Принципы и критерии отбора содержания образования

В педагогической теории нашли признание правила формирования содержания неспециализированного образования, созданные В.В. Краевским.

Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, личности и культуры. Он требует включения в содержание неспециализированного образования как традиционно нужных знаний, навыков и умений, так и тех, каковые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и снабжают личностный рост.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания неспециализированного образования предполагает учет педагогической действительности, которая связана с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не существует содержание образования.

Принцип структурного единства содержания образования на различных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося.

Принцип гуманитаризации содержания неспециализированного образования связан в первую очередь с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Речь заходит о качественной реструкуризации содержания конкретных учебных предметов (а также гуманитарных). самые приоритетными компонентами гуманитарной культуры являются культура жизненного самоопределения; культура труда и экономическая культура; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура семейных отношений и общения.

Принцип фундаментализации его содержания требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, междисциплинарных связей и установления преемственности, опоры на осознание обучающимися сущности методики познавательной и практической преобразующей деятельности. Фундаментализация содержания неспециализированного образования обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, поскольку обучающиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и приобретают возможность для творческого саморазвития.

Содержание неспециализированного среднего образования, по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину, включает в себя:

– термины и основные понятия, отражающие как повседневную реальность, так и научные знания;

– факты повседневной действительности и науки, нужные для отстаивания и доказательства собственных идей;

– фундаментальные законы науки, раскрывающие отношения и связи между явлениями действительности и разными объектами;

– теории, которые содержат совокупность научных знаний об определенной совокупности объектов, о связях между ними и о способах предсказания и объяснения явлений данной предметной области;

– знания о методах научной деятельности, истории получения и методах познания научного знания;

– оценочные знания, знания о нормах взаимоотношений к разным явлениям судьбы, установленным в обществе.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) включает в себя знания об этих методах, каковые присутствуют уже в первом компоненте содержания базовой культуры и общего образования личности. Без таких знаний ни один метод деятельности нельзя выполнить сознательно. Необходимо еще усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки, выработанные человечеством. Умения – внешние либо внутренние действия, делаемые на базе знаний в соответствии с поставленными условиями и задачами.

Навыки – частично автоматизированные действия.

Практический компонент содержания неспециализированного образования представлен совокупностью неспециализированных интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся базой конкретных видов деятельности:

– познавательная (учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор школьника, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, содействует интеллектуальному формированию;

– трудовая деятельность направлена на создание, приумножение и сохранение материальных сокровищ (предметов культуры);

– художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в красивом, свойство к художественному мышлению и узким эмоциональным отношениям;

– деятельность по формированию физической культуры формирует силу, выносливость, пластичность и красоту людской тела;

– ценностно-ориентировочная деятельность направлена на рациональное осмысление обучающимися общечеловеческих и этнических сокровищ, осознание личной причастности к миру;

– коммуникативная деятельность – свободное общение в виде намерено организованного досуга обучающихся.

Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее главные черты проявляются в следующем:

– независимый перенос умений и знаний в новую обстановку;

– видение новой неприятности в привычной обстановке;

– видение структуры объекта и его новой функции;

– независимое комбинирование известных способов деятельности в новый;

– нахождение разных альтернативных решения доказательств и способов проблемы;

– построении принципиально нового метода решения проблемы, на базе комбинации известных.

Опыт взаимоотношений личности как компонент содержания базовой культуры и общего образования личности возможно рассмотрен как совокупность мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых взаимоотношений. Рассмотренные правила формирования содержания неспециализированного образования разрешают вычленить критерии отбора баз наук, изучаемых в современной школе:

– целостное отражение в содержании неспециализированного образования задач формирования и гармоничного развития личности ее базисной культуры;

– научная и практическая значимость содержания, включаемого в базы наук;

– соответствие сложности содержания учебных предметов настоящим учебным возможностям обучающихся того либо иного возраста;

– соответствие количества содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение;

– учет интернационального опыта построения содержания неспециализированного среднего образования;

– соответствие содержания неспециализированного образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Компетентностный подход

Первый вебинар с подстрочным текстом от 07.09.2018 о стратегии развития онлайн-обучения


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: