Ольга федоровна лобазова 12 глава

Дав людям подобные моральные правила, христианство смогло распространить собственный влияние на огромных территориях. Наиболее многочисленным и организованным направлением христианства есть католицизм. резиденция и Центр католицизма его главы — папы — Ватикан, город-государство в центре Рима. Это государство имеет собственный герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты власти, впредь до жандармерии и гвардии. Светская власть папы в ее настоящей форме была установлена Латеранским соглашением 1929 г. между правительством Муссолини и папой Пием XI. В будущем эти соглашения были узаконены особой статьей в итальянской конституции 1947 г.

Отец через посредство римской курии (центральный административный аппарат католической церкви, складывающийся из конгрегации, канцелярий, секретариатов, трибуналов, советов) командует всей церковью и ее бессчётными организациями, действующими в подавляющем большинстве государств. Основных католических епископов — и иерархов кардиналов — отец назначает из представителей духовенства различных государств. Коллегия кардиналов (конклав) пожизненно выбирает из собственной среды папу, что с этого момента делается викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой мировом церкви, западным патриархом, примасом Италии, митрополитом и архиепископом римской провинции, сувереном города-страны Ватикан.

Если сравнивать с православием католицизм имеет последовательность изюминок в вероучении и культе. Разделяя общехристианский догмат о божественной троице, веру в истинность Библии и изложенную в ней совокупность мифов о сотворении человека и мира, католицизм признает, к примеру, исхождение духа святого не только от всевышнего-отца (как учит православная церковь), но и от всевышнего-сына. Католики верят в существование чистилища (не считая рая и ада), признают непогрешимость в вопросах веры и морали папы. Источником собственного вероучения католики вычисляют не только Библию, но и предание, церковную традицию, в которую они включают решения мировых суждения и соборов пап. Наряду с этим право толковать Библию имеет лишь церковь. Духовенство выделяется учением и своим обетом безбрачия о запасе хороших дел — божественной благодати, которую распределяют священники.

Необычно отправляются в католицизме кроме этого таинства и обряды, неспециализированные для христианства. К примеру, таинство крещения производится методом обливания водой либо погружения в воду (в православии — лишь погружением в воду). Таинство миропомазания в католицизме, именуемое конфирмацией, производится, в то время, когда ребенку исполняется семь-восемь лет (у православных — практически сразу после рождения). Таинство евхаристии совершается на пресном хлебе (у православных — на квасном), наряду с этим до недавнего времени лишь священники имели возможность причащаться вином и хлебом, миряне же должны были причащаться лишь хлебом.

Широкое учение и экзальтированное почитание Богородицы о ее телесном вознесении; пышный театрализованный культ, применяющий все виды мастерства для действия на верующих; очень развитое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, блаженных и святых; строго централизованная иерархическая организация во главе с непогрешимым папом — таковы характерные изюминки католической разновидности христианской религии.

Наровне с православием и католицизмом существует протестантизм — направление христианства, охватывающее множество независимых церквей и исповеданий. организации и Особенности идеологии современного протестантизма во многом обусловлены историей его последующего развития и возникновения.

Протестантизм появился в конце XVI века, в эру Реформации, которая первенствовала решительной битвой европейской буржуазии против феодализма. Преддверие буржуазной революции не просто так приняло форму религиозных войн — эмоции и сознание народа были полностью охвачены церковью. Одним из первых шагов реформационного перемещения в Германии было выступление Мартина Лютера (1483—1546) против индульгенций. Лютер выступил против претензий католического духовенства осуществлять контроль совесть и веру на правах посредника между людьми и Богом. Лютер думал, что человек может спастись лишь при помощи веры, которая конкретно даруется Всевышним, без помощи церкви. Это учение Лютера о спасении, либо оправдании верой в привлекательную жертву Христа, стало одним из центральных догматов протестантизма.

Лютеранская реформация провозгласила учение о общем священстве, о равенстве всех верующих перед Всевышним. Под лозунгом восстановления традиций раннехристианской церкви было выдвинуто требование об упразднении обособленного сословия священников, устранения монахов, прелатов, римской курии, т.е. всей дорогостоящей иерархии. Был отвергнут и авторитет папских посланий и декретов, ответов соборов (священное предание), единственным авторитетом в вопросах веры было признано Священное Писание. Любой верующий стал вправе истолковывать его по собственному разумению.

Учение Лютера об оправдании верой вело к обмирщению религии, разглядывало мирскую деятельность человека как служение Всевышнему.

Реформационное перемещение было социально разнородным и весьма скоро разделилось на два лагеря: умеренныйпод руководством Лютером, и революционный, представителем которого в Германии был Томас Мюнцер (ок. 1490— 1525). Религиозная философия Мюнцера во многом приближалась к атеизму, пантеистически отождествляя понятия мир и бог. Это учение призывало искать эдем в жизни, установить на земле царство божье. Приверженцы Мюнцера, в особенности из секты анабаптистов (перекрещенцев), из равенства сынов божьих выводили требование устранения и гражданского равенства самые значительных имущественных различий.

Высшей точкой реформационного перемещения в Германии была Крестьянская война 1525 г., закончившаяся поражением восставших и смертью их вождя Томаса Мюнцера. Лютер сейчас выступил против народного перемещения и провозгласил абсолютную покорность властям и светским порядкам как возможности и единственной опоре порядка христианского смирения.

Документом, выразившим существо лютеранской программы, есть Аугсбургское вероисповедание. Данный документ был представлен императору Карлу, но тот его отверг, почему началась война между ним и князьями, принявшими лютеранскую реформацию. Война закончилась в 1555 году Аугсбургским религиозным миром: князьям было предложено право определять религию собственных подданных по принципу чья страна, того и вера.

В первой половине XVI века реформационное перемещение стало скоро распространяться за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, в скандинавских государствах, в Прибалтике. Отдельные лютеранские общины показались в Польше, Венгрии, Франции. Одвременно с этим в Швейцарии появляются новые разновидности реформационного перемещения — цвинглианство и кальвинизм. Значительно большее распространение взял кальвинизм. Жан Кальвин (1509—1564), отрекшись от католицизма, с 1536 г. обосновался в Женеве, где возглавил реформационное перемещение. Одним из главных догматов его учения есть тезис об безотносительном предопределении: еще до сотворения мира Всевышним были выяснены судьбы всех людей (кому рекомендован эдем, кому — преисподняя), и никакие упрочнения, никакие хорошие дела не смогут поменять предначертания Всевышнего. Сначала кальвинизму стали характерны подробная регламентация публичной и личной судьбе верующих в духе благопристойности, имеющей весьма узкие и строгие рамки. Инакомыслие пресекалось самыми ожесточёнными мерами. В соответствии со своим учением кальвинизм поменял культ и церковную организацию. Иконы, облачения, свечи и т.п. были упразднены. Главное место в богослужении заняло пение псалмов и чтение Библии. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники, каковые составляли консисторию, ведающую религиозной судьбой общины.

Реформация в Англии началась по инициативе правящих верхов. В 1534 г. парламент Великобритании стал независимым церкви от папы и заявил ее главой король Англии. Были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу казны. Но наряду с этим объявлялось о сохранении всех католических догматов и обрядов. Со временем влияние протестантизма на англиканскую церковь усилилось и в 1571 г. парламентом был принят англиканский знак веры. Англиканская церковь приняла догмат об оправдании верой и о Священном Писании как единственном источнике веры; отвергла индульгенции и почитание мощей и икон. С оговорками сохранился католический догмат о выручающей силе церкви, были сохранены организация и обряды (епископат).

Из-за ухудшения социальных противоречий в Англии XVI—XVII вв. складывается оппозиция режиму, которую не устраивает королевская реформация. Среди британской буржуазии приобретает распространение кальвинизм, приверженцев которого именовали пуританами. Умеренные пуритане ограничивались требованием установления пресвитерианской церкви, в то время как радикальное крыло, индепенденты (свободные), абсолютно отвергали принцип национальной церкви. Активизация демократических элементов стала причиной происхождению религиозных сект конгрегационалистов, баптистов, квакеров и др.

Организационные формы современных протестантов очень разнообразны — от церкви как национального учреждения (Швеция) и до полного отсутствия объединяющей организации (квакеры), от громадных конфессиональных (Глобальный альянс баптистов) и межнациональных (экуменическое перемещение) объединений до небольших изолированных сект.

Наиболее крупным протестантским перемещением есть лютеранство. Лютеранские евангелические церкви существуют во многих государствах. Самый влиятельны они в скандинавских государствах (Исландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Германия). Самой влиятельной лютеранской организацией на постсоветском пространстве есть Эстонская Лютеранская церковь.

В современном кальвинизме существуют лютеранские и пресвитерианские церкви (и конгрегационализм), каковые распространены, в большинстве собственном, на территории Англии и США.

Англиканская епископальная церковь есть национальной церковью Англии. Церкви того же вероисповедания существуют в Соединенных Штатах, Индии и других государствах, в основном в бывших колониях Англии. В Штатах англиканство представлено Протестантской епископальной церковью США, которая ведет громадную миссионерскую деятельность в государствах Африки и Азии, в Латинской Америке.

К протестантам относят и старокатоликов — приверженцев отколовшихся от католической церкви направлений. Старокатолическая церковь сложилась на базе оппозиции ответу Ватиканского собора 1870 г. о непогрешимости папы. Главные ее центры находятся в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах. Старокатолики не признают непогрешимости папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, целибат для духовенства. Старокатолики близки англиканам и поддерживают с ними постоянные контакты.

Во времена Реформации сложилось течение меннонитов. Оно появилось в Северной Германии по окончании поражения в Крестьянской войне 1525 года. Его основателем был голландец Менно Симоне, призывавший к непротивлению, отвергавший борьбу со злом в мире. Меннониты не верят в предопределение, придают значение личной вере (впредь до приоритета над священным писанием). Среди меннонитов распространены мессианские и хилиастические представления. Приверженцы этого направления христианства живут, по преимуществу, на западе и ведут активную миссионерскую деятельность.

Во многом смыкается с другими протестантскими организациями баптизм. Разделяя догматы о троице, божественном происхождении Христа и т. п., баптисты отрицают роль церкви как посредника между людьми и Богом, проповедуют принцип оправдания верой. Они верят в предопределение, но признают свободу воли человека. Существенно упрощен культ — они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены молитвенными собраниями. Крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом. Среди верующих баптистов главенствует поддержки и принцип взаимопомощи. На данный момент позиции баптизма особенно сильны в Соединенных Штатах, помимо этого, он представлен в Англии, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР, Австралии. В 1905 г. был создан Глобальный баптистский альянс, объединивший разные направления.

В 40-х годах XVII века в Англии Г. Фоке создал Общество друзей внутреннего света. В него вошли многие баптистские группы и известные религиозные деятели. Участников этого общества нарекли квакерами(трясущимися). Секта отстаивала принцип равенства всех людей, последовательно проповедовала пацифизм (отказывалась от воинской повинности), исходя из этого подверглась преследованию со стороны правительства. В 60-х годах XVII века произошло переселение первых квакеров в Северную Америку. Базу вероучения квакеров образовывает представление о том, что Всевышний находится в сердцах людей. В то время, когда это божественное начало проявляется, человек озаряется внутренним светом, независимо от расы либо социального положения. Дабы и тебя озарил данный свет, необходимо идти верным методом, в начале которого находится безмолвная молитва. Квакеры абсолютно поменяли обрядность — у них нет строго регламентированного церемониала богослужения, они не признают таинств, не причащаются. Проповедует тот участник собрания, что почувствовал в себе внутренний свет. Из собственного учения квакеры выводят последовательность этических требований: честность и безусловная правдивость во всем, непритязательность, простота, отказ от развлечений и роскоши. Не признавая титулов и других социальных различий, они ко всем обращаются на ты, обширно практикуют благотворительность. В прошлом они деятельно выступали против работорговли и рабства, на данный момент участвуют в борьбе за мир и против расизма.

Методизм, сложившийся на земле англиканства в первой половине XVIII века, есть одним из больших церковных образований. Не считая Англии и США, методисты действуют в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Корее, Бразилии, Германии, Швейцарии, скандинавских государствах, Австрии, Франции, Италии, Венгрии, Болгарии. Из обрядов методисты сохранили причащение и крещение (отрицая крови Христа и присутствие тела в элементах причастия). Абсолютно отвергается учение о необходимости и чистилище исповеди. Любой верующий ищет собственный личный путь спасения по собственному способу. Отличительной чертой методистских организаций есть строгий централизм.

В 1830 г. была организованы секта мормонов, каковые именовали себя святыми Судного дня. Основателем ее был Джозеф Смит, с детских лет имевший видения и провозгласивший себя пророком. По его утверждению, он отыскал бронзовую доску с древними письменами — завещанием и откровением последнего израильского пророка Мормона, что якобы переселился до нэ в Америку. Смит перевел эту книгу и издал ее называющиеся Книга Мормона. В 1843 г. на основании посетившего его откровения Дж. Смит провозгласил необходимость и многоженство создания религиозной организации. Вторыми отличительными чертами учения мормонов есть проповедь необходимости труда, ожидание скорого наступления царства божьего, вера в низших всевышних и духов. Общины мормонов достигали экономического преуспевания и сейчас воображают большую денежную силу в Соединенных Штатах.

В 30-х годах XIX века в Соединенных Штатах появилась секта адвентистов (с лат. — приход, пришествие). Ее основателем был В. Миллер, предвещавший второе пришествие Христа на землю в первой половине 40-ых годов девятнадцатого века. Вера в близкое второе пришествие образовывает базу вероучения адвентистов. Они отрицают бессмертие души: по окончании смерти душа погружается в сон до Ужасного суда, где будет принято решение о ее предстоящей судьбе. Конечно, что хорошая участь ожидает только души адвентистов. У них сохранились крещения и обряды причащения (совершаются над взрослым). Необходимой считается уплата десятины в кассу общины. Адвентисты делятся на пара группировок, самая влиятельной считается секта адвентистов седьмого дня. Она руководствуется откровениями американской проповедницы Елены Уайт (1827—1915) о седьмом дне семь дней (субботе) как дне отдыха, о падении всех церквей, не считая адвентистской, о поручении адвентистам проповедовать заповеди Всевышнего и др. Общины адвентистов седьмого дня организованы по военному принципу.

Свидетели Иеговы — это направление появилось во второй половине XIX века в Соединенных Штатах. Его основатель Ч. Руссель предсказывал гибель и прихода непосредственную близость Христа всех, за исключением иеговистов, в войне между сатаной и Христом — Армагеддоне. Для свидетелей Иеговы свойственны отрицание веры в загробную судьбу, в божественную сущность Христа, что, по их представлениям, прославленное духовное существо, делающее волю всевышнего Иеговы. Управление секты строго централизовано. Ее центр находится в Бруклине (США).

В 1865 г. методистским проповедником У. Бутсом в Лондоне было начато перемещение за нравственное восстановление общества. В 1870 г. это перемещение стало называться Христианская миссия, а с 1878 г., в то время, когда оно приняло своеобразные организационные нормы, было названо Армией спасения. У. Бутс создавал религиозно-филантропическую организацию, он утверждал, что направляться заботиться не только о спасении души в потустороннем мире, но направляться уменьшить жизнь низшим слоям общества в мире этом. В соответствии с этим создавались публичные столовые с бесплатным едой, бригады помощи пьяницам, осуждённым, организовывались кампании против проституции и т. п. Конкретно филантропией Армия спасения пытается добиться социальной справедливости.

В 1866 г. Мэри Бекер основала церковь христианской науки. Ее приверженцев именуют кроме этого сциентистами. Мэри удалось якобы открыть Христов способ исцеления, что основывается на том, что, не считая духа, в мире нет ничего. Все другое — лишь видимость. Исходя из этого путь исцеления от любой болезни содержится в том, дабы забыть мысли о недугах, смерти и грехах. На данный момент существуют около 2000 таких сциентических общин.

Протестантская секта пятидесятников появилась в начале XX века в Соединенных Штатах и скоро распространилась в других государствах мира. Изюминкой их учения есть вера в возможность воплощения святого духа в любого верующего. Наряду с этим человек, в которого вселился святой дух, начинает проповедовать, сказать на всех языках (подобно апостолам на пятидесятый сутки по окончании Воскресения Христа). Получая вхождения святого духа, верующие на молитвенных собраниях довольно часто доводят себя до нарушения и исступления психики. В РФ секта взяла за это наименование трясуны. Пятидесятники не почитают икон, креста, отрицают церковную обрядность, крещение совершают над взрослыми людьми. Руководящую роль играются проповедники.

К пятидесятникам примыкают перфекционисты. Они вычисляют вероятным достигнуть и поддерживать состояние личной святости, верят во второе пришествие. Но не признают общения на вторых языках (глоссолалии). В целом, перфекционистов возможно назвать умеренными пятидесятниками. Большая часть приверженцев этого направления сосредоточено в Соединенных Штатах.

Пара в стороне от этих течений стоит секта вальденсов, показавшаяся задолго до Реформации — в двенадцатом веке. Она появилась в южной части Франции. Вальденсы потребовали возвращения к правилам раннего христианства — установили выборность духовенства, отказались от крещения детей, выступали против частной собственности. Не обращая внимания на бессчётные погромы, устраиваемые и светскими, и церковными властями, эта секта выжила и существует сейчас в Италии, Уругвае, Аргентине.

До Реформации показалась и секта моравских (богемских) братьев. Поддерживая правила раннего христианства, секта подверглась преследованиям. Некоторым приверженцам удалось спастись бегством из Чехии в Германию, где они обосновались в местечке Гернгут. Тут в 1727 г. они создали религиозное общество гернгутеров. Главное содержание христианства моравские братья видят в привлекательной жертве Христа. Громадное значение придается обрядности — литургии, гимнам, молитвам, омовению ног и т. д. В общинах поддерживается строгая дисциплина, жизнь верующих находится под постоянным контролем особенных надзирателей. Благодаря активной миссионерской деятельности общины моравских братьев имеются в Соединенных Штатах, Никарагуа, ЮАР, Танзании, Германии, Чехии.

Экуменическое перемещение появилось в начале XX века среди протестантских организаций. Они поставили собственной целью объединить все христианские церкви и добились образования Глобального совета церквей, что был основан в 1948 г. на конференции в Амстердаме. В чисто религиозных вопросах экуменическое перемещение придерживается той точки зрения, что все христианские церкви являются частями единой церкви Христовой. Но наряду с этим, само собой разумеется, ни одна не упускает случая представить себя самая истинной и большой ее частью. Экуменическое перемещение провозгласило собственной целью создание общехристианской социальной программы, равняется пригодной и для всех церквей, и для любого социального строя. Поэтому декларации экуменического перемещения носят слишком общий вид и довольно часто черты утопии. Но помощь, которая оказывается Глобальным советом церквей борьбе народов за мир, за экологическую безопасность, имеет хорошую гуманистическую направленность. РПЦ поддерживает миротворческую деятельность экуменистов, но решительно возражает против обрядности и пересмотра догматов.

РПЦ считает необходимым сохранять собственный вероучение в начальном виде, потому, что совместно со всеми церквами претендует на богоизбранность и истинность. Кроме того само наименование православие (верное и праведное прославление Всевышнего) говорит о той исключительности, которую приписывает себе данное направление христианства.

Церковная традиция, обосновывая самодостаточность и самостоятельность Русской православной церкви, прослеживает историю христианства в Киевской Руси с того времени, в то время, когда апостол Андрей совершил путешествие по этому старому краю и дал базы христианской веры его населению. С. Андреем церковная традиция связывает распространение христианства в восточной части Римской империи, в Византии. Легенда об Андрее ответственна в идейном обосновании восточной ветви христианства. Претензии католицизма на мировое господство опираются на легенду об апостоле Петре, что вручил ключи — знак власти на земле и на небе — первому римскому папе. Андрей же, по евангельской легенде, — брат Петра, помимо этого, Андрей — апостол первозванный, первый, кого Христос избрал себе в ученики. Так что обе христианские церкви идейно оперлись на предания, каковые разрешили им настаивать на своем первенстве в христианском мире. Для исторического религиозного сознания все это было очень серьёзным. Подлинная церковь — это утверждал, например, таковой влиятельный теолог, как Тертуллиан — это та церковь, которая восходит прямо к Христу. Другие церкви должны канонически ориентироваться на апостольскую церковь, другими словами быть зависимыми. Так религия становилась политикой.

какое количество было в Старой Руси христиан-славян, а какое количество христиан-варягов, неизвестно. Но что они были в большом количестве уже к 945 г. — исторический факт, извлеченный из Повести временных лет. В текущем году (в княжение Игоря) совершилась ратификация мирного соглашения с Византией. В Киеве контракту присягали славяне-славяне и язычники-христиане, причем последние — в соборной церкви святого Ильи. Христианство проникало на Русь понемногу, понемногу росло его влияние и значение, были в этом многостороннем ходе спады и свои взлёты, напряженные конфликты. Одной из побед христианства на данном этапе стало обращение княгини Ольги, датируемое летописью 955 годом. Ее сын Святослав не прислушивался к рекомендациям матери принять крещение — он строил славянскую державу, опираясь на родоплеменные идеологические установки. Вводит христианство в Киевской Руси в качестве главной национальной религии князь Владимир — сын Святослава от ключницы Малуши. Святослав гибнет в сражении, его дети были сейчас мелки. Альянс славянских племен, созданный завоеваниями Святослава, начинает распадаться. Междоусобная борьба между сыновьями князя привела в 980 г. к власти Владимира. Дабы объединить славянские племена, Владимиру уже слишком мало было военной силы, пригодилась неспециализированная идеология. Он сначала постарался уравнять в правах всех главных племенных всевышних. В Киеве появился пантеон шести языческих всевышних, остатки которого уже в наши дни нашли археологи. Но скоро стало известно, что эта дорога ведет в тупик. общественное сознание и Религиозные отношения, создаваемые язычеством, являлись значительным препятствием для производственных взаимоотношений зарождавшегося феодализма. Помимо этого, Русь не имела возможности стать в один последовательность с передовыми государствами Востока и Европы, не имела возможности выйти на уровень всемирный политики, отказавшись от заимствования разработок, культуры и науки. Владимир совершает выбор веры в пользу византийского примера.

В большой степени выбор князя был обусловлен исторически, вместе с тем и его национальной мудростью. С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения, она была довольно близко расположена. Византийские монахи Мефодий и Кирилл вели проповедь христианства среди славян на славянском же языке, обработав и унифицировав славянскую азбуку. Византия в ту пору была в расцвете сил и одновременно с этим имела достаточно печальный опыт, дабы искать с Русью мира, а не противостояния.

Ни Русь, ни Византия не расценивали грядущее крещение как чисто религиозный акт. Византия стремилась перевоплотить охристианенную Русь в собственного вассала, а Владимир рассчитывал на равноправный политический альянс двух христианских стран. При столь большом расхождении взоров на последствия крещение было очень сильно затруднено, Византия выторговывала себе условия обращения русов в подлинную веру. Но поворот политических событий сделал ставку на руку Владимиру. В 986 г. византийский император Василий Второй потерпел ожесточённое поражение в войне, в Византии вспыхнул бунт армий, и Варда Фока заявил себя императором. В данной обстановке Василий молит о помощи у Владимира, а тот выдвигает собственные условия: крещение Руси должно происходить по киевскому сценарию, Владимир приобретает в жены сестру императора и в следствии этого делается своим среди главных правителей Европы. Император должен дать согласие. Наступает 988 г., начинается крещение, но приезд императорской сестры Анны задерживается. Тогда Владимир осаждает Корсунь (Херсонес) — ответственный опорный пункт Византии на Черном море. Корсунь капитулирует, Владимир грозится перенести боевые действия на территорию Византии. Василий сдается и отправляет сестру на Русь. Так, возможно заявить, что русское войско, разбив византийцев, вынудило их окрестить себя.

Крещение Руси, задуманное и совершённое как политический акт власти, не замедлило дать политические плоды. Власть князя сейчас была дарована Всевышним. Раскрывались новые торговые возможности — единоверцев на Византии и рынках Европы принимали совсем в противном случае, чем скифов и варваров. То, что христианство осуждало рабство, стало причиной прекращению работорговли. Потом сейчас в британском, германском и французском языках понятие раб обозначается словом славянин, потому, что рабы-славяне весьма ценились на невольничьих рынках. Феодализму не характерно рабство, и церковь быстро выступала против него.

Реформы Владимира встретили сопротивление. Но на подпольных языческих жрецов Владимир практически не обращал внимания. В этом одна из обстоятельств складывания в Киевской Руси таковой религиозной совокупности, которая именуется двоеверием. Но сопротивление феодальным реформам жестоко подавлялось. Процесс христианизации протекал понемногу и занял примерно 100 лет (по некоторым оценкам — значительно больше). С учетом размеров страны это малый срок: крестившимся практически в один момент с Русью Норвегии и Швеции потребовалось на это соответственно 250 и 150 лет. Национальная реформа Владимира как бы высвободила понемногу накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал — началось бурное, стремительное развитие страны.

Старая Русь понемногу делается страной новой, высокой культуры. Не нужно, но, думать, что в языческие времена она не владела по-своему идеальной культурой. Эта народная языческая культура будет еще долго жить и придаст древнерусскому мастерству необычные и неповторимые черты.

Необычно, но летописи практически ничего не информируют о Владимире по окончании крещения. Тому имеется пара вариантов объяснений. Первое сводится к тому, что Владимир так и не стал примерным христианином, а продолжал прошлый образ судьбы, в котором самым предосудительным, согласно точки зрения христиан, был блуд (о целых поселениях княжеского гарема информирует летопись, расписывая невежество язычества, но вот что с ними стало — распустили либо покинули, — летопись не информирует). Второе объяснение сводится к тому, что ранние летописи создавались византийскими монахами, каковые желали принизить роль князя и были обиженны результатами крещения, сложившимися не в пользу Византии. Но в случае, если о Владимире молчат летописи, то его восторженно прославляет русский фольклор. Владимир Красное Солнышко навечно остался в памяти народной, как и вся его былинные богатыри и дружина (среди которых Добрыня — это родной дядя Владимира, брат его матери).

Ольга Ковитиди. 19.03.2018


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: