет работы мы все ещё совершенствуем его, оттачивая передаваемые аудитории идеи в зависимости от того, как она реагирует. Не обращая внимания на то, что мы являемся обычными интуитивными этиками (NF), другими словами естественным образом тяготеем к моделям межличностного обучения в группах, с выговором на теоретические моменты и самопознание, – отечественные слушатели, по преимуществу сенсорики, неизменно утверждают, что подготовка, которую мы проводим с ними, практична, логична, и возможно скоро применена в деле.
Это акцентирует основную заповедь типоведения применительно к учебным программам: будучи учителем, не нужно считать, что вы должны понравиться всем. Более того, вероятнее окажется напротив. Если вы преподаёте и любите собственную работу, то возможность того, что типологически вы разительно не похожи на главную массу собственных подопечных, высока.
Образовательные программы фактически любого вида разрабатываются интуитами, каковые строят собственное объяснение с большим практицизмом, но не обращая внимания на это, в целом они довольно часто делают упор на концепции и общие стратегии, а не на прикладную деятельность и практические подробности. В отделах опытной подготовки преобладают типы NFP и NTP, каковые разрабатывают обучающие программы для аудиторий, в которых, как нам известно, преобладают логики-рационалы. Если вы посмотрите на таблицы типов, приведённые в третьей части книги, то заметите, что практически во всех случаях люди, проводящие опытную подготовку, типологически практически полярно противоположны тем, кого они обучают – менеджерам высшего звена и среднего. Более того, при разработке таких программ учители (в большинстве случаев, интуиты) обращаются за помощью и советом к сотрудникам, а не к участникам семинаров (каковые, в большинстве случаев, сенсорики). В следствии «полевые опробования» этих программ проходят в щадящих условиях, и их разработчики приобретают скорее хорошую, чем негативную оценку, несмотря на то, что эти программы не всегда соответствуют своим целям. направляться заявить, что и обучающие, и обучаемые нуждаются друг в друге, но гордость интуитов обычно не разрешает им снисходить до выяснения точек зрения подопечных, тогда как нелюбовь сенсориков к абстракциям никак не содействует налаживанию сотрудничества с учителями, могущего вылиться в создание более успешных образовательных программ.
Итак, как же нам примирить две эти столь непохожие стороны?
Мы уверенный в том, что предпочтение, которое связано с получением информации (сенсорика – интуиция), есть серьёзной отправной точкой для опытного развития любого человека. Для начала напомним, что сенсорики и какое количество обучаются совсем по-различному. Сенсорики стремятся видеть образование нужным, уменьшают теорию до минимума, делают обучение несложным и практичным, тем самым закрепляя итоговые выводы, тогда как интуиты стремятся видеть неспециализированную возможность сначала. Они стремятся озадачивать учителей вопросами «как» и «по какой причине» применительно к обучению: «Как это возможно применить на практике?», «Как я смогу это применять?» либо «По какой причине мы занимаемся (не занимаемся) этим прямо на данный момент?»
Изабель Бриггс-Майерс показывает, что студентам-сенсорикам теория думается неинтересной, тогда как студенты-интуиты находят изнурительными факты. Следовательно, программа, основанная наполовину на теории и наполовину на фактах, обречена быть неинтересной и изнурительной в один момент.
Если бы мир был совершенным, возможно было бы сначала выявить тип каждого обучающегося. Располагая подобными сведениями, возможно было бы дать должное личным различиям и внести достаточное разнообразие в образовательные программы, дабы они были увлекательны для всех. У экстравертов была бы возможность показать себя, у интровертов – возможность поразмыслить, и без того потом.
Но принимая к сведенью то, что совершенного в отечественном мире мало, мы дадим пара советов тем, кто разрабатывает образовательную программу:
– Позаботьтесь о равновесии. В этом случае вам удастся охватить все те области, в которых любой из участников с уверенностью себя ощущает и где любой достаточно компетентен. Вместе с тем верная образовательная программа обязана охватывать и новые, тяжёлые для освоения области, причём так, дабы у обучающихся была возможность для личного опытного роста, К примеру, семинар по продажам, развивающий экстравертные навыки (сделки без предварительного представления продукции, активная реклама, общительность), обязан предоставлять возможность и для развития интровертных навыков (умение слушать, обдумывание поведения клиента, отслеживание собственного собственного поведения). Семинар по бухучёту, в котором нужно давать базисные опытные сведения, лишь победит от того, что вы включите в него обзор таких «неосязаемых» моментов, как потребности клиента либо техники по снятию стресса. Семинар же по формированию руководящих навыков, в котором основной акцент будет сделан на умении и разработке концепций видеть неспециализированную возможность, обязан кроме этого выделить важность срочного исполнения повседневных дел, что, со своей стороны, говорит о взаимозависимости как начальника и его подчинённых.
В каждом из этих случаев нужно излагать достаточно базисного материала с целью достижения главных целей курса и вместе с тем входить в более тяжёлые и менее популярные, но нужные области, которые связаны с главным предметом курса, дабы обучающиеся выходили за рамки привычного.
– Считайтесь как с большинством, так и с меньшинством. Часто не редкость так, что образовательные направления с годами претерпевают мало трансформаций, сохраняя одно да и то же содержание, упражнения и стиль обучения. В случае, если же вы обучаетесь не так, как все, либо имеете другие потребности, то рискуете не вписаться в структуру курса. Любую структуру любого курса направляться предварительно испытывать на разных типах аудитории и лишь после этого утверждать совсем. К примеру, мы знаем, что в любой учебной группе из рабочий среды будут преобладать логики и рационалы. Более того, в зависимости от конкретной задачи, поставленной перед обучающимися, сенсориков, по всей видимости, будет больше, чем интуитов, а интровертов и экстравертов будет поровну, по крайней мере, на уровне менеджеров среднего звена.
Учитывая все эти возможности, практически всем обучающихся такие вещи, как логика и анализ, в размеренном и распланированном обучении будут даваться конечно. В случае, если в аудитории больше сенсориков, чем интуитов, обучающиеся предпочтут иметь дело с конкретными фактами в самых прикладных и практических качествах деятельности. А также в случае, если аудитория состоит по преимуществу из интровертов, они все равно будут знать, что от них потребуется вербальное общение, поскольку они вышли из совокупности, где традиционно поощряется экстраверсия («На одну треть ваша оценка по этому курсу будет складываться из вашей посещаемости»). Уравновесить все эти предпочтения с другими, менее популярными – интуицией (теория, создание концепций), этикой (субъективные нюансы деятельности, межличностное общение) и иррациональностью (отсутствие постоянной скованности замыслами либо графиками) нужно и полезно для опытного роста. Но в случае, если наряду с этим не будет соблюдён типоведческий принцип уважения личных различий, подобное повлечёт за собой только негативное отношение и сопротивление к обучению.
– Будьте внимательны к интровертам. Возможно, нужнейшее открытие, которое типоведение оказывает помощь сделать в области опытного совершенствования, содержится в следующем: в случае, если интроверту сперва дать время на раздумье и обдумывание, лишь тогда он сможет оптимально взять и оценить данные и в конечном счете поделиться ей. Большая часть образовательных мероприятий совсем игнорируют эту особенность либо по крайней мере относят подобное на вечернее время, вместо дневного времени занятий. В случае, если же дать интровертам возможность делать заметки, поразмышлять в тишине либо кроме того пообщаться наедине маленькими группами на протяжении мероприятия, это будет не только признанием того, что интровертная модель обучения в праве на существование, но и свидетельством того, что разработчик учебного курса заинтересован в том, дабы представители всех типов деятельно приняли участие в обучении.
Делу время, потехе час
Хорошие шутки обожают все, но представители разных типов личности по-различному шутят и принимают юмор. Имеется типы, представители которых – усердные шутники; представители других типов обожают слушать шутки, но ни при каких обстоятельствах их не помнят, тогда как представители третьих склонны к остроумным ответам и каламбурам, в то время как стандартные шутки с началом, концом и серединой им не через чур по душе. Кроме того любители розыгрышей относятся к определённым типам.
Вот как возможно характеризовать влияние каждого из восьми предпочтений на то, как мы шутим и смеёмся:
– Экстраверсия оказывает помощь нам смеяться над окружающими.
– Интроверсия располагает к хохоту над самим собой.
– Сенсорика оказывает помощь нам высмеивать абсурдность происходящего.
– Интуиция разрешает нам обнаружить забавные моменты в самых неожиданных сторонах судьбы.
– Логика располагает к тому, дабы смеяться над тем, что вовсе не думается забавным.
– Этика облегчает нам хохот над теми интимными моментами собственной судьбе, каковые обычно пугают нас.
– Рациональность разрешает нам смеяться над ограничениями, каковые вносят в нашу жизнь замыслы, обыденность и графики.
– Иррациональность располагает нас к высмеиванию забывчивости и нашей рассеянности.
Каждое из восьми личных предпочтений имеет собственную «юмористическую специализацию». К примеру, экстраверты предпочитают шутить, а не слушать остроты вторых.
Интроверты обожают послушать хорошую шутку, потому, что это даёт им предлог посмеяться вслух. лимерики и Каламбуры – это вотчина интуитов, тогда как в шутках, где что-то понимается практически, в особенности сильны сенсорики. Логики смогут быть склонны к более неотёсанному юмору, тогда как этики, каковые смеются подобным шуткам (преисполняясь наряду с этим эмоцией вины), больше предпочитают тёплый, радостный и хороший юмор. Рационалы – самые лучшие рассказчики (благодаря собственной естественной организованности), тогда как иррационалам чудесно удаются остроты и спонтанные шутки. Иррационалы, и в особенности сенсорные иррационалы, обожают розыгрыши (как в качестве устроителей, так и в качестве жертв); они не имеют ничего против того, дабы их разыграли, потому, что тогда им будет увлекательнее осуществить собственный следующий розыгрыш.
Мерило справедливости
Логик-рационал (TJ): «В любой момент лучше осуждать вторых».
Этик-экстраверт (EF): «В любой момент лучше напрашиваться на комплименты».
Дабы читатель от души посмеялся, вот восемь шуток, каковые, как нам думается, иллюстрируют все восемь личных предпочтений.
Шутка экстраверта
К экстраверту, трудящемуся в торговом зале супермаркета, обращается клиент и требует его реализовать ему половину пучка салата. Тот, не веря своим ушам, отвечает: «Не знаю, мне необходимо поинтересоваться у менеджера». Он идёт к менеджеру, не подозревая, что клиент следует за ним по пятам, и сгоряча выпаливает: «Тут один идиот желает приобрести половину пучка салата…» – но неожиданно увидев, что клиент стоит у него за спиной, не теряясь, продолжает: «…а данный великодушный джентльмен дал согласие приобрести вторую половину».
Шутка интроверта
Дождливый сутки; учительница одевает первоклассников, планирующих уходить по зданиям. Мин. пять она копается с переобуванием одного из детей, натягивая на него ботинки и зашнуровывая их. Чуть она заканчивает, ребёнок (интроверт) информирует ей: «Это не мои ботинки». Учительница, набравшись воздуха, тратит ещё пять мин. на обратный процесс, расстёгивая, расшнуровывая и стягивая их. В то время, когда она заканчивает с этим, ребёнок додаёт: «Это ботинки моего брата – мама сообщила, дабы сейчас я их надел».
Шутка сенсорика
Это настоящая история из судьбы аммериканского президента Кэлвина Кулиджа, сенсорного интроверта. Как-то на обеде одна гостья сообщила ему: «Я поспорила с мужем, что разговорю вас так, что вы сообщите мне три слова». На что Кулидж холодно ответил: «Вы проиграли».
Шутка интуита
Два вора пробрались в высокое офисное строение, дабы совершить кражу со взломом. Неожиданно они слышат, что к ним кто-то идёт. Вор-интуит говорит вору-сенсорику: «Прыгаем в окно – либо нас застукают!» Сенсорик отвечает: «Ты шутишь! Мы же на тринадцатом этаже!» На что интуит отвечает: «на данный момент не время для суеверий – прыгай!»
Шутка логика
Джим требует собственного брата Сэма посидеть с его собакой, пока его не будет в городе. В тот же вечер Джим звонит, дабы выяснить, как поживает его собака. Сэм, что был логиком, с ходу отвечает ему: «Твоя тупая собака сдохла». Джим, что, очевидно, расстроен, начинает выговаривать брату за такую бесчувственность: «Если бы ты был хоть какое количество-нибудь чувствительным, ты бы сказал мне об этом понемногу. Ты бы сообщил мне: „С твоей собакой случился несчастный случай“. В то время, когда я позвонил бы на другой сутки, ты должен был бы сообщить мне: „Состояние твоей собаки ухудшилось“. На третий сутки я бы уже был подготовлен к нехорошим новостям. Кстати, раз уж я позвонил, то как поживает мама?» На это Сэм отвечает: «С мамой случился несчастный случай».
Шутка этика
Человек, у которого был стеклянный глаз, в один раз случайно его проглотил. Через несколько недель он приходит к доктору и жалуется на боль в кишечнике, ничего не упоминая о стеклянном глазе. Доктор, осматривая больного, требует его согнуться и, увидев, что на него наблюдает глаз, говорит: «Послушайте, если вы желаете, дабы я вам помог, вы должны доверять мне».
Шутка рационала
Вгороде наводнение; по Основной улице мчится поток воды, унося с собой все, что ему попадается. Мелкий мальчик наблюдает в окно и видит, как по воде до угла дома и обратно в том направлении и ко мне перемещается красная кепка. Удивлённый происходящим, мальчик кличет маму, которая отвечает ему: «Успокойся, это твой отец подстригает газон – он дал обещание сейчас, что с головой окунётся в работу».
Шутка иррационала
Подающий надежды актёр (иррационал) наконец приобретает в пьесе роль всего из одной строки. Строки была такая: «Чу! Неужто это канонада?» 14 дней актёр исступлённо репетирует, повторяя собственную роль опять и опять. К премьере он выучил любой нюанс собственной роли и на главной репетиции сыграл её к общему наслаждению. В то время, когда поднимается занавес, режиссёр, напутствуя актёра, даёт ему последние наставления: «не забывай, на данной фразе зиждется вся пьеса!» Иррационал выходит на сцену, как внезапно раздаётся ужасной силы «БУМ!» Актёр в удивлении восклицает: «Линия подери , что это было?»
Само собой разумеется, эти шутки необязательно должны показаться уморительно забавными. И более того, то, сочтёте ли вы их забавными либо кроме того подходящими для данной книги, частично зависит от того, каковы ваши личные предпочтения. Но основное не в этом. Значительно ответственнее то, что любой из нас практически в любой области судьбы находит что-то собственное. Обучитесь ценить эти различия – и тогда ваше рабочее место, да и всю землю в целом будут казаться вам значительно более привлекательными.
Подведём итоги
Итак, мы освоили огромный массив информации, что может как минимум озадачить читателя. Вместе с тем типоведение – вещь по собственной сути довольно-таки несложная. Четыре основных вывода, каковые вы отыщете ниже, – это те наиболее значимые моменты, каковые вы должны усвоить. Помимо этого, они послужат вам отправными точками для прикладного применения типоведения.
1. Заучите собственный четырехбуквенный код. Самое основное – жёстко установить и запомнить код собственного типа. Если вы установили собственный четырехбуквенный код, крайне важно убедиться в том, что это и в самом деле ваш код. Лучший метод сделать это – прочесть собственное описание в третьей части книги и отметить те его элементы, с которыми вы согласны либо не согласны. (Для того чтобы получить максимально полное описание собственного типа, мы рекомендуем вам обратиться к чертям в соответствующей литературе, посвящённой описанию поведения и взглядов различных типов личности в повседневной судьбе.) В случае, если окажется, что с большинством элементов описания вы не согласны, попытайтесь второе описание, поменяв всего одну букву кода. Скоро вы встретите такое описание, которое будет в полной мере совершенно верно вам доходить. Существуют и другие источники по типоведению, которая смогут быть вам нужными, включая аудио – и записи.
После этого обратитесь к нескольким людям, каковые отлично вам привычны, и попросите их прочесть выбранное вами описание, а после этого выясните, что они думают по этому поводу. В частности, вам предстоит узнать у них, как совершенно верно оно вас характеризует и какие конкретно элементы описания отличаются особой неточностью и точностью.
Отслеживайте собственное поведение как в ходе собственных личных повседневных дел, так и на протяжении общения с окружающими чтобы составить более правильное чувство о собственном психотерапевтическом типе.
Пускай это будет вашей программой-минимум в типоведении. Приучитесь пользоваться своим четырехбуквенным кодом практически так же, как вы пользуетесь собственным именем – чтобы говорить о себе окружающим.
2. Будьте внимательны к иррациональности и предпочтениям рациональности. Запомнив собственный четырехбуквенный код, сделайте следующий ход: поймите по две главных изюминки рационалов и иррационалов – это в значительной степени облегчит вам опытное общение.
– Если вы иррационал, то независимо от того, каковы первые три буквы вашего кода, вашим неотъемлемым свойством есть поиск вариантов. Ваше динамичность и творческое мышление – вот ваш вклад в неспециализированное дело. В случае, если вам предстоит совершить обмен мнениями, позаботьтесь о том, дабы рядом с вами было как возможно больше иррационалов.
– Иррационалы принимают решения способом исключения. Довольно часто иррационал яснее осознаёт, чего он не желает, чем что ему хочется. Исходя из этого в любой ситуации принятия ответа принципиально важно оказать помощь иррационалу во всем разобраться.
– Если вы рационал, то независимо от того, каковы остальные три буквы вашего кода, вы владеете склонностью осуждать и жаловаться. Рационал жалуется на все без исключение, кроме того на то, что он обожает и желает делать. Не следует принимать критику рационала как показатель неодобрения. Быть может, он реагирует так на какие-то другие факторы, к примеру, на то, что ваша просьба отвлекла его от занятия, которым он был в тот момент занят.
– В то время, когда вы излагаете рационалу новую идею, применяйте такую тактику: разложите ему собственные мысли, после этого покиньте его в покое и позднее возвратитесь, дабы обсудить идею. Это даст рационалу время для критики (по крайней мере внутренней), перед тем как он составит список преимуществ данной идеи, каковые он имел возможность бы после этого применять.
3. Упрощённое типирование: четыре темперамента. То, что именуется темпераментом, есть нужным упрощающим средством. Темперамент – собственного рода попытка сделать сложную совокупность типоведения более управляемой, разрешающая стремительнее усовершенствоваться в типоведении. Сочетания определённых букв разрешают вам уменьшать количество предпочтений, исследуемых сейчас, и упрощает познание типа другого человека. Само собой разумеется, вы получите не столь полный портрет, какой может дать описание по четырём буквам кода, но темперамент разрешает забрать под контроль психотерапевтические изюминки людей, играющие ключевую роль в воздухе вашей организации.
Существует четыре особенно действенных двухбуквенных темперамента: NF (интуитивные этики), NT (интуитивные логики), SJ (сенсорные рационалы) и SP (сенсорные иррационалы). Любой из нас подпадает под одну из этих четырех категорий. Ниже мы перечислим по две сильные и по две не сильный стороны, заложенные в каждом темпераменте.
– NF (интуитивные этики: INFP, INFJ, ENFP, ENFJ). Их преимущества: свойство к сотрудничеству и убеждению, умение создавать деловые команды. Их недочёты: неоправданно придают личную окраску организационным проблемам, склонность продолжительно не забывать обиды.
– NT (интуитивные логики: INTP, INTJ, ENTP, ENTJ). Их преимущества: свойство к систематическому, стратегическому мышлению; это прирождённые аналитики. Их недочёты: неоправданное усложнение неприятностей, нетерпимость к проявлениям отсутствия компетенции.
– SJ (сенсорные рационалы: ISFJ, ISTJ, ESFJ, ESTJ). Их преимущества: сильное чувство ответственности, чувство долга перед организацией; сенсорные рационалы – становой хребет любой организации. Их недочёты: консерватизм, узость кругозора при следовании распоряжениям и правилам.
– SP (сенсорные иррационалы: ISFP, ISTP, ESFP, ESTP). Их преимущества: способны с лёгкостью делать разнообразные задачи, острое чувство срочности работы, в то время, когда этого требует обстановка. Их недочёты: отсутствие интереса к повседневным задачам, слишком мало широкое видение неспециализированной возможности.
4. Будьте внимательны к противоположностям. Очевидно, временами наблюдать на мир через призму типоведения оказывается весьма непросто. Вместе с тем время от времени не редкость полезно посмотреть на ход вперёд и оценить обстановку глазами обладателя противоположного предпочтения либо представителя противоположного типа. К примеру, если вы интроверт, что честно обожает плоды собственных внутренних размышлений и радуется им, стремитесь почаще высказывать все это при помощи слов. Мы гарантируем, что это застанет врасплох фактически всех, кто вас окружает, а сами вы отыщете метод принять собственные неприоритетные типологические особенности и получите средство для их развития.
Но с чего бы вам захотеть поступить так? Давайте возвратимся к одной из отечественных уникальных аналогий – о праворукости и леворукости. Будучи правшой, вы обогатите достижения и свои впечатления, в случае, если сможете с той либо другой степенью уверенности функционировать левой рукой. Как вам, возможно, уже известно, даётся это непросто, но практика, опыт и возраст делают подобное вероятным. Прошу вас, осознайте: правша ни при каких обстоятельствах и ни за что не станет левшой, совершенно верно так же, как интроверту ни при каких обстоятельствах не стать экстравертом. Но, как сообщила Изабель Бриггс-Майерс, у каждого из нас развиваются свойстве в области неприоритетных особенностей.
Внимание к типологическим противоположностям даёт и ещё одно преимущество: оно разрешает вам лучше выяснять и ощущать тех, кто владеет вторыми предпочтения и принадлежит к иным типам. У американских индейцев имеется одна поговорка: «Ни при каких обстоятельствах не делай выводы о втором, пока не походишь в его мокасинах». Ознакомившись в той либо другой степени с тем, как мыслят и как поступают обладатели вторых предпочтений, вы сможете оценить эти предпочтения и избежать скоропалительных негативных оценок.
Вот пара советов, каковые окажут помощь вам «мыслить противоположностями»:
– Экстраверты: у вас имеется склонность сперва сказать, а позже думать и «заговаривать» окружающих. Попытайтесь вычислять в таких случаях до десяти, а после этого (что нельзя исключать) промолчать. Доверьте кому-нибудь второму выразить то, что у вас на уме, а если он не сделает этого, не поднимайте данный вопрос вовсе. Слушайте, слушайте и ещё раз слушайте. Быть может, вам стоит повторить чьи-то слова прежде, чем вы начнёте озвучивать личные мысли.
– Интроверты: у вас имеется склонность к созерцанию, размышлению, уединению; вы склонны кроме этого держать собственные мысли при себе. Попытайтесь как-нибудь «выпалить» ответ, сообщить что-нибудь, не вдумываясь в суть в собственных слов, да и не вкладывая в них особенного смысла. Будьте намеренно многословны, рассказываете чуть больше, чем нужно. Повторяем: чуть больше, чем нужно.
– Сенсорики: вы склонны «не отрываться от почвы» и сосредотачиваться на насущных проблемах. Попытайтесь дать себе волю и выпустить собственное воображение на свободу. К примеру, придумайте десять хороших вариантов времяпрепровождения на завтра либо на следующую семь дней.
– Интуиты: вы склонны наслаждаться нескончаемым изобилием радужных и вариантов возможностей на будущее. Попытайтесь пережить так много чувственных ощущений, когда вы сможете вместить в пять либо десять мин.. Пробуйте на вкус, осязайте, нюхайте, слушайте и разглядывайте все то, что вас окружает, не пробуя искать какой-либо суть в собственных ощущениях – этот момент.
– Логики: вы тяготеете к беспристрастности и объективности. Перед тем как решить, примите в расчёт точку зрения другого человека. Воспользуйтесь теми же словами и спросите себя: «Какие конкретно эмоции появляются у меня по поводу происходящего?»
– Этики: вы склонны стремиться к тому, дабы все около пребывали в состоянии гармонии и согласии. В то время, когда будет появляться несогласие, попытайтесь не приходить на помощь ни одной, ни второй стороне. Лучше настройте себя против самой ситуации – против спора для спора. В случае, если разговор, о чем бы он ни был, начинает переходить на повышенные тона, не пугайтесь. Внушайте себе: «Тут нет ничего личного – это легко обмен мнениями».
– Рационалы: у вас имеется склонность к завершённости, организации и планированию. Легко разрешайте вещам происходить самим по себе. Попытайтесь как минимум ежедневно оставлять без внимания какую-нибудь докучающую вам проблему. Убедите себя оценить то, как отлично по большому счету не заниматься данной проблемой. Спросите себя: «В случае, если я не займусь этим, скажется ли это как-нибудь на моей жизни в течение следующего года?»
– Иррационалы: вы склонны чрезмерно распылять внимание и свои силы, преследуя нескончаемую вереницу целей. Попытайтесь довести до конца одно какое количество-нибудь серьёзное дело – кроме того преждевременно, в случае, если это допустимо. Приступите к доведению дела до конца и дайте обещание себе, что вы не отвлечётесь, пока не достигнете цели, стоящей перед вами сейчас.
Итак, вы вооружились всего четырьмя этими положениями, вкупе с некоторыми открытиями, каковые вы сделали, просматривая прошлые главы – все другое зависит от вас. Превращение в опытного типоведа во многом напоминает приобретение любых новых навыков, к примеру, овладение игрой на фортепиано либо французским языком. На первых порах вы станете копировать вторых – к примеру, разучивать гаммы либо диалоги. По мере того как вы станете обретать уверенность и опыт, ваш профессионализм будет понемногу возрастать – скажем, вы начнёте писать собственную музыку либо строить диалоги без всякой подготовки. А если вы приложите достаточно труда, данный навык станет вашей второй натурой.
Само собой разумеется, мы не ожидаем, что все читатели превратятся в усердных типоведов – цель отечественной книги содержится отнюдь не в этом. Кроме того если вы сделали хотя бы одно открытие о самом себе либо о человеке, с которым вы трудитесь, значит, вы не напрасно просматривали её.