• именовать облегченными словами количество однообразных предметов «один», «довольно много», «два» (для детей старше двух лет), применяя наряду с этим и соответствующие жесты;
• различать в речи взрослых потребление притяжательных местоимений «мой — твой — собственный» и притяжательных прилагательных, образованных от имен детей (типа «Светин»);
• фактически различать два главных цвета (красный — зеленый), соотносить эти «сигнальные» цвета с определенными жизненными обстановками вне дома и словами, регулирующими поведение детей («Вперед! Путь свободен!» и «Находись на месте! Двигаться запрещено!»);
• соотносить потребление в речи некоторых новых звукоподражаний с определенными предметами вне дома («поезд») и действиями («гудеть»).
Оборудование: индивидуальные вещи детей нескольких наименований (шапки, шарфы, варежки), игрушечный «семафор» (два картонных круга — красный и зеленый, любой круг в центре прикреплен кнопкой к древесной линейке так, дабы их было комфортно держать в руке), игрушки детей из дома, принесенные родителями (см. занятие № 24), комплект картин с изображениями поезда и автомобилей (легковых, грузовых), книжка либо серия сюжетных картин про поездку поездом, стол, стулья.
Движение занятия
Занятие проводится в игровой помещении.
Продемонстрируйте детям поезд из серии картин, сопровождая показ следующими словами: «Это поезд. Он едет: чух-чух-чух. Мальчик едет поездом. Он машет нам ручкой: Пока-пока! И девочка едет поездом. Она также машет ручкой: «Пока-пока! Я уезжаю! До свиданья! Поезд едет вперед: чух-чух-чух. Он гудит: Ту-ту! Я еду вперед! Ту-ту! Дорогу мне!»
После этого поочередно каждому ребенку предлагается совместно со взрослым проговорить «голосом» поезда и продемонстрировать, как поезд едет.
Поезд едет: «Чух-чух-чух!» Поезд гудит: «Ту-ту!»
Жест «поезд едет»: согнутые в локтях руки поочередно делают поступательное перемещение вперед, ладони сжаты в кулаки. Жест лично разучивается с каждым ребенком, наряду с этим «перемещение поезда» сопровождается соответствующим звуком («чух-чух-чух»). При рассмотрении изображения поезда обращается внимание на его колеса.
Жест «поезд гудит»: рука со сжатым кулаком поднимается вверх. Жест лично разучивается с каждым ребенком, наряду с этим «гудок поезда» сопровождается соответствующим звуком («ту-ту!»). При рассмотрении изображения поезда обращается внимание на его трубу.
После этого детям предлагаются на выбор две картины.
Речевая инструкция: «Где тут поезд? Продемонстрируй!… Это поезд?» Последний вопрос задается дополнительно, в случае, если ребенок лишь показывает, но сам не произносит слово «поезд». Картины для предъявления должны быть достаточно большими и изображать стандартные транспортные средства: автомобили, грузовые и легковые, и поезда (пара разных изображений). Каждому ребенку предлагается выбирать из собственной пары картин. Нужно не забывать, что самый сложно ребенку различить грузовик с прицепом и поезд с несколькими вагончиками (это задание возможно давать самому сообразительному крохе). Непременно нужно предложить «продемонстрировать поезд», предъявив либо лишь две картины с различными автомобилями, либо два различных поезда: так возможно лишний раз убедиться, что ребенок не угадывает, то есть различает два разных транспортных средства между собой.
Подводя итог работы по картинам дети совместно со взрослым «собирают поезд»: размещают «вагончики» (страницы цветного картона) сзади «паровоза» (на протяжении нарисованной на ватмане линии «рельс»).
В случае, если дети отлично подготовлены к этому заданию на занятиях по аппликации, то возможно предложить им размещать вагончики соответственно размещению колесиков различного цвета, заблаговременно нарисованных на ватмане.
Речевая инструкция: «Вот колесики! А вот такой же вагончик! Ставим вагончик на такие же колесики! А где вагончик для этих колесиков? Верно! Данный вагончик такой же! Вагончик для того чтобы же цвета, как и эти колесики!» В случае, если это задание есть новым для детей, то оно проводится по окончании главного занятия лично с каждым ребенком.
В то время, когда работа по картинам закончена, сообщите детям, что сейчас они будут играться в «Поезд».
Вместе с детьми строится поезд из нескольких вагончиков — стульев. Речевая инструкция: «Данный стул — вагончик в отечественном поезде. на данный момент мы и отечественные игрушки отправимся поездом. Вова! Света! Саша! Принесите ко мне другие стулья. Пускай любой принесет по одному стулу. Вот поезд готов!» (Помогите детям расставить стулья приятель за втором.)
После этого дети будут должны рассадить в «поезде» собственные игрушки. Детские игрушки заблаговременно размещаются в игровой помещении так, дабы любой ребенок имел возможность выбрать пара нужных игрушек из целой группы предметов.
Речевая инструкция: «Это отечественный поезд. Вот вагончик! Тут отправится его игрушки и Саша. Саша, забери с собой друзей: тех мишек и этого зайку! Посади мишек и зайку на собственный стульчик: вот так! Отлично!»
Света! А это твой вагончик! Тут вместе с тобой отправятся куклы. Посади кукол на собственный стульчик. Молодец!
А это Бовин вагончик! Вова, посади к себе в лисичку и вагончик зайчиков. Отлично!
После этого скажите: «Ой, думается, зайчики что-то говорят». Присядьте на корточки и «слушайте», что говорят зайчики. После этого поведайте детям о том, что «вам сообщили зайчики»: «Зайчики не желают ехать вместе с лисичкой. Вова, посади лисичку в Светин вагончик. Назови, кто сейчас остался сидеть в твоем вагончике? («Зайчики».)
Продемонстрируй на пальчиках, сколько игрушек сидит в твоем вагоне (жест «два» либо «довольно много» — в зависимости от возраста детей и условий игры). Верно!»
«Света! Лисичка не желает ехать с куклами. Тогда куда мы ее посадим? (Посоветуйте ребенку ответ, показывая на необходимый вагон.) Чей это вагончик?» («Сашин».) Кто едет в его вагончике? («мишки и Зайка».) какое количество мишек сидит в вагончике? (жест «два» либо «довольно много» — в зависимости от возраста детей и условий игры)».
«Саша! какое количество зайчиков сидит в твоем вагончике? («Один» и соответствующий жест.) Зайка может ехать вместе с лисичкой? («Нет»). Куда мы можем пересадить зайку? (Посоветуйте ребенку ответ, показывая на необходимый вагон.) Чей это вагончик?» («Бовин».)
Все игрушки рассажены. Нужно выяснить посредством любой считалки, кто будет отправлять «поезд» в путь. В конце занятия проводится игра «Семафор».
Все игроки совместно со взрослым «просят» ведущего дать поезду отправиться в путь. Они звучно произносят: «Ту-ту!», демонстрируя соответствующий жест. Ведущий поднимает зеленый круг «семафора», и поезд едет: «Чух-чух-чух!» (дети произносят хором, демонстрируя соответствующий жест). В случае, если ведущий поднимает красный кружок «семафора», «поезд» останавливается и гудит: «Ту-ту!»
Тогда ведущий опускает красный круг и снова поднимает зеленый. Игра длится.
38. Зимняя дорога
Цель: закрепить умение делать сложную речевую инструкцию (в два действия), выраженную посредством глаголов в изъявительном и повелительном наклонении.
Задачи:
• закрепить в пассивном словаре качественные прилагательные, именующие цвет «красный» — «зеленый», и активизировать потребление слова «белый» в связанном сочетании «белый снег»;
• проверить познание значений самый распространенных глаголов перемещения (бегать, находиться, идти, прыгать) и наречий («вперед», «назад»);
• стимулировать детей к независимому произнесению в игре речевых команд, содержащих глаголы в побудительной форме.
Оборудование: игрушечный «семафор», индивидуальные игрушки детей (мишки, зайки, кошечки, собачки и т.п.).
Движение занятия
В начале занятия с детьми повторяются задания из темы «Едем к себе домой»: сперва дети строят «поезд» (из стульев) и рассаживают в нем собственные игрушки. Помогите детям пересадить игрушки в вагончиках так, как они «просят» (см. вариант подобной речевой инструкции из прошлого занятия).
Проводится игра «Семафор».
После этого сообщите детям о том, что поезд приехал в лес. В лесу зимний период довольно много снега и ехать в поезде дальше запрещено.
Речевая инструкция: «Стоп! Красный свет! Ехать дальше запрещено! Около лишь снег, дороги не видно. Игрушки остаются в вагончиках, а мы идем искать дорогу в лесу!»
В комнате на полу широкой лентой отмечается дорога: дети попеременно должны пройти по ней вперед, пробежать назад.
Первым команды дает взрослый, а после этого любой ребенок повторяет их, обращаясь к второму ребенку. Эргономичнее всего организовать это занятие как игру-эстафету, в то время, когда одно перемещение выполняется последовательно всеми детьми, причем команда на исполнение определенного перемещения кроме этого повторяется каждым ребенком.
Речевая инструкция (для перемещения шагом по широкой ленте):
«Ваня! Иди!» (Скажите эти слова звучно.) «Вперед!» (Продемонстрируйте соответствующий жест рукой в нужном направлении.)
«Света! Иди!» (Это произносит Ваня.) Отлично, в случае, если ребенок не только повторяет слова за взрослым, но и самостоятельно показывает направление перемещения — жест «Ко мне!».
«Саша! Иди!» (Это произносит Света.)
Последовательно с каждым ребенком отрабатывается произнесение каждой команды: «Иди! Беги! Прыгай!» Команда «Находись!» отрабатывается вместе с любой из этих команд, как противоположная ей. Возможно заменять ее в речевой инструкции подобной командой «Стоп!», дабы показать детям, что эти слова обозначают одно да и то же: финиш действия, прекращение перемещения.
Команда «Прыгай!» в данной игре свидетельствует «прыгать на двух ногах».
Команды «Вперед!» и «Назад!» употребляются лишь взрослым и обозначают конкретно направление перемещения довольно исходной точки начала «дороги» (ленты).
В случае, если двигательные возможности детей еще весьма несовершенны и исходя из этого с ними нельзя организовать групповую подвижную игру, возможно уменьшить задание. Двигаться по команде должны не дети, а игрушки в их руках. Соответственно изменяются протяженность «дороги» (она значительно уменьшается), ее расположение (лента кладется на поверхность детского стола, около которого находятся дети).
Речевые руководства: 1. «Мишка! Иди!» 2. «Зайка! Прыгай!» 3. «Котик! Беги!»
Все эти фразы произносятся детьми по речевому примеру (по окончании взрослого) и сопровождаются правильным исполнением соответствующего перемещения игрушкой в руках того ребенка, у которого она находится.
В конце занятия дети возвращаются к поезду и садятся в «вагончики». Они нашли дорогу в лесу, но, дабы по ней проехать, нужно «расчистить» снег. Вы произносите: «Снег! Снег! Белый снег!» После этого, обращаясь к детям, задаёте вопросы: «Снег какой! Белый! На дороге … белый снег. Давайте подуем, и он улетит! Вот так: фу-у-у! Еще посильнее: фу-у-у! Белый снег! Белый снег, улетай!» Дети очень сильно дуют, прогоняя «белый снег» с дороги. (Отлично поднести к губам ребенка вату: кроха заметит, как «летит белый снег».) «Все! Снега больше нет!»
Поезд снова едет. Игра «семафор» завершает это занятие: отрабатывается согласованное произнесение команды «Стоп!» и поднимание красного круга с каждым ребенком по отдельности. Отлично учить эту команду в парах: один ребенок произносит «Стоп!», а второй обязан поднять красный сигнал «семафора». После этого все дети «гудят»: «Ту-ту!», и поезд едет дальше (ребенок опускает красный сигнал). При организации данной игры нужно учитывать, что мелким детям весьма тяжело поочередно поднимать то красный, то зеленый сигнал, как это должно быть в реальности. Для них игру нужно приспособить: один ребенок (к примеру, тот, что держал красный сигнал) садится на собственный место в «поезде», а второй ребенок выходит вперед и дает зеленый свет (поднимает зеленый круг). В будущем возможно будет разучить с каждым ребенком и исполнение обеих команд, но на данном занятии выговор нужно делать на независимое произнесение детьми команд в игре, а не на усложнение исполнения этих команд.
39. Как зимовали медведь и мышка?
Цель: закрепить умение различать в речи взрослых людей уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных при назывании предметов, явлений.
Задачи:
• тренировать у детей умение различать на слух звуки, сказанные «высоким» и «низким» голосом;
• мочь при ответе различать «громадные» и «мелкие» предметы и соотносить их с определенным морфологическим показателем в речи взрослых (стол — столик, ложка — ложечка);
• учить подражать голосам «громадных» и «мелких» (звуки, слоги, простые слова).
Оборудование: две игрушки — мягкая игрушка «маленькая» и мишка пластмассовая «мышка» (она возможно заменена фигуркой, вылепленной из пластилина), — размеры этих игрушечных животных должны различаться между собой в пропорции не меньше 1:3, игрушечная «пещера» (громадная бумажная коробка с боковой прорезью, обложенная сверху ватой), комплект детской кукольной мебели и посуды, веточки елки либо сосны, стол, стулья.
Движение занятия
Занятие проводится в игровой помещении.
Пригласите детей к столу, на котором предварительно подготовлена «пещера»: перевернутая бумажная коробка из-под обуви с боковой прорезью («лазом»), обложенная сверху ватой. Около «пещеры» — «елки» (веточки ели) в лесу. Рядом с «пещерой» стоит мышка. Она «скрывается» в елках.
Попросите одного ребенка продемонстрировать, где мышка спряталась. Другого ребенка спросите, как мышка пищит («пи-пи-пи» либо «и-и-и»).
После этого поведайте детям историю про мышку: «Жила-была мышка. Она была маленькая-маленькая. Вот такая! (Жест, демонстрирующий, какая мышка «маленькая».) У нее не было собственного домика. Она бегала везде и искала себе хлебушек. Но зимний период выпал снег. (Указательный жест в сторону «снега».) И маленькой мышке стало нечего кушать. Около (жест около мышки) — лишь ёлки и снег, и ни одного кусочка хлеба. Мышке весьма не хорошо! Мы пожалеем мышку, погладим ее. (Дети гладят мышку.) Нужно оказать помощь мышке и отыскать для нее домик. Посмотрите, где мышке возможно спрятаться? Мы запрячем тут мышку? (Жест в сторону входа в «пещеру», подсказывающий детям верный ответ.) («Вот. В том направлении!» Дети прячут мышку в отверстие сбоку коробки-«пещеры».) Мышка спряталась! А снег все идет и идет!»
Поднимитесь из-за стола, дотянитесь из кармана пара ватных шариков и сдуйте их со своей ладони вниз. Ватные кусочки падают вниз, на стол: «снега» делается все больше. Дети поднимаются из-за стола и также начинают дуть, сдувая вату с руки взрослого. «Снег» падает вниз.
После этого спросите у детей: «Кто живет в этом домике?» («Мышка».)
Предложите детям взглянуть, как мышка живет в собственном домике. Поднимите коробку и вскрикните: «Ой! Тут кто-то имеется! Кто это?» Дети видят, что в домике две игрушки: медведь и мышка, что,
укрывшись, «спит» на мелком диване. («мишка и Мышка».) Кто спит на диване? («Мишка».) А где же мышка? (Ребенок обязан продемонстрировать, что мышка «спряталась» под диваном.) («Вот».)
мишка и Мышка ставятся на стол. Еще раз обратите внимание детей на то, что мишка — громадной, а мышка — маленькая.
Игра: «Громадное и мелкое».
Игра проводится в виде беседы с детьми. Любой ребенок обязан ответить на вопросы двух типов: «где громадное» и «это громадное либо мелкое». К примеру, спросите: «Где громадный стол? А столик: он громадный либо мелкий?» Игра проводится на предметном материале, размещенном в «домика» (это возможно — ложечка и ложка, мисочка и миска, подушечка и подушка). Принципиально важно, дабы все пары слов изменялись по единой словообразовательной модели — посредством суффиксального метода словообразования (-очк, -ечк).
После этого проводится игра «Чей голосок?». Держите за спиной обе игрушки так, дабы дети их не видели. Для данной игры ребенок обязан определить голос игрушки и выбрать «в доме» предмет, что она «попросит». В данной просьбе не должно находиться прямого указания на предмет, т.е. мишка (голосом взрослого) не должен сказать ребенку: «Дай мне мою кровать!» Речевая инструкция возможно сформулирована по следующему примеру: «Ы-Ы-Ы. Желаю дремать! Желаю дремать! Куда мне лечь? Где мне лечь? Ваня, помоги мне!» Названный ребенок обязан определить игрушку по голосу и дать мишке его кровать.
40. Делаем кормушку для птиц
Цель: активизировать в речи детей выражения и устойчивые словосочетания, среди них и включающие в свой состав кое-какие прилагательные и глаголы в форме «облегченных» слов.
Задачи:
• научить каждого ребенка соотносить собственные действия со словесной инструкцией, приобретаемой от другого ребенка (по речевому примеру, предложенному взрослым);
• тренировать умение высказывать «голосом» качественные характеристики отлично привычных предметов (громадной — мелкий);
• организовать устойчивое словоупотребление словесных оборотов «громадная птичка», «маленькая птичка», «положи ко мне», «дай мне это».
Оборудование: сюжетная картина по теме «Кормушка для птиц» (стимульный материал), древесная либо картонная кормушка для птиц, кусочки хлеба, семечки, сало и т.п.
Движение занятия
Занятие проводится в игровой помещении, после этого кормушка для птиц выносится во двор (на прогулке) и крепится на ветках дерева.
Для этого занятия нужно заблаговременно попросить своих родителей приготовить для каждого ребенка пакетик с кормом для птиц. Эти пакетики будут употребляться на занятии.
Сперва детям демонстрируется картина, на которой нарисованы птички, клюющие корм с кормушки. Проводится маленькая вводная беседа по картине, на протяжении которой опрашиваются все дети, участвующие в занятии. Детям нужно дать следующие задания и задать такие вопросы:
«Продемонстрируй всех птичек».
«Продемонстрируй лишь тех птичек, каковые сидят на земле (на веточках)».
«Продемонстрируй птичек, каковые клюют корм из кормушки».
«Продемонстрируй мальчика, что кормит птичек».
«Продемонстрируй девочку, которая кормит птичек».
«Это громадная птичка? (Вы показываете на мелкую птичку.) Нет, это не громадная птичка! Это маленькая птичка. Сообщи, как я: маленькая птичка».
После этого попросите одного из детей оказать помощь вам собрать корм для птиц.
Речевая инструкция: «Ваня, сообщи Мише: Дай мне это!» Произносите эти слова на ухо ребенку, в руках у другого ребенка находится пакетик с кормом для птиц. Так вы используете помощь ребенка-посредника для громкого озвучивания собственной просьбы.
Подобным образом любой ребенок обязан оказать помощь собрать корм в кормушку. Речевая инструкция варьируется — ребенок, взявший пакетик с кормом для птиц, после этого сам, по просьбе другого малыша («Положи ко мне!»), высыпает его содержимое в кормушку.
В конце занятия кормушку с кормом выносят ближе к входной двери и отставляют в том месте до начала прогулки. В будущем на улице возможно будет много раз закреплять эти речевые навыки:
1. Умение именовать птичку: «громадная птичка», «маленькая птичка».
2. Умение обращаться прося к второму ребенку при кормлении птиц, употребляя наряду с этим определенные слова по речевому примеру взрослого.
Наблюдение за настоящими птицами, слетающимися к кормушке, будет стимулировать у детей активное потребление всех выражений и устойчивых словосочетаний, разученных на занятии.
41. Праздник «Прощание с зимний период»: Масленица
Цель: активизировать в речи детей новые слова (существительные, глаголы, прилагательные по темам «Одежда», «Продукты питания», «явления и Предметы вне дома»).
Задачи:
• проявление в игровой обстановке элементов речевой инициативы;
• умение соотносить собственный наблюдения и практический опыт за явлениями природы с выражениями и определёнными словами, высказывающими чувственные представления детей об окружающем мире;
• договаривание фразы взрослого до конца, применяя собственные знания о действиях окружающих и свойствах предметов, чаще всего делаемых с ними.
Оборудование: снежная баба (высотой не более 0,5 м), сухие веточки либо солома, спички, ведро с водой. Движение занятия
Данное занятие проводится в помещении и на улице (на игровой площадке детского сада либо во дворе перед домом). Во второй части занятия смогут учавствовать в один момент все дети группы, но с целью проведения первой части нужно поделить детей на подгруппы, как на всех занятиях Главного цикла, не считая итоговых занятий, поскольку малышам будет жарко находиться в одежде и ожидать, пока всех детей оденут.
Предварительно перед выходом на улицу с детьми проводится беседа о том, что на данный момент происходит на улице. Чтобы детям было легче соотнести слова взрослого с конкретной обстановкой, рекомендуется либо замечать в окне за происходящим на улице, либо применять сюжетную картину «Тает снег». Сообщите детям: «на данный момент мы отправимся гулять. Какая сейчас погода? На улице весьма холодно? Нет! На улице тепло. Подойдите к окну! («взглянуть на эту картину!») Светит (указательный жест в направлении солнца) солнышко. На улице довольно много снега? Нет! На улице мало снега! Снег тает».
После этого пригласите детей в гардеробную помещение. Добывая одежду ребенка из его шкафчика, спросите у каждого малыша: «На улице холодно? (Нет! Тепло!) Наденем эту кофту? (Да.) А это что? (Еще кофта! — Данный парный предмет одежды предварительно скрывается в шкаф.) Наденем сходу две кофты? (Нет. Одну!) Тебе не будет холодно? (Нет.) А мама натягивала тебе две кофты либо одну? (Одну.)»
Возможно варьировать вопросы в зависимости оттого, какие конкретно «лишние» парные предметы положили в шкаф (шапку, шарф, варежки).
В то время, когда все дети будут одеты, их организованно выводят на улицу. В том месте уже подготовлена «снежная баба». Спросите у детей, какой праздник «празднуют» зимний период. В случае, если дети не отыскали в памяти, возможно задать им наводящий вопрос: «Что Дедушка Холод положил тебе под елочку? Дедушка Холод приходит ежедневно? Нет, Дедушка Холод приходит лишь в Новый год. В какой праздник приходит Дедушка Холод? В Новый год? Кто нам приносит подарки в Новый год! Дедушка Холод!»
Вы продолжаете: «Деда Мороза больше нет. Он возвратится лишь в Новый год. На улице осталась лишь снежная … (баба). Снежная баба сделана из … (снега). Ее шнобель сделан из … (морковки). Сейчас мы будем прощаться со снежной бабой. Солнце светит тепло-тепло, и нам на улице также … (тепло), и снежной бабе также … (тепло). Снег тает, и снежная баба … (тает). Снег опасается лучей солнца, и снежная баба опасается лучей … (солнца). Мы попросим солнце: Солнце, свети! Еще раз дружно скажем: Солнце, свети!»
«Солнышко светит, и снежная баба … (тает). Снежная баба тает, а солнышко посильнее и посильнее … (светит)».
«Нужно оказать помощь солнышку? Да, нужно оказать помощь! Снежная баба опасается огня. Всем от снега — холодно, а от огня — горячо. Снежная баба — холодная, а пламя … тёплый».
«Снежная баба тёплая? Нет, снежная баба … (холодная). Она какая? (Холодная!) Пламя холодный? Нет, пламя … (тёплый!)». Много раз обращайтесь к каждому ребенку с «неправильным вопросом» (т.е. формулируйте вопрос заведомо неправильно, дабы вызвать у малыша протест, выраженный в форме «верного» речевого высказывания). Данный прием весьма действен для стимуляции речевой инициативы самого ребенка.
После этого дети совместно со взрослым собирают веточки для костра, предварительно разбросанные по площадке. Речевая инструкция взрослого зависит от личных свойств каждого ребенка к ориентации в пространстве и понимания значений пространственных предлогов.
Зажигают костер. Организуйте всех детей в хоровод, спойте песенку о проводах зимы, к примеру:
Свети, свети нам, солнышко, Свети, свети сильней И каждого ребеночка Своим лучом согрей.
Костер горит, снежная баба тает и преобразовывается в воду. Тлеющие остатки костра заливаются водой из ведра.
В то время, когда зима кончается, делается тепло, все люди радуются и радуются. В большинстве случаев в эти дни все угощают друг друга блинами. В случае, если имеется возможность, то в детском саду возможно накормить детей блинами в данный сутки либо попросить своих родителей приготовить детям блины дома на ужин.
42. Что мы видели зимний период? (итоговое занятие)
Цель: стимулировать детей к поддержанию маленького диалога со взрослым при дискуссии темы «Зима» (инициатором диалога есть взрослый).
Задачи:
• тренировать детей отвечать на вопросы взрослого и самим задавать вопросы вторым детям по предложенному взрослым речевому примеру;
• закрепить в речи детей потребление устойчивых словосочетаний и некоторых высказываний в форме повествовательных и побудительных предложений (в большинстве случаев, в «замороженной» форме).
Оборудование: сюжетные картины по темам «Новый год», «Кормушка для птиц», «Снег тает», предметные картины «снежная баба», «солнышко», «луна», «елка», «птичка», стол, стулья.
Движение занятия
Занятие проводится в помещении.
Пригласите детей к столу и дотянитесь первую картину: «елка». Речевая инструкция: «Что это? (Елка.)»
Дотянитесь вторую картину «Новый год». «Какой праздник мы отмечаем с елкой? (Новый год). Кто нам приносит подарки в Новый год? (Дедушка Холод.)»
«Дети, в Новый год на улице весьма тепло? (Нет, холодно.) На прогулку нам не нужно надевать шапки и шарфы? Не нужно! (Нет, нужно!) Мы любим гулять на улице в сильный холод? (Нет, нелюбим.)»
Дотянитесь третью картину: «птичка». Спросите: «Кто это?» (Птичка.)
«Зимний период птичке не хочется имеется? Не хочется! (Нет, хочется.) Зимний период в лесу еды очень довольно много? (Нет, не довольно много, а мало!)» Последний ответ имеете возможность посоветовать самому сообразительному ребенку в группе, энергично жестикулируя (жесты «нет» головой, «не» — рукой, «мало» — двумя руками).
Дотянитесь картину «Кормушка для птиц».
«Ваня, поинтересуйся у Светы, кто это? Это птички?»
«Вова, поинтересуйся у Вани, птичка маленькая? Это маленькая птичка?» (Показывайте именно на мелкую птичку: дети смогут подражать лишь верно сформулированным вопросам, «неправильные» вопросы не принимаются ими для подражания, в силу того, что детское восприятие еще крайне привязано к конкретной обстановке: малыши еще не готовы повторять «одно», в то время, когда видят «второе».)
В то время, когда беседа по картине «Кормушка для птиц» закончена, все ранее предъявленные картины убираются со стола и детям показываются сходу две предметные картины.
Попросите их продемонстрировать, где солнышко. После этого, в зависимости от личных общего возможностей уровня и речевых детей развития их представлений об окружающем мире, с ними проводится беседа по следующим вопросам: Солнышко светит ночью либо днем? Солнышко греет либо не греет? Некоторым детям смогут быть направлены неправильные вопросы: «Луна греет? Солнце светит ночью? Зимний период солнце весьма горячее?» Нужно непременно смотреть за тем, дабы в собственных ответах все дети применяли прилагательные и нужные глаголы, а не исчерпывались лишь односложными ответами типа «да — нет». Вопрос, что был «тяжёлым» для одного ребенка, нужно «переадресовать» второму крохе. Для этого возможно применять и прием «озвучивания» ребенком слов взрослого из занятия «Кормушка для птиц».
Последняя часть занятия проводится по картине «снежная баба», которая напомнит детям о празднике Масленица. Рекомендуется применять задания и примерные вопросы детям из второй части прошлого занятия.
Результаты итогового занятия оцениваются лично для каждого ребенка по следующим параметрам:
1) состояние слухового, зрительного внимания по уровням;
2) состояние неспециализированной моторной ловкости, точность перемещений, делаемых руками по уровням;
3) применение жестово-мимических и других ясных средств в общении;
4) независимая речевая продукция, сопровождающая исполнение действий;
Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, большой» уровень, два последних — как «весьма редкие проявления, время от времени употребляются, употребляются довольно часто».
По окончании занятий II этапа Главного цикла для всех детей непременно проводится заполнение анкеты-опросника (родителями) и сравниваются результаты наблюдений педагога с оценкой речевой продукции ребенка его родителями.
Дети, каковые стойко отстают от всей группы в собственном речевом развитии, должны быть направлены на дополнительную консультацию к детскому психологу, и логопеду (эксперту по ранней коммуникации) в ПМПК (психолого-медико-педагогическая рабочая группа). При необходимости этими экспертами дети смогут быть направлены на обследование к вторым экспертам (невропатологу, психоневрологу, педиатру и т.д.).
К концу II этапа Главного цикла дети должны купить следующие навыки речевого общения:
• Мочь различать в речи взрослых потребление:
— грамматической формы единственного — множественного числа существительных и некоторых довольно часто применяемых в речи глаголов;
— уменьшительных суффиксов существительных для обозначения соответствующего лексического значения;
— глаголов в форме инфинитива, а также в изъявительном и повелительном наклонении.
• Соотносить значение некоторых наречий и прилагательных с характерными показателями отдельных явлений и предметов.
• Осознавать суть нескольких вопросительных слов (кто, что, где, чей) и отдельных местоимений, числительных (количественных «один, довольно много», пространственных «в том месте — тут — тут», притяжательных «мой, мне, твое»).
В независимой речи детей, которая в некоей степени делается инициативной, не смотря на то, что еще в значительной степени остается отраженной, покажутся:
• Наровне с аморфными словами-предложениями кое-какие устойчивые словосочетания (в «замороженной форме»), а также отдельные побудительные предложения (обращенные чаще к взрослому, чем к сверстникам).
• «Облегченные» слова, каковые функционируют еще параллельно со звукоподражательной лексикой (машина — би-би — сина),
Существенно возрастет пассивный словарный запас детей, в котором именно на II этапе работы по программе Главного цикла случится последовательность качественных трансформаций: