Не считая неспециализированных положений, изложенных выше, при эксплуатации промысловых автомобилей нужно иметь в виду последовательность положений, вытекающих из их специфики.
При эксплуатации лебедок для укладки и тяги верёвок убеждаются в исправности мест крепления финиша каната на навивных барабанах, канатоукладчиков. При работе смотрят за ходом верёвок, не допуская их перепутывания; в ходе травления каната с навивных барабанов на барабане обязан оставаться первый слой навивки. При травлении ваера, стяжного троса либо вожака со вольно вращающегося барабана медлено подтормаживают барабаны тормозами, регулируя скорость травления в соответствии с указанием старшего мастера по добыче либо сообразуясь с ходом процесса.
Большая часть промысловых автомобилей имеет электрический привод, что включает в себя электродвигатель, пускорегулирующую аппаратуру, сигнализации и приборы контроля.
При подготовке промысловой автомобили к работе нужно пристально осмотреть электропривод и убедиться в том, что рубильник (автомат) отключен, а пусковое устройство находится в нулевом положении. На электродвигателе, пускорегулирующей аппаратуре и вблизи них не должно быть посторонних предметов. провода и Кабели должны быть надежно подключены и не иметь повреждений; заземление должно быть надежно закреплено. Нужно проверить крепление фундаментных болтов, соединительных муфт, наличие смазки в подшипниках, исправность всех ограждений.
Эксплуатация электроприводов обязана осуществляться в полном соответствии с требованиями «Правил обслуживания ухода и судового электрооборудования за ним».
В соответствии с «Правилами обслуживания судовых промысловых их приводов и механизмов» установлены объёмы и периодичность технических ремонтов и уходов.
Техобслуживание (ТО) промысловых автомобилей и механизмов выполняют по планово-предупредительной совокупности, которая предусматривает исполнение необходимого комплекса работ. По периодичности, различают следующие виды ТО, различающиеся трудоёмкостью и составом делаемых работ, ежедневное, еженедельное, ежемесячное, сезонное и ежегодное.
Для каждого вида техобслуживания установлен список исполнения необходимых работ: моечных, очистительных, смазочных, заправочных, крепежных, контрольных и регулировочных.
Главное назначение ежедневного техобслуживания — контроль технической исправности и поддержание надлежащего состояния внешнего вида автомобили либо механизма.
Последующие виды техобслуживания имеют собственной целью понижение интенсивности износа автомобили, предупреждение неисправностей и отказов своевременным исполнением контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ. Так, при еженедельном ТО делают все операции осмотра внешнего вида, проверки состояния автомобили и ее смазывания, соответствия уровня смазки в корпусах редукторов, маслобаков насосной станции. В номенклатуру жеежемесячного ТО входит, не считая перечисленных выше, последовательность дополнительных работ, которые связаны с проверкой крепежных и соединительных узлов, герметических стыков и т. д.
При ежегодном техобслуживании, помимо этого, частично разбирают, промывают и осматривают подробности и узлы промысловых автомобилей либо их приводов и механизмов. Контролируют износ подробностей, меняют смазку, рабочую жидкость в совокупностях гидропривода, промывают фильтры и т. д.
Независимо от периодических осмотров при обнаружении какой-либо неисправности работа автомобили должна быть прекращена до полного устранения неисправности. При выводе промысловой автомобили из эксплуатации на срок более одного месяца нужно создавать консервацию автомобили. Перед консервацией машину очищают от грязи, следов коррозии, ветхой смазки, отслоившейся краски. В соответствии с инструкцией по эксплуатации перед консервацией машину разбирают — исполнительные органы, привод и промежуточные передачи. Чтобы не было несчастных случаев перед разборкой нужно абсолютно отключить привод от источников питания.
При консервации поверхности автомобили покрывают антикоррозийными составами. Смазка наносится равномерно в два слоя на промытые (очищенные) и насухо протертые поверхности.
Для надёжной работы персонала, обслуживающего промысловые устройства, автомобили и механизмы, все движущиеся части оборудования, каковые смогут нанести травму, должны быть закрыты прочно закрепленными съемными ограждениями, допускающими возможность эргономичного и смазки и безопасного наблюдения. Снятые на протяжении ремонта либо осмотра оборудования защитные ограждения по окончании завершения работ должны быть срочно установлены на место. Приступая к работе, нужно проверить исправность ограждений и надёжность крепления и других предохранительных устройств.
Запрещается пускать вход оборудование, с которого сняты ограждения и защитные кожухи.
Чтобы не было несчастных случаев запрещается: при обслуживании действующего промыслового оборудования касаться движущихся частей одеждой, другими частями и руками тела, становиться и садиться на ограждения; переходить через находящиеся под нагрузкой орудия лова и неогражденные канаты, проходить под ними, поправлять их руками, прикасаться к ним частями тела и применять их в качестве опоры при исполнении разных работ; накладывать на вращающиеся исполнительные органы промысловых автомобилей орудия и канаты лова, подправлять либо расправлять их в ходе выборки либо травления на аккуратных органах и направляющих устройствах, выбирать и травить верёвки, на которых имеются колышки, расправлять колышки на движущихся верёвках, пребывать под нагруженными блоками, шкивами, барабанами и т. п., и вблизи них со стороны внутреннего угла, образованного направлением перемещения каната и направляющим роликом.
Правила техники безопасности запрещают проводить ремонт оборудования на протяжении его работы, трудиться на неисправном оборудовании и эксплуатировать промысловое оборудование (промысловые автомобили, грузовые устройства) на параметрах, превышающих их номинальные паспортные характеристики; запрещают одному человеку трудиться с ходовым финишем каната либо орудия лова и в один момент руководить промысловой машиной.
Площадки для обслуживания промысловых автомобилей, расположенные на высоте более 0,5 м, должны иметь леерное ограждение и нескользкую поверхность.